Что такое парные согласные и звонкие в корне слова. Парные согласные Дидактическая игра-лото «Сомнительные согласные»

На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости - глухости, сонорными и шипящими.

Звонкие и глухие согласные звуки

Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы - голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.

Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.

Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими , а звуки, которые состоят только из шума - глухими.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором - звонкие. Жители первого домика:

[б] [д] [з] [г] [в] [ж]
[п] [т] [с] [к] [ф] [ш]

Эти согласные звуки называются парными по звонкости - глухости.

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки ()

Они очень похожи друг на друга - настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости - твёрдости. Добавим их в домик.

[б] [б’] [д] [д’] [з] [з’] [г] [г’] [в] [в’] [ж]
[п] [п’] [т] [т’] [с] [с’] [к] [к’] [ф] [ф’] [ш]

У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками.

Все эти звуки обозначаются буквами:

[б] [б’]
[п] [п’]
[д] [д’]
[т] [т’]
[з] [з’]
[с] [с’]
[г] [г’]
[к] [к’]
[в] [в’]
[ф] [ф’]
[ж]
[ш]

Непарные звонкие согласные звуки

Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Во второй домик - непарные звонкие согласные звуки:

Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:

[л] [л’]

(эль)

[м] [м’]
[н] [н’]
[р] [р’]
[й’]

(и краткая)

Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.

Непарные глухие согласные звуки

В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:

[х] [х’] [ц] [ч’] [щ’]

Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] - всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:

[х] [х’]
[ц]
[ч’]
[щ’]

Звуки [ч’], [щ’] - шипящие звуки.

Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв - 21, а звуков - 36.

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки ()

Закрепление знаний на практике

Выполним задания.

1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.

д очка - точка

б очка - почка

ш ар - жар

удочка - уточка

2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос )

2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)

3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)

Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. У ежа - ежата, у ужа - ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Fictionbook.ru ().
  2. Deafnet.ru ().
  3. Samouchka.com.ua ().
  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
  2. Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный ? (Звонких согласных - 9 - Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных - 2 - Т, Т, различных - 1.) .
  3. Прочитайте пословицу: « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
  4. 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».

29. Прочитайте.

      суп - зуб
      круг - звук
      год - рот
      рукав - шкаф
      гараж - шалаш
      мороз - вопрос
      измороз ь - изморос ь

  • Какой звук обозначен выделенными буквами в каждой паре слов? Произнесите.
  • Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова? А какое слово будет проверочным для каждого из данных слов?
  • Спишите пары слов. Подчеркните буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов.

30. Прочитайте. Докажите, что слова в каждой группе - родственные (однокоренные).

  • Спишите. Произнесите звук, который обозначает каждая выделенная буква. Укажите эти звуки над словами в квадратных скобках.
  • Когда звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой?
  • Выделите в словах корень. Подчеркните те выделенные буквы, написание которых надо проверять.

31. Прочитайте. В какой строке записаны формы одного и того же слова, а в какой - родственные (однокоренные) слова?

  1. Берёза, (много) берёз, (к) берёзам, (у) берёзы.
  2. Берёза, берёзка, берёзонька, березняк.
  • Произнесите звук, обозначенный в каждом слове выделенной буквой.
  • В каких словах звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, а в каких - совпадает : перед гласным звуком? перед непарным звонким согласным звуком [н]? перед другим парным согласным? на конце слова?
  • Одинаковой ли буквой обозначается парный по глухости-звонкости согласный звук в корне одноко-ренных слов и форм одного и того же слова?
  • Спишите только те слова, в которых написание выделенной буквы надо проверять.

32. Прочитайте.

      Береги нос в большой мороз.
      Снег глубок - год хорош.
      Зимой шубка не шутка.

  • Почему написание выделенных букв надо проверять? Как это сделать?
  • Запишите любую пословицу по памяти.

33. Прочитайте. В каких словах написание выделенных букв надо проверять? Найдите для каждого проверяемого слова проверочное.

Ниточ ка, сказ ка, морков ь, рыб ка, морков ный, рыб ы, лодочка, ног оть, сказоч ка, ног ти, нит ка, лод ка.

  • Запишите по образцу сначала проверочное слово, а затем проверяемое.
  • Подчеркните в корнях однокоренных слов одинаковые буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Образец. Морков ный - морков ь.

мо рко́вь

34. Рассмотрите рисунки. Произнесите слова-назва ния предметов.

  • Запишите эти слова, пропуская в них букву, обозначающую парный по глухости-звон кости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным.
  • Объясните, как подобрать проверочное слово для каждого из данных слов. Впишите в слова пропущенные буквы.

35. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы на конце был парный по глухости-звонкости согласный звук.

Луга - ..., пауки - ..., поезда - ..., торты - ..., стрижи - ..., острова - ..., дубы - ..., снопы - ..., шарфы - ..., голоса - ..., арбузы - ... .

  • Запишите пары слов. Соедините дугой букву, обозначающую парный согласный звук на конце слова, и эту же букву в проверочном слове.

36. Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв и значения выделенных слов.

      Поб..жала к..за в огоро..,
      Ей навстреч.. попался наро.. .
      Как не стыдно тебе, егоза?
      И к..за опустила гл..за.
      А когда разошёлся наро..,
      Поб..жала опять в огоро.. .
      (Н. Рубцов)

  • Придумайте к стихотворению заголовок.

на ро́д

37. Прочитайте. Устно составьте с каждым словом предложение.

Луг - лук , плод - плот , пруд - прут .

  • Какие звуки обозначаются выделенными буквами? Подберите к каждому слову проверочное.

38. Прочитайте. Составьте из данных слов предложения. Запишите два предложения.

  1. Морж, на, себе, добывает, дне, пищу, морском.
  2. Леопард, на, хранит, часто, ветвях, добычу, деревьев.
  3. Утконос, под, пищу, водой, находит.
  4. Жираф, листья, ветвей, с, срывает, дерева, с, языка, длинного, помощью, и, губы, верхней.
  • Кого так называют: жираф, утконос, леопард, морж ? Почему утконоса так назвали?
  • Объясните написание выделенных букв.
  • Подчеркните в любом предложении главные члены.

39. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы на конце стоял парный по глухости-звонкости согласный звук.

  • Запишите пары слов. Соедините дугой одинаковые буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки в проверяемом и проверочном словах.

40. Прочитайте. Спишите.

1. Осенью то мороз, то дождь, то вдруг снег, как зимой, то опять тепло. 2. Осенний мороз не выдавит слёз, а зимние морозы - из глаз слёзы.

  • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Найдите в предложениях синоним к слову неожиданно .

вдру́г

41. . Прочитайте.

Русский (н..роды), красный (к..р..ндаши), тракторный (з..воды), ученическая (т..тради), бурый (м..дведи), древний (гор..да), второй (кла..ы), немецкий (..зыки), сильный (м..розы).

  • Спишите, изменяя формы слов из скобок и вставляя пропущенные буквы.
  • В чём различие в значениях слова завод в данных сочетаниях слов?

Тракторный завод, завод у часов.

42. Прочитайте потешку.

      Вот вори(ж, ш)ка нажал на задви(ж, ш)ку,
      Вот Полкан зарычал на вори(ж, ш)ку
      И немедленно в бу(д, т)ке исче(з, с),
      Чтоб вори(ж, ш)ка в неё не зале(з, с).
      (В. Орлов)

  • Спишите, выбирая нужную букву из скобок. Объясните свой выбор.

43. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы в нём парный по глухости-звонкости согласный звук оказался перед согласным звуком.

Сладок - сладкий, низок - ..., крепок - ..., ловок - ..., робок - ..., мягок - ..., дерзок - ..., редок - ..., меток - ... .

  • Запишите пары слов. Подчеркните в корнях слов орфограммы, написание которых надо проверять.

44. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Вот и книжка воротилась, воротилася тетрадь. 2. Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки, а сапожки не простые - в них застёжки золотые. 3. Тут букашки и козявки выползают из-под лавки.

(К. Чуковский)

  • Выпишите слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед другим согласным. Подчеркните буквы, обозначающие эти согласные звуки.
  • Устно подберите к каждому записанному слову проверочное по образцу.

Образец. Книжка - книжечка.

са по́г

45. Прочитайте. Объясните, как вы будете выбирать букву для каждого слова.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

46. Прочитайте. Спишите, изменяя форму каждого слова из скобок.

Много мест, ... (гнёзда, коровы, рыбы, косы, шубы, шляпы, сапоги, крыши, лыжи).

  • Докажите, что вы верно выполнили задание.

47. Прочитайте. Какую букву следует выбрать из скобок, чтобы правильно написать слово? Объясните свой ответ.

1. Ры(б, п)ка мелка, да уха сла(т, д)ка. 2. Некраси(ф, в) лицом, да хоро(ж, ш) умом. 3. Лу(к, г) с морко(ф, в)кой хоть и с одной гряд(т, д)ки, да неодинаково сла(д, т)ки. 4. Тому великий сты(т, д), кто языком льсти(ф, в). 5. Хле(п, б) - всему голова.

  • Спишите, выбирая нужную букву из скобок.
  • Прочитайте первую пословицу. Определите её тему. Придумайте рассказ, который можно было бы озаглавить этой пословицей.

48. Прочитайте. Какие правила надо знать, чтобы правильно написать каждое из данных слов?

      герб - гербы
      часы - час
      плод - плоды
      стриж - стрижи
      мороз - морозы
      карандаш - карандаши

  • Спишите. Подчеркните в словах орфограммы.
  • Какие способы проверки правописания слов с безударным гласным звуком и парным по глухости-звонкости согласным звуком в корнях будут общими? А какие различными?

49. Прочитайте.

Волшебная ска..ка, много берё.., вкусный йогур.., сильный дож..ь, у..кие сапо..ки, мя..кая поду..ка, гла..кая доро..ка, перерыв на обе.., тёплая обу..ь, меховая шу..ка, килограмм ябло.. и апельсино.. .

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Докажите, что слова с пропущенными буквами вы написали правильно.

50. Прочитайте.

Был сильный мороз. На льду речки у проруби весело пела птичка. Это водяной воробей - оляпка. Вот оляпка нырнула в прорубь. Она искала пищу. На дне под камушком оляпка нашла водяного жучка. Через минуту птичка выскочила на лёд и запела весёлую песенку. Оляпке не холодно. Её перья покрыты тонким слоем жира.

(В. Бианки)

  • Найдите в тексте слова с изученными орфограммами. Объясните их написание.
  • Определите тему текста. Озаглавьте текст. Напишите заголовок и ответы на вопросы к тексту:
    1. Когда и где пела птичка?
    2. Как называется птичка?
    3. Куда нырнула оляпка?
    4. Что она там делала?
    5. Почему оляпке зимой не холодно?

Проверь себя

1. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Мороз. Снег укрыл дорожки и тропинки. Пушистые шубки на берёзках и осинках. Пруд давно замёрз. Там ребята катаются на коньках. Мальчики построили ледяную горку. Быстро летят с горы салазки! Девочки слепили снеговика. Глазки сделали из льдинок. Рот и нос - из морковки. В руках метла. Как весело зимой!

  • Подготовьтесь писать текст под диктовку (см. Памятку 2).
  • В каком из выделенных слов все согласные звуки - парные глухие? Подчеркните это слово.
  • Выпишите из текста два слова с орфограммой «Парные по глухости-звон кости согласные в корне слова». Напишите к ним проверочные слова.
  • Выпишите из текста два слова с орфограммой «Безударные гласные в корне слова». Рядом напишите к каждому слову проверочное.
  • Найдите в тексте словарные слова. Подчеркните в них непроверяемые орфограммы.

2. Прочитайте. Назовите слова из скобок, которые будут проверочными для данных слов.

Свистеть (свистулька, свист, свисток, свистнуть).

Трубка (труба, трубчатый, трубач, трубный).

3. Сделайте письменный звуко-буквенный разбор слова зимой , (см. Памятку 1).

Согласный звук образуется при прохождении выдыхаемого воздуха полости рта с преодолением препятствий, создаваемых языком, губами, зубами, небом. Все согласные звуки состоят из шума, который создается при этом. В некоторых согласных звуках кроме шума участвует голос, который создается колебанием голосовых связок.

Сравнение с гласными звуками. Гласные звуки состоят только из голоса (тона), а согласные могут содержать голос, но обязательно содержат в своем составе шум. При образовании гласных выдыхаемый воздух свободно проходит через ротовую полость, а при образовании согласных звуков воздух преодолевает препятствия, создаваемые органами речи.

Классификация согласных.

Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. Согласные отличаются друг от друга

  • по степени участия голоса и шума: сонорные (в из образовании преобладает голос при небольшом количестве шума), шумные звонкие (состоят из шума и голоса) и шумные глухие (состоят только из шума);
  • по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образована преграда, которую преодолевает поток выдыхаемого воздуха (губные, язычные и т.д.).

Согласные звуки различаются по ряду признаков, но наиболее четко противопоставлены друг другу по признакам звонкости/глухости и твердости/ мягкости, что важно при различении слов на слух: пруд — прут; мел — мель.

Для обозначения согласных звуков на письме — 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф,х, ц, ч,ш, щ.

Но, согласных звуков гораздо больше — 36: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’] .

Причина такого несоответствия в том, что мягкость парных согласных звуков обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (Е, Ё, Ю, Я, И) или Ь.

Звонкие и глухие согласные звуки.

  • Звонкие
    • образуются при помощи голоса и шума.
    • буквы Л, М, Н, Р, Й обозначают самые звонкие согласные (сонорные) звуки, которые образуются в с преобладанием голоса и незначительным шумом: [м], [н], [л], [р], [м’], [н’], [л’], [р’], [й’]. Не образуют пар по звонкости/глухости — всегда звонкие.
    • Б, В, Г, Д, Ж, З — шумные звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [ж’], [з’], состоят из шума и голоса, имеют парные звуки по звонкости/глухости.
  • Глухие (шумные глухие)
    • произносятся только из шума (без голоса):
    • П, Ф, К, Т, Ш, С — [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’] — глухие, имеют парные звонкие;
    • X, Ц, Ч, Щ — [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости.

В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове. Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания.

В слабых позициях, что зависит от положения звука в слове, может происходить изменение согласных звуков по звонкости/глухости: звонкие парные согласные меняются на соответствующие парные глухие (оглушаются), а глухие парные меняются на соответствующие парные звонкие согласные (озвончаются). На письме эти изменения звуков обычно не отражаются. Слабая позиция — признак орфограммы.

Сильные позиции по звонкости/глухости

(как слышим, так и пишем) :

  • перед гласными:сова [сова], леса [л’эса] ;
  • перед сонорными [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’]: свет [св’эт] – звон [звон], смена [см’эна]– измена [изм’эна], отломать [атламат’] – облом [облом], отнять [атн’ат’] –поднос [паднос], средство [срецтва] – зразы [зразы] и т.д.;
  • перед [в], [в’]:твоих [тваих] — двоих [дваих], свой [свой’] — звон [звон] ;
  • для парных звонких согласных сильная позиция — перед звонкими согласными: здание [зданий’э] ;
  • для парных глухих — перед глухими согласными: миска [миска] .

Слабая позиция по звонкости/глухости:

  • в конце слова: гриб [грип]- грипп [грип], плод [плот]- плот [плот], код [кот]-кот [кот], род [рот]- рот [рот] ;
  • звонкие парные согласные оглушаются перед глухими согласными: низко [ниска], будка [бутка] ;
  • глухие парные согласные озвончаются перед парными звонкими согласными (кроме [в], [в’]): сдал [здал], молотьба [малад’ба], свет [свет] ;

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их произнесении язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

Сильные позиции по твердости/мягкости:

  • перед гласными: нос -нёс, мол [мол] – мел [м’эл] ;
  • на конце слова: мел [м’эл] – мел [м’эл’], удар — ударь, угол — уголь ;
  • у звуков [л], [л’] независимо от положення: полка [полка] – полька [пол’ка] ;
  • у звуков [с], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [р],[р’] перед [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] : банка [банка] – банька [бан’ка], пурга [пурга] – серьга [сер’га], изба — резьба .

Слабая позиция по твердости/мягкости:

  • Изменения согласных звуков по твердости/мягкости могут быть вызваны влиянием звуков друг на друга.
  • твердый звук изменяется на парный мягкий перед мягкими согласными (чаще з, с, н, р перед любым мягким согласным):
    • н –> н’, р –> р’ перед ч’, щ’ : барабанщик [барабан’щ’ик], фонарщик [фанар’щ’ик] ;
    • с –> с’ перед н’, т’: песня [п’эс’н’а], кость [кос’т’] ;
    • з –> з’ перед н’, д’: жизнь [жыз’н’], гвозди [гвоз’д’и] ;
    • в некоторых других сочетаниях: дверь [д’в’эр’], съел[с’й’эл] ;
  • мягкий согласный перед твердым становится твердым: конь — конский

Если глухие и звонкие звуки обозначаются с помощью букв, то твердые и мягкие обозначаются другими средствами.

Обозначение мягкости парных согласных:

  • буквами Я, Е, Ё, Ю : вял — ср. вал, сер — сэр, вёз — воз, люк -лук;
  • перед буквой И согласные всегда мягкие (кроме Ж, Ш, Ц ): пир, мир, сито ;
    после Ж, Ш, Ц (они всегда твердые) произносится [ы], а не [и]: жир [жыр], жито [жыта], шишка[шышка].
  • мягким знаком Ь :
    • в конце слова: пень, стань — ср. стан, сталь — стал, жарь — жар, быль — был, весь — вес, мель — мел;
    • мягкость согласного [л’] перед любым другим согласным: сельдь, июльский, полька;
    • мягкость согласного, стоящего перед твёрдым согласным: раньше, только (ср. толк), горько (ср. горка), банька (ср. банка), редька- редко, зорька -зорко, галька — галка, угольки- уголки, пеньки — пенки;
    • Мягкость согласного, который стоит перед другими мягкими ([г’], [к’], [б’], [м’]), обозначается мягким знаком Ь только в случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: серьги (мягкий [р’] перед мягким [г’]) — серьга (мягкий [р’] перед твердым[г]), восьми — восьмой, огоньки — огоньков . Но, мостик [мос’т’ик] — без Ь, т.к. моста [моста] — [c] твердый перед твердым [т], хвостик -хвоста, ростик — роста.
  • Мягкость согласных Ч, Щ перед другими согласными не обозначается, т.к. Ч, Щ всегда мягкие: печник, почка, мощность, помощник.

Твердость обозначается

  • отсутствием мягкого знака в сильных позициях,
  • написанием после согласного гласных букв А,О, У,Ы, Э
  • в некоторых заимствованных словах твердый согласный перед Е: [фанЭт’ика].

Другие изменения согласных

  • Упрощение группы согласных из 3-4 букв (непроизносимый согласный):солнц е [сонц э], тростн ик [трас’н ‘ик], сердц е [с’эрц э], здравств уй [здраств уй’], лестн ица [л’эс’н’ ица] и др.
  • Уподобление (ассимиляция) согласных по месту образования:сч астье [щ ‘аст’й’э], грузч ик [грущ’ ик], сш ить [ш ыт’], сж ать [ж ат’], изжить [иж: ыт’] и др.
  • Изменение ться, -тся в глаголах на [ца ]:мыться [мыца ], моется [мой’эца ] и др.
  • Изменение чт — [шт]/ [ч’т]:чт о [што], чт обы[штобы], нечт о [неч’т а] и др.
  • Двойные согласные:ванн а [ван: а], трасс а [трас: а], милл ион [м’ил ‘ион] и др.

Звуки могут изменяться сразу по нескольким признакам: подсчёт [пач’щ’от] — сч->[щ’], д+[щ’]->[ч’щ’] .

Орфограммы-согласные.

  • В корне слова:
    • проверяемые
    • непроизносимые
    • непроверяемые
  • Согласные на конце приставок:
    • на з (с);
    • на остальные согласные
  • Согласные (кроме н) в суффиксах существительных и прилагательных
    • -щик (-чик);
    • -ск- и -к-;
  • Буквы -н- и -нн- в суффиксах.

Использованная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
  4. Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011

Каждый первоклассник знает, что звук – это единица речи, которую мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем. Они в русском языке подразделяются на гласные и согласные. Из 33 букв русского алфавита 21 называются согласными. Их делят по звонкости и глухости, мягкости и твёрдости. Изучать классификацию букв начинают с 1 класса, но использовать её придётся ученику до окончания школы. При изучении фонетики каждый обучающейся должен научиться различать глухие звуки от звонких. Во время письма они обозначаются транскрипцией – [б]. Различать и запомнить парные согласные звуки поможет таблица.

Парные согласные по звонкости-глухости

Все согласные в русском языке образуют пары, звонкий согласный звук противопоставлен глухому. Всего парных букв 12, пар получается 6:

Парные и непарные согласные необходимо знать, чтобы иметь успех в правописании. Многие орфограммы русского языка обосновываются на подборе однокоренных слов по данной классификации, например:

  • мягкий – мягок,
  • зуб-зубы.

В первой паре содержится буква г, которая при произношении неотчётливо слышится и её правописание приносит трудность. Вторые слова являются проверочными, когда орфограмма произносится отчётливо. Младшие школьники часто совершают ошибки в данных работах.

Можно заметить, что не все буквы алфавита образуют пары. Происходит это по причине того, что в фонетике имеются правила, которые необходимо запомнить. Они основаны на том, что звуки могут быть только звонкие или только глухие. Запомнить их легко, так как они имеют незначительное количество. Как правило, ученики к концу 1 класса знают их наизусть. К ним относятся р, н, л, м, й – сонорные, всегда звонкие, ц, ч, ш, х — всегда глухие.

Парные согласные по мягкости-твёрдости

Согласные принято делить на твёрдые и мягкие. В фонетике процесс смягчения происходит в нескольких ситуациях:

  • когда после согласной стоит гласная: ю, я, е, ё, и (метель, лютик);
  • либо стоит мягкий знак (вьюга, пью).

Если после согласного идёт гласная, кроме е, ё, ю, я, и, то она не позволяет смягчаться. Например, в словах пион, земля после согласного идет гласный, который провоцирует процесс смягчения. В таких словах как лампа, вода, нет букв е, ё, ю, я, и, поэтому при произношении все звуки твёрдые.

Существуют так же буквы, которые при их речевом воспроизведении будут всегда мягкими, либо твёрдыми. К ним относятся: щ, ч, й, ц, ш, ж. Классификацию букв и звуков необходимо знать каждому школьнику для успешного обучения.

Запомнить парные звонкие и глухие поможет специальная таблица. По ней легко ориентироваться.

Такую таблицу или подобную можно иногда встретить в кабинете начальных классов. Доказано, что у младших школьников развито больше наглядно-образное мышление, поэтому предоставлять новую информацию им необходимо в виде иллюстраций или картинок, тогда она будет эффективна.

Каждый родитель может создать такую таблицу на рабочем столе первоклассника. Не стоит бояться, что эта подсказка приведёт к лени ученика. Наоборот, если он будет часто смотреть на изображение, то быстрее запомнит всё необходимое.

Согласных звуков в русском языке больше, поэтому запомнить их классификацию сложнее. Если перечислить все глухие и звонкие, то получиться число 12. В расчёт не берутся буквы ч, ш, й, щ, ц, ж, р, н, л, м, они относятся к непарным.

Есть подсказки для детей, как быстрее научится распознавать при разборе слова звонкий и глухой согласный. Для этого необходимо прижать ладонь к горлу и произнести отчётливо отдельный звук. Глухие и звонкие согласные будут произносится по-разному и, соответственно, различно отражаться в ладони. Если в руку отдаёт вибрация – это звонкий, если нет – глухой. Такой подсказкой пользуются многие ребята при изучении фонетики.

Есть и другое упражнение, помогающее с точностью определять, какой перед учеником согласный. Для этого необходимо закрыть руками уши, но при этом желательно должна быть тишина. Произнести волнующую букву, прослушать её с закрытыми ушами. Если она не слышится, то это – глухой звук, если наоборот отчётливо – звонкий.

Если постараться, сегодня любой родитель может найти много интересных, увлекательных и познавательных упражнений и правил, которые помогут малышу с лёгкостью осваивать новые знания. Это сделает процесс обучения более интересным и занятным, что повлияет в свою очередь на успеваемость.

Урок-сказка по теме : « Особенности произношения звонких и глухих

согласных. Парные согласные по звонкости-

глухости, мягкости – твердости»

Разработка урока русского языка

по учебнику Т.Г. Рамзаева для 2 класса (1-4)

учителем начальных классов МКОУ Думчевская

средняя общеобразовательная школа

Залесовского района Алтайского края

Лебедевой Натальи Владимировны

С. Думчево 2010г.

Тема: Особенности произношения звонких и глухих согласных.

Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости – твердости.

Цели: 1. Создать условия для знакомства учащихся с особенностями

произношения звонких и глухих согласных.

2. Создать условия для формирования у учащихся умения различать

парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости.

3. Создать условия для развития у учащихся умения выделять звуки в

словах, характеризуя их, устно составлять предложения.

4. Создавать условия для развития у учащихся умения ставить цели к

уроку, планировать свою деятельность, работать в парах, давать

самооценку и взаимооценку.

Оборудование: Карта с царством согласных звуков, раздаточный материал к играм: «Лото», «Засели домик», карточки со звуками, геометрические фигуры, изображающие звуки, музыкальное произведение Э.Грига «Утро».

I .Мотива- - Ребята, вы любите сказки? Наш урок будет необычным.

ция Сегодня у нас урок-сказка.

Настрой Итак, сядьте поудобнее, слушайте внимательно. Сказка

на воспри- начинается. (Звучит музыка Э.Грига «Утро»)

ятие темы За широкими морями, за дремучими лесами, за высокими

урока горами в стране звуков находится царство «Согласные

звуки», которое делится на 2 княжества: «Звонкие

согласные» и «Глухие согласные». (Приложение 1)

II .Определе- - Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

ние темы - О чём пойдёт речь? (о согласных звуках)

урока

парн. согл. ?

непарн. согл. ?

звонк. согл. ?

глух. согл. ?

Согласные

звонк. глух.

III . Плани- - Что повторим на 1-ой ступеньке нашей лестницы? (Какие звуки

рование ра- называются согласными. Какие согласные звуки называются звонкими,

боты а какие – глухими.)

Целепола- - Чему будем учиться на 2-ой ступеньке? (Различать звонкие и глухие

гание согласные.)

- Рассмотрите страницы учебника. Чему будем учиться на 3-ьей

ступеньке лестницы? (Различать парные и непарные согласные.)

Какие умения будем развивать на 4-ой ступеньке, выполняя упражнения

на странице учебника? (Выделять звуки в словах.)

Почему солнышко не улыбается? (Мы не прошли все ступени нашей

лестницы.)

IV. Повторе- - Поднимаемся на I ступень нашей лестницы. Вспомнить понятия «соглас-

ние понятий ные звуки», «звонкие и глухие согласные звуки» нам поможет игра

«согласные «Лото». (Приложение 2)

звуки», «звон- - Кто быстрее в парах соберёт свою карточку? (Учащиеся работают в па-

кие, глухие рах)

согласные Вывод: Что повторяли на I ступени лестницы? Так в чём особенность

звуки» произношения звонких и глухих согласных? (Звонкие согласные звуки

работа в парах произносятся с голосом и с шумом, а глухие согласные – только с шумом)

V . Различение – Поднимаемся на II ступень лестницы. Чему будем здесь учиться? (Разли-

звонких и глу- чать звонкие и глухие согласные)

хих согласных - Давайте сначала вспомним написание словарных слов.

На доске слова. (н. род, м.рковь, с.лдат, б.гаж, к.стрюля, п.сок) Что

Повторение вы заметили? (Пропали буквы) Спишите эти слова, самостоятельно

словарных вставляя пропущенные буквы.

слов - Кто выйдет и запишет пропущенные буквы на доске? (Учащиеся по

одному выходят к доске, записывая пропущенные буквы, остальные

проверяют своё написание)

- Давайте вернёмся в нашу сказку. (Звучит музыка Э.Грига «Утро»)

В княжестве «Звонкие согласные» жили звуки б, в, г, … . А даль-

ше я забыла. Кто мне поможет их вспомнить? (Приложение 1)

Почему их назвали звонкими согласными?

В княжестве «Глухие согласные» жили звуки г, ф, к, … . А ещё

какие? (Приложение 1)

Почему их назвали глухими согласными?

Сейчас будем учиться различать звонкие и глухие согласные.

В каждом словарном слове возьмите в кружок 1-ую букву, которая

обозначает звонкий согласный звук.

1-ая буква обозначает звонкий согласный звук, доказывают)

А теперь подчеркните одной чертой 1-ую букву в слове, которая

обозначает глухой согласный звук.

Давайте проверим. Докажите. (Учащиеся называют слова, в которых

1-ая буква обозначает глухой согласный звук, доказывают)

Вывод: Чему учились на II ступени лестницы?

VI . Физми- - А сейчас будем учиться различать звонкие и глухие согласные звуки на

нутка слух. Встаньте все. Я буду называть слова. Как только услышите в слове

1-ый звонкий согласный звук, будете прыгать. Как только услышите в

слове глухой согласный звук, будете приседать. (Учитель диктует слова:

зверь, слон, шуба, жираф, волк, фокус, бочка, помидор, роза)

Вывод: Чему учились?

VII . Зна- - Продолжаю сказку. (Звучит музыка Э.Грига «Утро») Некоторые

комство согласные из двух княжеств любили ходить друг к другу в гости, вместе

с парными гулять парами. Их потому и называли… Кто догадался как? (Парными

и непар- согласными)

ными сог- - Какие это пары? (б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т)

ласными - А другие согласные предпочитали одиночество. Они не любили ходить в

гости, им нравилось сидеть дома или гулять по одному. Потому их называ-

ли … Кто догадался как? (Непарными согласными.) Назовите их. (н, м, р,

л, й, х, ц, ч, щ)

VIII . Разли- - Так чему будем учиться на III ступени лестницы? (Различать парные и не-

чение пар- парные согласные)

ных соглас- - Итак, сейчас мы будем учиться находить буквы, обозначающие парные

ных по звон- согласные звуки по звонкости и глухости. В этом нам поможет игра «Засе-

кости-глу- ли домик». В парах вы должны «заселить» буквы, обозначающие парные

хости согласные звуки. Итак, чья пара быстрее и правильнее «заселит свой

игровой домик»? (Учащиеся работают в парах) (Приложение 3)

приём , Вывод: Чему учились? (Находить парные согласные)

работа в парах

IX . Разли- - Рассмотрите карточки, геометрические фигуры, обозначающие согласные

чение пар- звуки. (У каждого ученика лежат зелёный и синий квадраты) Какими ещё

ных соглас- бывают парные и непарные согласные звуки? (Твёрдыми и мягкими

ных по твёр- согласными) (Приложение 4)

дости и мяг-

кости

Игровой - Поиграем в игру. Я кидаю вам мяч и называю твёрдый согласный звук, а

приём вы возвращаете мне мяч и произносите этот звук мягко. (п- п , , р-р , , з-з , ,

с-с , , д-д , , х-х , , ф-ф , …)

Какие согласные звуки всегда мягкие? (ч , , щ , , й , )

Какие согласные звуки всегда твёрдые? (ж, ш, ц)

- Данные звуки называют непарными согласными по твёрдости и мягкости.

Вывод: Чему учились на III ступени лестницы? (Различать парные и

непарные согласные звуки по твёрдости и мягкости)

X . Выделе- - Поднимаемся на 4-ую ступень лестницы. Какое умение будем развивать?

ние звуков (Выделять звуки в словах)

в словах - Откройте учебник на 95-ой странице. Найдите упр. 163. Прочитайте

Самостоя- задание. Что нужно сделать? (в 1-ый столбик написать слова, в которых

тельная 1-ый звук – мягкий согласный, а во 2-ой – слова, в которых 1-ый звук –

работа твёрдый согласный) Выполните это задание самостоятельно.

в учебнике (Учащиеся самостоятельно выполняют задание в учебнике)

Раскрытие Что такое «вол»? Слово «земля» многозначное, почему? Объясните.

значения

слов

Взаимопроверка Проверьте друг у друга. (взаимопроверка)

Охарактеризуйте 1-ый звук в слове «вол», «земля

Работа - Постройте звуковую схему слова «пыль». (Учащиеся выкладывают это

с нагляд- слово с помощью геометрических фигур, обозначающих звуки,: синего,

ным мате- зелёного квадратов, красного круга)

риалом - Сколько звуков в слове, а сколько букв? Почему?

Какие буквы звуков не имеют? (ь, ъ)

Вывод: Какое умение развивали 4-ой ступени лестницы? (Выделять звуки в

словах)

XI . Настрой - Вернёмся в нашу сказку. (Звучит музыка Э.Грига «Утро») Рядом с царст-

XII . Д . /з. Об этом вы узнаете на следующем уроке. А дома подумайте о букве на

конце данного слова и о том, что оно обозначает.

XIII . Итог - Закройте глаза. Откройте. Что случилось? (Солнышко улыбнулось)

урока Почему?

(Прошли все ступени лестницы)

Чему каждый из вас учился на уроке?

Какие умения развивали?

XV . Само- - Покажите, какое настроение было у вас на уроке? Почему? (Приложение 5)

оценка

Взаимо- - Кому скажем за урок «спасибо»? Почему?

оценка

- Нашей сказке конец, а тот, кто её внимательно слушал и благодаря ей

многому научился – молодец!

Приложение

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.