Критерии цивилизации кратко. Понятие "цивилизация", критерии выделения её типы

Вопрос 1 Предмет Культурологии. Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым). Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры. Культурология - наука, которая является ресурсом национального развития. Культурология как наука обладает рядом своих теорий (например, игровая теория, эволюционная теория и др.). Культурология как наука обладает законами: 1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре. 2. Чем больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект. Каждая культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайковский, Сахаров и др. Культурология как наука имеет свои методики познания (методы добычи знаний): 1. Контекстный анализ. 2. Ассоциативный анализ. Актуальность культурологии обусловлена причинами:1. Изменение основной экономической ориентации. Раньше общество было ориентировано на массовое производство товара, сейчас - на производство услуг. 2.Расширяется номенклатура услуг.3. Общество становится более открытым.4. Сегодня основным фактором является профессионализм и нравственность. 5.Широкие контакты.Современные технологии требуют более культурного человека. 6. Культура выходит из музеев, библиотек. Она является частью профессионализма. Предметом культурологии является культура в единстве и уникальности различных культурных миров и происходящих в них процессах. Культурология является наукой изучающей основополагающие законы становления и функционирования различных культурных миров. В отличии от философии, культурология апирирует не только абстрактными понятиями но проежде всего артефактами. Артефакты - образование искусственного происхождения. Артефакты являются как зримые памятники культурного творчества так и процессы происходящие в той или иной культуре. Таким образом культурология стоит между философией и аперирущими наиболее общими понятиями науками изучающими конкретные процессы социальной действительности: социология, политология.

Вопрос 2 Культурология в системе гуманитарных наук. Актуальность возникновения культурологии обусловлена возрастающей ролью гуманитарного знания в новейшее время. Актуальность культурологической науки обусловлена возникающими вопросами человека – ведения. К началу 20в. становится ясно что естественные науки не могут в полной мере объяснить человека, его внутреннюю сущность, потому происходят постепенные резкой границы между гуманитарными науками и точными науками. К 20 в. ряд гуманитарных наук вырабатывают научный аппарат, они оперируют собственными им присущими понятиями, категориями и законами. Основной гуманитарной наукой в новое время являлась философия. Философия разрабатывала категиральный аппарат как для гуманитарных так и для естественных научных дисциплин. Она так же являлась наукой которая разрабатывала принципы методологии научного познания. В этом отношении философское знание имело всеобщий характер. Представители классических направлений философии разрабатывали научные системы которые должны объяснить сущность мироздания, основные законы его развития. Однако начиная со второй половины 19 в. философия утрачивает свой изначальный всеобъемлющий характер. Появляется ряд дисциплин и направлений внутри философской науки, которые создаются на высоком профессиональном уровне, однако являются индивидуализироваными, субъективными. Философия в этой связи утрачивает свой объединяющий характер. В настоящее время таким характером обладает культурология. Которая в этом отношении приходит на смену философии. Культурологическая наука объединяет в себе как все гуманитарные науки так и естественно научное знание. Понятие Культурология ввел в 30г. 20в. Лесли Уайт. Который трактовал ее как один из разделов антропологии. В хрестьянских цивилизациях появление гуманитарного знания можно отнести к эпохи возрождения. Наука, точное знание отделяется от теологии(богословия) вместе с наукой отделяется от теологии род знаний которые не апирируют точными мат. формулами, естественно научными определениями. Так появляются свободные искусства, литература, музыка выходящие за пределы церковного канона. Если в эпоху средневековья основопологающей научной дисциплиной являлась теология то в эпоху возрождения приходит философия. Наиболее раннее появление гуманитарного знания относят к древне греческой культуре классического периода. В это время происходит гуманизация, ее центром становится не божественное начало а человек. Интеллектуально подготовившими эту атмосферу являлись софисты. Основой учения софистов было утверждение отсутствия абсолютной истины, софисты сомневались в существовании бога или богов. В существовании чего либо выходящего за пределы чувственно воспренимаймого мира. Со времени софистов открывается андропоцентрическое измерение культуры. В результате появления андропоцентризма и возникает возможность гуманитарного знания, которое дает простор индивидуальной фантазии и творческой интерпретации действительности. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ культуры приводит к появлению светских наук в традиционном обществе. Так в Греции появляется с Герадотом и Фукидидом историческая наука. Если ранее исторические сведения опирались лишь на мифологию и представления о сотворении мира, то данные историки говорили о том что необходимо опираться только на неопровержимые сведения, которые имеются в наличии. После эпохи средневековья дальнейшее изменение научного знания, с одной стороны это приводит к появлению новых наук: социология, политология, психология и др. С другой стороны возникает тенденция раздробленности целостного знания. Культурология как наука и возникает с целью преодоления данной раздробленности. Она не является неким набором дисциплин изучающих культуру, но предполагает определение своего предмета и методов исследования.

Вопрос 3 Функции культуры. Несмотря на приведенные примеры критического отношения к культуре, она играет огромную положительную роль. Культура выполняет несколько жизненно важных функций, без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, то есть формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком. Подтверждением тому могут служить известные по литературе случаи, когда ребенок терялся родителями в лесу и в течение нескольких лет рос и жил в стае зверей. Даже если его потом находили, этих нескольких лет оказывалось достаточным для того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребенок уже не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки, ритуалы, обряды и т. д. которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Культура при этом действительно выступает в качестве "социальной наследственности" , которая передается человеку и значение которой нисколько не меньше, чем биологической наследственности.Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является «познавательная, информационная» . Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.Не менее важной является регулятивная, илинормативная функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества. С уже названными тесно переплетаетсякоммуникативная функция, которая осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры - наука, искусство, техника - обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре. Еще одна функция - ценностная, или аксиологическая - также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности. Особого выделения заслуживаеттворческая функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д. Нельзя признать обоснованными суждения о том, что культура - это одни только традиции, консерватизм, конформизм, стереотипы, повторение уже известного, что она препятствует творчеству, поиску нового и т. д. Традиции в культуре не исключают обновления и творчества.Таким же необоснованным представляется тезис о том, что культура подавляет здоровые инстинкты человека. Подтверждением этому может служить запрещение инцеста, или кровосмешения. Считается, что именно оно стало первым в истории человечества четким водоразделом между природой и культурой. Однако, будучи чисто культурным явлением, этот запрет является непреложным условием для воспроизводства и выживания людей. Древнейшие племена, которые не приняли данный запрет, обрекли себя на вырождение и вымирание. То же самое можно сказать о правилах гигиены, являющихся по (своей сути культурными, но оберегающих здоровье человека

Вопрос 4 Культура и цивилизация.

Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. Согласно другой версии, термин "цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах - широком и узком . Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал высокоразвитое обществo, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятом "культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно сести к трем основным. В первом случаепонятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, спорый рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случаемежду культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Наконец, сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер" как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством". Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.

Книга Шпенглера имела огромный успех, в ней ярко показаны многие характерные черты культуры и цивилизации. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику.

Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура "прорастает" цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому вполне объяснимо, что в повседневной жизни мы не слишком различаем их.

Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение.

Вопрос 5 Критерии типологизации культур. Культурологическая наука в лице ее ведущих ее представителей впервые со всей ясностью показана, что культурно – исторический процесс нельзя трактовать как некое однонаправленное движение с точки зрения одной цивилизации. Подобный подход является грубым упрощением. Существуют различные культурные миры, которые рождаются, развиваются и гибнут следовательно всемирная история представляет собой богатство и разнообразие этих культурных миров. Признав существование самостоятельных, хотя и взаимосвязанных культурных миров культурологическая наука встала перед проблемой типологизма. Вебер выделил 3 типа: Традиционный, харизматический, рациональный. Традиционный Основывается на священности господствующих форм традиции. Ему соответствует патриархальная общность во главе которой стоит господин, имеющий сакральный статус. Харизматический. Представляет собой власть личности, обладающий особыми враждебными, интеллектуальными и психологическими качествами. Эти качества позволяют данной личности увлекать людей, подчинять их, вести за собой. Данная личность воспринимается, как обладающая особыми свойствами, которые у других отсутствуют. С точки зрения харизматического типа культуры такая личность является критерием абсолютной истины. Рациональный. Отрицает как традиционный так и харизматический типы культуры, считает их устаревшими, архаистическими, насильственными. Рациональному типу соответствует правовой тип государства, который по Веберу характеризуется подчинением исключительно закону. Иоган Якоб Бахофен и Лео Фробениус разделяли все культуры на матриархальные и патриархальные. Это разделение осуществлялось по принципу доминации мужского или женского начала. Оба исследователя качественным более высоким представляли матриархальный тип, а абсолютной доминации патриархального начала усматривали явную угрозу как для существующих отдельных цивилизаций, так и для существующей культуры вообще. Культурологичесая наука за время своего развития выработала следующие универсальности критерии типологизации: а) Единство культурного пространства географической среды. б) единство духовной традиции в) родство этнасов г) единство способов хозяйственной деятельности.

Вопрос 6 Концепции культурно исторических типов. Обозначение культурно исторических типов положен конец притязаниям западной цивилизации на исключительность и монополию на то, что бы выступать в качестве эталона развития. культурологический взгляд на историю раскрыл взаимодействие самобытных культурно – исторических типов, открытие этих типов расширили взгляд человека на сложность и многообразие процессов происходящих в настоящей действительности, раскрыли подлинное богатство культурных миров. Среди наиболее известных исследователей, выявлявших существование культурно – исторических типов выделяются Николай Донилевский, Освальд Шпендлер, Арнольд Тоинби. Данилевский в своей книге “Россия и Европа” одной из главных задач ставил показать особенности и уникальности культуры России. Освобождение этой культуры из западных рамок восприятия. Он критековал “еврапеничение” Донилевский выделил существование во всей истории 10 – ти культурно – исторических типов. Качественно новым и обладающим большим потенциалом развития Донилевский считал славянский тип культуры, который призывал объеденить во главе с Россией все славянские народы в противовес Европе, вступившей в период упадка. Шпендлер выделил существование 7- ми культурно – исторических типов: Египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко - римский, византийско – арабский,западный. В настоящие время прослеживаются признаки зарождения Русской культуры. Тоинби выделил существования 21 цивилизации, отличающихся от примитивных обществ формирующейся русско – сибирский тип культуры.

Вопрос 7 Диахронный подход к культуре является историческим. Его главный задачей является рассматрение культуры во времени. Диахронный подход показывает развитие культуры, прослеживает законы роста культурного древа. Перед диахронным подходом встает задача соответствующей объективной типологизации культуры. Синхронный подход изучает состояние и процессы одновременно происходящие в культуре человечества на определенном этапе ее развития. В синхронном подходе выделяются следующие типы рассматриваемых культурных общностей: рассово – этническая культурная общность, национальная культурная общность, регионально – историческая культурная общность, культурное противоположение восток – запад, мировая культура.

Вопрос 8 Эволюционные концепции развития культуры эволюционную- делает акцент на необратимость культурной динамики и утверждает что развития происходят от простого к сложному. Развиваясь человеческая культура усовершенствуется и этим обусловливается непрерывный прогресс человеческой истории. Внутри этой модели выделяется однолинейная концепция развития культуры и многолинейная. Согласно однолинейной – развитие идет путем усовершенствования человеческого рода путем усложняющейся организации человека и общества. В процессе эволюции происходит смена 3 универсальных этапов:

а) дикость

б) варварство

в) цивилизация

Прохождение этих этапов является неизбежным и обязательным для всех народов. Многолинейная концепция -отказывается от признания всеобщих законов развития, основное внимание здесь уделяется проблеме культурной адаптации, которая представляет собой приспособление к среде. В ходе этого приспособления происходит усложнение культуры, возникновение новых культурных феноменов.

Вопрос 9 Циклические концепции культурно исторического процесса. Циклические модели отрицают эволюционную однолинейную или многолинейную концепцию исторического развития. Человеческая история воспринимается ни как процесс который направлен ко все большему усовершенствованию форм социальной и культурной жизни. С точки зрения циклических концепций история представляет собой движение происходящие в рамках локальных культур. Это движение не является прогрессом но возвращением одних и тех же законов зарождения и упадка которые имеют характер всеобщей неизбежности. Питирин Сорокин выделил этапы развития культурно исторического процесса. В зависимости от смены этих этапов изменяется господствующий тип культуры. Первым таким типом является- идеациональный тип. Он характеризуется господством духовных принципов, теоцентрическим видением мира, истинной веры. Второй тип – идеолистический обуславливает интеграцию духовных и чувственных начал. Этот тип культуры Сорокин определил как характерезующийся истинным разумом. Третий тип – Чувственная культура характеризуется господством натурализма и эмпирического знания. В чувственной культуре на первый план выходит утелитаризм (принцип практической пользы) духовные истины подвергаются забвению. Не смотря на то что современная цивилизация проходит чувственный этап культуры, Сорокин оптимистически трактовал будущие современной цивилизации. Он говорил о наступлении эпохи нового средневековья которая будет являться возрождением духовных начал и новых цивилизационных завоеваний. В наибольшей степени завершенная циклическая концепция предстает в книге О. Шпендлера “Закат Европы”. Шпендлер развивает идею о том что по аналогии с живыми организмами, культуры проходят:

а) детство культуры- период накопления сил для последующего роста

б) юность-период развития

в) зрелость- период реализации потенциальных возможностей культуры

г) старость- период упадка и гибели культуры.

Вопрос 10 Синергетическая модель культурной динамики. Понятие синергетика – сотрудничество, совместная деятельность. Синергетика – является наукой о процессах самоорганизации в природе и обществе. Ее предметом является механизмы спонтанного самообразования и сохранения сложных систем. Синергетика утверждает что существует 2 противоположных и одновременно взаимодополняющих начала – порядок и хаос, которые обуславливают протекание культурных процессов. Хаос- является необходимым элементом в саморазвитии мира, разрушая он созедает, а созедая приводит к разрушению, достигая состояния своего предельного развития, сложные системы обнаруживают тенденцию к упадку. Возникновение нового неразрывно связано с хаосом, неустойчивостью и случайностью. Таким образом стадии возникновения и распада, равновесия и неустойчивости непрестанно сменяют друг друга.

Вопрос 11 Культурный дуализм. Дуализм – двойственность. С точки зрения дуализма в мире идет борьба противоположных, совершенно не сопоставляемых между собой начал. Дуалистические воззрения известны с глубокой древности. Одной из наиболее древних подобных возрений наблюдается в зароастризме, в котором рассматривается борьба между добрым и злым божествами. Дуалистические воззрения являются достаточно ограниченными т.к. в мире наблюдается несмотря на все процессы борьбы, единство противоположных начал. Об этом говорит 1-ый закон диалектики, которая представляет универсальное философское учение о бытии и законах развития. Однако с точки зрения противоположных начал вовлеченных в борьбу между собой и являющихся в этом отношении с необходимостью ограниченными,подобного единства существовать не может. Наиболее крайние проявления дуализма возникают когда ложь отрицает истину, бездуховное противополагает себя духовному. Многим религиозным системам, а так же исходя из ряда философских воззрений, культура воспринималась, как некое вторичное существование, которое противополагала себя первичному, более современному, более духовному. Мир культуры рассматривался не только как сфера творческой активности человека, но как вторичный мир, противополагавший себя естественной или духовной среде. В этом заключается суть понятия – культурный дуализм. Данное понятие в религиозных и мифологических системах находило воплощение в ярких мифологических образах: образ Канна и образ Прометея. Согласно Библии Канн являлся земледельцем, Авель являлся скотоводом. Земледелие – оседлое существование развертывающиеся во времени. Само понятие культуры связано с земледелием. Скотоводство представляет собой существование в неограниченном пространстве, и в этом отношении символизирует не временное начало, но идею вечности. Скотовод, перемещаясь в пространстве имитирует идею божественной вездесущности, тогда, как земледелец прикрепленный к пространству, находится во власти постоянно изменяющегося времени. Потому бог принимает дары Авеля, но не Канна. Убийство Канном Авеля означает противоположение вторичного несовершенного более первичному – идеальному. Культура восстает против дух. Бог накладывает на Канна печать и эта печать часто воспринимается, как свидетельство богоизбранности, однако смысл священного текста указывает на ее грозное и предупредительное значение.

Вопрос 12 Социальные типы культур в их становлении и развитии. Основными социальными типами культуры являлись элитарная и народная культуры. Элитарная являлась культурой высших слоев общества духовенства и аристократии. В новое время на Западе эти две культуры вытесняются буржуазной культурой, которая приобретает статус элитарной культуры. Народная культура часто ошибочно отождествляется с культурой массовой, однако ее истоки могут быть гораздо более глубокими нежели истоки официальной культуры. Народная культура содержит в себе информацию о традициях, мифах и ритуалах, которые являлись предшественниками ныне господствующему типу религиозного воззрения. Так в европейской культуре народная культура содержит в себе традиции до христианского язычества. Массовая культура в отличии от народной не имеет глубоких духовных истоков. Она возникла недавно и является враждебной к существованию любого исторического типа. Массовая культура характеризуется сведением всего к единообразию. Массовую культуру можно назвать антикультурой. Одним из наиболее ее ярких проявлений является поп – музыка.

Вопрос 13 Этнос и культура. Понятие народа как субъектакультуры существенно отличается от представлений о нем в других общественных науках. В исторической науке народ идентифицируется с населением определенных стран и государств. В этом ракурсе говорится о белорусских или французских народах, но некорректно – о европейском народе. Функция культуры учитывает отмеченные представления, но не сводится к ним. Тысячелетняя историческая традиция заключалась в отрицании народа как субъекта исторического творчества. К этому прежде всего предполагало общественное разделение деятельности на умственную и физическую, которая подкреплялась социальном господством представителей различных видов духовной деятельности. Народ перестал быть материалом для создания отдельных ценных индивидов, которые продолжают великий процесс и впервые ясно обозначили свою роль субъекта истории с позиции марксистской философии. С точки зрения сущности культуры как свободной ценности, деятельности, народ как субъект культуры – не статистическая групповая величина, а динамическая общность людей, незримо и неформально реально объединенных материальным, социальным и духовным творчеством. Народ – это движитель обновления и совершенствования общественного богатства, высших ценностей и смыслов общества. Народ не возникает в истории сразу, население становится народным в совместной исторической судьбе, практике обновления мира, выработки и обогащения единых ценностей и смыслов. Путь населения к народу никогда не прямолинейна, поэтому народ способен утрачивать ориентиры, заблуждаться и блуждать. Основная причина возможного перерождения народа имеет объективный характер. Творческая, инновационная деятельность изначально не может быть нормативной.

Вопрос 14 Язык и культура. Язык - это орудие мысли и орудие общения. Язык является посредником

между всеми знаковыми системами. Язык - единственная знаковая система, знаки которой назначаются с помощью самой этой системы. Языком называют па и фигуры танца, музыкальные сочинения и др. Средствами языка формулируются математические задачи. Одним из основных в языке является понятие знака. Знак создается человеком для передачи определенного значения. Поэтому знак обладает планом

содержания - смыслом и планом выражения - вещью. Есть знаки индивидуального пользования, знаки профессионального пользования (дорожные знаки), знаки общего пользования (языки). Все группы знаков находятся во взаимной зависимости. С помощью знаков общего использования назначаются знаки профессионального и личного использования. Существуют универсальные знаки - символы. Это слово пришло к нам из античности и со временем перешло на то, что связывает людей. Они выражают глубинное значение. Например, Солнце символ открытого, мощного; Луна - символ таинственного, ночного. Символов много, и каждый из них несет свое значение. Наряду с этнонациональным измерением не менее важную роль в развитии культуры играет язык. Он также органически связан с культурой, образуя ее фундамент, своеобразный внутренний базис. Вне языка национальная культура не существует. Поэтому не случайно именно язык выступает чаще всего в качестве критерия при типологизации культур, для их различения между собой. Подчеркивая значение языка, немецкий философ М. Хайдеггер говорил, что "язык - дом бытия".

По мнению Ф. Достоевского, "язык - народ". Известный французский писатель А. Камю заявлял: "Моя родина - это французский язык".

Язык являетсяглавным инструментом познания и освоения внешнего мира. Он также выступаетосновным средством общения людей. В равной мере язык делает возможным знакомство с другими культурами. В культурологии выделяют следующие функции языка: 1) информационная – означает выработанный человеком способ обозначения знания о родовых, видовых свойствах предметов, явлений и процессов, вовлеченных в общественную деятельность, различных проявлений чувств и интеллектульного опыта человечества. Язык выражает, хранит и воспроизводит такое знание. 2) комулятивная – функция накопления знания о социальном опыте человека. Язык замещает генетическую память, наследуемую каждым поколением, и обеспечивает их способность опереться на совокупный предшествующий опыт и является инструментом его обновления. 3) коммуникативная – обеспечивает универсальное, непосредственное и опосредованное общение между людьми. 4) координационная – проявляется в 2-х направлениях – по горизонтали и по вертикали. В первом случае язык служит средством согласования совместных действий людей на основе консенсуса относительно значимых для них образов, процессов и явлений. Другой ракурс – необходимость постоянного обозначения намерений и действий по руководству людьми. 5) Рефлексивная – одна из важнейших функций языка как способа самопознания и самовыражения человека. Без него были бы невозможны ни становления человека, ни его совершенствования как субъекта культуры и цивилизации.

    Цивилизация – историческое социокультурное образование, имеющее единое геополитическое пространство, однородную культуру, определенную нормативно-ценностную ориентацию и специфическую форму интеграции.

    Цивилизация – культурная общность людей, обладающих определенным социальным генотипом, социальным стереотипом, освоившая большое автономное, замкнутое мировое пространство, в силу этого получившая прочное место в мировом сообществе.

    Цивилизация – это способ организации коллективной жизни людей через социальное наследие в области экономики, социально-политической и духовной жизни людей.

    Цивилизация – это образ особого человечества на отдельной земле, который создается в силу общности истории, традиций, обычаев, языка, религиозных верований.

Признаки цивилизации:

    появление письменности;

    различные формы разделения труда;

    появление городов;

    возникновение государства;

    появление права (закона);

    гуманизм.

Следует отметить, что понятие цивилизации еще полностью не сформировалось, хотя ни у кого нет сомнения в том, что цивилизация является основным феноменом исторического развития человечества, вытесняя весьма распространенное в прошлом в марксистской теории понятие общественно-экономических формаций. Цивилизация становится основной категорией современной исторической и других гуманитарных наук. Но это условная единица трактовки человеческой истории, некий условный теоретический конструкт. Подтверждением этого служит тот факт, что никто не может сказать, сколько цивилизаций на Земле было в прошлом и есть сегодня. Никто не может назвать единое число цивилизаций на земном шаре. Даже один и тот же ученый (не говоря уже о разных мыслителях), А.Тойнби, называет разное число цивилизаций в своих трудах («Постижение истории»): 21, 23, 27, из которых к настоящему времени остались 7: китайская, индуистская, дальневосточная, исламская, западная, славянско-православная, иранская. В более поздних исследованиях называются следующие наиболее крупные цивилизации современного мира:

    западная,

    восточно-европейская (православная),

    исламская,

    конфуцианская,

    индуистская,

    японская,

    латиноамериканская,

    африканская.

Соотношение культуры и цивилизации

Существуют различные точки зрения по этому вопросу:

    отождествление этих понятий;

    разрыв и даже противопоставление их;

    признание тесной взаимосвязи этих понятий.

Большинство исследователей рассматривают цивилизацию как определенную ступень в развитии культуры. Причем, цивилизация чаще всего рассматривается как внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, в то время как культура всегда являетсявнутренним достоянием человека , раскрывает меру его развития, внутреннего достояния, есть символ его духовного богатства.

Взаимоотношения культуры и цивилизации следует рассматривать в двух планах (плоскостях). В диахроническом плане цивилизация является определенным (по мнению большинства ученых, высшим) уровнем развития культуры. Вструктурно-синхроническом плане цивилизация является определенным способом выражения и организации социокультурной жизни: производственной деятельности и ее технико-технологического оснащения, политической деятельности и политических институтов, правовой системы, системы образования, науки и искусства и т.д. Другими словами, цивилизация представляет собой систему обслуживающих культуру механизмов, а потому находится внутри нее, а не вне нее.

Украинские ученые предложили модель развития цивилизаций во Вселенной, из которой косвенным образом следует решение знаменитого парадокса Ферми (хотя напрямую им не удалось его решить).

Парадокс Ферми был предложен итальянским физиком Энрико Ферми.

Кратчайшая формулировка парадокса звучит так: "Если внеземные цивилизации существуют, то где они?" Физик апеллировал к тому, что ученые до сих пор не обнаружили надежных доказательств в пользу наличия во Вселенной других разумных существ, и этот...

Развитие человеческой цивилизации с точки зрения кибернетики - это ее движение от менее развитых управленческих моделей к более развитым, или от иерархии управления к целостности саморазвития.

Сейчас наша цивилизация застряла на самом низшем уровне кибернетической модели - на иерархическом. Это управленческая модель.

Ее особенностью является разделение единой космической матрицы управления (космической идеологии, космического учения) на власть и народ и их противопоставление друг другу...

С точки зрения гуманистического космизма, единый космический процесс развития от изначальной первопричины проходит три цикла: цикл деградации, или темный цикл, завершающийся фазой осознания себя первопричиной в качестве тьмы и начинающей осознавать себя в качестве света.

Далее следует цикл эволюции, или светлый цикл, завершающейся фазой осознания первопричиной самой себя в качестве тьмы и света и начинающей осознавать себя в качестве совершенства как синтеза тьмы и света. Далее следует цикл...

фото из архива EM

Совсем недавно в ООН состоялась презентация глобального прогноза развития цивилизации на период до 2050 года. Его разработкой занимались 50 ученых из 10 стран. Новый прогноз показывает, что уровни развития всех стран мира не будут постепенно сближаться, как это представлялось ранее.

К сожалению, тенденция пошла в противоположном направлении.

Пока человеческая природа не изменилась на противоположную, альтруистическую, к гармонии с природой, мы будем во всем наблюдать...

Тысячи лет награды служат неотъемлемыми атрибутами каждого общества. Меняются виды и символика наград, но и по сей день они остаются главными знаками отличия, которыми общество отмечает выдающиеся заслуги граждан. Феномен появления наград на заре человечества не имеет внятных объяснений.

В тоже время современные негосударственные знаки отличия, учреждаемые от имени общественных и научных объединений, имеют понятную и оправданную систему, являясь альтернативой государственной. Появление...

Существуют ли во Вселенной иные цивилизации?
Если да, то много ли их? Эти вопросы всегда завораживали человечество. Сейчас наконец появляется надежда определенно ответить на них. Недавние исследования позволили ученым сделать вывод, подтверждающий, что планеты, пригодные для обитания, есть и за пределами нашей Солнечной системы.

За последние пять лет обнаружено более тридцати похожих на Солнце звезд, имеющих планеты, по массе примерно равные Юпитеру. И хотя до сих пор в свитах таких звезд не...

Первичной космической формой жизни является физическая и химическая материя, вещество. Принципом ее миропонимания является физический инстинкт, или непосредственная реакция на воздействие. При этом физическая и химическая материя не обладает различением противоположностей (съедобно-несъедобно, холодно-жарко).

Второй по иерархии космической формой жизни является живая биологическая материя до демонического уровня (растения, насекомые, животные, птицы, рыбы).

Принципом ее миропонимания...

Эта трагедия напоминает: если человечество не изменит своего отношения к природе, ему грозит такая же участь.

Причина гибели некогда цветущих цивилизаций - одна из самых жгучих тайн истории, а среди погибших древних культур, возможно, самая загадочная - цивилизация острова Пасхи.

Этот остров площадью всего 165 квадратных километров - один из наиболее уединенных обитаемых островов. Он лежит в Тихом океане примерно в 3500 километрах к западу от ближайшего материка - Южной Америки. На острове...

«Американский историк Ричард Пайпс вывел очень простой количественный показатель, при достижении которого начинается «взрывное» развитие цивилизации, крутой рост её по экспоненте. Этот показатель таков: одно посеянное зерно должно приносить пять зёрен урожая.

Чтобы понять смысл рассуждений Р. Пайпса, требуются некоторые сельскохозяйственные пояснения.

Урожайность 1:2 (на одно посеянное зерно - два собранных) настолько низка, что неизбежно влечёт за собой голод. Ведь одно из двух убранных зёрен необходимо отложить для будущего посева.

Только при урожайности 1:3 - у российских крестьян она называлась «сам-третей» - народ может достаточно надежно кормить себя. Но крестьянствовать при такой урожайности должны практически все, без остатка. От работы в поле может быть освобождена только небольшая дружина во главе с военным предводителем-князем, которая займётся организацией обороны от внешних врагов и поддержанием внутреннего порядка в мирное время. (Не стоит отождествлять дружины Средневековья с войском; это, скорее, был вооружённый бюрократический аппарат, личная «гвардия» князя или короля; в случае серьёзных боевых действий основную роль играло ополчение, то есть люди, взятые с поля и пастбища).

Итак, сельскохозяйственным трудом, направленным на добывание пищи, при урожайности 1:3 должен заниматься весь народ.

Но ведь человеку нужно не только питаться. Ему ещё надо одеваться, строить себе дом, делать орудия труда и предметы быта. Всем этим при урожайности 1:3 приходилось заниматься самим крестьянам. Элементарная хозяйственная единица традиционного общества - патриархальная семья - сама изготавливала для себя всё необходимое. В этой семье, конечно, было зачаточное разделение труда - между мужчинами и женщинами, старшими и младшими. Но вот специалистов, которые занимались бы только одним видом работ, в такой семье ещё не было.

Каждый крестьянин умел делать всё, выступая «мастером на все руки». Но если бы сделанные им орудия труда или предметы быта оценивал настоящий мастер-специалист, больше «тройки» он бы за них такому «народному умельцу» не поставил. «Двойку» бы, правда, не поставил тоже: всё-таки изготовленные им вещи своему назначению соответствовали. К примеру, самодельный горшок был именно горшком. Никто не мог бы сказать, что это - не горшок. Горшок, конечно. Но уж больно неказистый какой-то...

Крестьянин, который при таком натуральном хозяйстве делал абсолютно всё для себя сам, представлял собой универсально неразвитую личность. Он умел делать всё, но все делал одинаково посредственно.

Разумеется, уже в традиционном обществе с натуральным хозяйством стали появляться такие мастера-самородки, у которых какие-то вещи получались лучше, чем у остальных. Поначалу князь или король делал из них свою средневековую «оборонку»: освобождённые от полевых работ кузнецы, шорники, оружейники поселялись рядом с замком, чтобы обслуживать феодального владыку и его дружину. Затем, по мере повышения пышности двора, к ним добавились ювелиры, сапожники и портные. Даже если плоды их труда превращались князем или королём в экспортный товар, ремесленники все равно обслуживали только феодальную верхушку. Рынок, на который они работали, был крайне узок. А потому и число их было крайне невелико.

Однако урожайность продолжала медленно, но неуклонно возрастать: крестьянство понемногу изобретало лучшие орудия труда и приемы агротехники, а также улучшало формы организации полевых работ. Среди крестьян стали появляться люди зажиточные, которые уже не хотели довольствоваться самодельными предметами труда и быта. И были готовы заплатить за мастерски сделанные вещи излишками своей сельскохозяйственной продукции.

Спрос рождает предложение. Понемногу появляются странствующие ремесленники, предлагающие свои профессиональные услуги в различных селениях. Появляются сельские кузнецы, освобожденные от работы в полях, а также другие «осёдлые» ремесленники.

При урожайности 1:4 этот слой мастеровитого населения становится настолько многочисленным, что его услугами может пользоваться уже не только феодальная аристократия, но и зажиточная часть земледельцев. Начинают возникать первые города, больше похожие, впрочем, на сегодняшние российские «райцентры», поскольку ремесленники, их населяющие, ещё не решаются порвать с сельским хозяйством окончательно: рынок, на котором они могут продать свои изделия, ещё слишком узок и нестабилен.

«Наравне с крестьянами горожане достаточно долго занимались земледелием, обрабатывая поля, которые зачастую кончались за городской оградой; выгоняли они за городские стены и скот попастись на ревниво охраняемых коммунальных пастбищах». (Марк Блок, Феодальное общество. М., «Издательство им. Сабашниковых», 2003 г., с. 348).

Ситуация в корне изменяется, когда урожайность достигает показателя 1:5. Города становятся настоящими городами. Их многочисленное население может кормить себя высокоспециализированным, профессиональным трудом (обычный срок подготовки к нему составлял около 7 лет). Образ жизни, менталитет и культура городов резко отличаются от сельских.

Р. Пайпс пишет: «Можно утверждать, что цивилизация начинается лишь тогда, когда посеянное зерно воспроизводит себя по меньшей мере пятикратно ; именно этот минимум (предполагая отсутствие ввоза продовольствия) определяет, может ли значительная часть населения освободиться от необходимости производить продукты питания и обратиться к другим занятиям. В стране с достаточно низкой урожайностью невозможны высокоразвитая промышленность, торговля и транспорт». Можно добавить: невозможна там и высокоразвитая политическая жизнь». (Ричард Пайпс, Россия при старом режиме, М., «Независимая газета», 1993 г., с. 19).

Когда же в Западной Европе были достигнуты эти показатели урожайности - 1:3, 1:4 и 1:5? Урожай «сам-третей», в удачные годы - «сам-четвёрт» собирался в Западной Европе до второй половины XIII века. Далее начался стремительный рост производительности сельскохозяйственного труда.

«В конце Средних Веков западноевропейская урожайность выросла до «сам-пят», а затем, на протяжении XVI-XVII веков, она продолжала улучшаться и достигла уровня «сам-шест» и «сам-сем». К середине XVII века страны развитого сельского хозяйства (во главе которых шла Англия) регулярно добивались урожайности в «сам-десят». (Ричард Пайпс, Россия при старом режиме, М., «Независимая газета», 1993 г., с. 19)».

Перцев А.В., Почему Европа не Россия (Как был придуман капитализм), М., «Академический проект», 2005 г., с. 219-222.