Презентация что такое обществознание. Презентации по обществознанию

  • Человек живет в мире людей. Его желания и интересы не могут быть осуществлены без помощи тех, кто его окружает, тех, кто находится рядом.
  • внимательно рассмотрите предложенную схему и попробуйте в ней разобраться.

Следующий круг

Следующий круг общения

Б Б


Родные и близкие,

одноклассники, учителя,

соседи и другие люди

Ближайший круг общения

Следующий круг общения

Незнакомые вам люди,

организации,

учреждения

Граждане

Российской Федерации

Самый большой круг

общения

В каком же мире людей мы с вами живем? Как можно

назвать единым словом

этот многоликий, разносторонний,

но очень интересный мир?

ОБЩЕСТВО


Уроки № 1-2. Тема : «Что такое общество?»


  • Познакомимся с понятиями «общество», «страна», «государство» ;
  • Охарактеризуем и проанализируем общество как человеческий организм;
  • Дадим характеристику сферам общества : экономической, политической, духовной и социальной;
  • Постараемся выяснить роль и значение общества в жизни людей ;

  • Понятие «общество».
  • Страна, государство, общество.
  • Структура общества.

  • Что же такое общество?
  • авторы рабочей тетради представили общество в виде следующих образов: часов, муравейника, человеческого организма.
  • Давайте сыграем в игру «Ассоциация».
  • Какие ассоциации возникают у вас при слове «общество»?

  • «Общество» произошло от слова «общий» в значении
  • «совместный»,
  • «коллективный»,
  • «сплоченный».
  • Оно обозначает прежде всего формы объединения людей, их совместной жизни и деятельности.

  • Вспомните и приведите примеры тех случаев, в которых употребляется слово «общество».

  • Понятие «общество» имеет много значений. Оно может обозначать объединение (группу) людей по интересам (спортивное общество),
  • по происхождению (дворянское общество, высшее общество).
  • Обществом в истории называют конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (например, первобытное общество, рабовладельческое общество).

  • Перед нами поставлена следующая задача: исследовать историю формирования человеческого общества и познакомиться с представлениями ученых древности о нем. Поможет нам успешно справиться с задачей материал учебника на страницах 7–9.

  • 1. Какие общества выделяют ученые?
  • 2. Дайте характеристику первобытного общества.
  • 3. Что подразумевали под понятием «общество» в античности?
  • 4. Какую главную черту в обществе выделял ученый древности Аристотель? Почему?
  • 5. Как объясняли понятие «общество» древние греки?
  • 6. Каково было представление об обществе у древних римлян? Отличается ли оно от мнения греков? Чем? С кем вы больше согласны? Почему? Свой ответ аргументируйте.
  • 7. Сделайте общий вывод о представлениях древнейших ученых относительно сущности зарождающегося общества.

  • Общество складывалось в процессе взаимодействия людей друг с другом.
  • ♦ Общество возникло на основе согласия, свободной воли и устанавливаемой совместно цели.

  • Вася Веснушкин получил задание: приготовить сообщение на тему: «Страна, государство, общество». Но он был очень занят – участвовал в соревнованиях по футболу. Мальчик попросил маму помочь. Мама согласилась и выписала на листочках характерные черты этих трех понятий. Она отдала листочки сыну и уехала в командировку. Но произошло несчастье: ветер разнес по комнате приготовленные и разложенные по темам листочки. Вася растерялся – ведь он не знал, где страна, а где общество и государство.
  • Давайте поможем Васе.




  • Страна - территория, которая имеет определенные границы (например, Россия, Китай).
  • Государство - политическая организация общества, характеризующаяся формой правления: монархия (например, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) и республика (например, Российская Федерация, Французская Республика, США).
  • Общество - социальная организация государства, нации, народности (например, российское общество, американское общество).

  • объясните, как вы понимаете выражение: «Общество похоже на человеческий организм»?

  • Действительно, общество напоминает человеческий организм. Ведь каждая часть нашего организма выполняет какую-то свою важную задачу и не может существовать отдельно от других органов. Так же устроено и человеческое общество. Представим его в виде дома из четырех этажей.

Четвертый этаж

Социальная жизнь общества

Третий этаж

Духовная жизнь общества

Политическая жизнь общества

Второй этаж

Экономическая жизнь общества

Первый этаж



Сферы (стороны)

Функции

Экономическая

Производство необходимых для людей товаров и услуг и их распределение между ними. Предприятия и экономические отношения между людьми.

Политическая

Связанна с государством и органами государственной власти: президент, аппарат президента, парламент, правительство, региональные органы власти, армия, милиция, налоговая и таможенная службы.

Социальная

Взаимодействие больших социальных групп общества: наций, народов, классов, сословий и др. Учреждения, обеспечивающие жизнь и деятельность людей: магазины, столовые, больницы, поликлиники, почта, клубы, парки культуры, стадионы и др. Органы социальной защиты и социального обеспечения. Повседневные отношения простых граждан.

Духовная

Относят культуру, науку. Образование, религию.

Составные части: университеты, школа, музеи, театры, художественные галереи, средства массовой информации, памятники культуры, национальные художественные сокровища, церковь.


  • Согласны ли вы с подобной последовательностью расположения сфер общества?
  • Возможно, вы расположите указанные сферы в другой последовательности?
  • Можно ли выделить среди них главные и второстепенные? Почему?

  • Все сферы жизни взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Нельзя выделить какую-либо из них.


  • С какими новыми понятиями мы познакомились?
  • проверим, насколько хорошо вы их усвоили. Перед вами предложение с пропущенными словами. Вставьте в данное предложение одно из понятий: страна, государство, общество.

  • ____________________ Германия располагается в центре Европы. Первые _____________ возникли на Древнем Востоке. _________________ строго следит за исполнением законов. _________________ можно разделить на экономическую, политическую, духовную и социальную сферы.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Презентацию на тему "Что такое общество?" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Обществознание. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

План урока: Опорные понятия и термины Понятие общества Страна, общество, государство Общество – саморазвивающаяся, саморегулирующаяся, самодостаточная система. Сферы общества.

Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.

Слайд 2

общество, сферы общества, мировое сообщество, глобализация, природа, окружающая среда, дописьменные и письменные общества, простые и сложные общества, общественно- экономическая формация, доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества, ускорение истории, социальный прогресс и регресс, реформы и революция, личность, потребности, социализация, воспитание, единство мира, экология, экологическая проблема, экономическая сфера, материальное производство, духовная сфера, религиозное сознание, социальная сфера, социальный институт, общество как система, политическая сфера, традиционное общество, прогресс, регресс, эволюция, революция, общественные отношения, цивилизация, информационное обще-ство, научно-техническая революция, исторический процесс, участники исторического процесса, глобальные проблемы человечества, преодоление отсталости, демографическая проблема, проблемы сырья, природных ресурсов, терроризма.

1. Опорные понятия и термины

Слайд 3

«Общество» – от слова «общий» (совместный, коллективный). Общество – люди, формы их объединения, совместной жизни и деятельности. Совместная деятельность – главное условия существования общества. Латинское слово Socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Социум – общество, объединенное совместной деятельностью.

2. Понятие общества.

Слайд 4

Общественная жизнь началась с появлением человека на Земле – около 2-3 млн лет назад. Общество существует около 40 тыс. лет – со времени появления родовой общины.  Вспомните: что такое родовая община?

Объясните предлагающуюся Вам хронологию развития общества.

Слайд 5

структура общества

Учебный коллектив

Трудовой коллектив

Неформальный коллектив

классы нации

постоянно меняется

Слайд 6

Общество в узком смысле слова - это: круг людей объединенных общностью целей и интересов, происхождения (например, общество книголюбов, дворянское собрание); Регион (например, российское общество, приморцы); По национальному признаку (русский народ, армянская диаспора) отдельное конкретное общество, страна, государство, Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество); человечество в целом.

Объясните: в чем Вы видите отличие двух категорий общества: «русский народ» и «российское общество»?

Слайд 7

Общество в широком смысле слова - это: Обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней часть материального мира. Совокупность всех взаимосвязей и взаимодействий людей и их объединений. Продукт совместной жизнедеятельности людей. Человечество в целом (на всем протяжении истории). Форму и способ совместной жизнедеятельности людей.

Слайд 8

Понятие общества в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

Назовите основные отличия человека от животного, которые появились с течением времени.

Слайд 9

Страна – это территория, которая имеет определенные границы (например, Россия, США).

Следует различать 3 понятия:

3. Страна, общество, государство.

Общество – это люди, которые живут вместе в одной стране (например, российское общество, американское общество).

Государство – органы власти, которые управляют обществом: президент, парламент, суды, милиция, правительство (например, государство Российская Федерация, государство Соединенные Штаты Америки).

Р о с с и я Страна Общество Государство

Слайд 10

Основателем системного подхода, возникшего в естествознании, а затем укоренившегося и в общественных науках является Л. Фон Берталанфи

4. Общество – динамическая, саморазвивающаяся, саморегулирующаяся, самодостаточная система

Признаки системы:

Система – целое, состоящее из частей (сферы, институты) Все элементы системы (сферы общества) имеют качественную определенность. Выполняют свои функции. Все элементы развиваются по определенным правилам и законам Все элементы (сферы общества) постоянно взаимодействуют друг с другом. Изменения, происходящие в одной сфере, часто вызывают изменения в другой. Исчезновение одного элемента приводит к исчезновению всей системы.

Слайд 16

А1. Обществом в широком смысле слова называют 1) объединение людей по интересам 2) жителей той или иной страны 3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе 4) совокупность форм объединения людей А2. Примером влияния природных факторов на развитие общества является 1) строительство пирамид в Древнем Египте 2) распад империи Карла Великого 3) возникновение первых очагов цивилизации в долинах рек 4) создание древнейшего памятника письменного права - законов Хаммурапи A3. К общественным отношениям не относятся 1) отношения в семье 2) отношения между работником и работодателем 3) отношения между природой и обществом 4) связи между социальными группами и внутри них А4. Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня 1) экономического развития страны 2) политического развития страны 3) духовности общества 4) развития межнациональных отношений

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • 1 слайд

    2 слайд

    1. Понятие общества. 2. Исторический обзор. 3. Страна, общество, государство. 4. Несколько значений понятия «общество». 5. Повторение (схемы). 6. Домашнее задание. План урока

    3 слайд

    1. Понятие общества. «Общество» – от слова «общий» (совместный, коллективный). Общество – люди, формы их объединения, совместной жизни и деятельности. Какие формы объединения людей вы знаете? (семья, 6б класс, футбольная команда, политическая партия, трудовой коллектив завода, государство, татарский народ, российское общество)

    4 слайд

    2. Исторический обзор. Общественная жизнь началась с появлением человека на Земле Вспомните: когда это произошло? Общество существует около 40 тыс. лет – со времени появления родовой общины. Вспомните: что такое родовая община? – около 2-3 млн. лет назад.

    5 слайд

    Страна – это территория, которая имеет определенные границы (например, Россия, США). Следует различать 3 понятия: 3. Страна, общество, государство. Общество – это люди, которые живут вместе в одной стране (например, российское общество, американское общество). Государство – органы власти, которые управляют обществом: президент, парламент, суды, милиция, правительство (например, государство Российская Федерация, государство Соединенные Штаты Америки). Р о с с и я Страна Общество Государство

    6 слайд

    4. Несколько значений понятия «общество». А) Объединение людей по интересам и деятельности По интересам: спортивное общество «Спартак», акционерное общество и др. Здесь больше подходит слово «сообщество». Но есть более сплоченные объединения людей – организации (политическая партия, школа, футбольная команда, трудовой коллектив и др.). В них людей объединяет общая цель, совместная деятельность, обязанности, дисциплина.

    7 слайд

    Б) Объединение людей по происхождению (дворянское общество, высшее общество и т.д.) В) Конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (первобытное общество, рабовладельческое общество и т.д.)

    Презентации к теме "Общество как сложная система" представляют материал о системном строении общества. основных сферах жизни общества и их взаимосвязи, противоречивости воздействия людей на природную среду, угрозах и вызовах XXI века.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    План: Понятие общества Страна, общество, государство Общество – саморазвивающаяся, саморегулирующаяся, самодостаточная система. Сферы общества.

    «Общество» – от слова «общий » (совместный, коллективный). Общество – люди, формы их объединения, совместной жизни и деятельности. Совместная деятельность – главное условия существования общества. Латинское слово S ocio - объединять Социум – общество, объединенное совместной деятельностью. Понятие общества.

    Общественная жизнь началась с появлением человека на Земле – около 2-3 млн лет назад. Общество существует около 40 тыс. лет – со времени появления родовой общины. Вспомните: что такое родовая община?

    структура общества Малая группа Большая группа семья Учебный коллектив Трудовой коллектив Неформальный коллектив классы нации постоянно меняется

    Общество в узком смысле слова: К руг людей объединенных общими целями, интересами, происхождением, уровнем жизни (акционерное общество, общество книголюбов, дворянское собрание, крестьянская община, высшее общество); Регион (российское общество, приморцы); По национальному признаку (русский народ, армянская диаспора); О тдельное конкретное общество, страна, государство; Исторический этап в развитии человечества (феодальное общество, капиталистическое общество); Ч еловечество в целом.

    Общество в широком смысле слова: Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Прошлое, настоящее и будущее человечества.

    Общество – часть материального, т.е. реального мира. 2. Общество невозможно без людей, которые состоят друг с другом в многообразных отношениях.

    з адание: Верны ли следующие суждения об обществе?

    Задание: Общество – это: 1) материальный мир в целом 2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней. 3) часть природы 4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней. Задание: Верны ли следующие суждения об обществе? А. В самом широком смысле слова общество – это окружающий человека материальный мир. Б. Понятие «общество» в широком смысле слова и понятие «природа» равнозначны. 1) верно только А 2)верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    Страна – это территория, которая имеет определенные границы (Россия, США). Следует различать 3 понятия: Страна, общество, государство. Общество – это люди, которые живут вместе в одной стране (российское общество, американское общество). Государство – органы власти, которые управляют обществом: президент, парламент, суды, милиция, правительство (государство Российская Федерация, государство Соединенные Штаты Америки). Р о с с и я Страна Общество Государство

    Общество – динамическая, саморазвивающаяся, саморегулирующаяся, самодостаточная система Система (с греч. – целое, составленное из частей) 1. Все элементы системы (сферы общества) в ыполняют свои функции. 2. Все элементы развиваются по определенным правилам и законам. 3. Все элементы постоянно взаимодействуют друг с другом. 4. Изменения, происходящие в одной сфере, часто вызывают изменения в другой.

    Сферы общества

    А1. Обществом в широком смысле слова называют: 1) объединение людей по интересам 2) жителей той или иной страны 3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе 4) совокупность форм объединения людей А2. Примером влияния природных факторов на развитие общества является 1) строительство пирамид в Древнем Египте 2) распад империи Карла Великого 3) возникновение первых очагов цивилизации в долинах рек 4) создание древнейшего памятника письменного права - законов Хаммурапи A3. К общественным отношениям не относятся 1) отношения в семье 2) отношения между работником и работодателем 3) отношения между природой и обществом 4) связи между социальными группами и внутри них А4. Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня 1) экономического развития страны 2) политического развития страны 3) духовности общества 4) развития межнациональных отношений

    Домашнее задание: § 1 .

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Типология обществ.

    ● традиционное (древнее и средневековое) ● индустриальное ● постиндустриальное (технологическое, информационное)

    Черты сравнения традиционное индустриаль-ное постиндустриальное время возникнове- ния 10 тыс. лет назад в результате аграрной революции XIX в. промышленная революция (Англия) 70-80 гг. XX в. Основной фактор производства земля (главное богатство) капитал знания Основной продукт производства пища промышлен-ная продукция услуги Основные черты производства ручной труд (соха, плуг) применение техники автомати-зация производства, компьютери-зация общества

    Характер труда индивидуаль-ный труд стандартная деятельность творческое начало в труде Занятость населения основа – с/х (75%) основа – промышлен-ность (85%) основа – информация (70% - услуги) Основной вид экспорта сырье продукция производства услуги Социальная структура сословия, классы, замкнутость соц. структур классы, подвижность и открытость соц. структур дифференциация в зависи-мости от уровня образования и квалифика-ции Продолжи- тельность жизни 40-50 лет 70 лет более 70 лет

    Воздействие человека на природу локальное, неконтроли-руемое глобальное, неконтроли- руемое глобальное, контролиру-емое Взаимодей- ствие с другими странами несуществен- ное, закрытость стран тесное открытость общества Политическая жизнь монархия, власть выше закона, отсутствие политических свобод Парламен- таризм, многопартий-ность, провозглашение политич. свобод гражданское общество, политический плюрализм Духовная жизнь мало образован-ных людей, религиозные ценности вера в науку, массовая культура, подготовка специалистов особая роль науки, образования

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Общественное развитие

    Направления общественного развития Регресс (движение назад) – переход от высшего к низшему, деградация. Прогресс (движение вперед) – переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.

    Виды общественного прогресса Прогресс науки и техники (НТП, НТР) Прогресс в развитии производительных сил (промышленный переворот) Политический прогресс (переход от тоталитаризма к демократии) Прогресс в области культуры (признание человека высшей ценностью) Изменения в какой области являются более наглядными, а в какой – менее наглядными?

    Противоречивость прогресса ● Развитие науки и техники → разрушение природы. ● Открытия в ядерной физике → ядерное оружие. ● Использование компьютера → новые болезни (утомление, болезни глаз, психические отклонения). ● Развитие транспорта → загрязнение воздуха, болезни, стрессы.

    Критерии общественного прогресса: Критерий – показатель, с помощью которого можно оценить что-либо ◘ развитие человеческого разума ◘ развитие науки и техники ◘ развитие производительных сил ◘ рост уровня жизни, степени социальной защиты ◘ совершенствование нравственности людей ◘ степень свободы личности в обществе ─ Какой является главным? Основной критерий – гуманистический.

    Формы общественных изменений процесс обновления в соответствии с современными требованиями Модерни-зация преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не затрагивающее основ существующей социальной системы Реформа коренные изменения всех или большинства сторон общественной жизни Революция постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю Эволюция Инновация нововведение, внедренное новшество

    Закрепление 1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано: (1) Первый в мире пароход был построен в Англии механиком Саймингтоном в 80-е гг. XVIII в. (2) Однако власти запретили его использовать, заявив, что волна от парохода разрушает берега. (3) Вторично пароход был изобретен Фултоном в Америке в 1807 г. (4) В 1825 г. была пущена в ход первая железная дорога. (5) Владельцы дилижансов, которые боялись конкуренции железных дорог, вели против них агитацию. Определите, какие положения текста отражают тенденцию А) к социальному прогрессу Б) к социальному регрессу

    Закрепление 2. Установите соответствие между формами социального прогресса и их характерными чертами: ХАРАКТЕРНЫ Е ЧЕРТЫ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА А) разрушение основ существующего 1) реформа социального строя 2) революция Б) активное политическое действие народных масс В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса Д) сохранение фундаментальных основ существующего строя

    ● средняя продолжительность жизни человека ● детская смертность ● состояние здоровья ● уровень и качество образования ● уровень развития культуры ● чувство удовлетворенности жизнью ● степень соблюдения прав человека ● отношение к природе Показатели прогрессивного развития общества:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Человек и общество

    1.Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.) 2. Мировоззрение, его виды и формы 3. Виды знаний 4. Понятие истины, ее критерии 5. Мышление и деятельность 6. Потребности и интересы 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности 8. Системное строение общества: элементы и под- системы 9. Основные институты общества 10. Понятие общественного прогресса 11. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 20. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

    Природа человека Ч Биологическое начало и нстинкты б иологическая программа развития а натомия, физиология € к высшим млекопитающим Социальное начало д еятельность о бщение мышление речь Психическое начало в нутренний мир человека х арактер эмоциональная сфера Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда

    Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие такой общности, как человеческий род Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние)от других людей 1 .Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества. 2. Личность – как субъект отношений и сознательной деятельности

    Отличие человека от животных Животные Человек Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью Используют только естественные орудия Поведение подчинено инстинктам Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить

    Мировоззрение, его виды и формы Мировоззрение - система взглядов человека на мир(природа, общество, человек) в целом; отношение человека к миру три основные формы Мифология- форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Религия- форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Философия- особый, научно-теоретический тип мировоззрения, основано на знании (а не на вере)

    Типы(виды) мировоззрения обыденное религиозное научное 1. Основывается на жизненном опыте. 2. Взгляды формируются стихийно. 3. Мало использует научный опыт 1.Основывается на религиозных учениях. 2. Недостаточное внимание к научным достижениям. 3. Тесно связано с духовными потребностями человека 1. Опирается на достижения науки. 2. Включает в себя научную картину мира

    Критерий (мерило) истины ПРАКТИКА Деятельность человека, направленная на преобразование им окружающего мира Материальное производство Накопленный опыт Научный эксперимент Научная теория и логическое доказательство Не все идеи можно проверить на практике

    Потребности и интересы Мотив побудитель Деятель- ность То, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается Потребности Убеждения Эмоции Идеалы Интересы переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности «Иметь значение важно»1)Условия, обеспечивающие удовлетворения потребностей; 2)это ценности, характерные для определенной группы людей.

    I классификация потребностей Взаимосвязь

    II классификация потребностей Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу) Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные

    Деятельность как способ существования людей 1 .« Деятельность - форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта ». 2. Деятельность - специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе с целью изменения и преобразования S О Д S О S S

    Деятельность как способ существования людей Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.) Объект - то, на что направлена деятельность (могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.)

    Структура деятельности М→Д=Ц+С+д=Р Мотив То, что представляется в сознании и ожидается в результате Д это предметы труда, орудия труда, технологии Действия это итог, продукт деятельности

    Критерии для классификации Виды деятельности Отношение человека к окружающему миру - Практическая - Духовная Исторический процесс Прогрессивная – Регрессивная Созидательная - Разрушительная Социальные нормы Законная – Незаконная Моральная - Аморальная Социальные формы объединения людей Коллективная Массовая Индивидуальная Способы существования Однообразная, монотонная, шаблонная Инновационная, изобретательская, творческая Сферы общественной жизни Экономическая, политическая, социальная, духовная Этапы становления и развития личности человека Игра – учение – труд - общение

    С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я Чувственное познание (с помощью пяти основных чувств) Ощущения Восприятие Представление Понятие Суждение Умозаключение Сенсуализм (эмпирики) Рационализм (рационалисты) Рациональное познание (с помощью мышления, разума) Познавательная деятельность Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения. мышление - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания

    ОБЩЕСТВО 1.Понятие «общество» в узком и широком (философском) смысле 2. Системное строение общества: элементы и под- системы 3. Основные институты общества 4. Понятие общественного прогресса 5. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 6. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

    Понятие «общество» в узком смысле Общество в узком смысле группа людей, объединенная общими интересами конкретная страна определенный исторический тип общества Общество книголюбов Педагогическое общество Общество собаководов Европейское общество Российское общество Английское общество Индустриальное общество Традиционное общество Архаичное общество

    Обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная, часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей Общество в широком смысле

    В ключает отношения, связанные с производством и потреблением материальных благ Отношения складывающиеся в процессе создания, сохранения и освоения духовных благ Включает отношения между различными социальными общностями и группами Включает отношения в области политической деятельности, руководит и управляет Макроструктура общества = общество как система Э П С Д Сферы тесно связаны друг с другом

    Основные институты общества Социальный институт - специфическое общественное образование, созданное для удовлетворения важнейших потребностей человеческого общества. Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами, традициями и направленная на удовлетворение потребностей общества физиологические Экзистенциальные социальные престижные духовные потребности

    Типы социальных институтов Типы институтов Конкретный социальный институт (примеры) Какие потребности удовлетворяет Экономические Производство Рынок Собственность Банки Создание материальных благ Добывание средств существования Политические Государство Гражданское общество Институт власти Потребность в безопасности Поддержание социального порядка Институт семьи Семья Брак воспитание Продолжение рода 2. Социализация Культурные Наука Образование Религия Передача опыта Духовные потребности

    Понятие общественного прогресса В XVIII в французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе вводит в оборот понятие «прогресс» Имеет пространственную и временную характеристику – регресс в развитии конкретной страны, цивилизации Человечество в целом не регрессировало, но его движение могло задерживаться и останавливаться, что называется стагнацией

    Противоречивость прогресса и его критерии Процесс развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные явления, так и регрессивные? Критерии прогресса 1(.) Мера свободы, т.е. степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. 2(.) Универсальный критерий- прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма, т.е. признанию ЧЕЛОВЕКА высшей ценностью

    Многовариантность общественного развития (типы обществ) Элвин Тоффлер (род.1928) американский социолог и футуролог ВОЛНЫ ТОФФЛЕРА

    Традиционное (аграрное) общество Индустриальное общество Постиндустриальное (информационное) общество Тесная связь с природой С/ х - доминанта в экономике Устойчивость обычаев и традиций Низкая степень урбанизации Корпоративность, иерархичность социальной структуры Тесная связь человека с первичным коллективом Потребительское отношение к природе → экологические проблемы Промышленность – доминанта в экономике. Массовое производство Формирование массовой (интернациональной по характеру) культуры Преобладание городского населения над сельским Разрушение сословных привилегий Высокая социальная мобильность 1.Широкое применение информационных технологий 2. Информаци я превращается в фактор производства 3. В экономике преобладающей становится сфера услуг 4. Происходит децентрализация производства → гибкое мелкосерийное производство 5. Высокая социальная мобильность 6. Правовое государство

    Глобальные проблемы современности « globus » – лат. Земной шар – общепланетарные проблемы, имеющие общечеловеческую значимость и затрагивающие жизненные интересы огромных масс людей. Проблема ограниченности ресурсов – уменьшение запасов сырья и продовольствия Проблема бедности («Север – Юг») – резкая разница экономического развития между богатыми странами и бедными. Проблема сохранения мира – распространение оружия массового поражения. Демографическая проблема – резкий рост численности населения Земли. Экологическая проблема – сохранение окружающей среды и поддержания природного баланса?

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Терроризм-угроза обществу?!

    Что такое терроризм? Терроризм- военные действия или разновидность войны (как "конфликты низкой интенсивности"). Террористы- обычные уголовники, а их действия нужно рассматривать как уголовные преступления.

    Ряд положении, наиболее часто встречающихся в научных разработках, посвященных проблеме терроризма. Терроризм - это одна из форм организованного насилия. Терроризм - это использование силы в политических целях, специфическая форма политического насилия. Терроризм сочетает высокий уровень политической мотивации с низким уровнем участия масс.

    Террористическая акция, помимо причинения непосредственного ущерба жертве, рассчитана на определенный эффект: посеять страх. 1) кто совершает теракт (террористы); 2)непосредственные жертвы акции; 3) кого хотят запугать и заставить вести себя определенным образом. Терроризм - это метод борьбы.

    ТЕРРОРИЗМ - акции, сопряженные с применением насилия или угрозой насилия, как правило, сопровождаемые выдвижением конкретных требований. Насилие направлено в основном против гражданских объектов и лиц. Мотивы имеют политический или иной характер. Исполнители, обычно, малочисленны, оторваны от населения, являются членами организованных групп и в отличии от других преступников берут на себя ответственность за совершаемые акции. Акции совершаются так, чтобы привлечь максимум общественного внимания и оказать воздействие на власть или определенные группы населения (порой весьма широкие), выходя за рамки причинения непосредственного физического ущерба.

    Суть терроризма – насилие с целью устрашения. Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан. Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

    Формы терроризма классификация по субъектам террористической деятельности классификация по направленности на достижение тех или иных результатов

    Внутригосударственный (политический)терроризм Деятельность специально организованных террористических групп террористов-одиночек достижение различных политических целей в пределах одного государства.

    Террором может называться насилие, сознательно направленное по отношению к государству Прямое насилие, которое выражается в непосредственном применении силы (война, вооруженное восстание, политические репрессии, террор) Косвенное (скрытое) насилие, которое не предполагает непосредственного использования силы, но означает только угрозу применения её

    Политический терроризм Использование террора в политических целях. То есть, при политическом терроре главным объектом воздействия являются не сами люди, а политическая ситуация, которую посредством террора в отношении мирных жителей пытаются изменить в нужном для террористов направлении.

    Международный терроризм расшатывает государственные и политические устои наносит огромный материальный ущерб уничтожает памятники культуры подрывает международные отношения

    международный терроризм проявляется в беспорядочном насилии против людей без разбора направлен для чего? для создания в массах идеи, что цель оправдывает средства: чем ужаснее преступление, тем лучше с точки зрения террористов

    Разновидности международного терроризма Транснациональный - различные акции негосударственных террористических организаций в других государствах. Однако, они осуществляются самостоятельно и не нацелены на изменение международных отношений Международный криминальный терроризм - проявляется в действиях международной организованной преступности, участники которой могут быть далеки от каких- либо политических целей, а их акции могут быть направлены против конкурирующих преступных организаций в другой стране

    В соответствии с направленностью Социальный Националистический Религиозный

    МЕТОДЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С учетом способа достижения поставленных террористами целей и задач и характера объектов можно выделить четыре группы методов организационного характера физического воздействия материального воздействия психологического воздействия

    Метод организационного характера Те методы, которые используются для создания террористических структур и подготовки актов непосредственного насильственного воздействия

    Методы физического воздействия Эти воздействия на людей связаны с прямым физическим причинением ущерба жизни, здоровью и свободе людей. Среди них можно выделить противоправное лишение людей жизни

    Методы материального воздействия Воздействия на неодушевленные объекты разнообразны и связаны главным образом с уничтожением или повреждением объектов этой группы

    Методы психологического воздействия Действия, непосредственно носящие физический характер, но в основном рассчитанные на достижение психологического результата. К ним относятся нападения на определенных лиц, повреждение их имущества, погромы в их жилищах и т. п. Д ействия, также носящие по преимуществу демонстративно угрожающий характер, но не связанные с прямым причинением какого-либо физического вреда лицу или его близким. Это, прежде всего, угрозы

    Статистика террористических актов в России По неофициальным данным: 2005 - 251 (на всей территории РФ) 2006 - 112 (на всей территории РФ) 2007 - 48 (на всей территории РФ) 2008 - ... 2009 - 350 (за год в трёх республиках) 2010 (январь – март) - 90 (за три месяца в трёх республиках)

    Мировая статистика за 2000-2006 гг. С 2000 по 2006 год общее количество совершенных терактов составило 14 934. Средний показатель совершенных терактов на страну – 133,3.

    Так как бороться? «работать над упреждением, и это задача правоохранительных органов и органов безопасности». Премьер-министр России В.Путин. «…ужесточение закона и ряд специальных изменений в уголовном законодательстве.» Генпрокурор страны Юрий Чайка

    "Получается, что государство своими же руками взращивает предпосылки для роста террористической активности на Северном Кавказе. А затем государство еще тратит огромные деньги на содержание военно-полицейской машины на юге страны. Чтобы победить террористов, нужно начать наведение элементарного порядка в органах власти северокавказских республик", - спикер Совета федерации РФ Сергей Миронов.

    Правовая основа противодействия терроризму Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные за коны, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

    Основные принципы противодействия терроризму 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; 6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 7) приоритет мер предупреждения терроризма;

    8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операции 9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; 10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; 11) недопустимость политических уступок террористам; 12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

    Список используемых интернет ресурсов и литературы http:// www . terrorunet . ru / history / details / newsdetail . html ? n _ no =19 http:// www . kapital - rus . ru / articles / article /175472 http:// vimpel - v . com / terrorism / terror _ soc - pol _ yavl / tendency _ terror . shtml http://ref.by/refs/104/39110/1.html


    1

    Что такое общество?

    Узкое понимание
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    Группа людей,
    объединенных неким общим
    признаком (толстопузое
    общество)
    Совокупность согласованно
    действующих людей
    (общество книголюбов,
    союз журналистов и др.)
    Определенные
    исторические этапы
    развития человечества
    (античное общество,
    индустриальное общество)
    Специфические
    особенности жизни одной
    страны (китайское
    общество, российское
    общество)
    Человечество в целом
    Широкое понимание
    Обособившаяся
    от
    природы, но тесно
    связанная с ней часть
    мира, которая включает в
    себя способы
    взаимодействия людей и
    формы их объединения
    2

    В каком значении употреблено понятие
    «общество» в следующих высказываниях?
    а) двери в зал распахнулись и его взору
    предстало довольно разношерстное
    общество
    б) за сословиями феодального общества
    закрепляется определенный круг прав и
    обязанностей
    в) пришельцы обнаружили на Земле
    общество, отличающееся сложным
    устройством и разнообразием
    г) в обществе, в отличие от природы,
    действует закон убыстряющегося развития
    3

    В отличие от природы общество:

    1)
    обладает свойствами системы
    2)
    находится в развитии
    3)
    выступает в качестве творца культуры
    4)
    развивается закономерно
    4

    Сферы (подсистемы) общественной жизни

    Экономическая
    1.
    2.
    Социальная
    3.
    Политическая
    4.
    Духовная
    Отношения людей в процессе
    производства, обмена,
    распределения и потребления
    Взаимосвязи социальных групп,
    слоев, общностей
    Взаимодействие отдельных
    людей и социальных групп по вопросу
    о государственной власти
    Религиозные, нравственные,
    эстетические и другие идеи, соответствующие
    им отношения и организации
    Материалисты:
    Идеалисты:
    экономическая сфера – главная!
    5
    духовная сфера
    – главная!

    Соотнести общественные явления, процессы и институты с каждой из сфер

    Отношения собственности
    Экономическая
    Партия
    Избирательная система
    Научная деятельность
    Формирование нации
    Взаимосвязь спроса и предложения
    товаров
    Массовая культура
    Факторы производства
    Сословная структура общества
    Федеративное государственное
    устройство
    Банковская система
    Художественное творчество
    сфера
    Социальная
    сфера
    Политическая
    сфера
    Духовная
    сфера
    6

    Признаки общества как системы

    Целое, составленное из
    частей
    Признаки общества как
    взаимосвязанные
    системы
    элементы
    Целостность
    Устойчивость
    стремление к
    самосохранению
    постоянные
    изменения
    Способность
    к саморазвитию
    Открытость
    новые элементы
    появляются, старые
    исчезают
    7

    Общество как динамичная система

    1.
    2.
    3.
    4.
    Изменяется и развивается
    общество в целом
    Изменяются и развиваются его
    элементы
    Элементы общества
    взаимосвязаны между собой и
    воздействуют друг на друга
    Одни элементы прекращают свое
    существование, другие
    появляются
    8

    Динамизм общества как системы подразумевает:

    устойчивость и стабильность
    2) изменение и развитие
    3) постоянный прогресс
    1)
    9

    Социальные институты

    «установление»
    Социальные институты
    Исторически сложившиеся устойчивые формы организации
    совместной деятельности людей, направленной на
    удовлетворение важнейших жизненных потребностей
    семья производство
    образование
    государство
    религия
    Каких?
    в воспроизводстве рода
    в безопасности и социальном порядке
    в средствах существования
    в получении знаний, социализации, подготовке кадров
    10
    в решении духовных проблем смысла жизни

    Как возникло человеческое общество?

    Религиозная
    версия:
    «Бог создал человека и дал ему весь
    материальный мир и нравственный закон»
    Космическая версия:
    «Инопланетяне сделали людей и
    манипулируют ими»
    Естественная версия:
    «Труд создал человека и превратил стадо
    в культурное сообщество производителей»
    11

    Под влиянием чего общество изменяется и развивается?

    Натуралистический подход:
    Ш. Монтескье,
    Л. Мечников
    И. Кант,
    «Развитие общества определяется
    природными факторами»
    Г. Гегель,
    О. Конт
    Идеалистический подход:
    «Идеи первичны по отношению к другим
    сторонам человеческой деятельности»
    К. Маркс,
    В. Ленин
    Материалистический подход:
    «Люди в первую очередь должны
    удовлетворять свои материальные
    Большинство
    потребности»
    современных
    Плюралистический подход:
    ученых
    «В основе развития общества лежит не
    один, а множество факторов»
    12

    Типы обществ

    Наличие
    письменности
    Дописьменные
    Письменные
    Число уровней
    управлений и
    степень
    социального
    расслоения
    Простые (нет
    руководителей и
    подчиненных,
    богатых и
    бедных)
    Сложные
    Способ
    хозяйственной
    деятельности
    Охотников и
    собирателей
    Огородничества
    Скотоводов
    Земледельцев
    Индустриальное
    Постиндустриальное
    Формации,
    отличающиеся
    способом
    производства
    и формой
    собственности
    Первобытное
    Рабовладельческое
    Феодальное
    Капиталистическое
    13

    Назвать основные социальные
    институты.
    Чем отличается простое
    общество от сложного?
    Перечислить все 4 формации.
    14

    Общественно-экономическая формация

    ОбщественноКак люди производят
    материальные блага
    экономическая формация
    Исторический тип общества, основывающийся на определенном
    способе производства.
    НАДСТРОЙКА
    БАЗИС
    совокупность идей и
    взглядов общества,
    соответствующих им
    отношений и организаций
    совокупность
    производственных
    отношений
    15

    Недостатки формационного подхода

    Абсолютизация
    экономического
    фактора в жизни общества
    Однолинейное понимание
    исторического процесса
    Претензия на абсолютную
    правильность и универсальность
    + цивилизационный подход!
    16

    Что такое общественноэкономическая формация?
    Что такое способ производства?
    Церковь, философские учения,
    государство, система образования
    – это базис или надстройка?
    17

    Цивилизация

    «Гражданский»
    Цивилизация
    Ступень в развитии человечества
    вслед за дикостью и варварством (Л.
    Морган, Ф. Эн-гельс)
    Стадия упадка и деградации, когда
    на смену органическо-жизненному
    приходит технико-механическое
    господство (О. Шпенглер)
    Синоним культуры (А. Тойнби)
    Целостность материальной и
    духовной жизни людей в
    определенных пространственновременных границах
    18

    Недостатки цивилизационного подхода

    История не рассматривается как единый процесс
    развития всего человечества
    Народы и общества изучаются изолированно
    Трудно выявить закономерности в историческом
    процессе
    19

    Что такое цивилизация, по мнению О. Шпенглера?
    Цивилизационный подход направлен на:
    А. Выявление общего в развитии разных
    народов.
    Б. Выявление особенного в развитии разных
    народов.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верно А и Б
    4) оба положения неверны
    20

    Надо совместить оба подхода!

    Трехэтапная периодизация (Р. Арон,
    Д. Белл, О. Тоффлер, З.
    Бзежинский и др.)
    1.
    Традиционное
    (доиндустриальное) общество
    2.
    Индустриальное общество
    3.
    Информационное
    (постиндустриальное) общество
    21

    Традиционное общество

    Экономика
    Господство натурального хозяйства,
    экстенсивное производство
    Абсолютная монархия, правовая
    незащищенность, узаконенная
    внеэкономическая зависимость
    Социальная Сословное деление, отсутствие
    социальной мобильности
    сфера
    Политика
    Духовная
    сфера
    Господство религии, низкий уровень
    образования, неграмотность
    населения
    22

    Индустриальное общество

    Экономика
    Политика
    Развитая промышленность,
    интенсивные методы производства,
    революции в технике и технологии
    Расширение прав и свобод,
    демократия, разделение властей
    Социальная Классовое деление, рост социальной
    мобильности, формирование
    сфера
    Духовная
    сфера
    гражданского общества, урбанизация
    Рост образовательного уровня
    населения, общей культуры, развитие
    науки
    23

    Постиндустриальное общество

    Экономика
    Сфера производства уступает сфере
    услуг
    Политика
    Формирование правового государства
    и дальнейшее развитие демократии
    Социальная Профессиональное деление, развитие
    гражданского общества
    сфера
    Духовная
    сфера
    Приоритет отдается науке и
    образованию
    24

    1)
    2)
    3)
    Какое социальное деление
    характерно для:
    традиционного общества
    индустриального общества
    постиндустриального общества
    25

    Какие из данных черт относятся
    к традиционному обществу?
    1) развитие ресурсосберегающих
    технологий
    2) появление массовой культуры
    3) низкая социальная мобильность
    4) преобладание коллективистских
    взглядов
    5) сильное гражданское общество
    26

    Основные черты восточной и западной цивилизации

    Восточная
    цивилизация
    Западная
    цивилизация
    Зависимость собственности от
    власти, господство государственной
    собственности над частной
    Развитый рынок, частная собственность, предпринимательство и
    конкуренция в экономике
    Вера в мудрого правителя, его
    обожествление, неразвитость
    права, бесправие подданных
    Правовое государство,
    демократические формы правления
    Интересы личности подчинены
    общественным, коллективным
    Личность выступает как высшая
    ценность, инициативность,
    самостоятельность, индивидуализм
    Преобладание религии, главная
    цель человека – нравственное
    совершенствование
    Преобладание науки, главная цель
    человека – получение нового знания
    для улучшения комфорта
    27

    К какой цивилизации
    относится Россия –
    восточной или западной?
    28

    Общественный процесс

    Это последовательная череда сменяющих друг
    друга событий, участниками которых являются
    целые поколения людей
    Объект: вся
    историческая
    действительность
    Субъект: участники
    исторического процесса
    Главный субъект:
    все человечество? (Л.П. Карсавин)
    трудящиеся? (К. Маркс)
    народ? (В. Ключевский)
    выдающиеся личности?
    29

    Направления общественного процесса

    Регресс – деградация, переход от
    Гесиод, Ф.Ницше,
    О.Шпенглер,
    К.Поппер
    высшего к низшему
    Ж.Кондорсе, И.Кант,
    Г. Гегель, О.Конт,
    К.Маркс
    Прогресс – движение от простого
    к сложному, от низшего к
    высшему, от несовершенного к
    более совершенному
    30

    Критерии общественного прогресса

    kriterio – мерило для оценки
    Критерии общественного
    прогресса
    развитие и совершенствование
    производительных сил
    увеличение объема научной информации,
    превращение науки в непосредственную
    производительную силу общества
    расширение свободы человека, его
    возможностей к активным действиям
    способность государства создавать
    оптимальные условия для жизни своих
    граждан
    рост уровня жизни, степени социальной
    защиты
    31

    Объект исторического
    процесса – это:
    1) историческая
    действительность
    2) классы, социальные группы,
    индивиды, выдающиеся
    личности
    Что такое прогресс?
    32

    Формы общественных изменений

    Формы общественных
    постепенные изменения в обществе, не
    Эволюция
    изменений
    приводящие к качественно новому
    социальному строю
    Революции
    коренные, скачкообразные изменения всех или
    большинства сторон общественной жизни
    Реформа
    преобразование какой-либо стороны
    общественной жизни, не уничтожающее основ
    существующей социальной системы
    Модернизация
    процесс обновления, придания тем или иным
    социальным структурам форм, отвечающим
    современным требованиям
    33

    Закон общественного развития

    Это
    систематически воспроизводимые отношения в обществе в целом или
    в его отдельных частях
    Закон ускорения истории: на каждую
    последующую стадию уходит меньше
    времени, чем на предыдущее
    Закон неравномерности развития разных
    народов и наций
    34

    Глобализация

    Это процесс усиления интеграционных связей
    между отдельными народами и государствами
    не всегда ориентирована на развитие
    отечественного производства
    способствует развитию
    экономики
    обеспечивает большую
    толерантность
    предостерегают государства
    от крайних действий
    нивелируются запросы людей
    диктуются правила, выгодные
    развитым странам
    навязываются далеко не лучшие
    идеалы и ценности в ущерб
    национальных культур
    35
    появление глобальных
    проблем

    Преобразование какой-либо
    стороны общественной жизни,
    не уничтожающее основ
    существующей социальной
    системы – это…
    В чем суть закона ускорения
    истории?
    Что такое глобализация?
    36

    1)
    2)
    3)
    4)
    Одним из проявлений
    глобализации в современном
    мире выступает:
    расширение деятельности
    транснациональных корпораций
    рост объемов промышленного
    производства
    возрастание доли среднего класса
    в составе населения
    развитие национальной культуры
    37

    Глобальные проблемы

    Проблема войны и мира,
    Глобальные проблемы
    экология,
    угрожают
    всему
    человечеству
    носят
    планетарный
    характер
    неравномерность
    развития стран, энергия и
    сырье, международный
    терроризм, СПИД, кризис
    духовности…
    могут быть решены
    только совместными
    усилиями всех
    народов и
    государств
    38

    Влияние природы на развитие общества

    общественное разделение труда,
    размещение отраслей производства
    производительность
    способности
    темпы
    труда
    человека
    развития общества
    характер
    производственных отношений
    особенности
    духовной культуры
    менталитет
    социально-психологический облик народа
    39

    Экологические кризисы

    природные
    антропогенные
    загрязнение окружающей среды
    быстрое истощение природных, сырьевых и энергетических ресурсов
    чрезмерно быстрый рост населения
    40

    Пути преодоления экологического кризиса

    1. Дальнейшее развитие и совершенствование
    производительных сил (безотходное
    производство, новые искусственные
    материалы…)
    2.
    Отказ от технических завоеваний, переход
    на «чистую» энергию (солнца, ветра, воды)
    3.
    Развитие техники и улучшение
    экологического воспитания
    41

    В связи с чем некоторые проблемы человечества считаются
    глобальными?
    1)
    в связи с тем, что эти проблемы обладают особой важностью
    2)
    в связи с тем, что эти проблемы приняли общепланетарный
    характер
    3)
    в связи с тем, что основной причиной их появления является
    глобализация