Сообщение о царице савской. Тайны царицы савской

by Записки Дикой Хозяйки

В Библии царь Соломон разгадывает все загадки царицы Савской . Но кто была эта таинственная женщина из глубин Аравии? И кто такие фалаша, называющие себя ее потомками?

Мы не знаем, как ее звали, существовала ли она вообще. Однако царица Савская фигурирует во множестве легенд Ближнего Востока и Африки. В современной западной культуре она олицетворяет тайны и соблазны загадочного Востока.

Царица Савская упоминается в Библии, но тоже без имени. В Коране, а также во множестве персидских и арабских сказок ее называют Билкис. В Эфиопии она известна под именем Македа - Царица Юга - и занимает такое важное место в литературе и традициях, что ее потомками считали себя эфиопские императоры и продолжают считать местные иудаисты - фалаша.

Древнейшим упоминанием о царице Савской считается третья Книга Царств («Первая царей» у евреев) Ветхого Завета. Узнав о великих деяниях и мудрости царя Соломона (примерно 965-926 гг. до н.э.), царица Савская прибывает в Иерусалим, чтобы проверить это, и загадывает Соломону загадки. Какие именно, Библия не говорит - упоминается лишь о том, что царь все их разгадал.

Фольклорные версии вопросов существуют: они касаются способов нахождения различий между предметами и некоторых сторон физиологии человека. Царица Савская , например, показала Соломону две одинаковые с виду розы и попросила определить, какая из них искусственная. Мудрец призвал на помощь пчел. Другой вопрос звучал примерно так: семь выходят, девять ждут, двое смешивают питье, один пьет. Царь сообразил, что это соответственно менструация (неделя), беременность (9 месяцев), материнские груди и сосущий их младенец.

Сейчас почти точно известно, что ее владения находились в юго-западном углу Аравийского полуострова, где сейчас Йемен. В легендах агады государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны.

Согласно ветхозаветному преданию, Царица Савская , услышав о славе царя Соломона, пришла в Иерусалим испытать его загадками и изумилась его мудрости. Конечно, Билкис приехала не только «загадки загадывать»: через вассальные Израилю территории проходила Дорога благовоний - путь из Сабы в Египет, Финикию и Сирию. Для того чтобы договориться о свободном проходе караванов, она и привезла столь щедрые подарки. Так что царица преодолела 2000 км по пустыням до Иерусалима не из чистого любопытства.

Библия отмечает, что исторический «саммит» привел к заключению взаимовыгодного соглашения. Царица подарила Соломону «120 талантов золота, великое множество благовоний и драгоценные камни», а он выполнил все ее пожелания. И она вернулась домой.

В Библии красочно рассказывается о впечатлениях царицы Савской от общения с Соломоном: «Верно то, что я слышала в земле своей о делах и мудрости твоей. Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои. И вот, мне и вполовину не сказано - мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала».

Сама Билкис была столь красива и царственна, что Соломон тоже был очарован молодой царицей. Но во время одной из ее первых встреч с израильским царем приключилась история, которая описана в одной из книг Талмуда – «Мидраше». По убеждениям древних семитов, одна из характерных черт дьявола - козлиные копыта. Соломон опасался, что под обличьем прекрасной женщины в его гостье скрывается дьявол.

Чтобы проверить, так ли это, он построил павильон со стеклянным полом, запустил туда рыбок и предложил Билкис пройти через этот зал. Иллюзия настоящего бассейна была столь сильна, что царица Савская , переступив порог павильона, сделала то, что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, - приподняла платье. Всего лишь на мгновение. Но Соломон успел увидеть тщательно скрываемое: ноги царицы были человеческими, но весьма непривлекательными - они были покрыты густыми волосами.

Вместо того чтобы промолчать, Соломон громко воскликнул, что он не ожидал, что у столь красивой женщины может быть такой недостаток. Эта история встречается и в мусульманских источниках. И все же, когда Билкис впервые появилась перед Соломоном в сопровождении всей своей свиты, десятков полуобнаженных девушек в подарок царю и двух охранявших ее пантер, он был поражен и не смог устоять перед ее красотой и величием.

Говорят, что и тысяча женщин спустя много лет не помогла Соломону забыть ее. Полгода продолжался их короткий роман. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что Билкис беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила сына Менелика, ставшего первым эфиопским царем. Ему была уготована славная судьба. Соломон и царица Савская, считаются в эфиопских преданиях родоначальниками трехтысячелетней династии императоров Абиссинии.

Это древнее родство с Домом Давидовым позволило императорам Эфиопии со средних веков до падения монархии в 1974 г. использовать в качестве национальных символов Иудейского льва и шестиконечную звезду, напоминающую о звезде Давида.

Но потомками Соломона и царицы Савской считали себя не только правители Эфиопии. Местные иудаисты, фалаша, называют себя Домом Израилевым и ведут свой род от еврейских чиновников и священников, которым царь Соломон велел следовать Африку вместе со своим сыном Менеликом.

Истинное происхождение фалаша не вполне ясно. Вероятно, это потомки еврейских купцов, прибывших в Эфиопию через Аравийский полуостров до того, как примерно в 600 г. до н.э. их соотечественники были угнаны в вавилонский плен. Это может объяснить, почему религиозные традиции фалаша несколько отличаются от ортодоксального иудаизма. Например, они не признают Талмуд и другие, более новые священные книги, и их версия Библии написана на их собственном священном языке гис, а не на иврите.

По этой причине иудаизм фалаша вызывал споры, пока Высший раввинат сефардов в 1972 г. не признал их правоверными евреями. Мир узнал о них только во время страшного сахельского голода в 1985 г., когда Израиль по воздуху переправил на «историческую родину» 20000 своих единоверцев из лагерей беженцев в Эфиопии и Судане.

Если в Африке царицу Савскую всегда чтили, то в других культурах и религиях отношение к ней было совсем иное. Благородную царицу Ветхого Завета, равную великому правителю Израиля, некоторые легенды превратили в соблазнительницу и попросту ведьму. В Иерусалим она будто бы прибыла не по доброй воле, а по приказу царя, вела развратную жизнь, и умудрилась соблазнить даже Соломона.

Почему же репутация царицы Савской так резко менялась? Возможно, это отражало переход от матриархата к патриархату - женщины утрачивали свои права и влияние. Во времена Соломона царицы на Ближнем Востоке были обычным явлением, но в послебиблейские времена женщину на троне было уже трудно представить. Память о могучей правительнице задевала мужское самолюбие, а потому ее образ и постарались смешать с грязью.

В иудейско-христианской традиции царь Соломон и царица Савская уважали друг друга. Она высоко ценила его мудрость, а он восхищался ее красотой и удовлетворял все ее просьбы. Однако в эфиопской мифологии Соломон выглядит не столь достойно. Воспылав к царице страстью, он решил добиться ее хитростью: обещал не домогаться взаимности, если она поклянется не брать у него ничего без спросу. А на ужин приказал подать пересоленную еду. Ночью страдавшая от жажды женщина напилась из стоявшего рядом с ложем кувшина. Соломон тут же обвинил ее в краже и принудил к сожительству.

Легенды свидетельствуют, что царица Билкис умела составлять эссенции из трав, смол, цветов и корней. Это одно из первых упоминаний об искусстве парфюмерии. Оно, кстати, тоже сильно секретилось.

Царица, оказывается, понимала еще толк в астрологии, укрощении, диких зверей и составлении любовных заговоров. На мизинце она носила колдовской перстень с камнем, называвшимся «астерикс». Современные ученые не знают, что это такое, а в те времена было само собой разумеющимся, что самоцвет предназначался философам и влюбленным.

Более поздние греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и величайшую мудрость. Она владела искусством интриг для удержания власти и была верховной жрицей некого южного культа нежной страсти...

Арабы добавляли, что она была еще и мастерицей в приготовлении лакомых блюд, хотя и могла во время путешествий утолять голод простым хлебом и сырой водой. Путешествовала на слонах и верблюдах. В торжественные моменты надевала золотую корону со страусовыми перьями. Свита ее состояла из черных карликов, а гвардия - из светлокожих высокорослых гигантов. Да и сама она не была смуглянкой. Как дитя своей эпохи была хитра, суеверна, склонна к признанию чужих богов, если они сулили ей удачу. Ей были знакомы не только языческие идолы, но и боги - предшественники Гермеса, Афродиты, Посейдона...

Итак, легенды и мифы рисуют нам и романтический, и реалистический образ царицы Савской - купца, дипломата, воительницы, умелой управительницы большого и процветающего края.

Греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и мудрость. Она владела многими разговорными языками, силой удержания власти и являлась Верховной жрицей планетарной Соборности. В её страну на Собор приезжали верховные жрецы со всех континентов для принятия важных решений, касавшихся судеб народов планеты.

Её царский дворцовый комплекс вместе со сказочным садом был обнесён орнаментированной стеной из цветных камней. Предания называют различные районы местоположения столицы загадочной страны, например, у стыка границ Намибии, Ботсваны и Анголы, у заповедника с озером Упемба (юго-восток Заира) и т.д.

Древнеписьменные источники сообщают, что она была из династии египетских царей, отцом был Бог, которого она страстно желала видеть. Ей были знакомы языческие идолы и предшественники Гермеса, Посейдона, Афродиты. Она была склонна к признанию чужих богов. Легенды и мифы, дошедшие до нас, повествуют нам о реальном и романтическом, но всегда таинственном образе царицы Савской из большого и процветающего государства.

Царица Савская – одна из самых загадочных женщин в мировой истории. По распространенному предположению, она была царствующей особой одной из древних стран, хотя этому нет никаких доказательств. Существует также версия, что она была женой какого-то правителя. Не очень понятно и местоположение страны, в которой правила легендарная женщина. По всей вероятности, это государство включало в себя часть современного Йемена и, возможно, Эритреи и Эфиопии.

Встреча с Соломоном

Соломон, желая произвести на нее впечатление, с помощью джиннов перенес его в Иерусалим и, изменив его внешний вид, показал царице с вопросом: «Так ли выглядит трон твой?»

Согласно Библии, не названная по имени царица земли Сабы услышала о большой мудрости царя Соломона и совершила путешествие к нему с богатыми подарками – специями, золотом, драгоценными камнями. Длина пути через пустыни Аравии, по берегу Красного моря и реке Иордан в Иерусалим составляла около 700 км. Поскольку царица путешествовала на верблюдах, такой вояж должен был длиться около 6 месяцев только в один конец. Кроме знакомства, правительница хотела задать Соломону несколько хитрых загадок, чтобы проверить его мудрость. По легенде, израильский правитель произвел на нее впечатление. В свою страну женщина возвратилась также с богатыми подарками от правителя Израиля: красота царицы из южной страны очаровала Соломона. Между тем, в библейских текстах, повествующих о царице Савской, нет никакого намека на любовь или какие-то отношения между ней и Соломоном. Они изображены там лишь как два монарха, заботящиеся об интересах своих государств.

В Коране, главном религиозном тексте ислама, также упоминается царица Савская; арабские источники называют ее Балкис. Их сведения несколько отличаются от библейских легенд. Согласно кораническому повествованию, Соломон узнает от птицы чибис о Сабейском царстве, которым управляет царица, восседающая на золотом троне, украшенном драгоценными камнями. Люди в этой стране поклоняются солнцу вместо единого Бога. Соломон посылает письмо с приглашением царице посетить его и уверовать в единого Бога. Царица Савская колебалась, принимать ли ей это приглашение. Для начала она решила послать подарки Соломону и подождать его ответа. Соломон, однако, не был впечатлен подношениями царицы, заявив, что подарки, которые он получил от Бога, имеют гораздо большую ценность. Также он пригрозил, что пошлет в Сабию войска, захватит ее города и выгонит их жителей с позором. После этого Балкис решила сама приехать к Соломону.

Перед отъездом она заперла свой драгоценный трон в крепости, но Соломон, желая произвести на нее впечатление, с помощью джиннов перенес его в Иерусалим и, изменив его внешний вид, показал царице с вопросом: «Так ли выглядит трон твой?» Балкис узнала его и была приглашена во дворец, построенный для нее Соломоном. Пол во дворце был сделан из стекла, под которым в воде плавали рыбы. Балкис, решив, что ей надо будет идти по воде, подняла подол своего платья, оголив ноги. И тогда поняла, насколько мудр ее оппонент.

Потомки царицы из Эфиопии

Одна версия связывает личность царицы Савской с известной царицей Египта Хатшепсут.

Некоторые народы считают, что происходят от рода легендарной правительницы. Императорская семья Эфиопии уверена, что ведет свое происхождение от потомков царицы Савской и царя Соломона. Царицу Сабы эфиопы называют Македа. Это имя некоторые исследователи связывают с Македонией и более поздними эфиопскими легендами об Александре Великом. Эфиопы полагают, что царица родилась примерно в 1020 г. до н.э. в Офире (легендарная страна Офир простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и захватывала даже остров Мадагаскар. Древние обитатели этой страны были светлокожими и высокого роста). Македа получала образование у лучших ученых, философов и жрецов своей страны.

Древние эфиопские легенды гласят, что у царя Соломона и царицы Савской родился сын Менелик, ставший первым императором Эфиопии. Соломон в эфиопской мифологии выглядит откровенным соблазнителем. Полюбив царицу, он решил действовать хитростью: обещал не домогаться ее, если она поклянется не брать у него ничего без спросу, а на ужин приказал подать слишком соленые блюда. Ночью страдавшая от жажды царица напилась из стоявшего рядом с кроватью кувшина. Соломон тут же обвинил ее в краже и принудил к любви. Правда, их роман продолжался всего полгода.

Потомками Соломона и царицы Савской считали себя представители эфиопского народа фалаша, по преданию ведущими свое происхождение от еврейских чиновников и священников, которым царь Соломон велел следовать в Африку вместе со своим сыном Менеликом. Менелик решил похитить из Иерусалимского храма хранившийся там священный ковчег Завета. Ночью он выкрал святыню и тайно увез ее в Эфиопию к своей матери, которая почитала этот ковчег как вместилище всех духовных откровений. По словам эфиопских священников, ковчег и поныне находится в тайном подземном храме в эфиопском городе Аксум.

Другая эфиопская легенда говорит об отце царицы Савской по имени Агабо, расширившем свою империю на обе стороны Красного моря – африканскую и аравийскую. Царица Савская, согласно этим эфиопским источникам, была правительницей Эфиопии, посетившей в Иерусалиме царя Соломона. А древнееврейский историк І ст. н.э. Иосиф Флавий называет гостью Соломона царицей Египта и Эфиопии. В Новом Завете она также именуется «царицей Юга». Юг идентифицируется как Египет.

Это не случайно, так как еще одна версия связывает личность царицы Савской с известной царицей Египта Хатшепсут, правившей страной с 1489 по 1468 гг. до н.э. Ее отец, фараон Тутмос I, присоединил к Египту страну Куш (Эфиопию). Согласно этому мнению, имя Хатшепсут переводится как «царица Сабы». Она наладила активную торговлю с соседними странами и создала процветающую экономику в эпоху 18-ой династии фараонов. А солнечное божество, которому, согласно Корану, поклонялась царица Савская, было близко этой династии египетских фараонов: дед Хатшепсут, фараон Эхнатон, ввел культ поклонения богу солнца Атону. Царством Сабиев иногда называют и Нубию, страну между Эфиопией и Египтом. Некоторые современные арабские историки видят легендарную царицу как правительницу торговой колонии в Северо-Западной Аравии, основанной южными аравийскими царствами. Современная археология действительно подтверждает тот факт, что подобные колонии существовали, хотя ничего определенного, относящегося к царице Балкис, или царице Савской, ученым найти не удалось. Исследователи отмечают, что визит царицы Савской в Иерусалим, скорее всего, мог быть торговой миссией, связанной со стремлением израильского царя обосноваться на побережье Красного моря и этим подорвать монополию Сабы и других южноаравийских царств на караванную торговлю с Сирией и Месопотамией. Недавние археологические открытия в Йемене подтверждают версию, согласно которой царица Сабы управляла Южной Аравией. Выяснилось, что резиденцией сабейских царей был город Мареб в Йемене. Команда исследователей из университета Калгари (Канада) во главе с профессором археологии, доктором Биллом Гланзманом, исследует древний 3000-летний храм в Маребе, предположительно связанный с царицей Савской. Согласно преданиям, где-то недалеко от храма под землей находится и дворец правительницы. Увенчаются ли успехом эти поиски, покажет время, однако пока в Великобритании, Канаде и США словосочетание «царица Савская» используется как фигура речи, обозначающая что-то совершенно нереальное и не соответствующее действительности.

Легендарная правительница аравийского царства Саба (Шеба), чей визит в Иерусалим к израильскому царю Соломону описан в Библии.

Тайная любовь царицы Савской
В сотнях легенд Африки, Азии и Европы, в библейских притчах и сурах Корана говорится об этой удивительной и загадочной женщине. Билькис, Лилит, Альмакха, Македа, Царица Южная - как только не называли эту женщину. Но царица Савская - не вымышленный мифический образ, а вполне реальное историческое лицо. Кем же была эта женщина, удивительным образом повлиявшая на ход мировой истории?

Где находилась Сабея?

Сабейское царство располагалось в Южной Аравии, на территории современного Йемена. Это была цветущая цивилизация с богатым сельским хозяйством и сложной социальной, политической и религиозной жизнью. Правителями Сабеи были "мукаррибы" ("цари-жрецы"), власть которых передавалась по наследству. Самым знаменитым из них была легендарная Билькис, царица Савская, прославившаяся как самая прекрасная женщина планеты.

Согласно эфиопской легенде, в детстве царицу Савскую звали Македа, она родилась примерно в 1020 году до н.э. в Офире. Легендарная страна Офир простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и остров Мадагаскар. Древние обитатели страны Офир были светлокожими, высокорослыми, добродетельными. Они слыли хорошими воинами, пасли стада коз, верблюдов и овец, охотились на оленей и львов, добывали драгоценные камни, золото, медь, изготовляли бронзу. Столица Офира - город Аксум - находилась в Эфиопии.


Матерью Македы была королева Исмения, а отец - главным министром при ее дворе. Македа получала образование у лучших ученых, философов и жрецов своей огромной страны. Одним из ее домашних любимцев был щенок шакала, который, вырастя, сильно укусил ее за ногу. С тех пор одна нога у Македы была обезображена, что породило многочисленные легенды о якобы козлиной или ослиной ноге царицы Савской.

В возрасте пятнадцати лет Македа отправляется царствовать в южную Аравию, в Сабейское царство, и становится отныне царицей Савской. Правила Сабеей она около сорока лет. Про нее говорили, что правила она сердцем женщины, но головой и руками мужчины.

Столицей царства был город Мариб, сохранившийся до сих пор. Для культуры древнего Йемена были характерны монументальные, похожие на здания каменные троны правителей. Относительно недавно стало ясно, что в народной религии древнего Йемена очень большую роль играло божество солнца Шамс. А в Коране говорится, что царица Сабы и ее народ поклонялись солнцу. Об этом говорят и легенды, в которых царица представлена язычницей, поклоняющейся звездам, в первую очередь Луне, Солнцу и Венере.


Лишь встретившись с Соломоном, она познакомилась с религией иудеев и приняла ее. Возле города Мариб сохранились остатки Храма Солнца, потом переделанного в Храм Лунного Бога Альмакха (второе название - храм Билькис), а также, согласно существующим преданиям, где-то недалеко под землей находится тайный Дворец царицы. По описаниям античных авторов, владыки этой страны жили в мраморных дворцах, окружённых садами с бьющими ключами и фонтанами, где пели птицы, благоухали цветы, и повсюду распространялся аромат бальзама и пряностей.

Обладавшая даром дипломатии, владевшая многими древними языками и хорошо разбиравшаяся не только в языческих идолах Аравии, но и в Божествах Греции и Египта, прекрасная царица сумела превратить своё государство в крупный центр цивилизации, культуры и торговли.

Гордостью Сабейского царства была гигантская плотина к западу от Мариба, которая подпирала воду в искусственном озере. Через сложную сеть каналов и стоков озеро поило влагой поля крестьян, фруктовые плантации и сады при храмах и дворцах на территории всего государства. Длина каменной дамбы достигала 600 метров, высота была 15 метров. Вода в систему каналов подавалась через два хитроумных шлюза. За плотиной собиралась не речная вода, а дождевая, приносимая один раз в год тропическим ураганом из Индийского океана.

Прекрасная Билькис очень гордилась своими разносторонними познаниями и всю свою жизнь пыталась получить тайные эзотерические знания, известные мудрецам древности. Она имела почётный титул Верховной жрицы Планетарной Соборности и регулярно устраивала у себя во Дворце "Соборы Мудрости", на которые собирались посвящённые всех континентов. Не зря в легендах о ней можно встретить различные чудеса - говорящих птиц, волшебные ковры и телепортацию (сказочное перемещение ее трона из Сабеи во дворец Соломона).

Более поздние греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и величайшую мудрость. Она владела искусством интриг для удержания власти и была верховной жрицей некого южного культа нежной страсти.


Путешествие к Соломону

О путешествии царицы Савской к Соломону, не менее легендарному царю, величайшему монарху, прославившемуся своей мудростью, рассказывается и в Библии и в Коране. Существуют и другие факты, указывающие на историчность данного предания. Скорее всего, встреча Соломона и царицы Савской имела место в действительности.

По одним рассказам, она отправляется к Соломону в поисках мудрости. По другим источникам, Соломон сам пригласил ее посетить Иерусалим, прослышав о ее богатстве, мудрости и красоте.

И царица отправилась в поражающее своими масштабами путешествие. Это было долгий и трудный путь, длиной в 700 км, через пески пустынь Аравии, по берегу Красного моря и реке Иордан в Иерусалим. Поскольку царица путешествовала в основном на верблюдах, такой путь должен был занять около 6 месяцев в один конец.


Караван царицы состоял из 797 верблюдов, не считая мулов и ослов, нагруженных провизией и подарками царю Соломону. И судя по тому, что один верблюд может поднять груз до 150 - 200кг., подарков - золота, драгоценных камней, пряностей и благовоний - было немало. Сама царица путешествовала на редком белом верблюде.

Свита её состояла из чёрных карликов, а гвардия - из светлокожих высокорослых гигантов. Голову царицы венчала корона, украшенная страусовыми перьями, а на мизинце её руки был перстень с камнем "астерикс", неизвестным современной науке. Для путешествия по воде были наняты 73 корабля.


При дворе Соломона царица задавала ему каверзные вопросы, и тот отвечал на каждый из них абсолютно верно. В свою очередь государь Иудеи был покорен красотой и умом царицы. Согласно некоторым преданиям, он женился на ней. Впоследствии двор Соломона стал постоянно получать из знойной Аравии лошадей, дорогие камни, украшения из золота и бронзы. Но самым ценным по тем временам были благовонные масла для церковных курений.

Царица Савская лично умела составлять эссенции из трав, смол, цветов и корней и обладала искусством парфюмерии. В Иордании найден керамический флакон эпохи царицы Савской с печатью Мариба; на дне флакона сохранились остатки благовоний, полученных из деревьев, которые ныне в Аравии уже не растут.


Испытав мудрость Соломона и удовлетворившись ответами, царица также получила в ответ дорогие подарки и со всеми подданными возвратилась к себе на родину. Согласно большинству преданий, с тех пор царица правила в одиночку, ни разу не выйдя замуж. Зато известно, что у царицы Савской родился от Соломона сын Менелик, который стал основателем трехтысячелетней династии императоров Абиссинии (подтверждение тому можно встретить в эфиопском героическом эпосе). В конце жизни царица Савская также вернулась в Эфиопию, где правил ее сын.

Еще одна эфиопская легенда говорит о том, что долгое время Билькис скрывала от сына имя его отца, а затем отправила его с посольством в Иерусалим и сказала ему, что он узнает своего отца по портрету, на который Менелик должен был впервые взглянуть только в иерусалимском Храме Бога Яхве.


Прибыв в Иерусалим и явившись в Храм на богослужение, Менелик достал портрет, но увидел вместо рисунка небольшое зеркало. Посмотрев на своё отражение, Менелик обвёл взглядом всех присутствовавших в Храме людей, увидел среди них царя Соломона и по сходству догадался, что это и есть его отец.

Как повествует дальше эфиопское предание, Менелик был огорчён тем, что палестинские жрецы не признали его законные права на наследство, и решил похитить из Храма Бога Яхве хранившийся там священный ковчег с моисеевыми заповедями. Ночью он выкрал ковчег и тайно увёз его в Эфиопию к своей матери Билькис, которая почитала этот ковчег как вместилище всех духовных откровений. По словам эфиопских жрецов, ковчег и поныне находится в тайном подземном святилище Аксума.

Последние 150 лет учёные и энтузиасты разных стран пытаются добраться до тайного Дворца, бывшего местопребыванием царицы Савской, но местные имамы и племенные вожди Йемена категорически препятствуют этому. Впрочем, если вспомнить, что случилось с богатствами Египта, почти подчистую вывезенными из него археологами, то, может статься, власти Йемена не так уж и неправы.

ЦАРИЦА САВСКАЯ

Царица Савская

Загадочная царица Савская хорошо известна по библейскому преданию, в котором речь идет о ее торжественной встрече с царем Соломоном. В исламском мире она почитается как могущественная царица Балькис, или Билькис, а в эфиопской традиции - как Махеда. В анналах древней истории из могущественных женщин-правительниц наибольшую популярность получила лишь Клеопатра, а о загадочной царице Савской известно так мало, что историки и археологи даже не уверены, существовала ли она на самом деле. Однако недавние археологические исследования пролили свет на эту загадочную историческую фигуру. В Библии, в Третьей книге Царств, царица Савская упоминается просто как «восточная царица». Нет никаких уточнений о ее происхождении, лишь рассказ о том, как царица, услышав о славе Саломона, покинула свой дом и отравилась с караваном, груженным специями, золотом и драгоценными камнями, в Иерусалим. Согласно библейскому преданию, она намеревалась удостовериться в правдивости молвы о мудрости Соломона, подготовив для него сложные вопросы. Пораженная его мудростью, величием царского двора, она вручила ему дорогие подарки, а Соломон предложил ей несметные сокровища и «все что она пожелает». Затем царица вернулась в родные края. Так вкратце изложена история о Соломоне и царице Савской в Библии. Однако рассказы о царице встречаются и в других источниках. В легендах иудеев и мусульман уже известная притча о Соломоне и Савской приукрашена некоторыми преимущественно фантастическими деталями. Иудейский историк Иосиф (I в.) считал, что Савская была царицей Египта и Эфиопии. В арабском фольклоре и Коране представлены более удивительные рассказы о царице Савской. Так, в Коране рассказывается о том, как от птицы удод Соломон узнал о богатом царстве, которым управляет некая царица, а его жители почитают Солнце. Царь Соломон вместе с птицей отправил той царице приглашение почтить его и заплатить дань, предупредив, что если она откажется, он уничтожит царство. Савская приняла столь странное приглашение и была обращена Соломоном в другую веру, приняв веру в одного истинного Бога.

Уже сотни лет ученые задаются вопросом, есть ли хоть доля правды в этих легендах. Главной проблемой является недостаток информации о царице Савской: ни во внебиблейских источниках, ни в исторических хрониках нет упоминаний об этой великой царице. Тем не менее во многих культурах появляется ее образ, поэтому сложно представить, что история о ней оказалась вымыслом. Современные археологи полагают, что если Савская была реальной исторической фигурой, то древними землями, которыми она управляла, могли быть Аксумское царство в Абиссинии (современная Эфиопия) или Савское (Сабейское) государство (современный Йемен), а возможно, и оба, ведь они отделены друг от друга лишь полосой Красного моря в 15 миль. Эго предположение основывается на том факте, что среди даров для Соломона был ладан, который растет лишь на землях этих двух царств и в расположенном неподалеку Омане. Что касается даты ее правления, ученые пришли к общему мнению, что это был 950 г. до н. э. Однако сохранились ли свидетельства того, что Сабейское государство и Аксум были богатыми царствами, которыми управляла удивительная царица, как об этом сказано в Библии? Сохранились данные о продаже благовоний и ладана на Ближнем Востоке и в Египте в III тысячелетии до н. э. Савское царство было процветающим торговым государством, контролировавшим караванные пути, по которым ладан и специи везлись через пустыню для того, чтобы заполнить ароматом храмы Средиземноморья и более отдаленных земель. Столицей Савского царства был Мариб, город, построенный на южной окраине Аравийской пустыни, в высохшей дельте Вади Адана. Жители этих засушливых земель в 750–600 гг. до н. э. построили плотину, с помощью которой удерживали воду, стекавшую во время муссонных дождей с гор, орошали ею земли вокруг города и выращивали зерновые.

В 2002 г. автор документальных фильмов, фотограф и археолог-любитель из Лос-Анджелеса Николас Клэпп опубликовал работу «Шеба: Через пустыню на поиски легендарной царицы». Клэпп выдвинул гипотезу о том, что царица Савская была известной в Йемене царицей Билькис. Она правила в Савском царстве, которое, пожалуй, было самым восхитительным и процветающим из пяти древних государств тех времен на юге Аравийского полуострова. Клэпп также полагал, несмотря на библейское описание, что Савская в действительности была правителем более могущественным, чем Соломон, который, по мнению ученого, был скорее правителем местного значения. Причиной долгого пребывания в пути, который проделала Билькис со свитой к Иерусалиму, были важные переговоры о налаживании торгового пути, проходившего через земли Соломона. Предполагалось, что царь будет содействовать торговле привозимыми издалека специями и ладаном. Таким образом, поездка Савской в Израиль (описанная в Библии) может быть интерпретацией воспоминания об одной из первых крупнейших торговых миссий в мировой истории.

В честь Билькис был назван храм, не так давно обнаруженный в девяти милях от руин столицы Савского царства Марибы. Храм Билькис, или Храм бога Луны, по словам главы проекта, профессора археологии из университета Калгари доктора Билла Гланзмана, был священным местом. В 1200 г. до н. э. - 550 г. н. э. сюда приезжали пилигримы со всей Аравии. Этот огромный яйцеподобный храм составлял в окружности около 900 футов, хотя большую часть древнего памятника ныне скрывают пески. Среди найденных там предметов были бронзовые и гипсовые статуи, а также большое количество костей животных, что указывает на проводившиеся в этом святилище жертвоприношения. Некоторые письменные свидетельства о Савском царстве сохранились в ассирийских текстах VIII–VII вв. до н. э… где говорится о царях Сабы Йатхиамаре и Карибииле в связи с выплатами и подарками Савского царства, в том числе драгоценными камнями. Эти дары напоминают те, которые Савская преподнесла царю Соломону. Однако речь идет о царях, а не царицах, и конкретных упоминаний о царице Савской здесь и вовсе нет. О ней не говорится и в многочисленных савских источниках, в том числе надписях из храма Билькис. Другой проблемой, касающейся происхождения библейской царицы, жившей в X в. до н. э., является то, что Саба, по-видимому, в это время была процветающим государством. Бесспорно, Соломон был известным и влиятельным правителем в истории того времени, но почему о царице Савской говорится только в связи с ним. Некоторым ученым библейский рассказ представляется выдуманным эпизодом, дописанным через сотни лет после правления Соломона, чтобы подчеркнуть славу великого царя и его легендарную мудрость.

У христиан Эфиопии, расположенной на противоположном от Сабейского государства берегу узкой полосы Красного моря (ныне Баб-эль-Мандебский пролив), есть предание, которое является частью исторического эпоса о царях «Кебра Негаст». В нем говорится, что эфиопы были потомками основателя эфиопской царской династии - сына царицы Савской и Соломона Менелика I. По преданию, Менелик ездил в Иерусалим, чтобы увидеться со своим отцом Соломоном, и тот умолял сына остаться и стать царем после его смерти. Менелик отказался от его предложения и тайно, под покровом ночи отправился домой, прихватив самую ценную царскую реликвию - ковчег Завета. Вскоре Менелик привез ковчег в Аксум, на севере Эфиопии, где он находится до сих пор в сокровищнице, во внутреннем дворе церкви Богородицы Марии Сионской. В книге «Кебра Негаст» говорится, что Махеда (как в ней именуется Савская) родилась в 1020 г. до н. э. в портовом городе Офире, о котором упоминается в Библии. Ученые полагают, что он находился в Йемене. Махеда получила образование в Эфиопии и, когда в 1005 г. до н. э. умер ее отец, стала царицей. На тот момент Махеде было 15 лет. Она правила страной 40 лет, хотя некоторые источники говорят о шести годах царствования.

В мае 1999 г. группа нигерийских и британских археологов в дождевых лесах Нигерии обнаружила массивные валы. Исследователи предположили, что в этих местах находился центр одного из наиболее известных африканских царств и возможное место захоронения царицы Савской. Сегодня памятник из Эредо является крупнейшим в Африке. Он представляет собой оградительный ров и земляную насыпь высотой 45 футов и протяженностью 100 миль. Местные жители говорят, что Биликису Сангбо (еше одно имя царицы Савской) построила в Эредо самое большое оградительное сооружение царства. Каждый год паломники съезжаются к этому месту, веря в то, что здесь находится ее могила. Эти земли имеют древнюю историю торговли золотом и слоновой костью и могут быть связаны с коммерческой деятельностью царицы Савской, однако сегодня нет прямых археологических и текстологических доказательств, связывающих имя Савской с Аксумом. Следует отметить, что хотя в легендах и упоминается имя царицы, на самом деле сооружение появилось через 1000 лет после предполагаемого времени ее правления в X в. до н. э.

Несмотря на сомнения археологов и историков относительно существования царицы Савской, образ властной, мудрой и красивой женщины уже сотни лет вдохновляет художников, рассказчиков и продюсеров на новые творения. Образ царицы Савской оказал большое влияние на искусство эпохи Возрождения, а позже и кинематограф, дав жизнь блестящим голливудским эпопеям. История царицы Савской была излюбленной темой кинематографа в течение всего времени его существования. Одними из самых известных картин стали: немой фильм Дж. Гордона Эдвардса «Царица Савская» (1921) с Бетти Блит в главной роли, в котором рассказывалось о несчастливой любви царя Израиля Соломона к царице Савской; кинолента «Соломон и царица Савская» (1959) с Юлом Бриннером и Джиной Лоллобриджидой в главных ролях; «Царица Савская и атомный человек» (1963), «Соломон и царица Савская» (1995), в котором впервые в исполнении Холли Берри создан образ темнокожей Савской.

На сегодняшний день, хотя и существует так маю данных, остается вероятность того, что царица Савская была реальным историческим персонажем, каким она предстает перед нами в Библии и в легендах более позднего времени. Безусловно, в Древней Аравии были могущественные женщины-правительницы. Возможно, дальнейшие исследования и раскопки на месте древнего царства Савского позволят найти сведения о той реальной женщине, скрывавшейся за образом Савской. А жители материковой Африки и Аравийского полуострова, игнорируя данные археологии и истории, как и 2000–3000 лет назад, до сих пор пересказывают легенду о царице Савской.

Из книги Хетты. Разрушители Вавилона автора Гёрни Оливер Роберт

2. ЦАРИЦА Еще одной специфической чертой хеттской монархии было весьма независимое положение царицы. Свой титул «таваннанна», произведенный от имени супруги царя Лабарны, царица получала лишь после смерти своей предшественницы. До тех пор пока оставалась в живых

Из книги Женщины на российском престоле автора Анисимов Евгений Викторович

Царица Екатерина красавицей не была – об этом говорят многочисленные портреты, дошедшие до нашего времени. В ней не было ни ангельской красоты ее дочери Елизаветы, ни утонченного изящества Екатерины II. Ширококостная, полная, загорелая, как простолюдинка, она казалась

Из книги Падение Запада. Медленная смерть Римской империи автора Голдсуорти Адриан

Царица Пальмиры Город Пальмира - жители, чьим родным языком был арамейский, именовали ее Тадмор - разбогател благодаря торговле, но своим существованием был обязан прежде всего воде. Находившиеся в ней источники и колодцы представляли собой большую редкость в

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

Шамаханская царица "…и девица Шамаханская царица…" А.С.Пушкин. Сказка о золотом петушке Тамара царствовала с 1184 (по другим источникам - с 1181 года) по 1213 год. Этот период характеризовался тем, что Грузия достигла высокой степени феодального развития. В ее царствование был

Из книги По следам Ковчега Завета автора Скляров Андрей Юрьевич

Царь Соломон, царица Савская и Менелик «Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями;

Из книги 1185 год. Восток – Запад. Истоки. Мир ислама. Между двух миров автора Можейко Игорь

Царица и Поэт Для истории каждой страны 1185 год – мгновение в череде лет и событий. Заглянуть в это мгновение и сразу понять что-либо в нем, не будучи профессиональным историком, невозможно. Поэтому, преодолев очередной водораздел и оказавшись в долине следующей реки, мы

Из книги Рим и Карфаген. Мир тесен для двоих автора

Царица пиратов Неожиданно понесенным поражением этоляне преподали урок всем людям, что на будущее не следует взирать, как на свершившееся, что невозможно наперед возлагать верные надежды на то, что может кончиться неудачею, что нам, людям, необходимо во всех делах, а

Из книги Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины автора Елисеева Ольга Игоревна

Матушка-царица Одной из причин неприязни дворянского общества к Павлу было его нарочитое и грубое вмешательство в семейные дела - сферу частной жизни. В Екатерининскую эпоху процесс обособления частной жизни от служебной, государственной только начинался, благодаря

Из книги Самые богатые люди Древнего мира автора Левицкий Геннадий Михайлович

Царица Савская Образ царицы Савской вдохновлял композиторов, художников и литераторов. В XX в. снято несколько кинолент о свидании царицы Савской с Соломоном; в одном из фильмов главную роль играет Джина Лоллобриджида. Однако Библия довольно кратко описывает встречу

автора Молева Нина Михайловна

Царица Александра Нет, она была не такой, как представлял ее А.К. Толстой, - богобоязненной, любящей, покорной воле брата, но и защищающей, как собственное дитя, «слабого головой» мужа. Те дни, которые приходят после его кончины, как свидетельствуют документы, открывают

Из книги От Великой княгини до Императрицы. Женщины царствующего дома автора Молева Нина Михайловна

Потаенная царица Неизвестный художник. Царица Марфа Матвеевна. Конец XVII - начало XVIII в.М.Ф. Апраксин… Собственно, начинать надо было с детства Петра I, когда в конце правления его старшего сводного брата Федора Алексеевича в царский дом вошла новая царица - Марфа

Из книги Хетты автора Гёрни Оливер Роберт

2. Царица Другая своеобразная черта хеттской монархии заключается в чрезвычайно независимом положении царицы. Ее титул таваннанна, образованный от имени ее прародительницы - жены царя Лабарны, наследовался только после смерти ее предшественницы. Поэтому до тех пор,

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

13.4. Библейская царица Савская - это русская княгиня Ольга 26а. БИБЛИЯ. «Царица Савская, услышав о славе Соломона… пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством… И пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем… И увидела царица Савская

Из книги Любовные утехи русских цариц автора Ватала Эльвира

Царица Евдокия Евдокия Лопухина, Авдотья Федоровна, как еще ее называют, дочь знатного боярина, на которой Петр I женился 28 января 1689 г. Бедная, несчастная, безропотная женщина. Всю жизнь провела по монастырям и темницам, проливая горькие слезы над своей горькой долей. За

Из книги В поисках ковчега Завета: По следам скрижалей Моисея автора Манро-Хэй Стюарт

ГЛАВА 2 ВЕЛИКИЙ МИФ: СОЛОМОН И ЦАРИЦА САВСКАЯ …Есть книга, имя ей Кибра Нагаст, и содержит она законы всей Эфиопии. Царь царей Йоханнес, царь Сиона Эфиопии ЛЕГЕНДА О НЕБЕСНОМ СИОНЕДорога, ведущая к ковчегу, начинается за тысячи лет до того, как императоры Аксума возвели

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

26. История обретения Истинного Креста Господня на флорентийской фреске XIV века Византийская императрица Елена, она же библейская царица Савская - это русская княгиня Ольга Задержимся немного на истории обнаружения Истинного Креста Господня ввиду важности данного

Эдвард Слокомб

Соломон и царица
Иоганн Тишбейн

Царица Савская – властительница Савы, страны савеев, по предположению находившейся в Южной Аравии и всегда находившейся под управлением женщин. Когда созданный Соломоном флот проник и в порты Южной Аравии, царица Савская, узнав о необычайной мудрости еврейского царя, решила лично убедиться в достоверности слухов и совершила поездку в столицу Соломона (3 Царства, Х глава), откуда возвратилась с богатыми подарками.

По абиссинскому преданию, у царицы Савской от Соломона родился сын Менелик, который впоследствии стал родоначальником абиссинских царей. Собственно, все соседние государи иудейского владыки предпринимали путешествия, чтобы повидать двор царя Соломона, слава о мудрости и делах которого успела распространиться по Древнему Востоку. Таковым было и путешествие в иудейскую столицу царицы Савской.

Царь Соломон и царица Савская
Джованни Демини

Соломон принимает царицу Савскую
Эдвард Пойнтер

В лучшую пору своего царствования Соломон вполне воплотил в своем лице идеал того "царя мира", о котором мечтал миролюбивый народ, и память о котором впоследствии сохранялась в предании. Но окружавшая царя восточная роскошь не замедлила оказать на Соломона свое развращающее влияние. Подобно другим восточным деспотам, он предавался неумеренному сладострастию, завел огромный гарем; под влиянием иноземных жен-язычниц царь ослабел в своей вере и в самом Иерусалиме, к ужасу народа, построил капища для культов Молоха и Астарты. Роскошь Соломона требовала огромных средств, блистательное его царствование закончилось плачевно из-за внутреннего разложения.

Примечание. Савеи – название одного из главных племен в Южной Аравии, которое в древности господствовало в Йемене. Греческие и римские писатели одинаково указывают на высокую культуру страны и на ее богатство, о котором передавались баснословные рассказы.

Царица Савская и львы

Царица Древнего Востока

Савеи вели обширную торговлю золотом, драгоценными камнями и т.п. с Сирией, Египтом, Индией и Эфиопией; о богатстве савеев свидетельствуют также рассказы Библии о царице Савской, современнице царя Соломона. Уже в 715 году савеи были в числе народов, плативших дань ассирийцам; но эта зависимость была непродолжительна.

Соперниками савеев в Южной Аравии были минеи, которые еще до образования страны Сава составляли могущественное промышленное государство; они вели с савеями постоянную борьбу и впоследствии были ими вытеснены. Главным городом савеев был Мариб (Мариаба). В 25 году до нашей эры в страну савеев предпринял поход римский наместник Египта Элий Галл, но безуспешно. О крепости города свидетельствуют остатки стен, о высокой культуре страны – постройка крепкой плотины для больших цистерн вверху города, следы которой сохранились до сих пор. С течением времени город и страна пришли в упадок вследствие изменения торговых путей. В III веке господству савеев был положен конец гимьяритами.

Примечание. Гимьяриты (у Птолемея Ноmeritae) – оседлый арабский народ в Йемене, входивший раньше в состав Савского государства, но с III столетия до нашей эры образовавший самостоятельное государство, покоренное в VI веке эфиопами. Гимьяриты имели свою собственную культуру и свои письмена. Их язык, принадлежащий к южно-семитической группе, схож с древнеэфиопским. Изучением их письменности занимались Гезениус, Редигер и Галеви.