Анатолий рыбаков неизвестный солдат. Неизвестный солдат Здесь погиб неизвестный солдат

Анатолий Рыбаков

НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ

В детстве я каждое лето ездил в маленький городок Корюков, к дедушке. Мы ходили с ним купаться на Корюковку, неширокую, быструю и глубокую речку в трех километрах от города. Мы раздевались на пригорке, покрытом редкой, желтой, примятой травой. Из совхозной конюшни доносился терпкий, приятный запах лошадей. Слышалось перестукивание копыт по деревянному настилу. Дедушка загонял коня в воду и плыл рядом с ним, ухватившись за гриву. Его крупная голова, со слипшимися на лбу мокрыми волосами, с черной цыганской бородой, мелькала в белой пене маленького буруна, рядом с дико косящим конским глазом. Так, наверно, переправлялись через реки печенеги.

Я единственный внук, и дедушка меня любит. Я его тоже очень люблю. Он осенил мое детство добрыми воспоминаниями. Они до сих пор волнуют и трогают меня. Даже сейчас, когда он прикасается ко мне своей широкой, сильной рукой, у меня щемит сердце.

Я приехал в Корюков двадцатого августа, после заключительного экзамена. Опять получил четверку. Стало очевидно, что в университет я не поступлю.

Дедушка ожидал меня на перроне. Такой, каким я оставил его пять дет назад, когда в последний раз был в Корюкове. Его короткая густая борода слегка поседела, но широкоскулое Лицо было по-прежнему мраморно-белое, и карие глаза такие же живые, как и раньше. Все тот же вытертый темный костюм с брюками, заправленными в сапоги. В сапогах он ходил и зимой и летом. Когда-то он учил меня надевать портянки. Ловким движением закручивал портянку, любовался своей работой. Патом натягивал сапог, морщась не оттого, что сапог жал, а от удовольствия, что он так ладно сидит на ноге.

С ощущением, будто я исполняю комический цирковой номер, я взобрался на старую бричку. Но никто на привокзальной площади не обратил на нас внимания. Дедушка перебрал в руках вожжи. Лошадка, мотнув головой, побежала с места бодрой рысцой.

Мы ехали вдоль новой автомагистрали. При въезде в Корюков асфальт перешел в знакомую мне выбитую булыжную мостовую. По словам дедушки, улицу должен заасфальтировать сам город, а у города нет средств.

Какие наши доходы? Раньше тракт проходил, торговали, река была судоходной - обмелела. Остался один конезавод. Есть лошади! Мировые знаменитости есть. Но город от этого мало что имеет.

К моему провалу в университет дедушка отнесся философски:

Поступишь в следующем году, не поступишь в следующем - поступишь после армии. И все дела.

А я был огорчен неудачей. Не повезло! «Роль лирического пейзажа в произведениях Салтыкова-Щедрина». Тема! Выслушав мой ответ, экзаменатор уставился на меня, ждал продолжения. Продолжать мне было нечего. Я стал развивать собственные мысли о Салтыкове-Щедрине. Экзаменатору они были не интересны.

Те же деревянные домики с садами и огородами, базарчик на площади, магазин райпотребсоюза, столовая «Байкал», школа, те же вековые дубы вдоль улицы.

Новой была лишь автомагистраль, на которую мы опять попали, выехав из города на конезавод. Здесь она еще только строилась. Дымился горячий асфальт; его укладывали загорелые ребята в брезентовых рукавицах. Девушки в майках, в надвинутых на лоб косынках разбрасывали гравий. Бульдозеры блестящими ножами срезали грунт. Ковши экскаваторов вгрызались в землю. Могучая техника, грохоча и лязгая, наступала на пространство. На обочине стояли жилые вагончики - свидетельство походной жизни.

Мы сдали на конезавод бричку и лошадь и пошли обратно берегом Корюковки. Я помню, как гордился, впервые переплыв ее. Теперь бы я ее пересек одним толчком от берега. И деревянный мостик, с которого я когда-то прыгал с замирающим от страха сердцем, висел над самой водой.

На тропинке, еще по-летнему твердой, местами потрескавшейся от жары, шуршали под ногами первые опавшие листья. Желтели снопы в поле, трещал кузнечик, одинокий трактор подымал зябь.

Раньше в это время я уезжал от дедушки, и грусть расставания смешивалась тогда с радостным ожиданием Москвы. Но сейчас я только приехал, и мне не хотелось возвращаться.

Я люблю отца и мать, уважаю их. Но что-то сломалось привычное, изменилось в доме, стало раздражать, даже мелочи. Например, мамино обращение к знакомым женщинам в мужском роде: «милый» вместо «милая», «дорогой» вместо «дорогая». Что-то было в этом неестественное, претенциозное. Как и в том, что свои красивые, черные с проседью волосы она покрасила в рыже-бронзовый цвет. Для чего, для кого?

Сдав последний экзамен и окончив школу, Сергей Крашенинников приезжает в небольшой городок, к своему деду. Юноша начинает трудиться в строительной бригаде. Рабочие занимались проектировкой и возведением дорог. В процессе создания очередной дороги, строители обнаружили захоронение. В нем покоился солдат. Сергей решает узнать его имя.

После долгих поисков, Сергей узнает много интересного из истории города. Военное прошлое оставило неизгладимый след в жизни всей нашей страны. Крашенинников, или попросту Крош, серьезно подошел к розыску информации безымянного солдата. В конце – концов, его старания не прошли даром. Юноша установил личность военного, покоившегося в той могиле.

Произведение учит помнить имена героев той войны. Благодаря им, мы живем.

Картинка или рисунок Неизвестный солдат

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Простая душа Флобер

    Произведение повествует драматическую историю служанки Фелиситэ, которая в течение всей жизни служила у разных господ, но так и почувствовала к себе хорошего отношения и понимания.

  • Краткое содержание Гофман Крошка Цахес

    В одном маленьком княжестве меняется власть и всех фей изгоняют. Только одной удается остаться. Как-то раз она встречает крестьянку с сыном, который очень уродливый.

  • Краткое содержание Есенин Анна Снегина

    В произведении Анна Снегина Есенина действия разворачиваются в родных краях поэта в селе Радово. Рассказ ведет сам автор.

  • Краткое содержание Мученики сцены Искандера

    Евгений Дмитриевич работал артистом в драматическом театре и однажды он отправился в школу, чтобы заинтересовать и предложить детям учиться актерскому мастерству. Когда актер вошёл в класс и объяснил цель своего визита

  • Краткое содержание Зубр Гранин

    Главный герой романа – прототип ученого Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского. Николай был потомком известного дворянского рода, талантливый и образованный юноша интересовался поэзией, музыкой, искусством.

Разделы: Литература

Цели урока:

  • познакомиться с личностью писателя,
  • попытаться разобраться в психологических, нравственных мотивах поведения людей разных поколений в далёкие военные годы,
  • поговорить о тех изменениях в характере главного героя, которые происходят в процессе поисков,
  • установить, какая действительность формирует в нём гражданственность мыслей и поступков.

Оформление:

  • выставка книг,
  • портрет писателя,
  • свечи,
  • плакат с характеристикой главного героя,
  • плакат с вопросами для диспута.

Эпиграф:

Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны, в том, что они – кто старше, кто моложе остались там, и не о том же речь, что я не смог, их не сумел сберечь, речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

А. Твардовский.

Ход урока

Вступительное слово учителя (На фоне музыки Моцарта “Реквием”. На партах горят свечи).

Война… Самое страшное - это война. Самое невозможное - это война. Самое немыслимое – это война.

Когда мы произносим это слово, сердце сжимается от боли и ужаса. Сколько пролито слёз, исковеркано судеб, сколько сирот и не родившихся детей. Наша земля обильно полита кровью. Когда наступает вечер и над русскими деревнями сгущаются сумерки, сердце может увидеть их. Они легко ступают по родной земле. Мёртвые, но живые. И слышен тихий мелодичный звон. И горят свечи в их руках. Они словно бы говорят: “Люди, помните о нас!” Вечная память!

Вот этими словами призывом мне бы хотелось пригласить вас на замечательную встречу с умной, доброй, прекрасной книгой А. Рыбакова “Неизвестный солдат”.

(Сообщаю тему и цели урока).

Откройте тетради и запишите тему урока. Кто же он автор повести “Неизвестный солдат”?

Две ученицы рассказывают биографию А. Рыбакова.

Учитель: Повесть “Неизвестный солдат” является третьей книгой о Сергее Крашенинникове, которые составляют трилогию. Обратите внимание на выставку книг. Я рекомендую вам обратиться в библиотеку и прочитать другие, не менее интересные произведения А. Рыбакова.

Трилогия – это литературное произведение, состоящее из трёх самостоятельных произведений, объединённых в одно целое общим идейным замыслом, сюжетом, главными героями.

Ну, а теперь обратимся непосредственно к повести.

1) Понравилась ли вам повесть? Легко ли было её читать?

2) Как построена повесть? Какова её композиция? (В повести 2 сюжета: 1) обычные будни строительной бригады – этот сюжет ведётся от лица Кроша;

2) в мирную жизнь вторгается давно ушедшая война. Такая композиция помогает автору ярче показать связь между прошлым и настоящим.)

4) Как это событие помогает автору слить два сюжета в единое целое? (Оба сюжета развиваются самостоятельно и как будто независимо друг от друга, но всё же мы видим связь между этими сюжетами. Рабочие находят могилу и, разыскивая имя неизвестного солдата, Сергей Крашенинников, а вместе с ним и мы, узнаёт о пятёрке отважных солдат и о подвиге Дмитрия Бокарёва. Главное событие – нахождение могилы раскрывает связь прошлого и современного, помогает понять, как связаны поколения людей, показывает прямую связь прошедшей войны с современной мирной жизнью. Поиски имени неизвестного солдата сливают два повествования в одно целое.)

Учитель: Автору хотелось сказать, что поиски имён погибших необходимы, они необходимы не только родственникам, но и всем нам. Безымянных солдат не бывает, каждый из них имеет имя, и его надо найти. Так, как это сделал Сергей Крашенинников.

5) Как попал Крош на строительство автомагистрали? Кто дал ему совет? (Не поступил в университет, дедушка.)

6) Как Крош отнёсся вначале к поручению узнать что-либо о неизвестном солдате? (Ему не понравилось)

7) Сравните мысли и чувства Кроша в главах 6, 10, 26. (Появляется желание узнать имя неизвестного солдата, Крош хочет довести дело до конца. И в этой же главе происходит спор между Крошем и его товарищами по работе о том, надо ли узнавать имя солдата. Крош впервые в жизни бьёт человека.)

8) Так почему же Крош решил довести до конца свои поиски, хотя никто от него этого не требовал?

9) Что рассказывает Крошу о могиле Смирнова Софья Павловна, женщина, которая ходила на могилу и ухаживала за ней?

10) Вспомните встречу Кроша с Наташей, которая показывает документы, оставшиеся от погибшего солдата. Что это за документы? Помогли ли они в установлении имени неизвестного солдата? (Фотографии, промокашка, кисет, с вышитой на нём буквой “К”, зажигалка из патрона, квадратик из детского лото с изображением утки.)

11) Какие ещё действия предпринимает Крош Для установления имени неизвестного солдата? (Запрос в военный архив).

12) С кем он встречается? (С Михеевым и Агаповыми, встречается с заместителем министра Стручковым, который раздобыл список всех пятерых солдат. Но прежде всего Крош заходит в Александровский сад и видит вечный огонь на могиле неизвестного солдата. И ещё больше захочет узнать имя солдата, могилу которого нашли строители).

- Зачитайте сцену разговора Кроша с Агаповыми по ролям.

Учитель: Крош длинным и сложным путём устанавливает, что в могиле похоронен солдат Краюшкин. Но матери старшины Бокарёва председатель сельсовета уже сообщает, что найдена могила её сына. И перед Крошем встала серьёзная задача – рассказать матери Бокарёва, что не её сын похоронен в могиле.

- Инсценируем сцену разговора Кроша с матерью Бокарёва.

- Задаю первый вопрос диспута. Для этого обращаюсь к плакату, на котором написаны вопросы для диспута. / Приложение 1/

13) Прав ли был Сергей Крашенинников, что не сказал правду матери Бокарёва? Как по- вашему? Как бы вы поступили в этой ситуации? Мне бы хотелось, чтобы вы подискутировали по этому вопросу.

Учитель: Я тоже думаю, что Сергей прав. Это ложь, конечно. Но, очевидно, та самая “святая” ложь, которая иногда очень нужна человеку. Антонина Васильевна Бокарёва видела смысл своей жизни в том, чтобы быть рядом с сыном – его могилой. И отнять у неё эту могилу – значит отнять жизнь. Слова Антонины Васильевны о своём сыне перекликаются со стихотворением Некрасова, которое читает дедушка Кроша.

Ученик читает стихотворение Некрасова:

Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я слёзы подсмотрел
Святые, искренние слёзы.
То слёзы бедных матерей,
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не понять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей. 14) Но только ли этот вопрос ставит А. Рыбаков в своей книге? И главный ли этот вопрос? Вспомните, о чём постоянно размышляет Крош? (Книга ставит вопрос, чего мы стоим, достойны ли мы тех, кто погиб. Автор хочет показать, каким выросло новое поколение людей. И мы видим, что Сергей Крашенинников достоин продолжать дело отцов. Краюшкин и его товарищи, если бы остались живы, гордились бы им.)

15) Вспомните, как сначала относились окружающие Сергея люди к его поискам? (Множество людей вовлечено в поиски. Это разные люди: старик Мехеев, журналист Агапов, дедушка Кроша, заместитель министра Стручков. И по-разному они отнеслись к поискам Кроша. Воронов считает, что это не их дело, пытается убедить прекратить поиски. Многие товарищи по работе также недоверчиво относятся к его затее. И только дедушка одобряет трудное дело, за которое взялся внук.)

16) Как постепенно меняется отношение окружающих людей к затее Кроша? (Постепенно, шаг за шагом, Сергей убеждает людей в необходимости поисков. Стена недоверия рушится, и вот уже сам Воронов предлагает Крошу взять отпуск для поездки в Красноярск к матери Бокарёва, а товарищи предлагают деньги на дорогу.)

Учитель: И в этом всеобщем одобрении поисков Сергея уходит в тень и злобный страх Мехеева, по существу предавшего смерти одного из солдат – Вакулина, и бахвальство Агапова, взявшегося за поиски из корыстных целей, и равнодушие сына погибшего солдата Краюшкина. Все эти люди и спорят, и мирятся, но открываются перед самими собой, едва речь заходит о солдатской могиле, и начинают уже мерить себя и других мерой высшей гражданской нравственности. Люди смотрят на себя как бы со стороны, взвешивают себя на весах чистоты и правды. Они становятся лучше, добрее, взрослее, как это произошло с Крошем и Зоей, внучкой Краюшкина.

17) Итак, каким мы видим Кроша, главного героя повести? Дайте ему характеристику. Затем открываю плакат на доске, и все убеждаются в правильности своих ответов. (Приложение 1.)

Учитель: Запишите характеристику Сергея Крашенинникова себе в тетрадь.

Второй вопрос диспута. Обращаюсь к доске. (Приложение1)

18) Есть ли такие, как Сергей Крашенинников, среди нас?

19) Так о чём же книга А. Рыбакова? (О нашем современнике, молодом человеке, только вступающим в жизнь, держащим экзамен на гражданскую зрелость.)

Учитель: Мы видим, что в сложном процессе поисков смысла жизни, Крош становится гражданином Сергеем Крашенинниковым и приходит к выводу, что надо быть человеком ищущим, активным и не забывать страшные годы далёкой войны.

Третий вопрос диспута. Обращаюсь к доске. (Приложение1)

20) Нужны ли нам книги о войне? Актуальна ли книга А. Рыбакова в наши дни? (Ведём разговор о войнах нашего времени, о том, что в наше время солдаты пропадают без вести.)

Звон колоколов.

Учитель читает эпиграф – слова А. Твардовского.

О чём говорит А. Твардовский? (О памяти.)

Учитель читает отрывок из стихотворения Р. Рождественского “Реквием”.

Помните!
Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,
Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны,
ечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучат,
Помните!

Какою ценою завоёвано счастье, пожалуйста, помните!

Вопросы к диспуту:

  1. Прав ли был Крош, что не сказал правду матери старшины Бокарёва? Как бы вы поступили в этой ситуации?
  2. Есть ли такие, как Сергей Крашенинников, среди нас?
  3. Нужны ли нам книги о войне? Актуальна ли книга Анатолия Рыбакова в наши дни?

Анатолий Рыбаков

НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ

В детстве я каждое лето ездил в маленький городок Корюков, к дедушке. Мы ходили с ним купаться на Корюковку, неширокую, быструю и глубокую речку в трех километрах от города. Мы раздевались на пригорке, покрытом редкой, желтой, примятой травой. Из совхозной конюшни доносился терпкий, приятный запах лошадей. Слышалось перестукивание копыт по деревянному настилу. Дедушка загонял коня в воду и плыл рядом с ним, ухватившись за гриву. Его крупная голова, со слипшимися на лбу мокрыми волосами, с черной цыганской бородой, мелькала в белой пене маленького буруна, рядом с дико косящим конским глазом. Так, наверно, переправлялись через реки печенеги.

Я единственный внук, и дедушка меня любит. Я его тоже очень люблю. Он осенил мое детство добрыми воспоминаниями. Они до сих пор волнуют и трогают меня. Даже сейчас, когда он прикасается ко мне своей широкой, сильной рукой, у меня щемит сердце.

Я приехал в Корюков двадцатого августа, после заключительного экзамена. Опять получил четверку. Стало очевидно, что в университет я не поступлю.

Дедушка ожидал меня на перроне. Такой, каким я оставил его пять дет назад, когда в последний раз был в Корюкове. Его короткая густая борода слегка поседела, но широкоскулое Лицо было по-прежнему мраморно-белое, и карие глаза такие же живые, как и раньше. Все тот же вытертый темный костюм с брюками, заправленными в сапоги. В сапогах он ходил и зимой и летом. Когда-то он учил меня надевать портянки. Ловким движением закручивал портянку, любовался своей работой. Патом натягивал сапог, морщась не оттого, что сапог жал, а от удовольствия, что он так ладно сидит на ноге.

С ощущением, будто я исполняю комический цирковой номер, я взобрался на старую бричку. Но никто на привокзальной площади не обратил на нас внимания. Дедушка перебрал в руках вожжи. Лошадка, мотнув головой, побежала с места бодрой рысцой.

Мы ехали вдоль новой автомагистрали. При въезде в Корюков асфальт перешел в знакомую мне выбитую булыжную мостовую. По словам дедушки, улицу должен заасфальтировать сам город, а у города нет средств.

Какие наши доходы? Раньше тракт проходил, торговали, река была судоходной - обмелела. Остался один конезавод. Есть лошади! Мировые знаменитости есть. Но город от этого мало что имеет.

К моему провалу в университет дедушка отнесся философски:

Поступишь в следующем году, не поступишь в следующем - поступишь после армии. И все дела.

А я был огорчен неудачей. Не повезло! «Роль лирического пейзажа в произведениях Салтыкова-Щедрина». Тема! Выслушав мой ответ, экзаменатор уставился на меня, ждал продолжения. Продолжать мне было нечего. Я стал развивать собственные мысли о Салтыкове-Щедрине. Экзаменатору они были не интересны.

Те же деревянные домики с садами и огородами, базарчик на площади, магазин райпотребсоюза, столовая «Байкал», школа, те же вековые дубы вдоль улицы.

Новой была лишь автомагистраль, на которую мы опять попали, выехав из города на конезавод. Здесь она еще только строилась. Дымился горячий асфальт; его укладывали загорелые ребята в брезентовых рукавицах. Девушки в майках, в надвинутых на лоб косынках разбрасывали гравий. Бульдозеры блестящими ножами срезали грунт. Ковши экскаваторов вгрызались в землю. Могучая техника, грохоча и лязгая, наступала на пространство. На обочине стояли жилые вагончики - свидетельство походной жизни.

Мы сдали на конезавод бричку и лошадь и пошли обратно берегом Корюковки. Я помню, как гордился, впервые переплыв ее. Теперь бы я ее пересек одним толчком от берега. И деревянный мостик, с которого я когда-то прыгал с замирающим от страха сердцем, висел над самой водой.

На тропинке, еще по-летнему твердой, местами потрескавшейся от жары, шуршали под ногами первые опавшие листья. Желтели снопы в поле, трещал кузнечик, одинокий трактор подымал зябь.

Раньше в это время я уезжал от дедушки, и грусть расставания смешивалась тогда с радостным ожиданием Москвы. Но сейчас я только приехал, и мне не хотелось возвращаться.

Я люблю отца и мать, уважаю их. Но что-то сломалось привычное, изменилось в доме, стало раздражать, даже мелочи. Например, мамино обращение к знакомым женщинам в мужском роде: «милый» вместо «милая», «дорогой» вместо «дорогая». Что-то было в этом неестественное, претенциозное. Как и в том, что свои красивые, черные с проседью волосы она покрасила в рыже-бронзовый цвет. Для чего, для кого?

Утром я просыпался: отец, проходя через столовую, где я сплю, хлопал шлепанцами - туфлями без задников. Он и раньше ими хлопал, но тогда я но просыпался, а теперь просыпался от одного предчувствия этого хлопанья, а потом не мог заснуть.

У каждого человека свои привычки, не совсем, может быть, приятные; приходится с ними мириться, надо притираться друг к другу. А я не мог притираться. Неужели я стал психом?

Мне стали неинтересны разговоры о папиной и маминой работе. О людях, про которых я слышал много лет, но ни разу не видел. О каком-то негодяе Крептюкове - фамилия, ненавистная мне с детства; я готов был задушить этого Крептюкова. Потом оказалось, что Крептюкова душить не следует, наоборот, надо защищать, его место может занять гораздо худший Крептюков. Конфликты на работе неизбежны, глупо все время говорить о них. Я вставал из-за стола и уходил. Это обижало стариков. Но я ничего не мог поделать с собой.

Все это было тем более удивительно, что мы были, как говорится, дружной семьей. Ссоры, разлады, скандалы, разводы, суды и тяжбы - ничего этого у нас не было и быть не могло. Я никогда не обманывал родителей и знал, что они не обманывают меня. То, что они скрывали от меня, считая меня маленьким, я воспринимал снисходительно. Это наивное родительское заблуждение лучше снобистской откровенности, которую кое-кто считает современным методом воспитания. Я не ханжа, но в некоторых вещах между детьми и родителями существует дистанция, есть сфера, в которой следует соблюдать сдержанность; это не мешает ни дружбе, ни доверию. Так всегда и было в нашей семье. И вдруг мне захотелось уйти из дома, забиться в какую-нибудь дыру. Может быть, я устал от экзаменов? Тяжело переживаю неудачу? Старики ни в чем меня не упрекали, но я подвел, обманул их ожидание. Восемнадцать лет, а все сижу на их шее. Мне стало стыдно просить даже на кино. Раньше была перспектива - университет. Но я не смог добиться того, чего добиваются десятки тысяч других ребят, ежегодно поступающих в высшие учебные заведения.

Старые гнутые венские стулья в маленьком дедушкином доме. Скрипят под ногами ссохшиеся половицы, краска на них местами облупилась, и видны ее слои - от темно-коричневого до желтовато-белого. На стенах фотографии: дедушка в кавалерийской форме держит в поводу коня, дедушка - объездчик, рядом с ним два мальчика - жокеи, его сыновья, мои дяди, - тоже держат в поводу лошадей, знаменитых рысаков, объезженных дедушкой.

Новым был увеличенный портрет бабушки, умершей три года назад. На портрете она точно такая, какой я ее помню, - седая, представительная, важная, похожая на директора школы. Что в свое время соединило ее с простым лошадником, я не знаю. В том далеком, отрывистом, смутном, что мы называем воспоминаниями детства и что, возможно, есть только наше представление о нем, были разговоры, будто из-за дедушки сыновья не стали учиться, заделались лошадниками, потом кавалеристами и погибли на войне. А получи они образование, как хотела бабушка, их судьба, вероятно, сложилась бы по-другому. С тех лет у меня сохранились сочувствие к дедушке, который никак не был виноват в гибели сыновей, и неприязнь к бабушке, предъявлявшей ему такие несправедливые и жестокие обвинения.

На столе бутылка портвейна, белый хлеб, совсем не такой, как в Москве, гораздо вкуснее, и вареная колбаса неопределенного сорта, тоже вкусная, свежая, и масло со слезой, завернутое в капустный лист. Что-то есть особенное в этих простых произведениях районной пищевой промышленности.

Пьешь вино? - спросил дедушка.

Так, понемногу.

Сильно пьет молодежь, - сказал дедушка, - в мое время так не пили.

Я сослался на большой объем информации, получаемой современным человеком. И на связанную с этим обостренную чувствительность, возбудимость и ранимость.

Дедушка улыбался, кивал головой, как бы соглашаясь со мной, хотя, скорее всего, не соглашался. Но свое несогласие он выражал редко. Внимательно слушал, улыбался, кивал головой, а потом говорил что-нибудь такое, что хотя и деликатно, но опровергало собеседника.

Я как-то раз выпил на ярмарке, - сказал дедушка, - меня мой родитель та-ак вожжами отделал.

Он улыбался, добрые морщинки собирались вокруг его глаз.

Я бы не позволил!

Дикость, конечно, - охотно согласился дедушка, - только раньше отец был глава семьи. У нас, пока отец за стол не сядет, никто не смеет сесть, пока не встанет - и не думай подыматься. Ему и первый кусок - кормилец, работник. Утром отец первым к умывальнику, за ним старший сын, потом остальные - соблюдалось. А сейчас жена чуть свет на работу убегает, поздно приходит, усталая, злая: обед, магазин, дом… А ведь сама зарабатывает! Какой муж ей авторитет? Она ему уважения не оказывает, за ней и дети. Вот он и перестал чувствовать свою ответственность. Зажал трешку - и за пол-литром. Сам пьет и детям показывает пример.

Приключения Кроша - 3

В детстве я каждое лето ездил в маленький городок Корюков, к дедушке. Мы ходили с ним купаться на Корюковку, неширокую, быструю и

Глубокую речку в трех километрах от города. Мы раздевались на пригорке, покрытом редкой, желтой, примятой травой. Из совхозной конюшни доносился

Терпкий, приятный запах лошадей. Слышалось перестукивание копыт по деревянному настилу. Дедушка загонял коня в воду и плыл рядом с ним,

Ухватившись за гриву. Его крупная голова, со слипшимися на лбу мокрыми волосами, с черной цыганской бородой, мелькала в белой пене маленького

Буруна, рядом с дико косящим конским глазом. Так, наверно, переправлялись через реки печенеги.
Я единственный внук, и дедушка меня любит. Я его тоже очень люблю. Он осенил мое детство добрыми воспоминаниями. Они до сих пор волнуют

И трогают меня. Даже сейчас, когда он прикасается ко мне своей широкой, сильной рукой, у меня щемит сердце.
Я приехал в Корюков двадцатого августа, после заключительного экзамена. Опять получил четверку. Стало очевидно, что в университет я не

Поступлю.
Дедушка ожидал меня на перроне. Такой, каким я оставил его пять дет назад, когда в последний раз был в Корюкове. Его короткая густая

Борода слегка поседела, но широкоскулое Лицо было по-прежнему мраморно-белое, и карие глаза такие же живые, как и раньше. Все тот же вытертый

Темный костюм с брюками, заправленными в сапоги. В сапогах он ходил и зимой и летом. Когда-то он учил меня надевать портянки. Ловким движением

Закручивал портянку, любовался своей работой. Патом натягивал сапог, морщась не оттого, что сапог жал, а от удовольствия, что он так ладно сидит

На ноге.
С ощущением, будто я исполняю комический цирковой номер, я взобрался на старую бричку. Но никто на привокзальной площади не обратил на

Нас внимания. Дедушка перебрал в руках вожжи. Лошадка, мотнув головой, побежала с места бодрой рысцой.
Мы ехали вдоль новой автомагистрали. При въезде в Корюков асфальт перешел в знакомую мне выбитую булыжную мостовую. По словам дедушки,

Улицу должен заасфальтировать сам город, а у города нет средств.
- Какие наши доходы? Раньше тракт проходил, торговали, река была судоходной - обмелела. Остался один конезавод. Есть лошади! Мировые

Знаменитости есть. Но город от этого мало что имеет.
К моему провалу в университет дедушка отнесся философски:
- Поступишь в следующем году, не поступишь в следующем - поступишь после армии. И все дела.
А я был огорчен неудачей. Не повезло! «Роль лирического пейзажа в произведениях Салтыкова-Щедрина». Тема! Выслушав мой ответ,

Экзаменатор уставился на меня, ждал продолжения. Продолжать мне было нечего. Я стал развивать собственные мысли о Салтыкове-Щедрине.

Экзаменатору они были не интересны.
Те же деревянные домики с садами и огородами, базарчик на площади, магазин райпотребсоюза, столовая «Байкал», школа, те же вековые дубы

Вдоль улицы.
Новой была лишь автомагистраль, на которую мы опять попали, выехав из города на конезавод. Здесь она еще только строилась. Дымился

Горячий асфальт; его укладывали загорелые ребята в брезентовых рукавицах. Девушки в майках, в надвинутых на лоб косынках разбрасывали гравий.

Бульдозеры блестящими ножами срезали грунт. Ковши экскаваторов вгрызались в землю. Могучая техника, грохоча и лязгая, наступала на пространство.

На обочине стояли жилые вагончики - свидетельство походной жизни.