Что такое стереотип поведения и мышления? Стереотип эмоционального поведения Стереотип поведения в определенных ситуациях.

>>>> Что такое стереотип поведения и мышления?

Что такое стереотип поведения и мышления?

Стереотип в психологии – это метафора, определяющая устоявшееся отношение человека к каким-либо сторонним событиям, четко связанное с собственными внутренними убеждениями. Фактически стереотип представляет схему поведения и мышления человека, выработанную годами в процессе его взаимоотношений с окружающим миром.

Поскольку человек существо социальное, то, как правило, стереотипы поведения в обществе людей ему прививаются с детских лет, но проживая жизнь в обществе людей различного склада характеров, типов личностей, человек склонен корректировать общепринятые нормы поведения и приспосабливать их под собственное понимание жизни, что и находит отражение в поступках и взглядах, выбивающихся из общепринятых рамок.

Стереотипы выстраивают логику поведения человека и позволяют в рамках психологии диагностировать поведение человека и корректировать его. Таким образом проходят процессы воспитания подрастающего поколения.

На стереотипах построены традиции и культура поведения человека в обществе. И именно стереотипы поведения делают предсказуемыми поступки других людей, что позволяет относительно этих поступков моделировать и свое поведение. Часто изменение стереотипа вызывает беспокойство у большинства людей, поскольку рассматривается ими как покушение на их устоявшееся мировосприятие.

Стереотип мышления удерживает человека в определенных психологических рамках. Если у человека еще не сформировалось собственное мнение на счет какого-либо события, то он всегда сможет дать оценку этому событию, опираясь на стереотип мышления, принятый в определенном обществе.

Можно всю жизнь прожить, мысля стереотипно, но можно набраться смелости и научиться анализировать информацию, чтобы уметь ее интерпретировать на собственный вкус. Уход от стереотипов мышления позволяет человеку иметь неординарное мнение, делать непривычные выводы и возможно даже сделать открытие.

Стереотипы женского поведения

Для того, чтобы девочка научилась быть женщиной, прежде всего, ее мать должна быть женщиной. И второе важное условие – отец, который рядом с мамой – настоящей женщиной, должен быть настоящим мужчиной.

Это поистине сложная задача, особенно для современного мира.

Хорошо говорить о настоящих женщинах, но где они?

Мама должна быть настоящей женщиной, которая нашла, раскрыла и ведет настоящего мужчину. Дочь видит их взаимоотношения, и образ настоящего мужчины запечатлевается в ее мозгу. Вот теперь она может следовать по стопам матери и создать гармоничную семью.

В наше странное время, когда женщины очень часто не понимают, что такое быть женщиной и общество рассчитано на больных мужчин-разрушителей, все подчинено власти денег.

Это общество, где считаются только с тем, что дает деньги, а все остальное можно убить, разрушить или просто отрицать и высмеивать. Вырастая в таком окружении, женщины начинают соревноваться с мужчинами. Они не видят иного пути.

Прежде всего, они согласились на то, что женщина – неполноценное существо. Они пытаются в этом мире достичь равенства с мужчинами. Этого можно добиться двумя методами:

1. Стать мамой, которая всем и все указывает и все делает.

2. Стать плохим мужчиной.

Другого пути для женщины нет, считают многие.

Однако существует еще один путь – можно стать настоящей женщиной. Тогда не нужно будет соревноваться с мужчинами и получать от них удары и не нужно будет разыгрывать другие негативные женские роли.

Теперь рассмотрим основные типажи женского поведения в современном обществе. Часто женщины считают, что они добились успеха, выполняя такие роли, но необходимо помнить, что это не вы! Только тогда, когда вы истинная, вам хорошо и все само ладится.

Из книги Гендерная психология автора Автор неизвестен

Гендерные стереотипы Под стереотипом понимается набор черт, приписываемых членам определенной социальной группы [цит. по: 7, с. 147]. В отечественной литературе определение гендерных стереотипов было предложено в статье О. А. Ворониной и Т. А. Клименковой «Гендер и

Из книги Одаренный ребенок [Иллюзии и реальность] автора Юркевич Виктория Соломоновна

1. Вредные стереотипы Есть много стереотипов в нашей жизни, лишь меньшая часть из них, концентрирующая живой многовековой человеческий опыт, полезна. Значительная же часть представляет собой своего рода черствый опыт - что-то, бывшее разумным когда-то и в других

Из книги Как защититься от хамства. 7 простых правил автора Петрова Владината

Не задумывайтесь над репликами. Следует думать не о причинах поведения противника, а о внешних проявлениях его ненормального поведения Преподаватель английского развлекается тем, что пытается уязвить учительницу музыки. Ниже приведен их диалог, в котором ответы

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Аутичный ребенок. Пути помощи автора Баенская Елена Ростиславовна

Стереотипы поведения как необходимая основа развития взаимодействия Как уже говорилось, большинство аутичных детей имеют некоторый запас стереотипных способов приспособления к окружающему, контакта с другим человеком. Поведенческие реакции, навыки действия

Из книги Психологические подсказки на каждый день автора Степанов Сергей Сергеевич

Половые стереотипы поведения или восприятия Психологические различия между полами учёные исследуют давно, пытаясь найти им объяснение в издревле сложившихся стереотипах поведения. Казалось бы, самой природой предначертано мужчине охотиться ради пропитания и

Из книги Как правильно воспитать своего мужа автора Леонов Владимир

Стереотипы замужества Нашим поведением управляют стереотипы. С одной стороны, они освобождают человеческий мозг от рутинной, механической работы, заставляя его действовать по каким-то определенным шаблонам. Если бы не было этих клишированных операций, мы были вынуждены

Из книги Все из-за меня (но это не так) [Правда о перфекционизме, несовершенстве и силе уязвимости] автора Браун Брене

Стереотипы и ярлыки Хотя все мы каждый день пользуемся стереотипами, думаю, полезно будет начать с определения. Вот самое четкое из найденных мной: «Стереотип – это чрезмерно обобщенная, жесткая характеристика, приписываемая людям, принадлежащим к определенной группе»

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

Каузальные стереотипы Теперь взгляните на ту же историю с иным представлением априорной вероятности.У вас есть следующие данные: У обеих компаний одинаковое число машин, но «Зеленые» такси связаны с 85 % происшествий. Информация о свидетеле такая же, как в предыдущей

Из книги Общественное мнение автора Липпман Уолтер

Часть 3 СТЕРЕОТИПЫ

Из книги Манипуляция сознанием. Век XXI автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Глава 6 Стереотипы 1Каждый из нас живет и работает на небольшом участке нашей планеты, вращается в узком кругу знакомых и из этого узкого круга знакомых лишь немногих знает достаточно близко. Если происходит какое-то значимое событие, то мы, в лучшем случае, можем

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

§ 5. Стереотипы Одним из главных «материалов», с которым орудует манипулятор, являются социальные стереотипы. Метафоры – это готовые штампы мышления, но штампы эстетически привлекательные. Это – выраженные художественно стереотипы.В словарях сказано: «Социальный

Из книги 90 дней на пути к счастью автора Васюкова Юлия

Гендерные стереотипы – стереотипы мужественности и женственности Стереотипы мужественности и женственности проникают в наше сознание с детства. Они регламентируют нашу жизнь, вырабатывают особый взгляд на происходящее. Дети не являются исключением. Им достается даже

Из книги Проект «Человек» автора Менегетти Антонио

Жизненные стереотипы Жизненные стереотипы представляют собой цепь привычек, связанных с ними форм поведения и вытекающих из них черт характера. Возникают они под влиянием внешних условий жизни и деятельности, социальных запретов и свобод, режимов работы и отдыха,

Из книги автора

День 71. Мои стереотипы поведения в отношениях Утренние страницы.Утренняя молитва.Обратитесь к двадцатой главе курса, чтобы исследовать свои отношения с окружающими людьми:– Где вы перехватываете чужую ответственность, и какую?– Какие роли (контролер, спасатель,

Поведение животных и человека: сходство и различия. Пущино, 1989. С. 89-106

Институт истории филологии и философии СО АН СССР, Новосибирск

1. Понятие стереотипа

Понятие «стереотип» (буквально «твердый отпечаток») широко используется в науках о поведении живых систем. Однако феномены, обозначаемые этим словом в этологии, психологии и социогуманитарных науках, оказываются сходными в основном лишь по внешней форме.

Стереотипы в этологии отождествляются с фиксированными моторными паттернами (фиксированными комплексами актов, фиксированными последовательностями действий) – выразительными унифицированными видоспецифичными движениями, которые в значительной степени наследственно обусловлены .

Стереотип в психологии (психофизиологии, бихевиоризме) – но прежде всего динамический стереотип: фиксированный порядок осуществления условнорефлекторных действий, который формируется у индивида под влиянием факторов среды. Динамический стереотип не детерминирован генетически, а вырабатывается в результате деятельности коры головного мозга животных и человека. В целом, в психологии стереотип рассматривается как результат адаптивного поведения индивида.

В социогуманитарных науках понятие стереотипа не является основным, а входит в более широкое семантическое поле культурологических понятий «ритуал», «ритуализация», «традиция» и обусловлен ими. Представление о стереотипах как социально обусловленных формах ритуального поведения субъекта, носителя данной культуры, задается предметом исследования.

Таким образом, одним термином обозначаются по крайней мере три понятия и исследуются три различных по природе феномена, обладающих общностью лишь по двум признакам (субъект и форма поведения). Но проблема заключается не столько в различении описываемых форм поведения, сколько в выяснении соотношения между ними. Поэтому вопрос о природе – генетической или культурной – стереотипного поведения носит частный характер. Сопоставление же генетических (шире – наследственных) и культурных (социальных) детерминант стереотипного поведения животных и человека имеет принципиальное значение.

Мне представляется необходимым предварить анализ этой проблемы двумя соображениями методологического характера.

2. Атомарные и реляционные признаки

Первое соображение относится к проблеме уровней описания явлений и соотношений между уровнями; эта проблема подробно исследуется в работе В.Н. .Карловича . Приведу два простых и внешне аналогичных примера, первый из которых относится к человеку, второй – к животным.

Рассмотрим какую-либо социальную организацию (например, научное учреждение). Членов этой организации можно описывать по самым разным признакам, например, по росту, коэффициенту умственного развития, должности и т.п. Рост каждого сотрудника учреждения никак не зависит от роста любого другого сотрудника: это признак индивидуальный и независимый (атомарный) в том смысле, что он не имеет значения для характеристики структуры самого учреждения и отношений между его членами.

Однако, как только мы начинаем сравнивать членов данного социального объединения по должности (или зарплате), мы характеризуем уже не совокупность индивидов, но структуру самой организации. Должность – не признак индивида, а признак объекта более высокого уровня общности; именно поэтому это не независимый, а реляционный (относительный) признак, обусловленный социальной структурой. Если какого-то индивида мы характеризуем как «м.н.с.», то тем самым мы автоматически характеризуем и социальный институт, в который включен данный индивид. Вообще говоря, здесь мы прежде всего описываем организацию, и лишь во вторую очередь – индивида. Очевидно, что недопустимо придавать этому признаку значение индивидуальной характеристики. Однако на практике сплошь и рядом происходит именно такая подмена структурных и индивидуальных характеристик друг другом. Пример: известные социал-дарвинистские представления о том, что богатые и бедные (реляционный признак) – это люди с разными индивидуальными качествами (ростом, интеллектом) и именно эти качества (атомарные признаки) предопределяют дифференциацию общества на богатых и бедных, от этого зависит распределение дохода.

В аналогичной ситуации находится, например, этолог, изучающий сообщество животных. Тестируя особей на арене «открытого поля», он определяет их индивидуальные характеристики поведения (исследовательскую и двигательную активность, эмоциональность и др.), которые независимы у разных индивидов. Однако, определяя иерархический статус животного (доминант, субординант), он и этому признаку склонен придавать значение индивидуальной характеристики: особь по своей природе является доминантом и, вступая во взаимодействия с другими особями в группе, проявляет свои природные качества. На самом деле, иерархический статус особи есть прежде всего характеристика сообщества, и лишь вторично может характеризовать индивида (на уровне корреляции статуса с морфофизиологическими параметрами, например, массой тела или концентрацией тестостерона, с прежним опытом взаимодействий индивида в сообществе, наконец, с экологическими параметрами). Во всех случаях следует различать внутренние, структурные детерминанты проявления признака и корреляты, отражающие лишь статистическую связь.

Таким образом, исследуя поведение сложных систем, приходится постоянно различать признаки двух родов: атомарные, или индивидуальные, т.е. присущие элементам системы, но не относящиеся к характеристикам самой системы и в этом отношении независимые, и признаки реляционные (относительные), которые характеризуют саму систему, являются ее атрибутами, хотя субстратами, носителями этих признаков, могут быть лишь элементы системы. Поэтому возникает острый соблазн придать этим признакам статус индивидуальных характеристик самих элементов системы; на самом же деле для элементов они являются лишь реляционными характеристиками. Атомарные и реляционные признаки допустимо сопоставлять и искать корреляции между ними, но выводить один из другого, рядополагать их нельзя.

Мы попадаем в методологически аналогичную ситуацию, когда обсуждаем проблему соотношения стереотипов поведения, имеющих наследственную или культурную природу. Генетическая детерминация эпигенетической системы – поведения предполагает независимость проявления стереотипа. Культурная обусловленность стереотипного поведения, напротив, делает эти признаки относительными, обусловленными той структурой отношений, в которой они становятся релевантными (превращаясь в ритуал). Независимо от того, является ли данный поведенческий акт целиком генетически детерминированным или сугубо условнорефлекторной формой, на уровне индивидуального поведения это атомарный признак. И, наоборот, если стереотип приобретает социальный смысл, он становится структурным признаком, социально обусловленной формой. (В этом смысле, кстати, понятие стереотипа и не является самостоятельным, предполагает существование более общих понятий, прежде всего понятия «ритуала»).

Конечно, подобное деление признаков на индивидуальные (атомарные) и структурные (реляционные) не абсолютно и зависит от контекста, от заданного уровня исследования. Это разграничение гносеологического, а не онтологического характера.

Выделяют стереотипы-представления, стереотипы-поведения, сте-реотипы-ситуации и стереотипы-образы.

Стереотип-представление есть некоторая структура ментально-лингвального комплекса, формируемая инвариантной совокуп-ностью валентных связей, приписываемых данной единице и репрезентирующих образ, представление феномена, стоящего за данной единицей, в его [образа, представления] национальной маркированности при определенной предсказуемости направленных ассоциативных связей (векторов ассоциаций).

Стереотип, с точки зрения «содержания», есть некий фрагмент картины мира, существующей в сознании. Это некоторый образ-представ-ление , это ментальная «картинка», некое устойчивое, минимизировано-инвариантное, обусловленное национально-культурной спецификой представление о предмете или о ситуации. Причем не о конкретном предмете или ситуации, когда-либо имевших место, но о предмете или ситуации «вообще».

Стереотипы поведения представляют собой инварианты деятельности, определяют коммуникативное поведение в той или иной коммуникативной ситуации и хранятся в сознании в видештампов , выступающих в роли канона . Иначе говоря, они диктуют определенное поведение.

Стереотипы-представления хранятся в виде клише сознания и функционируют как эталоны . Они также связаны с речевым поведением, его характеризуя и в нем проявляясь, т. е. они диктуют не столькосамо поведение, сколько набор ассоциаций и предопределяют языковую форму , их выражающую. И поскольку такие стереотипы есть определенное представление о предмете или ситуации, выделяются, соответственно, стереотип-образ (форма хранения – клише) и стереотип-ситуация (форма хранения – клише, но последнее может актуализироваться в коммуникации и как штамп). Таким образом, на первом уровне выделяют стереотип поведения (штамп сознания) и стереотип-представление (клише); на втором уровне – стереотип-ситуация (клише / штамп) и стереотип-образ (клише). Примером таких стереотипов могут быть следующие:

Стереотипы-образы: пчела труженица; французский грация, изысканный, изящный; баран упрямый ; лимон кислый, желтый, и проч.

Стереотипы-ситуации : билет компостер; аист капуста и проч.

Стереотипы-ситуации включают в себя и определенное (предсказуемое, ожидаемое) поведение участников коммуникации. Таким образом, можно сказать, что стереотип-ситуация некоторым образом предопределяет стереотип поведения (например, стереотип-ситуация: транспорт – билет ; стереотип поведения: обращение к ближайшему пассажиру «Пробейте / Прокомпостируйте / Передайте, пожалуйста» и т. д.).

Целостность культуры предполагает выработку стереотипов культуры – стереотипов поведения, восприятия, понимания, общения, то есть стереотипов общей картины мира. Стереотипы имеют много общего с традициями, обычаями, мифами, ритуалами, но от последних отличаются тем, что традиции и обычаи характеризует их объективированная значимость, открытость для других, а стереотипы остаются на уровне скрытых умонастроений, которые существуют в среде своих.

Набор стереотипных форм поведения, вырабатываемых в каждом обществе, не ограничивается сферой обряда и обычая. Стандарты поведения характерны для многих сфер деятельности, и, прежде всего – общения (этикета), социализации индивидов, технологических процессов (трудовые приемы и навыки), игрового поведения и проч. Поведение человека в обществе типизировано, т. е. оно подчиняется нормам, выработанным в обществе, и поэтому во многих отношениях оно стандартно. Набор типовых программ поведения специфичен для каждого коллектива. Стандартизированное поведение имеет свои варианты. В соответствии с особенностями социальной организации в сфере заданного поведения выделяются различные типы: поведение крестьянина, воина, охотника, интеллигента и проч. В соответствии с критериями биосоциального членения жизненного пути различается поведение детей, взрослых, стариков, мужчин, женщин.

Таким образом, в культуре отдельного народа стереотипы охватывают:

Вербальное поведение;

Невербальное поведение (мимика, жесты и проч.);

Национальный характер и представления о нем другими странами и народами;

Социальные ситуации, поведение в социальных ситуациях;

Особенности быта и повседневной жизни нации;

Национальную кухню;

Религиозные и национальные обряды.

Итак, поскольку все люди действуют в соответствии с ожиданиями их общества, их поведение можно назвать стереотипным речевым поведением. Стереотипы становятся таковыми после многократного повторения и фиксации в сознании многих людей. Однажды сформировавшись, они приобретают высокую степень устойчивости, с трудом поддаются модификации.

На коммуникативном уровне стереотипизация происходит на основе:

1) акцентов (например, хорошо известный всем грузинский акцент в России или южный акцент в США: «Boy, I’m gonna book you for sassin’ a law officer» );

2) манеры произнесения слов и постановки ударений;

3) особенности интонации;

4) темпа речи (например, речь южан в США более медленная, чем северян);

5) манеры говорить громко или тихо (американцы говорят громче, чем большинство европейцев, за что последние осуждают их);

6) выбора лексики (существуют определенные словечки и словосочетания, свойственные определенным группам населения, как, например, слова браток, лох и др. в речи «новых русских»);

7) клишированных фраз;

8) синтаксических особенностей;

9) речевых стратегий;

10) коммуникативной дистанции (например, у русских и американцев она меньше, чем у англичан, в результате чего русские воспринимают американцев как более сердечных, а англичан – как более отстраненных).

Выделяются различные виды стереотипов на уровне языка, способных создавать помехи в межкультурном общении:

1) расовые;

2) этнические;

3) географические;

4) гендерные;

5) социальные;

6) политические;

7) профессиональные и т. д.

В межкультурной коммуникации стереотипы становятся результатом этноцентрической реакции – попытки судить обо всех группах людей с позиций исключительно только своей культуры. Нередко при вступлении в МК и оценке своих партнеров по общению коммуниканты уже заведомо руководствуются ранее сложившимися стереотипами. Однако степень стереотипизации ниже у индивидуумов с опытом межкультурного общения, имевших возможность убедиться в ложности определённых стереотипов. В большинстве случаев степень стереотипизации обратно пропорциональна опыту межкультурного взаимо-действия. Однако это правило не всегда срабатывает из-за индивидуальных особенностей коммуникантов и может усугубляться из-за черт, неблагоприятных для общения (недоброжелательности, предвзятости, склонности к критиканству и проч.).

Применительно к МК выделяют экзостереотипы, т. е. внешние стереотипы, которые сложились у представителей одной культуры о другой, и эндостереотипы, т. е. мифы о самих себе, существующие внутри данной культуры.