Сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций муниципалитета Сетевое взаимодействие при организации внеурочной деятельности

МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области

Актуальные вопросы

реализации ФГОС в условиях

сетевого взаимодействия

(доклад на конференции 28.08.14г.)

Докладчик Шелудченко А.В.

2013 – 2014 учебный год

Сетевое взаимодействие в области образования сегодня выступает в качестве инновационной технологии, позволяющей образовательным учреждениям динамично развиваться и соответст­вовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Организация сетевого взаимодействия отвечает этой тенденции и способствует реализации основного принципа современного образования.

Введение в школы Российской Федерации профильного обучения (слайд №2) - это попытка признать, что дети наши разные, с разными интересами, способностями, талантами, а профильная школа - это способ дифференциации обучения .

Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений. (слайд №3) Введение на старшей ступени общего образования двухуровневого Федерального компонента государственного образовательного стандарта (базовый и профильный) и нового Базисного учебного плана приводит к возникновению разнообразных моделей организации профильного обучения. (слайд №4) Образовательными учреждениями района были сформированы профильные классы, предлагающие обучающимся единый учебный план того или иного профиля. Выпускники этих классов показали достаточно высокие результаты на ЕГЭ. Но для небольших школ, где 10-е классы малочисленны, набор в профильные классы вызывает трудности.

Кроме того, введение профильного обучения предполагает(слайд №5) соответствующее кадровое обеспечение, специальные учебные кабинеты и технические средства обучения. И не всегда необходимые условия могут быть созданы в пределах одной школы. Верным путём достижения указанных целей является организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями.

(слайд №6) Сетевое взаимодействие школ представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую обучающемуся возможность осваивать образовательную программу определенного уровня с использованием ресурсов нескольких школ. Сетевое взаимодействие в Суджанском районе (слайд №7) осуществляется на базе трёх школ: МКОУ «Гончаровская СОШ», МКОУ «Суджанская СОШ №1» и МКОУ «Суджанская СОШ №2». В этом году элективные курсы в данных учебных заведениях посетили около 120 обучающиеся школ района. Организационной работой в сети образовательных учреждений занимается координационный совет, в состав которого входят представители Управления образования и администрация школ.

Сетевая организация профильного обучения строится на следующих принципах: (слайд №8)

    удовлетворения запросов и потребностей учащихся;

    добровольности;

    открытости;

    взаимодействия;

    объединения и доступности образовательных ресурсов;

    практической направленности и целесообразности;

    роста уровня результатов выпускников;

    усиления социальной роли школ;

    формирования ключевых компетенций старшеклассников;

    роста профессиональной компетентности и мастерства учителей;

(слайд №9) В условиях сетевого обучения старшеклассники, поставленные в ситуацию выбора индивидуального образовательного маршрута, должны принять решение, которое в будущем обеспечит успешное продолжение образования.

Сегодня социальная ситуация диктует необходимость в организации сетевого взаимодействия, диалога между образовательными учреждениями.

Ситуация также усугубляется вследствие демографического спада, ведущего к сокращению контингента учащихся. К тому же выбор профиля, к сожалению, у отдельных учащихся случаен. (слайд №10)

В связи с тем, что образовательная деятельность в рамках сетевого взаимодействия выходит за пределы отдельно взятой школы, меняется и традиционный характер организации образовательного процесса. (слайд №11)

Анализируя ученические предпочтения на предмет возможности реализации данного социального заказа в школе определяется набор предметов конкретного профиля. Таким образом, с ама жизнь, её социальные, экономические, информационные стороны диктуют необходимость появления сетевого взаимодействия . Идея создания сети образовательных учреждений нашла своё отражение в приоритетном национальном проекте «Образование».

Какой же эффект (слайд № 12) мы ждем от сетевого взаимодействия? Ответ таков: создание условий для осознанного выбора направления дальнейшего обучения и повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Реализация возможности выбирать индивидуальную образовательную траекторию (слайд №13) на основе вариативности образовательных программ с учётом возможности сетевого взаимодействия и кооперации образовательных ресурсов территории называется ВАРИАТИВНОСТЬЮ ОБРАЗОВАНИЯ .

Инновационно - активная (слайд №14) школа - это школа, которая имеет свой собственный стиль образовательной деятельности. Главными критериями инновационно - активной школы можно считать:

стабильный высококвалифицированный пед. коллектив;

высокий уровень качества образования;

значительный воспитательный потенциал;

корпоративный дух педагогического коллектива;

Таким образом, сегодня инновационно - активная школа - это: (слайд №15)

школа новых воспитательных и образовательных технологий, сочетающая новаторские программы и лучшие достижения отечественной педагогики на базе государственных образовательных стандартов нового поколения ;

школа, которая развивается вместе с российским государством;

школа, где интересно учиться школьникам и работать творческим педагогам;

это стартовая площадка для конкурентоспособной и творческой личности;

школа, где успешным становится каждый ученик;

школа, которая воспитывает самостоятельную и ответственную личность и готовит выпускников к активной жизни;

школа, формирующая гражданское и национально-культурное сознание личности;

школа, активно использующая информационные технологии в обучении и воспитании личности.

Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся.

Под индивидуальным учебным планом (ИУП) (слайд №16) понимается совокупность учебных предметов отдельно взятого ученика.

Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется прежде всего ресурсами, которыми располагает школа и её партнеры, муниципальная система образования в целом. (слайд №17)

При составлении ИУП следует обратить внимание на то, что имеет место ситуация выбора, при которой изменить набор предметов можно только при получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации. (слайд №18)

В последние десятилетия изменились приоритетные ценности образования: школа начинает переориентироваться на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско - правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. А для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов.

То есть у каждого школьника должны быть сформированы « Ресурсы успеха ученика» (слайд №19) :

«знаю» - объём и качество знаний;

«умею» - предметные и общеучебные навыки;

«могу» - психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы; и самый важный ресурс - «хочу».

И когда у каждого из наших учеников в большей или меньшей степени будут эти ресурсы, то высказывание знаменитого мыслителя Сенеки (слайд №20): «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» будет адресовано не им.

А всем нам, педагогам 21 века, века инноваций и технологий, учителям третьего тысячелетия, (слайд №21) нельзя забывать простую истину «Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса».

Не бойтесь перемен, эти новшества в области образования принесут нашим детям только пользу. Три базовые школы муниципального образовательного округа предлагают старшеклассникам района 6 предметных элективных курсов, которые ведут высококвалифицированные педагоги. (слайд №22)

Результаты от этих занятий уже есть: во-первых, школьники получают прочные знания и теряют страх перед ГИА; во-вторых, становятся призёрами и победителями предметных олимпиад; в-третьих, дети из малокомплектных сельских школ, общаясь со сверстниками, перестают теряться в аудитории;

в-четвёртых, запись в аттестате об освоении программы того или иного элективного курса даёт дополнительные бонусы при поступлении в вуз. И самое важное – удовлетворенность собственными достижениями приводит к повышению самооценки, то есть школьник становится успешным человеком. А минусов в сетевом взаимодействии нет…

  • Конакова Екатерина Андреевна , бакалавр, учитель
  • Прямобалкинская основная школа, Дубовский район, Волгоградская область
  • СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОУ
  • КЛАССИФИКАЦИЯ
  • МЕХАНИЗМ

В статье впервые выявляется уровень сформированности сетевого взаимодействия ОУ, выявляются причины низкой степени их развитости; вводится понятие механизмов формирования сетевого взаимодействия ОУ, предлагается их классификация.

  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Значение курсового проектирования по механике при изучении дисциплины
  • Значение курсового проектирования при изучении дисциплины «Материаловедение и технология материалов»

Смена образовательной парадигмы поспособствовало развитию новейшей модели образования, главными принципами которой стали утверждения о том, что образование обязано быть фактором развития человеческого капитала ; инвестиционной сферой, оказывающей существенное воздействие на социально-экономическое формирование государства; механизмом обеспечения международного позиционирования России; условием социальной стабильности и социально-культурной единства государства; системой, обеспечивающей интеграцию науки и практики.

Особую роль в развитии целостной картины мира ученика обретает в старшем школьном возрасте. Перед старшеклассником возникает вопрос ответственного выбора будущей специальности, решение которой потребует умений самостоятельного получения данных из максимально большего числа источников, анализировать ее, прогнозировать, принимать решения, нести ответственность за свой выбор.

К сожалению, старания общеобразовательных школ в настоящий период мало результативны для создания условий для развития у школьников конкретных жизненных ориентиров на базе приобретенных знаний метапредметного характера, формирования социокультурного навыка молодого человека.

Сетевая организация совместной деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной.

Под системой непрерывного профессионального образования подразумевается совокупность образовательных программ и учреждений, направленных на удовлетворение познавательных потребностей личности и формирование условий для реальной профессиональной, творческой самореализации в регулярно изменяющихся обстоятельствах.

К перечню признаков непрерывного образования, существенных для анализа и проектирования путей развития образовательной практики, можно отнести следующие:

  • охват образованием всей жизни человека;
  • связь общего и профессионального образования;
  • открытость, гибкость системы образования;
  • разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения, возможность свободного их выбора;
  • равноправная оценка и признание образования не по способам его получения, а по фактическому результату.

Модели сетевого взаимодействия:

Горизонтальная - между образовательными учреждениями одного уровня;
Вертикальная - школа - колледж - ВУЗ;
Смешанная - реализация совместных программ учреждениями разного уровня;
Совместные сервисы, библиотеки, центры коллективного доступа, информационные порталы, единая база данных;
Поддерживающая инфраструктура - базовые кафедры, ресурсные центры, технопарки, инкубатора.

Региональный образовательный округ - это автономная система образовательных учреждений разного уровня, функционирующих на территории, объединяющих ряд географически близко расположенных муниципальных районов.

Министерство образования и науки РФ - Министерство образования, науки и молодежной политики Волгоградской области;

Структура регионального образовательного округа:

  • Базовый центр ВГСПУ;
  • Ресурсный центр на базе педагогического колледжа;
  • Образовательные учреждения всех уровней;
  • Управление образования районов.

Согласно анализам экспертов (А. И. Адамский , И. М. Реморенко, В. В. Третьяков и др.) созданными основными органами правительства стратегии модернизации образовательных систем были приемлемы для 30 % всех образовательных учреждений РФ, расположенных в большей степени в основных, с высокой плотностью населения, с хорошо сформированной инфраструктурой регионах. Приблизительно 70 % сельских муниципальных систем России требуют вариативных моделей комплексных изменений.

Исследование трудов Л.В.Байбородовой , В.Г.Бочаровой , М. В. Груздева , М.П.Гурьяновой , А. М. Цирульникова и др. дали возможность раскрыть характерные черты сельских местных образовательных сетей, которые обусловлены социально-демографической особенностью (небольшой заселенностью, большими расстояниями среди поселениями, низкой развитостью социальной инфраструктуры) и объединены с малой концентрацией образовательных учреждений, их малочисленностью, малокомплектностью, отдаленностью, невысоким уровнем ресурсного обеспечения, безальтернативностью в предоставлении образовательных услуг и несоответствующим условиям формирующейся инновационной экономике уровнем их свойства и эффективности. Данное никак не позволило в абсолютном размере найти решение комплекс задач, связанных с оптимизацией значительных расходов на
обучение детей в сельских школах посредством внедрения в полном объеме нормативно-подушевого финансирования; исследование определеных нынешним условиям основных и дополнительных образовательных программ, новейших форм и
механизмов их осуществлении; развитие педагогических моделей и условий формирования отдельных образовательных учреждений, в том числе малочисленных (МЧШ), малокомплектных (МКШ), отдаленных (ОСШ), которые в целом по Волгоградской области составляли от 30 до 80 % всех сельских школ (в зависимости от региона).

В рамках концепции сетевого взаимодействия ОУ представлены механизмы формирования сетевого взаимодействия ОУ как целостную совокупность принципов, методов и процедур, реализация которых осуществляется путем использования личностных и социальных коммуникаций, позволяет эффективно гармонизировать конкретный педагогический процесс или определенную образовательную систему.

Сетевые механизмы управления осуществляют следующие функции:

в рамках организационно-педагогической функции - рассматривают проблемы управления, формируют требования с целью целеполагания развития образовательной сети;
хозяйственной (управленческой) - сформировывают основные требования функционирования сети, реализующиеся через взаимодействие, материально-техническое обеспечение, решение трудностей стимулирования;
кадровой - решают профессиональные проблемы, составляют структуру управляющих и экспертов, сетевые органы управления;
технологической - гарантируют реализацию образовательного процесса;
организационной - обеспечивают реальную регламентирующую систему действий обучения и воспитания;
стимулирующей - устанавливают разработку и применение функционирующих стимулов, способных обеспечить активность участников сети;
инновационной - улучшают все без исключения компоненты образовательной сети, как за счет внутренних резервов, так и за счет внедрения достижений передового опыта и науки, внедрения социально-экономических нововведений.

Механизмы создания образовательного пространства:

  • Первый механизм - организация взаимодействия учреждений образования с организациями культуры, спорта, молодежной политики, институтов гражданского общества, бизнес-сообществ;
  • Второй механизм - создание и реализация системы взаимосвязанных педагогических событий;
  • Третий механизм - построение образовательного пространства как совокупности образовательных программ, удовлетворяющих образовательные запросы обучающихся;
  • Нельзя забывать, что образовательное пространство развития ребенка - это пространство детства .

Классификация механизмов формирования сетевого взаимодействия ОУ позволяет выявить три, фактически параллельно, используемых взаимообусловленных механизма:

1. Механизм формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений (реального и виртуального) имеется комплекс принципов, методов, процедур социальных коммуникаций, нацеленных на формирование и оптимальное функционирование, развитие сетей ОУ в целях реализации сетевых образовательных услуг.

Создание линий формирования образовательных сетей сельских муниципальных образовательных систем может происходить согласно следующей блок-схеме в виде взаимосвязанных этапов: переход в инновационный режим развития ОУ в рамках развития современных педагогических моделей учреждения и обнаружение (стихийное или осознанное) потребности сетевого взаимодействия со стороны всех субъектов образовательного процесса - постановка задачи создания педагогических ассоциаций разного вида - разработка модели образовательных сетей - организационное, экономическое и законное формирование образовательных сетей - развитие и поддержка системы мотивации участников сетевого взаимодействия - диагностика результативности работы образовательных сетей.

2. Механизм создания систем управления сетевым взаимодействием как метод общественной коммуникации для организационного оформления административных структур сети учреждений и организаций, возможно показать в виде последующего метода: выявление модели сетевого взаимодействия и диагностирование степени готовности ОУ, входящих в сети, к соответствующей модели управления; установление трудностей, стоящих перед сетями и установка проблемы разработки модели управления; моделирование органов управления сети; формирование управленческо-педагогических команд ОУ (сети, узлов и др.), правовое оформление органов управления; установление перечня возможностей школьных или сетевых управленческо-педагогических команд (УПК); создание системы мотивации для их участников и субъектов сетевого взаимодействия; выявление результатов командообразования и результативности работы сетевого взаимодействия.

3. Механизм коммуникации школ при реализации образовательного процесса (очного или дистанционного) есть способ организации социальных коммуникаций реализации сетевых образовательных услуг. Коммуникационная деятельность включает множество участников сети ОУ, в связи с чем, она формирует общественные отношения, полюсами которых являются сотрудничество и конфликт, соответственно, сам механизм коммуникации ОУ направлен на формирование условий для совместной деятельности по реализации сетевых образовательных услуг.

Таким образом, в нашем случае коммуникация школ в рамках традиционной коммуникации является сопровождающей, одним из механизмов формирования сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений. Можно констатировать, что механизмы формирования сетевого взаимодействия ОУ есть целостная совокупность принципов, методов, способов и процедур
личностных и социальных коммуникаций, позволяющих эффективно гармонизировать конкретный педагогический процесс или определенную образовательную систему в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В настоящее время можно выделить следующие механизмы: формирования сети образовательных учреждений, коммуникации школ, создания систем управления сетевым взаимодействием.

Список литературы

  1. Адамский, А. И. Модель сетевого взаимодействия [Текст] : [В сети Федер. эксперим. площадок] / А. И. Адамский // Упр. шк. : Еженед. прилл. к газ. «Первое сентября». – 2002. – № 4 (00.01). – С. 23–24.
  2. Третьяков, П. И. Практика управления современной школой: (опыт пед. менеджмента) [Текст] / П. И. Третьяков; Юго-Вост. окр. упр. Моск. департамента образования; Науч.-метод. центр; Моск. гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина. – М. : Педагогический поиск, Б. г. (1994). – 200, с. : илл.
  3. Байбородова, Л. В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся [Текст] : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Байбородова Людмила Васильевна. – Ярославль, 1994. – 431 с.
  4. Бочарова, В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника [Текст] : автореф. дис. … д-ра пед. наук / В. Г. Бочарова. – М. : Моск. пед. ун-т, 1991.
  5. Груздев, М. В. Формирование образовательного пространства сельских территорий [Текст] : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / М. В. Груздев. – Ярославль, 2004.
  6. Гурьянова, М. П. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села [Текст] : метод. рекомендации / М. П. Гурьянова, В. Б. Орлов; Рос. акад. образования, Ин-т пед. соц. работы, Комплекс. прогр. «Систем. модернизация образования как фактор соц. развития села». – 2-е изд., доп. – М. : ИПСР РАО, 2003. – 191 с.
  7. Цирульников, А. М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации [Текст] / А. М. Цирульников. // Вопросы образования: ежекв. науч.-образоват. журн. ; Гос. ун-т – Высш. шк. экономики. – М. : ГУ-ВШЭ, 2004 – С. 40–65.

Сетевое взаимодействие в образовании - это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в учебный или внеурочный процесс.

Интеграция

Это усилия разных по централизации ресурсов. Данный алгоритм уже продемонстрировал свою актуальность и состоятельность. Сетевое взаимодействие учреждений образования предполагает особое социальное партнерство, в котором подразумевается «двусторонняя полезность». Между всеми участниками такого взаимодействия возникают неформальные и формальные контакты. Сетевое взаимодействие в системе образования особенно развито в средней и старшей школе.

Что такое сеть?

В педагогической практике такие понятия, как партнерство, сеть, встречаются достаточно часто. Сеть представляет собой совокупность учреждений. Отметим межсетевой характер образуемой системы.

Характеристики

Сетевое взаимодействие в образовании - это механизм, который обладает определенными параметрами, такими как:

  • единство целей;
  • определенные ресурсы для их достижения;
  • суммарный центр управления.

Особенности создания

Модели сетевого взаимодействия в образовании зависят от того, какими ресурсами будет осуществляться обмен. Основной задачей полноценной системы является достижение изначально поставленной цели. В зависимости от того, какие именно проблемы сетевого взаимодействия в образовании выбраны в качестве основных, к создаваемой системе подключаются определенные виды образовательных учреждений. В качестве основного органа управления в основном выступает управления района или города.

Параметры взаимодействия

Основные проблемы сетевого взаимодействия в образовании связаны с существенной территориальной удаленностью разных образовательных организаций. Для преодоления подобных проблем применяют компьютерные технологии.

Инклюзивное образование

Особое внимание уделяется работе с детьми, имеющими серьезные проблемы со здоровьем. Такие школьники по медицинским показания не могут посещать школу, поэтому для них министерством образования РФ был создан специальный проект. Он подразумевает сетевое взаимодействие в Педагоги общаются со своими подопечными посредством новейших компьютерных технологий и программ. Прежде чем учитель допускается к работе с больным ребенком, он проходит специальную курсовую подготовку. Подобные курсы направлены на преодоление психологических проблем, касающихся установки контакта с больным школьником.

Координацию взаимоотношений между учениками, родителями, педагогами, образовательными учреждениями осуществляет специальный отдел по инклюзивному (дистанционному) обучению. Каков алгоритм такого взаимодействия? Сначала школы передают специалистам отдела информацию о количестве детей, нуждающихся в дистанционном образовании, указывает рекомендации педиатров по организации учебного процесса. Полученные сведения изучаются в координационном центре, полученная информация вносится в специальную базу данных. На следующем этапе к каждому конкретному ребенку подбирают наставника.

К педагогу, который будет работать с больным ребенком, выдвигаются особые требования. Помимо он должен быть хорошим психологом, чтобы в процессе общения со своим подопечным помогать ребенку, избавлять его от неуверенности в своих силах, различных комплексов, возникающих из-за ограниченности общения со сверстниками.

На третьем этапе происходит отбор образовательной программы, ее утверждение координационным центром.

Такое сетевое взаимодействие в образовании - это комплекс мер, направленных на проведение дистанционных уроков со школьниками, имеющими ограничения по здоровью. Координационный центр создает сетевое расписание, в котором для каждого ребенка указывается время проведения урока, работающий преподаватель. Педагог трудоустраивается в то учебное заведение, к которому прикреплен ребенок.

Алгоритм приема на работу дистанционного учителя аналогичен обычному приему работника в образовательное учреждение. Директору школы предоставляется сканированная оригинал заявления, копии наградных документов, справка об отсутствии судимости, подтверждении прохождения специальной курсовой подготовки, тарификационный лист. Руководитель школы готовит приказ о приеме на работу совместителя, знакомит с ним дистанционного педагога. После того как все формальности будут улажены, начинается непосредственный образовательный процесс.

Подобная работа предполагает и серьезную периодическую отчетность. В конце каждого месяца учитель отправляет координатору отчет о проведенных уроках. Разработана специальная форма для выставления отметок за четверть, полугодие, которую заполняет педагог. Все отчетные материалы направляют в координационный центр, затем дублируют в образовательное учреждение, в котором числится ребенок. Закон об образовании в сетевом взаимодействии регламентирует взаимоотношения между дистанционным наставником, родителями обучающегося, представителями министерства образования.

Дополнительное образование

Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании обладает определенными параметрами:

  • оно базируется на совместной деятельности взрослых и детей;
  • существует косвенное либо прямое воздействие субъектов данного процесса друг на друга, которое позволяет устанавливать между ними полноценную взаимосвязь;
  • есть вероятность реальных преобразований в эмоциональной, волевой, познавательной, личностной сфере;
  • учитываются личностные характеристики всех участников, освоение ими социальных навыков;
  • используются принципы творчества и доверия, сотрудничества и паритетности;
  • взаимодействие осуществляется на основе доверия, поддержки, взаимного партнерства.

Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования позволяет объединять усилия разнообразных клубов, школ, секций, направленных на воспитание гармонически развитой личности ребенка. Как создается такая система? Каковы ее основные цели и задачи? Учитывая, что сетевое взаимодействие в дополнительном образовании направлено на создание базы для полноценного формирования личности ребенка, в районных центрах и крупных городах были открыты центры дополнительного образования. В таких организациях ребятам предлагаются разнообразные спортивные секции, музыкальные кружки, танцевальные студии. При попадании в такой центр, малышу и его родителям сотрудники «детского города» проводят экскурсию, рассказывают о каждом направлении, разрешают посетить занятия. После того как ребенком будет сделан осознанный выбор 2-3 секций или кружков, его расписание выстраивается так, чтобы он успевал посещать общеобразовательную школу, заниматься в выбранных секциях. Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования подразумевает корректировку графика внеурочных занятий с учетом расписания уроков в обычной (общеобразовательной школе).

Стратегии взаимодействия

Современная наука предлагает две основные системы взаимодействия: конкуренцию и кооперацию. Рассмотрим их особенности, возможности применения.

Кооперативное взаимодействие предполагает определенный вклад всех участников в решение общей задачи. В качестве средства объединения в такой ситуации рассматривают отношения, появившиеся в непосредственном процессе взаимного общения. В качестве основного показателя плотности кооперативного взаимодействия выступает уровень включенности в общее дело всех участников образовательной системы.

Конкуренция подразумевает борьбу за приоритет, яркой формой которой является конфликтная ситуация. Вовсе необязательно, чтобы конфликт имел только негативные параметры, часто путем таких ситуаций находится выход из сложной ситуации, выстраиваются полноценные и доброжелательные взаимоотношения разных участников образовательного и воспитательного процесса. Сетевое взаимодействие в общем образовании тесно связано с такими стратегиями. Они определяют его моделирование и последующее развитие.

На данный момент времени созданы различные варианты муниципальных образовательных сетей. Среди них выделяют два наиболее распространенных варианта, проанализируем их подробнее.

Муниципальные сети

Что же представляет собой сетевое взаимодействие в образовании? Это возможность объединения нескольких отдельных образовательных организаций вокруг сильной школы, имеющей достаточный материальный и Такое образовательное учреждения выполняет функцию «ресурсного центра». В подобной ситуации у каждого общеобразовательного учреждения этой группы сохраняется право на обеспечение преподавания основных учебных дисциплин в полном объеме. Кроме того, школа получает возможность создавать профильные классы, предлагать ребятам различные элективные и факультативные курсы по отдельным предметам, учитывая имеющиеся ресурсные возможности. Подготовку по всем остальным профильным направлениям реализует «ресурсный центр».

Существует и еще одно сетевое взаимодействие (дополнительное образование). Школа, дворцы творчества, спортивные школы, студии, секции, выступают в этом случае как единая образовательная и воспитательная система. В подобной ситуации ребенок имеет права выбора получать дополнительные навыки не только на базе своей школы, но и в иных образовательных учреждениях. Например, ученик может проходить дистанционную подготовку, обучаться в заочных школах для одаренных детей, в учреждения профессионального образования.

Воспитательный потенциал

Сетевое взаимодействие в профессиональном образовании несет в себе воспитательный ресурс. В первую очередь, подобные системы создаются для повышения качества воспитания и образования, повышения познавательного интереса у школьников. Существуют определенные характеристики воспитательного аспекта любой образовательной сети:

  • присутствие общих интересов и стремления участников сети к единым социальным целям, применение единых приемов и методов;
  • материально-технические, кадровые, финансовые возможности для взаимного воспитания и обучения, обмена мнениями;
  • развитие коммуникаций между отдельными участниками сети;
  • взаимная заинтересованность и ответственность, гарантирующие положительную динамику такого взаимодействия.

Основная причина разработки сетевых разнообразных сообществ была связана с невозможностью многих небольших образовательных учреждений предоставлять всем участникам образовательного процесса полноценные условия для развития и воспитания. В первую очередь речь шла о недостаточной материальной и технической оснащенности многих сельских школ, что негативно отражалось на научности преподавания. После внедрения сетевой модели удалось справиться с теми проблемами, решить которые по отдельности государственные учреждения были не в силах. Кроме того, между отдельными организациями, вошедшими в единую систему, усилилась здоровая конкуренция, наладились нормальные деловые взаимоотношения. Углубилось понимание проблемы, поставленной перед школами министерством образования, расширились границы взаимного действия, поскольку существенно увеличились возможности учреждений образовательной направленности. В настоящее время школы, объединенные в единую сеть, стараются работать в команде, помогают друг другу советами, кадрами, техническими средствами обучения. Появление многочисленных сетей в образовании способствовало устранению ненужного дублирования, нерациональной траты материальных ресурсов. В процессе работы педагоги обмениваются между собой мнениями, идеями, инновационными и технологиями. При определенных обстоятельствах происходит объединение финансовых, административных, кадровых ресурсов. Благодаря анализу практики сетевого взаимодействия были закреплены базовые принципы его создания с социальными стратегическими партнерами:

  • каждый участник получает равные возможности для предоставления своего мнения;
  • ответственность не перекладывается на другие образовательные учреждения;
  • при сотрудничестве все полномочия распределены равномерно, направлены на полноценное функционирование всех учреждений и государственных организаций;
  • есть условия для полноценного и конструктивного взаимодействия, мониторинга и контроля;
  • сотрудничество базируется на умении «принимать» и «отдавать».

Для того чтобы созданная сеть успешно функционировала, важна постоянная поддержка всех коммуникативных потоков, проведение семинаров, совместных встреч, конференций.

Заключение

Благодаря сетевому взаимодействию разнообразных образовательных учреждений и систем дополнительного образования вырабатываются оптимальные методические приемы, позволяющие воздействовать на воспитательный и образовательный процесс, повышать их эффективность и результативность. Благодаря подобной деятельности стало возможным полноценное проектирование содержания образования и воспитания, что способствует обогащению жизнедеятельности ребят, получению ими разнообразного социального опыта.

Практика подобного взаимодействия разных участников образовательного процесса подтверждает появление множества инновационных моментов. В первую очередь отметим необходимость перевода соревновательного вида деятельности школ к новым условиям деятельности.

Для подобного перехода требуется существенный временной промежуток, переосмысление своей деятельности педагогами. Результаты статистических исследований подтверждают высокую результативность сетевого взаимодействия. Только совместные усилия, направленные на улучшение условия обучения, повышение качества материально-технической базы, совершенствование внеурочной деятельности, могут дать желаемый результат. Подобная система должна стать прекрасным стимулом для саморазвития подрастающего поколения россиян.

1

Введение в действие новых образовательных стандартов обогатило научный лексикон понятием внеурочной деятельности. Внеурочную деятельность в рамках реализации новых образовательных стандартов общего образования можно рассматривать как процесс взаимодействия педагогов и обучающихся в ходе совместной образовательной деятельности для достижения конкретных результатов освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. Для эффективной организации внеурочной деятельности важно соотнесение ее с дополнительным образованием, включение в процесс организации внеурочной деятельности интеграции дополнительного образования в общее. Этой идее служит сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей. Моделей реализации сетевого взаимодействия, а точнее их классификаций, на сегодня существует не так уж и много. В соответствии с этим статья содержит описание вариантов их развития.

внеурочная деятельность

сетевое взаимодействие

1. Осин А.К. Особенности организации внеурочной деятельности в основной школе при реализации ФГОС // Реализация федеральных государственных образовательных стандартов: опыт, проблемы и пути решения материалы региональной научно-практической конференции. – ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал, 2016. – С. 119–123.

2. Осин А.К. Проектирование внеурочной деятельности в инновационной парадигме новых стандартов // Научный поиск. – 2015. – №3.6. – С. 32–38.

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования внеурочная деятельность ориентирует педагогов и учащихся на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная деятельность «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, работников учреждений дополнительного образования детей .

Внеурочная деятельность ориентирована на создание особых условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач духовно-нравственного воспитания.

В МБОУ СШ №2 г. Кохма Ивановской области за основу при разработке модели внеурочной деятельности обучающихся была взята базовая организационная модель (по классификации моделей внеурочной деятельности, указанных в Письме Министерства образовании и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296), при которой образовательное учреждение может использовать возможности образовательного учреждения дополнительного образования детей. В разработке и реализации данной модели предусмотрены как внутренние ресурсы общеобразовательного учреждения, так и ресурсы других учреждений. Реализуемая модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения предметных областей, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов (ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека), удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Анализируя результаты реализации программ курсов внеурочной деятельности учащихся, можно констатировать, что они способствовали: овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной и т.д.), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру; формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Вместе с тем выявились и проблемы, связанные с организационно-педагогическими условиями функционирования модели. Особо среди них выделяется взаимодействие между общим и дополнительным образованием: сильная загруженность учителей еще сильнее отдалила их от учреждений дополнительного образования. Наш опыт доказывает, что интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности учащихся способна стать одним из эффективных способов реализации воспитательной составляющей новых стандартов общего образовании .

Опишем механизмы реализации интеграции указанного типа учреждений. Так, в качестве содержательных механизмов интеграции является реализация Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как составных частей основной образовательной программы. Из организационных механизмов интеграции можно выделить: разработку и осуществление совместных программ курсов внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач; кооперацию ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен опытом; совместную экспертизу качества организации внеурочной деятельности. Для финансовых механизмов интеграции характерна организация взаимодействия: на договорной основе по проведению занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе школы или учреждения дополнительного образования детей; за счет выделения ставок педагогов дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию общеобразовательными учреждениями широкого спектра программ курсов внеурочной деятельности.

Анализ современных подходов к построению сетевого взаимодействия в системе образования позволил выделить пять моделей: концентрированная ресурсная, концентрирования координационная, распределенная инструментальная, распределенная идентичная, модель цепи . В концентрированной ресурсной модели в качестве центра может выступать либо уже существующее образовательное учреждение, на базе которого аккумулируются все возможные ресурсы, либо вновь организуемый центр. Центральным звеном ресурсной концентрированной модели будет выступать ресурсный центр, к которому могут обратиться все участники сетевого взаимодействия. Предназначение такого центра в том, чтобы аккумулировать и распределять все необходимые ресурсы, (кадровые, информационные, финансовые и т.д.). Участниками в рамках концентрированной формы сетевого взаимодействия могут выступать не только образовательные учреждения, но также специалисты, эксперты, различные объединения и общества, коммерческие структуры, волонтеры, органы государственной и муниципальной власти, заинтересованные лица. Координационная концентрированная модель ориентирована на создание регулирующего центра, направляющего и координирующего деятельность по достижению той цели, ради которой и стало формироваться сетевое взаимодействие. Центральный элемент этой сети выступает не просто как «хранитель» ресурсов, доступных всем, но и как управляющий и координирующий субъект той деятельности, ради которой сеть была сформирована. В модели распределенной инструментальной сети координационный центр отсутствует и участники договариваются о сотрудничестве в достижении своих образовательных целей, создавая возможность пользоваться при необходимости ресурсами друг друга. Участники сетевого взаимодействия в данном случае также могут быть самыми разнообразными. При этом каждый участник на определенном этапе поддерживает отношения с определенным количеством организаций. Распределенная идентичная модель включает в себя некоторое количество заинтересованных в совместном решении определенных проблем образовательных организаций. Основными принципами взаимодействия является саморегуляция. Каждая организация несет определенную функциональную нагрузку и содержание, которые усиливаются в соответствии с синергетическим эффектом при сетевом взаимодействии. Основой функционирования могут быть конкретные проекты, носящие временный или постоянный (продолжающийся) характер, в ходе которого решаются определенные проблемы и задачи. В модели цепи каждое из звеньев последовательно решает определенную задачу, достигая поставленной цели. Модель цепи предполагает, что участники сети последовательно друг за другом участвуют в решении определенной проблемы или достижении какой-то цели. Отличие от всех предшествующих в том, что если там все участники в принципе могут взаимодействовать друг с другом, то здесь цепь взаимодействий четко определена. При этом есть самое первое звено, которое определяет и цель, и желаемых участников и организует деятельность.

Алгоритм внедрения новых моделей сетевого взаимодействия в системе образования может иметь вид пошаговой деятельности. Шаг 1. Формулирование целей внеурочной деятельности. На этом этапе может выполняться следующая работа: исследование социального заказа субъектов-личностей на образовательную деятельность в целом и дополнительное образование в частности в масштабах субъектов-пространств интеграции; диагностика образовательного пространства муниципального округа, выявление его специфики. Шаг 2. Формирование участников сетевого взаимодействия, которое предполагает: проектирование и обеспечение межпредметных связей внутри учреждения; организацию координационных советов муниципального образования или учреждения; открытие экспериментальных площадок по интеграции образовательной деятельности учреждений в вопросах внеурочной деятельности; рассмотрение возможности создания ассоциаций, товариществ и других форм сетевого взаимодействия. Шаг 3. Подготовка комплексных программ внеурочной деятельности. На этом этапе осуществляется: разработка программы внеурочной деятельности образовательного учреждения; организация обучения педагогических кадров разных образовательных учреждений основам организации внеурочной деятельности; разработка программ внеурочной деятельности в рамках единой программы школы; научно-методическое обеспечение внеурочной деятельности; создание материально-технической базы учреждения для реализации программ внеурочной деятельности и др. Шаг 4. Подготовка набора соглашений, договоров, положений о проведении сетевых работ участниками сетевого взаимодействия предполагает: создание условий для использования форм и методов дополнительного или профессионального образования детей во внеурочной деятельности; нормативное обеспечение процессов интеграции - разработка программ, положений, норм нагрузки и т.п.; разработка договоров сетевого взаимодействия, договоров с родителями, договоров с педагогами, договоров оплачиваемой услуги в рамках внеурочной деятельности и др. Шаг 5. Подготовка пакета сетевых образовательных услуг: утверждение интегрированных программ внеурочной деятельности; утверждение договоров, регистрация юридических лиц в рамках организации внеурочной деятельности; создание системы информационного обеспечения процессов внеурочной деятельности в рамках образовательного пространства муниципального района. Шаг 6. Подготовка бюджета, сетевого графика и расписания пакета сетевых образовательных услуг.

Кроме того, для обеспечения эффективности организации внеурочной деятельности возможно проведение следующей работы: проведение районных (региональных) конференций по проблемам организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях или муниципальном образовательном пространстве; формирование мотивации субъектов внеурочной деятельности через объявление районных конкурсов интегрированных программ, грантов и т.п.; сбор, обобщение и распространение опыта организации внеурочной деятельности разных образовательных учреждений; проведение исследования эффективности внеурочной деятельности в образовательном пространстве муниципального района; оптимизация материально-технической, учебно-методической и экономической базы муниципального района по организации внеурочной деятельности; организация массово-досуговой деятельности на уровне муниципального района; организация рефлексии удовлетворенности субъектов-личностей процессом организации внеурочной деятельности.

Благодаря конструктивному социально-педагогическому партнерству учреждений общего и дополнительного образования детей учащимся предоставляется возможность: свободного выбора программ, объединений, которые близки детям по природе, отвечают их внутренним потребностям; удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности; стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор; быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

Библиографическая ссылка

Витушкина А.П., Осин А.К. РАЗВИТИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18550 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

«Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций муниципалитета»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №11» г. Бологое Тверской области Емельянова Надежда Анатольевна

Идея создания сети образовательных учреждений нашла своё отражение в приоритетном национальном проекте «Образование». Идея направлена на повышение качества образования на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, с другими образовательными учреждениями района.

Несколько лет назад в Муниципальном Образовании «Бологовский район» была принята программа развития, одним из направлений этой Программы является совершенствование методической работы за счёт создания при базовых школах методических центров для улучшения качества образовательного процесса.

Таким образом, была пересмотрена структура методической работы, и она стала выглядеть так: базовые инновационные школы города объединили вокруг себя районные школы, образуя методические округа.

Понятие инновационная школа можно объяснить как школа, которая имеет свой собственный стиль образовательной деятельности. Представление о задачах инновационных школ в системе муниципального образования отражает основные концепции, выдвигаемые сегодня обществом: ориентация на образование как на средство достижения значимых для индивида целей, что предполагает возможность использовать образование в качестве гибкого инструмента для расширения и реализации жизненного потенциала. В этой связи главными критериями инновационной школы можно считать:

стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив;

высокий уровень качества образования;

значительный воспитательный потенциал;

Значение появления подобных объединений для социально-педагогического окружения определяется прежде всего тем, что они становятся источником инновационного опыта для других образовательных учреждений, что расширяет возможности обеспечения качественного образования учащихся и формирования свободного выбора родителями и детьми дальнейшего образовательного и профессионального пути .

Наша школа на момент создания методических округов обладала хорошей материально-технической базой, спортивная база была укреплена за счет программы, которая позволила выиграть Президентский грант: это хорошо оснащенные спортивный, гимнастический и тренажерный залы. В школе есть информационный центр, имеющий самое современное оборудование, профильные кабинеты, также оснащенные современным оборудованием.

Работа методических округов строилась в соответствии с планом и была направлена на реализацию основных целей, сформулированных в программе развития образования МО «Бологовский район». Это прежде всего:

Объединение усилий педагогических коллективов и общественности для воспитания свободной конкурентоспособной личности, готовой к самореализации, способной противостоять глобальным проблемам человечества.

Понимая, что опыт, в том числе и инновационный, нельзя просто передать и что возможен лишь перенос оснований инновационной деятельности в рамках специально организованных пространств, перед инновационным образовательным сообществом сегодня встаёт задача обустройства этих пространств. Наиболее эффективным способом этого обустройства становится организация сетевого взаимодействия

Сетевое взаимодействие ОУ- это как раз тот способ взаимодействия, который позволяет расширить границы сельских школ и преодолеть «крепостное право школы» на ученика, родителя и педагога.

Поэтому приоритетными становятся следующие задачи:

1) реализация возможности выбирать индивидуальную образовательную траекторию на основе вариативности образовательных программ с учетом возможности сетевого взаимодействия и кооперации образовательных ресурсов территории;

2) создание для учащихся старшей ступени возможности выбирать профиль обучения, обеспеченный оборудованием и высококвалифицированными кадрами;

3) построение механизмов управления, обеспечивающих доступность качественного образования независимо от места жительства за счет развития и внедрения современных информационно-коммуникационных технологий обучения;

4) повышение доли школьников, обучающихся в школах, которые отвечают современным требованиям;

5) обеспечение общественного участия в принятии решений по развитию сети.

В нашем округе мы определили следующие направления взаимодействия:

1) деятельность, направленная на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических коллективов школ;

2) деятельность, направленная на обеспечение профильного обучения;

3) работа с одаренными детьми и школьниками, обладающими высокой мотивацией к обучению;

4) инновационная и исследовательская деятельность;

7) деятельность по предоставлению услуг дополнительного образования и услуг учреждений социально - культурной сферы.

В Березайский методический округ вошли МБОУ «СОШ №11» Березайская МБОУ «СОШ №15», Лыкошинская школа-интернат, Бушевецкая начальная школа-сад, Корыхновская начальная школа-сад.

Уникальность каждой школы в сети сохраняется за счет того, что каждая школа предлагает свои способы реализации по всем направлениям, при этом находясь в пространстве общих целей и задач совместной деятельности.

Школа №11 г.Бологое- базовая школа, имеет информационный центр, спортивную базу.

Школа №15 п.Березайка - ведет туристско-краеведческую работу, является центром культурной жизни своего посёлка.

Лыкошинская школа-интернат- также занимается краеведческой работой. Сформирована система семейного воспитания и коллективного творчества учителей и учеников.

Бушевецкая школа-сад имеет опыт школы-сада, ведет активную работу с родителями, с социумом.

Корыхновская школа-сад – проводит работу с одарёнными детьми начальной школы. Является центром общественной жизни посёлка

Для реализации поставленных целей и задач проводились различные мероприятия для учителей и уч-ся, каждое из которых тщательно готовилось и было нацелено на создание ситуации успеха, многие мероприятия стали частью традиции, сформированной за годы совместной работы.

Для развития интеллектуальных способностей учащихся и познавательного интереса проводятся турниры эрудитов для уч-ся 5-7кл.

Отрадно отметить, что победителями и призёрами являются учащиеся не только МБОУ «СОШ №11», но и Лыкошинской школы-интерната и МБОУ «СОШ №15» (пос. Березайка)

Все призёры награждаются Почётными грамотами, а участники – дипломами.

Большое место в работе занимает совершенствование исследовательской деятельности учащихся. Проходят совместные заседания научных обществ, где, несмотря на серьёзное название, обстановка всегда довольно непринуждённая и ребята в свободном общении открывают для себя много нового и интересного. Кроме того обучающиеся школ нашего округа каждый год активно участвуют в научно-практической конференции «Шаги молодых в науку»

Стало хорошей традицией проводить научно- практическую конференцию и для учащихся начальной школы, которая по их предложению, получила название «Родник». Эта конференция помогает младшим школьникам приобрести уверенность в себе, способствует развитию интереса к исследовательской деятельности.

Важное место в межшкольных связях занимала и занимает подготовка к сдаче ЕГЭ и ГИА. С этой целью проводятся независимые мониторинги знаний уч-ся 11 и 9 классов по русскому языку, математике, обществознанию, физике и другим предметам. Учителя школ обменивались заданиями и результатами выполнения по электронной почте. Такой вид подготовки к экзаменам, по мнению учителей и уч-ся, очень полезен, т.к., кроме контроля знаний, он ещё способствовал укреплению психофизического состояния обучающихся. Кроме этого проводятся пробные экзамены для обучающихся школ округа, что помогает детям из сельских школ лучше адаптироваться к условиям проведения экзамена, к новой обстановке. В каникулярное время школьники посещают совместные консультации по подготовке к ЕГЭ, которые проводят лучшие специалисты школ округа.

Большая роль в работе методического округа была отведена обмену опытом среди педагогов школ округа по подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ, были проведены видеоконференции на темы «Подготовка к ГИА и ЕГЭ», где учителя представили свой опыт работы по подготовке к экзаменам по русскому языку и математике.

Учитывая, что в нашем округе две начальные школы, проводятся мониторинги по предметам для младших школьников, в том числе и в качестве организации промежуточного и итогового контроля.

Наиболее активно межшкольное взаимодействие осуществляется в работе творческой группы «Информационные средства обучения».

Сотрудники информационного центра «СОШ №11» проводили консультации для учителей и уч-ся по освоению новых компьютерных программ, созданию новых электронных каталогов и журналов, проводят интересные викторины.

Вопросы взаимодействия школ округа рассматриваются и на семинарах руководителей образовательных учреждений, например, в нашей школе проходил семинар по теме «Опыт взаимодействия школьных образовательных округов с городской инновационной школой», в котором приняли участие педагоги, учащиеся и руководители всех школ, входящих в Методический округ.

В рамках этого семинара были проведены мастер- классы:

1.«Обучение работе в программе « My Test » Матюнина С.В. учитель истории, высшая категория, финалист конкурса «Лучшие учителя России» Совместно с детьми из п.Березайка

2. Круглый стол. «Организация работы школьного пресс-центра» с участием детей из п.Бере зайка, ст.Лыкошино

3. Использование интерактивной доски на уроке биологии в 6 кл. Карпова Татьяна Петровна , учитель биологии МОУ «СОШ №15»с детьми из 11 школы

Вспоминая слова Президента о том, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития»,мы используем возможности взаимодействия при организации внеурочной деятельности..

1.Проводим совместную подготовку к турслёту детей 11 школы и 15 школы п.Березайка под руководством учителей школ.

2. Совместные турпоходы краеведческой направленности учащихся МБОУ «СОШ №11» и Лыкошинской школы-интерната

3. Проводим спортивные соревнования для обучающихся школ, в том числе «Весёлые старты» для уч-ся 1кл. МБОУ «СОШ №11» и воспитанников Бушевецкой школы-сада

4. Обмениваемся опытом по организации работы школьного музея, посещаем музеи школ округа, делимся информацией.

5. Проводим совместные вечера, литературные гостиные, конкурсы. Так в октябре 2012 года совместно с учащимися МБОУ «СОШ № 15» был проведен «Осенний бал» с интересными конкурсными мероприятиями и дискотекой. Также 29 ноября 2012 года была проведена видеоигра между учащимися МБОУ «СОШ № 15» и МБОУ «СОШ №11» на историческую тему.

Со времени создания методических округов прошло уже несколько лет, конечно, в связи с происходящими изменениями, не может не меняться и работа наших округов.

    Во-первых, школы района сейчас оснащены достаточно хорошо, что дает им возможность проводить многие мероприятия без технической поддержки базовой школы.

    Во-вторых, повысился уровень ИКТ- компетентности педагогов как базовой, так и сельских школ округа.

    В-третьих, активное использование интернет-ресурсов открывает перед школами огромные возможности для раскрытия потенциала детей и педагогов.

Казалось бы, что таким образом отпадет необходимость в такой структуре, как методический округ, но мы решили, что, наоборот, это поможет нам открыть новые способы взаимодействия и даже поможет решить некоторые трудности, тем более, что Закон об образовании в статье 15 только закрепляет значимость такого объединения, как сетевое взаимодействие

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность ……

Главная трудность для наших школ –это плохая транспортная доступность и большие расстояния, которые разделяют нас.

Вот мы и решили использовать для реализации наших планов режим видеосвязи.

За последний год были проведены видеоконференции на темы:

« Активные методы обучения»

«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся»

«Реализация современных педагогических технологий при переходе на ФГОС»

«Аттестация 2012-2013 гг.»,

Кроме того, для учителей округа были проведены семинары-практикумы:

«Требования к современному уроку в связи с введением ФГОС»

«Требования к рабочим программам в связи с введением ФГОС».

работы.

Отмечая в целом роль межшкольного взаимодействия как позитивную, следует отметить и некоторые недостатки в работе, главным из которых мы считаем плохую видеосвязь между школами, объясняемую низкой скоростью интернета в МБОУ «СОШ №15» п. Березайка.

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться.

Сетевой принцип организации работы школ способствует повышению положительной мотивации у всех участников образовательного процесса к учебной и педагогической деятельности, что как следствие приводит к росту качества обучения и обеспечивает доступность качественного образования сельским школьникам.

Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.