К. Г

Непоправимую ошибку совершила Настя — героиня рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма». Девушка, будучи единственной дочерью, оставила пожилую мать одну на огромном расстоянии. Три года Настя не навещала бедную старушку. Единственным знаком ее внимания был ежемесячный перевод для Катерины Петровны на двести рублей со пометкой: «Столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо.»

Молодая девушка любила маму, но работа не отпускала ее. Екатерина Петровна понимала это, и потому старалась не тревожить

Дочку лишний раз и очень редко писала ей письма.

Не знаю, что больше послужило причиной, старость или тоска по единственному родному человеку, но в старушке стали угасать жизненные силы. Тогда пожилая женщина решилась написать письмо, в котором умоляла дочь приехать хоть на день, чувствуя, что не переживет эту зиму.

Настя получила письмо, сердце ее сжалось, но она была слишком занята организацией выставки. Через две недели девушка получила телеграмму от соседа, что Катерина Петровна помирает.

До героини не сразу дошел смысл написанного. Даже в этот момент ей было проще смириться с тем, что она не успеет

Попрощаться с мамой. Но через несколько секунд, ее словно ударило током: «Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет.»

В ту же минута Настя отправилась на железнодорожный вокзал. Путь занимал несколько дней. Катерина Петровна так и не увидела перед смертью единственного родного человека на земле.

Если бы время можно было повернуть назад! Настя осознала ошибку и неправильно расставленные приоритеты. Но было слишком поздно. Все, что осталось у девушки, — это тоска по матери и бесконечное чувство вины.

Сочинения по темам:

  1. Октябрь был холодный и ненастный. Катерина Петровна стала очень тяжело вставать по утрам. Она жила в старом доме, который построил...
  2. Начиная читать рассказ «Телеграмма» Константина Георгиевича Паустовского, я предположила, что речь пойдет о какой-нибудь истории на войне, так как произведение...
  3. Рассказ «Темные аллеи», написанный в 1938 году в предвоенной Франции, возвращает нас в Россию начала ХХ века, в то время,...
  4. Проблема равнодушия людей друг к другу. «Равнодушие – это паралич души», – писал известный русский писатель А. П. Чехов. Действительно,...

из рассказа Паустовского "Телеграмма"

Отношение человека к родителям, равнодушие по отношению к близким

Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».

Проблема одиночества, равнодушия по отношению к близким
Ни один человек не заслуживает одиночества. Еще страшнее бывают ситуации, когда одинокими становятся люди, которые на самом деле не одни на белом свете. Так произошло с героиней рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» Катериной Петровной. На старости лет она осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну - это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.

Вина
Вина - чувство, которое знакомо любому человеку. Особо страшной вина становится в тех случаях, когда у человека нет возможности исправить ситуацию, как в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма». Главная героиня Настя проявила черствость по отношению к своей матери. Она не приезжала к ней, поскольку была занята своими делами. Она не была рядом с матерью, когда та болела. Последнее письмо от матери Настя не восприняла всерьез. По этой причине она так и не успела рассказать маме о том, что она любит ее, не смогла попросить прощения за то, что не приезжала. Настя осознала свои ошибки слишком поздно: Катерина Петровна умерла. Поэтому все слова остались несказанными, а в душе осталось страшное чувство вины. Есть поступки, которые невозможно исправить и есть вина, которую ничем нельзя искупить.

«Невозможно вернуться назад» (идейно-образный анализ рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Афонина Наталья Геннадьевна, МБОУ СОШ № 3, учитель русского языка и литературы, г. Бирск, Башкортостан

Предмет (направленность): литература

Возраст детей: 8 класс

Место проведения: класс.

Цели

Учебные:

    понимание ключевых проблем изучаемого произведения;

    умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев;

    определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

    формулирование собственного отношения к проблематике и героям произведения;

Метапредметные:

Коммуникативные УУД

    Умение осмысленного чтения и адекватного восприятия прочитанного;

    умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

    Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

    Умение создавать устные монологические высказывания разного типа;

    уметь вести диалог;

Познавательные УУД

    умение понимать проблему,

    подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

    выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях,

    формулировать выводы;

    умение работать с разными источниками информации, находить ее и анализировать;

    умение строить схемы;

    Регулятивные УУД

    умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

    умение самостоятельно определять цели своей работы;

    Воспитательные:

    совершенствование духовно-нравственных качеств личности: воспитание чувства уважения, внимательного отношения к окружающим;

    воспитание внимательного и ценностного отношения к художественному слову.

Тип урока : анализ произведения (В.Голубков), урок изучения художественного произведения (Кудряшёв)

Форма урока : урок-беседа

Оборудование: мультимедиапроектор, схема, учебник, презентация

Материнское сердце в детях, а детское - в камне.

Народная пословица

I . Организационное начало.

Добрый день, ребята. На улице кружится и медленно падает снег. Давайте и мы с вами побудем снежинками. Лёгкие красивые нежные снежинки-девочки неслышно опускаются на свои стульчики, а за ними большие сильные снежинки-мальчики быстро и тихо присаживаются рядом. Молодцы! Все готовы. Давайте начнём наш разговор.

II. Мотивация (эмоциональная)

Медлительной чредой нисходит день осенний,

Медлительно крутится желтый лист,

И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист -

Душа не избежит невидимого тленья.

Так, каждый день стареется она,

И каждый год, как желтый лист кружится,

Всё кажется, и помнится, и мнится,

Что осень прошлых лет была не так грустна.

Однажды в такую же осень К.Г.Паустовский приехал работать в одну деревню под Рязанью. Был октябрь. Писатель с удовольствием бродил по окрестностям, замечая малейшие приметы осени и размышляя о своих будущих произведениях. Вот что он писал потом в книге «Золотая роза»: «Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, какой она вызывала. А все, что называется материалом, -люди, события, отдельные частности и подробности, -это, как я знал по опыту, надежно спрятано до поры до времени где-то внутри этого ощущения осени. И как только я вернусь к этому ощущению в каком-нибудь рассказе, то все это тотчас появится в памяти и перейдет на бумагу.»

Ощущения тех осенних дней вылились на бумагу в печальном, трогательном рассказе «Телеграмма». А назвала я наш урок «Невозможно вернуться назад…». О чём мы будем говорить? (о том, что нужно всё делать вовремя)

III. Актуализация и фиксация (этап всесторонней проверки знаний)

Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы? (Когда нужно сообщить что-то срочное. Когда стряслась беда. Когда у человека радость.)

– А сколько было телеграмм послано в рассказе?

– Куда, кому и кем они были отправлены?

1 – дочери Насте в Ленинград: Катя умирает. Тихон.

2 – матери Катерине Петровне в Заборье: Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.

IV. Постановка проблемы (этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала)

– Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти.

Т.е. от матери к дочери и от дочери к матери. Исходя из этого, определите тему рассказа. (Взаимоотношения родителей и детей).

Насколько важен этот вопрос в современной жизни?

Часто ли вы задаётесь вопросом, что главное в отношениях между родителями и детьми? Жалели ли вы когда-нибудь о чём-то, что не успели сделать или сказать?

Об этом размышляет и Паустовский в своём рассказе. Какова будет цель нашего урока? (на примере рассказа «Телеграмма» понять, на чём должны основываться отношения между родителями и детьми)

Вы правы. Я думаю, понять это – важно каждому из нас. В продолжение урока мы будем заполнять схему, которая поможет нам понять суть отношений между родителями и детьми и сделать выводы в конце урока.

V. Поиск путей решения поставленной проблемы (этап усвоения новых знаний)

Кто герои рассказа? О ком рассказывает писатель в начале рассказа?

Расскажите об обитательнице старого дома. Что задело, затронуло вас в судьбе этой женщины?

– Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны Паустовский? (Описание пейзажа, интерьера.)

Чтение картины осеннего пейзажа. (Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года. Октябрь”)

Назовите ключевые слова пейзажа, рисующие картину холодной осени (холодный, ненастный, почернели, тучи, дождь)

Какое настроение вызывает пейзаж? (печальное)

Как это настроение помогает понять состояние Катерины Петровны?

Какая яркая деталь не вписывается в общий тон? (подсолнечник)

Почему подсолнечник?

Слово учителя:

В китайской символике означает долгожительство.

Подсолнечник- м. подсолнух южн. растен. солнечник (Даль)

Поклонение, безрассудная страсть, выражаемая в рабском следовании за Солнцем. Постоянно меняющееся положение символизирует ненадежность и ложное богатство.(Ожегов)

Какое из этих значений помогает понять образ Катерины Петровны?

Продолжите фразу: “Как доцветал маленький подсолнечник, так и ….”.

Вывод : В начале рассказа с помощью пейзажа задаётся тон. Пейзаж печален, когда печален человек

Читаем второй абзац. Назовите цвета интерьера (пожелтевший, сумрачный, серый, тусклый.)

Какой предмет помогал Катерине Петровне переживать длинные ночи? (керосиновый ночник)

Расскажите о своих ассоциациях с этим предметом? (огонь, тепло, жизнь, трепет, волнение, маяк, одиночество)

– Какой вы увидели Катерину Петровну? Докажите текстуально. Найдите слова, характеризующие Катерину Петровну (слаба, слепа, сгорбленная, маленькая, шепчет, тихонько плачет, шла медленно, ощупью)

Какое «горе горькое» терзает эту маленькую тихую женщину? Докажите текстуально. (думала о ней все дни, перебирала пухлые бумажки, от денег пахло Настиными духами)

– Какими словами вы бы определили душевное состояние Катерины Петровны? (Надежда, разочарование, осознание одиночества, душевная боль)

– Как передал писатель угасающую надежду старой женщины на то, что дочь приедет? В какой пейзажной зарисовке об этом говорится? (сад и клён)

Найдите ключевые слова, передающие угасание надежды (позабытые звёзды, клён облетевший, озябший, ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи)

Что поняла Катерина Петровна после этой прогулки? (дни сочтены, дочь не приедет)

На какой отчаянный поступок решается героиня? (пишет письмо)

Чтение письма учителем (музыка, слайд 4)

– Что вас затронуло в этом письме? (О смерти она сказала очень просто и думает она о саде)

Вывод : Что нужно было матери, чтобы счастливой прожить свои последние дни? (внимание, участие)

Много ли она хотела? Кто мог сделать её счастливой?

– Расскажите, пожалуйста, о дочери.

Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не даёт описания природы? (Она недобрый, чёрствый человек. Такие люди не замечают природы)

– Перечитаем портрет Насти.

Почему художники прозвали её Сольвейг? Согласны ли вы с этим?(слайд 5)

Слово учителя: СОЛЬВЕЙГ (норв. Solveig) - героиня драматической поэмы Генрика(Хенрик) Иогана Ибсена «Пер Гюнт». Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью.

Могла ли Настя устроить праздник?

Но какую деталь внешности Насти подчёркивает автор? (Холодные глаза) (Настя праздник устраивает, а глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным).

Давайте остановимся на моменте, когда Настя получила письмо от матери. Что она с ним сделала? (Она положила его в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива.)

– А когда получила телеграмму? Найдите глагол, рисующий её состояние. (Нахмурилась)

Почему? (Неприятное известие. Это нарушило её планы.)

Почему Настя не открыла старому художнику правду? (Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.)

– Считаете ли вы, что такие взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?

Почему Настя, помогая безвестному художнику, забывает о матери? Она бездушная? Чёрствая? (такова жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души ложью – такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна).

Лексико-семантическая работа

В психологии есть такое понятие КАТАРСИС (от греческого katarsis – очищение) – эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное трагедией, страданием. Такое же очищение через страдание проходит и Настя

С чего оно началось? («Взгляд Гоголя в мастерской скульптора Тимофеева, укоризненный и честный, сверлил её».)

– Почему именно Гоголь? (Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека.)

О чём говорил взгляд сатирика? (“А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя. – Эх ты, сорока!”)

– Что стоит за этим “эх ты!”? (Презрение, укоризна.)

– Очерствела ли душа Насти до конца? (Душа Насти не очерствела до конца. Будь так, она бы не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.)

Чтение отрывка стр. 318 со слов “Валил водянистый снег…”.до «…лишь бы ты простила»

Успела Настя попросить прощения у матери? (Нет. Мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.)

Чтение эпилога учителем

– Как вы думаете, эта часть важна? Докажите свою мысль.

Почему Настя плакала? (слезы боли и раскаяния, холод души растоплен)

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Исчез ли камень, о котором гласит русская пословица, с сердца Насти?

Слово учителя : Настя в переводе с греческого – “воскресшая”. Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. «За добро плати добром, не будь пустельгой» - говорит Тихон Манюшке.

Кто это пустелга? (Пустельга́ - 1) птица, которая живет в пустынных местах 2) "пустой человек",)

Что значит пустой человек? (недобрый, невнимательный, чёрствый)

Только ли к Манюшке обращены эти слова?

Может ли Настя что-то исправить? Что чувствует Настя? (Холодная комната, тяжесть в душе, чувство непоправимой вины)

В чём она сейчас нуждалась? (в прощении, заботе)

Кто мог бы помочь и простить её, успей она вовремя? (Мать)

Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы её? (Работа с эпиграфом.)

VI. Этап вывода (выхода из проблемы)

Сделайте вывод. Всегда ли те, кто нам по-настоящему нужен, будут рядом с нами? О чём мы должны помнить? О чём предупреждает нас Паустовский, рассказывая историю Насти и её мамы?

Вывод: Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно не успеть и не сказать ему о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

У поэта Н.Новикова есть такие стихи:

Никогда ничего не вернуть,
Как на солнце не вытравить пятна,
И, в обратный отправившись путь,
Всё равно не вернёшься обратно.
Эта истина очень проста,
И она, точно смерть, непреложна,
Можно в те же вернуться места,
Но вернуться назад
Невозможно…

Так почему рассказ называется «Телеграмма»?

Кому адресована?

О чём она?

VI. Рефлексия (слайд 6)

Обратимся к схеме. На чём должны строиться отношения между родителями и детьми? (на любви, заботе, уважении, ответственности)

Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя. Адресуйте её самому себе.

Я понял, что…

Я постараюсь…

Я задумался о …

Мне захотелось…

Почему наш урок называется «Невозможно вернуться назад…»?

VII. Домашнее задание и его комментирование (слайд 7)

Сочинение-миниатюра «Невозможно вернуться назад»

    Литература. 8 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях /Авт.-сост. Г.И.Беленький. – М.: Мнемозина, 2007.

«Телеграмма» — произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.

Паустовский обращается к теме «отцов и детей», что, безусловно, не оставит читателя безразличным. Проблема актуальная, острая, свойственна каждому, у кого есть или была семья. Краткое содержание «Телеграммы» Паустовского позволит проникнуться теми переживаниями, что заложил в неё автор, почерпнув основную идею.

Вконтакте

А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.

Анализ произведения «Телеграмма»

Структура

Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ . Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:

  1. О матери
  2. О дочери
  3. Тревожная весть
  4. Трагичная развязка
  5. Итог.

Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв , не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.

О чём сюжет: короткое содержание

Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником. Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.

Герои рассказа

Всех героев можно поделить на группы:

  • главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
  • второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
  • Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
  • недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.

Главные герои в «Телеграмме»

Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.

Но в деревне она никому не нужна , ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека — своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.

Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.

Роль Тихона

Тихон — работяга , малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он — сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной , старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма — символ рассказа.

Вместо заключения

Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.

В результате читатель понимает , что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.

Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.