Чем прославился гумбольдт. Вильгельм фон Гумбольдт — Один из основателей лингвистики

Humboldt, Wilhelm von (1767–1835), немецкий философ, филолог, искусствовед, правовед и государственный деятель.

Особое место в лингвистическом компаративизме первой половины 19 в. занимал крупнейший лингвофилософ и теоретик языка, основатель теоретического языкознания и лингвистической философии языка Карл Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835). Его отмечали блестящее образование, необычайно широкий круг интересов и занятий (многочисленные языки мира и их типология, классическая филология, философия, литературоведение, теория искусства, государственное право, дипломатия и т.д.; переводы из Эсхила и Пиндара). Он активно участвовал в государственной и интеллектуальной жизни, общался с Гете, Шиллером и другими духовными вождями того времени. Вместе с братом Александром фон Гумбольдтом он основал Берлинский университет. В. фон Гумбольдт проповедовал необходимость всестороннего и гармоничного развития личности и всего человеческого рода и осуждал утилитаризм и узкую специализацию в университетском образовании. В. фон Гумбольдт был представителем синтетического знания, в то время как его предшественники (за исключением И. Гердера) выступали как представители аналитического знания.

Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта была реакцией на антиисторическую и механистическую концепцию языка 17-18 вв. Она имела источником идеи И. Гердера о природе и происхождении языка, о взаимосвязи языка, мышления и "духа народа", а также типологические классификации языков Фр. и А. В. Шлегелей. На формирование взглядов В. фон Гумбольдта оказали также влияние идеи немецкой классической философии (И. Кант, И.В. Ггте, Г.В.Ф. Гегель, Ф. Шиллер, Ф.В. Шеллинг, Ф.Г. Якоби). В. фон Гумбольдт выступил вдохновителем одного из течений в немецкой философии 1-й половины 19 в. философской антропологии.

Основные теоретические и методологические принципы концепции В. фон Гумбольдта заключаются в следующем:

а) синтез натуралистического и деятельностного подхода (язык как организм духа и как деятельность духа);

б) диалектическое соотнесение противоположных начал (в форме антиномий);

в) системно-целостный взгляд на язык;

г) приоритет динамического, процессуально-генетического подхода над структурно-статическим;

д) трактовка языка как порождающего себя организма;

е) приоритет вневременного (панхронического или ахронического) взгляда на язык над историческим анализом изменения языка во времени;

ж) приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма;

з) сочетание интереса к реальному разнообразию существующих языков и к языку как общему достоянию человечества;

и) попытка представить в идеальном плане языки как ступени к совершенному образованию языка как такового;й) отказ от описания языка только изнутри его самого, вне связей с другими видами человеческой деятельности;

к) сочетание философски отвлечгнного взгляда на язык со скрупулёзно-научным его изучением.

В формировании новой лингвистической методологии огромную роль сыгравшие статьи "О мышлении и речи" (реакция на выступление Г. Фихте "О языковой способности и происхождении языка"; 1795), "Лаций и Эллада" (где уже представлены все мотивы более позднего творчества; 1806), "О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития" (формулирование задач иного -- по сравнению с пониманием Ф. Боппа и Я. Гримма -- подхода к построению сравнительной грамматики; убеждение в изначальной сложности и системности языка; призыв к изучению языка как явления и естественнонаучного, и интеллектуально-телеологического; 1820), "О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие" (критика понимания языка как номенклатуры готовых знаков для понятий; неоконченная работа), "О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей" (доклад, в котором была выдвинута идея об обусловленности мышления языком; опубликован в 1820-1822) и особенно большое теоретическое введение к тргхтомному труду "О языке кави на острове Ява" (1836 – 1840), имеющее самостоятельное название "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества" (напечатано отдельно в 1907).

В. фон Гумбольдту принадлежит идея о построении "сравнительной антропологии", включающей в себя и теорию языка как орудия обозрения "самых высших и глубоких сфер и всего многообразия мира", "приближения к разгадке тайны человека и характера народов".

Ему присуще свое собственное понимание способов и целей лингвистического компаративизма, призванного, по его мнению, искать глубинные истоки языка не в материальных условиях жизни, а в духовной сфере. Языковая способность понимается им не только как уникальный дар человека, но и как его сущностная характеристика. Он утверждает изначальное единство языка и мышления, языка и культуры. В. фон Гумбольдт убеждгн в том, что язык не развивается постепенно по пути усложнения и совершенствования, а появляется сразу как целостная и сложная система, заложенная в человеке. Им высказывается идея существования языка как неосознаваемой формы и как интеллектуальной активности, проявляющихся в актах "превращения мира в мысли". Он утверждает, что мышление зависит от языка, образующего промежуточный мир между внешней действительностью и мышлением. Разные языки квалифицируются как разные мировидения.

В. фон Гумбольдт выдвигает трехчленную схему индивид – народ – человечество, утверждая, что индивидуальная субъективность в постижении мира через язык снимается в коллективной субъективности данного языкового сообщества, а национальная субъективность – в субъективности всего человеческого рода, объединяемого не на биологической, а на культурно-этической и социальной основе.

Им постулируется тождество языка и национального духа, духа народа. Он указывает на то, что "истинное определение языка может быть только генетическим". Генетический момент констатируется скорее по отношению к речи, чем к языку. Под языком понимается "каждый процесс говорения, но в истинном и существенном смысле... как бы совокупности всех говорений". Настойчиво подчеркивается творческая, "энергетическая" (т.е. деятельностная) природы языка. Язык трактуется как деятельность, главная по отношению ко всем другим видам деятельности человека, как деятельность человеческого духа (energeia), в которой осуществляется сплавление понятия со звуком, превращение звука в живое выражение мысли, а не как мёртвого продукта этой деятельности (ergon).

Языку приписываются две функции: а) расчленение бесформенной субстанции звука и мысли и формирование артикулированного звука и языкового понятия; б) соединение их в единое целое до полного взаимопроникновения.

Под формой языка понимается постоянное и единообразное начало в созидательной деятельности духа, взятое в совокупности своих системных связей и представляющее собой индивидуальный продукт данного народа. В языке различаются материя и форма, внешняя (звуковая и грамматическая) и внутренняя (содержательная) форма.

Особое значение для последующих периодов развития языкознания имела трактовка внутренней формы языка, определяющей способ соединения звуков и мыслей, как собственно языка. Утверждалось, что у каждого языка наличествует своя внутренняя форма.

Предназначение языка видится в "превращении мира в мысли", в выражении мыслей и чувств, в обеспечении процесса взаимопонимания, в развитии внутренних сил человека. В каждом отдельном языке видится инструмент для специфической интерпретации мира в соответствии с заложенным в этом языке миропониманием, орудие формирования для говорящего на нем народа картины мира. Языку приписывается функция регулирующего воздействия на поведение человека.

Последователи В. фон Гумбольдта (Х. Штайнталь, А.А. Потебня, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев) констатируют следующие антиномии, иллюстрирующие диалектическую связь двух взаимоисключающих и взаимно обусловливающих начал: деятельность - предметность (energeia - ergon, жизненность - вещность), индивидуум - народ (индивидуальное - коллективное), свобода - необходимость, речь - понимание, речь - язык, язык - мышление, устойчивое - подвижное, закономерное - стихийное, импрессионистическое (временное, индивидуальное) - монументальное, континуальное - дискретное, объективное - субъективное.

Х. Штайнталем были впоследствии систематизированы разрозненные высказывания В. фон Гумбольдта о наличии лежащей между логикой и грамматикой "идеальной грамматики", категории которой собственно языку не принадлежат, но находят более полное или неполное выражение в категориях "реальной грамматики", имеющей как общий, так и частный разделы.

В. фон Гумбольдт закладывает основания для содержательной типологии языков, опирающейся на понятие внутренней формы (взятое у Дж. Харриса). Он признает своеобразие каждого языка как в плане формы, так и в плане содержания. В плане содержания самого языка выделяются не только идиоматический (идиоэтнический), но и универсальный компонент. В общем он следует идеям Дж. Харриса, но предлагает иной способ разграничения идиоэтнического и универсального. "Общее родство" (т.е. типологическая близость) понимается как "тождество целей и средств".

Универсальное трактуется как основа способности к многоязычию, возможности адекватного перевода с языка на язык. Все типы языка признаются равноправными по своим возможностям, никакой из языковых типов не может считаться исходным.

Вслед за братьями Шлегелями, различаются языки изолирующие, агглютинирующие и флективные. В классе агглютинирующих языков выделяется подкласс языков со специфическим синтаксисом предложения - инкорпорирующих. Возможность "чистых" языковых типов отрицается.

Идеи В. фон Гумбольдта в большей или меньшей мере будоражили многих учгных 19 и 20 вв. Попытки осмыслить и реализовать в описании языков идеи В. фон Гумбольдта имели место сперва в Германии (в работах Х. Штайнталя, отчасти В. Вундта, Э. Гуссерля, Л. Вайсгербера), затем в России (в работах А.А. Потебни, Г.Г. Шпета, П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева). Сложилось в ряде разновидностей так называемое гумбольдтианство, которое характеризуют как совокупность взглядов на язык и способы его изучения, сформировавшихся в русле философско-лингвистической программы В. фон Гумбольдта. Гумбольдтианство предполагает антропологический подход к языку, его изучение в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной жизнью.

Но во второй половине 19 в. отсекается, прежде всего, универсальный компонент, наличие которого признавалось логической грамматикой и отвергалось грамматикой психологической. В соответствии с духом этого времени не нашли своего продолжения попытки В. фон Гумбольдта синтезировать логический и психологический подходы к языку, гумбольдтианцы целиком перешли на позиции психологизма.

В 20 в. идеи В. фон Гумбольдта нашли развитие в, так называемом, неогумбольдтианстве.

Вклад А. Гумбольдта в науку «Экологию»

Огромную роль в развитии экологических идей сыграл немецкий ученый А. Гумбольдт (1769-1859), заложивший основы биогеографии. В книге «Идеи географии растений» (1807) он ввел ряд научных понятий, которые используются экологами и сегодня (экобиоморфа растений, ассоциация видов, формация растительности и др.).

Первым ввёл в науку понятие «сферы жизни» (лебенссфера), то есть всё живое на планете, ставшее позднее известным в переводе эквивалентом -- биосфера. Одним из первых (после Бюффона, Ламарка) выделил Жизнь как ещё один всепланетный феномен, наряду с лито-, атмо-, и гидросферой

Закономерности действия факторов среды на функции организмов и ответных реакций живых организмов

Несмотря на большое разнообразие экологических факторов, в характере их воздействия на организмы и в ответных реакциях живых существ можно выявить ряд общих закономерностей.

1. Закон оптимума.Каждый фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организмы. Результат действия переменного фактора зависит прежде всего от силы его проявления. Как недостаточное, так и избыточное действие фактора отрицательно сказывается на жизнедеятельности особей. Благоприятная сила воздействия называется зоной оптимума экологического фактора или просто оптимумом для организмов данного вида. Чем сильнее отклонения от оптимума, тем больше выражено угнетающее действие данного фактора на организмы (зона пессимума). Максимально и минимально переносимые значения фактора - это критические точки, за пределами которых существование уже невозможно, наступает смерть. Пределы выносливости между критическими точками называют экологической валентностью живых существ по отношению к конкретному фактору среды.

Представители разных видов сильно отличаются друг от друга как по положению оптимума, так и по экологической валентности. Так, например, песцы в тундре могут переносить колебания температуры воздуха в диапазоне более 80 °C (от +30 до _55 °C), тогда как тепловодные рачки Copilia mirabilis выдерживают изменения температуры воды в интервале не более 6 °C (от +23 до +29 °C). Одна и та же сила проявления фактора может быть оптимальной для одного вида, пессимальной - для другого и выходить за пределы выносливости для третьего.

Широкую экологическую валентность вида по отношению к абиотическим факторам среды обозначают добавлением к названию фактора приставки «эври». Эвритермные виды - выносящие значительные колебания температуры, эврибатные - широкий диапазон давления, эвригалинные - разную степень засоления среды.

Неспособность переносить значительные колебания фактора, или узкая экологическая валентность, характеризуется приставкой «стено» - стенотермные, стенобатные, стеногалинные виды и т. д. В более широком смысле слова виды, для существования которых необходимы строго определенные экологические условия, называют стенобионтными, а те, которые способны приспосабливаться к разной экологической обстановке - эврибионтными. экология энергия питание

Условия, приближающиеся по одному или сразу нескольким факторам к критическим точкам, называют экстремальными.

Положение оптимума и критических точек на градиенте фактора может быть в определенных пределах сдвинуто действием условий среды. Это регулярно происходит у многих видов при смене сезонов года. Зимой, например, воробьи выдерживают сильные морозы, а летом гибнут от охлаждения при температуре чуть ниже нуля. Явление сдвига оптимума по отношению к какому_либо фактору носит название акклимации. В отношении температуры это хорошо известный процесс тепловой закалки организма. Для температурной акклимации необходим значительный период времени. Механизмом является смена в клетках ферментов, катализирующих одни и те же реакции, но при разных температурах (так называемые изоферменты). Каждый фермент кодируется своим геном, следовательно, необходимо выключение одних генов и активация других, транскрипция, трансляция, сборка достаточного количества нового белка и т. п. Общий процесс занимает в среднем около двух недель и стимулируется переменами в окружающей среде. Акклимация, или закалка, - важная адаптация организмов, происходит при постепенно надвигающихся неблагоприятных условиях или при попадании на территории с иным климатом. Она является в этих случаях составной частью общего процесса акклиматизации.

2. Неоднозначность действия фактора на разные функции.Каждый фактор неодинаково влияет на разные функции организма (рис. 3). Оптимум для одних процессов может являться пессимумом для других. Так, температура воздуха от +40 до +45 °C у холоднокровных животных сильно увеличивает скорость обменных процессов в организме, но тормозит двигательную активность, и животные впадают в тепловое оцепенение. Для многих рыб температура воды, оптимальная для созревания половых продуктов, неблагоприятна для икрометания, которое происходит при другом температурном интервале.

Жизненный цикл, в котором в определенные периоды организм осуществляет преимущественно те или иные функции (питание, рост, размножение, расселение и т. п.), всегда согласован с сезонными изменениями комплекса факторов среды. Подвижные организмы могут также менять места обитания для успешного осуществления всех своих жизненных функций.

  • 3. Разнообразие индивидуальных реакций на факторы среды. Степень выносливости, критические точки, оптимальная и пессимальные зоны отдельных индивидуумов не совпадают. Эта изменчивость определяется как наследственными качествами особей, так и половыми, возрастными и физиологическими различиями. Например, у бабочки мельничной огневки - одного из вредителей муки и зерновых продуктов - критическая минимальная температура для гусениц _7 °C, для взрослых форм _22 °C, а для яиц _27 °C. Мороз в _10 °C губит гусениц, но не опасен для имаго и яиц этого вредителя. Следовательно, экологическая валентность вида всегда шире экологической валентности каждой отдельной особи.
  • 4. Относительная независимость приспособления организмов к разным факторам. Степень выносливости к какому_нибудь фактору не означает соответствующей экологической валентности вида по отношению к остальным факторам. Например, виды, переносящие широкие изменения температуры, совсем не обязательно должны также быть приспособленными к широким колебаниям влажности или солевого режима. Эвритермные виды могут быть стеногалинными, стенобатными или наоборот. Экологические валентности вида по отношению к разным факторам могут быть очень разнообразными. Это создает чрезвычайное многообразие адаптации в природе. Набор экологических валентностей по отношению к разным факторам среды составляет экологический спектр вида.
  • 5. Несовпадение экологических спектров отдельных видов. Каждый вид специфичен по своим экологическим возможностям. Даже у близких по способам адаптации к среде видов существуют различия в отношении к каким_либо отдельным факторам.
  • 6. Взаимодействие факторов. Оптимальная зона и пределы выносливости организмов по отношению к какому_либо фактору среды могут смещаться в зависимости от того, с какой силой и в каком сочетании действуют одновременно другие факторы (рис. 5). Эта закономерность получила название взаимодействия факторов. Например, жару легче переносить в сухом, а не во влажном воздухе. Угроза замерзания значительно выше при морозе с сильным ветром, чем в безветренную погоду. Таким образом, один и тот же фактор в сочетании с другими оказывает неодинаковое экологическое воздействие. Наоборот, один и тот же экологический результат может быть получен разными путями. Например, увядание растений можно приостановить путем как увеличения количества влаги в почве, так и снижения температуры воздуха, уменьшающего испарение. Создается эффект частичного взаимозамещения факторов.

Вместе с тем взаимная компенсация действия факторов среды имеет определенные пределы, и полностью заменить один из них другим нельзя. Полное отсутствие воды или хотя бы одного из основных элементов минерального питания делает жизнь растения невозможной, несмотря на самые благоприятные сочетания других условий. Крайний дефицит тепла в полярных пустынях нельзя восполнить ни обилием влаги, ни круглосуточной освещенностью.

7. Правило ограничивающих факторов. Возможности существования организмов в первую очередь ограничивают те факторы среды, которые наиболее удаляются от оптимума. Если хотя бы один из экологических факторов приближается или выходит за пределы критических величин, то, несмотря на оптимальное сочетание остальных условий, особям грозит гибель. Любые сильно уклоняющиеся от оптимума факторы приобретают первостепенное значение в жизни вида или отдельных его представителей в конкретные отрезки времени.

Ограничивающие факторы среды определяют географический ареал вида. Природа этих факторов может быть различной (рис. 6). Так, продвижение вида на север может лимитироваться недостатком тепла, в аридные районы - недостатком влаги или слишком высокими температурами. Ограничивающим распространение фактором могут служить и биотические отношения, например занятость территории более сильным конкурентом или недостаток опылителей для растений. Так, опыление инжира всецело зависит от единственного вида насекомых - осы Blastophaga psenes. Родина этого дерева - Средиземноморье. Завезенный в Калифорнию инжир не плодоносил до тех пор, пока туда не завезли ос_опылителей. Распространение бобовых в Арктике ограничивается распределением опыляющих их шмелей. На острове Диксон, где нет шмелей, не встречаются и бобовые, хотя по температурным условиям существование там этих растений еще допустимо.

Чтобы определить, сможет ли вид существовать в данном географическом районе, нужно в первую очередь выяснить, не выходят ли какие_либо факторы среды за пределы его экологической валентности, особенно в наиболее уязвимый период развития.

(1769-1859 гг.) — немецкий путешественник, естествоиспытатель, человек удивительного ума и таланта, предельно кратко сформулировавший цель своей жизни - «Объять небо и землю», т.е. создать новую картину мира, собрать важнейшие данные о Земле и ее сферах. Он хорошо понимал, что для этого надо много путешествовать и наблюдать.

24 августа 1804 г. Гумбольдт и Бонплан возвратились в Париж. Теперь предстояло содержимое ящиков разбирать, сортировать и осмысливать. Почти 25 лет понадобилось Гумбольдту для обработки результатов экспедиции. Современники Гумбольдта не сумели до конца осознать, сколь грандиозными по своим последствиям оказались его экспедиции. Только спустя десятилетия стала очевидна значимость совершенного этим великим человеком. Он не только основательно изучил Центральную и , но и благодаря ему возникли новые отрасли науки.

Через некоторое время после возвращения из Южной Америки Гумбольдт получает известие о том, что в весьма озабочены тем, что он не торопится вернуться на родину. Хмурым ноябрьским утром 1805 года Гумбольдт появляется в . Именно там он осознает, что, хотя он и окружен всеобщим вниманием, дни его протекают однообразно. «Я живу в отдалении от всех в этой чужой для меня стране», - пишет он в письме к другу. Но вскоре счастливый случай позволяет ему вернуться в Париж и остаться там для продолжения работы. Многочисленные тома отчета начинают выходить в свет один за другим.

Завершив в 1827 году это великое дело, Гумбольдт возвращается в Берлин и поступает на придворную службу к прусскому королю.

Летом 1827 года Гумбольдт получает официальное приглашение посетить Россию от Николая I, которому стало известно о намерении Гумбольдта посетить . Всего полгода заняло азиатское путешествие, но редкий аналитический ум Гумбольдта позволил ему сделать немало выводов. В России он способствовал созданию сети наблюдения за .

В 1845 году в свет выходит сочинение Гумбольдта «Космос. Опыт физического описания мира», идея написания которого у него зародилась почти 30 лет назад. Когда отмечали столетие Гумбольдта, издатели «Космоса…» отметили, что эта книга является самой читаемой после… Библии.

6 мая 1859 года, не дожив четырех месяцев до 90-летия, Александр Гумбольдт умер. Он был пионером во многих отраслях природоведения: первым изучил состояние в тропиках;

впервые пролил свет на особенности расположения на земном шаре;

сумел по-новому взглянуть на роль в природе;

по существу создал новую дисциплину - растений;

провел многочисленные астрономические и магнитные наблюдения, чего ранее в Новом Свете почти никто не делал.

Пожалуй, никто в мире в первой половине XIX века не пользовался такой славой, как Александр Гумбольдт - один из самых образованных людей Европы.

ВКЛАД АЛЕКСАНДРА ГУМБОЛЬДТА В ИЗУЧЕНИЕ ПРИОДНОГО НАСЛЕДИЯ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ

THE CONTRIBUTION TO THE STUDY OF THE NATURAL HERITAGE OF THE ORENBURG REGION BY ALEXANDER HUMBOLDT

О.А. Грошева

O.A. Grosheva

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт степи Уральского отделения Российской академии наук
Institute of Steppe of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
460000, г. Оренбург, ул. Пионерская, 11 / 11, Pionerskaya st, 460000 Orenburg
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье рассматриваются исследования природного наследия Оренбургского края известным немецкий ученый XIX столетия, путешественником и географом, автором более 600 научных работ по географии, геологии, метеорологии, ботаники, этнографии и другим наукам А. Гумбольдтом.

In article researches of natural heritage of the Orenburg edge of the XIX century known the German scientist, the traveler and the geographer, the author more than 600 scientific works on geography, geology, meteorology, botanists, to ethnography and other sciences A.Humboldt are considered.

Название «Оренбургский край» официально было принято в России в 1796-1881 гг., когда краем назывались окраинные территории империи, состоящие из нескольких губерний или областей под общим управлением. Термин «край» был синонимом крупной административно-территориальной единицы – генерал-губернаторства. В природном отношении Оренбургский край включал Северный Прикаспий, Заволжье, Южный Урал, Тургай, Приаралье, Устюрт и Мангышлак. В состав Оренбургской губернии, учрежденной 15 марта 1744 г., вошли земли современных Северного и Западного Казахстана, Башкирии, Челябинской области, часть Татарстана, Курганской, Самарской, Пермской, Тюменской, Свердловской и Оренбургской областей. В 1758 г. после разгрома Китаем государства джунгар в Центральной Азии к России присоединился казахский Средний жуз и площадь Оренбургской губернии возросла с 1,5 до 2 млн км 2 . В последующем границы губернии постоянно менялись. В 1808 году в состав Оренбургского генерал-губернаторства вошла Внутренняя (Букеевская) орда, расположенная на территории между Волгой и Уралом, а 1822 г. из состава края выделились земли Среднего жуза и северо-западного Казахстана.

Важной вехой в изучении Оренбургского края в начале XIX в. стали исследования немецкого ученого Александра Гумбольдта, осуществленные им в 1829 г. в ходе путешествия по России, предпринятому по приглашению Николая I «в интересах науки и страны» . В экспедиции Гумбольдта сопровождали биолог Готфрид Эренберг и минералог Густав Розе, последнему из которых было поручено составление отчета и описание экспедиции.

Выехав 31 марта (12 апреля) путешественники, проехав через Прибалтику, Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород, Казань, 3 (15) июня прибыли в Екатеринбург. На Северном и Среднем Урале Гумбольдт изучал геологическое строение горной страны, закономерности в распространении полезных ископаемых, размещение горнодобывающей и металлургической промышленности, а также геоморфологические особенности Урала. Были осмотрены заводы, золотые и платиновые прииски, медные рудники, каменоломни. Гумбольдт посетил Шабровские соляные россыпи, Березовский, Верхнее-Исетский, Богословский, Верхнее-Невьянский, Кувшинский заводы, Горношитский мраморный завод, Николаевскую и Железинские золотоносные россыпи, Гумещевский рудник. Ученые и инженеры Русского горного ведомства обеспечили путешественнику наиболее благоприятные условия для исследовательских работ, предоставив возможность собирать минералы и горные породы из различных разработок и россыпей, отпроавляемые в дальнейшем в Петербург и Берлин.

Исследования на Южном Урале были прерваны 6 (18) июля в связи с поездкой на Алтай, в ходе которой велись барометрические наблюдения, в растительном и животном мире степей были обнаружены редкие, неизвестные до того времени виды, собраны богатейшие зоологические и ботанические коллекции. По прибытии 22 августа (3 сентября) в Миасс путешественники продолжили изучение Урала: были осмотрены золотоносные пески в Миассе, промышленные заводы в Златоусте и др. Гумбольдт встретился с Э.К. Гофманом и Г.П. Гельмерсеном, проводившим геологическое изучение Урала по районам . По просьбе немецкого ученого они сопровождали его в поездках по Южному Уралу.

Из Миасса Гумбольдт отправился в Орск, а оттуда 8 (20) сентября путешественники прибыли в Оренбург, который являлся одним из важнейших центров караванной торговли. Гумбольдт заинтересовался товарами, поступающими сюда из различных стран Азии, и путями их направления. Путешественники выезжали в Илецкую Защиту, в окрестностях которой велись разработки соли.

В Оренбурге Гумбольдт знакомится с председателем пограничной комиссии генералом Г.Ф. Генсом, путешествовавшим по киргизским степям . Собранные Генсом материалы о рельефе и гидрографии края между Уралом и Алтаем были предоставлены Гумбольдту, использовавшему их в своих научных исследованиях Центральной Азии. Немецкий естествоиспытатель встречается с Григорием Карелиным, путешествовавшим в 1827-1829 гг. по западной части современного Казахстана и располагавшим материалами – географическими, этнографическими, ботаническими, энтомологическими, с которыми Гумбольдт внимательно ознакомился. В дальнейшем Г. Карелин станет первым и прямым продолжателем географических замыслов Гумбольдта в Средней и Центральной Азии.

14 (26) сентября экспедиция направилась в Уральск. Дальнейший маршрут путешественников шел на Бузулук, Самару, Сызрань, Вольск, Саратов и 30 сентября (12 октября) прибыли в Астрахань. Гумбольдт писал прусскому послу в Петербурге: «Почти никогда в течение моей беспокойной жизни я не в состоянии был собрать в короткое время (6 месяцев), правда, на огромном пространстве, такую массу наблюдений и идей... Как приятные воспоминания, должен я еще назвать конские скачки и музыкальный киргизский праздник в степи под Оренбургом» . Из Астрахани путешественники совершили поездку по Каспийскому морю и 13 ноября 1829 г. возвратились в Петербург.

Научные результаты путешествия были широко изложены Гумбольдтом, Розе и Эренбергом в докладах, статьях и монографиях. Наиболее значительно из них трехтомное сочинение А. Гумбольдта «Центральная Азия» (1843), два первых тома которого посвящены вопросам общей географии и специальной орографии Азии, третий том – климатологии. Значительный научный интерес имела также коллекция в несколько тысяч растений и большой минералогический материал, собранные путешественниками на Урале, в Западной Сибири и на Алтае.

Важнейшим итогом исследований Гумбольдта, отметившим, что «Урал - настоящее Эльдорадо» , является предсказание ученым разработки здесь алмазов. С помощью наиболее точных для того времени инструментов, специально изготовленных к этой поездке, А. Гумбольдт произвел измерения магнитных полей и состава воздуха в различных районах, включая горные шахты и вершины. Ученый обратил внимание на геологические отложения Пермской губернии, но изучить их не успел. Впоследствии в письме к Р. Мурчисону он советует обратить внимание на эти отложения .

Путешествие Гумбольдта по России, и в частности его исследования Оренбургского края, сыграло важную роль для научного и общественного развития нашей страны. Благодаря Гумбольдту было обращено внимание на решение новых вопросов – например, экологических, о которых общество того времени мало задумывалось, в частности началось широкое обсуждение проблемы истребления лесов в горнозаводских районах Урала. Таким образом, увеличился общественный вес проблем физической географии.

Ученый, отметив, что «обширные пространства Российской империи, превосходящие видимую часть Луны, требуют совместных трудов большого числа наблюдателей...» , впервые обратил внимание на необходимость интеграции российской и зарубежной науки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гомазков О.А., Оэме П. Великий непоседа // Химия и жизнь – XXI век. 2002. №7. С. 44-48.

2. Есаков В.А. Александр Гумбольдт в России. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 110 с.

3. Забелин И.М. Возвращение к потомкам: Роман-исследование жизни и творчества Александра Гумбольдта. М.: Мысль, 1988. 331 с.

4. Переписка Александра Гумбольдта с учеными и государственными деятелями России. Москва: Изд-во АН СССР, 1962. 223 с.

5. Цыбульский В.В. Научные экспедиции по Казахстану (А. Гумбольдт, П. Чихачев, Г. Щуровский). Алма-Ата: Казахстан, 1988. 184 с.


Александр фон Гумбольдт (Alexander von Humboldt, 1769-1859) – знаменитый немецкий ученый-энциклопедист, географ и путешественник, естествоиспытатель. В честь Александра названы озеро и река в штате Невада (США), кратер на Луне, горы в Австралии, Новой Зеландии, Центральной Азии, ледник в Гренландии, Перуанское течение – холодное течение, омывающее берега Южной Америки, он открыл это течение в 1802 году, город и залив в Калифорнии.

Александр Гумбольдт относится к числу крупнейших ученых. Он был редким в XIX столетии ученым-энциклопедистом. Современники называли его «королем наук и другом королей», «Аристотелем XIX века».

Родился барон Александр Фридрих Вильгельм фон Гумбольдт 14 сентября 1769 года в Берлине. Он второй сын не слишком знатного и небогатого дворянина из Померании. Гумбольдт прожил 90 лет. Почти каждый год он был занят плодотворным и интенсивным трудом.

Отец будущего путешественника служил в звании майора адъютантом у герцога Фердинанда Брауншвейгского, позже стал придворным камергером саксонского курфюрста, остаток жизни провел в Берлине при дворе Фридриха II, короля Пруссии. Мать Гумбольдта, в девичестве Коломб, обладала немалым состоянием. Она имела дом в Берлине, замок Тегель и другое имущество.

Гумбольдты дали детям блестящее для того времени образование. Сначала они обучались дома. Их гувернером был большой поклонник Руссо Христиан Кунт. Он привил им любовь к истории, философии и литературе.

Ботаникой с детьми занимался ставший впоследствии известным врачом доктор Людвиг Гейм. Он знакомил их с новейшими открытиями в области естественных наук. В качестве учителей в Берлине детям пригласили известных ученых, в основном преподававших мальчикам древние языки, юридические науки, философию.

По настоянию матери братья Гумбольдт в 1787 году отправились для продолжения образования во Франкфуртский университет. Но уже спустя год Александр возвратился в Берлин и занялся ботаникой и греческим языком, затем поступил в 1789 году с братом Карлом в Геттингенский университет и начал изучать сразу все науки.

В 1790 г. Александр вместе с Георгом Форстером – одним из основоположников научных географических путешествий, спутником Дж. Кука, совершил путешествие по Европе. Форстер обучал молодого друга во время путешествия приемам наблюдений за природой, и ученик хорошо усвоил уроки и развил их, со временем достигнув значительных результатов.

Возвратившись из путешествия, Гумбольдт продолжает образование в Гамбурге в Торговой академии, затем во Фрайбурге в Горной академии, где его учителем стал еще один выдающийся ученый- геолог А. Г. Вернер.

Наука страстно привлекала Гумбольдта, причем разные ее области. Но с 1792 по 1797 г., т.е., целых пять лет, ему пришлось работать во Франконии горным чиновником. Молодой чиновник занимался во время разъездов минералогией и даже напечатал в разных научных журналах ряд статей.

После смерти матери Гумбольдт получил 85 тысяч талеров в наследство и смог посвятить себя целиком любимому делу – путешествиям и науке. На собственные средства он организовал экспедицию и пригласил для участия в ней Э. Бонплана, талантливого ученого-ботаника, не располагавшего деньгами, но также бредившего путешествиями. 5 июня 1799 года они отправились в Америку на корвете «Писарро».

Ученый писал: «Моя главная цель – физика мира, строение земного шара, анализ воздуха, физиология растений и животных, наконец – общие отношения органических существ в неодушевленной природе…» Гумбольдт выполнил эту грандиозную задачу, он стал основоположником нового комплексного метода познания и изучения мира. Только для достижения этой цели потребовалось не одно путешествие, а целая жизнь.

В первой экспедиции, которая стала для Гумбольдта «звездным часом», молодой ученый посетил Венесуэлу, открытую до того времени только для испанцев, провел четыре месяца на реке Ориноко, доказав ее связь с Амазонкой. Он собрал огромный материал в Венесуэле, затем отправился на Кубу, после чего вернулся на материк. Здесь он поднялся по реке Магдалене и, преодолев горный перевал, вышел в столицу Эквадора город Кито, расположенный на склоне вулкана Пичинча на высоте 2818 м над уровнем моря.

Потом он побывал в Андах и исследовал верховья Амазонки. Много внимания Гумбольдтом было уделено изучению вулканов. Он поднялся до высоты 5881 м на Чимборасо и, хотя и не достиг вершины (высота вулкана 6272 м), но все же установил рекорд. Прежде до такой высокой отметки не добирался ни один исследователь.

В марте 1803 года путешественники прибыли в Мексику, здесь за год они обошли все провинции. Гумбольдтом было продолжено изучение вулканов, в том числе самого знаменитого Попокатепетля.

Из Веракруса путешественники снова отправились в Гавану, а из нее – в города Северной Америки Вашингтон и Филадельфию. Перед поездкой в США немецкий ученый списался предварительно с президентом Джефферсоном, который тоже был крупным ученым. В Вашингтоне Гумбольдт встретился с ним и с другими государственными мужами. Он получил приглашение остаться в США, но отказался и вместе с Бонпланом в августе 1804 года вернулся в Европу.

Хотя экспедицией Гумбольдта не совершено никаких территориальных открытий, историки считают ее одной из величайших по научным результатам. Ученые собрали огромные коллекции: в одном только гербарии было 6 тыс. экземпляров растений, из которых почти половина не была известна науке.

По возвращении из Америки в Европу Гумбольдт более двадцати лет обрабатывал совместно с другими видными учеными свои большие коллекции в Париже. В 1807 – 1834 годах вышло «Путешествие в равноденственные области Нового Света в 1799-1804 гг.» в 30 томах, его большую часть (16 томов) составляли описания растений, 5 томов – картографические и астрономо-геодезические материалы, остальная часть – описание путешествия, зоология и сравнительная анатомия и другое. Гумбольдт опубликовал по материалам экспедиции и ряд других работ, например, «Картины природы».

1827 год – Гумбольдт переезжает из Парижа в Берлин, здесь он исполняет обязанности советника и камергера прусского короля.

1829 год – великий путешественник, натуралист и географ совершает путешествие по России – к Каспийскому морю, на Алтай и Урал. Природу Азии он описал в трудах «Фрагменты по геологии и климатологии Азии» (1831) и «Центральная Азия» (1915).

В монументальном труде «Космос» Гумбольдт попытался позднее сделать обобщение всех научных знаний о Земле и Вселенной. Эта работа Гумбольдта является выдающимся произведением передовой материалистической натурфилософии XIX века. Труды Гумбольдта внесли большой вклад в развитие естествознания.

Александр Гумбольдт создал физическую географию, которая была призвана выяснить закономерности земной поверхности, применяя сравнительный метод и исходя из общих принципов. Взгляды Гумбольдта стали основой ландшафтоведения и общей физической географии, а также климатологии и географии растений. Гумбольдтом были обоснованы закономерности зонального распределения растительности по поверхности Земли, в географии растений развито экологическое направление. Он внес большой вклад в изучение климата и первый широко применил для характеристики климата среднестатистические показатели, им был разработан метод изотерм и составлена схематическая карта их распределения по Северному полушарию. Гумбольдтом дана подробная характеристика приморского и континентального климатов, указано на процессы их формирования и причины различий.

Ученый-натуралист был абсолютнo бескорыстен, если дело касалось науки. Для своей знаменитой экспедиции Гумбольдт израсходовал 52 тысячи талеров, расходы на обработку и публикацию результатов составили 180 тысяч, т.е., все свое личное состояние Гумбольдт израсходовал для научных целей.

Гумбольдт не имел семьи и не был женат. Единственной его любовью была наука. Науке были отданы жизнь и состояние. В старости материальное положение ученого было очень незавидным. Так как он был должен банкиру Мендельсону значительную сумму, то не знал даже, принадлежат ли вещи в доме ему.

В апреле 1859 года Гумбольдт сильно простудился и через несколько дней умер. Он не дожил до девяностолетнего юбилея всего четырех месяцев и был похоронен с большими почестями за счет государства.