Солдатские вопли: пять самых известных боевых кличей. Что кричали рыцари в бою Боевой клич тамплиеров

Рыцари тамплиеры и их деятельность до сих пор являются не до конца изученной и даже загадочной главой истории. Им посвящены десятки исторических трудов, тамплиеры так или иначе фигурируют и в художественной литературе.

Говоря о загадочных рыцарях, непременно вспоминают и их символ – красный Tамплиерский крест. Давайте же разберемся в значении символа «крест Тамплиеров», истории его появления и способах использования современным поколением.

Орден Тамплиеров – загадочное общество, образовавшееся в начале XII-го века и просуществовавшее около 200 лет. Этот союз рыцарей был основан после первого крестового похода, и первоначально они называли себя «Орден бедных рыцарей Христа». Впоследствии у них было много названий:

  • орден Храмовников;
  • орден бедных братьев Иерусалимского Храма;
  • орден Храма;
  • орден рыцарей Иисуса из Храма Соломона.

Первоначальная цель тамплиеров заключалась в защите паломников, которые направлялись на святую иерусалимскую землю.

Как и любому другому ордену рыцарям Храма полагалось иметь отличительные знаки: герб, флаг, а также девиз. Так появилось знамя Тамплиеров в виде красного креста на белом фоне. Крест был выбран не случайно, ведь члены ордена были крестоносцами.

Почему же «бедные рыцари»? Этому есть несколько объяснений. Во-первых, бедность в христианстве считается большой добродетелью, а крестоносцы, которые боролись за свою веру на святой земле таким образом подчеркивали свою «святость».

По некоторым данным первые рыцари ордена действительно были бедны. Настолько, что не каждый из них мог позволить себе приобрести лошадь. Так, или иначе, но спустя какое-то время орден стал невероятно богатым и обзавелся обширными землями. А за правую цель и деяния во имя господа Папа Римский наградил всех членов союза особыми привилегиями.

Первоначальная цель тамплиеров заключалась в защите паломников, которые направлялись на святую иерусалимскую землю. Спустя некоторое время орден стал принимать участие в военных походах государств, на территориях которых располагались отдельные части братства.

К концу своего существования рыцари увлеклись торговлей, ведь эта деятельность приносила хорошую прибыль. Им также приписывают создание одного из первых банков: купцы, путешественники или паломники могли отдать ценности в одном представительстве ордена, и получить их в другой стране, предъявив соответствующий документ-расписку.

Желание обогатится не вызвало восторга у правителей разных стран. Поэтому рыцарей стали изгонять из территорий государств, а затем арестовывать и предавать казни. Стоит ли говорить, что богатства ордена конфисковались в пользу государства. Папа Климент V в 20-х годах XIII-го века объявил орден Тамплиеров незаконным, а его последователей – еретиками.

История возникновения креста Тамплиеров

О появлении классического изображения герба средневекового движения есть одна легенда: когда папа Римский благословлял рыцарей на первый поход, во время молитвы он разодрал свою алую мантию на кусочки и раздал каждому воину. А они в свою очередь пришили эти кусочки на свои белые одежды.

Позже нашивка стала выполняться в форме равностороннего креста, но цвета остались те же – красный и белый. В данном случае красный цвет символизирует кровь, которую рыцари-тамплиеры готовы добровольно пролить за освобождение священных земель от неверных. Воины носили знак на своих доспехах и военной атрибутике.

Почему орден выбрал в качестве собственного отличительного символа именно крест доподлинно не известно. Существует несколько версий, как появилась основная символика тамплиеров:

  1. Равносторонний крест взят из культуры кельтов. Из-за раздвоенности лучей его еще называют «Лапчатый крест». В кельтской культуре знак был заключен в окружность и сегодня известен как .
  2. Именно известный на сегодня вид тамплиерского знака был придуман специально для этого движения. Основой для создания послужили языческие символы. В язычестве знак означал безграничную любовь и почитание бога-создателя.
  3. Символ является чем-то средним между знаками язычества и христианским православным крестом. Некоторые историки утверждают, что знак был придуман как переходной для облегчения привыкания народа к новой вере.

В любом случае тамплиерский крест до сих пор используется не только в магии и оккультных науках, но и простыми людьми.

Значение креста Тамплиеров

Множество столетий назад индоевропейцы использовали знак двух пересеченных линий как символ жизни, неба и вечности. Современные ученые трактуют значение символа тамплиеров как союз и взаимодействие противоположностей: женского и мужского начала, добра и зла, света и тьмы. Считается, что никакая крайность не может существовать сама по себе.

Тамплиерский крест защитит его обладателя от негативной энергии недоброжелателей и завистников.

Основная задача знамени Тамплиеров – защита своего владельца от зла. Сегодня символ известен как преобразователь отрицательной энергии в положительную. По этой причине обычные люди обращаются к амулету с крестом тамплиеров для:

  • защиты от сглаза и недоброжелателей, завистников;
  • отвода порчи;
  • отвода сплетен и дурных слухов;
  • преобразования направленного на владельца негатива в положительную силу и присоединения ее к собственной энергетике.

Форма креста обладает не только способностью улавливать отрицательное и превращать его в положительное. Добрая энергия не уходит бесследно в пространство, талисман направляет ее на подпитку естественного энергетического ресурса своего обладателя. Благодаря этой способности знак часто используется магами в ритуалах, которые требуют больших энергетических затрат.

Символ нужно носить так, чтобы его не видели посторонние люди. Первое время лучше носить амулет под одеждой, чтобы он тесно контактировал с телом человека – так амулет налаживает связь с хозяином.

Виды крестов

В исторических книгах, на картинах с изображением тамплиеров и прочих произведениях искусства, связанных с историей этого ордена встречаются самые разнообразные символы. Интересно, что крест на них не всегда окрашен красным цветом – иногда он был черным, и некоторые приверженцы движения Тамплиеров и сейчас утверждают, что истинное сочетание было именно черно-белым.

На сохраненных до наших дней знаках лучи были раздвоенными, на других были нанесены дополнительные символы. Расположение нашивки на одежде тамплиеров также менялось в течение того времени, что существовал орден. Так появилось несколько разнообразных видов герба тамплиеров:

  1. Лотарингский крест. Имеет две горизонтальные перекладины. По легенде был создан из обломков деревянного распятия, на котором был казнен Иисус Христос.
  2. Кельтский крест. Знак в виде креста, заключенного в круг.
  3. Крест восьми блаженств. У данного символа очень необычная форма, она редко использовалась – к центру соединялись 4 стрелки.

Сегодня тамплиерский знак имеет следующий внешний вид: равносторонний крест заключен в окружность:

  • крест – единство четырех стихий;
  • круг – значение Солнца.

Для своего обладателя он несет значение духовной силы, воздержания от греховных искушений, благоразумие, чувство справедливости и обладание христианскими добродетелями.

Тамплиерский крест с пятиконечной звездой.

Современный тамплиерский символ нередко можно увидеть в сочетании с пентаграммой – пересеченными двумя треугольниками, образующие пятиконечную звезду. Пентаграмма – это сильнейший талисман против преград на жизненном пути. Знатоки древних символов утверждают, что пентаграмма способствует достижению жизненных целей, ограждая человека от тех трудностей, которые могут помешать ему.

Как используют средневековый символ сегодня

На сегодняшний день во многих странах мира появились небольшие движения последователей необычного средневекового ордена, история которого окутана тайнами.

Желающие получить защиту средневекового рыцарского знака наносят Тамплиерский крест на амулеты. Они могут иметь разные формы:

  • медальон с тиснением;
  • печатка;
  • изящная подвеска.

Иногда древний символ используют как элемент сложной татуировки или наносят на кожу как самостоятельный рисунок. Оберег используют для собственной духовной и физической защиты, а также укрепления веры.

В средневековье тамплиерский крест вышивали на одежде и наносили на предметы быта, но сегодня такое использование большая редкость. Иногда его наносят на поверхность порога у входной двери – он дарует жильцам защиту от недоброжелателей, а само жилье защитит от пожара и ограбления.

Чтобы усилить действие средневекового магического знака тамплиеров, можно использовать другие символы, которые использовались орденом: печать с особым знаком Тамплиеров (полумесяц, всадник, лотос, священный грааль или чаша), дополнительные кельтские символы на обратной стороне амулета.

Оберег с крестом Тамплиеров используют для духовной и физической защиты, а также укрепления веры.

Перед тем, как решиться на приобретение амулета, рекомендуется ознакомиться с общими правилами его использования:

  1. Оберег, приобретенный для личного использования, в первое время нужно носить постоянно – примерно две недели. Затем его можно снимать, но ненадолго, чтобы связь священного знака и энергетики человека не ослабевала.
  2. Талисман рекомендуется носить на груди: рыцари ордена для защиты и покровительства высших сил носили нашивку на груди и спине.
  3. Амулет лучше выбирать из сплавов качественных износостойких металлов. Чаще всего используют обереги, оформленные в средневековом стиле.
  4. Талисман лучше всего приобретать для личного пользования.
  5. Крест Тамплиеров можно носить и женщинам, и мужчинам. Но детям такой амулет ни к чему – неокрепшая энергетика ребенка не справится с действием рыцарского знака.

Если же вы решили сделать тату, наносите его на грудь, предплечье или верхнюю часть спины. Стоит отметить, что крест Тамплиеров в виде рисунка на коже активизируется сразу после нанесения, даруя своему обладателю сильнейшую защиту до конца жизни. Некоторые обладатели такого тату отмечают, что после его нанесения стали чувствовать себя увереннее, стали успешнее в карьерном продвижении и реже подвергаются заболеваниям.

Тамплиеры (от французского «templiers» или «temple» - «храмовники», «церковь», «храм») именовались еще Нищенствующими рыцарями Христа и Храма Соломона. Они были одними из первых, кто начал образовывать военно-религиозные ордена. Так, орден основала в 1119 году небольшая группа рыцарей, во главе которых был Гуго де Пейн.

Это произошло вслед за Первым крестовым походом, для поддержания нового Иерусалимского королевства, окруженного побежденными мусульманскими соседями, а также для обеспечения охраны множества европейских паломников, направлявшихся в Иерусалим вслед за его завоеванием. Однако стоит делать различение между реальным созданием ордена тамплиеров, началом его жизнедеятельности и официальным признанием от Папы Римского, когда он стал самостоятельным монашеским братством.

Краткая история духовно-рыцарского ордена тамплиеров

Когда завершился Первый крестовый поход (1096-1099), которым предполагалось освободить Святую землю от мусульманского верховенства, на территории Восточного Средиземноморья было сотворено что-то типа христианского государства, которое получило название Иерусалимское королевство. Появились также мелкие государственные образования, вместе с Триполи, Антиохией, Киликийским царством, Эдесским графством, а также Ассасинами.

Этим христианским землям нашлось и название — Латинский Восток, а главный столичный город стал называться Иерусалим.

Совершенно естественным было то, что европейское население стало систематически осуществлять паломничество по святым местам. Однако по всем дорогам бродили разбойники, грабители, лихие люди, которые бесцеремонно и бессовестно занимались обкрадыванием паломников, а время от времени и их убийствами. Таким образом, дорога на восток для посещения святых мест представлялась смертельно опасным мероприятием.

Основание ордена тамплиеров

Продолжался весь этот беспредел в течение практически двадцатилетнего периода, пока однажды в 1118 году по пыльным палестинским дорогам не прошел небольшой отряд с благородными рыцарями. Именно он и приступил к защите пилигримов от грабителей и всякого сброда. Занимались они своим делом от всего сердца не за страх, а за совесть. К грабителям рыцари относились беспощадно, а для верующих прокладывали безопасную дорогу по святым местам.

Возглавлялась эта небольшая рыцарская команда человеком, которого звали Гуго де Пейн. Это был выходец из древней французской дворянской династии, которая в свое время верой и правдой служила своему государству. В пятнадцатилетнем возрасте Гуго был посвящен в рыцари. С того момента юноша вступил в касту профессиональных воинов – французских рыцарей. Молодому мужчине посчастливилось стать участником крестового похода и освобождения Иерусалима.

Версии возникновения ордена Тамплиеров

Домой Гуго де Пейн не вернулся, потому что решил остаться на земле Палестины. Найдя таких же, как и сам бессребреников он с ними объединился, и все вместе они встали на защиту странников. По одной версии это были девять рыцарей известных как nova militia christi, которые объединились во Франции, где и дали обет защищать паломников. После этого они вернулись в Палестину.

Многие из них были до такой степени бедными, что им недоставало денег даже для приобретения достаточного количества коней. Нередко на одном коне могли усаживаться по два наездника. Однако длилось это все приблизительно год, до тех пор, пока на боевую команду, безвозмездно защищающую путников, не обратили внимания при дворе короля Иерусалима Балдуина II.

Сам король с благосклонностью отнесся к отважным рыцарям, а те под его протекцией решили объединиться в орден. При этом они приняли присягу на верность не монарху, а Иерусалимскому храму Гроба Господня. Можно сказать, что именно таким образом и появились рыцари храма или храмовники. На французском языке это произносилось — тамплиеры. Именно так, в 1119 году и появился орден тамплиеров,который возглавил Гуго де Пейн.

Деятельность ордена тамплиеров

Сначала существует ли орден тамплиеров, практически никто не знал, однако со временем его известность начала возрастать. Благородным рыцарям разрешили отправиться в Европу и заняться вербовкой в состав ордена людей благородного происхождения. Европейским королям идея понравилась. Все они уважительно отнеслись к рыцарям-храмовникам, которые, руководствуясь лишь зовом своих сердец, заступались за паломников, шедших на Святую землю.

На тамплиеров неожиданно посыпалась целая череда милостей. Все это выражалось в даровании им земель и замков. Таким образом, бедные рыцари в мгновение разбогатели.

Особенной щедростью отличилось французское дворянство. Дело в том, чтовеликий магистр рыцарей-храмовников относился к их соотечественникам. Впоследствии об ордене формально начали поговаривать как о французском. И это при том, что в его рядах были люди самого разного происхождения.

Булла папы римского

В 1139 году во времена второго магистра Робера де Краона в аппарате Папы римского Иннокентия II была издана булла, в которой рыцари храма освобождались от всех существующих налогов. Им разрешалось свободно бывать в любых других, кроме Палестины, христианских странах, покупать землю, недвижимое имущество, а также вести финансовую деятельность, направленную на упрочение своего общества. При всем этом благородные рыцари должны были давать отчет только самому Папе римскому.

Вследствие этого, тамплиеры обладали полной независимостью. Их судьба была в руках лишь Бога и папы. Главам государств и высокопоставленным святым отцам не дозволялось вовлекаться в дела ордена. Более того, им запрещалось приказывать, что ему делать или заниматься контролем финансовой деятельности.

Деньги делают деньги

Великодушие и альтруизм, конечно же, являются самыми прекрасными человеческими качествами. Однако давным-давно отмечено, что деньги мотивируют людей приумножать свое состояние, а значит делать деньги. Этого не смогли избежать и рыцари-храмовники. Будучи образованными людьми, заступники пилигримов стали все более заниматься, в первую очередь, финансовой деятельностью. Сказались данные неограниченные права вместе с полной бесконтрольностью.

Тамплиеры начали одалживать деньги, и таким образом становиться ростовщиками. Они ссуживали огромные суммы денег под 10-15%. Тогда как у евреев и итальянцев эта услуга была не меньше 40%.

Понемногу у новоиспеченных ростовщиков появились должники, которые были и королями, и герцогами, и простолюдинами. Рыцари-храмовники раскрутили свою бурную финансовую деятельность по всему европейскому континенту. Денежными потоками начала наполняться казна ордена. Так они стали обогащаться просто на глазах.

Строительство соборов, замков и дорог

Кроме банкинга, храмовники начали возводить храмы и замки. Всего за всю историю существования ордена они построили 150 соборов и 76 замков, что было более чем серьезным показателем дохода. Есть версия, что таким образом они, в том числе, и вкладывали средства в недвижимость.

Рыцарям-храмовникам не было чуждо и дорожное строительство. В те времена европейские дороги пребывали в чрезвычайно плачевном состоянии. Более того, все они были приватными.

Ситуация усугублялась разбойниками, которые обитали в лесистой местности. Они нередко занимались грабежом и убийствами безоружных людей.

Храмовникам удалось построить отличные дороги, которые охранялись и имели постоялые дворы, но что самое удивительное таможенную плату с народа не брали. Все их дороги были бесплатные и совершенно безопасные.

Важным фактором для рыцарей храма была благотворительность. Каждому из них предписывалось трижды в неделю встречаться с нуждающимися и даром их кормить. Это обязывал делать устав ордена тамплиеров, и все это исполнялось беспрекословно.

Жесткая иерархическая структура ордена Тамплиеров

В самом же ордене имелась жесткая иерархическая структура. Возглавлял его великий магистр, обладавший неограниченной властью. Рыцари, являвшиеся равноправными партнерами в ордене, были численностью приблизительно тысяча человек.

Сообщество пополнялось и капелланами, священнослужителями, исполнявшими дополнительные обязанности. Членами могущественного союза считались рыцарские оруженосцы вместе со слугами. Всеми давался обет безмолвия. Всем им запрещалось разглашать посторонним о внутренней деятельности тамплиеров.

Это было тайное общество с жесткой властной вертикалью, независимостью, своими финансами и возможностью заправлять всем этим на свое усмотрение. Однако оно не вмешивалось в дела государств, в которых была их собственность. В ордене не было особ, приближенных к монархам. Таким образом, он никак не влиял на их политику.

Оставление орденом Палестины

Главный штаб ордена находился в Иерусалиме до самого конца XIII столетия. С 1291 года Латинский Восток больше не существовал. Иерусалимскому королевству, как и другим мелким государствам, суждено было пасть. Мусульманам удалось вновь вернуть себе эту территорию после практически 200 лет.

Рыцарский орден вынужден был выйти из Палестины. Он навсегда обосновался в европейских странах, которыми были Испания, Франция, Германия, а также Англия. В результате, орден остался без своего главного бастиона. Весьма скоро этой ситуацией решили воспользоваться его недоброжелатели, которые не могли пережить богатства и могущества.

Разгром ордена тамплиеров

Главному недоброжелателю, французскому королю Филиппу Красивому (1268-1314) не давало покоя богатство ордена. Он не был приверженцем тирании и стремился со всеми спорными вопросами разбираться в суде. Однако вследствие того, что он находился над судебной властью и полностью ее контролировал, то несложно было бы предвидеть, на чьей стороне будет суд.

С тамплиерами Филипп IV тоже решил действовать строго по закону. Самодержец слишком уж хотел отобрать все богатства ордена и за их счет заняться пополнением государственной казны. Однако для этого нужно было найти серьезные основания. И таковые представились в августе 1307 года.

Однажды король получил донос, что у одного преступника, осужденного на смертную казнь, есть какая-то важная информация, имеющая государственную важность. Преступник поведал венценосной особе о жутких вещах, которые творили благородные рыцари. Ему довелось сидеть в одной камере с таким же «смертником», который оказался одним из членов ордена храмовников.

Незадолго до казни тот решил облегчить свою душу и поведал о том, что творилось в их замках. Как оказалось, рыцари-тамплиеры при помощи своих огромных финансовых возможностей замыслили захватить власть на европейском континенте. У них были должники из числа весьма влиятельных вельмож, потому революция была делом техники. Более того рыцари-храмовники занимались совращением мальчиков, оплевыванием крестов, а также растлением девственных крестьянок. Таким образом, они были не истинными католиками, а служителями Сатаны.

Все эти сведения были тщательно задокументированы, и стали поводом для Филиппа Красивого направить обращение к Святому Престолу. В достоверности свидетельств заключенного было больше сомнений, было неясно, как храмовник очутился в королевском каземате, к тому же имел смертный приговор, ведь члены ордена не контролировались монархами, и они не обладали правами заниматься их арестами, тем паче судить и казнить.

Уничтожение ордена тамплиеров

Однако римскому папе Клименту V не было дела до этой существенной детали. Он намекнул Филиппу, что не будет ему мешать и, по сути, санкционировал арест всех тамплиеров. Как только руки у монарха были развязаны, он приказал арестовать всех французских тамплиеров. Эту совершенно секретную акцию решено было провести в течение одного дня. Так утром в пятницу 13-го октября 1307 года на территории Франции были арестованы все члены ордена.

Они были брошены в темницы, их пытали и истязали. Пытки тамплиеров были столь изощренными, что люди не выдерживали их и давали любые признания. Признания пришлось дать и великому магистру ордена Жаку де Моле, хотя позднее он от них отрекся.

В целом во Франции арестовали 543 рыцаря. Филипп потребовал от европейских монархов тоже арестовывать тамплиеров, оказавшихся в их государствах, но они не послушали Филиппа. Лишь в Англии храмовников сослали в монастыри, а в Шотландии, напротив, многим тамплиерам посчастливилось укрыться.

Обвинения, которые выдвинула Инквизиция

Обвинения, которые выдвинула Инквизиция тамплиерам, были следующими:

  • Они совершали поклоны какому-то коту, порой являвшемуся на сборах;
  • В провинциях они обладали одно-трехликими идолами, собственно головами и человеческими черепами;
  • Они совершали поклоны этим идолам, на своих сборах;
  • Они чтили этих идолов, которые были для них представителями Господа и Спасителя;
  • Утверждали, что голова смогла бы их спасти и сделать их богачами;
  • Из-за идолов орден получил все богатство;
  • Из-за идолов земля плодоносила, а деревья цвели;
  • Они завязывали головы идолам или прикасались к ним с помощью коротких веревок, после чего надевали на тело под рубахи;
  • При принятии новичков в орден давали им эти веревки;
  • Все делалось из-за благоговения пред идолами.

В основном было десять обвинений, как десять заповедей.

Цель оправдывает средства

Ведение следственных мероприятий против членов ордена шло несколько лет. В октябре 1311 года, т. е. спустя четыре года после арестов, решили провести судебный процесс на Вьеннском соборе. На нем церковники и власти Ватикана во главе с Папой римским решили распустить некогда могущественный орден, а имущество раздать другим рыцарям-монахам. Это были госпитальеры, более известные как мальтийские рыцари.

Самый большой куш с финансами и недвижимостью достался Филиппу Красивому, как компенсация судебных издержек. В результате он добился намеченных целей и обрел желаемое. Далее начались судилища над тамплиерами. В основном их приговаривали к пожизненным срокам. Прочие получили длительные сроки заключения, однако на свободу выйти довелось единицам в старческом возрасте.

Казнь и проклятие последнего великого магистра тамплиеров

Великого магистра Жака де Моле вместе с Жоффруа де Шарнэ приговорили к сожжению. 18 марта 1314 года приговор привели в исполнение. Охваченному огнем Жаку де Моле удалось проклясть, Папу и Филиппа, что точно исполнилось.

Климент V скончался уже через месяц с момента казни. Король Филипп скончался в ноябре того же года в возрасте сорока шести лет в результате обширного кровоизлияния в мозг (инсульта), хотя у короля всегда было отменное здоровье и никогда не возникало никаких жалоб. При странных обстоятельствах и неясным причинам скончались и его трое сыновей на протяжении четырнадцати лет после смерти их отца. Им всем не посчастливилось оставить преемников, и династии суждено было оборваться.

Загадки ордена тамплиеров

Большинство людей сразу же увидели причину загадочных смертей собственно в проклятии, которое наложил Жак де Моле, потому что за тамплиерами всегда тянулся шлейф неизведанного, загадочного. Народная молва называла их обладателями магических познаний.

Многие даже считали, что у тамплиеров есть Туринская плащаница и даже Чаша Грааля. И некоторые исследователи это допускают, ведь рыцарям храма пришлось практически двести лет прожить в Палестине. Их великодушие вместе с преданностью вере вызывало огромное уважение в христианском мире.

Благодаря этому все те, кто хранил у себя святыни и реликвии, спокойно передавали их тамплиерам. Никто не сомневался в благородных рыцарях. Все были уверены в том, что бесценным христианским сокровищам не суждено пропасть, и они будут в надежных руках.

С ликвидацией ордена все изменилось. Чашу Грааля, возможно, укрыли в Шотландии, а Туринскую плащаницу непонятно как обнаружили во Франции. Папа с Филипом добились упразднения ордена, но он продолжал свою жизнь в Европе.

Никто не исключает, что орден тайно продолжал свое существование. Возможно, и сейчас рыцари-храмовники продолжают свою скрытую от лишних глаз деятельность, ведь все эти люди обладали тайными магическими знаниями. Собственно тяга ко всему оккультному, как магнит, притягивает к себе истинных духовных искателей, а мужество, бескорыстие и преданность вере тамплиеров остались в людских сердцах.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Ты знаешь об этих кличах, ты часто их используешь. Узнай, откуда они взялись и что означают.

Бар-рр-ра!!!

Клич римских легионеров. Так они подражали крику слонов. Клич использовали редко, в основном для подбадривания новичков или на поле боя с совсем слабеньким противником — чтобы размазать его морально, не поднимая меча.

“Почему именно слоны?“, — спросит любопытный читатель. Все потому, что римляне находили слонов сильными и могучими животными. А еще они понимали: если противник превосходит силами и вооружением, то им “бар-рр-ра!“ — как мертвому припарки.

Источник: wikipedia.org

No pasaran!

Известный клич. Но не все знают его историю. Так вот: представь себе 1916-й год, Первую мировую. Немецкие войска столкнулись с французами в Вердене. Кровопролитная битва. Французский генерал Робер Нивель выкрикнул фразу “on ne passe pas!“ (никто не пройдет!“) и кинулся на поле боя рубить врага.

Эту фразу услышал и стал активно использовать художник Морис Луи Анри Ньюмонт — рисовал ее на всех пропагандистских плакатах. Через год фраза “on ne passe pas“ стала боевым кличем всех французских солдат, а затем и румынских.

В 1936 году “они не пройдут!“ прозвучало в Мадриде — из уст испанской коммунистки Долорес Ибаррури. На испанском фраза звучит “No pasaran!“. Именно Испания и увековечила уже и без того легендарный боевой клич. Но слегка по-иному звучащий.

“No pasaran!“, кстати, часто громыхало и во Вторую мировую, и даже в гражданских войнах Центральной Америки.


Источник: Sonic R. System

Аллах акбар!

До боли знакомое арабское выражение, означающее “Аллах — великий“. Не имело ничего общего с войной до тех пор, пока мусульмане не взяли в руки оружие, и не начали погибать во имя своего бога.


Источник: Cunoaste lumea

Банзай!

В VII — X веках нашей эры Китаем правила династия Тан. Тамошние жители приветствовали друг друга и особенно императора фразой “ву хуанг ваньсуй“, что в переводе означало “пусть живет император десять тысяч лет“.

С годами от фразы осталось лишь окончание “ваньсуй“. Тут набежали японцы и позаимствовали его. Но произносили его по-своему, звучало как “банзей“. Означало пожелание “жить много лет“.

А потом пришел XIX век, который изменил звучание слова. Теперь это был “банзай!“. И использовалось оно не только по отношению к императору, но и японскими солдатами во времена Второй мировой. Особенно популярно было среди камикадзе.


Состояло из двух цветов (белого и черного), на этом фоне размещался крест и девиз («Не нам, не нам, а имени Твоему»).
Знамя было разделено по горизонтали на две части - верхнюю черную и нижнюю белую. Иногда с красным крестом, расположенном на белом поле.
Значение цветов знамени до сих пор неясно.
Означало ли оно победу сил добра над злом?
А может, обозначало два класса внутри Ордена - рыцарей в белых мантиях и сержантов в черных плащах?
Есть также версия, что черная часть знамени обозначала мирскую, греховную жизнь, которую тамплиеры оставляли при вступлении в Орден, а белая часть символизировала чистоту их нынешней жизни, посвященной сражениям за веру.
Слово baussant означает «окрашенный в два цвета», в данном случае - черный и белый. Отсюда само знамя рыцари стали называть le baussant .
Жак де Витри, который был одним из друзей Дома и собирал сведения непосредственно у тамплиеров , рассказывает, что они носят «бело-черное знамя, которое называют «le Beaucent», показывая, что открыты и доброжелательны по отношению к своим друзьям, черны и грозны для врагов.
«Львы на войне, агнцы во время мира.»»
Изображения знамени у различных хронистов различаются в вопросе, какая именно часть была белой, а какая - черной.
Матвей Парижский, хронист аббатства Сент-Олбанс, изображает знамя с верхней частью черной и с нижней частью белой. Причем их соотношения у него менялись.

> В Historia Anglorum он изображает знамя Ордена поделенным на две части: верхняя треть - черная, две нижних трети - белые.
В то же время он в другом своем труде, Chronica majora , приводит изображения знамени как с равными полями, так и с неравными (как в Historia Anglorum ).
Церковь Сан-Бевиньяте в Перудже (Умбрия) была построена между 1256 и 1262 гг. под руководством папского казначея, брата Ордена Бонвичино.
Сан-Бевиньяте было одним из центров Ордена в Перудже (с 80-хх годов XIII века - единственным).
Внутри, на западной стене сохранились остатки большой фрески, на которой изображена битва между крестоносцами и мусульманами. На ней можно различить знамена и щиты братьев Ордена, поделенные на равные половины - верхнюю белую (с нанесенным лапчатым крестом) и нижнюю черную.
Возможно, знамя, изображенное на фресках церкви Сан-Бевиньяте, являлось штандартом магистра , тогда как Матвей Парижский рисовал знамя, которое нес маршал (статья №164 Устава Ордена) и другие иерархи на поле боя.
Согласно тому же Уставу право носить знамя, как в военное, так и в мирное время, имели: сенешаль (статья №99), командор Иерусалима (статья №121), командоры областей Антиохии и Триполи (статья №125), командор рыцарей при туркопольере (статья №170), командор рыцарей при маршале (статья №165) и т.д.
Очевидно, что знамя Ордена не было уникально (как, например, Орифламма французских королей).
В любом случае, орденский штандарт играл очень важную роль на поле боя (помимо «классической» роли, естественно): он показывал центр орденского центра, а также место, к которому должны были стремиться братья для перегруппировки и новой атаки.
Его функция была настолько важна, что существовал дубликат знамени, которое несли свернутым, на тот случай, если первое падет.
А маршал перед атакой назначал 10 рыцарей, единственной задачей которых была охрана знамени.
В случае, если же брат бросил знамя и бежал с поля боя, это считалось очень серьезным проступком, за который этого брата могли изгнать из Ордена (статья №232 Устава Ордена).
Если же брат в битве наклонит знамя, капитул мог лишить его плаща (статья №241).
27 апреля 1147 года папа римский Евгений III, присутствовал на Генеральном Капитуле ордена Храма в их новом доме в Париже. В присутствии короля Франции Людовика VII Капета, архиепископа Реймса, ста тридцати рыцарей ордена Храма и Великого магистра Эврара де Бар, папа даровал тамплиерам право носить на левой стороне плаща, под сердцем, изображение алого креста «с тем, чтобы сей победоносный знак служил им щитом, и дабы никогда не повернули они назад пред каким-нибудь неверным».
В средневековье, самым основным способом показать подлинность документа было поставить на него печать. Эти печати были изображениями вырезанными на дереве, бронзе или на благородных металлах и отпечатывались на воске или сургуче.
В то время, когда даже неграмотные люди нуждались в том, чтобы проводить деловые сделки, печати давали возможность заверять документы и символически объясняли личность владельца печати.
Как известно, на традиционной печати тамплиеров изображены два рыцаря едущие на одном коне - это печать магистра Бертрана де Бланшфорта, принятая в 1168 году.
Описывая печать ордена обычно используют символизм, наиболее сильно в символизме печати проявил себя выдающийся физиолог и оккультист Карл Джунг:
«Изображение этих двух рыцарей едущих на одной лошади, как считают, представляло их клятву бедности. Члены первоначального ордена, были настолько бедными, что не каждый рыцарь мог позволять себе собственную лошадь.
Хотя, для первоначального ордена, состоявшего из девяти человек - это возможно было и так, но для ордена в последующем, и во времена правления де Бланшфора, в частности, правдой это быть не могло, поскольку орден был очень богат.

И это богатство было столь большим, что предоставляли ссуды монархам и впоследствии изобрели банковскую систему для работы с большими финансами.
Уже на Совете в Труа, когда орден получил Латинский устав, в уставе было сказано, что рыцарь должен иметь три лошади».
Некоторые теории связывали изображение двух рыцарей на одном коне с практикой гомосексуализма, которая в дальнейшем фигурировала в обвинениях против ордена в 1307 году. (Для получения более полной информации читайте книгу Легмана и Ли «История тамплиеров» Rendom de Brie) .
По другим теориям, изображенные на печати два тамплиера на одном коне - это не сивол клятвы бедности, а скорее обозначение двойственности или конфликта, который существовал в ордене:

  • Они были бедны клятвой, но богаты верой.
  • Они занимались самопознанием, но были хорошо сведущие в мирских вопросах.
  • Они были монахи с одной стороны, но воины с другой.

По одной из теорий берется Евангелие как источник символического значения печати, и утверждается, что один рыцарь был тамплиером в то время как другой есть изображенние Христа.
Как сказано в Евангелии, где Иисус Христос говорит:
«Везде, где во имя Меня собираются двое или большее, есть я, посреди них».
На измененной печати был изображен Храм Соломона или нечто похожее на него.
На самом деле - это изображение Скального купола, потому что Храм, как он изображен на печати, даже близко не похож на Храм Соломона как он описан в Книге Ветхого Завета.
Известно порядка двадцати образцов печатей ордена Храма .
Известны также печати с крестом и Агнцем, использовавшиеся магистрами в Англии; эти типы печати повторяются, различаясь в деталях.
Остальные сохранившиеся экземпляры, судя по всему, принадлежат исключительно командорам ордена.

Популярные из существующих боевых кличей.

Самые известные боевые кличи

Одни из самых известных и грозных воинов всех времен и народов - римские легионеры - кричали «Бар-рр-ра», подражая слоновьему рёву.

Кроме того, то римлянам (времен поздней империи), то византийцам приписывался крик «Nobiscum Deus!» то есть, Бог с нами в переводе с латыни.

Кстати, есть версия, что легионеры использовали свой клич не постоянно, а только в качестве ободрения для новобранцев или когда понимали, что противник настолько слаб, что его можно подавить прежде всего морально.

Использование боевых кличей римлянами упоминалось при описании боя с самнитами, а вот в битве при Мутине легионы сражались в молчании.

Промежуточный вывод можно сделать такой: римлянам казались страшными слоны, а также они вполне осознавали тот факт, что если противник превосходит в силе, то никакой боевой клич тут не поможет.

Кстати, словом baritus те же римляне обозначали как раз крик слонов, а также боевые песни германских племен. Вообще, в ряде текстов слово «барит» или «баритус» является аналогом словосочетания «боевой клич».

И, раз уж мы заговорили о воинских криках древних народов, то нелишним будет упомянуть, что эллины, то бишь греки, кричали «Алале!» (по их мнению, именно так кричала жутко страшная птица сова); «Ахарай!» был кличем евреев (в переводе с иврита он означает «За мной!»), а «Мара!» или «Марай!» - это был призыв к убийству у сарматов.

В 1916 году в ходе Первой мировой войны французский генерал Робер Нивель (Robert Nivelle) выкрикнул фразу: «On ne passe pas!» Она была адресована немецким войскам во время столкновения при Вердене и переводилась как «Они не пройдут!» Это выражение стал активно использовать художник Морис Луи Анри Ньюмонт на пропагандистских плакатах. Примерно через год оно стало боевым кличем всех французских солдат, а затем и румынских.

В 1936 году «Они не пройдут!» прозвучало в Мадриде из уст коммунистки Долорес Ибаррури (Dolores Ibаrruri). Именно в испанском переводе «No pasaran» этот клич стал известен во всем мире. Он продолжал вдохновлять солдат во Вторую мировую войну и в гражданской войнах Центральной Америки.

Возникновению клича «Джеронимо!» мы обязаны индейцу Гоятлаю из племени апачей. Он стал легендарной личностью, потому как в течение 25 лет возглавлял сопротивление против вторжения американцев на свои земли в XIX веке. Когда в бою индеец несся на врага, то солдаты с ужасом взывали к своему Святому Иерониму. Так Гоятлай стал Джеронимо.

В 1939 году режиссер Пол Слоан (Paul Sloanе) посвятил свой вестерн «Geronimo» знаменитому индейцу. После просмотра этой киноленты рядовой 501-го воздушно-десантного полка Эберхард, совершая тестовые прыжки с парашютом, выпрыгнул из самолета с криком: «Джеронимо!» Его сослуживцы сделали то же самое. На сегодняшний день прозвище бравого индейца является официальным кличем американских парашютистов.

Если кто-то слышит «Аллах акбар», то воображение тут же рисует нелицеприятные картинки радикально настроенных джихадистов. Но эта фраза сама по себе не несет никакого негативного оттенка. «Акбар» — это превосходная степень слова «важный». Таким образом, «Аллах Акбар» можно дословно перевести как «Аллах Велик».


В далекие времена, когда Китаем правила династия Тан, жители широко использовали фразу «Ву хуанг ваньсуй», которую можно перевести как «Пусть живет император 10 тысяч лет». Со временем от выражения осталась только вторая часть «ваньсуй». Японцы переняли это пожелание, но в транскрипции страны Восходящего солнца слово звучало как «банзей». Но его продолжали использовать только в отношении правителя, желая долгого здравствования.

В XIX веке слово снова изменилось. Теперь оно звучало как «банзай» и использовалось не только в отношении императора. С наступлением Второй мировой войны «банзай» стал боевым кличем японских солдат, особенно камикадзе.

Интересно то, что боевые кличи были раньше своеобразным маркером рода. В качестве примера можно вспомнить казахские «ураны». У каждого рода был свой «уран», большинство из них восстановить сегодня не представляется возможным, поскольку боевые кличи вне поля сражения считались табуированной лексикой и хранились в тайне.

Из наиболее древних казахских «уранов» известен общенародный — «Алаш!» О боевом кличе казахов нам известно из рукописи «Бабурнаме», которую написал правнук Тамерлана Бабур.

В частности там говорится: «Хан и те, кто стоял подле него, тоже повернули лица к стягу и плеснули на него кумыса. И тут же заревели медные трубы, забили барабаны, а выстроившиеся в ряд воины стали громко повторять боевой клич. От всего этого вокруг поднялся невообразимый шум, который вскорости затих. Все это повторилось трижды, после чего предводители вскочили на своих коней и трижды объехали стан…».

Этот фрагмент «Бабурнаме» важен тем, что показывает: боевой клич использовался не только в бою, но и до него. Это была своеобразная формула настроя на успешную битву. Тогдашний уран казахов «Ур-р» выкрикивался наподобие нашего троекратного «Ура».

Существует немало версий этимологии боевого клича «Ура». Филологи склоняются к двум версиям происхождения этого слова. Его используют в английской и немецкой культурах. Там есть созвучные Hurra, Hurah, Hooray. Языковеды считают, что клич возник от верхненемецкого слова «hurren», т. е «быстро двигаться».

Согласно второй версии, клич позаимствовали у монголо-татар. С тюркского «ur» можно перевести как «бей!»

Некоторые историки возводят наше «ура» к южнославянскому «уррра», что буквально означает «возьмем верх». Эта версия более слабая, чем первая. Заимствования из южнославянских языков в основном касались книжной лексики.