Антон павлович чехов - мастер рассказа. Антон павлович чехов - мастер рассказа Умею кратко говорить о длинных вещах

«Чехов «Ванька»» - Художественное пространство деревенской жизни. Рассказ. Два финала рассказа. Тренев. Кто окружает Ваньку в Москве. Художественные средства и приёмы. Значение святочных рассказов. Чехов о положении детей. Рождественский рассказ. Кто окружает Ваньку в деревне. Художественные средства. Светлый праздник.

«Ионыч Чехова» - Урок-диспут по рассказу А.П. Чехова «Ионыч». Правила ведения спора. В. Назаренко «Подлинная трагедия Ионыча». Встречаются ли сейчас ионычи? Вопросы. Каждый в классе – активный участник разговора. Говори, что думаешь, но думай, что говоришь. В споре рождается истина. Острое, меткое слово приветствуются.

«Пересолил Чехова» - А.П.Чехов. «Брызги» «Осколки» «Склянки» «Черепки». Автограф Псевдоним Вензель Анонимка. Золотая ручка Бараний рожок Козья ножка. Секреты создания комического. К чему же привело враньё землемера? Краткость – сестра таланта. Какое из определений относится к понятию «юмор», а какое – к понятию «сатира»?

«Чехов рассказы урок» - Викторина. "Человек в футляре". Мелиховские прозрения. "Чайка". «Вишневый сад». "Дядя Ваня", Музейный комплекс Чехова в Таганроге. Пьесы. "Ионыч". Антон Павлович Чехов 1860 – 19О4. «А.П.Чехов – несравненный художник жизни". Принесшие писателю мировую славу.

«О любви Чехова» - Схема-таблица « В творческой мастерской А.П.Чехова»: Ю.А.Гагарина г. Таганрога Ростовской области Привалова Елена Сергеевна. Л. к родине. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова. Л. к музыке. Рассказ в рассказе. О любви нежной, трагической, грустной, запретной, тайной, незабывающейся и т.д. Подведение итогов:

«Ванька Чехова» - Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай. По литературному чтению на тему: Антон Павлович Чехов. "Ванька". Деду». Потом почесался, подумал и прибавил: "Константину Макарычу". Вопросы по содержанию рассказа. И пишу тебе письмо. Словарно-орфографическая работа. Письмо Ваньки дедушке.

Всего в теме 39 презентаций

Методическое сопровождение к уроку литературы, на тему «Умею коротко говорить о длинных вещах» по творчеству А. П. Чехова
в 8 классе к/о
Данный урок является заключительным уроком изучения творчества А. П. Чехова. В двух предыдущих учащиеся изучали рассказы и готовили творческие проекты по жизни и творчеству писателя, поэтому тип урока – урок повторения и обобщения знаний. Урок построен по проектной технологии и применена форма защиты проектов. Цель урока: содействовать закреплению знания жизни и творчества писателя А. П. Чехова. Перед учащимися стояли такие задачи обучающего, развивающего и воспитательного характера как:

Тема: «Умею коротко говорить о длинных вещах»
Творчество А. П. Чехова
Цель: содействовать закреплению знания жизни и творчества писателя А. П. Чехова.

2. Развивать речь, умение выступать с речью, защищать своё мнение, умение аргументировать и доказывать;
3. Прививать любознательность, активность и интерес к творчеству писателя.
Тип: урок обобщение знаний.
Наглядность: сайд - шоу по творчеству, отчеты групп, флип - чарты: хронологическая таблица, дидактические игры, отрывки из рассказов МР - 3, тест
Оборудование: интерактивная доска, диск с отрывками из рассказов: «Хамелеон», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Хирургия», «Лошадиная фамилия».

Ход урока.
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Пользуясь случаем хочу поздравить вас, дорогие гости с праздником Наурыз и пожелать здоровья, благополучия и успехов.
Сегодня мы завершаем изучение творчества А. П. Чехова. На предыдущем уроке вам было дано задание: подготовить творческую работу по теме «Жизнь и творчество А. П. Чехова», где вы должны были осветить - первая группа жизненный путь писателя, а вторая – творчество. Цель нашего урока: содействовать закреплению знания жизни и творчества писателя А. П. Чехова.
Задачи: 1. Подвести итог творческой работы учащихся по творчеству А. П. Чехова, повторить изученные произведения;
2. Развивать речь, умение выступать с речью, защищать своё мнение, умение аргументировать и доказывать
Антон Павлович Чехов – из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с ним навсегда. Помните, мы изучали его рассказ «Каштанка». Такой рассказ мог написать только тот человек, который любит людей, животных, любит жизнь. Эта любовь была очень деятельной.
- Как вы думаете, в чем она выражалась? (вопрос классу)
(Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогли и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны. Он не просто посадил дерево – посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. При этом был очень веселым и большим выдумщиком новых дел и творчества).

Наш урок пройдет по плану:
1. Отчет творческих групп. – выступления с творческими отчетами 2 - х групп.
2. «Стертые даты» - работа с хронологической таблицей
3. Викторина «По страницам рассказов А. П. Чехова»
4. Интеллектуальные игры
5. «Тебе я посвящаю лиру свою» - выразительное чтение стихотворений, посвященных творчеству А. П. Чехова
6. Подведение итогов, информация о домашнем задании.

Работы я буду оценивать по таким критериям:
1. Содержание
2. Соответствие наглядного материала со сказанным;
3. Участие всей группы в работе
А также буду оценивать вашу активность во время урока. Каждый раз, когда будете выходить к доске, не забудьте отмечать галочкой на своем оценочном листе свое участие. В конце урока по количеству этих галочек, я выставлю оценку вашей работе, разумеется, ответ должен быть правильным и полным, 2 - 3 -«4», больше трех – «5». Договорились.

2. Актуализация прежних знаний
Итак, начнем. Первыми выступают группа, которая подготовила презентацию жизни писателя.
Следующая группа подготовила презентацию по творчеству А. П. Чехова.
2. «Стертые даты».
Вы очень хорошо подготовились. Оцените работу друг друга, как вы находите работу, она вам понравилась? Что особенно?
Мне тоже понравилась ваша работа, но я хочу добавить то, что Чехов в первую очередь был врачом, дипломированным врачом, он лечил больных, невзирая на социальное положение, и почти всегда бесплатно. Во время эпидемии азиатской холеры в 1891 - 1892 - х годах (инфекционная болезнь, которая целыми деревнями скашивала людей и характеризовалась кишечными расстройствами и слабостью), Чехов первым вызвался помогать людям близ лежащих деревень (Рядом с имением Мелихово), и несмотря на погоду и плохие дороги, на день и ночь выезжал на вызовы и делал все возможное, чтобы облегчить жизнь. Его жизнь – это пример самоотверженного, бескорыстного труда во имя благополучия людей. Был он очень требователен к себе, стремился все время самосовершенствованию. В письме своему брату, он изложил требования к воспитанному человеку. Вот они:
«Воспитанные люди должны, по моему мнению, удовлетворять следующим условиям:
1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...
2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...
3. Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.
4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и оскорбляет его в глазах говорящего...
5. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...
6. Из уважения к чужим умам они чаще молчат.
7. Если они имеют талант, то уважают его... Они горды своим талантом...
8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»
Теперь проверим, как вы запомнили важные даты жизни и творчества А. П. Чехова. На данной таблице указаны важные даты в жизни и творчестве писателя, но даты стерты. Восстановите, пожалуйста, их.

3. Викторина. Какой это рассказ? Вы показали свои знания важных дат, а теперь вопросы викторины по жизни и творчеству писателя. Прослушайте отрывки из рассказов А. П. Чехова и назовите название и героев рассказа.
1.«Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из - за его спины выглядывала худенькая женщина – его жена и высокий гимназист с прищуренным глазом – его сын».
2. «За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы».
3. «Милый, дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю Вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога».
4. «Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал шейку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту».
5. «Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась».

4. Блиц - турнир.
1. Почему на двери дома - музея Чехова в Москве висит табличка с надписью: «Доктор Чехов»? (он по профессии был врачом)
2. Как звали отца Чехова? (Павел)
3. «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары» Что это?
4. Сколько детей было в семье А. П. Чехова?
5. Какую фамилию носит купец из рассказа «Хамелеон»? (Пичугин)
6. Как звали дедушку Ваньки Жукова? (Константин Макарович)
7. Назовите отрицательную черту, присущую герою рассказа «Толстый и тонкий». (чинопочетание)
8. Как звали сына тонкого? (Нафанаил)
9. Кто помог вспомнить Ивану Евсеевичу фамилию акцизного в рассказе «Лошадиная фамилия» (доктор, который удалил зуб Булдееву)
10. Кто первый назвал Чехова «Чехонте»?. (прозвище Антоша Чехонте, которое впоследствии стало псевдонимом, Чехов получил от своего школьного учителя Ф. П. Покровского?
11. Какую фамилию никак не мог вспомнить герой «Лошадиной фамилии»? (Овсов)
12. Под каким псевдонимом появились первые произведения А. П. Чехова? (Антоша Чехонте).
13. Благодаря кому у А. П. Чехова появился этот псевдоним? (Благодаря профессору из университета).
14. Как называлось имение под Москвой, купленное А. П. Чеховым? (Мелихово).

5. Игры. Продолжаем урок, чтобы выполнить следующие задания, нужны знание и сообразительность.
Игра № 1. Вставте пропущенное слово в названия рассказов, записанные на доске.
1. «………….. фамилия» (Лошадиная).
2. «Смерть …………....» (чиновника).
3. «Толстый и …………» (тонкий).
4. «Скучная …………..» (история).
5. «Палата № ………...» (шесть).
6. «Дом ………….........» (с мезонином)
Игра № 2. «Ассоциации» Учитель называет ассоциацию, учащиеся, опираясь на нее, узнают рассказ.
1. Ящерица. («Хамелеон»)
2. Дворняжка. («Каштанка»)
3. Гайка. («Злоумышленник»)
4. Зубы. («Хирургия»)
5. Соль. («Пересолил»)
6. Овес. («Лошадиная фамилия»)

Игра № 3 Какие вы знаете псевдонимы А. П. Чехова?
Примерные ответы:
1. Антоша Чехонте.
2. Брат моего брата.
3. Человек без селезенки (или Ч. Б. С.).
4. Макар Балдастов.
5. Вспыльчивый человек.
6. Гайка №9.
7. Крапива.
8. Прозаический поэт.
9. Рувер.

6. «Тебе я посвящаю лиру свою» - выразительное чтение стихов о Чехове.
Чехов - великий писатель не только потому, что обладал огромным художественным изобразительным талантом, но также потому, что он со свойственным ему характером писательского таланта внес своими произведениями в историю русской литературы новое большое слово.
Он создал свой особый литературный жанр, особую форму маленького рассказа. Он своеобразен по приемам творчества, своеобразен по стилю, своеобразен по темам творчества. Он был чрезвычайно самобытен как писатель. Ни за кем из писателей он не следовал. За ним следовали и следуют писатели.
К вашему вниманию, дорогие гости, ученики прочитают стихи разных авторов, посвященные А. П. Чехову
7. Подведение итогов, комментарий оценок, д/з.
Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Я вам желаю, чтобы каждый из вас стал таким человеком, каким хотел видеть своего читателя Чехов. Д/з прочитать произведение В. Г. Распутина. «Уроки французского».
Спасибо за урок.

Вариант № 2445523

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Чехов не мог писать длинные рассказы, так как формат журналов, в которых он публиковался, был мал.

2) За годы сотрудничества в петербургских журналах Чехов привык писать кратко, и эта привычка стала главной чертой его творчества.

3) Чеховская деталь, в которой концентрировалось многое, помогала сказать кратко о самом главном.

4) Чехов гордился тем, что умел о многом писать кратко.

5) Умение писать коротко, использовать детали, заменявшие длинные описания, было вначале необходимостью, а затем стало визитной карточкой Чехова.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в первом (1) предложении текста?

Вопреки этому

Кроме того


Ответ:

Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова СТИЛЬ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

СТИЛЬ , -я; м.

1) Совокупность черт, близость выразительных художественных приёмов и средств, обусловливающие собой единство какого-н. направления в творчестве. Национальный с. в живописи. Архитектурные стили.

2) Метод, совокупность приёмов какой-н. работы, деятельности, поведения. С. в работе. С. руководства. С. плавания. С. это человек (афоризм).

3) Совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики, слог 2. Научный, публицистический с. Высокий с.

4) Совокупность приёмов использования языковых средств, а также вообще средства художественной выразительности, определяющие своеобразие творчества писателя, отдельного произведения. С. Достоевского. С. комедии Грибоедова «Горе от ума». С. басен Крылова.

5) Общность художественных приёмов, характерных для какого-н. литературного жанра, направления, школы, эпохи. С. сатирической публицистики. Одический, элегический, эпический с. С. литературы романтизма. С. поэтов пушкинской плеяды. С. «натуральной школы».


(2)Привычка писать кратко позже станет главной чертой чеховcкого стиля, его визитной карточкой: «Умею коротко говорить о длинных вещах». (З)Коротко о длинных предметах позволяла сказать прежде всего чеховcкая деталь, заменявшая подробные, романные описания штрихом,намёком, по которому внимательный читатель мог восстановить целое.


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

изОгнутый

создалАсь

красИвее

безудЕржный

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Анализ таких важных исторических событий должен быть всенепременно ФАКТИЧНЫМ и должен строиться только на фактах.

Обращение получило практически мгновенный ОТКЛИК: десятки людей готовы были приютить «потеряшку».

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ стиль- разновидность литературного языка: один книжных стилей речи, использующийся в сфере политики, общественной, экономической и культурной жизни общества, в средствах массовой информации

Уголовным кодексом предусмотрена статья за ОТКЛОНЕНИЕ от уплаты налогов.

ГАРМОНИЧНОЕ развитие личности - ведущая цель системы отечественного образования и воспитания, направляющая ее на создание условий для всестороннего целостного непротиворечивого развития личности учащегося.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

менее ПОЛЕЗНО

ПОЕЗЖАЙ в Москву

несколько ГРАММОВ

СЕМЯСТАМИ монетами

две пары САПОГ

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Д) ошибка в употреблении имени числительного

1) Преподаватели выслушали студента и порадовались его академическим знаниям.

2) Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили на крыльце "Дома торговли".

3) Человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, огромным потоком информации, отучается от общения с миром природы.

4) Те, кто мечтает стать инженером, исследователем, лётчиком, космонавтом, должен развивать свою зрительную память.

5) Пиктограмма представляет собой рисунок, который непосредственно изображает не только вещи, а события и явления.

6) Людей, занимающихся опасными видами спорта, называют экстремалами.

7) А.С. Пушкин писал, что "Я горе с ним делю, он радости со мною".

8) Добрый поступок создает и накапливает добро, сделает жизнь лучше, развивает гуманность.

9) Я с невольным восхищением наблюдаю за танцующими и завидую грациозности их движений.

A Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ст..ловая

л..гендарный

т.. оретически

попл..вок

отл..жить

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..толковый, во..пользоваться;

пр..лестный, пр..клеивать;

о..делаться (испугом), по..тасовывать;

без..сходность, дез..нфекция;

кар..ерный, из..ясняться.

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

успока..вая

ноздр..ватый

преодол..вающий

локт..вой

недоум..вать

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

прогнозиру..мый

беспоко..шься

тревож..шься

выкач..нная (жидкость)

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Его положение (не)лучше нашего.

Мы идем по (не)скошенной траве.

Я (не)должен с ним объясняться.

Она (не)избалована жизнью.

(Не)прочитанная, а только что купленная книга отвлекла его внимание от неинтересной работы.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

(НЕ)СМОТРЯ на любовь к городским пейзажам, мы ВСЁ(ТАКИ) не остались равнодушными к красотам природы на Валдае.

(И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.

Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и холсти(4)ые, давно не глаже(5)ые штаны.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Я закажу мороженое или горячий шоколад или клубничное пирожное.

2) После Тургенева Достоевского Толстого Салтыкова-Щедрина и Глеба Успенского рассказы Чехова показались многим критикам выражением общественного равнодушия.

3) Эта конференция собрала вместе представителей как федерального так и регионального уровней власти.

4) Я получаю и доставляю адресату письма и посылки.

5) В такую погоду и волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.

Ответ:

Пройдя в (1) отлично оборудованный (2) музей (3) экскурсанты осмотрели различные диковины: от древних тибетских мечей до музыкального механизма европейских часов (4) относящихся к эпохе барокко.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Весёлое, беззаботное детство (1) всё равно (2) когда-нибудь кончится, а взрослая жизнь (3) конечно (4) потребует серьёзных решений и ответственных поступков.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Самым популярным вариантом дома в Архангельске является сруб из сосны (1) внутренняя отделка (2) которого (3) изготовлена из осины или берёзы.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

С Кузнецкого моста я заехал в кондитерскую на Тверской (1) и (2) хотя желал притвориться (3) что меня в кондитерской преимущественно интересуют газеты (4) не смог удержаться от нескольких сладких пирожков.

Ответ:

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Иван Семенюта при встречах с матерью пытается делать вид, что его дела идут хорошо.

2) Семенюта посещает мать только четыре раза в год.

3) Иван при встречах обещает матери в самое ближайшее время отыскать новую работу.

4) Мать понимает, что её сын говорит неправду, но молчит и делает вид, что верит ему.

5) Пока Семенюта не уволился с работы, его очень ценили там и уважали.


(По А. И. Куприну*)

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 4 содержится описание.

2) Предложение 6 поясняет содержание предложения 5.

3) В предложениях 10–11 представлено повествование.

4) Предложения 30–32 содержат повествование.

5) В предложениях 40–42 представлено рассуждение.


(1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

(По А. И. Куприну*)

*Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.

(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».


Ответ:

Из предложений 1−5 выпишите фразеологизм.


(1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

(По А. И. Куприну*)

*Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.

(1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью.


Ответ:

Среди предложений 47−53 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, личного местоимения и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

(По А. И. Куприну*)

*Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.

(4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.


Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассказывая о сложной судьбе Ивана Семенюты, А.И. Куприн очень осторожно использует тропы. Среди них можно отметить (А)_____ (предложение 53). Убогое существование героя лишено романтики и ярких красок, оно предельно простое, обыденное, и это помогают передать такие лексические средства выразительности, как (Б)_____ ("Ванёк", "житьё", "шалопай"), и (В)_____ ("точно взъерошенное сено" в предложении 4). Синтаксические средства выразительности, в частности (Г)_____ (предложения 1, 2, 8), играют особую описательную роль в тексте».

Список терминов:

1) развёрнутая метафора

2) сравнение

3) термины

4) разговорная и просторечная лексика

5) парцелляция

6) восклицательные предложения

7) контекстные антонимы

8) анафора

9) ряды однородных членов предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

Сочинение

С творчеством А.П. Чехова мы знакомимся еще задолго до изучения его произведений по

школьной программе. И сразу замечаем, что отличительной чертой его творчества

является краткость. Сам Чехов говорил: “Умею коротко писать о длинных вещах”. Об одной из таких “длинных вещей” писатель повествует в рассказе “Тоска”. В нем А.П.

Чехов поднимает вечную проблему человечества - проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества. Ощущение

тоски и печали не покидает на протяжении чтения всего рассказа. Уже из названия

рассказа понятно, что речь пойдет о грусти и боли. Начиная повествование, Чехов

окутывает место действия, с которого начинается рассказ, дремотой; движение

вокруг Ионы Потапова замедляется, и он погружается в свои мысли. Иона потерял сына,

и боль этой потери он не в силах держать в себе, ему надо выговориться, рассказать

кому-то о своей беде. Но он сталкивается с черствостью людей, равнодушием и

непониманием. Затерянный в шумном городе, где все куда-то спешат, едут, идут, бегут, не

обращая внимания на одинокого извозчика, Иона не находит отклика в душах и сердцах

людей. Но находит его в молчаливом сочувствии лошади. К великому позору людей,

Иона предпочел животное человеку. К несчастью, люди часто забывают

об окружающем мире, погружаясь в свои проблемы, они не замечают жизни вокруг себя.

Но любой из них может оказаться на месте Ионы и получить то же самое, что дал когда-то

другому - равнодушие и непонимание.

Другие сочинения по этому произведению

В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (Чехов «Тоска», Достоевский «Белые ночи», Толстой «Юность»)