Вечер занимательных опытов по физике сценарий. Внеклассное мероприятие "физический вечер"

Виден край, а не дойдёшь. Что это?

(горизонт)

В огне не горит и в воде не тонет?

(лёд)

Может ли горизонт являться телом отсчёта?

(нет, т.к. движется вместе с наблюдателем)

Может ли лёд быть нагревателем? Когда?

(может, когда температура тела ниже температуры льда)

Красивое коромысло над лесом повисло?

(радуга)

Летит - молчит, лежит - молчит. Когда умрёт, тогда заревёт. Что это такое?

(снег)

Перечислите основные цвета радуги?

(к, о, ж, з, г, с, ф)

Почему в сильный мороз снег под ногами скрипит?

(ломаются кристаллы снега)

Не взять меня и не поднять, не распилить пилой. не вырубить и не прогнать, не вымести метлой. Но только мне придёт пора - сама уйду я со двора.

(тень)

Без рук, без ног, а в избу лезет. О чём идёт речь?

(холод, тепло)

Как получить от одного предмета тень разной длины?

(наклонять предмет под разными углами к источнику света)

Почему при холодной погоде многие животные спят клубком?

(уменьшается охлаждение организма)

    Объясни опыт

7 класс

    Оборудование: две свечи, спички, стеклянная банка. Зажигаются свечи, одна из них накрывается банкой и через время гаснет. Вопрос: Почему погасла накрытая свеча?

    На стакане лежит открытка, а на ней – монетка. Щелчком руки открытку выбивают, и монетка падает в стакан. Почему?

8 класс

    Возьмите воздушный шарик, наденьте его на горлышко бутылки и протолкните внутрь. Попробуйте надуть шарик – это вам не удается

    Варёное яйцо “вползает” в бутылку. Берём пол-литровую бутылку (молочную), варёное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Убеждаемся, что яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается внутрь, а чуть-чуть входит в него. В бутылку опускают горящую бумагу и вновь кладут яйцо на горлышко. Через некоторое время оно проваливается внутрь бутылки. Почему?

9 класс

    Оборудование: эбонитовая палочка, лоскут шерстяной материи, клочок ваты. После натирания эбонитовой палочки о шерстяную материю и соприкосновения её с пушинкой (ваткой), последняя начинает отталкиваться от палочки и повисает в воздухе.

    «Ныряющее яйцо». Для опыта готовят слабый раствор соляной кислоты, в который опускают сырое яйцо. При этом наблюдают следующее: яйцо сначала тонет, затем всплывает, поднявшись до верха, опять тонет и т.д. Яйцо самопроизвольно ныряет в воду. Почему?

    Викторина

    Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно видеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объясните это явление.

Ответ. Броуновское движение.

    Почему горящий керосин нельзя тушить водой?

Ответ. Вода тяжелее керосина и она опустится вниз и не закроет доступ воздуха к керосину.

    .В чём теплее: в трёх рубашках или в рубашке тройной толщины?

Ответ. В трёх рубашках.

    16.Какое яйцо – вареное или сырое – будет вращаться дольше? Почему?

    Почему шелковый шнур развязывается быстрее хлопчатобумажного?

    Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио передали сообщение о том, что ночью будут заморозки?

    Чтобы быстрее сварить картофель, надо на поверхность воды положить кусочек сливочного масла. Зачем?

    (Масло растечется по поверхности горячей воды, образуя тонкую пленку, которая уменьшит испарение воды, поэтому температура быстрее достигнет температуры кипения).

I V. Конкурс капитанов (кто быстрее?)

Каждому капитану даётся одинаковый стакан без воды и соломинка. Задание состоит в том, кто быстрее заполнит стакан водой, взятой из другого сосуда с помощью соломинки. При этом учитывается не только время, но и количество воды в стаканах.

V. Физические загадки.

Коллективное отгадывание загадок. Предлагаются одновременно двум командам, отвечает та команда, которая первая подняла руку. Неправильный ответ и право ответить представляется другой команде. При условии, если ни одна из команд не знает ответа на загадку, право помочь предлагается зрителям (болельщикам команд). Если болельщик отвечает правильно, то очко присуждается его команде.

1. Две сестры качались, правды добивались.

А когда добились, то остановились.

(весы)

2. С ластами, а не тюлень

Плавает, а не рыба

не скрывается, а в маске.

(водолаз)

3. Отгадай-ка что за строчки?

Буквы в них - тире и точки.

(азбука Морзе)

4. Что за птица алый хвост,

Полетела в стаю звёзд?

(ракета)

5. Возле уха - завитуха, а в серёдке - разговор.

(радионаушники)

6. Она с винтом пустилась в пляс,

А он, кружась в доске увяз.

(отвёртка)

7. С края на край режет черный каравай.

Кончит, повернётся, за то же возьмётся.

(плуг)

8. Всем поведает хоть и без языка.

Когда будет ясно, а когда - облака.

(барометр)

9. В нашей комнате одно есть волшебное окно.

В нём летают чудо птицы, бродят волки и лисицы.

Знойным летом снег идёт, а зимою - сад цветёт.

В том окне чудес полно, что же это за окно?

(телевизор)

VI. Кроссворд.

7 класс.

по горизонтали.

    Изменение с течение времени положения.

    Прибор для измерения температуры.

    Одно из агрегатных состояний вещества.

    Единица измерения температуры.

    Вещество, входящее в состав человека.

по вертикали

    Мельчайшая частица вещества.

    Частица вещества.

    Явление сохранения телом скорости.

    Вещество, входящее в состав воздуха.

    Единица измерения массы.

Ответы.

по горизонтали.

    Движение.

    Термометр.

    Жидкость.

    Градус.

    Вода.

по вертикали

    Атом.

    Молекула.

    Инерция.

    Азот.

    Тонна.

1

3

1

2

2

4

3

5

4

5

VI. Кроссворд.

8 класс.

по горизонтали.

    Единица измерения времени.

    Единица измерения энергии.

по вертикали

    Элемент двигателя.

    Вид теплопередачи.

Ответы.

по горизонтали.

    Аккумулятор.

    Секунда.

    Испарение.

    Калория.

по вертикали

    Цилиндр.

    Кипение.

    Термос.

    Конвекция.

    Работа.

2

3

4

6

1

3

5

2

1

VI. Кроссворд.

9 класс.

по горизонтали.

    Источник электрического тока.

    Единица измерения времени.

    Физическое явление, применяемое в парной.

    Единица измерения энергии.

по вертикали

    Элемент двигателя.

    Процесс выделения из воды воздуха.

    Предмет, хранящий тепло и холод.

    Вид теплопередачи.

    Способ изменения внутренней энергии.

Ответы.

по горизонтали.

    Аккумулятор.

    Секунда.

    Испарение.

    Калория.

по вертикали

    Цилиндр.

    Кипение.

    Термос.

    Конвекция.

    Работа.

2

3

4

6

1

3

5

2

1


Физический вечер.
Для учащихся 8-11 классов.

Ситникова Инесса Анатольевна

Цели:
Развитие познавательной деятельности, расширение кругозора;
Развитие умения работать в группе;
Развитие внимания, мышления учащихся;
Развитие интереса к предмету.
1.знакомство с командами (название, девиз)
2 конкурс “Происхождение слов”
Ведущий предлагает участникам конкурса поочередно вытянуть билет с заданием, где написано слово, происхождение которого им предстоит определить. В билете даны также 5 ответов для выбора, среди которых 1 верный. Ответ дается устно: участник имеет право на 5 попыток. Оценивание происходит так: если ответ дан с первой попытки - 5 баллов, со второй - 4 балла, с третьей - 3, с четвертой - 2, с пятой - 1 балл.
Билет № I
ПРОБИРКА - это слово
1) латинское,
2) русское,
3) французское,
4) испанское,
5) итальянское.
(Ответ: русское.)
Билет № 2
УТЮГ - это слово
1) турецкое,
2) китайское,
3) русское,
4) финское,
5) немецкое.
(Ответ: турецкое.)
Билет № 3
ГИПОТЕЗА - это слово
1) голландское,
2) латинское,
3) греческое,
4) австрийское,
5) русское.
(Ответ: греческое.)
Билет № 4
РАКЕТА - это слово
1) русское,
2) немецкое,
3) английское,
4) китайское,
5) греческое.
(Ответ: немецкое.)
Билет № 5
ОРБИТА - это слово
1) французское,
2) английское,
3) русское,
4) латинское,
5) немецкое.
(Ответ: латинское.)
Билет № 6
ФИЗИКА - это слово
1) русское,
2) латинское,
3) греческое,
4) английское,
5) польское.
(Ответ: греческое.)
Билет № 7
ТРАНСФОРМАТОР - это слово
1) латинское,
2) русское,
3) немецкое,
4) французское,
5) английское.
(Ответ: латинское.)
Билет № 8
ИНЕРЦИЯ - это слово
1) итальянское,
2) греческое,
3) латинское,
4) французское,
5) русское.
(Ответ: латинское.)
Билет № 9
ЛИТР - это слово
1) русское,
2) греческое,
3) французское,
4) литовское,
(Ответ: французское.)
Билет № 10
МАЯТНИК - это слово
1) русское,
2) голландское,
3) французское,
4) монгольское,
5) арабское.
(Ответ: русское.)
3 конкурс “ТЫ- МНЕ,Я-ТЕБЕ

Участники задают заранее подготовленные вопросы друг другу.8 класс- 9 классу,9 класс- 8 классу,10 класс- 11 классу,11 класс- 10 классу.

4 конкурс.

Команды получают карточки с заданием:с помощью мимики,жестов изобразить предлагаемую ситуацию.Участвовать могут все члены команды.Время на подготовку- 3 минуты.Ситуации:
1.Все тела состоят из молекул.
2.Все тела притягиваются друг к другу.
3.Если не воздействовать на тело, оно сохраняет свою скорость.
4.силе действия всегда есть сила противодействия.
5.В жидкости на тело действует выталкивающая сила.
6.Изобразите явление инерции.
5 конкурс. “Знание законов.”
Вызывается один человек от команды,он вытягивает листок на котором написан физический закон. Его задача- назвать закон и сформулировать его.
6 конкурс
Домашнее задание.Подготовить один предмет,который можно использовать в физике.Команды по очереди предлагают свои версии использования предмета,затем выслушивается своя версия.
7 конкурс.
Конкурс "Загадки с подсказками"
По опорным сигналам - подсказкам, которые постепенно будет давать ведущий, нужно отгадать задуманное. Рука, поднятая вверх, служит сигналом о вашей готовности к ответу. За верный ответ присуждается от 5 до 1 балла.
Загадка первая 9 классу
Речь пойдет об ученом. О ком именно?
Подсказки:
1. Еще в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды.
2. После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.
3. Им открыт принцип относительности движения и закон инерции.
4. Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
5. Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню в г. Пиза.
(Ответ: итальянский ученый Галилео Галилей.)
Загадка вторая 9 классу
Сейчас вам предстоит перебрать в памяти некоторые изобретения, но остановиться на одном из них.
Подсказки:
1. Как орудие войны это изобретение упоминается в источниках XIII в., XV в., в конце XVIII и середине XX в.
2. Данное изобретение используется и в мирных целях.
3. Предполагается, что родина этого изобретения Китай
4. В Европе (XIII в.) его разновидность получила название - "летающий огонь", или "огненный волан", а в середине XX в. - имя милой девушки.
5. Это изобретение - основной двигатель космических кораблей.
(Ответ: ракета.)
Загадка третья 8 классу
О фамилии очень известного ученого.
Подсказки:
1. Он - один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
2. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
3. Он - крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
4. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
5. По легенде, ему принадлежит возглас: "Эврика!", прозвучавший вслед за сделанным им открытием.
(Архимед.)
Загадка четвертая 8 классу
В природе очень много веществ. Об одном из них пойдет сейчас речь. Что это за вещество?
Подсказки:
1. Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека.
2. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.
3. Его можно использовать для уменьшения трения.
4. Его используют в системах нагрева и охлаждения.
5. Это вещество называют "соком жизни" на Земле.
(Вода.)
Загадка пятая 10 классу
Она - об уникальном путешественнике. Кто он?
Подсказки:
1. Претендентов на это путешествие было около 3 тыс., однако выбор пал на него.
2. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
3. Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба...
4. Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.
5. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: "Поехали!".
(Ю.А. Гагарин.)
Загадка шестая 11 классу
Что это?
Подсказки:
1. Сначала он плавал, потом стал и летать.
2. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь.
3. Он не любит большую жару и сильную тряску.
4. Он всегда целенаправлен.
5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.
(Компас.)
Загадка седьмая 11 классу
И снова о человеке-легенде.
Подсказки:
1. Он жил в IV в. до н.э.
2. Он был воспитателем Александра Македонского.
3. Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, теории звука, оптике, метеорологии.
4. В основе его физики лежали рассуждения и умозаключения.
5. Его учение было канонизировано церковью, признано святым, неизменным и господствовало в науке около 1000 лет.
(Аристотель.)
Загадка восьмая 10 классу.
Речь пойдет о живом существе. Кто оно?
Подсказки:
1. Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.
2. Мощность, развиваемая его сердцем, - 2,2 Вт.
3. Его мозг за 0,05 с распознает объект, изображение которого зафиксировал глаз.
4. За свою жизнь оно съедает около 40 т пищи.
5. Это самое умное животное на Земле.
(Человек.)
8 конкурс
Внимание!Наш последний конкурс посвящен движению.Каждая команда по очереди называет стихи,песни,картины,загадки где есть описание движения во всех его проявлениях.Например,ветер по морю гуляет,да кораблик подгоняет,он бежит себе в волнах на раздутых парусах...или мы поедем,мы помчимся на оленях утром ранним...Выигрывает та команда,которая назовет слово последней.Итак,начинает 11 класс.

Используемая литература:
1.Аганов А.В.и др.Физика вокруг нас:Качественные задачи по физике.
М.:Дом педагогики,1998.
2.Буздин А.И.,Зильберман А.Р.,Кротов С.С.Раз задача,два задача...
М.:Наука,1990.
3.Кабардин О.Ф.,Орлов В.А.Задачи по физике.М.:Дрофа,2002.
4.Ланге В.Н.Экспериментальные физические задачи на смекалку.М.:Наука,1985.
6.Тульчинский М.Е.Качественные задачи по физике.М.:Просвещение,1999.
Полный текст материала Внеклассное мероприятие "Физический вечер" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 7-8 классов.
Вечер занимательной физики.
Цель:
формировать у учащихся интерес к изучению физики, научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, развивать необходимость в углублении знаний.
Оборудование:
Тематическая газета, красочное объявление, портреты физиков, оборудование для демонстрации опытов.
Живет природа по своим законам.
Мы изучаем их, стремясь понять,
И очень важно знать и понимать основы,
Чтоб эти знанья в жизни применять.
ПРОГРАММА ВЕЧЕРА.
1.Физминутка.
2.Что мы знаем о великих физиках.
3. Демонстрация занимательных опытов с объяснением сути явлений.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы удивиться. Дело в том, что физика – это удивительная наука. В мире происходит множество физических явлений. Все они объясняются на основе законов физики.
ФизминуткаВедущий задаёт загадки и вопросы. Загадки подобраны на тему «Природа и явления в ней».
Чего в сундук не спрячешь? (луч света)
Вопрос. Какого цвета белый свет?
Ответ. Белый цвет состоит из семи основных цветов – красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.Ревнул вол на стол сёл, за сто речек. (гром)
Вопрос. Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: увидим молнию или услышим гром?
Ответ. Раньше увидим молнию, так как скорость света составляет 300000 км/с, а скорость звука 340 м/с при 15°С в воздухе.
В воде не тонет и в огне не горит? (лёд)
Вопрос. Когда лёд может быть нагревателем?
Ответ. Когда другое тело, находящееся со льдом в соприкосновении, имеет температуру ниже, чем у льда.
Без рук, без ног, а в избу лезет? (тепло, холод)
Вопрос. Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?
Ответ. У свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции.
Не взять меня и не поднять,
не распилить пилой,
Не вырубить и не прогнать,
не вымести метлой.
Но только мне придёт пора –
сама уйду я со двора. (ТЕНЬ)
Вопрос. Как получить от одной палки тень разной длины?
Ответ. Нужно наклонять её под разными углами к Солнцу.
Виден край, а не дойдешь. Что это? (горизонт)
Вопрос. Может ли горизонт являться телом отсчёта?
Ответ. Нет, так как при движении перемещается вместе с наблюдателем.
Что идёт, не двигаясь с места? (время)
Вопрос. Всегда ли время идёт с одинаковой скоростью?
Ответ. Нет, его скорость зависит от скорости движения системы отсчета.
Ведущий
На столе пронумерованы весы, динамометр, мензурка, линейка, термометр, часы.
Сейчас вы услышите пословицы и поговорки. Ваша задача - связать их свыставленными на столе приборами и устройствами.
1.Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Ответ:весы)
2.На спине язык, что скажет - люди верят. (Ответ: динамометр). .
3.Стоят - молчат, пойдут - запоют. (Ответ: часы)
4.Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет. (Ответ: мензурка)
Великие физики
Ведущий читает отрывки или стихи посвященные первооткрывателям, учащиеся должны назвать фамилии.
Этот великий человек теоретически обосновал возможность полетов в космос при помощи ракет, дал первые схематические чертежи космических кораблей, выполнил расчеты
движения ракет и впервые указал на необходимость создания на орбитах вокруг Земли
промежуточных станций для полетов на другие тела Солнечной системы. А еще он
написал очень интересные книги "Вне Земли" и "На Луне".
Ведущий Кто этот великий человек? Ответ: Константин Циолковский
Ведущий Я первым взлетел,
ну а вы полетели за мною.
Я подарен навсегда
как дитя человечества небу Землею.
В том апреле лица звезд,
замерзавших без ласки,
замшелых и ржавых,
Потеплели от взошедших на небе
Смоленских веснушек ржавых.
Ведущий Кому посвятил это стихотворение Евгений Евтушенко? Ответ: Ю.Гагарин
Ведущий
Он был ученый и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучил и цвет.
Он создал университет.
Своей рискуя головою,
Заряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен.
Астроном он. Географ он.
И как сказал о нем поэт:
"Он сам был - университет!"
Ведущий О ком идет речь в этом стихотворении? Ответ: М.Ломоносов.
Ведущий Он под яблоней сидел.
Вот - вот должна прийти идея.
А плод над ним уже созрел,
К Земле всей массой тяготея.
Умолкли птицы, тишина.
Зажглись далекие светила,
И спелым облаком Луна
Повисла в небе и светила.
Он мыслил, а Луна кружась
С Землею, Солнце огибала.
Вещей невидимая связь
В ту ночь проступала.
Вот он взглянул на небосвод…
Но ветка дрогнула - и вот
На Землю яблоко упало…
Ведущий Кто герой этих стихотворных строчек? Ответ: Исаак Ньютон
Демонстрация занимательных опытов.
Старшеклассники демонстрируют опыты и объясняют суть явлений.
Сухим из воды.
Кладём на дно тарелки или блюдца монету, наливаем немного воды. Как достать монету, не замочив пальцы? Ответ: зажигаем бумагу, вносим её в стакан, переворачиваем верх дном и ставим в тарелку. Воздух в нём нагревается, давление увеличивается, и часть воздуха выходит. Оставшийся в стакане воздух через некоторое время охлаждается, давление уменьшается. Под действием атмосферного давления вода входит в стакан, освобождая монету
Рисунки на молоке.
В тарелку с молоком капаем красителем и рисуем на молоке узоры. Если опустить в тарелку ватную палочку с мыльным раствором, который уменьшает поверхностное натяжение жидкости (молоко – это жидкость), то краска перемещается в сторону от ватной палочки в область большего поверхностного натяжения, создавая причудливую картину движущихся красок.
Инерция.
Кольцо из бумаги кладем на горлышко бутылки, а сверху на кольцо- стопку монет. Линейкой резко выбиваем из центра бумажное кольцо. Монеты падают по инерции в бутылку.
Звуковые волны.
На одну из жестяных банок натягивается пленка (шарик), на нее помещаются пенопластовые шарики. Другая жестяная банка перевернута верх дном и по дну стучим молоточком. Звук распространяясь в воздухе, колеблет мембрану из пленки на которой подпрыгивают легкие шарики.
Музыкальные стаканы.
В стаканы наливаем воду разной высоты, которые звучат с разной частотой.(высотой звука).
Лампа-лава.
В стакан наливаем сок и растительное масло. Бросив таблетку шипучего аспирина, наблюдаем бурление несмешивающихся жидкостей разной плотности.

Михейковская средняя общеобразовательная школа

Физический вечер на тему:

«Физика вокруг нас»

Мероприятие составил и провел:

учитель высшей категории

Лавнюженков Сергей Павлович

201 3-2014 учебный год

Программа вечера:

I . Вступительная часть.

II. Разминка.

III. Конкурс эмблемы, названия, девиза команд.

IV. Физическая пауза (занимательные опыты)

V. Конкурс капитанов (кто быстрее?)

VI. Физические загадки.

VII. Кроссворд.

VIII. Игра со зрителями (физическая пауза)

IX. Кто больше?

X. Ты мне, я тебе (вопросы участников соревнования).

XI. Подведение итогов. Награждение.

XII. Заключение.

Литература:

    Физика 7 - 8 класс.

    Журнал “Физика в школе” №3 1990 г., №1 1991 г.

    Л.А. Горев “Занимательные опыты по физике” 1985 г.

    В.И. Лукашик “Сборник вопросов и задач по физике” 1985 г.

    Ланге “Экспериментальные физические задачи на смекалку” 1985 г.

I. Вступительная часть.

Добрый вечер, дорогие ребята! Мы хотим, чтобы у всех собравшихся на сегодняшний вечер физики было хорошее настроение, чтобы вы узнали, что - то новое и не скучали.

В начале послушайте, как умели шутить великие учёные - физики:

    «Ты так устал, на тебе лица нет», - сказала жена известному изобретателю Эдисону. - уходи из дому на сутки, отдохни в своё удовольствие. Эдисон послушался и куда - то исчез. Через день она нашла его... в лаборатории за очередным опытом. «Так хорошо отдохнул!» - радостно сказал ей муж при встрече.

    Однажды великий физик Резерфорд застал поздно вечером в лаборатории одного из своих учеников. «Работаю!» - с гордостью сказал тот. «А что вы делали днём?» - спросил учёный. «Работал», - последовал ответ. «А рано утром?» «Работал», - вновь услышал он. “Когда же вы обдумываете опыты?” - возмутился Резерфорд.

    Физик Кирхгоф однажды рассказывал о созданном им спектральном анализе. «Спектр Солнца свидетельствует, что там есть золото», - заметил он. «Что за польза от такого открытия! Ведь золото с Солнца не достанешь!» - возразил один слушатель. Вскоре Кирхгофу за его открытие присудили золотую медаль. «Ну, рот я и достал золото с Солнца!» - пошутил он.

    Репортёр спросил А. Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли и, если записывает, то куда - в блокнот, записную книжку или специальную картотеку? Эйнштейн посмотрел на объёмистый блокнот репортёра и сказал: «Милый мой! Настоящие мысли приходят так редко в голову, что их нетрудно и запомнить».

    Одна дама попросила А. Эйнштейна позвонить ей вечером по телефону. «Правда, мой номер так трудно запомнить», - сказала она, - 24361. «О нет!» - возразил физик. – «12 умноженное на два и 19, возведённое в квадрат. Так просто».

Для участия в физическом «бое» приглашаются команды 7 и 8 классов. Поприветствуем их, ребята!

Команда 7 класса: «Архимеды».

Команда 8 класса: «Ньютоны».

Перед большими соревнованиями любой спортсмен проводит разминку. Поэтому и мы с вами начнём с разминки.

II. Разминка.

Участникам команд по очереди предлагаются загадки на физическую тематику. За каждый правильный ответ угадавшему даётся жетон. Одна минута на обдумывание.

7 класс

8 класс

Виден край, а не дойдёшь. Что это?

(горизонт)

В огне не горит и в воде не тонет?

(лёд)

Может ли горизонт являться телом отсчёта?

(нет, т.к. движется вместе с наблюдателем)

Может ли лёд быть нагревателем? Когда?

(может, когда температура тела ниже температуры льда)

Красивое коромысло над лесом повисло?

(радуга)

Летит - молчит, лежит - молчит. Когда умрёт, тогда заревёт. Что это такое?

(снег)

Перечислите основные цвета радуги?

(к, о, ж, з, г, с, ф)

Почему в сильный мороз снег под ногами скрипит?

(ломаются кристаллы снега)

Не взять меня и не поднять, не распилить пилой. не вырубить и не прогнать, не вымести метлой. Но только мне придёт пора - сама уйду я со двора.

(тень)

Без рук, без ног, а в избу лезет. О чём идёт речь?

(холод, тепло)

Как получить от одного предмета тень разной длины?

(наклонять предмет под разными углами к источнику света)

Почему при холодной погоде многие животные спят клубком?

(уменьшается охлаждение организма)

III. Конкурс эмблемы, названия, девиза команд.

Команды поочерёдно представляют на суд зрителей свои названия, девизы, эмблемы.

IV. Физическая пауза (занимательные опыты)

Каждой команде необходимо объяснить опыт, который демонстрируют учащиеся.

№ опыта

7 класс

8 класс

Заполнение графина вверх дном.

Два стакана с водой. В одном яйцо плавает, в другом оно тонет

На гранёный стакан положили фанеру с тяжёлой гирей (10 кг). Ударили по гири молотком. Почему стакан не разбился?

Имеются учебные весы. На них находятся два одинаковых алюминиевых тела. Весы в равновесии. Если одно тело нагревать, то весы выходят из равновесия. Почему?

Имеется сосуд с водой. Если из него выкачивать с помощью насоса воздух, то создаётся впечатление что вода в нём кипит. Почему?

Опыт с “Артезианским водолазом”

V. Конкурс капитанов (кто быстрее?)

Каждому капитану даётся одинаковый стакан без воды и соломинка. Задание состоит в том, кто быстрее заполнит стакан водой, взятой из другого сосуда с помощью соломинки. При этом учитывается не только время, но и количество воды в стаканах.

VI. Физические загадки.

Коллективное отгадывание загадок. Предлагаются одновременно двум командам, отвечает та команда, которая первая подняла руку. Неправильный ответ и право ответить представляется другой команде. При условии, если ни одна из команд не знает ответа на загадку, право помочь предлагается зрителям (болельщикам команд). Если болельщик отвечает правильно, то очко присуждается его команде.

1. Две сестры качались, правды добивались.

А когда добились, то остановились.

(весы)

2. С ластами, а не тюлень

Плавает, а не рыба

не скрывается, а в маске.

(водолаз)

3. Отгадай-ка что за строчки?

Буквы в них - тире и точки.

(азбука Морзе)

4. Что за птица алый хвост,

Полетела в стаю звёзд?

(ракета)

5. Возле уха - завитуха, а в серёдке - разговор.

(радионаушники)

6. Она с винтом пустилась в пляс,

А он, кружась в доске увяз.

(отвёртка)

7. С края на край режет черный каравай.

Кончит, повернётся, за то же возьмётся.

(плуг)

8. Всем поведает хоть и без языка.

Когда будет ясно, а когда - облака.

(барометр)

9. В нашей комнате одно есть волшебное окно.

В нём летают чудо птицы, бродят волки и лисицы.

Знойным летом снег идёт, а зимою - сад цветёт.

В том окне чудес полно, что же это за окно?

(телевизор)

VII. Кроссворд.

Каждой команде даётся кроссворд. За 5 минут необходимо его разгадать. Выигрывает та команда, которая угадает все слова или же большее количество слов. За каждое правильно угаданное слово даётся очко.

7 класс.

по горизонтали.

    Изменение с течение времени положения.

    Прибор для измерения температуры.

    Одно из агрегатных состояний вещества.

    Единица измерения температуры.

    Вещество, входящее в состав человека.

по вертикали

    Мельчайшая частица вещества.

    Частица вещества.

    Явление сохранения телом скорости.

    Вещество, входящее в состав воздуха.

    Единица измерения массы.

Ответы.

по горизонтали.

    Движение.

    Термометр.

    Жидкость.

    Градус.

    Вода.

по вертикали

    Атом.

    Молекула.

    Инерция.

    Азот.

    Тонна.

8 класс.

по горизонтали.

    Источник электрического тока.

    Единица измерения времени.

    Физическое явление, применяемое в парной.

    Единица измерения энергии.

по вертикали

    Элемент двигателя.

    Процесс выделения из воды воздуха.

    Предмет, хранящий тепло и холод.

    Вид теплопередачи.

    Способ изменения внутренней энергии.

Ответы.

по горизонтали.

    Аккумулятор.

    Секунда.

    Испарение.

    Калория.

по вертикали

    Цилиндр.

    Кипение.

    Термос.

    Конвекция.

    Работа.

VIII. Игра со зрителями (физическая пауза)

Пока команды разгадывают кроссворд, игра со зрителями. Зрителям предлагается побыть в роли экспериментатора, т.е. проделать ряд опытов.

Опыт № 1. Вытащить из - под бутылки листок бумаги, чтобы бутылка не упала.

Опыт № 2. Достать денежку из - под стакана, не дотрагиваясь до него.

Опыт № 3. Поднять тарелку, используя при этом толь кусок мыла.

Опыт № 4. Имеется горячая электроплитка. Капнули на неё воду. Почему она не сразу

испаряется?

За правильную демонстрацию опыта или его объяснение присуждается очко команде, за которую болеют зрители.

IX. Кто больше?

Командам представляется возможность коллективной демонстрации опыта: Кто больше?

Необходимо подвешивать груз на “слипшиеся” свинцовые цилиндры, пока они под тяжестью груза не разорвутся. Каждый груз - очко. У кого больше подвешенных грузов, тот выиграл.

X. Домашнее задание. Ты мне, я тебе (вопросы участников соревнования).

Каждый из участников команды задаёт команде - сопернице вопрос. При правильном ответе команда получает очко, если ответа нет - очко тому, кто вопрос задал.

XI. Подведение итогов.

Судьи подсчитывают очки, заработанные командами. Объявляется победитель.

XII. Заключение.

Вот и подошёл к концу наш весёлый вечер. Мы думаем, что он стал для вас интересным походом в мир природы. Ждём от вас предложений и вопросов для ещё одной “встречи” с этой удивительной наукой. Всего вам хорошего! До свидания!

Методическая разработка

«Неделя физики

в общеобразовательной

школе»

(для 7-11 класса)

Выполнили: учитель физики

МБОУ СОШ № 48 г.Белгорода

Перервенко Эльвира Олеговна

2014 год

  1. Пояснительная записка
  2. План-программа методической разработки
  3. Содержание мероприятия «Вечер занимательной физики »

1. Пояснительная записка

Не секрет, что в последние годы к изучению предметов естественно-математического цикла интерес падает. Нельзя забывать, что будущее наших учеников и страны зависит от развития науки и техники. Это накладывает на учителей физики, определенные обязанности по подготовке первичных знаний, на которых и будет проводиться формирование успешных специалистов в разнообразных областях.

Один из способов повысить интерес учащихся - внеурочная работа, например предметные недели. Основная задача проведения недели физики - развитие интереса учащихся к предмету, а также актуализация знаний школьников. Уникальность предметной недели состоит в том, что в ее проведении принимают участие учащиеся всех классов школы.

План недели выглядит следующим образом: каждый день проходит по одному мероприятию. Они подготовлены для каждой возрастной группы в отдельности (7-11 классы) и проходят в виде различных конкурсов, игр и экскурсий. Учтены особенности школьников; уровень их знаний, умений, навыков; их профориентированнность.

Мы, как молодые специалисты работающие в школе лишь первый год, не имеем такого обобщенного опыта работы, но пламенное стремление к самосовершенствованию, самообразованию и развитию себя как педагогов помогают нам в работе.

2. Методическая разработка «Неделя физики в школе»

Цели:

1. Активизация познавательной и исследовательской активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся

2. Развитие навыков общения, умения работать в команде, со старшими товарищами, преподавателями вуза.

3. Обзор учащимися роли науки в повседневной жизни

Задачи

1. Сделать школьную жизнь учащихся более интересной, насыщенной, запоминающейся, сопряженной с обыденной жизнью.

2. Предоставить возможность учащимся попробовать себя в роли исследователей, лаборантов и студентов

Человеческие ресурсы:

1. Учителя физики и классные руководители, преподаватели НИИ БелГУ.

2. Учащиеся школы с 7 по 11 классы

Временной ресурс : одна учебная неделя

3. План-программа методической разработки

1. Физические Игры (7-9 классы)

2. Физические Конкурсы (10-11 классы)

3. Физические Экскурсии (10 классы)

I. Подробное рассмотрение программы физических игр (7-9 классы)

В физических играх принимают участие школьники с 7 по 9 классы. Соревнования проходят во время уроков физики по расписанию, составленному учителем физики.

Физические Игры 2014 (проводимые в каждом классе отдельно).

Сводная таблица.

Игра

Класс

« Вечер Занимательных опытов»

«Электричество и мы»

«Увлекательная оптика»

Понедельник

8 класс

Вторник

Среда

7 класс

Четверг

9 класс

Пятница

В каждой игре объявляется победитель, который награждается грамотой-победителя. Остальные участники получают грамоту-участника данного мероприятия.

II. Краткий обзор Физических Конкурсов .

Физические Конкурсы 2014.

Сводная таблица.

Игра

Класс

«НаноУмники и Наноумницы»

Конкурс газет «Физика в школе»

«Мисс и Мистер Физик 2014 »

Понедельник

8 классы

Вторник

10 классы

Среда

Четверг

Пятница

11 классы

Итоги данных конкурсов (кроме конкурса газет) подводятся в день его проведения в рамках «Недели физики». Победители награждаются специальными призами и грамотами. Итоги конкурса газет объявляются в конце предметной недели.

III. Проведения Физических Экскурсий .

Проходятся на кафедрах Инженерно-физического факультета НИУ «БелГУ»

Физические Экскурсии 2014.

Сводная таблица.

Ученики 10 класса оказываются на экскурсии в лабораториях Инженерно-физического факультета НИУ «БелГУ», где просматривают красочные опыты и пробуют себя в роли студента- исследователя.

Обобщенная план-сетка

мероприятий

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

7 класс

«Занимательные опыты»

8 класс

Конкурс газет «Физика в школе» «Электричество и мы»

9 класс

«Увлекательная оптика»

10 класс

«НаноУмники и Наноумницы»

Экскурсия «Я исследователь»

11 класс

«Мисс и Мистер Физик 2014 »

Внеклассное мероприятие в 7 классах

«Вечер занимательной физики»

Цель мероприятия : способствовать развитию познавательного интереса к изучению физики у школьников на начальном этапе изучения предмета.

Задачи мероприятия :

  1. Способствовать осознанию учащимися важности изучения окружающих нас физических явлений.
  2. Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Атмосферное давление».
  3. Развивать пространственное, логическое мышление, умение делать выводы.
  4. Формировать умение четко излагать свои мысли.
  5. Формировать умение работать в коллективе, в группе.
  6. Воспитывать эстетическое восприятие мира на примере физических явлений.

Подготовительный этап.

На этом этапе группа учащихся 7 класса оказывала практикантам помощь в оформлении стенгазеты, посвященной вечеру занимательной физики. В газете были представлены интересные материалы из жизни физиков, загадки, цитаты великих ученых, кроссворд. Ребята ярко и красочно оформили газету, и повесили ее на всеобщее обозрение за неделю до мероприятия.

Ход мероприятия.

Физика! Какая емкость слова!

Физика для нас не просто звук!

Физика – опора и основа

Всех без исключения наук.

Здравствуйте, ребята! Мы приглашаем вас принять участие в нашем веселом вечере физики. Бороться за победу сегодня будут 3 команды 7ых классов. А чтобы восторжествовала справедливость, мы решили создать судейскую комиссию. Занять почетное место жюри, просим:

  1. Чуркину Настю, ученицу 10 класса.
  2. Валуйскую Дарью, ученицу 11 класса.
  3. Левину Валентину, студентку 5 курса инженерно-физического факультета НИУ «БелГУ».

А к жюри у нас такая просьба: будьте справедливы, объективны. После каждого тура объявляйте результаты.

Итак, мы начинаем!

1 конкурс. Приветствие.

Команды выбирают капитанов, придумывают название команды, девиз и пожелание соперникам. Все это должно быть связано с физикой. После этого ведущие делят доску на три части. Там фиксируют названия команд. Далее в этих трех колонках будут фиксироваться баллы. Максимум за 1-й конкурс – 3 балла.

2 конкурс. Викторина по физике.

А сейчас мы проверим ваше знание физики. Каждая команда должна будет ответить на 3 вопроса викторины. Если команда не знает ответа, то отвечает команда соперников. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

  1. Кто впервые измерил атмосферное давление? (Торричелли)
  2. Назовите прибор для измерения атмосферного давления. (Ртутный барометр)
  3. Назовите прибор для ориентирования на земной поверхности и определения сторон света. (Компас)
  4. Почему во время сильного мороза в лесу трещат деревья? (При замерзании вода расширяется, кора рвется с треском)
  5. Почему теплый хлеб тяжелее холодного? (В горячем много влаги, в холодном она испарилась)
  6. Почему вода тушит огонь? (Охлаждает горячее тело, поглощает много теплоты, образующийся пар не пропускает к горящему телу кислород)
  7. Что тяжелее – пуд железа, или пуд пуха? (Их масса одинакова)
  8. В какой комнате быстрее распространяется запах духов – в теплой, или холодной? (Диффузия происходит быстрее в теплой комнате)
  9. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли?

(Сила притяжения со стороны Луны)

Пока наше уважаемое жюри выставляет оценки, мы покажем вам небольшой фокус. Попробуйте объяснить его с точки зрения физики.

«Летающие чайные пакетики». Вскрываем чайные пакетики, отрезаем нитку с этикеткой, высыпаем заварку. Ставим пакетики на стол и поджигаем. Теплый воздух увлекает догорающие пакетики за собой вверх.

3 конкурс. «Объясни опыт»

Для каждой команды демонстрируется 1 опыт. Команда должна дать объяснение увиденному явлению. Максимум за конкурс – 5 баллов.

  1. «Тяжелая газета». На стол кладут длинную деревянную линейку и ударяют рукой. Линейка падает. Затем линейку накрывают газетой и снова с силой ударяют. Газета рвется, а линейка остается лежать на месте. Так как площадь газеты велика, до давление воздуха на ее поверхность достаточно большое, поэтому линейка не падает.
  2. «Две жидкости меняются местами». В одну рюмку наливается вино, в другую – вода. Рюмку с водой накрываем пластиковой карточкой и переворачиваем на рюмку с вином. Между рюмками делаем маленькую щель. Наблюдаем, как вино тонкой струйкой поднимается в верхнюю рюмку, а вода перетекает вниз. Происходит это потому, что плотность воды больше, чем плотность вина. Поэтому более легкая жидкость стремится наверх, а более тяжелая – вниз.
  3. «Расплющиваем банку». Немного воды кипятим в алюминиевой банке из-под газировки. Щипцами берем банку и переворачиваем в емкость с холодной водой. Банка расплющивается. Дело в том, что в не нагретой банке – вода и воздух. Когда вода кипит – воздух в банке замещается паром. Затем холодная вода охлаждает пар, и он превращается в несколько капелек воды. Воздуха в банке уже нет, следовательно, давление в ней ниже атмосферного. Под его действием банка расплющивается.

4 конкурс. «Пантомима»

А сейчас пришла пора немного размяться. Каждая команда должна выйти в центр класса и показать с помощью пантомимы то агрегатное состояние вещества, которое написано у них на карточке. (Карточки с названием агрегатного состояния получили перед конкурсом.)

  1. Жидкое
  2. Твердое
  3. Газообразное

Максимум за конкурс – 3 балла.

5 конкурс. «Конкурс капитанов».

  1. Поставить полоску бумаги на стол ребром. (Сложить пополам, скрутить и т.д.)
  2. Отгадать, что в черном ящике.

Об этом веществе Леонардо да Винчи сказал: «Оно может быть целительным, отравляющим, серным, соленым, алым, мрачным, яростным, сердитым, красным, желтым, зеленым, жирным, тощим. Все зависит от тех мест, где оно находится.» (Правильный ответ - вода)

  1. Перелить из цилиндрического стакана ровно половину воды в один прием. (Аккуратно лить воду, пока не покажется край донышка)

Капитан, первый справившийся с каждым заданием, приносит своей команде 1 балл.

6 конкурс. «Загадки»

  1. Красивое коромысло над лесом повисло. (Радуга)
  2. Что с земли не поднимешь? (Тень)
  3. Никто его не видывал, а слышать – всякий слыхивал. Без тела – а живет оно, без языка – кричит. (Эхо)
  4. Сначала – блеск, за блеском – треск, за треском – пляска. Что это? (Молния, гром, дождь)
  5. В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
  6. Всем поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, когда – облака. (Барометр)
  7. Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. (Весы)
  8. Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. (Ракета)
  9. Днем спит, а ночью – глядит. (Луна)
  10. Я под мышкой сижу, и что делать укажу. Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Термометр)
  11. Вечером в стеклянном колпачке солнышко сидит на волоске. (Лампочка)
  12. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)

Каждой команде загадываем по 4 загадки. Каждый правильный ответ – 1 балл.

7 конкурс. «Объясни опыт»

Каждой команде демонстрируем по 1 опыту. Участники команды должны его объяснить. Максимум за конкурс – 5 баллов.

  1. «Четыре этажа жидкостей». Жидкости разных плотностей, подкрашенные в яркие цвета, наливаются слоями в высокий бокал. Школьники видят, что жидкости не перемешиваются. Объяснение - см. опыт «Две жидкости меняются местами».
  2. «Яйцо в бутылке». В бутылку с широким горлышком бросаем зажженную бумагу. Воздух в бутылке становится разреженным, и яйцо под действием атмосферного давления всасывается в бутылку.
  3. «Достань яйцо из бутылки». В трехлитровую банку бросаем зажженную бумагу, на горлышко для герметичности лепим пластилин. Опускаем бутылку с яйцом горлышком вниз. Яйцо подает в банку. Так как воздух банке стал разреженным, давление внутри бутылки оказалось выше, чем в банке.

8 конкурс. Викторина по математике.

Математика – царица всех наук, но служанка физики. Физикам без знания математики – никуда. Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей шуточной викторины.

  1. Росла береза. У нее было 28 веток. На каждой ветке росли по 5 яблок. Сколько было яблок на дереве? (Яблоки на березе не растут)
  2. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит по 1 кошке. А против каждой кошки сидят еще 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки)
  3. Однажды, сидя в троллейбусе, я решила сделать небольшой подсчет. Я пересчитала всех пассажиров в троллейбусе. Их было 17. Троллейбус тронулся, затем на остановке вышло 2 человека и вошло 6 человек. Будьте внимательны. На следующей остановке вошло 10 человек и никто не вышел. На следующей – вошло 12, а вышло 7. На следующей – вошло 4 человека, а вышло – 8. А потом, на следующей остановке господин вошел один с целой кучею обновок. Сколько было остановок? (5 остановок)

Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Наш веселый вечер подходит к концу. А пока жюри подводит итоги всех конкурсов, мы хотим показать вам одну волшебную жидкость.

Готовим Неньютоновскую жидкость, приглашаем ребят поиграть с ней, рассказываем о ее свойствах.

Рефлексия. Подведение итогов.

Ведущие, члены жюри, представители команд делятся впечатлениями от прошедшего вечера занимательной физики. Члены жюри подводят итоги.

Ведущие награждают благодарностями школьников, которые помогали оформлять стенгазету к вечеру занимательной физики.

Председатель жюри объявляет итоги конкурса, ведущие награждают дипломами команды, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места.

5. Список используемой литературы и источников

1. Володько, Е. Н. Демонстрационный эксперимент с минимальным оборудованием на уроках физики / Е. Н. Володько. - Мозырь: Белый Ветер, 2002.

2. Володько, E.Н. Звездный калейдоскоп, или Нескучная физика космоса / E.Н. Володько. - Минск: Белорусская ассоциация «Конкурс», 2006.

3. Ланина, И. Я. Не уроком единым / И. Я. Ланина. - М.: Просвещение, 1991.

4. Макеева, Г. П. Физические парадоксы и занимательные вопросы / Г. П. Макеева, М. С. Цедрик. - Минск: Народная асвета, 1981.

5. Маркович, Л. Г. Физика удивительных игрушек / Л. Г. Маркович. - Минск: Красико-Принт, 2000.

6. Юфанова, И. Л. Занимательные вечера по физике в средней школе / И. Л. Юфанова. - М.: Просвещение, 1990.

7. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика, 7-9 классы– М.: Дрофа, 2010.

8. Мякишев Г.Я.., Буховцев Б.Б., 10-11 классы– М.: Просвещение, 2008

9. Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках:- М.: Астрель: Хранитель, 2007.

10. 1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных).- М.: Рипол Классик, 2002.

11. Сёмке А.И. Занимательные материалы к урокам. – Москва.: НЦ ЭНАС, 2006

12. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей: книга для учителя. сост.: Э.М. Браверманн, под редакцией В.Г. Разумовского - М.: Просвещение, 2003.

13. http://www.openclass.ru

15. http://class-fizika.narod.ru

16. http://scool.edu

17. http://physmatica.narod.ru

18. http://www.alsak.ru