Квалификационный экзамен — «За» и «против»

Уже несколько лет мы реализуем такую форму контроля как экзамен (квалификационный). Однако, до сих пор до его подготовки и после возникают разные противоречия и умозаключения. Этой информацией хотелось бы мне сегодня поделиться с педагогическими коллективом и предложить ряд решений по «оптимизации Э(к)».

Понятие «экзамен (квалификационный)» закреплено в нормативных и рекомендательных документах.

«Экзамен (квалификационный) — форма итоговой аттестации по профессиональному модулю, проверка сформированности компетенций и готовности к выполнению вида профессиональной деятельности» (МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 20 октября 2010 г. N 12-696).

В документе ФИРО «Разъяснения по формированию учебного плана основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования и среднего профессионального образования» в пункте «Рекомендации по планированию промежуточной аттестации при освоении ОПОП СПО» Э(к) (экзамен (квалификационный) определен как «обязательная форма промежуточной аттестации по профессиональным модулям. Экзамен (квалификационный) проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» ФГОС СПО».

Методические рекомендации ФИРО дают некоторые разъяснения по процедуре итоговой аттестации по профессиональному модулю основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.

Во ФГОС в разделе VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА есть пункты:

8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

В этом разделе ничего не говорится о такой форме контроля как «Э(к)» и тем более ФГОС дает нам право определять формы и содержание контроля.

Каждый из нас, кто участвовал в разработке и процедуре проведения Э(к), как и я, может выделить ряд плюсов и минусов этой формы контроля и, наверное, больше минусов.

Я начну с минусов и противоречий.

№1. ЭК это «породия» на те формы контроля, которые были уже в МДК по профессиональному модулю, т.к. мы проверяем и оцениваем те же самые ПК и ОК, которые оценивали до Э(к). Так, например, студент предоставляет на Э(к) конспект урока и его видефрагмент, выполняет анализ или дает обоснование каким-то методическим аспектам. Но на производственной практике мы уже оценивали эти виды деятельности, выполнили оценку сформированности ПК и ОК у студента и тем самым сделали заключение о его уровне готовности к осуществлению ВПД.

Если рассматривать такую форму контроля как «защита портфолио», то через нее хорошо прослеживаются ПК, связанные с разработкой документации учителя, но сложно прослеживаются ПК, связанные с проведением уроков и занятий. Поэтому, наверно, эта форма контроля не так популярна у нас в колледже, потому что у нас «двоякое» к ней отношение. Но в тоже время мы можем видеть в портфолио оценочные материалы по практике, которые позволяют экзаменаторам сделать определенные оценочные суждения.

№2. Еще до начала Э(к), я как, экзаменатор и преподаватель ПМ, понимаю, что у меня все студенты сдадут экзамен. Потому что, если студенты по всем формам аттестации в ПМ, в том числе и по производственной практике (ПП) имели положительную отметку, как они не выполнят испытание на Э(к)?! Если студент не сдаст, значит, я ставлю под сомнение качество моей работы в предыдущие семестры. Возникает вопрос: «А почему у него раньше были положительные отметки по МДК по окончанию семестра, если сейчас он не может пройти процедуру Э(к)?».

№3. В каждом семестре я оцениваю уровень сформированности умений, ПК и ОК у студентов по МДК. К началу Э(к), я считаю, у меня уже есть достаточная информация для определения итоговой оценки по ПМ у студента и для вывода «освоен или не освоен ПМ студентом». Испытание на Э(к) уже вряд ли повлияет на изменение этой отметки. Так, например, если у Ивановой С. в трех семестрах был оценка «удовлетворительно», и она демонстрировала низкий уровень ПК и ОК, то даже если она очень хорошо подготовиться к Э(к), я ей все равно по ПМ поставлю «удовлетворительно», т.к. этой студентке надо было демонстрировать динамику и доказывать ее в течение трех семестров, а не только здесь, на 30-и минутном испытании.

Проявляется некоторый формализм в процедуре проведения Э(к) и в оценивании студента на экзамене. Если убрать процедуру Э(к) вообще, то я итак могу сделать вывод об освоении ВПД по ПМ всеми студентами.

№4. Само понятие «квалификационный» не подходит к профессиям, которые получают наши студенты. Потому что мы не устанавливаем разряды или категории в получаемых профессиях. Они у нас получают одну квалификацию, например, «учитель начальных классов».

№5. Но не так страшна процедура разработки ФОС по Э(к) и даже, как уже оказалось, проведение экзамена, как «мучительна» процедура оформления документов после Э(к), оформление Свидетельств на каждого студента. Во-первых, сам экзамен идет очень долго, во-вторых, оформить свидетельство на одного студента занимает до 30 минут. Я трачу очень много своего личного времени, причем впустую. Потому что эти документы потом просто кладутся в архив, и больше мы эту информацию никак не используем, кроме как на процедуре аккредитации и то если попросят. В-третьих, кто-то из преподавателей ПМ должен начать разработку этих паспортов. Вопрос: «Почему я, а не, допустим, другой преподаватель?» Потом начинается «долгий путь» этих документов по электронной почте или по локальной сети колледжа, сначала отправляем одному педагогу, чтобы она внесла туда свою информацию, потом другому и т.д.

№6. Я посчитала в денежном эквиваленте, во что обходятся расходные материалы, когда мы оформляем свидетельства. В этом полугодии 20 Э(к). В каждой группе в среднем 20 студентов. Паспорт занимает минимум 2 стр., а 1 стр стоит 4,50 руб. Мы просто так теряем около 2-4-х тысяч рублей в одном полугодии. Если еще сюда посчитать то время, которое я трачу на оформление этих документов, то стоимость увеличится в несколько раз.

№7. Мы завели в некоторых оценочных материалах уровни: средний, низкий, высокий. У нас получается двойной подход к оцениванию ВПД: балльный и уровневый, а в итоге мы все равно переводим в количественную оценку, так как у нас четырехбальная система оценивания. Уровни, средний, низкий и высокий, мы тоже не обобщаем и нигде далее эту информацию не используем. Сейчас, мне кажется надо от этого уйти, оставить диффернцированную оценку, ну и как уже было предложено на НМС, показатели умений, ПК и ОК заложить в критерии оценивания. Тем более что оценка и отметка тоже отражают уровень учебных достижений студентов. Это доказывают ниже приведенные понятия.

«Оценка» — это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме.

«Оценка» — это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.

«Оценка» может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности.

«Отметка выводится из оценки».

«Отметка» — это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенный регулятив его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося.

Информация с сайта: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2011/12/10/otsenka-i-otmetka

Какой же плюс в Э(к)? На мой взгляд, он заключается в том, что мы уже прошли процесс восприятия такой темы, как «Экзамен (квалификационный)» и находимся на этапе осмысления усвоенной информации, когда можем уже сами предлагать пути изменения и оптимизации формы Э(к) и обосновывать эту информацию.

В связи с выше описанным, я предлагаю:

1. Рассмотреть возможность реализации таких форм Э(к):

  • накопительный экзамен (учет результатов контроля в процессе освоения программы ПМ);
  • защита отчета по практике – оценка производится путем разбора данных аттестационного листа (характеристики профессиональной деятельности обучающегося на практике) с указанием видов работ, выполненных во время практики, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и требованиями организации, в которой проходила практика.
  • и другие формы, «снимающие» повтор выполнения заданий на Э(к), которые уже оценивались в предыдущих формах промежуточной аттестации по ПМ и на производственной практике.

2. В Положение о промежуточной аттестации внести пункт:

«При организации экзамена (квалификационного) по профессиональным модулям могут использоваться элементы накопительной системы оценивания. Отдельные компетенции в составе вида профессиональной деятельности, трудоемкость выполнения которых существенно превышает ограниченное время экзамена, могут быть оценены во время практики при условии документального оформления полученных результатов. В этом случае на экзамен (квалификационный) представляются соответствующие ведомости. Решением аттестационной комиссии в ходе экзамена (квалификационного) производится перезачет данных профессиональных и общих компетенций, что удостоверяется подписями членов комиссии в протоколах квалификационного экзамена»

3. В ФОСы добавить пункт, доказывающий, что действительно прослеживается перезачет ПК и ОК на Э(к):

ПК 5.1 ПК 5.6 ОК. 1 ОК.10
Документальные подтверждения освоения ПК и ОК Производственная практика + +
Курсовая работа
Потрфолио
Объект оценки на ЭК + +

Далее указывать: «Виды подтверждающих документов: аттестационный лист по практике, курсовая работа, портфолио и др».

4. Формы «Ведомость допуска к экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю» завести на сервере для каждой специальности, чтобы можно было накапливать отметки по МДК в течение освоения ПМ. Далее эти оценки могут использоваться куратором.

5. Пересмотреть необходимость использования уровней: низкий, средний, высокий в оценочных материалах. Все равно оцениваем студента в баллах, а по окончании модуля делаем вывод «освоен/не освоен».

6. Упростить аттестационный лист по практике в части оценки уровней сформированности ПК и ОК. Например он может быть таким:

При подготовке использованы материалы методических рекомендаций Департамента образования Вологодской области «Организация и проведение промежуточной аттестации в профессиональных образовательных организациях»