Путь русского воина. Идейные основы воспитания защитников Руси

Калининградский государственный технический университет

Военно-Морская кафедра

Реферат на тему:

“ Патриотизм-источник духовных сил война ”

Задание принял Задание выполнил

Капитан II ранга студент группы 98-ис

Штучный С.А. СамолетовМ.В. "___"___________2001г. "___" __________2001г.

Калининград 2001 г.

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ

“Кто к знамени присягал единожды, тот у оного до смерти стоять должен”.

Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать - флаги и вымпелы.

Из Петровского морского устава.

Любой человек всегда является членом какой-либо об­щности людей: нация, класс, социальный слой, произ­водственный коллектив, коллектив по интересам и так далее. Каждая общность имеет свои характерные черты, а ее члены, как правило, гордятся своей принадлежностью к ней. В результате можно говорить о различных частных вариантах патриотизма: классовый, национальный, про­фессиональный и другие. Военных людей обычно интере­сует военно-профессиональный патриотизм.

В истории России его появление связывают с рождени­ем регулярной армии. Ее основа - два потешных полка молодого Петра I. Когда дворяне-подростки вошли в зре­лый возраст, эти полки стали своеобразными военными училищами, выпускавшими офицеров в пехоту и кавалерию. Офицеров-специалистов готовили открытые по при­казу Петра навигационная, артиллерийская, инженерная школы. С развитием регулярной армии и становлением принципиально нового офицерского корпуса получает окончательное оформление военно-профессиональный патриотизм, как выражение сущности людей, посвятив­ших свою жизнь защите Отечества. В своих основных чер­тах он доходит и до наших дней.

Черты военно-профессионального патриотизма не с неба упали. Они обусловлены вполне объективными об­стоятельствами. Армия на Руси всегда почиталась, а воен­ный человек, как правило, был любимцем народа. XX век насчитывает всего две ситуации, когда заинтересованные силы настраивали общественность России против армии и флота. Первый раз - после русско-японской войны 1904-1905 годов, второй - после распада СССР и пере­хода к рыночным отношениям.

В русской армии были достаточно сильны военно-де­мократические традиции, представленные такими гене­ралами и адмиралами, как Петр I, Г. Потемкин, А. Суво­ров, М. Кутузов, Ф. Ушаков, П. Нахимов, М. Скобелев, М. Драгомиров, С. Макаров, М. Фрунзе, И. Исаков, К. Рокос­совский, Г. Жуков, Н. Кузнецов и многие другие.

Армия была важнейшим инструментом складывания русского государства, а флот очень часто служил орудием международной политики. Со времени Петра I сложилась своеобразная роль офи­церства в жизни общества. Офицеры не только защищали Отечество, но строили города и заводы, были изобрета­телями, открывали новые земли, управляли губерниями, служили дипломатами и одно время командовали Право­славной церковью. Первым обер-прокурором Святейшего Синода был полковник И. В. Болтин (1721-1726).

Важным обстоятельством, оказавшим влияние на фор­мирование военно-профессионального патриотизма явился также русский национальный характер.

Названные причины обусловили своеобразные черты русского военно-профессионального патриотизма и до 1917 года и после него. Вот они.

Беспредельная преданность Отечеству и готовность со­знательно отдать за него жизнь.

Высокие понятия воинской чести и воинского долга как у офицеров, так и у солдат и матросов.

Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения.

Преданность полку, кораблю, его знамени," его"тради­циям.

Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира.

Героическое поведение в плену.

Готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде.

Личный пример офицера своим подчиненным.

Мастерское владение своей профессией от полководца до рядового.

А. В. Суворов дал неприятелям более шести­десяти боев и сражений и ни одного не проиграл. Военная история показывает, что такого набора черт не имеет никакая другая армия мира.

" Значение военно-профессионального патриотизма ве­лико, хотя он явление нематериальное: ни взвесить, ни измерить, ни просчитать. Но в критические моменты имен­но он каждый раз перетягивал чашу весов борющихся сто­рон в пользу России.

Для ясности два примера.

Один пример хрестоматийный - 28 героев панфилов­цев. Вдумаемся: всего 28 человек, в том числе один офи­цер. Вооружение - бутылки с “горючкой”, гранаты, не­сколько противотанковых ружей. Справа и слева - нико­го. Могли разбежаться и ищи ветра в поле. Могли сдаться и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну - 20 танков, другую - 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по два танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли! Сегодня многие не верят и спрашивают: почему?

Ответ в трех сло­вах - присяга, долг, патриотизм:

· присяга - клятва Родине,

· долг - обязанность перед Родиной,

· патриотизм - любовь к Родине.

Если это есть у военных людей, они непобедимы. Под­виг двадцати восьми героев повергает ниц тех, кто хотел бы видеть на войне только кровь, муки и ошибки - на­стоящие и мнимые - и не замечать воли, таланта, уме­ния и презрения к смерти во имя Отечества.

Другой пример из другой войны. Дело было 26 февраля 1904 года. Малый миноносец “Стерегущий” против двух крейсеров и четырех больших миноносцев Японии. Семьдесят орудийных стволов, в том числе шестидюймовых, против четырех.

Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдать­ся. На это предложение русские моряки даже не ответи­ли, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоз­дями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипажа 46, в том числе все офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два матроса: Иван Михайлович Бухарев - машинный квартирмейстер и Ва­силий Сергеевич Новиков - трюмный машинист броси­лись в машинное отделение, задраили помещение и, жер­твуя жизнью, открыли кингстоны.

Подвиг потрясает! Здесь все - верность присяге и во­инскому долгу, стойкость и упорство в бою, подвиг как норма поведения, личный пример офицеров, особенно командира корабля лейтенанта Александра Семеновича Сергеева.

10 мая 1911 года в Петербурге был открыт памятник работы художника К. В. Изенберга, изображающий двух матросов, открывающих иллюминаторы и кингстоны с целью затопить миноносец, чтобы он не достался непри­ятелю. Монумент отлили из стволов старинных корабель­ных орудий, хранившихся в Кронштадтском арсенале. Если присмотреться внимательно, то в наружных очертаниях скульптуры проглядывает массивный и широкий крест с одним лишь словом на перекрестье - “СТЕРЕГУЩИЙ”.

В словарях военно-профессиональный патриотизм оп­ределяется как гордость за принадлежность к армии и флоту, за свой полк, корабль, их честь и славу. Это опре­деление вполне употребимо, но в нем, на наш взгляд, не видно носителя военно-профессионального патриотизма: солдата, матроса, мичмана, курсанта, офицера. Поэтому дополним определение следующим размышлением: воен­но-профессиональный патриотизм - это способность во­ина в критический момент выйти на свой высший про­фессиональный физический, волевой, морально-нрав­ственный предел и превзойти его в интересах Родины.

По этому поводу прусский король Фридрих II уважи­тельно говорил: “Русского солдата мало убить, его надо повалить”. А знаменитому Наполеону принадлежат слова:“Дайте русского солдата, и я покорю весь мир”. Бернадот, бывший маршал Наполеона, затем король Швеции сове­товал шведам: “Подражайте русским, для них нет ничего невозможного”. Но лучше всех сформулировал А. В. Суво­ров, всего два слова: “Чудо-богатыри!”

Солдата и матроса воспитывают, учат и ведут в бой офицеры. Они же и умирают рядом с ними. Чтобы ни су­дачила обывательская молва о них - это особый, благо­родный и, как уже отмечалось, самый патриотичный слой граждан.

После строителя остаются дома.

После хлебороба - хлеб.

После писателя - книги.

Что же остается после офицера?

Только легендарные образцы высоко патриотичной службы, определяющие судьбу Родины и лицо армии и флота.

Несколько примеров.

· 1380 год. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Ива­нович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка и вместе с ним три часа держал страшный удар татарской конницы.

· 1812 год. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положении под деревней Салтановкой лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей - шестнадца­ти и одиннадцати лет. Пораженные решимостью генерала не пощадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жесто­ком бою опрокинули врага.

· 1854 год. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: “Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна. Я счастлив, что умираю за Отечество”.

· 1904 год. Капитан 1 ранга В. Ф. Руднев, командир крей­сера “Варяг”, оказавшись один на один с японской эс­кадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и, одер­жав нравственную победу, на века прославил русский флот и русский национальный характер.

· 1945 год. Капитан 3 ранга А. И. Маринеско, командир знаменитой подводной лодки С-13, совершил известную всему миру “атаку века”, решившую судьбу немецкого подводного флота.

Этот перечень можно продолжать до бесконечности. На память приходит знаменитая строка М. Лермонтова: “Да, были люди в наше время...” Попробуем оценить наш день.

Первой, главной и самой важной мужской профессией является профессия офицера. Отчетли­во я осознаю, что для кого-то эта мысль спорная, а для кого-то и неприемлемая. Что ж, свою точку зрения не навязы­ваю, но имею право высказать суждения в ее защиту.

Великая Отечественная война , которую вел советский народ за свое освобождение против германского фашизма, была наполнена как драматизмом и трагизмом событий, так и величием героизма и радостью Победы. Важную роль в обеспечении сплочения народа и армии для разгрома немецко-фашистских войск на всех этапах войны играл духовно-нравственный фактор. Несмотря на неудачи, ошибки и даже просчеты, допущенные в начальный период ведения войны с ненавистным врагом, именно духовно-нравственный фактор дал возможность сплотить все общество и, в конечном счете, обеспечить Великую Победу.

Важным его слагаемым, вдохновляющим и сплачивающим народ и Вооруженные Силы страны, стала разнообразная патриотическая и идейно-воспитательная деятельность, организованная и проводимая в тылу и на фронте под руководством Государственного комитета обороны и Ставки Верховного Главнокомандования.

Глубокому уяснению справедливого характера и целей Отечественной войны способствовала перестройка идейно-воспитательной работы в армии и на флоте в соответствии с директивой ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 29 июня 1941 г. В ней содержались рекомендации по организации идейно-политического воспитания личного состава в боевых условиях. Директива требовала разъяснять воинам захватнический характер войны со стороны Германии, мобилизовать личный состав на проявление патриотизма, честное выполнение военной присяги, своего долга перед Родиной.

Могучая сила слова, боевой призыв, оперативная информация о сложившейся обстановке вдохновляли защитников Родины. Не ослабляя внимания к наступательной пропаганде, Государственный комитет обороны принимает меры к усилению всей массово-воспитательной работы. К 1 октября 1941 г. на фронт было послано около 150 тыс. политбойцов, которые разъясняли воинам политику государства, создавшуюся обстановку, демонстрируя личным примером отвагу, вдохновляли их на подвиги, укрепляли моральный дух.

Большую организаторскую и идеологическую работу среди населения, в армии и на флоте вели видные деятели государства: М.И. Калинин, В.М. Молотов, А.А. Жданов, А.С. Щербаков, К.Е. Ворошилов, Н.А. Вознесенский, Д.З. Мануильский и др.

С первого до последнего дня войны Государственный комитет обороны и Ставка Верховного Главнокомандования во главе с И.В. Сталиным делали всё для повышения боеспособности армии и флота, снабжения их всем необходимым для боевых действий, укрепления морального духа войск.

16 июля 1941 г. Государственный комитет обороны принял решение о введении института военных комиссаров в Красной Армии, а 20 июля – на Военно-Морском Флоте. Одновременно отделы и управления политической пропаганды реорганизуются в политотделы и политуправления. При Главном политическом управлении РККА был создан Совет военно-политической пропаганды. Совет обсуждал актуальные вопросы воспитательной работы, обобщал опыт, вырабатывал рекомендации. Важное место в его деятельности занимала организация агитационно-пропагандистской работы среди населения на оккупированной территории и войск противника. Совет сыграл важную роль в повышении уровня идеологической и организаторской работы политорганов.

Обобщая опыт воспитательной работы в войсках, Государственный комитет обороны чутко реагировал на растущие потребности жизни, вносил необходимые коррективы в деятельность воспитательных структур, в их задачи и содержание.

Командиры, политические органы и партийные организации действующей армии направляли основные усилия на то, чтобы наращивать наступательный порыв войск. Они учили личный состав трезво оценивать свои силы и силы противника, не зазнаваться, проявлять повышенную бдительность, предостерегали от беспечности и благодушия. Все это сыграло важную роль в дальнейшем укреплении Вооруженных Сил, в усилении политической работы в войсках, что было необходимо для завершения разгрома гитлеровских захватчиков и успешного выполнения Красной Армией своей исторической миссии.

Следует подчеркнуть, что в период боевых действий в армии широко использовалась духовная сила печатного слова. Вообще за годы войны в Вооруженных Силах была создана широкая сеть военных газет. Так, уже в июле 1942 г. издавалось 19 фронтовых, 93 корпусных и армейских, несколько сотен дивизионных газет. Вместе с тем расширялась и укреплялась центральная военная печать. В редакцию газеты «Красная звезда» вошли известные писатели: А. Сурков, И. Эренбург, П. Павленко и др.

Характерно, что только в первые недели войны ушли на фронт военными корреспондентами 140 членов Союза писателей, а всего в армии и на флоте работало более 900 писателей, поэтов, драматургов и журналистов.

Военная печать страстно и вдохновенно раскрывала справедливые цели и всенародный характер Великой Отечественной войны, разъясняла ход военных действий, рассказывала о патриотическом подъеме советских людей в тылу, массовом героизме воинов и партизан в боях за Родину.

Многие газеты конкретно учили воинов примерам борьбы с танками и самолетами противника. Все это имело большое значение для формирования морально-боевых качеств у личного состава. Важную роль на фронте сыграло в борьбе с танкобоязнью и самолетобоязнью распространение памяток и листовок. В них раскрывались оправдавшиеся в боях методы и способы борьбы с техникой немецко-фашистских войск. Об этом можно судить по «Памятке красноармейцу», изданной Главным политическим управлением РККА еще в июле 1941 г. В ней рассказывалось о способах и приемах уничтожения вражеских танков и самолетов, об организации атаки, указывалось на необходимость и важность защиты командиров в бою, взаимовыручки товарищей.

К концу войны в действующей армии издавалось около 800 газет, разовый тираж которых составлял более 3 млн. экземпляров. Фронтовая печать наряду с освещением вопросов внутренней жизни страны широко раскрывала политику правительства по отношению к освобождаемым народам Европы.

В свою очередь армейские и флотские политорганы разъясняли воинам Красной Армии, что они вступили на территорию зарубежных стран не как завоеватели, а как освободители.

Политическая работа была направлена также на то, чтобы разъяснить населению освобожденных стран – Польши, Чехословакии, Югославии, Румынии, Болгарии, Венгрии – политику правительства в отношении этих государств, задачи Красной Армии как армии-освободительницы. Политические органы сделали многое, чтобы советские войска с уважением относились к демократическим организациям, традициям и обычаям этих государств, не оскорбляли религиозных чувств населения.

Газета 3-го Украинского фронта «Советский воин» во время боев в Болгарии писала: «Помни, товарищ, о многовековой дружбе русского и болгарского народов, помни о славных подвигах доблестных русских воинов – героев Плевны и Шипки, помни о традициях кровного братства русских и болгар и на каждом шагу старайся укрепить и умножить эти славные традиции» . Так газета удачно использовала героическое прошлое нашего народа в интересах борьбы с фашистской армией и укрепления дружбы с болгарским народом.

Красная Армия по своему составу была многонациональной. Учитывая это обстоятельство, ГлавПУ РККА уже в сентябре 1942 г. издало директиву «О воспитательной работе с красноармейцами и младшими командирами нерусской национальности». В этом документе подчеркивалось, что военные кадры много сделали, чтобы помочь бойцам нерусской национальности стать умелыми защитниками Родины. На страницах газет, издававшихся на национальных языках, воинам широко разъяснялись цели войны и освободительная миссия Красной Армии, велась пропаганда дружбы народов и популяризировались боевые подвиги бойцов и командиров нерусской национальности. Примечательно, что фронтовые газеты выходили не только на русском, но и на других языках народов нашей страны. Иногда на фронте использовалось несколько газет для воинов разных национальностей. Тираж этих газет устанавливался из расчета одна газета на 5 бойцов. Кроме того, на национальных языках издавались газеты в дивизиях и бригадах национальных формирований.

Важным слагаемым духовно-нравственных основ Победы явилось отечественное искусство, его различные виды и жанры. По своей популярности, воздействию на сознание людей первое место занимала, несомненно, литература.

Литература вдохновляла защитников Родины на героические подвиги, способствовала укреплению морального духа среди народа и воинов. Уже в самые тревожные дни, когда фашистские орды рвались к Москве, было написано и опубликовано стихотворение Д. Бедного «Я верю в свой народ», в котором он призывал к морально-политическому единству советских людей в борьбе с врагом:

Пусть приняла война опасный поворот,
Пусть немцы тешатся фашистскою химерой,
Мы отразим врага. Я верю в свой народ
Несокрушимою тысячелетней верой
.

С первых тревожных дней обороны столицы «к штыку приравняли перо» известные московские художники слова: А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, К. Симонов, А. Сурков, М. Светлов, А. Гайдар, М. Шолохов и многие другие. В самые тяжелые дни обороны Москвы деятели литературы и искусства в своих выступлениях, статьях, художественных произведениях отражали патриотическую тему. В них деятели культуры говорили о самом важном – о судьбе Родины, об историческом месте Москвы в ней, о долге каждого воина и гражданина. А.Н. Толстой писал: «Казалось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта, но великий народ, находя в себе больше и больше сил в кровавой и беспощадной борьбе, где только победа или смерть, все настоятельнее требует от своей литературы… подняться до уровня моральной высоты героических дел воюющего народа».

Великая Отечественная война убедительно показала огромное значение духовно-нравственных основ в достижении победы над немецко-фашистскими захватчиками. И в первую очередь, таких как долг, честь и достоинство, нравственный идеал и др. Воинский долг представляет собой выражение обязанностей личности по защите Отечества, которые закреплены в нравственных убеждениях и военном праве. Он предполагает обязательное выполнение требований, ведущих к достижению нравственных целей. Это означает, что наиболее высокой нравственной оценки заслуживает тот поступок, в котором долг и доминирующее желание составляют единое целое.

Воинский долг заключается не только в том, чтобы знать и принимать определенные жизненные идеалы, но и в том, чтобы отстаивать их. В годы Великой Отечественной войны воинский долг был связан с идеей справедливой борьбы, со жгучей ненавистью к фашистским захватчикам, которые разрушали материальные и духовные ценности нашей страны, сеяли горе и страдания ее народам. Суть воинского долга того периода удачно передана в строках:

Бей врага. Над твоей головою
Вьется русского знамени шелк.
Каждый недруг, убитый тобою, –
Это Родине отданный долг
.

Воинский долг активизирует деятельность человека, положительно влияет на все процессы его духовного развития. О нравственном достоинстве воинов судят, прежде всего, по их действиям, поступкам и практическому исполнению долга. В военной службе он неразрывно связан с сознанием личной ответственности за безопасность своей Родины, с постоянной боевой готовностью, совершенствованием воинского мастерства.

Воинская честь и достоинство выступают как признание общественным мнением и осознанием самим воином высокой социальной значимости выполнения воинского долга. Добровольное исполнение воинского долга становится необходимым условием утверждения личного достоинства и чести. Осознание чести не позволяет поступиться требованиями воинского долга, стимулирует его выполнение.

В годы Великой Отечественной войны воинская честь находила выражение в справедливой борьбе с фашизмом. Честь и достоинство защитников отечества, наполненные чувством патриотизма, любви к Родине, выступали как естественная потребность в мужественных поступках на поле боя. Эти качества в полной мере проявились в героизме защитников столицы – политрука В. Клочкова, генерала И. Панфилова, летчика В. Талалихина, партизанки 3. Космодемьянской… «И эта потребность сделать почти невозможное, а не только собственная смелость, толкает людей на подвиг» , – писал К. Симонов.

Воинская честь и достоинство неразрывно связаны с традициями Вооруженных Сил, воинского коллектива. Традиции коллектива, части, Вооруженных Сил РФ в целом изменяются, наполняются новым содержанием. Вместе с тем современная Армия России не может успешно развиваться и формировать морально-боевые качества у воинов без бережного отношения к историческому прошлому, особенно мужеству, стойкости и героизму, проявленному старшим поколением в годы Великой Отечественной войны.

Синтезирующая роль в духовных ценностях воина принадлежит нравственному идеалу. Идеал и действительность связаны между собой: идеал отражает действительность, порождается ею, он воодушевляет людей на борьбу за преобразование существующей действительности.

Одна сторона нравственного идеала предполагает стремление человека следовать в поведении положительному образу, в котором воплощены героические подвиги предшествующих поколений. И такие образы – нравственный пример служения Отечеству. Это, например, образы А. Маресьева, Г. Жукова, А. Матросова, Л. Чайкиной, Н. Гастелло, И. Кожедуба. Другая сторона заключается в решении вопроса о цели и смысле жизни, ее предназначении. Нравственный идеал советских воинов в годы войны выражался в том, что смысл их жизни был неотделим от защиты Отечества. Погибая в борьбе за Родину, отстаивая высокие нравственные идеалы, советские воины верили в торжество справедливости и конечную Победу над врагом.

Вот как выразил эту идею воин-патриот:
Я вернусь еще к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов
.

Нравственные ценности воинов наряду с такими понятиями этики, как воинский долг, честь и достоинство, идеал, находят также специфическое проявление в моральном состоянии армии.

Выделение данной категории необходимо, во-первых, для понимания реальных процессов вооруженной борьбы, войны в целом. Во-вторых, анализ морального состояния позволяет оценить духовную связь между обществом, народом и его Вооруженными Силами. В-третьих, знание морального состояния выступает важной предпосылкой наращивания духовных сил народа и армии.

Моральное состояние по специфике проявления отличается устойчивостью. Известно, в каком сложном положении оказались наше государство и его армия в результате нападения фашистской Германии. Однако народ и армия не дрогнули перед трудностями и поражениями первых дней войны, не потеряли веру в конечную победу над врагом.

С этим обстоятельством были вынуждены считаться даже противники. Так, через неделю после начала войны начальник генерального штаба сухопутных войск Германии записал в дневнике: «Сведения с фронта подтверждают, что русские люди всюду сражаются до последнего человека» . Один из руководителей немецкой военной разведки, генерал Типпельскирх отмечал позже, что «русские держались с неожиданной твердостью и упорством, даже когда их обходили и окружали» .

В общественном сознании нашей страны в тот период концентрировалась максимальная целеустремленность политических установок руководства государства с активной моральной мобилизацией народа и армии на решительную борьбу с немецкими захватчиками.

Совершенно иное положение было в государствах Европы, противостоящих фашистской Германии, которые оказались в моральном отношении не способными к активному противоборству с агрессорами. В своих воспоминаниях французский генерал де Голль писал: «В действительности же потрясенная армия ни во что не верила, а государственная машина крутилась в обстановке полнейшего хаоса» .

Моральное состояние в войне в защиту Отечества детерминировано политическими идеями, выражающими справедливый характер борьбы народа, позволяющими вырабатывать личную мировоззренческую позицию и осуществлять практические действия по защите своего Отечества. Такая война оценивается ими как явление высоконравственное. Она вызывает духовный подъем и побуждает к готовности во имя победы над врагом преодолеть все преграды, пройти через любые бедствия и лишения.

Высокая действенность морального состояния народа и армии в период войны реализуется в массовом героизме. Так, известно, что за годы Великой Отечественной войны подвиг А. Матросова, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дзота, был повторен 300 раз, а Н. Гастелло и его экипажа, направившего самолет на вражескую колонну с боевой техникой, свыше 300 раз. Патриотическая ценность таких героических поступков заключается в том, что они не только зовут на подвиг других, но и как бы раскрывают конкретную форму морального поступка, которая может распространяться в массовом масштабе.

Значительное внимание в период войны отечественная художественная литература различного жанра уделяла отражению таких духовно-нравственных качеств советских воинов, как мужество, отвага, смелость. Об этих качествах достаточно емко и образно написал 25 августа 1943 г. замечательный писатель А.Н. Толстой в рассказе «Русская сила». Характеризуя духовный облик русского солдата в боях на Курском выступе, он обобщенно писал: «Наши войска просачиваются, прорываются в тыл врага, окружают, нападают со всех сторон, расчленяют фронт, опережают немца и в скорости передвижения, и в скорости соображения. В основе всего этого прежде всего лежат русский талант, русская отвага и разбуженная русская ярость. Горд и храбр русский человек. Слава ему» .

Нар яду с яркой прозой, раскрывающей высокие моральные качества советского воина, поэзия также отмечала мужество, несгибаемую стойкость и отвагу защитников Отечества. Хорошо известно, что в сражении на Курской дуге немецкое командование, применяя новые для того периода танки «тигр» и «пантера», пыталось сломить сопротивление Красной Армии, нанести ей не только военное поражение, но и духовно надломить сопротивление советских воинов. Однако этого не случилось, а духовная стойкость советского солдата выдержала с честью напор вражеских танков и одержала верх над германскими войсками.

Эта мысль весьма убедительно раскрыта у поэта А. Л. Головкова, участника Великой Отечественной войны.

В сорок третьем, под Понырями,
Враг пытался в смертельном бою
Бронированными кулаками
Выбить русскую душу мою.
Был огнем и железом испытан
И под Курском я, и под Орлом.
Ну а выжил и не был убитым,
И проверен на страх, на излом
}