Борис Пиотровский: «С возрастом я понял, как вести себя, чтобы не сильно опозорить родителей. Михаил Пиотровский: Отец мечтал быть ночным сторожем в музее и завидовал журавлям, летящим в Египет Борис пиотровский биография

Где и провела первые годы революции и гражданской войны . В Оренбурге Борис проходил обучение в гимназии. К этому же периоду его жизни относится и первое увлечение историей, которое было связано с местным музеем археологии и этнографии . Спустя много лет Пиотровский вспоминал:

Спустя год, при поддержке Н. Я. Марра, без прохождения аспирантуры, Пиотровский начал работу в Эрмитаже на должности младшего научного сотрудника. С 1930 года Пиотровский принимал участие в научных экспедициях в Армению , целью которых были поиск и изучение следов урартской цивилизации . В 1938 года без написания кандидатской работы (лишь по положительному отзыву Флиттнер, подтвердившему его соискательство) ему была присуждена степень кандидата исторических наук .

Начало Великой Отечественной войны застало Пиотровского в экспедиции. Вернувшись в Ленинград, он пережил блокадную зиму 1941-1942 годов, а затем с группой сотрудников Эрмитажа, возглавляемой И. А. Орбели , эвакуировался в Ереван . В годы войны Пиотровский не прекращал научную работу, результатом которой стала его первая книга «История и культура Урарту» (1943), которая принесла автору славу одного из крупнейших специалистов по истории Закавказья.

30 января 1944 года в Академии наук Армянской ССР состоялась защита докторской диссертации Бориса Борисовича. В том же году Пиотровский женился - на Рипсимэ Джанполадян и в скором времени стал отцом. Тогда же учёный получил свою первую правительственную награду - Медаль «За оборону Ленинграда» . В 1945 году Б. Б. Пиотровского избрали членом-корреспондентом АН Армянской ССР, а в 1946 году ему была присуждена Сталинская премия второй степени в области науки и техники за книгу «История и культура Урарту».

Вернувшись в 1946 году в Ленинград, Борис Борисович начал читать курс археологии для студентов восточного факультета ЛГУ . Тщательно проработанные конспекты для лекций позволили Пиотровскому в скором времени на их основе выпустить книгу «Археология Закавказья» (1949).

Директор Государственного Эрмитажа, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии художеств, доктор исторических наук

Родился 9 декабря 1944 года в Ереване (Армения). Отец - Пиотровский Борис Борисович (1908-1990). Мать - Джанполанян Рипсимэ Микаэловна (1918г.рожд.). Супруга - Пиотровская Ирина Леонидовна (1944г.рожд.), окончила Московский финансово-экономический институт, по специальности - экономист, кандидат экономических наук. Дочь - Пиотровская Мария Михайловна (1970г.рожд.). Сын - Пиотровский Борис Михайлович (1982г.рожд.).

Пиотровские - русский дворянский род с польскими корнями. Традиционно старшие поколения Пиотровских были военными. Отец Михаила Пиотровского - Борис Борисович - всемирно известный археолог, автор сенсационных раскопок древней урартской крепости Тейшебаини около Еревана, действительный член Российской академии наук и многих других академий. Он всю свою жизнь проработал в Государственном Эрмитаже и был его директором в течение 26 лет (1964-1990).

После окончания 210-й средней школы города Ленинграда в 1961 году Михаил Пиотровский поступил на Отделение арабской филологии Восточного факультета Ленинградского государственного университета, которое окончил с отличием в 1967 году, пройдя годичную стажировку в Каирском университете (Египет).

В 1967 году поступил на работу в Ленинградское отделение Института востоковедения Академии наук СССР, где проработал более 20 лет, пройдя все должности от лаборанта до ведущего научного сотрудника. Он окончил аспирантуру, защитил диссертации на соискание ученой степени кандидата (1973) и доктора (1985) исторических наук. В 1973-1976 годах работал переводчиком и преподавателем йеменской истории в Высшей школы общественных наук в Народной Демократической Республике Йемен.

Сфера научных интересов М.Б.Пиотровского - древняя и средневековая история Ближнего Востока, история Аравийского полуострова, Коран и ранняя история ислама, древнеаравийские надписи, эпические предания арабов, арабская рукописная книга, мусульманское искусство. С 1983 года он работал в Советско-йеменской комплексной исторической экспедиции, сначала начальником отряда, а в 1989-1990 годах - начальником экспедиции. Он провел полевые исследования древних торговых путей, участвовал в раскопках древних городов и храмов, в этнологических исследованиях. Им опубликована серия работ по йеменской археологии и эпиграфике. Его работы по истории арабов регулярно переводились на арабский язык. Он читал лекции во многих университетах арабского мира, приобрел мировую известность как арабист.

Б.Б.Пиотровский скончался в 1990 году на посту директора Государственного Эрмитажа в самый разгар экономического и морального кризиса, наряду со всей страной затронувшего и Эрмитаж. Он очень тяжело переживал положение, в котором оказалась российская культура, и это ускорило его кончину.

Через несколько месяцев после смерти отца его преемник пригласил М.Б.Пиотровского занять должность заместителя директора по научной работе, а в 1992 году постановлением Правительства Российской Федерации он был назначен директором Государственного Эрмитажа.

В основу работы и вывода музея из кризиса были поставлены уважение к традициям, активная открытость миру, обеспечение широкого доступа к коллекциям, тактичная модернизация.

Для восполнения резкого сокращения государственных субсидий музеем была развернута серия проектов для поиска внебюджетных средств. Проект "Эрмитаж - Юнеско" обеспечил привлечение серии грантов различных государств на реставрационные проекты. Общества друзей Эрмитажа в США, Канаде, Нидерландах, Франции, Японии и Международный клуб друзей Эрмитажа значительно расширили мир любителей и помощников музея, которые помогали осуществлять реставрацию многих залов и инженерных систем Эрмитажа. Была разработана схема привлечения российских спонсоров и инвесторов. В настоящее время музей сам формирует половину своего годового бюджета. Для активизации общения музея со зрителями созданы службы развития, гостеприимства, связей с общественностью.

Задачи генеральной реконструкции Эрмитажа были сконцентрированы в проекте "Большой Эрмитаж". Закончена реконструкция Эрмитажного театра, который стал базой для деятельности Камерного оркестра Государственного Эрмитажа и Эрмитажной академии музыки - новой стороны синтетической активности музея. Близко к завершению строительство Открытого фондохранилища в Старой Деревне. Проект "Большой Эрмитаж" предполагает активное вовлечение в музейную жизнь Дворцовой площади и повышение градообразующей роли всего эрмитажного комплекса. В восточном крыле здания Главного штаба уже открылись постоянная экспозиция декоративного искусства стиля ампир и начало галереи памяти Морозова и Шукина. Там же разместятся галереи фарфора и искусства XX века, в сочетании с музейными магазинами, историческими кафе и мультимедийными центрами. Идут работы по созданию нового входа в Эрмитаж - со стороны Дворцовой площади. Развернуты большие работы по реставрации инженерных сетей, гидроизоляции, фасадов и исторических интерьеров, введению новых систем освещения.

Эрмитаж поддерживает свою роль символа как российской культуры, так и славы российской государственности. Многочисленные выставки в музее и за рубежом были посвящены переосмыслению отечественной истории и имели большой общественный резонанс - "Петр Великий и Нидерланды", "Петр Великий и Карл XII", "Екатерина Великая", "Екатерина и Густав III", "История Российского герба", "Николай и Александра". Государственный Эрмитаж вошел в государственный список особо ценных памятников культурного наследия России. Специальным Указом, как памятник культуры и государственности, он взят под покровительство Президента России.

Политика открытости выразилась в создании Международного консультативного совета при Государственном Эрмитаже. Музей первым в России стал публиковать отчеты о своей деятельности, включая и финансовую. Ежегодно Эрмитаж проводит за рубежом несколько выставок, рассказывающих о музейных коллекциях и русской культуре. Система ротационных выставок позволяет регулярно показывать экспонаты из эрмитажных хранилищ. Продолжением этого стали проекты создания выставочных центров Эрмитажа за рубежом. Их создание планируется в Лондоне, Амстердаме, Нью-Йорке. Заключено долгосрочное соглашение с музеем Гугенхайма о совместной работе по созданию выставок, в частности - серии выставок искусства XX века в Эрмитаже. Разработана также схема реставрации эрмитажных вещей руками эрмитажных реставраторов в других музеях мира. Такие проекты уже осуществлены в Нидерландах и Канаде. После долгой реставрации в экспозицию была возвращена "Даная" Рембрандта, искалеченная безумцем.

Важным шагом обеспечения доступности коллекций стало создание, совместно с фирмой IBM, системы электронной информации Эрмитажа. В нее входят "Навигационные киоски", размещенные не только в Эрмитаже, но и еще почти в 20 музеях мира, детская компьютерная галерея, цифровая библиотека изображений и Эрмитажная страница в Интернете, признанная лучшей инернет-страницей России 1999 года и лучшей музейной страницей мира 2000 года. Эрмитаж также ввел бесплатное посещение музея для детей и студентов и большую шкалу скидок.

Многочисленные выставки Эрмитажа практически всегда сопровождаются красочными каталогами (почти каждый содержит статью М.Б.Пиотровского) и становятся важными общественными явлениями, выходящими за рамки чисто музейных событий. Среди них выставки: "Синай, Византия, Русь", "Сокровища Армянской церкви", "Искусство ислама", "Сокровища Золотой Орды". Эрмитаж возобновил собирательскую деятельность, пополнив свое собрание картинами Утрилло, Дюфи, Руо, Сутина, древнекитайскими бронзами.

М.Б.Пиотровский - автор более 200 научных работ, среди которых - каталоги арабских рукописей, издания средневековых памятников и древних надписей, работы по духовной и политической истории ислама и арабской культуры, археологии Аравии. Среди них - серии статей по мусульманской мифологии в энциклопедии "Мифы народов мира", серия статей о пророке Мухаммаде и монографии: "Предание о химиаритском царе Асаде ал-Камиле" (М., 1977, арабские переводы - Сана, Дамаск, Аден, 1978, 1979), "Южная Аравия в раннее средневековье" (М., 1985), "Йемен до ислама и в первые века хиджры" (Бейрут, 1987), "Коранические сказания" (М., 1991), "Ислам: Энциклопедический справочник" (М., 1991, в соавторстве), "Эрмитаж: Собрания и собиратели" (Спб., 1997, в соавторстве), "Земное искусство - небесная красота: Искусство ислама" (Спб., 2000).

М.Б.Пиотровский - член-корреспондент Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии художеств, член Академии гуманитарных наук, член Международной академии экологии, член Академии "Атенеум Венето". Он - член президиума Комитета по Государственным премиям при Президенте РФ, член Совета по культуре при Президенте РФ, член Экспертного совета по выставкам Совета Европы, член выставочного комитета Федерального выставочного центра Германии, член Консультативного совета Музея Современного искусства (Нью-Йорк). Является президентом Ассоциации музейных работников Петербурга, президентом Всемирного клуба петербуржцев, президентом "Альянс Франсез" Петербурга и председателем Попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге.

М.Б.Пиотровский награжден орденом Почета (1997), медалью Пушкина (1999) и серией зарубежных наград: - орден Оранских-Нассау (Нидерланды, 1996), орден Почетного легиона (Франция, 1998), орден Полярной звезды (Швеция, 1999), Командорским крестом ордена "За заслуги перед Итальянской Республикой" (2000), орден Святого Месропа (Армянская апостольская церковь, 2000). Международный астрономический союз присвоил одной из малых планет имя "Пиотровский" в честь Бориса и Михаила Пиотровских.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/

Директор Государственного Эрмитажа, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии художеств, доктор исторических наук Родился 9 декабря 1944 г

Созданное как партнер Государственного Эрмитажа, издательство «Арка» стало главным в городе поставщиком интеллектуальных бестселлеров, а идеолог проекта Борис Пиотровский - пионером виртуальной реальности в музейном деле.

Как вы пришли к созданию издательства, выпускающего книги по искусству? Это детская любовь к чтению дала о себе знать или что-то другое?

Мои взаимоотношения с книгами очень сложные. Дело в том, что мой отец (Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. - Прим. ред. ) очень любит книги, но эта любовь уже больше похожа на форму зависимости. У нас всегда был очень закрытый дом, но те, кто попадали в родительскую квартиру, обращали внимание, что фолианты занимают больше половины ее пространства. Фактически, человеку там выделены только небольшие проходы между томами, чтобы добраться до места, где поесть или поспать. Когда книжная пыль уже стала сказываться на состоянии здоровья, мы пытались вывезти часть литературы из дома и куда-то ее передать. Но сделать это удавалось только втихаря, пока Михаил Борисович находился в командировке. Однако толку от этого не было никакого, потому что на месте ушедших в кратчайшие сроки появлялись другие издания. Так что к моменту, когда я окончил университет и выбирал, чем заниматься дальше, книги я любил, но старался держать их в стороне от себя - сказались долгие годы борьбы.

Но все-таки книги победили?

Выходит, что так. «Арка» появилась двенадцать лет назад. В тот момент в Эрмитаже был книжный магазин, для которого подбирали книги по всему миру. Но собственные издания до уровня других главных мировых музеев - Лувра, Метрополитен, Прадо - немного недотягивали. И тогда мы вместе с группой учредителей - профессионалов издательского дела решили попробовать развить это направление. Мы стали делать необычные книги. Начали с детских изданий: «Эрмитажную азбуку» готовили года полтора, и по сей день она остается хитом продаж. За двенадцать лет она была выпущена в больших и малых форматах на десятках языков, недавно вышла на иврите. Вообще, издательство принимало разные векторы развития - и научные, и развлекательные. Это позволило сформировать широкий ассортимент и открыть прекрасные магазины в Зимнем дворце, Главном штабе и самый большой - в универмаге Au Pont Rouge, где представлено более 3500 наименований книг.

Мы всегда много сотрудничали с западными издательствами, покупали права на их книги и печатали в переводе здесь. Скажу честно: ни одна из них не принесла финансового успеха, но зато мы научились выпускать продукцию на самом высоком уровне. И теперь уже ведущие иностранные компании издают наши вещи за рубежом. Например, книгу «Мой Эрмитаж» на мировом рынке мы выпускаем совместно со знаменитым американским издательством Rizzoli.

Эта книга Михаила Борисовича действительно стала событием в музейном мире. Он сложный в работе автор?

Обычно, когда мы говорим с ним о работе, то я во всем виноват, так что это процесс не очень продуктивный. (Смеется.) Но у нас есть замечательные редакторы - Полина Ермакова и Неля Даниловна Михалева, которая с давних пор является еще и близким другом нашей семьи, она редактировала книги моей бабушки о Борисе Борисовиче (директор Государственного Эрмитажа в 1964–1990 годах, дед Бориса Пиотровского. - Прим. ред. ). Часто им помогает Мария Халтунен, секретарь Михаила Борисовича и главный хранитель всего, что связано с эрмитажными кошками, она же - соавтор всех посвященных им книг.

Вам не позавидуешь - с одной стороны, груз ответственности за фамилию, с другой - люди, которые говорят: «Конечно, он же сын Пиотровского». Как вы с этим справляетесь?

Спокойно. Вообще, для меня этот вопрос - из разряда: «У вас две руки. Как вам живется со второй?» Это просто часть меня. Мое счастье и мое обязательство. С возрастом я стал примерно представлять, как должен вести себя, чтобы не сильно опозорить родителей. (Смеется.) У нас армянские корни, поэтому делать все с радостью и удовольствием у нас в крови. Вот и я стараюсь восхищаться родителями весело и получать от этого удовольствие. По-моему, Михаилу Борисовичу это нравится. Мы уже сделали его книги «Мой Эрмитаж», «Для музеев нет табу», а сейчас вместе готовим сборник его предисловий к выставкам, который, надеюсь, выйдет до конца года.

В детстве, когда все хотели быть космонавтами и пожарными, вы мечтали стать директором Эрмитажа?

В моей вселенной директором Эрмитажа всегда был либо дедушка, либо папа, как я мог об этом мечтать? Не мог даже думать о том, чтобы занять их место. У меня всегда была мысль о том, что я хочу быть успешным человеком. И пойти на экономический факультет было абсолютно осознанным решением, после окончания университета я ненадолго ушел в науку и защитил диссертацию об эффективном управлении предприятиями малого бизнеса. Я не хотел быть ни историком, ни искусствоведом, хотя впоследствии был избран членом-корреспондентом Российской академии художеств. Сегодня меня знают не только как сына своего отца и внука своего дедушки, но и как достаточно состоявшегося человека.


Каким было ваше детство?

Конечно, оно было прочно связано с Эрмитажем. Случалось и так, что меня не с кем было оставить, и говорили: «Иди в залы, посмотри что-нибудь». Первое осознанное воспоминание - это статуя Зевса. Она поразила меня своими масштабами в мои четыре года. Еще хорошо помню визит Билла Клинтона. Представьте: лимузины с американскими флагами подъезжают к атлантам, выходит президент США. Это было очень яркое впечатление.

Вам нравилось учиться в школе?

Я не ходил в детский сад и класса до пятого был крайне замкнутым ребенком. А потом что-то изменилось во мне, я стал активным учеником, у меня появились друзья. В восемнадцать лет Михаил Борисович отправил меня на все лето в Америку заниматься подготовкой мероприятий в Музее современного искусства в штате Массачусетс, фактически это была работа грузчика. Трижды в неделю нам надо было построить сцену, расставить пятьсот стульев, ценные вещи мне, конечно, никто не доверял. Я отказался от выходного, потому что знакомых там у меня не было и некуда было пойти: в городке был один супермаркет и один ресторан, который я не мог себе позволить - стейк там стоил двадцать долларов, а мы в неделю зарабатывали сто. И еще я не знал ни слова по-английски, но надо было общаться, и я довольно быстро начал говорить. Со стороны это выглядело чудовищно, я просто составлял разные слова в одно предложение и интонацией давал понять, о будущем или о прошлом идет речь. Потом, уже когда вернулся, решил, что было бы неплохо подучить кое-какие времена. Эта поездка была очень важным опытом. На следующий год я поехал стажироваться в отдел по работе с детьми Музея Гуггенхейма, а потом - в отдел Sotheby’s по продаже антикварита.

А не было желания уехать из Петербурга или из России?

Нет, никогда. Мне здесь очень комфортно. У меня есть определенный круг общения - для меня вообще нет ничего интереснее бесед с умными людьми, это мое главное увлечение. Мне сложно перечислить всех, с кем я дружу, но это, например, Сергей Минаев - талантливый писатель и журналист, Таш Саркисян - один из основателей Comedy Club, Семен Михайловский, ректор Академии художеств. В последнее время мы часто общаемся с Сергеем Шнуровым - готовим один интересный проект, который вскоре сможем анонсировать. Кстати, невероятное удовольствие я получил от общения с Константином Хабенским. Он, конечно, человек близкий к гениальности. Константин оказал нам честь своим согласием .

Расскажите, пожалуйста, об этом проекте подробнее.

Мы представили его в конце мая на фестивале «Интермузей», а скоро его можно будет увидеть и на специальной площадке во дворе Главного штаба. Посетителям будут выдавать 3D-очки, чтобы вместе с Константином Хабенским в роли проводника они пронеслись за десять минут сквозь века, познакомились с Екатериной II, Николаем I и современным директором музея, роль которого любезно согласился исполнить Михаил Борисович. В фильме он показывает фондохранилище в Зимнем дворце. Мы снимали «Эрмитаж VR. Погружение в историю» четыре дня, а готовились целый год. Участие Константина Хабенского - большая удача, во многом благодаря ему этот проект, который начинался просто как VR, в итоге стал фильмом, близким к художественному.

В сюжетной линии есть пересечения с посвященным Эрмитажу «Русским ковчегом» Сокурова?

«Русский ковчег» - это большая игровая картина, настоящее произведение искусства, которое признано во всем мире. У нас перекликаются только исторический сюжет и идея проводника. А в остальном это абсолютно разные проекты. Мы делали экспериментальный фильм в формате 360 градусов с технически сложным процессом производства, который Александру Николаевичу не был нужен для его художественного высказывания.

Вы планируете продолжать этот проект?

У нас есть огромное желание развивать это направление. Следующая идея, которую мы собираемся реализовать, - небольшой VR-фильм - путешествие по крышам Эрмитажа.

У вас обширная сфера интересов - от издания книг до проектов по созданию виртуальной реальности. Над чем еще вы работаете?

Сфера моих интересов лежит в области информационно-инновацион­ных проектов. С двенадцати лет я в той или иной степени участвовал в создании музейного сайта и образовательного центра. Позже уже сам инициировал ряд проектов. Например, запуск всех социальных сетей Эрмитажа, которые существуют и успешно функционируют. Очень долго я «продавливал» идею завести инстаграм, сложно было объяснить ценность публикации «бездумных картинок», но теперь, когда его ведет Юра Молодковец, все согласились с тем, что это без преувеличения лучший музейный фотоблог. Работа над мобильными приложениями порой захватывала уже и реальное выставочное пространство. Например, когда мы снимали фильм про часы «Павлин», пришла в голову идея поставить в Павильонном зале Малого Эрмитажа экран, где в хорошем качестве показано, как функционируют часы, и посетителям больше не нужно ждать определенного времени, чтобы это увидеть. Теперь около экрана собираются толпы посетителей. Сейчас ждем, как люди отреагируют на наш VR-проект. А я пока что пытаюсь внедрить блокчейн, ИТ-термин, который никто не может доступно объяснить. С этим все еще есть определенные сложности, но я работаю в этом направлении и стараюсь почаще повторять это слово здесь, в Эрмитаже, чтобы музейщики к нему привыкали.

Текст: Екатерина Петухова

Стиль: Джейн Сытенко.

Борис Пиотровский руководил Эрмитажем почти 26 лет - с 1964-го по 1990 год. Воспоминаниями о нем с «КП » поделился нынешний директор музея Михаил Пиотровский.

Фотопортрет Бориса Борисовича стоит в кабинете, где он когда-то работал и где сейчас продолжает его дело сын. С фотографии смотрят очень умные и немного печальные глаза.

На самом деле это грустный снимок, сделанный незадолго до ухода Бориса Борисовича, - говорит Михаил Пиотровский. - Отец сильно переживал, что в перестройку стали портиться отношения между людьми. Он увидел то же самое, что происходило в 20-е годы прошлого века. Тогда в музей пришла политика, и началось подсиживание. Много людей погибло, много карьер разрушилось... Пережить все эти вещи во второй раз было неимоверно трудно.

ТОЛЬКО У НАС. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский о своем отце Борисе Пиотровском

МАТОМ РУССКИХ ДВОРЯН

- Каким человеком был ваш отец?

Отвечу просто - замечательным. Он представлял поколение, которому мы в подметки не годимся. Эти люди жили в трудное время, но работали на совесть. Идеологическая обстановка была непростой. Шаг в сторону - расстрел. Но папе удавалось балансировать на тонкой грани. При этом он не был приспособленцем, инициативником, революционером. Его главная черта - внутренняя уверенность в себе. Борис Борисович работал спокойно и с оптимизмом.

Тогда люди действительно были другими. Но не только у нас, а во всем мире! Сравните нынешнего президента Франции с Шарлем де Голлем. И почувствуйте разницу.

Постоянно спорили (смеется ). Но у папы была замечательная черта - он никогда не кричал и не наставничал. Он умел сказать такие слова, которые ты запоминал и которые становились для тебя ориентиром на долгие годы.

Кстати, от конфликтов Борис Борисович уходил по-разному. Например, умел искусно ругаться. Но это был мат русских дворян и поэтов - исключительно в нужное время и в нужном месте. Хлесткие замечания отца всегда разряжали обстановку. А вообще, приемов у него была масса!

- Например?

Взять хотя бы кабинет, в котором мы с вами находимся. У папы всегда были открыты все три двери (у меня только две). Войти сюда мог каждый. Казалось бы, демократия. Но на самом деле это была небольшая хитрость. Она позволяла ловко уйти от разговора с одним человеком и быстро переключиться на беседу с другим вошедшим. Я понял это не сразу. Но все-таки понял - сам не раз заходил к отцу в кабинет (смеется ). В общем, это были очень интеллигентные приемы.

ЗИМНИЙ И БОМБЫ НА ПЛЯЖЕ

- Борис Борисович уже в юности решил стать ученым. Откуда в нем была такая тяга к археологии?

Трудно ответить: все-таки мой папа был из военной семьи. Это если про меня говорить, то все понятно: смотри на отца и делай, как он. Думаю, у него все началось с гимназии в Оренбурге . Учительница приносила на уроки какие-то древности и интересно рассказывала о них. А дальше - романтика. Папа писал, что завидовал журавлям, которые летят в Египет ...

В Оренбурге был замечательный музей археологии и этнографии, и папа мечтал работать в нем... ночным сторожем! Нет ничего интереснее, чем провести ночь в музее. Это все знают (смеется ).

- Правда, что Борис Борисович знал весь Эрмитаж наизусть?

Скорее всего. Он проработал здесь всю жизнь, а в годы блокады служил в пожарной охране помощником начальника команды МПВО . Обошел все лестницы и чердаки и побывал даже в тех местах, куда не пускают обычных хранителей.

- Ваш отец пережил блокадную зиму. Что он рассказывал о работе Эрмитажа в это время?

Люди работали, как могли. Дежурили в залах, читали лекции. Как-то отмечали его день рождения. Ели хлебные крошки с рыбьим клеем. Кстати, рыбий клей был только у наших реставраторов. Это можно назвать «эрмитажным меню» того времени.

Об ужасах отец рассказывать не любил. Зато вспоминал, как «живописно» разрывались снаряды на пляже Петропавловской крепости. Это было хорошо видно из окон Зимнего дворца - красиво и страшно...

«ОТЕЦ БЫЛ БЫ ДОВОЛЕН МНОЮ»

- Борис Борисович часто брал вас на работу? Устраивал персональные экскурсии?

В этом не было никакой необходимости. Эрмитаж и так был частью нашей семьи. О чем говорилось на работе, о том же и дома.

- Все переплетено?

Абсолютно! У нас такие традиции - работаем семьями. С Эрмитажем иначе нельзя. Он есть твой дом.

- Согласны с тем, что при Борисе Пиотровском Эрмитаж стал визитной карточкой страны?

Эрмитаж всегда был ею. Но отец сделал ее более убедительной и блестящей.

Папа возглавил музей в 1964 году, когда страна начала потихоньку открываться. Туристы приезжали в Ленинград и видели, что тут разговаривают на иностранных языках, и чувствовали себя, в общем, свободно. Папа наполнял музей атмосферой открытости миру - налаживал связи и с Западом и с Востоком.

Борис Борисович заложил все те основы развития, которыми мы сейчас гордимся. Передача Эрмитажу восточного крыла здания Главного штаба, создание фондохранилища - все это во многом благодаря ему. Важно, что в тяжелые перестроечные годы мы не отчаялись и подхватили его идеи.

- То есть вы продолжаете дело отца?

Да. Мне и моим товарищам удалось завершить начатое им. Та самая открытость миру, постоянный живой контакт с другими музеями, создание центров вне Эрмитажа - все это в духе Бориса Борисовича.

- Как думаете, отец был бы доволен вами?

Какие-то детали могли его не устроить, но в целом он был бы доволен.

- Какие детали?

Может, ему бы не понравились мои резкие публичные высказывания - он в этом плане был очень осторожным человеком. Но результаты моей работы он все-таки бы одобрил.

СПРАВКА «КП»

Борис Борисович ПИОТРОВСКИЙ. Родился 14 февраля 1908 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян. Академик, археолог, востоковед, доктор исторических наук, профессор. Один из самых крупных исследователей древнего государства Урарту. В 1944 году женился на археологе-востоковеде Рипсимэ Микаэловне Джанполадян (в браке родились сыновья Михаил и Левон). Работал в Институте истории материальной культуры, а в 1964 году возглавил Эрмитаж (в нем работал с 1930 года). Умер 15 октября 1990 года - спустя несколько месяцев после инсульта. Похоронен на Смоленском кладбище.

Михаил Пиотровский работает директором музея с 1992 года. Академик РАН, лауреат многочисленных премий, президент Всемирного клуба петербуржцев, руководитель Союза музеев России .

Выдающегося ученого, многолетнего директора Эрмитажа Бориса Пиотровского не стало 15 октября 1990 года.

Борис Борисович был на страже музея в самые тяжелые его времена - в войну и блокаду. А затем в течение 25 лет приумножал коллекции музея, сохранил его вековые традиции.

Мировая сенсация

Борис Пиотровский с детства увлекался историей. Особенно его привлекал древний Египет. Эта мальчишеская страсть через годы дала миру выдающегося археолога, ученого. В Эрмитаже прошла вся жизнь Бориса Пиотровского. Он, наверное, знал этот огромный музей наизусть. Четверть века именно он был главным его хранителем.

Впервые Борис Пиотровский появился в Эрмитаже подростком, в те годы, когда руководитель музея того времени Иосиф Орбели создавал здесь отдел востока. Борис «заболел» этими залами, древностью, историей и решил остаться. Ему тогда едва исполнилось 16 лет. Это были 1920-е годы, вокруг происходило становление нового строя, многие коммунисты считали, что советской России не нужна буржуазная история.

Случались нападки и на Эрмитаж. Хранители музея пытались доказать новой власти, что для истории культура важнее войн и революций. Пиотровский также рассматривал исторический процесс как развитие культуры, сохраняющей вечные ценности и передающей их по эстафете поколений.

В 1925 году Борис поступил в Ленинградский университет на историко-лингвистический факультет. Там преподавали блестящие наставники, крупнейшие ученые того времени, которые привили молодежи любовь к предметам. На этих людей в будущем будет опираться советская наука. В 1930 году 21-летний Пиотровский уехал в свою первую экспедицию в Армению. В задачи экспедиции входил поиск и изучение следов урартской цивилизации. В то же время Пиотровский начал работать в Эрмитаже на должности младшего научного сотрудника.

Лишь чудом молодой ученый избежал сталинских лагерей. В 1935 году его с товарищами задержали и заключили под стражу по обвинению в террористической деятельности. Полтора месяца он провел в камере и был выпущен в связи с недоказанностью обвинения. Освободившись, пошел в суд и добился, чтобы его восстановили на работе.

Экспедиции на Кавказ продолжались, Пиотровский в течение девяти лет ходил кавказскими дорогами, изучал историю, но никаких следов древней цивилизации Урарту отыскать не удавалось. Наконец, удача повернулась к ученому лицом. В 1939 году он вместе с коллегами отыскал руины древней урартской крепости. Это была мировая археологическая сенсация XX века, об открытии Бориса Пиотровского заговорили историки всего мира. Каждый год раскопок урартской крепости приносил уникальные находки. Однажды историки откопали бронзовую статуэтку Тэйшеба - урартского бога войны. Стоял июнь 1941 года…

На страже ценностей

Весть о начале Великой Отечественной войны застала Пиотровского в экспедиции, работы немедленно свернули. Он сразу же помчался в Ленинград. В Эрмитаже увидел разоренные залы, коллекции музея готовили к эвакуации. Два спецпоезда ушли в Свердловск, готовились к отправке ценности с третьим эшелоном. Но работники Эрмитажа опоздали, вокруг Ленинграда сомкнулась блокада. Во время бомбежек музейщики дежурили на крышах, гасили зажигалки. Они практически жили в музее, круглосуточно находились в исторических стенах. В ту страшную и морозную блокадную зиму Борис Борисович писал книгу «История и культура Урарту».

В марте 1942 года Орбели буквально заставил эвакуироваться Пиотровского в Ереван и этим спас молодого ученого от голодной смерти. Там историк продолжил писать свой труд, защищает докторскую диссертацию, получает Сталинскую премию. Книга принесла автору славу одного из крупнейших специалистов по истории Закавказья. Кстати, Сталин с удовольствием прочитал книгу Пиотровского об истории Урарту.

Борис Пиотровский помогал спасать музей в годы блокады. Фото: www.russianlook.com

В 1964 году Борис Борисович стал директором Эрмитажа. Незадолго до этого с должности был смещен Михаил Артамонов из-за того, что позволил провести в музее выставку молодых авангардистов Шемякина и Овчинникова. Произошел скандал, вызывающие и непонятные народу картины удалили из залов Эрмитажа, а директора музея уволили. Пиотровский долго отказывался принять эту должность, он считал неприличным занимать кресло директора таким образом. Но Артамонов сам попросил Бориса Борисовича принять Эрмитаж, они оба понимали, что иначе руководить музеем назначат партийного функционера, ничего не смыслящего в истории.

В течение 25 лет Пиотровский возглавлял Государственный Эрмитаж. При нем началась новая эпоха великой коллекции, перестраивались хранилища. Пиотровский кропотливо составлял списки утраченных в 30-е годы шедевров искусства. Тогда стране требовались станки и оружие, поэтому многие произведения искусства продавались за рубеж. При Пиотровском Эрмитаж стал визитной карточкой страны. На берега Невы начали приезжать уникальные выставки из многих музеев мира.

В 1985 году в Эрмитаже случилась страшная трагедия. Преступник облил картину Рембранта «Даная» кислотой и разрезал ее ножом. Битва за «Данаю» продолжалась 12 лет, возможно, это пошатнуло здоровье директора музея. Отреставрированная картина вернулась в зал лишь в октябре 1997 года, но Борис Борисович этого уже не увидел.

Пиотровский скончался в 1990 году в возрасте 82 лет от инсульта. С ним ушла целая эпоха в жизни Эрмитажа.