Описание наводнения в медном всаднике прозой. История создания и анализ поэмы "Медный всадник" Пушкина А.С

Последняя поэма, написанная Пушкиным в Болдине в октябре 1833 г., - художественный итог его размышлений о личности Петра I, о «петербургском» периоде русской истории. В поэме «встретились» две темы: тема Петра, «строителя чудотворного», и тема «простого» («маленького») человека, «ничтожного героя», волновавшая поэта с конца 1820-х гг. Повествование о трагической судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения, стало сюжетной основой для историко-философских обобщений, связанных с ролью Петра в новейшей истории России, с судьбой его детища - Петербурга.

«Медный всадник» - одно из самых совершенных поэтических произведений Пушкина. Поэма написана, как и «Евгений Онегин», четырехстопным ямбом. Обратите внимание на разнообразие ее ритмов и интонаций, поразительную звукопись. Поэт создает яркие зрительные и слуховые образы, используя богатейшие ритмические, интонационные и звуковые возможности русского стиха (повторы, цезуры, аллитерации, ассонансы). Многие фрагменты поэмы стали хрестоматийными. Мы слышим праздничное многоголосье петербургской жизни («И блеск и шум и говор балов, / А в час пирушки холостой / Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень голубой»), видим растерянного и потрясенного Евгения («Он остановился. / Пошел назад и воротился. / Глядит... идет... еще глядит. / Вот место, где их дом стоит, / Вот ива. Были здесь вороты, / Снесло их, видно. Где же дом?»), нас оглушает «как будто грома грохотанье - / Тяжело-звонкое скаканье / По потрясенной мостовой». «По звуковой изобразительности стих «Медного всадника» знает мало соперников», - заметил поэт В.Я. Брюсов, тонкий исследователь пушкинской поэзии.

В короткой поэме (менее 500 стихов) соединились история и современность, частная жизнь героя с жизнью исторической, реальность с мифом. Совершенство поэтических форм и новаторские принципы художественного воплощения исторического и современного материала сделали «Медный всадник» уникальным произведением, своего рода «памятником нерукотворным» Петру, Петербургу, «петербургскому» периоду русской истории.

Пушкин преодолел жанровые каноны исторической поэмы. Петр I не появляется в поэме как исторический персонаж (он «кумир» - изваяние, обожествленная статуя), о времени его царствования также ничего не сказано. Петровская эпоха для Пушкина - длительный период в истории России, не закончившийся со смертью царя-реформатора. Поэт обращается не к истокам этой эпохи, а к ее итогам, то есть к современности. Высокой исторической точкой, с которой Пушкин взглянул на Петра, стало событие недавнего прошлого - петербургское наводнение 7 ноября 1824 г., «ужасная пора», о которой, как подчеркнул поэт, «свежо воспоминанье». Это живая, еще не «остывшая» история.

Наводнение, одно из многих, обрушившихся на город со Времени его основания, - центральное событие произведения. Рассказ о наводнении формирует первый смысловой план поэмы - исторический . Документальность рассказа отмечена в авторском «Предисловии» и в «Примечаниях». В одном из эпизодов появляется «покойный царь», неназванный Александр I. Наводнение для Пушкина не просто яркий исторический факт. Он взглянул на него как на своеобразный итоговый «документ» эпохи. Это как бы «последнее сказанье» в ее петербургской «летописи», начатой решением Петра основать город на Неве. Наводнение - историческая основа сюжета и источник одного из конфликтов поэмы - конфликта между городом и стихией.

Второй смысловой план поэмы - условно-литературный, вымышленный - задан подзаголовком: «Петербургская повесть». Евгений - центральный персонаж этой повести. Лица остальных жителей Петербурга неразличимы. Это «народ», толпящийся на улицах, тонущий во время наводнения (первая часть), и холодный, равнодушный петербургский люд во второй части. Реальным фоном рассказа о судьбе Евгения стал Петербург: Сенатская площадь, улицы и окраина, где стоял «ветхий домик» Параши. Обратите внимание на. то, что действие в поэме перенесено на улицу: во время наводнения Евгений оказался «на площади Петровой», домой, в свой «пустынный уголок», он, обезумевший от горя, уже не возвращается, становясь обитателем петербургских улиц. «Медный всадник» - первая в русской литературе урбанистическая поэма.

Исторический и условно-литературный планы господствуют в реалистическом сюжетном повествовании (первая и вторая части).

Важную роль играет третий смысловой план - легендарно-мифологический . Он задан заголовком поэмы - «Медный всадник». Этот смысловой план взаимодействует с историческим во вступлении, оттеняет сюжетное повествование о наводнении и судьбе Евгения, время от времени напоминая о себе (прежде всего фигурой «кумира на бронзовом коне»), а в кульминации поэмы (погоня Медного всадника за Евгением) доминирует. Появляется мифологический герой, ожившая статуя - Всадник Медный. В этом эпизоде Петербург как будто теряет реальные очертания, превращаясь в условное, мифологическое пространство.

Медный всадник - необычный литературный образ. Он представляет собой образную интерпретацию скульптурной композиции, воплощающей идею ее создателя, скульптора Э.Фальконе, но в то же время это образ гротескный, фантастический, преодолевающий границу между реальным («правдоподобным»), и мифологическим («чудесным»). Медный всадник, разбуженный словами Евгения, срываясь со своего пьедестала, перестает быть только «кумиром на бронзовом коне», то есть памятником Петру. Он становится мифологическим воплощением «грозного царя».

С момента основания Петербурга реальная история города интерпретировалась в разнообразных мифах, легендах и пророчествах. «Град Петра» представал в них не как обычный город, а как воплощение таинственных, роковых сил. В зависимости от оценки личности царя и его реформ эти силы понимались как божественные, благие, одарившие русский народ городом-раем, или, напротив, как злые, бесовские, а следовательно, антинародные.

В XVIII - начале XIX в. параллельно складывались две группы мифов, зеркально отражавших друг друга. В одних мифах Петр представал «отцом Отечества», божеством, основавшим некий разумный космос, «преславный град», «любезную страну», оплот государственной и военной мощи. Эти мифы возникали в поэзии (в том числе в одах и эпических поэмах А.П.Сумарокова, В.К. Тредиаковского, Г.Р.Державина) и официально поощрялись. В других мифах, складывавшихся в народных сказаниях и пророчествах раскольников, Петр был порождением сатаны, живым антихристом, а Петербург, основанный им, - городом « нерусским », сатанинским хаосом, обреченным на неминуемое исчезновение. Если первые, полуофициальные, поэтические мифы были мифами о чудесном основании города, с которого в России начался «золотой век», то вторые, народные, - мифами о его разрушении или запустении. «Петербургу быть пусту», «город сгорит и потопнет» - так отвечали противники Петра тем, кто видел в Петербурге рукотворный «северный Рим».

Пушкин создал синтетические образы Петра и Петербурга. В них обе взаимоисключающие мифологические концепции дополнили друг друга. Поэтический миф об основании города развернут во вступлении, ориентированном на литературную традицию, а миф о его разрушении, затоплении - в первой и во второй частях поэмы.

Своеобразие пушкинской поэмы состоит в сложном взаимодействии исторического, условно-литературного и легендарно-мифологического смысловых планов. Во вступлении основание города показано в двух планах. Первый - легендарно-мифологический : Петр предстает здесь не как исторический персонаж, а как безымянный герой легенды. Он - основатель и будущий строитель города, исполняющий волю самой природы. Однако его «думы великие» исторически конкретны: город создается русским царем «на зло надменному соседу», для того, чтобы Россия смогла «в Европу прорубить окно». Исторический смысловой план подчеркнут словами «прошло сто лет». Но эти же слова окутывают историческое событие мифологической дымкой: на месте рассказа о том, как был «город заложен», как он строился, - графическая пауза, «прочерк». Возникновение «юного града» «из тьмы лесов, из топи блат» подобно чуду: город не построен, а «вознесся пышно, горделиво». Рассказ о городе начинается с 1803 г. (в этом году Петербургу исполнилось сто лет). Третий - условно-литературный - смысловой план появляется в поэме сразу же после исторически достоверной картины «омраченного Петрограда» накануне наводнения (начало первой части). Автор заявляет об условности имени героя, намекает на его «литературность» (в 1833 г. появилось первое полное издание романа «Евгений Онегин»),

Отметим, что в поэме происходит и смена смысловых планов, и их наложение, пересечение. Приведем несколько примеров, иллюстрирующих взаимодействие исторического и легендарно-мифологического планов. Поэтический «отчет» о буйстве стихии прерывается сравнением города (его имя заменено мифопоэтическим «псевдонимом») с речным божеством (здесь и далее курсив наш - Авт. ): «воды вдруг / Втекли в подземные подвалы, / К решеткам хлынули каналы, / И всплыл Петрополь как Тритон, / По пояс в воду погружен ».

Взбесившаяся Нева сравнивается то с остервенившимся «зверем», то с «ворами», лезущими в окна, то со «злодеем», ворвавшимся в село «с свирепой шайкою своей». Повествование о наводнении получает фольклорно-мифологическую окраску. Водная стихия вызывает у поэта устойчивые ассоциации с бунтом, злодейским набегом грабителей. Во второй части рассказ о «торгаше отважном» прерывается ироническим упоминанием о современном мифотворце - поэте-графомане Хвостове, который «уж пел бессмертными стихами / Несчастье Невских берегов».

В поэме множество композиционных и смысловых параллелей. Их основа - соотношения, устанавливающиеся между вымышленным героем поэмы, водной стихией, городом и скульптурной композицией - «кумиром на бронзовом коне». Например, параллель к «думам великим» основателя города (вступление) - «волненья разных размышлений» Евгения (часть первая). Легендарный Он думал о городе и государственных интересах, Евгений - о простом, житейском: «Он кое-как себе устроит / Приют смиренный и простой /Ив нем Парашу успокоит». Мечты Петра, «строителя чудотворного», сбылись: город построен, сам он стал «державцем полумира». Мечты Евгения о семье и доме рухнули с гибелью Параши. В первой части возникают и другие параллели: между Петром и «покойным царем» (легендарный двойник Петра «вдаль глядел» - царь «в думе скорбными очами / На злое бедствие глядел»); царем и народом (печальный царь «молвил: « С божией стихией/Царям не совладеть» - народ «зрит божий гнев и казни ждет»). Царь бессилен против стихии, смятенные горожане чувствуют себя брошенными на произвол судьбы: «Увы! все гибнет: кров и пища! / Где будет взять?».

Евгений, сидящий «на звере мраморном верхом» в позе Наполеона («руки сжав крестом»), сопоставлен с памятником Петру:

И обращен к нему спиною

В неколебимой вышине,

Над возмущенною Невою

Стоит, с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Композиционная параллель к этой сцене проведена во второй части: через год безумный Евгений вновь оказался на той же «площади пустой», где во время наводнения плескались волны:

Он очутился под столбами

Большого дома. На крыльце

С подъятой лапой, как живые,

Стояли львы сторожевые,

И прямо в темной вышине

Над огражденною скалою

Кумир с простертою рукою

Сидел на бронзовом коне.

В образной системе поэмы сосуществуют два, казалось бы, противоположных принципа - принцип подобия и принцип контраста . Параллели и сравнения не только указывают на сходство, возникающее между различными явлениями или ситуациями, но и обнаруживают неразрешенные (и неразрешимые) противоречия между ними. Например, Евгений, спасающийся от стихии на мраморном льве, - трагикомический «двойник» хранителя города, «кумира на бронзовом коне», стоящего «в неколебимой вышине». Параллель между ними подчеркивает резкий контраст между величием вознесенного над городом «кумира» и жалким положением Евгения. Во второй сцене сам «кумир» становится другим: теряя свое величие («Ужасен он окрестной мгле!»), он выглядит пленником, сидящим в окружении «львов сторожевых», «над огражденною скалою». «Неколебимая вышина» становится «темной», а «кумир», перед которым стоит Евгений, превращается в «горделивого истукана».

Величественный и «ужасный» вид памятника в двух сценах выявляет противоречия, объективно существовавшие в Петре: величие государственного деятеля, заботившегося о благе России, и жестокость, бесчеловечность самодержца, многие указы которого, как заметил Пушкин, «писаны кнутом». Эти противоречия слиты в скульптурной композиции - материальном «двойнике» Петра.

Поэма - живой образный организм, сопротивляющийся каким-либо однозначным толкованиям. Все образы поэмы - многозначные образы-символы . Образы Петербурга, Медного всадника, Невы, «бедного Евгения» имеют самостоятельное значение, но, развертываясь в поэме, вступают в сложное взаимодействие друг с другом. Кажущееся «тесным» пространство небольшой поэмы расширяется.

Историю и современность поэт объясняет, создавая емкую символическую картину Петербурга. «Град Петров» - это не только историческая сцена, на которой развертываются и подлинные, и вымышленные события. Петербург - символ петровской эпохи, «петербургского» периода русской истории. Город в поэме Пушкина многолик: это и «памятник» его основателю, и «монумент» всей петровской эпохе, и обычный город, терпящий бедствие и занятый повседневной суетой. Наводнение и судьба Евгения - только часть петербургской истории, один из многочисленных сюжетов, подсказанных жизнью города. Например, в первой части намечена, но не развернута сюжетная линия, связанная с безуспешными попытками военного генерал-губернатора Петербурга графа М.А.Милорадовича и генерал-адъютанта А.Х.Бенкендорфа помочь жителям города, приободрить их: «В опасный путь средь бурных вод / Его пустились генералы / Спасать и страхом обуялый / И дома тонущий народ». Об этом было написано в историческом «известии» о петербургских наводнениях, составленном В.Н.Верхом, на которое Пушкин ссылается в «Предисловии».

Петербургский мир предстает в поэме как некое замкнутое пространство. Город живет по своим законам, начертанным его основателем. Это как бы новая цивилизация, противопоставленная и дикой природе, и прежней России. «Московский» период ее истории, символом которой является «старая Москва» («порфироносная вдова»), ушел в прошлое.

Петербург полон резких конфликтов, неразрешимых противоречий. Величественный, но внутренне противоречивый образ города создан во вступлении. Пушкин подчеркивает двойственность Петербурга: он «вознесся пышно, горделиво», но «из тьмы лесов, из топи блат». Это город-колосс, под которым болотная топь. Задуманный Петром как просторное место для грядущего «пира», он тесен: по берегам Невы «громады стройные теснятся». Петербург - «военная столица», но таким его делают парады и гром пушечных салютов. Это «твердыня», которую никто не штурмует, а Марсовы поля - поля воинской славы - «потешные».

Вступление - панегирик Петербургу государственному, парадному. Но чем больше поэт говорит о пышной красоте города, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный, призрачный. «Корабли толпой» «к богатым пристаням стремятся», но людей на улицах нет. Поэт видит «спящие громады / Пустынных улиц». Сам воздух города - «недвижный». «Бег санок вдоль Невы широкой», «и блеск и шум и говор балов», «шипенье пенистых бокалов» - все красиво, звучно, но лиц жителей города не видно. В гордом облике «младшей» столицы скрывается что-то тревожное. Пять раз во вступлении повторяется слово «люблю». Это признание в любви к Петербургу, но произносится оно как заклинание, понуждение любить. Кажется, что поэт всеми силами старается полюбить прекрасный город, вызывающий в нем противоречивые, тревожные чувства.

Тревога звучит в пожелании «граду Петра»: «Красуйся, град Петров, и стой / Неколебимо, как Россия. / Да умирится же с тобой / И побежденная стихия...» Красота города-твердыни не вечна: он стоит прочно, но может быть разрушен стихией. В самом сравнении города с Россией - двойственный смысл: здесь и признание неколебимости России, и ощущение зыбкости города. Впервые появляется образ не укрощенной до конца водной стихии: она предстает могучим живым существом. Стихия побеждена, ноне «умирилась». «Волны финские», оказывается, не забыли « вражду и плен старинный свой ». Город, основанный « на зло надменному соседу», сам может быть потревожен «тщетной злобою» стихии.

Во вступлении намечен главный принцип изображения города, реализованный в двух частях «петербургской повести», - контраст . В первой части облик Петербурга меняется, с него словно спадает мифологическая позолота. Исчезают «золотые небеса», их сменяют «мгла ненастной ночи» и «бледный день». Это уже не пышный «юный град», «полнощных стран краса и диво», а «омраченный Петроград». Он во власти «осеннего хлада», воющего ветра, «сердитого» дождя. Город превращается в крепость, осажденную Невой. Обратите внимание: Нева - тоже часть города. В нем самом таилась злая энергия, которую освобождает «буйная дурь» финских волн. Нева, прекращая свое «державное теченье» в гранитных берегах, вырывается на волю и разрушает «строгий, стройный вид» Петербурга. Словно сам город берет себя приступом, разрывая свое чрево. Обнажается все, что было скрыто за парадным фасадом «града Петра» во вступлении, как недостойное одических восторгов:

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!

Народ появляется на улицах, «теснится кучами» на берегах Невы, на балкон Зимнего дворца выходит царь, Евгений со страхом смотрит на бушующие волны, тревожась о Параше. Город преобразился, наполнился людьми, перестав быть только городом-музеем. Вся первая часть - картина народного бедствия. Осажден Петербург чиновников, лавочников, нищих обитателей хижин. Нет покоя и мертвым. Впервые появляется фигура «кумира на бронзовом коне». Живой царь бессилен противостоять «божией стихии». В отличие от невозмутимого «кумира», он «печален», «смутен».

В третьей части показан Петербург после наводнения. Но городские противоречия не только не сняты, но еще более усилены. Умиротворение и покой таят в себе угрозу, возможность нового конфликта со стихией («Но торжеством победы полны, / Еще кипели злобно волны, / Как бы под ними тлел огонь »). Петербургская окраина, куда устремился Евгений, напоминает «поле боевое» - «вид ужасный», зато на следующее утро «в порядок прежний все вошло». Город вновь стал холодным и равнодушным к человеку. Это город чиновников, расчетливых торговцев, «злых детей», бросающих камни в безумного Евгения, кучеров, стегающих его плетьми. Но это по-прежнему «державный» город - над ним парит «кумир на бронзовом коне».

Линия реалистического изображения Петербурга и «маленького» человека развита в «петербургских повестях» Н.В.Гоголя, в произведениях Ф.М.Достоевского. Мифологический вариант петербургской темы подхвачен и Гоголем, и Достоевским, но особенно символистами начала XX в. - Андреем Белым в романе «Петербург» и Д.С.Мережковским в романе «Петр и Алексей».

Петербург - огромный «рукотворный» памятник Петру I. Противоречия города отражают противоречия его основателя. Поэт считал Петра человеком исключительным: подлинным героем истории, строителем, вечным «работником» на троне (см. «Стансы», 1826). Петр, подчеркивал Пушкин, - цельная фигура, в которой соединились два противоположных начала - стихийно-революционное и деспотическое: «Петр I одновременно Робеспьер и Наполеон, Воплощенная Революция».

Петр предстает в поэме в своих мифологических «отражениях» и материальных воплощениях. Он - в легенде об основании Петербурга, в памятнике, в городской среде - «громадах стройных» дворцов и башен, в граните невских берегов, в мостах, в «воинственной живости» «потешных Марсовых полей», в Адмиралтейской игле, словно пронзившей небо. Петербург - как бы овеществленные воля и дело Петра, превратившиеся в камень и чугун, отлитые в бронзе.

Образы статуй - впечатляющие образы поэзии Пушкина. Они созданы в стихотворениях «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «К бюсту завоевателя» (1829), «Царскосельская ста-туя»(1830), «Художнику» (1836), а образы оживших статуй, губящих людей, - в трагедии «Каменный гость» (1830)ив «Сказке о золотом петушке»(1834). Двумя материальными «ликами» Петра I в пушкинской поэме являются его статуя, «кумир на бронзовом коне», и ожившая статуя, Медный всадник.

Для понимания этих пушкинских образов необходимо учитывать идею скульптора, воплощенную в самом памятнике Петру. Памятник - сложная скульптурная композиция. Ее основной смысл задан единством коня и всадника, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Автор памятника хотел показать «личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны». «Мой царь не держит никакого жезла, - заметил Этьен-Морис Фальконе в письме к Д.Дидро, - он простирает свою благодетельную руку над объезжаемой страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей».

Такое понимание роли Петра отчасти совпадает с пушкинским: поэт видел в Петре «мощного властелина судьбы», который сумел подчинить себе стихийную мощь России. Но его интерпретация Петра и России богаче и значительнее скульптурной аллегории. То, что в скульптуре дано в форме утверждения, у Пушкина звучит как риторический вопрос, не имеющий однозначного ответа: «Не так ли ты над самой бездной, / На высоте, уздой железной / Россию поднял на дыбы?». Обратите внимание на различие интонаций авторской речи, обращенной поочередно к «кумиру» - Петру и к «бронзовому коню» - символу России. «Ужасен он в окрестной мгле! / Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта!» - поэт признает волю и творческий гений Петра, обернувшиеся жестокой силой «железной узды», вздыбившей Россию. «А в сем коне какой огонь! / Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?» - восклицание сменяется вопросом, в котором мысль поэта обращена не к стране, обузданной Петром, а к загадке русской истории и к современной России. Она продолжает свой бег, и не только природная стихия, но и народные бунты тревожат «вечный сон» Петра.

Бронзовый Петр в пушкинской поэме - символ государствен ной воли, энергии власти, освобожденной от человеческого начала. Еще в стихотворении «Герой» (1830) Пушкин призвал: «Оставь герою сердце! Что же / Он будет без него? Тиран...». «Кумир на бронзовом коне» - «чистое воплощение самодержавной мощи» (В.Я.Брюсов) - лишен сердца. Он «строитель чудотворный», по мановению его руки «вознесся» Петербург. Но детище Петра - чудо, сотворенное не для человека. Окно в Европу прорубил самодержец. Будущий Петербург мыслился им как город-государство, символ самодержавной власти, отчужденной от народа. Петр создал «холодный» город, неуютный для русского человека, вознесенный над ним.

Столкнув в поэме бронзового Петра и бедного петербургского чиновника Евгения, Пушкин подчеркнул, что государственная власть и человек разделены бездной. Уравнивая все сословия одной «дубиной», усмиряя человеческую стихию России «железной уздой», Петр хотел превратить ее в покорный и податливый материал. Евгений должен был стать воплощением мечты самодержца о человеке-марионетке, лишенном исторической памяти, забывшем и «родные преданья», и свое «прозванье» (то есть фамилию, род), которое «в минувши времена» «быть может, и блистало / И под пером Карамзина / В родных преданьях прозвучало». Отчасти цель была достигнута: пушкинский герой - продукт и жертва петербургской «цивилизации», один из бесчисленного множества чиновников без «прозванья», которые «где-то служат», не задумываясь о смысле своей службы, мечтают о «мещанском счастье»: хорошем местечке, доме, семье, благополучии. В набросках неоконченной поэмы «Езерский» (1832), которая многими исследователями сопоставляется с «Медным всадником», Пушкин дал подробную характеристику своему герою, потомку знатного рода, превратившемуся в заурядного петербургского чиновника. В «Медном всаднике» рассказ о родословной и о повседневной жизни Евгения предельно лаконичен: поэт подчеркнул обобщенный смысл судьбы героя «петербургской повести».

Но Евгений даже в своих скромных желаниях, отделяющих его от властного Петра, не унижен Пушкиным. Герой поэмы - пленник города и «петербургского» периода русской истории - не только укор Петру и созданному им городу, символу России, оцепеневшей от гневного взгляда «грозного царя». Евгений - антипод «кумира на бронзовом коне». У него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа. Он способен мечтать, печалиться, «страшиться» за судьбу возлюбленной, изнемогать от мучений. Глубокий смысл поэмы в том, что Евгений сопоставлен не с Петром-человеком, а именно с «кумиром» Петра, со статуей. Пушкин нашел свою «единицу измерения» необузданной, но скованной металлом власти - человечность. Измеренные этой мерой, «кумир» и герой сближаются. «Ничтожный» в сравнении реальным Петром, «бедный Евгений», сопоставленный с мертвой статуей, оказывается рядом со «строителем чудотворным».

Герой «петербургской повести», став безумцем, потерял социальную определенность. Сошедший с ума Евгений «свой несчастный век / Влачил, ни зверь ни человек, / Ни то ни се, ни житель света, / Ни призрак мертвый...». Он бродит по Петербургу, не замечая унижений и людской злобы, оглушенный «шумом внутренней тревоги». Обратите внимание на это замечание поэта, ведь именно «шум» в душе Евгения, совпавший с шумом природной стихии («Мрачно было: / Дождь капал, ветер выл уныло») пробуждает в безумце то, что для Пушкина было главным признаком человека, - память: «Вскочил Евгений; вспомнил живо / Он прошлый ужас». Именно память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с «кумиром на бронзовом коне».

Этот кульминационный эпизод поэмы, завершившийся погоней Медного всадника за « безумцем бедным », особенно важен для понимания смысла всего произведения. Начиная с В.Г.Белинского, он по-разному интерпретировался исследователями. Нередко в словах Евгения, обращенных к бронзовому Петру («Добро, строитель чудотворный! - / Шепнул он, злобно задрожав, - / Ужо тебе!..»), видят бунт, восстание против «державца полумира» (иногда проводились и аналогии между этим эпизодом и восстанием декабристов). В этом случае неизбежно возникает вопрос: кто же победитель - государственность, воплощенная в «горделивом истукане», или человечность, воплощенная в Евгении?

Однако вряд ли можно считать слова Евгения, который, прошептав их, «вдруг стремглав / Бежать пустился», бунтом или восстанием. Слова безумного героя вызваны пробудившейся в нем памятью: «Евгений вздрогнул. Прояснились / В нем страшно мысли». Это не только воспоминание об ужасе прошлогоднего наводнения, но прежде всего историческая память , казалось бы вытравленная в нем петровской «цивилизацией». Только тогда Евгений узнал «и львов, и площадь, и Того, / Кто неподвижно возвышался / Во мраке медною главой, / Того, чьей волей роковой / Под морем город основался». Вновь, как и во вступлении, появляется легендарный «двойник» Петра - Он. Статуя оживает, происходящее теряет реальные черты, реалистическое повествование становится мифологическим рассказом.

Подобно сказочному, мифологическому герою (см., напрн мер, «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», 1833), без умный Евгений «оживает»: «Глаза подернулись туманом, / По сердцу пламень пробежал, / Вскипела кровь». Он превращается н Человека в его родовой сущности (обратите внимание: герой н этом фрагменте ни разу не назван Евгением). Он , «грозный царь», олицетворение власти, и Человек , имеющий сердце и наделенный памятью, вдохновленный демонической силой стихии («как обуянный силой черной»), сошлись в трагическом противостоянии. В шепоте прозревшего Человека слышатся угроза и обещание возмездия, за которые ожившая статуя, «мгновенно гневом воз-горя», наказывает «безумца бедного». «Реалистическое» объяснение этого эпизода обедняет его смысл: все происшедшее оказывается плодом больного воображения безумного Евгения.

В сцене погони происходит второе перевоплощение «кумира на бронзовом коне» - Он превращается во Всадника Медного . За Человеком скачет механическое существо, ставшее чистым воплощением власти, карающей даже за робкую угрозу и напоминание о возмездии:

И озарен луною бледной,

Простерши руку в вышине,

За ним несется Всадник Медный

На звонко скачущем коне.

Конфликт перенесен в мифологическое пространство, чем подчеркнуто его философское значение. Это конфликт принципиально неразрешимый, в нем не может быть победителя и побежденного. «Всю ночь», «повсюду» за «безумцем бедным» «Всадник Медный / С тяжелым топотом скакал», но «тяжело-звонкое скаканье» ничем не заканчивается. Бессмысленная и безрезультатная погоня, напоминающая «бег на месте», имеет глубокий философский смысл. Противоречия между человеком и властью не могу т. разрешиться или исчезнуть: человек и власть всегда трагически связаны между собой.

Такой вывод можно сделать из пушкинского поэтического «исследования» одного из эпизодов «петербургского» периода русской истории. Первый камень в его фундамент заложил Петр I - «мощный властелин судьбы», построивший Петербург и новую Россию, но не сумевший «железною уздою» стянуть человека. Власть бессильна против «человеческого, слишком человеческого» - сердца, памяти и стихии человеческой души. Любой «кумир» - только мертвая статуя, которую Человек может сокрушить или, по крайней мере, заставить сорваться с места в неправедном и бессильном гневе.

Интегрированный урок. Литература + ОБЖ + история.

Тема: Образ стихии в поэме «Медный всадник».

· Познакомить с историей строительства Петербурга.

· Развивать аналитическое мышление, выразительное чтение, познавательный интерес.

· Воспитывать любовь к поэзии, литературе, искусству.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с удивительной поэмой «Медный всадник». Это история о Петербурге, о трагедии маленького человека, потерявшего свою любимую, о Петре I. Но удивительна эта поэма ещё и тем, что в ней одним из главных героев является стихия.

Тема нашего урока:

«Образ стихии в поэме «Медный всадник».

(слайд 1 )

Пётр I задумал построить величественный город, северную Венецию, город, который станет грозной крепостью и центром культуры и торговли. О том, как строился Петербург расскажут нам историки.

(Историки рассказывают о строительстве Петербурга.)

Историк В 1703 г. Пётр I начинает строить город Санкт-Петербург. Крестьяне, пригнанные из сухопутных российских краёв, с ужасом взирают на морскую столицу. Виданное ли дело: на дне моря дворцы возводить! В 1714 г. Царь издал указ: каждая подвода, едущая в город должна сдать на заставе 3 камня весом 5 фунтов каждый, а входящий в гавань корабль – 30 камней по 10 фунтов. Штраф за каждый недовезённый камень – гривна. Пётр I приказал подсыпать землю, поднять город так высоко, чтобы его не достигли волны. Все проекты 18 – 19 вв. оказались бесполезны. Лишь в 20 в. город одели в гранит. В1957 г. построили дамбу в Финском заливе, которая защищает город от наводнений.


–Давайте обратимся к Пушкину и прослушаем вступление к поэме «Медный всадник».

Ученик 1. (читает отрывок На берегу пустынных волн… И запируем на просторе)

(слайд 2)

Анализ отрывка (вступление).

- Каким настроением, чувством наполнено вступление?

(торжественность, величие, восхищение, гордость, любование, патриотизм)

- Найдите сроки, отражающие державность замыслов Петра I.

(стоял он дум великих полон…)

( в даль глядел, река неслась широка, илистые топкие берега, лес шумел.)

- Каким предстает Петр 1 в поэме Пушкина ответят нам литераторы.

Литератор.

Пётр предстаёт здесь как основатель и будущий строитель города, исполняющий волю самой природы. Пушкин использует былинные способы изображения исторической личности; широкий взгляд на мир укрупняет и личность героя, данного на фоне огромного пространства, которое предстоит покорить.

- Как понимаете данные строки?

(отсель грозить мы будем шведу…

Ногою твёрдою стоять при море)

(метафора)

(строительство нового города на берегах Невы даёт возможность наладить связи с Европой)

Петербург – величественный город, построенный великим человеком. Этот город считается одним из красивейших в мире. любил Петербург. Гимном его любви к Петербургу стала поэма «Медный всадник». В этой поэме, или как назвал её сам автор в «петербургской повести», мы встречаем чудесное описание Петербурга, полное восхищения и преклонения перед городом. Давайте послушаем самого Пушкина:

Ученик 2. (читает отрывок)

«прошло сто лет…

На золотые небеса».

(Демонстрация слайд-шоу «Петербург».)

- Перед нами великолепная панорама. Невозможно не испытать восторга, глядя на нее. Нева, мосты над ней, соборы, Петропавловская крепость – все создает ощущение великолепия , вечности, прочности.

(Работа с текстом.)

- Какие интонации преобладают в этой части?

(возвышенные, торжественные. Это гимн.)

- Какой жанр использует Пушкин во вступлении? (ода)

- С помощью каких художественно – выразительных средств он достигает этого?

(эпитеты –строгий стройный вид; прозрачный сумрак; блеск безмерный; однообразную красивость; золотые небеса;

Олицетворения – Нева оделась в гранит

Метонимия – все флаги в гости будут к нам.

Анафора – люблю тебя, Петра творенье, стройный вид; Невы державное теченье)

- Как понимаете фразу?

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва.

(воплотились мечты Петра, Петербург великолепный город, гордость России)

(слайд 4)

Но не все так благополучно в этом городе, как кажется на первый взгляд. Мы уже слышали, как трудно строился этот город.

Смог ли человек подчинить себе природу или она и по сей день напоминает нам о том, что мы лишь гости в этом мире? На этот вопрос ответят нам историки.

Людям удалось победить природу, удалось среди болот построить величественный город, удалось усмирить Неву. Однако иногда она бунтует против учиненного насилия над ней. Каждую осень над Петербургом витает угроза стихийного бедствия. Красавица Нева готовится к броску на город. В Петербурге часто случаются наводнения.


(слайд 5)

- Что же такое наводнение? Ответ на этот вопрос подготовили спасатели.

Спасатели.

Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды, в период ливней, снеготаяния, заторов.

(cлайд 6 )

- Каковы причины наводнения?

Причины наводнения:

Интенсивные ливни

Быстрое таяние снега

Разрушение плотин и дамб

Подводные землетрясения и извержения вулканов

Сколько раз за все свое существование Петербург становился жертвой водной стихии? На этот вопрос ответят историки.

Историки.

За те 300 лет, что стоит С. Петербург, он более 300 раз становился жертвой разбушевавшейся водной стихии. Уже в год основания города, 1703г, произошло первое на памяти очевидцев наводнение, вода поднялась за несколько часов более чем на 2 метра. Однако большинство разгулов стихии, пережитых городом, ничто по сравнению с наводнением.

1777г. – 3.4 м.

1824г. – 4.26 м.

1924г. – 3.8м.

Убытки были огромными. Эти тревожные дни помнят многие старожилы.

- Самое крупное наводнение за всю историю С. П. произошло 7 ноября 1824 года. Это наводнение и описывает Пушкин в своей поэме.

- Посмотрите небольшой фрагмент фильма и послушайте, как его описывает Пушкин.

Просмотр фильма.

Чтение отрывка учеником

(Нева всю ночь рвалася к морю…

Плывут по улицам)

- Какие новые ассоциации, образы возникли после просмотра этого отрывка?

- Мне кажется, наиболее точно подходят слова Б. Пастернака.

Тучи, как волосы, стали дыбом

Над дымной и бледной Невой

Кто ты, О кто ты?

Кто бы ты ни был – Город – вымысел мой.

Пушкин ярко описывает наводнение, мы словно представляем эти картины перед собой. Благодаря каким средствам выразительности это достигается?

( восклицание - Осада! Приступ!

Сравнения – и вдруг как зверь остервеняясь.

Кр. Формы прил и прич . – гневна, бурлива, погружен.

Нагромождение глаголов – затопляла, свирепела, вздувалась, кинулась)

- Найдите образы, характеризующие изображение разбушевавшейся Невы.

(пена разъяренных вод, гневна, бурлива, вздувалась, ревела, как зверь остервенясь, на город кинулась, осада, приступ, злые волны, как воры лезут в окна, вставали волны там и злились, насытясь разрушением, своим любуясь возмущеньем.

Самый зримый образ – челны с разбега бьют кормой и гробы с размытого кладбища плывут по улицам.)

- Что символизирует собой эта водная стихия? Вопрос к литераторам.

(Наводнене – это бунт неукрощенной стихии и направлен он с негодованием на ”гранит подножия Петра. Затем мятеж водной стихии переводится в иной социальный план – народный бунт.)

- Удалось ли людям усмирить стихию?

(Нет. Стихия уходит непобежденной, любуясь своим возмущением.)

- Что же делать, если вы попали в зону затопления?

Спасатели знакомят с памяткой.

- Наш урок подходит к концу, пора делать выводы.

Выводы.

Спасатели. Вода – это грозная стихия, потенциальный источник многих чрезвычайных ситуаций, безжалостный убийца. Нужно всегда помнить о правилах поведения при наводнении.

Историки. С древних времен люди воспринимали наводнение как самое страшное стихийное бедствие и придумывали разные способы защиты от него.

Литераторы. Наводнение в поэме Пушкина – это худ. Образ, бунт стихии. Последствия такого бунта страшные: это и разрушенные дома, и голод, и гибель людей, и разбитые человеческие судьбы.

Да, действительно, бунт стихии это один из кульминационных центров поэмы. Мятеж водной стихии переводится в иной, социальный план – Пушкин сравнивает бунт возмущенной Невы с народным бунтом. По мысли Пушкина и наводнение, и народный бунт – это проявление Божьего гнева, который обрушился на город пока в виде природной стихии.

Время создания поэмы. Сюжетная основа и время действия. Тематика

А.С.Пушкин написал поэму «Медный Всадник» в октябре 1833 года в Болдине.

Сюжетная основа произведения – петербургское наводнение 1824 года. Пушкин подчеркивает строгую историческую достоверность событий, описанных в поэме. Так, в авторском предисловии к произведению он отмечает: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине».

Временные рамки поэмы шире ее сюжетного действия. Поэт совершает экскурс в эпоху Петра I, рассказывает о грандиозном замысле самодержца. Затем он говорит о переменах, произошедших через сто лет. Автор описывает само наводнение 1824 года и события, непосредственно за ним следующие. Важнейшей темой произведения становится также судьба «маленького человека».

Проблематика

Главная проблема, поставленная в «Медном Всаднике», – личность и государство . Пушкин осмысляет глубинное противоречие между личностью «маленького человека» и самодержавной властью. В контексте данной проблемы Пушкин вскрывает историческую противоречивость деятельности ПетраI. С одной стороны, осуществленные им реформы укрепили Российское Государство. Город, построенный на Неве, стал символом величия и славы России. С другой стороны, этот город оказался причиной несчастий, страданий, гибели «маленького человека».

Еще одна важная проблема произведения – это человек и природа . В природной стихии Пушкин показал грозную Божественную силу, непокорную человеку, неподвластную воле царей.

Идейная направленность

Идейный смысл поэмы неоднозначен.

С одной стороны, Пушкин прославляет деяния Петра , восхищается прекрасным городом на Неве, преклоняется перед величием и славой России.

С другой стороны, поэт глубоко сочувствует, сострадает «маленькому человеку», ставшему невольной жертвой петровских пре­образований.

Жанровое своеобразие

«Медный Всадник» – это лироэпическая поэма . В ней повествование о событиях и персонажах сочетается с лирическим самовыражением автора. Так, например, вступление к поэме включает в себя взволнованный монолог поэта, воспевающего Петербург.

Пушкин дает и собственное жанровое определение «Медному Всаднику». В подзаголовке он называет произведение «петербургской повестью». Пушкин своим произведением утверждает новый в русской литературе жанр петербургской повести о бедном чиновнике, «маленьком человеке». Впоследствии (уже в прозаической форме) этот жанр получит развитие в произведениях Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, других русских писателей.

Композиция: сюжетное построение, основные образы

Поэма включает в себя вступление и две части .

Вступление содержит экспозицию образа Петра I . Царь предстает здесь как выдающийся государственный деятель, поставивший перед собой задачу преобразовать Россию, сделать её великим государством, прорубить «окно в Европу».

Хотя царь описывается во вступлении как реальное историческое лицо, выглядит он уже здесь монументально 1 . Величественная фигура самодержца показана на фоне дикой, первозданной природы:

На берегу пустынных волн

Стоял он , дум великих полн,

И вдаль глядел.

Поэт рассказывает о грандиозном замысле Петра:

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

Пушкин не скрывает своего восхищения творением Петра. Отсюда высокий стиль, использование славянизмов («юный град», «полнощных стран краса и диво», «из топи блат»).

Затем следует лирический монолог поэта, где он говорит о своей любви к Петербургу. Поэт любуется архитектурой города, величавым течением Невы, красотой белых ночей:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

Пушкин прославляет военную мощь России:

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней

Однообразную красивость,

В их стройно зыблемом строю

Лоскутья сих знамен победных,

Сиянье шапок этих медных,

Насквозь простреленных в бою.

Эти строки напоминали современникам Пушкина о славной победе России в войне 1812 года.

Поэт особо отмечает значение таких торжественных моментов в жизни Российской Империи, как рождение наследника Престола и победа над врагом , причем вызываемое этими событиями ликование оказывается сродни радости созерцания весеннего пробуждения Невы:

Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром,

Когда полнощная царица

Дарует сына в царский дом,

Или победу над врагом

Россия снова торжествует,

Или, взломав свой синий лед,

Нева к морям его несет

И, чуя вешни дни, ликует.

Таким образом, Петербург у Пушкина – это символ новой, преображенной России.

Между тем реформаторская деятельность Петра, по убеждению поэта, принесла России и ее народу не только величие, но и тяжкие страдания. «Печален будет мой рассказ», – замечает поэт в конце вступления, готовя читателя к скорбным событиям, описанным в первой и второй частях поэмы.

Первую часть «Медного Всадника» открывает мрачная картина осенней природы. Нева сравнивается с больным человеком:

Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом.

Плеская шумною волной

В края своей ограды стройной,

Нева металась, как больной

В то время из гостей домой

Пришел Евгений молодой…

Экспозиция образа центрального персонажа занимает первую половину первой части поэмы. Поэт объясняет, почему он выбрал для своего героя имя «Евгений»:

Мы будем нашего героя

Звать этим именем. Оно

Звучит приятно; с ним давно

Мое перо к тому же дружно.

Евгений происходит из древнего аристократического рода. Однако в ту эпоху, когда происходит действие поэмы, его фамилия уже мало кому о чем-то говорит:

Прозванья нам его не нужно.

Хотя в минувши времена

Оно, быть может, и блистало,

И под пером Карамзина

В родных преданьях прозвучало,

Но ныне светом и молвой

Оно забыто…

Евгений – типичный мелкий чиновник, «маленький человек»:

Наш герой

Живет в Коломне, где-то служит,

Дичится знатных и не тужит

Ни о почиющей родне,

Ни о забытой старине.

Отметим, что «маленькие люди» – порождение петровских преобразований, которые превратили Россию в государство чиновников.

Не следует забывать и о том, что галерея «маленьких людей» в русской литературе восходит к Пушкину. Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» – первый в их ряду, вторым оказывается Евгений из «Медного Всадника». Позже в русскую литературу войдут герои Гоголя (например, Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели»), писателей «натуральной школы», Достоевского.

О миросозерцании «маленького человека» можно судить по его мечтам :

О чем же думал он? О том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость, и честь…

Жениться? Ну… зачем же нет?

Оно и тяжело, конечно,

Но что ж, он молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов;

Он кое-как себе устроит

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокоит.

Евгения, в отличие от царя-самодержца, волнуют не грандиозные планы государственного масштаба, а дела насущные: он мечтает о семейном счастье, о воспитании детей.

Существенно также, что возлюбленная Евгения не аристократическая дама, а простая девушка Параша, с которой он собирается разделить скромную и многотрудную семейную жизнь.

В стихах поэта выражено сочувствие «маленькому человеку», искреннее внимание к его заботам.

При создании образов Петра и Евгения Пушкин прибегает к антитезе , которая вырисовывается уже во вступлении к поэме и в первой ее части. Величественная фигура Петра на фоне пустынной, спокойной Невы противопоставлена погруженному в житейскую суету Евгению – «маленькому» и по государственным меркам ничтожному человеку, возвращающемуся домой близ реки мятущейся, беспокойной, внушающей герою страх за близких людей.

Вторая половина первой части поэмы посвящена описанию наводнения . Разбушевавшаяся Нева выступает как беспощадная природная стихия, которая мстит человеку за то, что он пытался ограничить ее свободу, заковал в гранит. При описании стихийного бедствия Пушкин использует развернутые олицетворения, сравнения, красочные эпитеты. Нева предстает перед нами как страшный зверь, уничтожающий все вокруг:

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась…

Не случайно Александр I, под конец царствования которого произошло наводнение 1824 года, произносит знаменательные слова: «С Божией стихией царям не совладеть». Силы природы символизирует здесь Божий гнев в отношении людей, решивших подчинить себе стихию, и здесь даже царь оказывается бессильным. Природа мстит человеку за произвол над ней.

Существенно, что Пушкин подчеркивает неразрывную связь между бедствиями, вызванными наводнением, и давним решением Петра построить город именно в этом месте – вопреки законам природы. В результате страшные страдания жителей Петербурга, прежде всего «маленьких людей», оказались следствием деятельности Петра в предшествующем столетии.

Не случайно в конце первой части поэмы образы Петра I и Евгения вновь противопоставлены, только самодержец выступает здесь уже не как историческая личность, а как статуя, «кумир». Евгений, спасающийся от наводнения, сидит «на звере мраморном верхом» и видит перед собой неподвижное изваяние Петра. При этом монумент оказывается «обращен к нему спиною»: получается, что отчаявшийся «маленький человек» не может рассчитывать на помощь:

И, обращен к нему спиною,

В неколебимой вышине

Над возмущенною Невою

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Во второй части поэмы рассказывается о гибели Параши , о сумасшествии Евгения , о его бунте против власти, наконец, о его собственной гибели .

Гибель Параши приобретает в поэме символическое значение: это знак несчастий всех простых людей – жителей Петербурга, оказавшихся заложниками петровских преобразований. Смерть невесты стала также причиной сумасшествия Евгения. Его сознание не выдержало тяжких испытаний:

Но бедный, бедный мой Евгений…

Увы! Его смятенный ум

Против ужасных потрясений

Не устоял…

Отметим, что мотив сумасшествия в связи с темой Петербурга широко освещается в последующей русской литературе. Вспомним, к примеру, «Записки сумасшедшего» Гоголя, сны-кошмары Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского.

Во второй части поэмы содержится и ее кульминация – рассказ о бунте героя против власти, которую олицетворяет собой статуя Петра. Автор заранее готовит читателя к этому новому противостоянию Евгения и Медного Всадника. Вновь повторяются детали их первой встречи, случившейся во время наводнения:

Евгений вздрогнул. Прояснились

В нем страшно мысли. Он узнал

И место, где потоп играл,

Где волны хищные толпились,

Бунтуя злобно вкруг него,

И львов, и площадь, и того,

Кто неподвижно возвышался

Во мраке медною главой…

Поэт в лирическом монологе обращается к статуе Петра – символу самодержавной власти:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Пушкин подчеркивает здесь всю грандиозность облика Петра. Между тем и фигура Евгения в момент его бунта против кумира становится по-своему величественной. Не случайно поэт в обрисовке «маленького человека», как и в описании статуи самодержца, использует лексику высокого стиля 1 :

Кругом подножия кумира

Безумец бедный обошел

И взоры дикие навел

На лик державца полумира.

Стеснилась грудь его. Чело

К решетке хладной прилегло…

Два противника стилистически «уравниваются»: у «державца полумира» – «лик», у мятежника – «чело». Герой в исступлении произносит слова, исполненные гнева:

Добро, строитель чудотворный!

Ужо тебе!

Заканчивается бунт кошмаром Евгения. Медный Всадник преследует свою жертву.

В своеобразном эпилоге , не озаглавленном автором, но выделенном текстуально, рассказывается о смерти несчастного Евгения , не выдержавшего схватки с жестокой судьбой:

Нашли безумца моего,

И тут же хладный труп его

Похоронили ради Бога.

Важную роль в произведении играют образы-символы . Образ Петербурга несет в себе идею новой, преображенной России с ее величием и славой. Одновременно Петербург – символ несчастий, страданий простых людей.

Разбушевавшаяся Нева – символ Божьего гнева, обрушившегося на человека, задумавшего подчинить себе природную стихию.

Наконец, Медный Всадник – олицетворение самодержавной власти в ее трагическом противостоянии народу. Конь – российский народ, Всадник – самодержец, поднявший своих подданных «на дыбы».

Вопросы и задания

1. Где и когда Пушкин написал поэму «Медный Всадник»? Что составляет сюжетную основу произведения? Очертите временные рамки событий, описанных в поэме. Назовите основные темы произведения.

2. Какие проблемы осмысляет поэт в «Медном Всаднике»? В чем своеобразие трактовки автором такой проблемы, как личность и государство?

3. Охарактеризуйте идейную направленность поэмы. Почему позицию автора нельзя назвать однозначной?

4. Почему «Медный Всадник» является лироэпическим произведением? Какое жанровое определение дал поэме сам Пушкин? В чем состоит уникальность «Медного Всадника» как петербургской повести? Кто еще из русских писателей создавал произведения в этом жанре?

5. Из каких частей состоит пушкинская поэма? Какие композиционные элементы включает в себя вступление? Каким предстает пред нами Петр Iво вступлении? Что поэт рассказывает о замысле Петра? Каким рисует Пушкин Петербург через сто лет после его основания. Охарактеризуйте лирический монолог автора. Чем именно восхищает его «Петра творенье»?

6. Что вы можете сказать об экспозиции образа Евгения в начале первой части поэмы? Как автор описывает Неву? Как он представляет читателю центрального персонажа? Что Пушкин пишет об имени и фамилии героя, о его происхождении, занятиях, мечтах, идеалах? Что вы можете сказать о возлюбленной Евгения? Почему Евгения можно назвать «маленьким человеком»? Когда и в силу каких причин возник этот социально-исторический тип людей? Кто из русских писателей впервые его открыл? Каких еще персонажей – самого Пушкина и других авторов – можно отнести к данному литературному типу?

В чем заключается смысл антитезы «Петр – Евгений»?

7. Каким образом Пушкин рисует разбушевавшуюся стихию? Какие художественные приёмы он здесь использует? В чем смысл приведенных поэтом слов Александра I? Как тема наводнения 1824 года связана с темой петровских преобразований? Раскройте смысл эпизода противостояния Евгения и статуи Петра во время наводнения.

8. Назовите основные события второй части поэмы. Почему гибель Параши и сумасшествие Евгения приобретают в произведении символическое значение?

9. Охарактеризуйте кульминационный момент действия поэмы? Почему мы можем утверждать, что образы Евгения и Петра в момент бунта героя стилистически уравниваются? К чему приводит бунт героя? В чем символический смысл гибели Евгения? Какое описание выполняет в поэме функцию эпилога?

10. Обобщите значение образов-символов в поэме. Почему символический образ Петербурга трактуется неоднозначно? Как можно истолковать значение образа разбушевавшейся Невы? Прокомментируйте пушкинскую трактовку образа Медного Всадника.

11. Составьте план-конспект и подготовьте устное сообщение

Стихия в пушкинском произведении — образ отрицательный . Ведь наводнение, описанное поэтом, ломает судьбы жителей, лишает крова и пропитания, отнимает жизни. Буйство стихии безжалостно разрушает все, что попадается на пути, неся горе и хаос Петербургу. Она, по мнению повествователя, — воплощение зла и «Божий гнев». Рассмотрим, как автор рисует образ стихии и его символическое звучание в поэме «Медный всадник».

Вконтакте

Краткий обзор

Анализ первой части «Медного всадника» показывает, как резко противопоставлена она бодрым и красочным описаниям белых ночей и весны Петербурга во вступлении. Унылые пейзажи осени (ветер дует, «печально воя») создают ощущение неизбежного. Символика этой части поэмы пронизана предчувствием беды . Природа словно предупреждает жителей о надвигающейся катастрофе. Петербург из озаренной светом столицы превращается в город-сумрак («было поздно и темно»). Меняется и облик реки. Нева уже не плещется широко и не течет державно. И уже в первой части поэмы ей становится тесно в оковах берегового гранита: река стремится на волю .

Описание наводнения

Образ стихии — своенравной Невы — и его символическое звучание усиливают драматизм неизбежного в поэме «Медный всадник». Река не хочет уже мириться с каменными набережными , ограничивающими ее течение:

  • сначала мечется в сковавшей ее «стройной ограде»;
  • затем гневается, бурлит, «клокоча »;
  • и бросается на старого врага - «Петра творенье», чтобы утопить в своих водах.

Потоп срывает с Петербурга весь его столичный лоск, выворачивает наизнанку, достает наружу все, что было спрятано от посторонних глаз . Наводнением вымыло «обломки хижин», кровлю и даже гробы. Устоял лишь гордый всадник , наблюдая за общим хаосом: устрашающая характеристика наводнения только подчеркивает общий трагизм фабулы поэмы.

Иллюстрация наводнение к поэме «Медный всадник»

Способы изображения событий

Не свойственные общему стилю поэмы литературные приемы , такие, как развёрнутые сравнения и , используются именно для описания наводнения, чтобы подчеркнуть главный конфликт произведения, показать непредсказуемость и стихийность происходящего:

  1. Сравнения. Характеристика масштабов бедствия особенно красноречива в сравнении наводнения с набегом шайки разбойников . Потоп здесь показан необузданной, безликой и разрушающей силой. Анализ поэмы раскрывает противоречивый и многоликий образ Невы , который создают многочисленные и образные сравнения реки: с грабителем-злодеем , разъяренным зверем, кинувшимся на город.
  2. Повторы. Иррациональность стихии автор произведения подчеркивает тройным повтором слова «вдруг», нагнетая при этом дополнительные средства выразительности .
  3. Метафоры. Анализ произведения показывает: в яростной стихии для поэта заключена особая мощь и поэзия, которая так же притягательна, как и стройные громады воздвигнутой цивилизации . Это подчеркивают метафоры и другие выразительные средства: «…злые волны//Как воры…» Анализ стиля поэмы поражает читателя обилием метафор в изображении стихии.

Описание наводнения завершается в поэме «Медный всадник» насыщением Невы, которая отступает, любуясь «своим … возмущением». Однако река лишь затаилась , готовая каждое мгновенье показать свою разрушительную силу.

А.С. Пушкин «Медный всадник» — образ стихии.

Стихия для поэта

Литературные приемы, которые Пушкин использует для изображения наводнения, указывают на то, какую «непостижимую уму» мощь, способную одновременно и созидать, и разрушать , видел в ней поэт. Только при соприкосновении или при противостоянии ей может родиться действительно нечто великое и значимое . В поэме незримо присутствует демоническая сила, таившаяся в «дикой» природе стихии. Однако сам автор, в отличие от своего героя царя Петра, убежден, что природу до конца покорить нельзя . И чтобы показать всю мощь и беспощадность этого стихийного бунта, поэт применяет так обильно разнообразные средства выразительности.

Отличительные черты произведения

При небольшом объеме (примерно 500 ) в поэме органично соединены несколько планов повествования: история и современные дни, реальность и вымысел , детали частной жизни и задокументированные хроники. Это отразилось не только в самой фабуле, но также повлияло на ее построение и . Особенности произведения следующие.

Своеобразие сюжета

Основной конфликт – это противостояние естественного начала (природы) и цивилизации (насильственного насаждения рамок, ограничений, правил). На событийном уровне он воплощается в наступлении стихии на град Петров. Развитию конфликта способствует символика поэмы. Вольная река , которую по приказу царя заковали в гранит , взбунтовалась, поднялась и безжалостно затопила город . Заложниками конфликта становятся главный герой Евгений и его возлюбленная Параша , которая погибает во время наводнения.

Особенности композиции

Произведение имеет непомерно длинное вступление, занимающее около 1\3 текста . Состоит из первой части, повествующей о бунте стихии, второй части, описывающей результат наводнения, и заключения, занимающего всего несколько строк, и потому не выделенного автором в отдельную главу .

Жанровое своеобразие

Повествование нельзя определить как историческое, ведь образ Петра, созданный в данном произведении, далек от исторической фигуры . Поэма рассказывает не об эпохе Петра, а об отражении его дел на окружающей поэта современности через события, связанные с наводнением 1824 года , на примере жизни «маленького человека» Евгения. Пушкин далек от создания героической поэмы в классическом ее понимании.

Поэтому совершено точно можно определить жанр произведения как лирико-эпическая поэма . Однако Пушкин подписал ее как «Петербургская повесть». Неужели поэта можно упрекнуть в незнании жанровой классификации? Конечно, нет. Своим подзаголовком не на жанр указывает Пушкин, а на «истинность происшествия », то есть место описываемого действия, колорит повествования.

Символика

В образах заключен философский аллегорический смысл . В «Медном всаднике» описано наводнение, которое на самом деле произошло в Петербурге, однако в авторской трактовке образ стихии наделен глубоким смыслом: природа не подчинилась даже царю , сумевшему обуздать Россию и построить на болоте наперекор всему новую столицу. Использованы самые яркие краски, выразительные сравнения в описании наводнения. И Нева, и ветер , выступают на страницах одушевленными существами

Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина – одно из самых совершенных творений поэта. По своему слогу она напоминает «Евгения Онегина», а по содержанию приближена одновременно к истории и мифологии. Данное произведение отражает размышления А.С. Пушкина о Петре Первом и вобрало в себя различные мнения о реформаторе.

Поэма стала завершающим произведением из написанных в период Болдинской осени. В конце 1833 года «Медный всадник» был дописан.

Во времена Пушкина существовало два типа людей – одни боготворили Петра Первого, другие же приписывали ему родство с сатаной. На этой почве рождались мифы: в первом случае — реформатора называли Отцом отечества, рассказывали о небывалом уме, создании города-рая (Петербург), во втором – пророчили крушение города на Неве, обвиняли Петра Великого в связях с темными силами, называли антихристом.

Суть поэмы

Начинается поэма с описания Петербурга, А.С. Пушкин подчеркивает уникальность места для строительства. В городе живет Евгений – самый обычный служащий, беден, не жаждет разбогатеть, ему важнее оставаться честным и счастливым семьянином. Финансовое благополучие требуется лишь для надобности обеспечивать свою возлюбленную Парашу. Герой грезит женитьбой и детишками, мечтает рука об руку встретить старость с любимой девушкой. Но мечтам его не суждено сбыться. В произведении описано наводнение 1824 года. Страшная пора, когда люди гибли вод слоями воды, когда Нева бушевала и поглощала город своими волнами. В таком наводнении и погибает Параша. Евгений же проявляет мужество во время бедствия, не думает о себе, пытается разглядеть дом любимой вдалеке и бежит к нему. Когда буря стихает, герой спешит к знакомым воротам: вот ива, но калитки нет и дома тоже. Эта картина сломала молодого человека, он обреченно волочется по улицам северной столицы, ведет жизнь странника и каждый день переживает вновь события той роковой ночи. В одно из таких помутнений он набредает на дом, в котором раньше жил и видит статую Петра Первого на коне – Медного всадника. Он ненавидит реформатора за то, что тот построил город на воде, которая погубила его возлюбленную. Но внезапно всадник оживает и озлобленно несется на обидчика. Позднее бродяга умрет.

В поэме сталкиваются интересы государства и обычного человека. С одной стороны, Петроград называли северным Римом, с другой, его основание на Неве было опасно для жителей, и наводнение 1824 года подтверждает это. Злобные речи Евгения в адрес правителя-реформатора интерпретируют по-разному: первое — это мятеж против самодержавия; второе — это восстание христианства против язычества; третье — это жалкий ропот маленького человека, чье мнение не ставится в ряд с силой, необходимой для изменений государственного масштаба (то есть для достижения грандиозных целей всегда приходится чем-то жертвовать, и механизм коллективной воли не остановит беда одного человека).

Жанр, размер стиха и композиция

Жанр «Медного всадника» — поэма, написанная, как «Евгений Онегин», четырехстопным ямбом. Композиция довольна странна. Имеет непомерно большое вступление, которое вообще можно рассматривать как отдельное самостоятельное произведение. Далее 2 части, в которых рассказывается о главном герое, наводнении и столкновении с Медным всадником. Эпилога в поэме нет, точнее, он не выделен самим поэтом отдельно — последние 18 строк об острове на взморье и смерти Евгения.

Несмотря на нестандартную структуру, произведение воспринимается как целостное. Данный эффект создают композиционные параллелизмы. Петр Первый жил на 100 лет раньше, чем главный герой, но это не мешает создать ощущение присутствия правителя-реформатора. Его личность выражена через монумент Медного всадника; но и сама персона Петра появляется в начале поэмы, во вступлении, когда речь ведется о военной и экономической значимости Петербурга. А.С. Пушкин так же несет мысль о бессмертии реформатора, поскольку даже после его гибели появлялись нововведения и долго время имели силу старые, то есть, он запустил ту тяжелую и неповоротливую машину изменений в России.

Итак, фигура правителя появляется на протяжении всей поэмы, то в качестве собственной персоны, то в образе памятника, его оживляет помутившийся ум Евгения. Временной промежуток повествования между вступлением и первой частью равен 100 годам, но, несмотря на такой резкий прыжок, читателю он не чувствуется, поскольку А.С. Пушкин связал события 1824 года с так называемым «виновником» наводнения, ведь именно Петр построил город на Неве. Интересно заметить, что данная книга по построению композиции совершенно не свойственна для пушкинского стиля, это эксперимент.

Характеристика главных героев

  1. Евгений – о нем нам известно немного; жил в Коломне, там же служил. Был беден, но не имел пагубной склонности к деньгам. Несмотря на совершенную обычность героя, а он легко бы затерялся среди тысячи таких же серых жителей Петербурга, он имеет высокую и светлую мечту, которая полностью отвечает идеалам многих людей – женитьба на любимой девушке. Он – как любил сам Пушкин называть своих персонажей – «герой французского романа». Но мечтам его не суждено сбыться, Параша погибает при наводнении 1824 года, а Евгений сходит с ума. Поэт нарисовал нам слабого и ничтожного молодого человека, чье лицо мгновенно теряется на фоне фигуры Петра Первого, но даже этот обыватель имеет свою цель, которая по силе и благородству соизмерима или даже превосходит личность Медного всадника.
  2. Петр Первый – во вступлении его фигура представлена, как портрет Творца, Пушкин признает в правителе невероятный ум, но подчеркивает деспотизм. Сначала поэт показывает, что хоть император и выше Евгения, но он не выше Бога и стихий, которые ему не подвластны, но сила России пройдет сквозь все невзгоды и останется невредимой и непоколебимой. Автор не раз замечал, что реформатор был слишком самовластен, не обращал внимания не беды обычных людей, которые становились жертвами его глобальных преобразований. Наверное, мнения на эту тему всегда буду разниться: с одной стороны, тирания — плохое качество, которого не должно быть у правителя, но с другой – а возможны были бы такие обширные изменения, если бы Петр был мягче? Каждый сам отвечает для себя на этот вопрос.
  3. Тематика

    Столкновение власти и обычного человека — главная тема поэмы «Медный всадник». В этом произведении А.С. Пушкин размышляет над ролью личности в судьбе целого государства.

    Медный всадник олицетворяет Петра Первого, чье правление было приближено к деспотизму и тирании. Его рукой были введены реформы, полностью меняющие ход обычный русской жизни. Но когда рубят лес, неизбежно летят щепки. Может ли маленький человек найти свое счастье, когда такой вот лесоруб не считается с его интересами? Поэма отвечает – нет. Столкновение интересов власти и людей в таком случае неизбежно, конечно, последние остаются в проигрыше. А.С. Пушкин размышляет о строении государства в петровские времена и о судьбе отдельного взятого героя в нем – Евгения, приходя к выводу, что империя жестока к людям в любом случае, а стоит ли ее величие таких жертв – вопрос открытый.

    Также творец обращается к теме трагической потери близкого человека. Евгений не выдерживает одиночества и горя утраты и не находит, за что же зацепиться в жизни, если нет любви.

    Проблематика

  • В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин поднимает проблему личности и государства. Выходцем из народа является Евгений. Он самый обыкновенный мелкий чиновник, живет впроголодь. Душа его полна высоких чувств к Параше, о женитьбе с которой он грезит. Лицом государства становится монумент Медного всадника. В забвении разума молодой человек набредает на дом, в котором жил до гибели возлюбленной и до своего сумасшествия. Взгляд его натыкается на памятник, а больной ум оживляет статую. Вот оно, неизбежное столкновение личности и государства. Но всадник озлобленно гонится за Евгением, преследует. Как посмел герой роптать на императора?! Реформатор думал более масштабно, рассматривая планы на будущее в полнометражном измерении, как с высоты птичьего полета он смотрел на свои творения, не вглядываясь в людей, которых захлестывали его нововведения. Народ подчас страдал от решений Петра, так же, как сейчас подчас страдает от правящей руки. Монарх воздвиг прекрасный город, который во время наводнения 1824 года стал кладбищем для многих жителей. Но он не считается с мнением обыкновенных людей, создается ощущение, что своими мыслями он ушел далеко вперед своего времени, и даже через сто лет не все смогли постичь его замысел. Таким образом, личность никак не защищена от произвола вышестоящих особ, ее права грубо и безнаказанно попираются.
  • Проблема одиночества тоже беспокоила автора. Герой не вынес и дня жизни без второй половины. Пушкин размышляет, как же мы все-таки уязвимы и ранимы, как разум не крепок и подвержен страданию.
  • Проблема равнодушия. Горожанам никто не помог эвакуироваться, последствий бури тоже никто не исправлял, а компенсации семьям погибших и социальная поддержка пострадавших и не снились чиновникам. Государственный аппарат проявил удивительное безразличие к судьбам подданных.

Государство в образе Медного всадника

Впервые с образом Петра Первого мы сталкиваемся в поэме «Медный всадник» во вступлении. Здесь правитель изображается как Творец, покоривший стихию и построивший город на воде.

Реформы императора были губительны для обычного народа, поскольку ориентировались только на знать. Да и ей пришлось несладко: вспомним, как Петр насильно стриг бороды боярам. Но главной жертвой амбиций монарха стал обыкновенный рабочий люд: именно он сотнями жизней выстилал дорогу северной столице. Город на костях – вот оно – олицетворение государственной машины. В нововведениях было комфортно жить самому Петру и его приближенным, потому что видели они только одну сторону новых дел – прогрессивную и приносящую пользу, а то, что губительное действие и «побочные эффекты» данных изменений ложились на плечи «маленьких» людей никого не волновало. На утопающий в Неве Питер элита смотрела с «высоких балконов» и не чувствовала на себе все горести водного основания города. Петр отлично отражает в себе безапелляционную абсолютистскую государственную систему – реформам быть, а народ «как-нибудь проживет».

Если вначале мы видим Творца, то уже ближе к середине поэмы поэт пропагандирует мысль, что Петр Первый — не Бог и совладать со стихиями полностью не в его силах. В конце произведения мы лицезреем лишь каменное подобие бывшего нашумевшего в России правителя. Спустя года Медный всадник стал только поводом для необоснованного переживания и страха, но это лишь мимолетное чувство сумасшедшего.

В чем смысл поэмы?

Пушкин создал многогранное и неоднозначное произведение, которое необходимо оценить с точки зрения идейно-тематического содержания. Смысл поэмы «Медный всадник» заключается в противостоянии Евгения и Медного всадника, личности и государства, которое критика расшифровывает по-разному. Итак, первый смысл – противостояние язычества и христианства. Петру часто присуждали звание антихриста, а Евгений выступает против подобных дум. Еще одна мысль: герой – обыватель, а реформатор – гений, они живут в разных мирах и не понимают друг друга. Автор, тем не менее, признает, что для гармоничного существования цивилизации нужны оба типа. Третий смысл – в лице главного героя олицетворялся мятеж против самодержавия и деспотизма, который пропагандировал поэт, ведь принадлежал к декабристам. Ту же беспомощность восстания он аллегорически пересказал в поэме. И еще одна трактовка идеи – жалкая и обреченная на неудачу попытка «маленького» человека изменить и повернуть в другую сторону ход государственной машины.

Маленький человек

Интересно? Сохрани у себя на стенке!