Где были созданы тамплиеры госпитальеры тевтонский орден. Духовно-рыцарские ордена – кратко

Греция же у меня всегда ассоциировалась только лишь с развалинами древних античных городов, с их неизменными акрополями и амфитеатрами, банями и гимнасиями. Однако, когда примерно два года назад я всерьез стал изучать историю мальтийских рыцарей, то, к стыду своему, осознал всю однобокость своих прежних взглядов на историческое наследие Греции.

Большое спасибо за рассказы о поездках, присланные на конкурс “История моего путешествия” мне на e-mail: сайт@ya.ru.
Сегодня Алексей Батуев расскажет о Греции.

Если бы в недавнем прошлом меня спросили, где больше всего находится мест, связанных со средневековой романтикой, я бы без тени сомнения ответил: «Конечно же, замки, рыцари, прекрасные дамы, трубадуры – это, прежде всего, Западная Европа». Греция же у меня всегда ассоциировалась только лишь с развалинами древних античных городов, с их неизменными акрополями и амфитеатрами, банями и гимнасиями. Однако, когда примерно два года назад я всерьез стал изучать историю мальтийских рыцарей, то, к стыду своему, осознал всю однобокость своих прежних взглядов на историческое наследие Греции.

Все дело в том, что более близкие к нам по времени мальтийские рыцари прежде были рыцарями родосскими и в течение двух веков владели расположенными в Эгейском море островами архипелага Додеканес, а также несколькими крепостями на малоазийском побережье, в том числе Смирной (ныне турецкий город Измир). Столицей их был город Родос, главный город одноименного острова. В этом городе рыцари Ордена святого Иоанна Иерусалимского, звавшиеся поэтому еще и иоаннитами, возвели одну из самых больших и мощных в Европе крепостей. Крепость эта стоит в Родосе и по сей день в почти неизменном со средних веков виде.

Когда я все это узнал, мной овладела «идея фикс» — всенепременно там побывать. К счастью, в этом году несколько туроператоров впервые поставили прямые авиаперелеты из Перми на Родоса, и в конце сентября мы с женой отправились на «остров солнца». Так Родос прозван за то, что покровителем его еще в античные времена считался бог солнца Гелиос. И правда, на острове бывает более 300 солнечных дней в году. Родос очень хорош тем, что во время пребывания на нем можно совместить пляжный отдых с осмотром многочисленных достопримечательностей. Отдых на Родосе – тема очень обширная, поэтому постараюсь осветить только один из его аспектов – рыцарское наследие.

Рыцари на Родосе. Немного истории.

Военно-духовный рыцарский орден Святого Иоанна Иерусалимского был реорганизован из бывшего купеческого братства, которое еще до начала крестовых походов построило в Иерусалиме монастырь и госпиталь для лечения паломников, которые ехали из стран Западной Европы в Святую Землю – Палестину – для поклонения гробу господню. Поскольку изначально главной целью братства, а впоследствии Ордена, было строительство госпиталей, членов Ордена называли госпитальерами. Помимо строительства госпиталей Орден занимался благотворительной деятельностью и помощью беднякам. Так, например, при госпиталях рыцарей-иоаннитов три дня в неделю любой бедняк мог получить бесплатную еду. Орден мог себе это позволить, т.к. обладал значительными финансовыми средствами. Как правило, каждый вступающий в Орден рыцарь передавал Ордену все свое имущество. Немалые средства жертвовались главой католической церкви – папой римским и правителями европейских государств.
После начала крестовых походов рыцари-госпитальеры стали выполнять функции вооруженной охраны паломников и постепенно их отряды стали играть все большую роль в войнах крестоносцев с мусульманами.

Рыцари-госпитальеры Ордена Святого Иоанна Иерусалимского

Стойкость и воинская доблесть госпитальеров с тех времен стала широко известна во всем христианском мире. Крепости, которыми они владели в Сирии и Палестине пали под ударами мусульман одними из последних. На закате крестоносной эпохи рыцари Ордена Святого Иоанна Иерусалимского в числе последних с боем эвакуировались из Палестины и уплыли на остров Кипр. В течение 18 лет они были вассалами правителя Кипрского королевства, которое являлось последним осколком государств крестоносцев на Ближнем Востоке.

В 1319 году госпитальеры захватили остров Родос, которым до этого владел один византийский вельможа, занимавшийся, в основном, морским разбоем. В этом году Орден покинул Кипр, и началась рыцарская эпоха на Родосе. Госпитальеры, они же иоанниты, прежде стяжавшие себе славу в сухопутных сражениях, создали мощный военно-морской флот, и сделались такими заправскими моряками, что в течении последующих веков сначала на Родосе, а затем на Мальте, не знали поражений на море. На Родосе и соседних островах ими были возведены многочисленные замки, гарнизоны которых успешно отбивали вражеские десанты. Родосская крепость, по мнению современников, была самой большой и мощной крепостью Европы. Рыцари-иоанниты доставляли много хлопот туркам и египетским мамелюкам, совершая набеги на побережье Малой Азии и Египта, топя или захватывая в плен корабли мусульманских государств. Доставалось от них и североафриканским пиратам. В течении двух столетий Родос являлся больной занозой в теле мусульманского Востока.

Тяжелые времена для рыцарей наступили после того, как в 1453 году турки захватили Константинополь. В 1480 году Родос успешно выдержал длительную турецкую осаду. В 1522 году 100-тысячная армия султана Сулеймана Великолепного вновь осадила Родос, крепость которого защищал гарнизон численностью всего лишь в 7 тысяч человек. После полугодовой осады у рыцарей уже не было сил и возможностей защищать крепость. Но и турки, которые узнали об этом от предавшего Орден Великого Канцлера, в условиях уже наступившей зимы, понеся огромные потери во время многочисленных штурмов, не имели сил продолжать осаду. В ходе переговоров была достигнута договоренность о почетной сдаче крепости. Турки выпустили всех, кто пожелал покинуть крепость, со знаменами, оружием и пушками, и предоставили корабли для отплытия с острова. Рыцари и те из жителей Родоса, кто пожелал покинуть остров, отплыли сначала на Сицилию, а затем на Мальту. Так родосские рыцари превратились в мальтийских. Но это уже другая история.

Современный Родос. Рыцарское наследие.

На острове то тут, то там можно видеть эмблему в виде восьмиконечного креста. В наше время этот крест именуется мальтийским.

Фрагмент монастырского комплекса в Филеримосе

Крест этот изначально присутствовал на гербе итальянского города Амальфи, купцы которого и основали братство Святого Иоанна Иерусалимского. Поэтому отличительным знаком этого братства, а затем и выросшего из него Ордена рыцарей-госпитальеров стал белый восьмиконечный крест. Орденское знамя в средние века выглядело примерно так же, как в наше время выглядит так называемый «дешевый» (еще одно название этого флага — «удобный») мальтийский флаг. Это не национальный флаг Мальты, а флаг, под которым ходят иностранные суда, с целью налоговой оптимизации зарегистрированные на Мальте. Как, например, вот это попавшее в наш объектив круизное судно, принадлежащее одной из самых крупных в Европе туристических компаний – германскому концерну TUI, приписанное к порту мальтийской столицы Валетты.

Судно под мальтийским флагом в порту Родоса

В Старом Городе Родоса много лавок, торгующих сувенирами, отражающими
рыцарскую тематику.

Сувенирный магазин в Старом Городе Родоса

«Рыцарские» родосские сувениры

Практически в каждом магазинчике туристической части города продается книга «Рыцарский Родос», изданная на большинстве европейских языков, в том числе и на русском.

Но самое главное напоминание о рыцарском прошлом Родоса – это, конечно же, поражающая своими размерами и мощью крепость. Начинать знакомство с ней, на мой взгляд, лучше с набережной гавани Мандраки, где находится передовое укрепление крепости – форт Святого Николая. Форт этот защищал вход в гавань и при нападении неприятеля всегда принимал на себя первый удар.

Форт Святого Николая и вход в гавань Мандраки

На молу, соединяющем форт Святого Николая с набережной, стоят три сохранившиеся с рыцарских времен мельницы. В те давние времена зерно, привозившееся на Родос, выгружалось с кораблей на этом молу и тут же перемалывалось.

Средневековые мельницы на молу гавани Мандраки

У крепости очень много ворот. Для ознакомления с ней лучше входить либо через ворота Элефтериас (Свободы) со стороны гавани Мандраки, либо через ворота Д’Амбуаз, названные так в честь одного из Великих Магистров Ордена.

Ворота Элефтериас (вид из крепости)

Вход в крепость со стороны ворот Д’Амбуаз

Эти двое ворот ближе всего к главным достопримечательностям крепости – Дворцу Великих Магистров и зданию Археологического музея, в котором в рыцарскую эпоху размещался главный рыцарский Госпиталь. Эти две достопримечательности соединены между собой еще одной достопримечательностью – улицей Рыцарей (второе название улицы — Иппотон).

Улица Рыцарей (Иппотон)

На улице Рыцарей располагались резиденции «языков» Ордена иоаннитов. «Языки» были подразделениями Ордена, образованными по принципу землячеств. В каждый из «языков» Ордена входили рыцари, являвшиеся выходцами из одной страны или региона. Например, одним из восьми орденских «языков» был «язык» Франции, но наряду с этим отдельными «языками» были представлены два французских региона – Овернь и Прованс. Пиренейский полуостров был представлен двумя «языками» — «языком» Кастилии и Португалии и «языком» Арагона и Наварры. Еще три «языка» составляли выходцы из Италии, Англии и Германии. Глава каждого «языка» занимал одну из высших руководящих должностей Ордена. За каждым «языком» был закреплен участок крепостной стены родосской крепости, за оборону которого данный «язык» нес ответственность.

Резиденции «языков» на улице Рыцарей были не казармами, а скорее тем, что в наше время называется клубами. Рыцари каждого землячества собирались в своей резиденции для совместных трапез и каких-либо внутренних общественных мероприятий.
На следующем фото изображен вход на улицу Рыцарей, который расположен ближе к воротам Элефтериас. Здание справа со значком «i» в окне – информационный туристический центр, где можно бесплатно получить карту острова Родос, карту города Родос и очень подробную карту Старого Города Родоса на русском языке. Здание слева – Археологический музей Родоса (бывший орденский Госпиталь).

Вход на улицу Рыцарей со стороны ворот Элефтериас

Госпиталь Родоса был самым большим из орденских госпиталей

Вход в Археологический музей (Госпиталь)

Внутренний двор Археологического музея (Госпиталя)

Больничная палата бывшего Госпиталя Ордена иоаннитов

Один из экспонатов Археологического музея – «Афродита с распущенными волосами»

Пройдя от Госпиталя по 200-метровой улице Рыцарей до ее противоположного конца, можно выйти к входу во Дворец Великих Магистров.

Вход во Дворец Великих Магистров

Внутренний двор Дворца Великих Магистров

Одним из главных украшений внутренних помещений Дворца являются мозаичные полы с острова Кос.

Мозаичный пол в одном из залов Дворца Великих Магистров

Полы эти появились во дворце в ходе реставрации, которую проводили итальянцы в период их оккупации архипелага Додеканес с 1912 по 1947 год. Справедливости ради нужно отметить, что итальянцами в этот период на Родосе было сделано много чего хорошего, но это, как говорится, отдельная песня.

Дворец Великих Магистров можно осмотреть ежедневно, в Археологическом музее (Госпитале) выходной в понедельник. Стоимость входа – 3 евро в Археологический музей и 6 евро во Дворец Великих Магистров. Мы осматривали эти объекты в последнее воскресенье месяца (29 сентября 2013 года). Вход был бесплатный.
Слева от входа во Дворец есть небольшая открытая площадка, на противоположной стороне которой есть двустворчатые решетчатые двери. Это вход на крепостные стены. Он открыт со вторника по пятницу с 12-30 до 15-00. Входной билет стоит 2 евро, продается в кассе Дворца Великих Магистров.

Вход на стены Родосской крепости

Внутри крепости Старый Город мало изменился за последние пять веков. Большая часть его состоит из узких средневековых улочек, в домах которых до сих пор живут местные жители.

Средневековая улочка в Старом Городе Родоса

Крепость имеет очень мощные наружные стены как со стороны моря,

Вид на крепость с моря

так и со стороны суши. Длина стен по периметру составляет примерно 4 километра.

Укрепления Родосской крепости

Незабываемые впечатления любителям истории доставит прогулка по крепостному рву. Самый удобный вход в ров находится со стороны набережной гавани Мандраки, хотя спуститься в него можно и в других местах крепости.

Крепостной ров Родосской крепости

На следующем фото ров показан в самой широкой его части – у ворот Д’Амбуаз. Слева видны нависающие над внешней стеной рва пышные кроны деревьев парка, который тянется вдоль рва по периметру крепости.

Крепостной ров возле ворот Д’Амбуаз

В жаркий день крепостные стены и ров можно осматривать, прогуливаясь по этому тенистому парку.

Вид на крепостные стены и ров из парка над крепостным рвом

Чтобы сделать оборону более эффективной, рыцари-иоанниты построили вдоль побережья острова много других замков. Из их числа лучше всего до наших дней сохранились на западном побережье замок Монолитос и на восточном побережье – крепость города Линдос.

Замок Монолитос

Снимок замка Монолитос, стоящего на высокой отвесной скале, сделан сверху, со смотровой площадки, расположенной на горной дороге, по которой ходят экскурсионные автобусы. Те, кто хочет поближе рассмотреть этот замок, могут добраться до него только на легковом автотранспорте. Большие автобусы подъехать к Монолитосу не имеют возможности – дорога не позволяет.

Крепость в Линдосе внушительнее, чем замок Монолитос, но значительно уступает Родосской крепости. Добраться до Линдоса из Родоса очень легко – рейсовые автобусы ходят очень часто, каждые полчаса. Время в пути около 1,5 часов, стоимость билета в одну сторону 5 евро. Входной билет в крепость стоит 6 евро.
Крепость Линдоса стоит на вершине высокой горы.

Стены Линдосской крепости

но внутри от рыцарской эпохи не сохранилось ничего, кроме груды камней.
Зато от более ранних времен внутри крепости сохранился античный акрополь, довольно хорошо отреставрированный. Акрополь этот в Греции является вторым по величине после афинского Парфенона.

Акрополь Линдоса

Со стен крепости открываются очень красивые виды.

Вид из крепости на бухту Святого Павла

Вид из крепости на бухту Линдоса

На острове имеются развалины еще нескольких замков, но в силу того, что на их камни не ступала нога реставратора, они абсолютно не интересны для осмотра.
На этом тему «Рыцари на Родосе», пожалуй, можно закрыть. В своем отчете я умышленно избегал подробностей и не стремился сделать из него путеводитель. Мне просто хотелось показать, что Родос – это не только жаркое солнце, красивое море и изумительная греческая кухня. На Родосе есть очень многое для того, чтобы не только усладить бренное тело, но и порадовать душу.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Орден Святого Ионна – древнейший орден крестоносцев, который был основан в 1099 году. Первоначально это была христианская организация, целью которой было оказание помощи больным и раненным пилигримам и паломникам на Святой Земле, после постройки еще в 600-м году Папой Римским довольно большой больницы, с библиотекой при ней. Кстати о больнице, неофициальное, но более привычное название Ордена Св. Ионна – «Госпитальеры», не трудно заметить сокрытое здесь слово “ госпиталь”, hospitalis — по лат. “Гостеприимный”. В рыцарский орден госпитальеры превратились благодаря Жерару Благословенному сразу после первого Крестового похода, который окончился взятием Иерусалима христианами.

Новый рыцарский орден стал серьезной силой в регионе. Их символом был (и есть) белый крест, который нашивался на черную тунику. Несмотря на их большой военный потенциал, они все равно помнили о своём истинном предназначении, помогая пилигримам теперь не только в медицинском плане, но и предоставляя вооруженную защиту, а сам орден начал делиться на «братьев – рыцарей» и «братьев – лекарей».

После поражения крестоносцев в XII веке ордену пришлось отступить из Иерусалима, но отказываться от своей святой миссии крестоносцы не хотели. Они обосновались на острове Родос, где построили непреступную крепость, внутри которого расположился очень уютный госпиталь. Крепость на Родосе была настоящим оплотом католичества на Востоке. Рыцари, которые стали называть себя Родосскими, всё еще помогали христианским паломникам, давая им комфортные условия, благодаря финансированию ордена христианскими государствами. Рыцари то и дело устраивали вылазки в Малой Азии, разграбляя селения мусульман и угоняя неверных в рабство. Мусульмане тоже активно нападали на Родос, желая сокрушить бастион крестоносцев на Востоке. Было два крупных вторжения, но все нападения заканчивались провалом, малочисленные рыцари, будто сам Бог защищал их, вечно изгоняли захватчиков, покрывая их имена позором.

Но удача ордена не могла быть вечной. К первой половине 16-го века началась гегемония Османской империи на Востоке. Османы смогли захватить Ромейскую империю, страны Запада боялись на равных противостоять им, а что могли сделать рыцари, обладающие войском в несколько тысяч человек? Крепость осаждали более двух ста тысяч турков. Родос смог продержаться 6 месяцев, после чего выжившие крестоносцы отступили на Сицилию.

В 1530 году госпитальерам был отдан остров Мальта, который также начал использоваться как штаб против мусульман. 16 век – не лучшие годы для крестоносцев, ордена крестоносцев расформировывались и переставали существовать, рыцари стали устаревшим видом войск, а мечи начали заменять огнестрельным оружием. Но госпитальеры, которые уже стали называться Мальтийским орденом, всё еще видели смыслом своего существования изгнание мусульман из Африки и Востока. Османы, крайне этим раздраженные, начали осаду Мальты. Османские войска из 40 тысяч человек против 8000 рыцарей верящих в победу. По началу положение крестоносцев было безнадежным, половина рыцарей была убита, а большая часть города была разрушена. Король Сицилии до последнего отказывался присылать подкрепление. Тем не менее после серии атак, подкрепления из Сицилии всё же пришло, измученным жарой и болезнями османам пришлось отступить. Это была последняя крупная победа рыцарей в мировой истории, из 40 тысяч турков назад вернулись только 15.

Вскоре госпитальеры начали испытывать моральный и экономический упадок. Европейские державы перестали видеть смысл в идее возвращения святой земли, а потому и смысла ордена крестоносцев, из-за чего их финансирование, благодаря которому рыцари и жили, резко сократилось. Ища способ заработка, орден начал промышлять грабежом пиратских и турецких судов, также ими был издан закон, согласно которому любой груз из Османской империи должен быть конфискован и перепродан. Это поправило финансовое положение ордена, но многие члены, гоняясь за богатством, в итоге записывались в каперы, в частность к Франции. Это напрямую противоречило уставу ордена, согласно которому крестоносцы не могли поступать на службу к европейским монархам во избежание участия в войнах между христианами. Но в итоге эта практика стала массовой, ордену пришлось смириться с этим, а Франция стала покровителем последних крестоносцев. Финансовое положение ордена сильно улучшилось, но его старые принципы были забыты, орден даже подписал формальное перемирие с Османской империей, т.к. то же сделала Франция.

В конце 18 века Мальта была захвачена французами, а орден был разогнан. Крестоносцы расселились по Европе в поисках новой базы. Часть крестоносцев нашли приют в Санкт-Петербурге, и даже сделали императора Павла I новым магистром ордена, хоть католическая церковь и не принимала этого.

В середине XIX века Папа Лев XIII восстановил моральную целостность ордена, вверив мальтийским рыцарям их старую обязанность – гуманитарную и медицинскую помощь, но теперь далеко не только пилигримам, путешествующим в Иерусалим. Вновь нашедшие смысл своего существования рыцари оказывали медицинскую помощь солдатам и гражданским в ходе Первой и Второй мировых войн. Резиденция ордена обосновалась в Риме, где они стали карликовым государством внутри карликового государства. Современные крестоносцы имеют свою собственную валюту, почтовые марки и паспорта. Сегодня орден имеет дипломатические отношения со 107 странами, членами ордена себя считают 13 000 человек, а волонтерская база состоит из 80 тысяч человек. Совсем недавно мальтийское правительство отдало древнюю крепость в собственность рыцарей сроком на 99 лет и сейчас там идет реставрация.

Я заинтересовалась историей ордена госпитальеров, когда собиралась отдыхать на острове Родос. Эти рыцари базировались на острове несколько веков и были известны как родосские рыцари. Но сейчас орден госпитальеров больше известен как Мальтийский орден.

Изначально он объединял монахов, которые при этом еще и являлись воинами — рыцарями. Этот рыцарский орден, который считается старейшим, был основан во время первого крестового похода в 1113 году. В том году папа Пасхалий II выдал папскую буллу.

Символом членов ордена является белый восьмиконечный крест.

Внутренее убранство Мальтийской капеллы (Сантк-Петербург)

Первоначально задачей ордена госпитальеров был прием пилигримов на святой земле. Орден предоставлял паломникам ночлег и медицинскую помощь. Латинское слово «gospital» переводится, как «гость». В 1107 году король Иерусалима Болдуин I выделил ордену Ионитов (так еще назывался орден) землю в Иерусалиме.

Сначала орден госпитальеров не занимался военными операциями, однако со временем монахи стали охранять паломников. Для этого они строили укрепленные пункты и госпитали по всей Европе.

Однако христиане на ближнем востоке хозяйничали не долго. В 1187 году Саладин вторгается в Иерусалимское королевство и захватывает Иерусалим. Когда пал Иерусалим госпитальеры перенесли свою резиденцию в Акру.

Рыцари ордена госпитальеров покинули Акру в 1291 году, сначала они перебрались на остров Кипр, затем в 1307 году на , который отвоевали у Византии.

На Родосе рыцарский орден достиг своего расцвета. Здесь во дворце великого магистра располагалось руководство ордером госпитальеров: Магистр, Приор и администрация Ордена.

Администрация Ордена Святого Иоанна состояла из восьми Бейлифов: Главный Командор (управлял общим имуществом), Маршал (начальник военного штабаl), Главный Госпитальер (управлял больницами), Драпиер (отвечал за снабжение вооруженных сил), Главный Адмирал (управлял флотом), Туркопольер (управлял наемниками), Главный Канцлер (управлял канцелярией), Главный Бейлиф (ответственный на Родосе за защиту защиты замка святого Петра). Каждый из руководителей управлял отделениями в Европе.

Все члены Ордена делились на три основных класса: рыцари, священники и боевые сержанты. Позже появился четвертый класс — сестры.

Рыцари в зависимости от происхождения делились на: полноправных рыцарей, повинующихся, преданных и льготных. Конечно чтобы занять высокое положение в ордене, необходимо было происходить из хорошей семьи, но при таланте и упорстве рыцарь мог сделать карьеру.

Улица рыцарей г. Родос

После того, как орден госпитальеров покинул Святую Землю и обосновался на Родосе, он стал не просто военным, а военно-морским орденом. Именно благодаря наличию флота орден Святого Иоанна пережил все остальные. Госпитальеры совершали набеги на мусульманские порты и корабли, захватывали богатую добычу, среди которых были заложники. Сейчас бы это назвали пиратством.

В 1480 году турки, предприняли попытку захватить Родос, тогда рыцари отбились. Однако в 1522 году Османская империя захватывает остров.

Условия сдачи были очень мягкими. Султан пообещал, что на острове будет сохранена католическая вера, церкви не будут осквернены, а Орден сможет покинуть остров со всеми своими кораблями, реликвиями, оружием и богатствами.

Рыцари, оставшись без крова, начали скитаться, а Великий магистр вел переговоры с европейскими монархами о месте дислокации.

В конце концов Орден согласился на остров Мальта, которую им пожаловал король Сицилии Карл V 24 марта 1530 года.

Условиями владения являлись ежегодная дань в виде 1 сокола (платилась аккуратно вплоть до 1798 года), не использование гавани Мальты кораблями Ордена, конфликтующими с Сицилией и признание вассальной зависимости от короля Испании. Хотя на самом деле предполагалось, что орденский флот будет бороться с алжирскими пиратами.

картинка с сайта: http://ru-malta.livejournal.com/193546.html

Госпитальеры также занимались торговлей «черным деревом», то есть вывозили рабов из Африки в Америку.

Постепенно Мальтийский орден попадал во все большую зависимость от императора и Римского Папы. В 1628 году Папа принимает декрет о том, что в период между смертью одного гроссмейстера и выборами другого Орденом управляет непосредственно Папа. Это давало возможность Ватикану кардинально влиять на выборы нового гроссмейстера.

Через своих представителей Ватикан постепенно забирал имущество Ордена. Орден приходит в упадок.

Когда в XVII-XVIII веках Средиземноморские государства создали свои собственные военно-морские силы, Мальтийский стал не нужен. В конце концов Мальту завоевал Наполеон и орден лишился своего суверенитета.

К концу восемнадцатого столетия Российский флот стал главной угрозой флоту Оттоманской империи. Это привело к сближению Мальтийского ордена с русским царем. В 1797 году Павел I организовал на территории Российской империи новое главное приорство и готовил поход кораблей в защиту Мальтийского Ордена.

Однако, после убийства его в Михайловском (Инженерном) Замке в ночь на 13 марта 1801 года, Мальтийский орден покидает Россию.

Римский Папа 9 февраля 1803 года назначает гроссмейтером Ордена Джиованни Батиста Томасси (Giovanni-Battista Tommasi), который временно разместил резиденцию Ордена сначала в Катании (Catania), затем в Мессине (Messina) на острове Сицилия.

По окончании наполеоновских войн Парижским Соглашением держав победительниц 30.3.1814 года Мальта окончательно была признана владением британской короны

После смерти в 1805 году Томасси Орден влачит жалкое существование. В Резиденции Ордена живет не более тридцати человек, имеющих титул рыцаря и небольшое количество обслуживающего персонала. Никакой военной силы после ухода с Мальты Орден более не имеет и никогда больше иметь не будет. Глава ордена утверждается Папой и носит титул лейтенанта магистра. Орден не имеет возможности даже пригласить на выборы членов Ордена, живущих в приорствах. Собственно, Орден существует только номинально.

В 1831 году резиденция Ордена Перемещается в Рим в здание Главного Приорства Ордена в Риме палаццо Мальта (Palazzo Malta) на улице Хилл (Aventine Hill), а затем в здание бывшей резиденции посла Ордена при Папском Престоле палаццо Мальта на виа Кондотти (Palazzo Malta on the via Condotti) возле Пиацца ди Спага (Piazza di Spagna).

В 1910 году Орден организует полевой госпиталь, который спасет много человеческих жизней в период итало-ливийской войны 1912 года. Орденское госпитальное судно «Реджина Маргарита» вывезет из района боевых действий более 12 тыс. раненных.

В период Первой Мировой войны в Германии, Австрии, Франции действовала целая сеть полевых госпиталей Ордена.

В послевоенный период Орден продолжал заниматься и занимается поныне только гуманитарной и медицинской деятельностью, в основном в странах, исповедующих католицизм.

Сегодня Орден насчитывает около 10 тыс. членов и по численности среди католических организаций занимает второе место после Ордена иезуитов (чисто монашеская религиозная невоенная организация).

В настоящее время в составе Ордена насчитывается 6 Главных Приорств (Рим, Венеция, Сицилия, Австрия, Чехия, Англия) и 54 национальных командорий, одна из которых имеется и в России.

Госпитальеры

Подобно другим рыцарским орденам, Мальтийский орден появился в период Крестовых походов за освобождение Гроба Господня. «Первые рыцарские ордена, -- отмечали историки XIX века, -- возникли как чистейшее воплощение средневекового духа в соединении монашеского и рыцарского идеалов, во времена, когда битва с исламом становилась реальностью.

Дух Крестовых походов был главным образом военный и религиозный, поэтому он породил монашествующее рыцарство». На протяжении своей долгой истории орден вынужденно менял местонахождение, а братья часто назывались по географическому признаку («рыцари Кипра», «рыцари Родоса», «рыцари Мальты»), оставаясь всегда при этом иоаннитами или, госпитальерами .

Существование Мальтийского ордена разделяется на 5 основных этапов: начальный период в Иерусалиме -- 1198-1291 годы; поселение на Кипре -- 1291-1310 годы; пребывание на Родосе -- 1310-1522 годы; пребывание на Мальте -- 1522--1798 годы; пребывание в России -- 1798-- 1817 годы; смутное время -- с 1817 года до наших дней в Риме на Кондотти.

Кроме этих дат, историки выделяли несколько промежуточных периодов, когда орден не имел постоянного места обитания. Братство выполняло свои функции, не теряя прежнего статуса, тем не менее, своей основной задачей считало расселение или завоевание определенного района.

В IV веке в Палестину устремились благочестивые христиане из Европы, желая поклониться святым реликвиям и местам, где, согласно Библии, провел свои последние дни Иисус Христос.

Для одних такое путешествие было результатом религиозного рвения, для других -- покаянием и очищением от грехов. Не выдержав всех трудностей длительного перехода, многие пилигримы добирались до Иерусалима тяжелобольными.

Богомольцы прибывали огромными толпами; многим требовалось лечение, уход, и нередко христианское погребение. Заботу о них брали на себя небольшие гостеприимные дома и монастыри. Впоследствии эти учреждения преобразовали в странноприимные дома (госпитали), устроенные специально для паломников, поток которых в Иерусалим увеличивался с каждым годом. Паломничество не прекратилось в период арабского господства, так как мусульмане терпимо относились к религиозным рвениям европейцев .

Примерно в 1048--1070 годах купец по имени Мауро, прибывший из итальянского города Амальфи, получил от египетского калифа Боменсора разрешение на открытие госпиталя в Иерусалиме.

Странноприимный дом, располагавшийся «на расстоянии всего лишь полета камня от гроба Господня», был посвящен святому Иоанну Элеймону, патриарху Александрийскому, жившему в VII веке. Странники называли этот дом госпиталем Иоанна Милостивого. Известный хронист писал: «Греческое имя святого Иоанна латиняне переиначили на Иоанна Лемонье («милостивый»); от него якобы пошло название иоаннитов. Впоследствии их покровителем стал святой Иоанн Иерусалимский (Креститель)» .

Небольшое братство, ухаживающее за больными и ранеными паломниками, постепенно увеличивалось, а сам госпиталь вскоре превратился в монастырь с больницами, церковью и часовней. Первым настоятелем госпиталя был Жерар де Торн, который провел множество преобразований, повлиявших на дальнейшее существование монашеского союза. По его инициативе братья получили более весомого небесного покровителя - Иоанна Иерусалимского -- и стали называться госпитальерами (иоаннитами).

Под руководством Жерара де Торна монахи построили церковь во имя святого Иоанна Крестителя и большое здание госпиталя. Новый дом состоял из двух отдельных корпусов: для мужчин и для женщин. В церкви Святого Иоанна торжественно отмечался день рождества покровителя. Пример Жерара де Торна вдохновил многих рыцарей, с радостью принимавших монашеский обет безбрачия, нестяжания и послушания. Кроме того, братья 7 раз в сутки читали молитвы, много занимались физическим и умственным трудом. Клятва «бедных братьев госпиталя святого Иоанна» содержала такие слова: «Служить рабами и слугами своим господам и повелителям, каковыми являются все слабые и больные» .

Когда начались Крестовые походы, деятельность обитателей госпиталя Святого Иоанна было трудно переоценить. Большую роль братья сыграли в развитии католического богословия, организации и укреплении католической церкви и папства, отстаивая его притязания на господство в Европе.

Однажды странноприимный дом иоаннитов посетил первый иерусалимский король, Готфрид Бульонский. Герцог был восхищен идеей и обещал содействовать в развитии братства. В подтверждение своих слов он подарил госпитальерам деревню Сальсола, расположенную недалеко от Иерусалима. В тот день рыцари из свиты короля - Раймунд де Пюи, Дюдон де Компс, Конон де Монтегю и Гастус - остались в братстве, приняв монашеский обет .

В 1099 году иоанниты получили возможность официально зафиксировать свою деятельность, учредив орден. Первым руководителем иоаннитов стал Жерар де Торн, вменивший каждому брату постоянно носить длинное черное платье с нашитым на нем восьмиконечным крестом. Если вначале монахи-госпитальеры ограничивались уходом за больными и ранеными, то с первой половины XII века они начали участвовать в войне. В этом состояло главное отличие духовно-рыцарских орденов от обычных монашеских (августинцы, бенедиктинцы, францисканцы), где принимали только обет бедности, послушания и целомудрия. Иоанниты, кроме того, давали клятву бороться с «неверными». В то время случалось, что иные монахи «опоясывались мечом по рясе», а некоторые рыцари надевали монашескую рясу поверх доспехов .

«Аскетический идеал оказывал влияние не только на церковные слои, - писал один знаменитый историк, -- он воздействовал и на мирян, и от слияния его с идеалом рыцарства получилась своеобразная форма - рыцарские ордена. Не будучи еще аскетическим и не сливаясь еще с монашеским, рыцарский идеал был уже идеалом христианским. Рыцари были, по мысли идеологов, защитниками слабых и безоружных, вдов и сирот, защитниками христианства против «неверных» и еретиков. Миссия защиты паломников в Святую землю, помощи больным или бедным, защиты гроба Господня от «неверных» вытекала из идеала христианского рыцарства. Благодаря господству аскетического миросозерцания она сочеталась с принесением монашеских обетов».

В 1104 году Балдуин I подтвердил привилегии госпитальеров как военно-духовного ордена. Он выделил монахам-рыцарям участок земли, создав прецедент приобретения собственности в других европейских странах.

В 1113 году иоаннитов взял под свое покровительство папа Пасхалий II, утвердивший название «братство госпиталя Святого Иоанна». Понтифик обеспечил право свободно избирать своих руководителей, не опасаясь вмешательства светских или церковных властей, а также право обращаться по всем вопросам непосредственно к Папе Римскому.

Жерар де Торн скончался в 1120 году, освободив место Раймонду де Пюи, герою Иерусалимского штурма, происходившему из древнего дворянского рода Дофинеи. С того времени глава ордена стал именоваться великим магистром. В целях военной защиты паломников на дорогах Палестины члены ордена разделились на три класса: рыцарей, капелланов и оруженосцев. Самый высший ранг включал в себя рыцарей, которые должны были иметь благородное происхождение и выполнять как воинские, так и другие обязанности. Капелланы отвечали за религиозную деятельность братства. Оруженосцы представляли собой служащих, призванных обслуживать представителей более высоких рангов .

В первый год своего правления великий магистр утвердил первый устав ордена, названный «Правила ордена Святого Иоанна Иерусалимского». С момента утверждения устава папой каждый брат обязывался свято хранить три обета: целомудрия, послушания и добровольной нищеты без собственнического стяжательства. Монах «стоял твердо за веру христианскую, всегда придерживался справедливости, обиженным помогал, угнетенных защищал и освобождал, язычников, «неверных» и магометан гнал, заботился о вдовах и сиротах».

Согласно новым правилам, в орден не принимался «всякий, кто обременен долгами, вписанный в другой орден или обязанный супружеством, либо гражданскими долгами». По поводу облачения в уставе сказано о «кавалерской, черной со знамением белого креста на левой стороне» одежде. Для войны предусматривалось платье «червонного цвета с белым крестом» .

На красном стяге ордена госпитальеров, утвержденном Папой Иннокентием II, был вышит белый восьмиконечный крест. На орденской печати изображался лежащий больной с крестом в изголовье и со свечой в ногах. Основным принципом деятельности считалось служение религиозным и духовным идеалам, выдвинутым основателями монашеского братства.

Рыцарем мог стать только потомственный дворянин. Поощрялось включение в члены ордена сестер-послушниц; не принимались дети торговцев или банкиров.

Черная суконная одежда госпитальеров шилась, по примеру хламиды Иоанна Крестителя, из грубой верблюжьей шерсти. Узкие рукава платья символизировали отречение от светской жизни, а белый полотняный восьмиконечный крест на груди -- целомудрие. Четыре направления креста олицетворяли главные христианские добродетели: благоразумие, справедливость, силу духа и воздержание. Восемь окончаний означали земные блага, обещанные Христом всем праведникам в Нагорной проповеди. В 1153 году указом Папы Анастасия IV братья разделились на рыцарей, одетых в красную монашеско-военную форму с черным плащ-накидкой, и оруженосцев .

В первые десятилетия своего существования иоанниты, подобно большинству монашеских орденов, являлись составной частью строгой церковной иерархии. И хотя по своей правовой природе они были религиозным объединением, тем не менее, имелись отличия от других орденов. Самое главное - госпитальеры жили не в христианской стране, а за ее пределами, на территории, находящейся под господством мусульманских правителей.

Твердая иерархия ордена иоаннитов, существовавшая несколько веков, была утверждена Папой Римским только в 1259 году. В соответствии с буллой члены братства делились на рыцарей, священников и братьев-госпитальеров. Дальнейшие привилегии предоставляли папы Адриан IV, Александр III, Иннокентий III. Папа Климент IV присвоил руководителю ордена титул великого магистра святого госпиталя иерусалимского и настоятеля рати Христовой. Со временем, превратившись в мощный военный союз, орден стал называться «Рыцари-госпитальеры ордена Святого Иоанна Иерусалимского» .

За 30 лет управления Раймонда де Пюи задачи братства намного переросли прежние масштабы деятельности. По мере умножения славы и заслуг к иоаннитам присоединялось все больше благородных аристократов и рыцарей со всей Европы.

Не прекращалась самоотверженная и кровопролитная борьба с сарацинами, которые на протяжении нескольких веков пытались расширить свои границы и выйти в Европейское Средиземноморье.

Главной заслугой первого великого магистра стала независимость ордена, а также общепризнанное право иметь армию и вести военные действия.

Римские папы охотно давали привилегии иоаннитам, вначале исключив их из подчинения местной светской и духовной власти, затем, наградив их правом собирать церковную десятину в свою пользу. Орденские священники отчитывались только перед своим капитулом и великим магистром.

Деятельность по обеспечению обороны личных владений началась в 1136 году, когда граф Раймунд Триполийский поручил иоаннитам защиту крепости Бет Джибелин, прикрывавшую подступы к Аскалону .

Рыцари успешно справились с задачей, и Раймунд передал им еще несколько своих замков. Через несколько лет около тысячи братьев занимались обороной более 50 крепостей в Леванте. Оплотом на севере Палестины и самой знаменитой цитаделью ордена госпитальеров был замок Крак де Шевалье. В том же краю находилась мощная крепость Маргат, а на юге-- Бельвер и Бет Джибелин. Неприступные замки иоаннитов традиционно имели вторую линию укреплений и возвышались над местностью, позволяя контролировать всю окрестную территорию. Арабский историк поэтично сравнивал крепость Бельвер с орлиным гнездом.

Крак де Шевалье перешла в собственность ордена в 1144 году по решению Раймунда II Триполийского. Замок располагался на склоне Ливанских гор, был защищен мощными двойными стенами с высокими башнями и окружен рвом, пробитым в скалах.

На территории крепости находились жилые здания, казармы для двух тысяч солдат, палата великого магистра, амбары для зерна, мельница, пекарня, маслобойня, конюшни. По широкой стене был проложен акведук, по которому в город постоянно поступала питьевая вода. До 1271 года Крак де Шевалье выдержал двенадцать осад, но в 1271 году был захвачен войсками султана Бейбарса .

Замок Маргат был передан госпитальерам графом Раймундом III Триполийским в 1186 году. Эта крепость с двойными стенами и большими башнями располагалась к югу - от Антиохии, в 35 километрах от моря, и была построена из скального базальта. Внутри находилось большое подземное водохранилище. Запасы продовольствия позволяли тысячному гарнизону выдержать пятилетнюю осаду. Долгое время крепость Маргат была одной из главных резиденций руководителя ордена. Именно здесь братья приняли знаменитые маргатские уставы, в которых рыцари стали подразделяться по национальному признаку .

Маргат пал в 1285 году, после жесточайшего сражения с мамелюками от величественной крепости остались только развалины. Замок Бет Джибелин был разрушен в 1187 году, а Бельвер -- в 1189 году, после штурма войсками Саладина.

В начале июня 1306 года 35 рыцарей и 500 пехотинцев, приплывших на шести кораблях, высадились на Родосе. Великий магистр Фуке де Вилларе сразу отметил удобное положение двух великолепных гаваней: Порто дель Манд-раччио на северной оконечности острова и Порто-Меркон-тильо - на южной. Иоанниты окончательно завоевали Родос и соседние острова в 1309 году, после многочисленных боев с турками и сарацинами. Через год папа Климент V одобрил действия Фуке де Вилларе, утвердив титул суверен Родоса и начав строительство новой резиденции.

Вскоре на острове открылся большой странноприимный дом, были построены новые оборонительные сооружения, великолепный дворец правителя, склады, школы, а главное, создан мощный флот. Более двух столетий корабли ордена в качестве морского конвоя патрулировали Средиземноморье, защищая торговые суда от турецких корсаров, благодаря чему рыцарей стали заслуженно называть морским щитом Европы.

Флот иоаннитов объединял в себе лучшие достижения мирового мореплавания. Большие, не зависящие от ветра галеры с обшивной броней и 50 гребцами в двух рядах были грозной силой для врага. Экипаж состоял из нескольких рыцарей, 50 матросов и 200 солдат. Головным броненосцем по праву считался самый большой корабль -- «Святая Анна», построенный в начале XV века. Иоанниты воевали с турками, с мамелюками, совершая рейды в Сирию и Ливан, непременно применяя в сражениях знаменитый «греческий огонь» .

В 1310 году родосский флот разбил турецкую флотилию в бою недалеко от острова Аморгос, повторив успех близ острова Хиос. В 1320 году 80 турецких кораблей затонули около Родоса, разбитые 30 судами рыцарей. Непобедимый флот ордена принимал участие во взятии крепости Смирна, принадлежавшей турецкому эмиру Умур-паше, в морских боях за остров Имроз, в разгроме египетского флота и во взятии Александрии. Иоанниты хорошо владели тактикой набегов на укрепленные города Леванта, Малой Азии и Египта. Постоянные войны только усиливали военную мощь орденского флота.

На Родосе окончательно сложилась структура ордена как военно-духовной организации. Орден рыцарей госпиталя Святого Иоанна был полностью независимым от любой власти и поэтому стал называться суверенным (державным). Орден обладал многими светскими правами -- такими, как возможность обмениваться послами и заключать договоры с другими государствами. Все правила, должности и обряды представлялись в специальном «Уложении о разделении и постановлениях».

Распределение должностей по «Столпам языков» предусматривало соблюдение следующих условий.

1. «Рыцари по справедливости», занимающие все должности в ордене, должны были иметь восемь поколений благородной крови. От немцев требовалось предъявить доказательства происхождения до 16-го поколения, от испанцев и итальянцев -- до 4-го.

2. «Рыцари по милости» принимались в виде исключения за военные подвиги без доказательства своего дворянского происхождения. Для них допускалось отсутствие чистоты крови.

3. «Рыцари благочестия», не обязанные давать монашеские обеты, появились в ордене намного позже .

Первые пять лет, рыцари жили в орденском общежитии, питаясь за общим столом. Ежедневный рацион включал в себя 400 граммов мяса, кружку вина и 6 хлебцев. В праздник мясо заменяли рыбой и яйцами. Парадные и обыденные одеяния были установлены еще Жераром де Торном, но Папа Александр IV внес несколько изменений. Так, братья-рыцари носили красную военную рясу с белым полотняным крестом и черный орденский плащ, перед битвой надевая малиновую бархатную накидку с белым шелковым крестом на груди. Остальные монахи в мирное время ходили в черной рясе, а во время войны -- в черном плаще.

В дополнение к белому кресту на одежде рыцарям полагался серебряный крест той же формы -- сначала на четках, а затем на груди. Ношение серебряных крестов было официально установлено орденским капитулом только в 1631 году. Впоследствии знаки из драгоценного металла заменили крестами с белой эмалью, украшенные лилиями по углам. Высшим сановникам полагались большие золотые кресты, которые носились на черной ленте (на золотой цепи). Братья-служащие носили кирасу рыцаря. Так называли полукрест без двух верхних углов .

«Внешним отличием кавалеров святого Иоанна Иерусалимского, -- писал автор одной из хроник, -- кроме двух полотняных крестов, был золотой восьмиконечный, покрытый белой эмалью крест на черной муаровой ленте или на золотой цепи. Над крестом, носимым на шее, была золотая корона, а над ней, уже на ленте, золотое же изображение военной арматуры». Основным знаком ордена, определяющим принадлежность к нему, был белый полотняный крест на месте сердца и на левой стороне плаща.

В XIV веке орден сделался настолько многочисленным, что великий магистр предложил разделить его (по национальному признаку) на части, так называемые нации (языки). В начальном варианте было 8 наций для рыцарей Прованса, Оверни, Франции, Италии, Арагонии с Каталонией и Наваррой, Кастилии с Португалией, Германии и Англии с Ирландией и Шотландией. Родосским рыцарем мог стать лишь член одной из этих наций, каждая из которых состояла из приоратов, великих приоратов, бальяжей и командорств (комтурств). Европейские подразделения отчисляли в орденскую казну часть своих доходов .

Первыми владениями за пределами Палестины стали приорство Сен-Жиль в Провансе и несколько командорств, расположенных в Шампани и Аквитании. В начале XIV века функционировало 30 приорств во Франции, Испании, Португалии, Италии, Англии, Ирландии, Германии, Чехии, Венгрии и даже в далекой Польше. Земли в национальных братствах сдавались в аренду лицам, обязавшимся ежегодно платить налоги за пользование землей.

Приораты состояли из командорств и объединялись в судебные округа (бальяжи). Судьи (бальи) могли быть капитульскими, монастырскими и «бальи по милости» (почетными). Управляющие командорств именовались наставниками (командорами). Они распоряжались недвижимым имуществом ордена и являлись руководителями воспитательных учреждений. Эти должности давались за особые заслуги. Командоры подчинялись великим приорам, приорам и провинциалам .

Руководитель ордена великий магистр -- избирался пожизненно; выборы проходили в течение трех дней после смерти предшественника. Глава имел решающий голос по всем вопросам, осуществлял все назначения на должности и присваивал почетные звания. При условии открытой вакансии великий магистр выделял владение (магистральное командорство) наиболее выдающемуся рыцарю, получая налоги в личное распоряжение.

Верховную власть осуществлял священный капитул, собиравшийся великим магистром один раз в 3 года. Капитулу подчинялся постоянный совет, состоявший из верховного руководителя, восьми столпов, провинциальных приоров и капитульских бальи. Восемь главных сановников ордена (пилиеры, или столпы наций) выбирались из монастырских бальи. Великий магистр руководил советом и капитулом совместно с правителями (столпами) наций Прованса, Оверни, Франции, Арагона, Кастилии, Италии, Англии, Германии.

Почетную должность казначея занимал великий командор (столп Прованса), являвшийся одновременно первым помощником великого магистра. Выбор именно этой французской провинции обусловлен мнением о провансальском происхождении Герарда -- основателя ордена.

· Великий госпитальер (гостеприимник) -- столп Франции -- нес ответственность за госпитали, в частности за лекарей, надлежащий уход и приобретение медикаментов.

· Великий консеватор (драпиер) -- столп Арагона -- был интендантом, осуществляющим контроль за ежегодными выплатами рыцарям на их личные нужды.

· Великий канцлер -- столп Кастилии -- отвечал за иностранные дела, подготавливал соглашения, декреты, решения правителей, подписывал их вместе с великим магистром. Кроме того, он руководил государственным архивом.

· Великий адмирал -- столп Италии - командовал офицерами и рядовым составом экипажей, наемниками, служащими на кораблях. Он осуществлял надзор за всем судами флота, но снабжение вооруженных сил осуществлял с Великим командором.

· Великий маршал -- столп Оверни -- командовал пехотой, был председателем третейского суда, разрешавшим разногласия между рыцарями.

· Туркополиер -- столп Англии -- командовал кавалерией, караульными войсками и вспомогательными силами ордена.

· Великий бальи -- столп Германии -- отвечал за строительство и сохранность оборонительных сооружений, обеспечение армии боеприпасами и продовольствием.

· Главный санитар (инфермерарий) появился в XV веке и считался наиболее почетной должностью .

Разделение высших постов между представителями различных наций позволяло достичь концентрации сил в нужной ситуации, что способствовало усилению ордена, его процветанию и независимости от светских князей.

В 1448 году Папа Николай V признал полную юрисдикцию ордена над его территорией, независимость от Папы Римского в вопросах управления и финансах. Понтифик подтвердил право обмена посольствами с другими государствами, международно-правовую свободу договоров и действий, право чеканить монету и взимать налоги. Более того, великий магистр стал независимым, свободным князем с огромным набором соответствующих привилегий и почестей. Эти права подтверждались Папами Пием II и Иннокентием VIII.

В усилении влияния ордена значительную роль сыграли господство на Родосе, постоянно демонстрировавшее его двойственную природу: братство одновременно было международной светской и религиозной организацией. Это обстоятельство изначально определяло особое положение, которое орден сохранил до настоящего времени. Во многом, подчиняясь папе, рыцари были совершенно самостоятельны в политических и светских вопросах.

Несмотря на ликвидацию орденов тамплиеров и госпитальеров, другие духовно-рыцарские ордена продолжают свою активную военную деятельность. В то самое время, когда во Франции шел суд над тамплиерами, госпитальерами, вытесненные из Палестины, переносят свою штаб-квартиру на о. Родос. С этого времени начинается двухсотлетний период их активных боевых действий в защиту острова. С потерей Родоса в 1522 году штаб-квартира ордена переносится на о. Мальту, после чего орден получает название Мальтийского. Все это время, вплоть до XVIII века орден госпитальеров продолжает оставаться могущественной и весьма активной военной организацией. Более того, он является главным военным форпостом в борьбе христианских государств с Османской империей. В рядах госпитальеров служат опытные, закаленные в боях воины. Орден располагает мощным военным флотом, который ведет активные боевые операции против турок на всем Средиземноморье.

Эта живучесть ордена не может не вызывать удивления у историка. В то время как Тевтонский орден и испанские духовно-рыцарские ордена в XVI веке претерпевают коренные преобразования, госпитальеры не только формально сохраняют свой устав, но и деле продолжают традиции Крестоносного движения. У меня нет возможности описывать всю историю Мальтийского ордена, хотя она очень интересна и многогранна. Мы коснемся только той истории, которая связывает Мальтийский орден с историей России и именем императора Павла I. Век просвещения и появление масонства оказали влияние и на Мальтийский орден. Эти новые веяния усилили недовольство рыцарей старым режимом. Магистры все чаще ссорились с епископами, папскими инквизиторами и представителями мальтийского населения и клира. Прекрасно управляемые поместья и леса трех французских провинций поставляли половину иностранных доходов ордена, что обеспечивало французам первые места в администрации. По мере того как военные функции ордена сводились к нулю, а доходы таяли, орден пытался принимать отчаянные меры- союзы с американцами, русскими и англичанами, основание эфиопской компании, создание польского приорств, покупку поместий в Канаде, приобретение Корсики, в 1651 году орден купил три острова в Карибском море, но уже в 1665 году должен был их продать.

В 1775 году на Мальте вспыхнуло восстание под руководством местного мальтийского духовенства, которое было поддержано сельским населением, доведенным до нищеты дурным управлением.

Великий магистр Роган (1775-1797) прилагал все усилия для того, чтобы поднять угасший воинский дух в ордене, усовершенствовать администрацию и суд, увеличить доходы. В 1776 году он в последний раз созвал высшее законодательное учреждение ордена - генеральный капитул, которым в 1779 году был издан кодекс законов Мальтийского ордена. Но старания Рогана пропали даром. В 1792 году Национальная ассамблея Франции конфисковала французское имущество ордена, а 12 июня 1798 года Мальта без боя сдалась Наполеону. Из бывших тогда на острове трехсот тридцати братьев двести были французами, и многие из них были готовы к сопротивлению, но госпитальеры испанцы отказались сражаться, твердого военного руководства не было, а магистр побоялся предпринимать какие - либо решительные меры, опасаясь народных беспорядков.

После сдачи острова рыцари обвинили магистра Фердинанда фон Гомпеша в измене и сместили его с должности. 16 декабря того же года великим магистром был избран российский император Павел, и резиденция ордена была перенесена в Санкт-Петербург, после чего в Кронштадте начали снаряжать флот для возвращения Мальты. Однако после смерти Павла Александр отказался от звания великого магистра, а потом и вовсе упразднил орден на российской земле. Постепенно орден стал терять свои земли и в других странах, и в 1834 году капитул ордена был перенесен в Рим. С тех пор судьба Мальтийского ордена тесно связана с историей папского престола.

С потерей о. Мальты госпитальерами завершается фактически и история крестоносного движения. Крестовые походы уходят в прошлое вместе со Старым режимом - европейской системой королевского правления, - на разрушение которого и была направлена Великая французская революция. Символично то, что госпитальеров с Мальты изгоняет не кто-нибудь, а именно Наполеон Бонапарт - будущий французский император, который правил, опираясь уже не на дворянство и духовенство, а на совершенно новые Национальные структуры, созданные в ходе Французской революции.

Рыцарские Ордена в истории довольно интересное явление. С одной стороны истории о них окутаны романтизмом и мистикой, а с другой – различного рода бесчинствами и варварством. Известно, что с 1100 по 1300 годы в Европе образовалось 12 рыцарских духовных орденов, однако наиболее жизнеспособными и известными оказались три ордена. Это орден тамплиеров, госпитальеров и Тевтонский орден. В данной статье рассмотрим их подробнее и постараемся восполнить пробелы в данной тематике.

Орден Тамлиеров

Официально этот орден назывался «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона», но в Европе был более известен как Орден рыцарей Храма. Его резиденция находилась в Иерусалиме, на месте, где, по преданиям, был расположен храм царя Соломона (tample - храм (франц.). Самих же рыцарей называли храмовниками. Создание ордена было провозглашено в 1118-1119 гг. девятью французскими рыцарями во главе с Хуго де Пейнсом из Шампани. Девять лет эти девять рыцарей хранили молчание, о них не упоминает ни один хронист того времени. Но в 1127 г. они возвратились во Францию и заявили о себе. А в 1128 г. церковный Собор в Труа (Шампань) официально признал орден.

На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, что должно было говорить о бедности и о братстве. Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом.

Целью его членов было «по возможности заботиться о дорогах и путях, а особенно об охране паломников». Устав запрещал любые светские развлечения, смех, пение и т.д. Рыцари должны были дать три обета: целомудрия, бедности и послушания. Дисциплина была жёсткой: «Каждый совершенно не следует собственной воле, но более заботится о том, чтобы повиноваться приказывающему». Орден становится самостоятельной боевой единицей, подчиняющейся только Великому магистру (им сразу был провозглашён де Пейнс) и Папе римскому.

С самого начала своей деятельности тамплиеры приобретают большую популярность в Европе. Во-преки и одновременно благодаря обету бедности орден начинает накапливать большие богатства. Каждый вступающий безвозмездно приносил в дар ордену своё состояние. Крупные владения орден получил в подарок от французского короля, английского короля, знатных сеньоров. В 1130 г. тамплиеры уже располагают владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, а к 1140 г. - и в Италии, Австрии, Германии, Венгрии и в Святой земле. К тому же храмовники не только охраняли паломников, но и считали своим прямым долгом нападать на торговые караваны и грабить их.

Тамплиеры к XII в. стали обладателями неслыханных богатств и владели не только землями, но и верфями, портами, имели мощный флот. Они ссужали деньги обедневшим монархам и тем самым могли влиять на государственные дела. Кстати, именно тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы и банковские чеки.
Рыцари Храма поощряли развитие науки, и не мудрено, что многие технические достижения (например, компас) оказывались в первую очередь у них в руках. Искусные рыцари-хирурги врачевали раненых - это была одна из обязанностей ордена.

В XI в. тамплиерам как «храбрейшим и опытнейшим в ратном деле людям» была дарована крепость Газа в Святой земле. Но заносчивость принесла немало вреда «воинам Христовым» и явилась одной из причин поражения христиан в Палестине. В 1191 г. рухнувшие стены последней обороняемой тамплиерами крепости Сен-Жан-д’Акр погребли не только храмовников и их Великого магистра, но и славу ордена как непобедимого воинства. Тамплиеры перебрались из Палестины сначала на Кипр, а затем окончательно в Европу. Огромные земельные владения, мощные финансовые средства и наличие рыцарей ордена среди высоких сановников заставляло правительства Европы считаться с тамплиерами и часто прибегать к их помощи в качестве третейских судей.
В XIII в., когда Папа объявил крестовый поход против еретиков - катаров и альбигойцев, тамп-лиеры, опора католической церкви, чуть ли не открыто выступили на их стороне.

В своей гордыне тамплиеры возомнили себя всемогущими. В 1252 г. английский король Генрих III, возмущённый их поведением, пригрозил храмовникам конфискацией земельных владений. На что Великий магистр ответил: «Пока Вы творите справедливость, Вы будете править. Если же Вы нарушите наши права, то вряд ли останетесь королём». И это была не простая угроза. Орден мог это сделать! Рыцарями-храмовниками были многие влиятельные люди в королевстве, а воля сюзерена оказалась менее священна, чем клятва верности ордену.

В XIV в. король Франции Филипп IV Красивый решил избавиться от строптивого ордена, который за неимением дел на Востоке начал вмешиваться, и очень активно, в государственные дела Европы. Филиппу совсем не хотелось оказаться на месте Генриха Английского. К тому же королю было не-обходимо решить свои финансовые проблемы: он задолжал тамплиерам огромные деньги, а отдавать их совсем не хотелось.

Филипп пошёл на хитрость. Он попросил принять его в орден. Но Великий магистр Жан де Мале вежливо, но твёрдо отказал ему, поняв, что король хочет в будущем занять его место. Тогда Папа римский (которого посадил на престол Филипп) предложил ордену тамплиеров объединиться с вечными соперниками - госпитальерами. В таком случае независимость ордена была бы утрачена. Но магистр опять отказался.

Тогда в 1307 г. Филипп Красивый приказал тайно арестовать всех тамплиеров на территории королевства. Их обвинили в ереси, в служении дьяволу и в колдовстве. (Этому дали повод таинственные обряды посвящения в члены ордена и последующее сохранение тайны его деяний.)

Семь лет длилось следствие. Под пытками храмовники признались во всём, но во время публичного суда отреклись от своих показаний. 18 марта 1314 г. Великого магистра де Мале и приора Нормандии сожгли на медленном огне. Перед смертью великий магистр проклял короля и Папу римского: «Папа Климент! Король Филипп! Не пройдёт и года, как я призову вас на суд Божий!» Проклятие сбылось: Папа умер через две недели, а король - осенью. Скорее всего их отравили хра-мовники, искусные в изготовлении ядов.

Хотя Филиппу Красивому не удалось организовать преследование тамплиеров во всей Европе, бы-лое могущество храмовников было подорвано. Остатки этого ордена так и не смогли объединиться, хотя его символику продолжали использовать. Христофор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров: белым полотнищем с красным восьмиконечным крестом.

Официальное название - «Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского» (gospitalis - гость (лат.); первоначально слово «госпиталь» означало «странноприимный дом»). В 1070 г. в Палестине купцом Мауро из Амальфи был основан госпиталь для паломников к святым местам. Постепенно там образовалось братство для ухода за больными и ранеными. Оно крепло, увеличивалось, начало оказывать достаточно сильное влияние и в 1113 г. было официально признано Папой в качестве духовно-рыцарского ордена.

Рыцари принимали три обета: бедности, целомудрия и послушания. Символом ордена стал вось-миконечный белый крест. Первоначально он находился на левом плече чёрной мантии. У мантии были очень узкие рукава, что символизировало отсутствие свободы у инока. Позднее рыцари стали носить красное одеяние с нашитым на груди крестом. В ордене были три категории: рыцари, капелланы и служащая братия. С 1155 г. во главе ордена становится Великий магистр, которым был провозглашён Раймонд де Пюи. Для принятия важнейших решений собирался генеральный капитул. Члены капитула отдавали Великому магистру кошель с восемью динариями, что должно было сим-волизировать отказ рыцарей от богатства.

Первоначально главной задачей ордена был уход за больными и ранеными. В главном госпитале в Палестине размещалось около 2 тыс. коек. Рыцари раздавали безвозмездную помощь беднякам, устраивали для них три раза в неделю бесплатные обеды. Госпитальеры располагали приютом для подкидышей и грудных младенцев. Для всех больных и раненых были одинаковые условия: одежда и пища одного качества вне зависимости от происхождения. С середины XII в. главной обязанностью рыцарей становится война с неверными и охрана паломников. Орден уже располагает владениями в Палестине и Южной Франции. Иоанниты начинают так же, как и тамплиеры, приобретать большое влияние в Европе.

В конце XII в., когда христиан выбили из Палестины, иоанниты обосновались на Кипре. Но это положение мало устраивало рыцарей. И в 1307 г. Великий магистр Фалькон де Вилларет повёл иоаннитов на штурм острова Родос. Местное население, боясь потерять свою независимость, яростно сопротивлялось. Однако через два года рыцари окончательно укрепились на острове и создали там сильные оборонительные сооружения. Теперь госпитальеры, или, как их стали называть, «родосские рыцари», стали форпостом христиан на Востоке. В 1453 г. пал Константинополь - Малая Азия и Греция полностью оказались в руках турок. Рыцари ожидали нападения на осжров. Оно не замедлило последовать. В 1480 г. турки атаковали остров Родос. Рыцари выстояли и отбили нападение. Иоанниты просто «мозолили султану глаза» своим присутствием у самых его берегов, мешая хозяйничать на Средиземном море. Наконец терпение турок истощилось. В 1522 г. султан Сулейман Великолепный поклялся изгнать христиан из своих владений. Остров Родос осадила 200-тысячная армия на 700 кораблях. Иоанниты держались три месяца, прежде чем Великий магистр Вилье де Лилль Адан сдал свою шпагу султану. Султан, уважая мужество противников, отпустил рыцарей и даже помог им с эвакуацией.

У иоаннитов почти не было земель в Европе. И вот защитники христианства прибыли к берегам Европы, которую они столь долго обороняли. Император Священной Римской империи Карл V предложил госпитальерам для проживания Мальтийский архипелаг. Отныне рыцари-госпитальеры стали называться Орденом мальтийских рыцарей. Мальтийцы продолжили свою борьбу с турками и морскими пиратами, благо орден располагал своим флотом. В 60-х гг. XVI в. Великий магистр Жан де ла Валлетт, имея в своём распоряжении 600 рыцарей и 7 тыс. солдат, отразил нападение 35-тысячной армии отборных янычар. Осада длилась четыре месяца: рыцари потеряли 240 кавалеров и 5 тыс. солдат, однако отбились.

В 1798 г. Бонапарт, отправляясь с армией в Египет, взял штурмом остров Мальта и изгнал оттуда мальтийских рыцарей. В очередной раз иоанниты оказались бездомными. На этот раз они нашли приют в России, императора которой, Павла I, они провозгласили в знак благодарности Великим магистром. В 1800 г. остров Мальта был захвачен англичанами, которые не собирались возвращать его мальтийским рыцарям.

После убийства Павла I заговорщиками у иоаннитов не было Великого магистра и постоянной штаб-квартиры. Наконец, в 1871 г. Великим магистром был провозглашён Жан-Батист Чесчиа-Санта-Кроче.

Уже с 1262 г., чтобы вступить в орден госпитальеров, необходимо было иметь благородное проис-хождение. Впоследствии существовали две категории вступающих в орден - рыцари по праву рож-дения (cavalieri di giustizzia) и по призванию (cavalieri di grazzia). В последнюю категорию попадают люди, которые не должны представлять доказательств благородного происхождения. Им достаточно было доказать, что их отец и дед не были рабами и ремесленниками. Также в орден принимались мо-нархи, доказавшие свою верность христианству. В Мальтийском ордене могли состоять и женщины. Великие магистры выбирались только из рыцарей благородного происхождения. Великий магистр был почти что суверенным государем о. Мальта. Символами его власти являлись корона, «кинжал веры» - меч и печать. От Папы римского Великий магистр получил звание «стража иеруса-лимского двора» и «блюстителя рати Христовой». Сам же орден назывался «Державным орденом св. Иоанна Иерусалимского».

Рыцари имели определённые обязанности перед орденом - они не могли покинуть казармы без разрешения Великого магистра, проводили в общей сложности 5 лет в конвенте (общежитии, точнее - казарме рыцарей) на о. Мальта. Рыцари должны были проплавать на кораблях ордена не менее 2,5 лет - эта обязанность называлась «караван».

К середине XIX в. Мальтийский орден превращается из военной в духовно-благотворительную корпорацию, коей остаётся и поныне. Резиденция мальтийских рыцарей сейчас находится в Риме.

Крест Мальтийского ордена служил с XVIII в. одной из высших наград в Италии, Австрии, Пруссии, Испании и в России. При Павле I он назывался крестом Св. Иоанна Иерусалимского.

В XII в. в Иерусалиме существовал госпиталь (странноприимный дом) немецкоязычных паломников. Он и стал предшественником Тевтонского ордена. Первоначально тевтонцы занимали подчинённое положение по отношению к ордену госпитальеров. Но затем в 1199 г. Папа римский утвердил устав ордена, а Генрих Вальпот был провозглашён Великим магистром. Однако лишь в 1221 г. на тевтонцев распространились все привилегии, которые имели и другие, старшие ордена тамплиеров и иоаннитов.

Рыцари ордена давали обеты целомудрия, послушания и бедности. В отличие от других орденов, рыцари которых были разных «языков» (национальностей), Тевтонский орден в основном состоял из немецких рыцарей.
Символами ордена были белый плащ и простой чёрный крест.

Тевтонцы очень быстро оставили свои обязанности по охране паломников и лечению раненых в Па-лестине. Любые попытки вмешательства тевтонцев в дела мощной Священной Римской империи были пресечены. Раздробленная же Германия не давала возможности развернуться, как это сделали тамплиеры во Франции и Англии. Поэтому Орден стал заниматься «благой деятельностью» - огнём и мечом нести слово Христово в восточные земли, предоставив сражаться за гроб Господень другим. Земли, которые завоёвывали рыцари, становились их владением при верховной власти ордена. В 1198 г. рыцари стали основной ударной силой крестового похода против ливов и покорили Прибалтику, в начале ХШ в. основав г. Ригу. Так образовалось государство Тевтонского ордена. Далее, в 1243 г. рыцари покорили пруссов и отобрали у Польского государства северные земли.

Существовал ещё один немецкий орден - Ливонский. В 1237 г. Тевтонский орден объединился с ним и решил двинуться на завоевание северных русских земель, расширяя свои границы и укрепляя влияние. В 1240 г. союзники ордена - шведы потерпели сокрушительное поражение от князя Александра Ярославича на Неве. А в 1242 г.
та же участь постигла и тевтонцев - погибло около 500 рыцарей, а 50 было взято в плен. План присоединения русской территории к землям Тевтонского ордена потерпел полный крах.

Тевтонские Великие магистры постоянно опасались объединения Руси и любыми способами пы-тались этому помешать. Однако на их пути стал мощный и опасный враг - Польско-Литовское го-сударство. В 1409 г. между ним и Тевтонским орденом вспыхнула война. Объединённые силы в 1410 г. в битве при Грюнвальде разбили тевтонских рыцарей. Но на этом несчастья Ордена не закончились. Великий магистр ордена, как и у мальтийцев, являлся суверенным государем. В 1511 г. им стал Альберт Гогенцоллерн, который, будучи «добрым католиком», не поддержал Реформацию, борющуюся против католической церкви. А в 1525 г. он провозгласил себя светским государем Пруссии и Бранденбурга и лишил орден как владений, так и привилегий. После такого удара тевтонцы уже не оправились, и орден продолжал влачить жалкое существование.

В XX в. германские фашисты превозносили прежние заслуги ордена и его идеологию. Они ис-пользовали и символику тевтонцев. Вспомните, железный крест (чёрный крест на белом фоне) - важная награда «третьего рейха». Однако самих членов ордена преследовали, видимо, как не оправдавших доверия. Тевтонский орден существует в Германии и по сей день.