Феодальное общество. §4

Миниатюра "Рыцарский турнир"

Классическое Средневековье в Европе ". - XIII вв.) являлось временем расцвета феодализма. Слово «фе­одализм » происходит от слова «феод» - наследственное земель­ное владение за службу. Человек, получавший феод, был васса­лом (слугой) того, кто предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, являлся сеньором (старшим). И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех жителей его феода.

К Х-XI ни. в Европе почти вся земля оказалась поделен ной на феоды. В то время так и говорили: «Нет земли без сеньора ». Все феодалы стали фактически независимыми правителями в своих владениях. Однако между феодалами сохранялась связь, которая предохраняла государства от полного распада. Эту связь изобража­ют в виде так называемой «феодальной лестницы». На ее верхней ступени находился король или император - верховный владелец всех земель и верховный сеньор б государстве. Считалось, что ко­роль раздавал большие области споим вассалам - князьям, герцогам, графам. Те. в свою очередь, выделяли отдельные части своих княжеств, герцогств и графств собственным вассалам - баронам. У баронов тоже 61,1:111 вассалы - рыцари. Слово «рыцарь » в переводе с немецкого означает всадник, кавалерист. В качестве феода рыцари получали имение - деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень «феодальной лестницы».

Существовало правило: "Вассал моего вассала - не мой вас­сал ». Это означало, что вассал служил только своему непосред­ственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона - вассала герцоги, а герцог - простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была тогда очень слабой.

Сеньор давал вассалу землю, помогал ему и защищал от вра­гов. Вассал по призыву господина становился в ряды его войска. Как правило, военная служба была для вассала обязательной в течение 40 дней в году. За остальные дни. проведенные и седле, он получало1 сеньора особу к> плату. В определенных случаях вас­сал также дарил подарки сеньору, выкупал его из плена и т.д. Феод после смерти владельца наследовал его старший сын.

Причины возникновения феодализма.

В период Средневековья войны были частым явлением. После распада империи Карла Ве­ликого все страны Европы сотрясали кровавые усобицы. Еще страш­нее в IX -X вв. оказались опустошительные набеги норманнов (жителей Скандинавии и Дании), арабов, венгров, которые вре­менами грозили самому существованию европейского общества. Для спасения от полного истребления и разорения нужно было иметь надежное войско. Усовершенствования в военном деле (на­пример, внедрение полков для лошадей и стремян для седел) резко подняли значение профессионального рыцарского войска (всадники с тяжелым оружием и в тяжелых доспехах). Благодаря подковам лошадь могла пере возить тяжеловооруженного, закован­ного в железо рыцаря, который, опираясь на стремена, копьем и мечом поражал противника.

Рыцарь стал грозной силой , но каждого такого воина и его коня теперь должны были содержать десятки человек. На смену массовым ополчениям приходят небольшие отряды воинов-профессионалов. Феодальные порядки обеспечивали существование достаточно надежной военной силы для защиты всего общества.

Раннее средневековье Позднее средневековье

Три сословия феодального общества.

В Средние века люди дели­лись на сословия молящихся (духовенство, монахи), воюющих (аристократия, рыцари) и работающих. Эти сосло­вия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных лю­дей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими За­падной Римской империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а некоторые простые рыцари были иногда очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.

В сословие работающих пошли как потомки обедневших свобод­ных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов . Подавляющее большинство тех, кто работал, - это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестья­не оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы. Счи­талось, что эти наделы крестьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Феодал сулил население своего феода, взимал штрафы за нарушение законов. Другую категорию кресть­ян называли крепостными. Они считались «прикрепленными» к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности крепостных (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Они находились в личной зависимости от феодалов, их продавали и покупали вместе с землей. Имущество крепостных считалось соб­ственностью сеньора. Слуги-крепостные находились фактически положении рабов.

Григорий Турский (ок.538/539-593/594) жаловался, что монахи проводят больше времени в тавернах, чем за молитвой в своих кельях. В 847 г. совет прелатов постановил, что любой член религиозного ордена, который регулярно напивается, должен нести епитимью в течение сорока дней, что в данном случае подразумевало воздержание от мясного, пива и вина.
Пьянство и употребление вина также рассматривалось в пенитенциариях - руководствах для священнослужителей той эпохи, где перечислялись виды покаяния, которые христиане должны нести, когда они совершают грехи. В целом наказания, налагаемые на духовных лиц, от которых ожидалась большая самодисциплина, были более суровыми, чем для мирян, а священнослужители высокого ранга несли большую ответственность, чем простые монахи и приходские священники. В одном пенитенциарии начала VIII века, авторство которого приписывается Беде Достопочтенному (ок.672/673-735), предписывалось наказание за пьянство до такой степени, когда «вино лишает человека разума, его речь становится бессвязной, а глаза дикими, а впоследствии он страдает от тошноты, несварения желудка и болей во всем теле». Эти симптомы сами по себе кажутся достаточным наказанием, но помимо этого провинившемуся запрещалось употреблять вино и мясо в течение трех дней для мирянина, семи дней для священника, двух недель для монаха, трех недель для дьякона, четырех недель для пресвитера.
http://gorbutovich.livejournal.com/68961.html
Поиск информации - Александра Логвинова

Помимо воюющих и работающих имелось сословие молящихся. Его считали главным и называли первым. Считалось, что феодал или крестьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины уче­ния Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол. Только христианская церковь и ее служители - духовенство - могли разъяснить всем божественные законы, связать человека с Богом, защитить его от козней дьяво­ла и замолить его грехи перед Богом.

Главной обязанностью со­словия молящихся было богослужение. Священники также крес­тили детей, венчали новобрачных, принимали исповедь кающих­ся и отпускали им грехи, причащали умирающих.

В отличие от воюющих и работающих, духовенство было от­крытым сословием. Священниками могли стать выходцы из двух других сословий. Для содержания первого сословия с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина), В непосредственном владении церкви находились немалые земли.





Питер Артсен, 1551 год.
(Определите, где какое сословие)

Крестьяне.

Крестьяне в Средние века помимо земледелия и ско­товодства охотились, ловили рыбу, собирали мед и воск лесных пчел. Они шили себе одежду и обувь, строили жилища и пекли хлеб, прокладывали дороги и возводили мосты, рыли каналы и осушали болота. Но сельское хозяйство оставалось для них глав­ным делом. Потребности его развития превращали многих сель­ских жителей в подлинных изобретателей. Успехи земледелия во многом связаны с изобретением крестьянами тяжелого плуга с сошником - приспособлением для отвала земли. Придумали и хо­мут для лошади. Он позволил использовать этих животных дли вспашки полей.

Крестьянами было освоено трехполье . Были выведены озимые сорта растений, устойчивых к зимнему холоду. На поля стали вно­сить навоз и другие удобрения. Широкое распространение полу­чило выращивание овощей и фруктов. Виноградники постепенно распространялись не только в южных, но и в сравнительно север­ных районах, вплоть до Англии.

Каждая крестьянская семья возделывала свой надел. Этот на­дел представлял из себя длинную полосу земли в большом поле. Рядом располагались наделы других семей, а также полосы гос­подской земли. После сбора урожая на большое поле выгонялся скот. Он не только пасся, но н удобрял пашню. Поэтому работы на наделах должны были проводиться жителями деревни одно­временно, и все должны были сажать одинаковые культуры. Од­носельчане помогали попавшим в беду соседям, совместно защи­щали поля и стада от грабителей, расчищали новые поля, пользо­вались лесами и лугами.

Жители деревни решали на сходках важнейшие вопросы, избирали старосту - главу крестьянской общины . Община была необходима крестьянам и к их отношениях с феодалом. Староста следил за полнотой уплаты оброка и одновременно за тем, чтобы с крестьян не брали сверх нормы.

Миниатюра из "Великолепного часослова герцога Беррийского",XV век

Феодалы.

Рядом с деревней находилось укрепленное жилище ее сеньора - замок . Замки строились одновременно со складыва­нием самого феодализма. В IX -X ив. их возводили для защиты от норманнов, арабов и венгров . 13 замках укрывались жители всей округи. Вначале замки сооружали из дерева, затем из камня. Эти крепости часто окружали рвом с водой, через который перебра­сывался подъемный мост. Самым непреступным местом замка была многоэтажная башня - донжон . Наверху в донжоне жил феодал со своей семьей, а внизу - его слуги. В подвале находилась темни­ца. Каждый этаж донжона при необходимости превращался в ма­ленькую крепость. С верхнего этажа в стене башни нередко про­кладывали тайную винтовую лестницу в подвал. Из полнала шел подземный ход в отдаленное место. Поэтому даже при захва­те замка феодал мог избежать гибели или плена. Однако взять замок штурмом было почти невозможно. Лишь после долгой осады защитники могли сдаться из-за голода. Но в замке обычно храни­лись большие запасы продовольствия.

Рыцарство.

Вся жизнь сословия воюющих проходила в походах и сражениях. Сыновья феодалов начинали готовиться к рыцар­ской службе с детства. Без многолетней тренировки невозможно было не только сражаться в тяжелых доспехах рыцаря, но даже пере­двигаться в них. С 7 лет мальчики становились пажами , ас 14 лет - оруженосцами рыцарей. Рыцари приходили на службу к сеньору с пажами и оруженосцами, с легковооруженными слугами. Этот небольшой отряд во главе с рыцарем назывался «копьем» , фео­дальное войско состояло из таких отрядов. В бою рыцарь дрался с рыцарем, оруженосец - с оруженосцем, остальные воины осы­пали противника стрелами. В 18 лет оруженосцы становились ры­царями . Сеньор при этом вручал ему пояс, меч и шпоры.

Постепенно сложились правила рыцарской чести . Одними из глинных качеств считались верность по отношению к сеньору и щедрость к вассалам. Еще более важным качеством была доблесть. Доблестный рыцарь должен постоянно стремиться к подвигам, проявлят ь храбрость и даже безрассудство в бою, презирать смерть. С доблестью связаны благородство и учтивость к противнику. На­стоящий рыцарь никогда не нападет тайно, а, напротив, предуп­редит врага о предстоящем сражении, во время поединка с ним будет иметь такое же оружие и т.д. Священной для рыцарей была воинская дружба, а также месть за оскорбление.

Правила рыцарской чести предписывали защищать церковь и ее служителей, а также всех слабых - вдов, сирот, нищих. Суще­ствовало немало других правил. Правда, в реальной жизни они очень часто нарушались. Среди рыцарей было много необуздан­ных, жестоких и жадных людей.

Любимыми развлечениями феодалов были охота и турниры - военные состязания рыцарей в присутствии зрителей. Правда, цер­ковь осуждала турниры. Ведь на них рыцари тратили свое время и силы, необходимые для борьбы с врагами христианства.



Источник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.. История. 0000

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите три основных сословий в Среднего века
  2. Каким хозяйством занимались крестьяне в Средневековье?
  3. Что входило в правила рыцарской чести?

Подготовка вопросов: Почерняев Н.С

Дополнительная литература по теме

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАМКА В МИНИАТЮРАХ. 15МАНУСКРИПТОВ ВЕКА.

ВАССАЛ (франц. и англ. vassal, от кельт. gwa-sawl - служащий, отсюда сред.-век.-лат. vassus, vasallus, vassallus). В Западной Европе, в средние века, владелец поземельной собственности, который за право владения платил разными повинностями (службою в войсках и т. п.) сюзерену, т. е. тому, кому принадлежала вся земля.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/37581/ВАССАЛ

СЕНЬОР (от лат. senior - старший) - в Западной Европе в Средние века: а) феодал, земельный собственник (собственник сеньории), в зависимости от которого находились крестьяне (а часто и горожане); б) феодал, в личной зависимости от которого находились более мелкие феодалы - вассалы

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М. 2003.т http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/18167

РЫЦАРЬ (нем. Ritter - первоначально - всадник), в Зап. и Центр. Европе в средние века феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда - в переносном смысле - рыцарь - самоотверженный, благородный человек.

Большой Энциклопедический словарь. 2000. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/260518

Оруженосец - благородный (в этом случае - обязательно конный) ученик рыцаря, сеньора, реже отца, если он являлся крупным сеньором, либо в случае отсутствия таковых учеников простолюдин-сержант.
В случае благородства ученичество обычно длилось с 14 лет до 21 года (достижения совершеннолетия), после чего отрок посвящался в рыцари. Исключением могли являться Королевские Оруженосцы, которые иногда оставались оруженосцами всю жизнь.
Простолюдин же как правило служил оруженосцем пожизненно, одновременно являясь сержантом. Только в очень редких случаях простолюдин мог быть за особые заслуги посвящён в рыцари, и именно из потомков таких простолюдинов в Священной Римской империи вышло сословие министериалов.

Википедия http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/148164

ПАЖ (фр. le page, от греч. pais - дитя, мальчик). 1) в средние века молодые дворяне, находившиеся в услужении при владетельных особах. В настоящее время, они остались при дворах, как необходимая обстановка в разного рода церемониях. 2) в России, воспитанник пажеского корпуса. 3) пояс с крючками или шнур у женщин для поддержания платья во время грязи.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/25280/ПАЖ

СОСЛОВИЕ , социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами, и обязанностями.

Современная энциклопедия. 2000. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/44678

ДОНЖОН - ((фр. donjon - господская башня, от ср.лат. dominionus). Прежде главная башня в древних замках и крепостях; теперь башня укрепления для обороны; как же башенка, павильон на домах.
Словарь иностранных слов русского языка http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/10781/ДОНЖОН

Трехполье трёхполка, трёхпольный севооборот с чередованием культур: пар, озимые, яровые. Характерен для паровой системы земледелия времён феодализма.

Большая советская энциклопедия. - М.: 1969. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/141012/Трехполье

НАДЕЛ - земельный участок, предоставлявшийся в пользование крестьянину помещиком или государством за различные повинности (надельное землепользование). В России после крестьянской реформы 1861 превратился в общинную или подворную крестьянскую собственность

Большой Энциклопедический словарь. 2000. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/207354

ОБРОК , натуральная и денежная рента, взимаемая с крестьян землевладельцами и государством.

Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.:.

Феодализмом принято называть социальную систему, существовавшую в Европе в V - XVII веках. В каждой стране он имел свои характерные особенности, но обычно это явление рассматривают на примере Франции и Германии. Период феодализма на Руси имеет временные рамки, отличные от европейского. На протяжении многих лет отечественные историки отрицали его существование, но были неправы. В действительности феодальные институты не сложились разве что в Византии.

Немного о термине

Понятие «феодализм» было введено в обиход европейскими учёными накануне Великой французской революции. Таким образом, термин появился как раз тогда, когдазападноевропейский феодализм, по сути, закончился. Слово образовано от позднелатинского «feodum« ("феод"). Это понятие фигурирует в официальных документах и обозначает условную наследуемую земельную собственность, которую вассал получает от господина в том случае, если выполняет по отношению к нему какие-либо обязательства (под последними чаще всего подразумевалась военная служба).

Историкам не сразу удалось выявить общие черты этой социальной системы. Многие важные нюансы не принимались во внимание. Однако к XXI веку, благодаря системному анализу, ученые наконец-то смогли дать исчерпывающее определение этого сложного явления.

Характеристика феодализма

Главная ценность доиндустриального мира - это земля. Но собственник земельных угодий (феодал) сельским хозяйством не занимался. У него была другая обязанность - служба (или молитва). Землю обрабатывал крестьянин. Хотя он имел свой дом, скот и орудия труда, земля ему не принадлежала. Он был экономически зависим от своего господина, а значит, нёс определенные повинности в его пользу. Но всё-таки крестьянин не был рабом. Он обладал относительной свободой, и, чтобы управлять им, феодал задействовал внеэкономические механизмы принуждения.

Во времена Средневековья сословия не были равны. Земельный собственник в эпоху феодализма имел гораздо больше прав, чем держатель земли, т. е. крестьянин. В своих владениях феодал был безусловным государем. Он мог казнить и миловать. Таким образом, земельная собственность в это период была тесно связана с политическими возможностями (властью).

Конечно, экономическая зависимость являлась обоюдной: по сути, крестьянин кормил феодала, который сам не работал.

Феодальная лестница

Структуру господствующего класса в эпоху феодализма можно определить как иерархическую. Феодалы не были равны, но все они эксплуатировали крестьян. Отношения между собственниками земли строились на взаимозависимости. На верхней ступени феодальной лестницы находился король, который жаловал земли герцогам и графам, а взамен требовал от них верности. Герцоги и графы, в свою очередь, наделяли землей баронов (лордов, сиров, сеньоров), по отношению к которым являлись господами. Бароны имели власть над рыцарями, рыцари - над оруженосцами. Таким образом, феодалы, стоявшие на нижних ступенях лестницы, служили феодалам, стоящим ступенью выше.

Существовала поговорка: «Вассал моего вассала - не мой вассал». Это означало, что рыцарь, служащий какому-либо барону, не обязан подчиняться королю. Таким образом, власть короля во времена раздробленности была относительной. Земельный собственник в эпоху феодализма - сам себе господин. Его политические возможности определялись размером надела.

Генезис феодальных отношений (V - IX века)

Развитие феодализма стало возможным благодаря упадку Рима и завоеванию Западной Римской Империи (варварами). Новая общественная система возникла на основе римских традиций рабовладение, колонат, универсальная система законов) и характерных особенностей германских племён (наличие амбициозных вождей, воинственность, неумение управлять обширными странами).

В то время у завоевателей был первобытнообщинный строй: все земли племени находились в ведении общины и распределялись между её членами. Захватывая новые угодья, военные вожди стремились владеть ими единолично и, более того, передавать их по наследству. Кроме того, многие крестьяне разорялись, деревни подвергались набегам. Поэтому они вынуждены были искать себе господина, ведь земельный собственник в эпоху феодализма не только давал им возможность трудиться (в том числе и на себя), но и защищал от врагов. Так происходила монополизация земли высшими сословиями. Крестьяне стали зависимыми.

Расцвет феодализма (X - XV века)

Еще в IX веке произошел Каждое графство, синьория, поместье превратилось в своего рода государство. Это явление получило название «феодальная раздробленность».

В указанный период европейцы начинают активно осваивать новые земли. Развиваются товарно-денежные отношения, из крестьянства выделяются ремесленники. Благодаря ремесленникам и торговцам возникают и разрастаются города. Во многих странах (например, в Италии и Германии) крестьяне, ранее полностью зависимые от сюзеренов, получают свободу - относительную или полную. Многие рыцари, отправляясь в крестовые походы, отпускали своих крестьян на волю.

В это время церковь стала опорой светской власти, а христианская религия - идеологией Средневековья. Так что земельный собственник в эпоху феодализма - это не только рыцарь (барон, герцог, лорд), но и представитель духовенства (аббат, епископ).

Кризис феодальных отношений (XV - XVII века)

Конец предшествующего периода ознаменовался крестьянскими восстаниями. Они стали следствием Кроме того, развитие торговли и отток населения из деревень в города привели к тому, что позиции землевладельцев стали ослабевать.

Иными словами, натурально-хозяйственные основы возвышения аристократии были подорваны. Обострились противоречия между светскими феодалами и духовенством. С развитием науки и культуры власть церкви над умами людей перестала быть абсолютной. В XVI-XVII веках в Европе произошла Реформация. Возникли новые религиозные течения, которые стимулировали развитие предпринимательства и не осуждали частную собственность.

Европа в эпоху позднего феодализма представляет собой поле боя между королями, которых не устраивает символичность их власти, духовенством, аристократией и горожанами. Социальные противоречия привели к революциям XVII-XVIII веков.

Русский феодализм

Во времена Киевской Руси (с VIII по XIII века) феодализма действительно не было. Княжеское владение землей осуществлялось по принципу очередности. Когда кто-то из членов княжеского рода умирал, его земли занимал младший родственник. За ним шла дружина. Дружинники получали жалованье, но территории за ними не закреплялись и, само собой, не наследовались: земли было в избытке, и она не имела особой цены.

В XIII веке началась эпоха удельно-княжеской Руси. Она характеризуется раздробленностью. Владения князей (уделы) стали передаваться по наследству. Князья обрели личную власть и право личной (а не родовой) собственности. Оформилось сословие крупных землевладельцев - бояр, возникли Но крестьяне все еще оставались свободными. Однако в XVI веке они были прикреплены к земле. Эпоха феодализма в России завершилась в то же время, так как раздробленность была преодолена. Но такой её пережиток, как крепостничество, сохранялся до 1861 года.

Нюансы

И в Европе, и в России период феодализма закончился приблизительно в 16 веке. Но отдельные элементы этой системы, например, раздробленность в Италии или крепостничество в Российской Империи, просуществовали до середины 19 века. Одно из главных различий между европейским и русским феодализмом состоит в том, что закрепощение крестьянства на Руси произошло только тогда, когда вилланы на Западе уже получили относительную свободу.

В Средние века считали, что общество делится на «тех, кто молятся» - духовенство, «тех, кто воюет» - рыцарей и «тех, кто работает» - крестьян. Все эти сословия как бы являлись частями одного тела. На самом деле иерархическая структура общества, возникшая в Средние века, была намного сложнее и интереснее.
А еще вы узнаете, как должен выглядеть и как должен себя вести настоящий рыцарь.

Тема: Феодальная система Западной Европы

Урок: Феодальное общество

В Средние века считали, что общество делится на «тех, кто молятся» — духовенство, «тех, кто воюет» — рыцарей и «тех, кто работает» — крестьян. Все эти сословия как бы являлись частями одного тела. На самом деле иерархическая структура общества, возникшая в Средние века, была намного сложнее и интереснее.А еще вы узнаете, как должен выглядеть и как должен себя вести настоящий рыцарь.

К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным . Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Привилегии и обязанности господ и крестьян оформились определенными обычаями, писаными законами и установлениями.

Каждый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами мелким феодалам в награду за службу, они же давали ему присягу верности. Он считался по отношению к этим феодалам сеньором (старшим), а феодалы, которые как бы «держали» от него земли, становились его вассалами (подчиненными). Вассал был обязан по приказу сеньора выступать в поход и приводить с собой отряд воинов, участвовать в суде сеньора, помогать ему советом, выкупать сеньора из плена. Сеньор защищал своих вассалов от нападений других феодалов и восставших крестьян, награждал их за службу, обязан был заботиться об их осиротевших детях. Случалось, что вассалы выступали против своих сеньоров, не выполняли их приказов или переходили к другому сеньору. И тогда только силой можно было заставить их подчиниться, особенно если сеньор вынуждал вассалов слишком долго участвовать в войне или плохо награждал за службу.

Главой всех феодалов и первым сеньором страны считался король: он был высшим судьей в спорах между ними и во время войны возглавлял войско. Король был сеньором для высшей знати (аристократии) — герцогов и графов. Ниже стояли бароны и виконты — вассалы герцогов и графов. Бароны были сеньорами рыцарей, у которых уже не было своих вассалов. Вассалы должны были подчиняться только своим сеньорам. Если они не были вассалами короля, то могли не выполнять его приказы. Такой порядок закреплялся правилом: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Отношения между феодалами напоминали лестницу, на верхних ступеньках которой стояли самые крупные феодалы, на нижних — средние, еще ниже — мелкие. Такую организацию феодалов историки называют феодальной лестницей .

Рис. 1. Феодальная лестница ()

Феодальное право регулировало также отношения между господами и их зависимыми крестьянами. Например, крестьянская община была вправе не подчиниться сеньору, если он требовал налог больший, чем предусматривался обычаем этой общины или договором между крестьянами и господином земли. Когда начиналась война с другим государством, король призывал в поход герцогов и графов, а те обращались к баронам, которые приводили с собой отряды рыцарей. Так создавалось феодальное войско, которое обычно называют рыцарским.

Начиная с VIII в. для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок в зависимости от возможностей — огромный или скромный. Замок — это жилище феодала и его крепость. Сначала замки строили из дерева, позднее — из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях. Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота. На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.

Рис. 2. Средневековый замок в Испании ()

Над всеми постройками возвышалась глав-ная башня — донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую оса-ду, если другие укрепления уже захвачены. Внутри башни один над другим были располо-жены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход, который выводил к реке или лесу.

Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. Рыцарь был во-оружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался также боевым топором и палицей — тяжелой дубиной с металличес-ким утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга — рубаха, сплетен-ная из железных колец (иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу смени-ли латы — доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опас-ности он опускал на лицо забрало — металли-ческую пластинку с прорезями для глаз. Сра-жались рыцари на сильных, выносливых ко-нях, которые также были защищены доспеха-ми. Рыцаря сопровождали оруженосец и не-сколько вооруженных воинов, конных и пе-ших, — целая «боевая единица». Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехто-вании, верховой езде, борьбе, плавании и мета-нии копья, учились приемам и тактике боя.

Рис. 3. Рыцарь и оруженосец ()

Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб — отличительный знак рода и девиз — краткое изречение, обычно объясняв-шее смысл герба. Рыцари не стеснялись грабить побежден-ных, собственных крестьян и даже проезжих на больших дорогах. В то же время рыцарю полагалось презирать расчетливость, бережли-вость, но проявлять щедрость. Доходы, получа-емые от крестьян, и военную добычу чаще все-го тратили на подарки, пиры и угощения дру-зей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов. Другим важным качеством рыцаря счита-лась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. А измена налагала клей-мо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву» — сказано в одной из поэм. В сказани-ях о рыцарях воспевались смелость, удаль, пре-зрение к смерти, благородство. В этот выработанный кодекс (законы) ры-царской чести входили и другие особые прави-ла: рыцарь должен искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным. Но эти правила рыцарской чести применя-лись главным образом в отношениях между феодалами. Всех, кого считали «неблагородны-ми», рыцари презирали, вели себя с ними вы-сокомерно и жестоко.

Список литературы

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. — М., 2012.

2. Атлас Средневековья: История. Традиции. — М., 2000.

3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII в. — М., 1999.

4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. — М., 1999.

5. Калашников В. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. — М., 2002.

6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. — М., 1996.

Домашнее задание

1. Назовите три сословия средневекового общества

2. Почему крестьяне не входили в феодальную лестницу?

3. Какие права и обязанности связывали сеньоров и вассалов?

4. Опишите средневековый замок

5. Какое вооружение использовали рыцари?

6. Назовите основные положения кодекса рыцарской чести.

Почётное место в средневековой теории трёх сословий занимают «те, что воюют», то есть светские феодалы. Существовала система васса-литета , своеобразная иерархическая феодальная лестница.

На её вершине был король — самый богатый владелец земли. Он считался верховным сеньором, или сюзереном всех феодалов. Ниже разместились крупные светские феодалы — герцоги, маркизы, графы, которых наделял землей сам король. Поэтому как вассалы они формально подчинялись королю. Соответственно их вассалы — ба-роны — занимали более низкую ступеньку феодальной лестницы. Последняя ступенька принадлежала рыцарям, которые могли и не иметь своих вассалов.

Каждая европейская страна, невзирая на общие ха-рактеристики системы вассалитета, имела и некото-рые особенности. Например, во Франции действовало правило «вассал моего вассала — не мой вассал». Это, в частности, означало, что вассал служил и был верен лишь тому, от кого он непосредственно получал феод. В Англии же это правило не действовало: тут все фео-далы подчинялись непосредственно королю.

Передача феода происходила в торжественной ат-мосфере. В замке сеньора собирались все его вассалы. В их присутствии сеньор вручал новому вассалу флажок, перстень, перчатку, ветвь дерева или виноградную лозу, горсть земли и т. п. Эти символы свидетельствовали о том, что вассалу передаются права на владение землями. Такая процедура на-зывалась инвеститурой . Ей предшествовал обряд посвящения. Претендент опу-скался на одно колено перед сеньором и брал его за руки. Потом провозглашал себя вассалом и присягал сюзерену на верность.

Вассал обязывался охранять честь, жизнь и имущество сеньора, выступать по его приказу в поход, выкупать его измена, принимать участие в заседании сеньори-ального совета, то есть своеобразного судебно-административного органа. В число вассальных обязанностей входили подарки сеньору, его старшему сыну на момент посвящения юноши в рыцари, а также дочери — в день её бракосочетания.

Со своей стороны сеньор обязывался защищать и поддерживать вассала, забо-титься о его владениях и потомстве на случай плена или смерти. Сеньор нередко определял судьбу наследников своего вассала — устраивал их браки, был опекуном до достижения ими совершеннолетия, ведь благополу-чие потомков вассала касалось непосредственно инте-ресов сеньора. Наследники, вступая во владение феодом отца, платили сеньору надлежащую сумму и клялись в верности.

В XI—XII вв. велись междоусобные войны, поэтому, чтобы приструнить феодальную вольницу, церковь при-няла несколько постановлений о Божьем мире, запре-щавших феодалам воевать во время религиозных празд-ников и еженедельно — от среды к понедельнику.

В бесконечных внутренних и внешних войнах посте-пенно формировалась психология и идеология средне-векового рыцарства. Сначала «рыцарь» был просто воином, который нёс вассальную, обычно конную, во-енную службу. Впоследствии это понятие приобрело более широкое значение — стало синонимом знатности и благородства. У рыцарей сформировались свои идеа-лы, понимание чести. Рыцарь должен был бороться за христианскую веру, защищать более слабого, держать слово, быть верным своему сеньору, уметь постоять за себя. Со временем основой рыцарского поведения ста-ла куртуазность , то есть соблюдение правил хорошего тона. Куртуазный кодекс предусматривал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность, щедрость, тактичность, умение слагать стихотворения и играть на музыкальных инструментах, владеть искусством легкого непринужденного разговора с другими рыцарями и прекрасными дамами.

Почётное звание рыцаря нужно было заслужить. Это могло произойти после посвящения в рыцари за особые заслуги на поле битвы или после специального военного образовагшя до достижения совершеннолетия. Ради получения такой под-готовки будущего рыцаря в раннем возрасте отдавали на службу ко двору сеньора. Мальчик служил пажом, с 15-tit лет становился оруженосцем рыцаря-покровителя и везде его сопровождал. В битве юноша стоял возле коня рыцаря, держал его щит, подавал запасное оружие и сражался. Если парнишка хорошо выполнял службу, то его посвящали в рыцари.

Перед посвящением будущий рыцарь всю ночь мо-лился. После исповеди, причастия и обязательного ритуала купания на него надевали белые одежды. Они символизировали чистоту и искренность намерений.

Юноша клялся: «Положив руки свои на Святое Еван-гелие, в присутствии моего Господа и моего властелина, обещаю и клянусь тщательно соблюдать все законы и беречь наше славное рыцарство». После этого один из старейших рыцарей (или отец претендента) вынимал свой меч и трижды касался им плеча новобранца. Потом, так же трижды, его целовал. Наконец, юношу опоясы-вали поясом с мечом, с которым он уже никогда не смел расставаться, надевали шпоры, вручали щит и шлем.

Посвящение в рыцари
Рыцарский герб
Рыцарский турнир

Сцены из жизни рыцарей

Посвящающий будущего рыцаря бил его ладонью либо по затылку, либо по шее, либо по щеке, говоря: «Будь храбрым!» Это был единственный в жизни рыца-ря удар, на который он имел право не отвечать. Ритуал посвящения завершался демонстрацией ловкости ново-го рыцаря. Он вскакивал на коня и на лету должен был попасть копьём в чучело. В военное время процедура посвящения в рыцари происходила скромнее. Обряд по-священия в рыцари должен был пройти даже король.

Й. Шрейбер. Пажи. XIX в.

Охота и военные упражнения забирали всё время рыцаря. Впоследствии к ним прибавились и рыцарские турниры. Это были военные состязания, где рыцари сра-жались либо в индивидуальных поединках, либо груп-пами перед благородной публикой. Почётные места среди зрителей предоставлялись знатным дамам. Главным заданием рыцаря было удержаться на коне и тупым концом копья выбить противника из седла. Случа-лось, что на турнирах приходилось разрешать и вопросы рыцарской чести. Тогда борьба могла идти не на жизнь, а на смерть. Победители получали славу и при-знание, почётные призы, а также коней и оружие побежденных. Остаться рыцарю без вооружения и коня считалось позором, потому победитель возвращал их сво-им невезучим соперникам за выкуп. Немало бедных рыцарей, шествуя от замка к замку, сколачивали себе состояния. Этих искателей приключений стали называть странствующими рыцарями. Материал с сайта

Гербы чешских городов

На турниры рыцари выходили в шлемах, полностью закрывавших лицо. Их узнавали и различали по гербам , то есть по знакам и рисункам на рыцарском щите или на флажке (лев, дракон, орёл, сокол и др.). Сложную науку о гербах хорошо знали распорядители турниров — ге-рольды , то есть глашатаи . Рыцарь, прибыв на турнир, останавливался у барьера и, извещая о своём прибытии, трубил в рог. Тогда выходил герольд и громко рассказы-вал присутствующим о гербе этого рыцаря. С герольда-ми связано и развитие специальной науки о составлении и толковании гербов — геральдики .

Иметь свой герб стремился каждый феодал. Снача-ла гербы были только у крупных феодалов. Простые рыцари носили щиты с гербом своего сеньора. Позже они получили право на собственный герб. В середине XIII в. гербы появляются у духовных лиц, купцов, горо-жан. Дополнением к гербу часто был девиз — короткая надпись на гербе, щите о моральных принципах рыца-ря, событиях в его жизни и т. п. Например, «Иду своим путём» — девиз графов Немур Савойских; «Другим не стану» — девиз бургундского герцога Филиппа Добро-го. Собственные гербы имели и средневековые города.

Ныне герб является одним из национальных символов каждого государства.

XI в. Из письма епископа Шартрского герцогу Аквитании о взаимных обязанностях вассала и сеньора

Кто клянется в верности своему сеньору, всегда должен помнить о таких шести (обя-зательствах): не наносить вреда телу сеньора: не выдавать его тайн и не уничтожать его укреплений... не чинить препятствий праву, суду и всему другому, что касается его положения и прав... не наносить вреда его владениям.» не мешать ему достигать того, чего он легко может достичь, а также не делать для него невозможным то, что на самом деле возможно. Если верный (вассал) убережется от этого вреда, как того требует справедливость, то и (тогда) не заслуживает он феода, потому что не доста-точно не чинить зла, нужно делать благо. Кроме того, чтобы, выполняя упомянутые шесть (обязательств), советовал и помогал своему сеньору без обмана, если хочет быть награждён феодом, а также всегда был верен данной клятве. И сеньор во всём должен поступать так же по отношению к своему верному (вассалу).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Феодом называли землю, которую сеньор отдавал в пользование вассалу. Землей можно было пользоваться и распоряжаться на определенных условиях. Слуга должен был нести военную, придворную или административную службу в пользу своего сеньора. Подобная форма держания земли появилась в европейских странах в средние века.

Передавая землю слугам, сеньор сохранял право владения ею. Так, один феод мог быть одновременно во владении нескольких особ.

Земельное владение феодала характеризовалось сословностью и условностью. Условный характер заключался во владении, пользовании и распоряжении феодом лишь во время несения вассальных обязанностей. В ситуации, когда слуга прекращал исполнять службу, сеньор мог забрать землю, передать другому лицу или оставить земельное владение себе.

Сословность состояла в том, правом владения обладали лица, которые были дворянского (благородного) происхождения. Крестьяне и горожане, даже имевшие богатства, не могли владеть феодом. Они получали такое право, лишь получив дворянское звание.

Владение феода оформляли инвеститурой, так назывался торжественный символический акт. В ХІ столетии он был равноценен церемонии принятия присяги и клятвы верной службы сеньору.

Синонимом феода стал лен (древненемецкое «дар»). Данное понятие равнялось понятию бенефиций, условному держанию на определенное время. Ленником называли особу, что имела земельную зависимость от сюзерена, т. е, вассал, зависимый от сеньора.

В ХІІ веке феод стал наследственным даром, который крупный феодал передавал мелкому.

Отмирание службы за землю

Феодал обладал другими правами: взимание пошлины на дороги, мосты, речные переправы, присвоение вещей, попавших на личную территорию феодала.

Феоды являлись главным источником доходов феодала. Они содержались за счет труда зависимых крестьян.

Усовершенствование экономики и рынка привело к упадку значения рыцарства и ополчения, состоящего из феодалов. Меняется характер обязательств вассала. Вместо личной военной службы держатель феода платит определенную денежную ренту. Происходит зарождение денежного феода, в нем рыцари вместо земельного владения переходили к денежному содержанию. Подобным владениям за личную службу суждено отмереть.