Вид восточной поэзии сканворд 6 букв. Основные жанры восточной поэзии

Кроме рубаи, описанного выше, существует ещё несколько специфических восточных разновидностей строф.

Газель (газелла)- вид моноримического лирического стихотворения в восточной поэзии. Состоит обычно из 5-12 бейтов (двустиший). Схема рифмовки: aa ba ca da ….От газели получили развитие другие традиционные формы персидского стиха.

Хмельная, опьяненная, луной озарена,
В шелках полурасстёгнутых и с чашею вина.

Лихой задор в глазах ее, тоска в изгибе губ,
Хохочущая, шумная, пришла ко мне она.

Пришла и села, милая, у ложа моего:
«Ты спишь, о мой возлюбленный? Взгляни-ка: я пьяна!»

Да будет век отвергнутым самой любовью тот,
Кто этот кубок пенистый не осушит до дна.
(Хафиз, пер.И.Сельвинского)

В переднем бейте часто упоминается поэтическое имя (тахаллус) автора. Количество строк в газели всегда четное. Эта форма, как и другие формы восточной лирической поэзии, не привилась на русской почве и является лишь опытом поэтической стилизации.

В другой трактовке газель представляется как трёхстишие, где два равных отрезка имеют одну рифму, затем вдвое больший отрезок имеет ту же рифму (трактовка Валерия Брюсова). В таком виде газель весьма похожа на рубаи.

В моей песне ревнивый страх.

Испугалась газель в горах.

Два прыжка, разбег, а потом будто крылья на легких ногах.

Разновидностью газели является тарджибанд , широко распространённый в восточной поэзии. Схемы рифмовки аа, ва, са…хх . Тарджибанд завершается связывающим бейтом с парной рифмой

Касыда (кассида)- тоже разновидность газели, длинное моноримическое стихотворение, в котором рифмуются первые две строки, а дальше - через строку. По системе рифмовки касыда похожа на газель, но газель - короткое стихотворение. В трактовке Валерия Брюсова касыда имеет на всём протяжении одну рифму, но лично я с этим не согласен.

Муссадас - стихотворная форма в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока, состоящая из 4-10 шестистишных строф и применяемая обычно в стихотворениях философского характера. Строфа делится на две неравные части в четыре и в два стиха; каждый стих делится цезурой на полустишия, причем первые полустишия имеют общую внутристрофную рифму, вторые же - заканчиваются редифом. В первой строфе - один и тот же редиф во всех шести стихах, в последующих строфах он стоит только в заключительном двустишии, обычно повторяющем последнее двустишие первой строфы (дословно или с некоторыми вариациями). Четверостишия же второй и следующих строф имеют свою внутреннюю рифму и свой редиф.

Не думай о нашем страданьи, всему наступит конец.
В груди удержи рыданья, слезам наступит конец,
Придет пора увяданья, цветам наступит конец.
В душе не храни ожиданья - душе наступит конец.
Мне чашу подай, виночерпий, всему наступит конец.
Нас сгложут могильные черви - всему наступит конец.

(Видади Молла, пер. К. Симонова)

Сродни муссадасу такой тип, как мусамман . По сути, это тот же муссадас, но состоящий не из шестистиший, а из восьмистиший.

Мухаммас - строфическая форма в поэзии Ближнего и Среднего Востока. В каждой строфе 5 стихов. Стихи первой строфы имеют общую рифму или общий редиф. Вторая и последующие строфы имеют свою рифму 167или редиф для всех строк, кроме конечной, которая обязательно завершается рифмой или редифом первой строфы (а иногда - повторяет последний стих первой строфы целиком).

Сон видала: плыл рекою в клетке тесной молодец.
С чудной речью соловьиной неизвестный молодец.
Ах, откуда он, тот стройный, тот прелестный молодец?
Чтобы сжечь меня, явился в поднебесной молодец.
Захватил мою он душу, тот чудесный молодец!

Истоки и исторические особенности формирования своеобразия жанров: рубаи (робаги), газель (гэзэль), касыда, маснави (месневи), кит"а (китга) и т.д.

Бейт как единица стиха, один из видов поэтической строфы. Двустишие любого поэтического произведения. Бейт в арабоязычной, персоязычной и тюркоязычной письменной поэзии.

Рубаи (робаги) как лирическая форма в поэзии Ближнего Востока. Схема рифмовки, философское или любовное содержание рубаи. Применение рубаи в персоязычной, арабоязычной, тюркоязычной (в том числе и в башкирской) поэзии.

Газель (арабск.) как стихотворная форма лирической поэзии у народов Ближнего и Среднего Востока, а так же и в некоторых литературах Индии и Пакистана. Истоки жанровой формы газель (VII в.). Пейзажный и любовный характер газели. Исполнение газели под аккомпанемент струнного инструмента. Количество бейтов в газели (с XI века). Проникновение формы газели в европейскую, в частности, немецкую поэзию (И.Гете, Ф.Боденштед, А.Платен и т.д.). Опыты газели в русской поэзии (А.Фет, В.Брюсов, В.Иванов, М.Кузьмин, А.Пушкин и др.). Газель в тюркоязычной поэзии народов Средней Азии, а также и в творчестве башкирских поэтов (М.Гафури, С.Кудаш и т.д.).

Касыда (арабск.) как жанровая форма одической, панегирической поэзии. Схожесть системы рифмовка в газели и касыде. Количество бейтов в касыде. Структурные части касыды - матла (заглавный бейт), насиб (посвящение, введение), гурезгох (переходные бейты), касд (цель касыды), макта (заключение). Применение касыды в творчестве классиков башкирской поэзии. Виды касыд: марсия (траурная), хаджвия (сатирическая), мадхия (хвалебная).

Маснави как жанровая форма эпической поэзии в арабо-персо-тюркоязычной литературе. Двоякое значение маснави - большая эпическая форма ("Шах-намэ", хамса-пятерицы и т.д.) и стихотворная форма со "сдвоенной" внутренней рифмой. Схемы рифмовки: аа бб вв... Традиции маснави в башкирской эпической литературе.

Кит"а (китга) как миниатюрная поэтическая форма, поэтический фрагмент ("китга" – букв. "материк") философского или дидактического характера. Китга монорим (как газель и касыда), жанр поэтической импровизации, жанр испытания молодых и новых поэтов.

Китга в башкирской поэзии ("Китга" Ш.Бабича).

Диван (перс. «книга», «собрание») - сборник прозаический и стихотворный в древности и в раннем средневековье. Более четкие очертания термина "диван" в XI-XIII веках. Строгая последовательность жанровых форм в диване: касыда, газель, китга, робаи и т.д. Диван в литературах других народов. "Западно-восточный диван" И.Гете. Диван в значении собрания, союза, объединения и т.д. Объединение средневековых придворных поэтов в диван, поэтические школы как следствия объединений писателей - диванов.

Эпические (прозаические) жанровые формы Восточной литературы - дастан, кисса, хикаят, латифа, макам, масал, нэсэр, тамсил и др.

Дастан (фарсы) - как эпический жанр в литературах Ближнего и Среднего Востока, Средней и Юга-Восточной Азии. Содержание, структура, стилевые особенности дастана, синтез разных жанровых (письменной литератур и фольклора) форм; дастан как "Сказочный роман" ("Семь приключений Хотема").

Прозаические и стихотворные дастаны. Дастан как романтические эпопейные поэмы-маснави ("Хосров и Ширин", "Тахир и Зухра" и др.).

Дастанные фольклорные циклы как "Короглу", "Алпамыш" и др. Приемы гиперболизации, идеализации героя в дастане, преобладание любовно-романтических сюжетных линий, фантастических, приключенческих ситуаций.

Кисса (арабск. –«обстоятельство», «факт», «легендарное») - как сказочная, романтическая жанровая форма прозы между дастаном и хикаятом. Любовная интрига, переданная путем изобретения сети приключений и фантастических сюжетных ходов. Наличие географических и временных координат в кисса. Богатство и разнообразие поэтики кисса - динамичность сюжета, своеобразие композиционных приемов, поэтичность и яркость авторской поэтической речи, занимательность. Любовно-романтическая кисса "Рассказ о Малике Нушафарин Гаухарташ и ее невероятных приключениях".

Хикайат (хикаят; арабск. – «повествование») как малая эпическая форма. Значение хикайат. Возникновение хикайат на основе сюжетных мотивов древнеиндийских эпосов, на сюжеты арабских и иранских легенд и преданий. Коранические мотивы в хикайате (X в.). Хикайат - анонимное книжное прозаическое произведение в литературах классического периода (XI-XVIII вв.).

Хикайат как романтический рассказ в арабо-персо-тюркоязычных литературах (ХIХ-ХХ вв.).

Жанр хикайат в башкирской литературе.

Нэсэр (арабск. – «проза», в знач. россыпи в отличие от поэтич. слога) как небольшое прозаическое произведение лирико-патетического содержания. Близость эмоциональностью и внутренней ритмикой к стихотворной речи. Обновление жанра нэсэр в 20-х годах XX века в башкирской литературе для прославления революции. (И.Насыри, Д.Юлтый и др.).



Латифа (арабск. букв.- «шутка», «острота») - небольшой рассказ или анекдот устной и письменной литературы народов Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии. Латифа о Ходже Насретдине, о Кэмине, Хакани и т.д. Сборник латифа "Ожерелье анекдотов и блестки повествований" (XIII в.) Мохаммеда Ауфи, "Занимательные рассказы о разных людях" (XVI в.) Али Сафи и др.

Масал (мэсэл; "басня") - жанр дидактической литературы с драматической композицией аллегорического характера. Образы животного мира и вещей как основные герои масал. Смысл определения басни (масал) В.Г. Белинским как "маленьких комедий". Комизм, мотивы социальной критики в масал. Истоки масал - древнеиндийские "Панчатантра", впоследствии - арабская "Калила и Димна" (VIII в.) и т.д. Масал в истории башкирской литературы.

Тамсил (тэмсил; арабск. – «уподобление») как миниатюрный аллегорический жанр; вид масал. Изображение жизненных ситуаций, социально-общественных явлений через условные, аллегорические образы (животного мира, вещей и т.д.) Тамсил в башкирской литературе (М.Гафури, Ш.Бабич, С.Исмагилов и др).

Назира (арабск. – «ответ»). Своеобразная жанровая форма - спор-состязание в Восточной литературе. Поэтическое, литературное состязание, ответ - спор путем подражания "образной системе, поэтической структуре к произведениям предыдущих, как правило, классических поэтов. Иногда форма назира - средство литературной борьбы, соперничества (с XI века.). Форма назира по отношению к хамсе (пятерице) Низами Ганджави (XII в.). Становление жанровой формы назира в творчестве Амира Хосрова Дихлави, Абдурахмана Джами, Алишера Навои, Мухаммада Физули и др., писавишх назира на хамса Низами Ганджави.

Жанровая форма назира в башкирской литературе. "Железная дорога" Р.Нигмати как назира на "Железную дорогу" Н.А.Некрасова.

Экономический, политический подъем государства Саманидов, рост национального самосознания и повышение интереса к прошлому. Идея объединения освобождающихся от арабского ига народов. Попытки письменного обобщения истории народа, синтез жанровых форм летописи - хроник и "Книги владык" , циклизация мифов, сказаний, легенд и преданий. "Книга царей" Дакики - первый поэтический иранский свод после Масгуди, начавший историю с возникновения зороастризма, включавший ряд сказаний и повествование об Исфандияре (около тысячи бейтов). X век - время появления авторской эпопеи об истории иранских шахов с мифических времен до реальных событий VII века нашей эпохи - "Шах-намэ" Фирдоуси.

Фирдоуси и его "Шах-намэ"

Фирдоуси (Абуль-Касим Туси) род. между 934-941 - умер ок. 1025. Жизненный путь и начальное творчество. Стенания поэта в "Шах-намэ" о материальных трудностях, лишениях. Годы работы Фирдоуси над огромной эпопеей "Шах-намэ" (от двадцати до тридцати пяти). Разложение сильного, централизованного Саманидского государства, вдохновляющего Фирдоуси к созданию "Шах-намэ". Невостребованность произведения. Создание нового варианта с посвящением правителю Газны Махмуду, положившему начало тюркской династии Газневидов.

Несоответствие государственной идеологии тюрков Газневидов и основной идеи эпопеи "Шах-намэ", возвеличивающей иранскую историю. Недооценка султаном Махмудом Газневи достоинств эпопеи. Сатира Фирдоуси на Махмуда. Скитания Фирдоуси на чужбине. Смерть Фирдоуси (ок. 1013-1030 гг.) и похороны его как еретика-шиита вне мусульманского кладбища.

Сложная поэтическая структура "Шах-намэ". Хроникальная последовательность истории пятидесяти царей: мифологических, героико-былинных, исторических. ("Шах-намэ" - книга шахов).

Основная идея "Шах-намэ" - возвеличивание прошлого народа и его героическая борьба за свободу. Образ родины в "Шах-намэ". Образы народных богатырей Рустама, Сиявуша; идеальных царей - Джамшида, легендарного Кай-Хосрова, Александра Македонского, исторического Хосрова I Ануширвана и др. Гражданская мужественность Фирдоуси в условиях средневековья в объективном изображении народных восстаний - реальных и мифологических: антифеодальное движение Маздака, эпизод борьбы Кузнеца Каве против тирана Зоххака и т.д. Отражение социальной утопии эпохи. Социальная утопия Фирдоуси об идеальном государе и справедливом государстве. Роль разума, мудрости в формировании справедливости. Деятельность человека и проблемы рока, судьбы.

Борьба противоположностей - сил света и добра против сил мрака, по Фирдоуси, сущность исторического процесса и развития. Вражда нечистых сил и людей, туранцев и иранцев, зороастрийцев и мусульман, иранцев и арабов и т.д. Внутренняя борьба (сомнения) в душе у отдельных героев эпопеи. Утверждение Фирдоуси идеи победы добра над злом.

Бог, религия в мировоззрении Фирдоуси. Роль предопределения, рока в судьбах героев Фирдоуси (Исфандияр, Рустам и др.). Гуманизм, человеколюбие - центральная идея эпопеи.

Изображение образов женщин в эпопеи "Шах-намэ" (Гурдафарид, Рудабе, Судабе и т.д.). Многообразие и многоликость характеров.

Сложная стилевая природа эпопеи. Синтез традиций изустной и письменной литератур, ораторского искусства; синкретизм эпических и лирических жанровых форм; словесные споры, диалоги, обращения, речи царей; деление на главы, хроникальность, последовательность изложения и т.д.

Многообразие разнозначного материала (мифологического, реального, исторического и т.д.), вставных эпизодов, отдельных историй и цельность сюжетно-композиционной структурной поэтики эпопеи.

Значение "Шах-намэ" в развитии художественно-исторической мысли и эпической литературы последующих периодов.

Ираноязычная литература XI - начала ХШ веков. Профессиональная литература

Централизация Газневидского и Сельджукидского государств и развитие литературы XI - начала XIII веков. Многообразие содержания и форм. Основные жанровые и стилевые тенденции фарсыязычной литературы ХI-ХIII веков. Формирование жанровой формы хамса-пятерицы (Низами, XII век). Развитие любовной и философской лирики. Особенности касыды и газели, их классические черты. Демократизация языка литературы, жизненность и фольклорные традиции. Особенности проблемы соотношения морального и эстетического, (адаб - этика, эдэбиэт - литература). Рудаки, Санаи, Фирдоуси, Низами, Саади, Джами, Руми - мастера гибкой, тонкой морали, высокой художественности.

Основные направления фарсыязычной литературы ХI- ХIII веков. Придворная и непридворная (еретическая и вольнодумная) литературы. Отражение классовых противоречий в литературе и зачатки литературных направлений, школ. Усиление еретических и вольнодумных тенденций.

Общественно-исторические условия формирования придворной (профессиональной) литературы. Придворные поэты (работающие при дворах правителей). Особая организация поэтов (прообраз современного Союза писателей) - диван (собрание). Принцип ремесленного цеха в организации дивана. Ступени восхождения молодого поэта в диване. Необходимость изучения основных наук своего времени - философии, астрономии, астрологии, истории, медицины, теории стихосложения, терминологии богословия и т.д.; знания наизусть десятков тысяч стихов предыдущих поэтов. Традиции сочинения подражательных (остазу) стихов, как испытание мастерства молодого поэта. Следующая ступень - индивидуальные стихи, профессионализм. Глава дивана - мастер "цеха", остаз - "царь поэтов" - цензор, законодатель творчества поэтов этой организации. Единые требования для всех поэтов, преемственность традиций и формирование при дворах самостоятельных творческих направлений, школ.

Газневидская школа. Развитие литературы в период тюрка Махмуда Газневида (999-1030 гг.). Унсури - "царь поэтов" газневидской школы, придворный певец. Любовная лирика Унсури; традиции Рудаки и поэтика народного - песенного творчества в поэзии Унсури. ("Ее уста, как лепестки", "Ворон соколу сказал", "Не дивись, что недостойный..."). Поэма Унсури "Вамик и Азра".

Фаррухи. (умер в 1037 г.) и Манучихри (умер в 1041 г.) - поэты газневидской школы. Усиление личностных и социальных мотивов в творчестве Фаррухи. ("Так светла земля родная", "Я сказал: "Только три поцелуя"", "Я видел блеск Самарканда"). Связь с фольклором.

Манучихри - третий поэт газневидской школы. Еретические мотивы в его творчестве ("Твоя золотая душа", "Обитатель шатра, пора в шатер..."). Прославление вина, земных наслаждений. ("Когда я умру, обмойте мне тело самым красным вином..."). Мотивы недовольства обязанностями придворного поэта.

Караханидская школа. (Самарканд, Бухара). Творчество поэтов Рашида Самарканда, Сузани, Али Самарканда, Джаухари Заргар, Амак Бухараи и др. Социальные и еретические мотивы в их творчестве.

Сельджукидская школа. Муиззи (1048/49 - 1127 гг.) - певец чувств, природы и вина. Вольнодумные мотивы в поэзии Муиззи. Безупречная техника.

Анвари (род. в первой четверти XII века) - последователь Абу Али ибн Сина. Касыды, газели, китга, рубаи Анвари, собранные в диване (сборник, составленный по определенным канонам). Сатира Анвари, социальная критика ("О придворных поэтах речь мою разумей", "Влюбленный спросил меня", "Четыре есть приметы у доблестных людей"). Касыда Анвари, получившая название "Слезы Хорасана". Причина создания касыды (агрессия огузов) и ее назначение (как дипломатическое послание к Самаркандскому правителю). Основные мотивы касыды "Слезы Хорасана".

Творчество других поэтов, примыкающих к сельджукидской школе: Адиб Сабир Термези ("Что у тебя взамен лица"), Шахид Балхи ("Есть два ремесленника в мире", "Бродил я меж развален Туса", "Видно, знанье и богатство...").

Закавказская школа. Творчество Асади Туси и Катрана. Форма диалога, спора, состязания, контрастности (дня и ночи, неба и земли, араба и перса, зороастрийца и мусульманина и т.д.) в панегириках Катрана и Асади Туси. "Спор дня и ночи" Асади Туси.

Профессиональная литература. Значение содержательных и структурных традиций древнеиндийских эпических памятников "Панчатантры", "Махабхараты", "Кама-сутра" и жанровой формы "шастра" (совет, поучение) в формировании фарсыязычной прозы и эпической литературы. "Калила и Димна" Рудаки, "Шах-намэ" Фирдоуси, "Бустан", "Гулистан" Саади, хамса-пятерица Низами, а также "Кабус-намэ" Унсуралмаали, "Синдбад-намэ" Мухаммада аз-Захири ас-Самарканди. Сказочные романы-дастаны - "Семь приключений Хотема". Кисса - "История Султана Санджара", "Рассказ о Хабибе Аттаре и об Адеше", "Рассказ о Малике Нушафарин Гаухарташ и ее невероятных приключениях" и т.д.

Еретическая литература. Причины возникновения; гуманистический идеал средних веков, освященный мистицизмом - уничтожение сословного неравенства. Манихейство (еретики в зороастризме), маздакизм (крестьянское восстание V в.).

Еретические течения в исламе - карматство, суфизм, хуруфизм и др.

Суфизм

Корни суфизма. Аскетизм в Иране (VII-VIII вв.), социальная суть аскетизма и противоречия с ортодоксальным исламом. Столпы суфизма - аскетизм, мистицизм, пантеизм (единство духа и материального мира). Оргиастическая ветвь суфизма. Суфии - "практики". Певица, музыкантша, гетера Робиа (Робига) и ее роль в формировании оргиастического (эротического) суфизма (XI в.). Учение суфизма об экстазе. Песни, танцы, специальные движения (в т.ч. акробатические - "Кама-сутра"), слияние с "другом" как ступени и средства достижения "святости", божественного состязания, т.е. "слияния с божеством"/

Неистовое радение (в т. числе коллективное) - другая ветвь суфизма, способ достижения божественного состояния - экстаза - суфиями-"практиками".

Рационализм, углубленная сосредоточенность, раздумья (на предмет "я и Бог", "Бог и мир", "Все есть Бог" и т.д.) - третий, наиболее важный для эпохи Возрождения, путь достижения божественности, экстаза (ученые-теоретики, философы, поэты и т.д.).

Отличие суфизма от отродоксального ислама. Отказ от посредничества духовенства между богом и человеком, возможность любого "сливаться" с богом. Отрицание истинности какой-либо из религий, кроме истинной любви к богу. Пантеизм как учение единства бога и материального мира. Учение суфиев: "Я есть Бог" или "Все есть он" (т.е. Бог) как познание божественного начала в человеке. Наличие божественного начала в каждом человеке - залог родства и равенства людей. Проблема восхождения духа к божеству - этапы суфийского пути (от четырех до семи), как постоянное самосовершенствование. Мистический индивидуализм суфиев - один из важнейших факторов возрожденческого содержания эпохи, как стимул к изучению внутреннего мира своего "я", психологических факторов характера.

Еретические стороны суфизма: обоснование своего учения, в том числе и священных текстов, доводами разума, отступление от догматики; отшельнический, бродячий образ жизни; поиски наслаждений (экстаза) на грешной земле (вместо страданий).

Причины и особенности формирования сложной аллегорической системы, иносказаний в суфизме. Народные песни, фольклор, письменная поэзия - как истоки суфийской обрядовой поэзии.

Формирование суфийской газели, рубаи, дидактической касыды, жанров эпической поэзии - следующий этап становления суфийской литературы. Суфийская образность и ее двуплановость, иносказательность. Появление крупных суфийских поэтов.

Абдаллах Ансари (1002-1088 гг.). Сочинения Ансари на арабском и персидском языках - "Порицание схоластике", "Стоянки путников" (идущих по суфийскому пути), "Светила проникновения в истину" (на арабск. яз.); "Божественная книга", "Книга дервиша", "Книга любви" и др. (на фарсит яз.); изложения суфийской идеологии в трактатах "Речения", "Беседы с Богом", а также и в "Разрядах суфиев" (свод житий суфиев).

Критика существующих порядков, пороков общества в касыде Ансари "Псевдостоянки". Мотивы сенсуализма в "Беседе с Богом": вещь познается путем разума и опыта.

Значение Ансари в развитии суфийской литературы.

Санаи (род. 1070 - ок. 1140 г.). Отказ Санаи от сана придворного поэта. Лирическое и лиро-эпическое в творчестве Санаи. Сборник лирических стихов - диван Санаи. Ритмизированная речь, условная образность, прозаические элементы в философских, философско-этических стихах Санаи. Мотивы социального неравенства; ("Ты слышал рассказ", "Весною поехал в охотничий стан"). Форма совета, наставления, приемы обращения, повторов, смысловых параллелизмов - особенности любовной лирики Санаи.

Поэма-маснави Санаи "Сад истин" как отражение мировоззрения поэта: воспевание разума, знаний, критика социальных устоев. Структурные особенности произведения; главы, составляющие "ящичную" композицию: воспевание бога, пророка; разума, знаний; главы о небесах и созвездиях, мудрости, любви, о правлении, правосудии и т.д.

Фарид-ад-дин Аттар (ок. 1141- ок. 1229 гг.) - третий крупный суфийский поэт. Родился в Ничапуре. Двенадцать сочинений Аттара. Лирический диван. Проблемы достоинств тела и духа, мистического прозрения, этики и морали, проповедь аскетизма и социальной справедливости в лирике Аттара. "Некий город ждал...", "Был сын у шаха...", "Раз Нуширвана вынес конь на луг...". Мистические (суфийские) газели, дидактические касыды. Тема вина.

Маснави Аттара и их мистико-пантеистическое и этическое содержание. "Книга советов" - маснави об этике и морали. Образ идеального государя в главе "О поведении царей".

"Беседа птиц" Аттара - о походе тридцати птиц к своему царю-Симургу - аллегорический сюжетный рассказ о многочисленных преградах и трудностях пути суфизма и достижении "истины" лишь немногими на этом пути.

"Божественная книга" Аттара - сочетание реального и мистического (суфийского) в сюжете произведения. Любовь поэтессы Рабии Киздари к рабу-казначею Бекташу - прообраз истории Ромео и Джульетты. Смерть в трактовке суфиста Аттара как избавление от земных страданий.

"Антология святых" Аттара как жанровая форма "житийной" литературы и сборник информации о суфийских святых. Сочетание в произведении реального и фантастического, эпического и лирического начал.

Вольнодумная литература и ее основы

Абу Насра аль-Фараби (870-950 гг.) - врач, естествоиспытатель, математик, философ, знаток музыки, композитор, путешественник, политик, последователь Аристотеля, основоположник вольнодумной литературы. Борьба Фараби со схоластикой в произведениях "Жемчужина премудрости", "Взгляды жителей добродетельного города". Влияние на мировоззрение Фараби древнегреческой философии: мир материален, подчиняетсясобственным законам, но не лишен и божества, духа. Идеальный город-государство, изображенный аль Фараби.

Абу Рейхан аль Бируни (973-1048 гг.) - представитель вольнодумной литературы. Родился в Хорезме, современник и друг Абу Али ибн Сины. Миропонимание Бируни, его попытки отделить науку от религии. Симпатии Бируни к народным заступникам, таким как Маздак.

Абу Али ибн Сина (Абу Али Эль Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Сина - Авиценна). Годы жизни - 980-1037 гг. Родился в селении Афшака, близ Бухары. Великий ученый, философ, врач, поэт. Творения Авиценны - богатство сокровищницы мировой культуры. Комментарии Абу Насра аль-Фараби к "Метафизике" Аристотеля и их значение в формировании мировоззрения Абу Али ибн Сины. Научные связи Абу Али ибн Сины с выдающимися учеными (Абу Рейхан ал-Бируни).

Скитания Абу Али ибн Сины (Нишапур, Абиверд, Рей, Хамадан, Исфаган, Газни, Хорезм, Ургенч и др.).

Лирика (касыды, газели, рубаи) ибн Сины ("Плохо, когда сожалеть о содеянном станешь", "Душа, ты связана с желанием и страстью", "Мой друг с моим врагом сегодня рядом был", "Все, что сокрыто в словах, мне подвластно").

Основные мотивы лирики ибн Сины. Традиции народной поэтики.

Семнадцатитомный труд "Китаб аш шифа" ("Книга исцеления") Абу Али ибн Сины и пятитомный "Аль канун Фи-т-тибб" ("Канон врачебной науки") как медицинское руководство.

Абу Али ибн Сина и мировая культура.

Насири Хосров (1004-1075 гг.). Еретик, вольнодумец, мыслитель и поэт, путешественник, писатель-прозаик, проповедник исмаилитизма, основатель религиозной секты. Родился в Кубадиане на территории современного Таджикистана. Аллегорическое толкование корана и религиозно-политическая доктрина исмаилитов (фатимидов, 765 г.). Вольнодумное с позиции исмаилитизма творчество Насири Хосрова. Антисельджукидская оппозиция, идеологическая обработка социальных низов. Орден Фидаи (жертвенников) "горного старца" Хасана ибн Саббаха. Объявление первого Египетского халифа мессией, потомком Фатимы - дочери Мухаммеда. Династия фатимидов и ересь исмаилизма. Лояльное отношение фатимидов к древнегреческой философии.

Насири Хосров - проповедник фатимидов (исмаилитизма). Проповедь фатимизма Насири Хосровым в Армении, Малой Азии, Сирии, Палестине, Аравии, Северной Африке, на территории нынешнего Азербайджана. Получение Насири Хосровым должности Верховного миссионера Хорасана. Гонения и бегство на Памир.

Насири Хосров - знаток медицины, геометрии Евклида, математики, астрономии, географии, философии, богословия, истории религий, музыки, языков и литератур народов Востока.

Лирическое творчество Насири Хосрова. Двуязычие (арабск. и фарси) Насири Хосрова в поэтических произведениях. Касыды и их особенности, панегиризм и философичность ("О разуме и просвещении"). Традиции (придворной поэзии) и новаторство в творчестве поэта. Социальные мотивы (обличение господ).

Философский трактат Насири Хосрова "Путевой припас странствующего" (1061 г) как энциклопедия по различным отраслям знания. Влияние Аристотеля, аль-Фараби, Абу Али ибн Сины. Панегирика труду и человеку труда.

Религиозный (исмаилитизм) трактат "Лик веры". Толкование в нем положений шариата в духе исмаилитизма. Отражение в трактате рациональных и разумных воззрений Насири Хосрова.

Трактат - назира "Собрание двух мудростей" (1069-1070 гг.). Форма спора, состязания, диалога - особенность структуры произведения. Стремление показать в споре между греческой философией и исмаилитизмом их схожесть, гармоничность.

Прозаическая книга Насири Хосрова "Книга путешествия". Отражение в ней всего увиденного, услышанного о тех народах, странах, где долгие годы странствовал, проповедуя исмаилитизм Насири Хосров.

Дидактические книги Насири Хосрова "Книги счастья" и "Книга света" (1070-1071 гг.). Дробность сюжета этих книг, принцип "ящичности" в поэтической структуре книг. Социальные мотивы произведений, идея уважения человеческой личности. Изображение эмиров хищными зверями. Социальная утопия Насири Хосрова - сильная справедливая монархия во главе с гуманным разумным государем.

Омар Хайям (1048 - ум. 1123/1131 гг.). Родился в Балхе. Отец его был ткачом и продавцом палаток (Хайям - делающий палатки). Образование получил вначале в родном городе Балхе, затем в Самарканде. Рано прославился как ученый и поэт. В 1079 году под его руководством было завершено составление новейшего, с большой точностью, персидского календаря. Изучение философии (древнегреческой, а также и учения Авиценны), математики, алгебры. Омар Хайям - глава Исфаханской, а затем Мервской обсерватории.

Разгром исмаилитов после 1092 года, крах Мелик-шаха. Хадж "еретика" Омара Хайяма, возвращение в преклонном возрасте на родину в Нишапур. Смерть в нищете.

Литературное наследие Омара Хайяма. Хайям - мастер рубаи. Принадлежащие Хайяму около двухсот пятидесяти четверостиший, разбросанные на страницах различных трактатов, антологий, на полях научных книг и рукописей.

Поиски, сомнения и смелые догадки о мироустройстве в поэзии Омара Хайяма. Мысль о дурном устройстве мира. Бунтарский дух творчества Хайяма, суть его девиза, "Лови мгновенье!". Тема вина и женщины в творчестве Омара Хайяма как своеобразный протест ханжескому запрету шариатом земных удовольствий.

Высмеивание Омаром Хайямом идеи о рае и аде, рока и судьбы, алогичности существующего. Критицизм в творчестве поэта. Своеобразное отражение в образах Омара Хайяма мысли о вечности, материального мира, круговороте вещества, причинной связи явлений, диалектики движения. Образ цветка, горшка и луноликой красавицы. Идеи равенства всех людей.

Особенности лирического героя Хайяма, не признающего никаких канонов, догм. Воспевание жизни, любви, человеческих радостей. Гуманизм творчества Хайяма, сильные и слабые стороны его творчества.

Хакани (Хагани, 1120-1199 гг.) - мастер касыды одического и философского содержания с суфийским оттенком. Хакани - придворный поэт. Вольнолюбие Хакани - причина его злоключений (паломничество, заключение в тюрьму и т.д.).

Лирический диван Хакани. Маснави Хакани "Дар двух Ираков" (т.е. иранского и арабского). Сочетание в поэзии образности суфизма и реалий объективного мира. Суфийская любовь и реальная эротика в поэзии Хакани, воспевание женской красоты и глубоких чувств.

Сближение панегирики и философии в поэзии Хакани.

Маснави "Руины Медаина" - о древней столице Сасанидов. Размышления над развалинами некогда могущественной страны. Мысль о равенстве людей, о вечности и сиюминутности, бренности, переменчивости бытия. Поэма Абуль Касима Лахути "Кремль" (XX век) как назира на маснави Хакани "Руины Медаина".

1. ГАЗЕЛЬ - одна из наиболее распространенных стихотворных форм в персидской и тюркской лирике.
Это стихотворение, в котором рифмуются два полустишия первого бейта (двустишие, две строки), причём затем та же рифма сохраняется во всех вторых полустишиях каждого последующего бейта. (Полустишие - одна строка, бейт - две строки). Объем газели - как правило, 6-9 бейтов.

2. РУБАИ - состоят из четырех строк (двух бейтов), рифмующихся как ааба, реже - aaaa, то есть рифмуются первая, вторая и четвёртая (иногда и все четыре) строки.

3. Касыда - стихотворение преимущественно панегирического содержания, то есть восхваляющая или осуждающая адресата. По системе рифмовки похожа на газель, отличается значительным объёмом.

4. Месневи -форма стихов, строка представляет особый метрический размер, каждые две строки рифмуются между собой.

5. Кыта - особая стихотворная форма персидско-таджикской поэзии, характерно наличие от двух до семи, а иногда и более, двустиший, рифмующихся по системе - аб-вб-гб-дб- и т.д. Как правило, кыта имеет философский и дидактический смысл, в этом камерном жанре изящно и остроумно составлялись прошения, просьбы, назначались свидания, и т.д.

«Восток – дело тонкое», как отметил легендарный Сухов, но писать о восточной поэзии дело не просто тонкое, а наитончайшее. Вся наша ласкаемая и обласканная нашей мыслью европейская жизнь, а, может, существование иногда кажутся не стоящими строки хайку.

Когда речь заходит о восточной поэзии, сразу же на ум приходят жанры японского стиха или китайского, но почему-то забывается, что восточная поэзия это не только классическая японская «нерифма», но и целый сонм классиков Ближнего Востока. Как верно сказал Омар Хайям, написав как будто о нашем времени:

В этом мире глупцов, подлецов, торгашей
Уши, мудрый, заткни, рот надежно зашей,
Веки плотно зажмурь – хоть немного подумай
О сохранности глаз, языка и ушей.

Поэтому, для сохранности языка и ушей при анализе творчества Востока нужно говорить о единстве восточной поэзии, и объединять придётся не только сложные в философском и мировоззренческом отношении китайскую и японскую поэзию, но и жизнерадостную младомусульманскую поэзию Саади и Фирдоуси, Омара Хайяма и Хафиза. Именно об этой поэзии писал А.С. Пушкин: «Слог восточный был для меня образцом…». И сложность такого анализа в связи с этим возрастает многократно.

Но основой, питающей творческую вязь восточной поэзии, всё-таки остаётся мудрая и многообразная классическая японская поэзия.

Рождение многих стихотворных жанров японской поэзии длилось не одно столетие, то затухая, в основном, из-за разногласий учеников основоположников, то вновь разгораясь искрящимся пламенем новых кумиров. Принято разделять три основных периода становления японской поэзии. Поэзия Древней Японии (Сугавара-но Митидзанэ, Аривара-но Нарихира и Ки-но Цураюки VIII-IX вв.), поэзия Средневековья,(Мацунага Тэйтоку, Нисияма Соина, Мацуо Басе XII – XVIII), поэзия Нового времени (Исикава Такубоку, Есано Акико, Китахара Хакуси XX).

Два основных жанра японской поэзии хокку (хайку), т.е. трехстишье, и танка, т.е. пятистишье, видоизменялись, усложнялись и совершенствовались все эти двенадцать веков.

На первых шагах своего становления японская поэтика не выходила за рамки народной песни «ута». Основным содержанием таких песен были наивные стихи-напевы об окружающем человека мире, как сегодня метко говорят про песни северных народов, — что вижу, то пою. В те стародавние времена в Японии существовала только одна стихотворная форма — «танку», (короткая песня), а длинный стих — «нагаута» — не применялся столь широко.

Пятистишие «танку» состоит из пяти слогов в первой строке, на вторую отводится семь, в третьей опять ставится пять и по семь — в четвёртой и пятой. Первая строфа состоит из трёх метрических единиц, вторая — из двух.

Хокку — это более сложный ритмически, состоящий из семнадцати сложений, стих, поделённый на три группы, отличающиеся друг от друга количеством слогов. В первом стихе пять слогов, во втором – семь и в третьем — снова пять. Обычно такой стих называют трёхстишьем. Ударения для «хайку» не особенно важны, потому что ритм чтения обеспечивается чередованием слогов. В «хокку» главенствует «нерифма» и чёткая метрическая схема, без неё трехстишье тускнеет и распадается. Но всё-таки некоторые классики (Басё) ради красного словца иногда нарушали метрику в угоду художественному образу. Как говорила известный знаток и переводчик японской поэзии В.Маркова: «Искусство писать «хокку» — это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах».

Лучшей в своё время школой поэзии «хайку» считается школа Басё, который замкнул в своём творчестве созерцательный принцип восточной философии: «Душа, достигнув высот прозрения, должна вернуться к низкому».

Слово скажу –
Леденеют губы.
Осенний вихрь!

Своими сложными художественными методами Басё создал и развил основные принципы поэзии «хайку». Это саби и сиори – одно в другом, то есть непременное предчувствие присутствия (не само присутствие), про такие стихи мы говорим: не грустные, а с налётом грусти. Хосоми — сложный принцип взаимодействия души автора стиха с тончайшим смыслом обозначения явления или его духовной сущности, по микроскопическим признакам именно своей микроскопичностью утверждающих достоверность и заставляющих читателя испытать чувства автора. Принцип Фуэкирюко о вечно меняющемся и вечно постоянном, которое едино в принципе и изменчиво в форме. Принцип Каруми, видимо, открытый Басё в последние годы жизни и творчества.

Легкость пуха
Мешает узнать
Что за чертой.

Простота, лёгкость при единении с миром и природой, при единении с самим собой и своим телесным естеством, которое сегодня есть форма слабая и уходящая, а завтра она же может стать монументальной и вечной.

На тернистом пути «хайку» обогащалась возникающими жанрами и стилями, здесь можно вспомнить о поэзии «ренга» , блиставшей в XIV веке. Суть её заключалась в определении природного сезона и отнесении групп слов к определённому времени года. К этому времени привязывались и определяли его тысячи и тысячи слов. «Луна» было осенним словом, так как осенью она светит ярче, «лето» могло обозначиться кукушкой, а «зима» — цветком сакуры на снегу.

Поэты «хайку» могут писать только то, что пережили, ощутили, почувствовали. Современный автор стихов «хайку» Абэ Канъ-ити сказал: «Пока я не доеду туда сам, пока в этом конкретном явлении я не увижу своего, я ничего не могу сочинить».