Кто возглавлял посольский приказ в 16 веке. Становление и формирование посольского приказа

Посольский приказ - один из центральных государственных органов России в середине 16 - начале 18 вв., осуществлявший общее руководство и текущую работу по сношениям с иностранными государствами.

Посольский приказ - один из центральных государственных органов России в середине 16 - начале 18 вв., осуществлявший общее руководство и текущую работу по сношениям с иностранными государствами. Образован в начале 1549 г. в связи с передачей "посольских дел" И. М. Висковатому. Главными функциями Посольского приказа были: отправка русских посольств за границу и приём иностранных посольств, подготовка текстов "наказов" русским послам, соглашений, ведение переговоров, с начала 18 в. - назначение и контроль за действиями постоянных русских дипломатических представителей за границей.

Посольский приказ ведал иностранными купцами во время их пребывания в России. Кроме того, Посольский приказ занимался выкупом и обменом русских пленных, управлял рядом территорий на Ю.-В. страны, ведал донскими казаками и служилыми татарами-помещиками центральных уездов. В зависимости от Посольского приказа во 2-й половине 17 в. находились Малороссийский приказ, приказ Великого княжества Литовского, Смоленский приказ.

Коллегия приказа в 17 в. обычно возглавляла Новгородскую четь (см. Чети), а также Владимирскую четверть и Галицкую четверть. В приказе хранились государственные печати (прикладывались к дипломатическим и внутриполитическим актам), государственный архив, включавший важнейшую внешнеполитическую и внутриполитическую документацию. С приказом связано возникновение в 17 в. ряда официальных историко-политических соч. В состав приказа помимо его коллегии (от 2-3 до 5-6 чел.), входили дьяки, подьячие, переводчики и золотописцы. Структурно Посольский приказ делился на повытья по территориально-государственному признаку. В 16-17 вв. Посольский приказ возглавляли виднейшие русские дипломаты - Висковатый, А. Я. и В. Я. Щелкаловы, А. И. Иванов, А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев, В. В. Голицын и др.

С образованием в начале 18 в. Посольской канцелярии (сначала походной, затем постоянной в Петербурге) роль Посольского приказа постепенно падает. Упразднён в 1720. Заменен Коллегией иностранных дел.

Лит.: Белокуров С. А., О посольском приказе, М., 1906; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Русском государстве, М., 1961.

Начальник Посольского приказа - глава внешнеполитического ведомства. Им мог быть думный дьяк (вначале) или затем все чаще - боярин, ближний боярин, т. е. особо доверенный царя человек. В начале XVIII в. - канцлер, т. е. высшее должностное лицо первого ранга в государстве, второй после царя человек в управлении. В этом наглядно проявляется возрастание роли внешнеполитических дел в общем государственном руководстве в России.

Товарищи начальника Приказа.

Вначале, в XVI в., - подьячие, в XVII в, - дьяки, но не думные, а только посольские, в конце XVII в, - бояре. Товарищ (т. е. заместитель) начальника Приказа был, как правило, один, хотя могло быть от одного до трех одновременно, или параллельно, или последовательно. По крайней мере один из них должен был обладать такой компетенцией, чтобы в случае необходимости суметь заменить начальника либо как и.о., либо как фактический начальник Приказа.

Повытья - отделы или управления Посольского приказа. Как правило,с середины XVII столетия существовало пять повытий, хотя вначале, в XVI в., их было всего два или три, в первой половине XVII в. - четыре, а к концу XVII - началу XVIII в. появилось даже шесть.

В то же время, несмотря на стабильное число повытий, дела между ними распределялись по-разному, т. е., во-первых, в состав отдельных отделов входили в разные периоды разные страны, во-вторых, по-разному распределялись и административно-хозяйственные функции между отделами в разные периоды. Однако основной принцип деления на отделы с самого начала существования русского внешнеполитического ведомства был страноведческий.

Во главе повытья стоял старый подьячий, т. е. старший из числа подьячих, работавших в повытьях. Всего старых подьячих в составе Посольского приказа было пять - строго по числу повытий. Каждому старшему подьячему подчинялись еще 4 младших подьячих, с последней четверти XVII в. они стали делиться на средних подьячих, младших (или молодых) подьячих и новых неверстан-ных, или «новеньких», - практикантов, стажеров, назначенных в повытья без жалованья, чтобы они «присматривались к делам», т. е. для обучения. Общее число персонала, занятого таким образом дипломатической работой в центральном аппарате Посольского приказа, было следующим: 5 старых подьячих - начальников отделов (повытий), 10-12 младших. С 1689 г. были установлены штаты: 5 старых, 20 средних и молодых и 5 новых, т. е. всего 30 человек. Однако на практике внешнеполитические кадры всегда недобирались из-за отсутствия подготовленных лиц, и их бывало в составе Посольского приказа в разное время от 18 до 28 человек. Именно на них, на этом небольшом числе людей, лежала главная тяжесть внешнеполитической работы в течение полутора веков.

При распределении функций от старого подьячего (начальника отдела) до референта (т. е, младшего подьячего, перешедшего в данный чин только что из числа практикантов-стажеров, или «новеньких») сохранялся последовательно проводимый принцип дифференциации в строгой зависимости от знаний и опыта работы. Это отражалось прежде всего в оплате труда дипломатов. Она колебалась от 1600 руб. (для начальника отдела) до 50 руб. в год (для референта) в сопоставимых ценах на конец XIX в. На последний год работы Посольского приказа (1701 г.), перед его фактической ликвидацией, в нем работали 6 старых подьячих, 7 средних и 11 молодых, что дает некоторое представление о распределении ролей.

Распределение обязанностей между повытьями. Повытья (отделы) занимались каждое определенным числом стран, как. правило, далеко не равным. Это зависело на каждом историческом этапе от конкретного состояния международных отношений, от наличия часто меняющихся контрагентов (партнеров), т. е. иностранных держав, с которыми Россия поддерживала отношения, от реального значения и отсюда от фактического объема работы с той или иной страной, от компетенции отдельных старых подьячих, от их конкретных знании определенных стран и, наконец, далеко не в последнюю очередь от воли царя и начальника приказа и их усмотрения насчет того, какова должна быть «равная» нагрузка для работников каждого повытья, какими критериями при этом руководствовались и по каким признакам она в каждый конкретный исторический период определялась и сопоставлялась.

Если учесть все эти сложные обстоятельства, то для нас станет объяснимой та структура повытий, которая никогда не была постоянной, а менялась и формировалась путано и бессистемно. Хотя в основе работы повытий уже с конца XVI в. явно возобладал принцип специализации отделов по странам, но сама компоновка этих стран в повытьях, их сочетание могут показаться нам бессмысленными, фантастическими и просто-таки неудобными, если мы не будем учитывать вышеизложенных обстоятельств и подходить к оценке работы тогдашних отделов Посольского приказа с современной точки зрения. Отделы (повытья) вначале назывались по фамилии их начальников-подьячих: повытье Алексеева, повытье Волкова, Губина, затем по номерам; 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, Так, уже в середине XVII в. (1646 г.) существовало 4 повытья (в 70-х гг. - 5, в 90-х - 6). Обязанности между ними распределялись так:

1-е повытье: Кызылбаши (Дагестан, азербайджанские ханства, Персия), Дания, Голландия.

2-е повытье: Бухара, Юргенч (Хивинское ханство), Индия, Крым.

3-е повытье: Швеция, Молдавия, греческие власти (т. е. Константинопольский патриарх, Киевский митрополит) .

4-е повытье: Литва и турецкий султан.

«Непонятное» на современный взгляд включение отношений Москвы с Данией и Азербайджаном (Персией) в один отдел на самом деле объясняется тем, что эти страны находились в постоянно, стабильно дружественных отношениях с Россией, и поэтому работники этого отдела должны были выработать и культивировать определенный дипломатический язык, определенную мягкую, вежливую, уважительную форму обращения при составлении документов.

Наоборот, в 4-м повытье, где надо было говорить довольно жестко, но в то же время не срываясь и не допуская оскорблений, с двумя «вечными» врагами России - с султаном и великим герцогом литовским, с самыми непредсказуемыми соседями России, - естественно, должны были вырабатываться другие качества у дипломатов. Гибко менять на ходу форму отношений не позволяли ни традиции, ни предписания; и все, что касалось изменения политики, решалось царем, его Думой, а на долю чиновников Посольского приказа оставалось неукоснительное выполнение предписаний. Вот почему все оттенки дипломатических отношений - от враждебных до разной степени дружественных - были распределены по пяти наивозможным категориям, а уже распределение стран в этих категориях менялось в зависимости от конкретно-исторических обстоятельств. Так, например, поссорившись с молдавским господарем, царь мог распорядиться перевести ведение дел с Молдавией в 4-е повытье, и этого было уже достаточно, ибо чиновники этого повытья автоматически писали бы молдавскому господарю таким же тоном и в том же духе, как и турецкому султану или великому герцогу литовскому. Переучивать же сотрудников одного и того же отдела, менять формы работы в зависимости от конъюнктуры считалось в XVI и XVII вв. крайне неудобным и непрактичным: сами подьячие могли бы запутаться, да и для престижа царя это было бы ущербом. Царь не должен был менять свои распоряжения так, чтобы эта перемена политики была заметна его подданным: они привыкли, чтобы все было неизменным и стабильным, иначе они либо терялись, либо, наоборот, теряли уважение к власти как к стабильному институту. Лишь в 80-х гг. XVII в., когда во главе Посольского приказа начинают ставиться европейски образованные люди и когда сам характер и интенсивность европейских дел начинают слишком резко отличаться от дел азиатских да к тому же начинает играть все большую роль языковой фактор, знание отдельных европейских и азиатских языков, в то время как прежде достаточно было знания двух или трех «интернациональных» - церковнославянского (для всех славянских и православных стран), латинского (для всех западноевропейских) и греческого (для всех восточных и для сношений с церковными иерархами - патриархом Константинопольским и митрополитом Киевским), разбивка дел отдельных повытий начинает приобретать современный региональный характер.

1-е повытье: Папский престол, Священная Римская империя германской нации, Испания, Франция, Англия и все протокольные вопросы.

2-е повытье: Швеция, Польша, Валахия, Молдавия, Турция, Крым, Голландия, Гамбург, ганзейские города, греки и приезды «греческих властей» (Константинопольский патриарх).

3-е повытье: Дания, Бранденбург, Курляндия и все дела, относящиеся к ведению технического обеспечения сношений: переводчики, толмачи, драгоманы, переписчики, золотописцы.

4-е повытье: Персия, Армения, Индия, Калмыцкое государство, донские казаки, а также все, что относилось к связи: диппочта н почта в целом, курьеры, гонцы, вестовые, связные, служба обеспечения безопасности дипломатических работников («расправные дела») и торговое представительство.

5-е повытье: Китай, Бухара, Ургенч (Хива), сибирские калмыки (Чжунгарское государство), Грузия и обеспечение экипировки посольских работников и оформление приемов (суконное дело, позументное, полотняные заводы и т. д.).

Таким образом, в 80-е гг, XVII в, три отдела занимались европейскими делами, а два - азиатскими. Здесь уже была более рациональная организация дипломатической работы, при которой была возможна специализация работников не только на форме работы, но и на стране, на самом содержании дипломатической работы. И все же даже в конце XVII в. еще не пришли к решению об отделении от дипломатической работы всех вспомогательных отделов - безопасности, связи, хозяйственных служб, торгпредств. Их давали «в нагрузку» понемногу каждому из основных повытий, не догадываясь избавить дипломатов от не свойственных им функций завхозов или охранников.

Эта структура остается, по сути дела, до самого конца существования Посольского приказа, ибо еще в 1701-1702 гг. было следующее деление на повытья (отделы), где виден, с одной стороны, сдвиг в сторону еще большей рациональности в делении стран, а с другой - слепое следование традиции в сохранении старого порядка: 1-е повытье: Папский Престол, Германская империя, Франция, Англия, Португалия, Флоренция, Италия, Венеция, курфюрсты Германии, а также протокольное (церемониальное) дело и медицинское обеспечение (карантины, доктора, аптекари).

2-е повытье: Греческие вопросы (Константинополь), Дания, Бранденбург, Курляндия, а также вопросы безопасности (приставы и сторожа) и технического обеспечения (переводчики, толмачи, переписчики, золо-тописцы и т. д.).

3-е повытье: Польша, Швеция, Голландия, Турция, Крым, Молдавия, Валахия. (Нетрудно увидеть, что в этом отделе были объединены все важнейшие, ключевые внешнеполитические отношения того времени, этим повытьем интересовался и вел его дела нередко сам царь, и потому здесь объединялись и европейские, и азиатские дела, касающиеся военно-стратегических и военно-внешнеполитических вопросов: это был отдел стран-соседей на западной границе империи.) Голландия же попала в эту компанию по двум причинам: во-первых, это была страна, которую отличал в это время сам царь (Петр I), во-вторых, она была тесно связана с решением военно-дипломатических вопросов, оттуда шло все флотское снаряжение и обучение, необходимые для войн Петра I на море как с Турцией, так и со Швецией; кроме того, Голландия соперничала со Швецией в торговле на Балтике.

4-е повытье: Персия, Армения, донские казаки, ганзейские города, Рига, регулирование положения иностранных купцов в России - занималось делами нейтральных стран.

5-е повытье: Грузия - Карталиния и Грузия - Имеретия, Китай, Средняя Азия - Бухара, Ургенч (Хива) - носило чисто азиатский характер.

6-е повытье: Отдельно были выделены вопросы отношений с Севером и Сибирью, так наз. строгановские дела, т. е. впервые правительство брало в свои руки обширную область отношений с сибирскими и северными народами, которой стали ведать с XV в. фактически различные частные лица по личной доверенности царя. В результате отношения России с народами Сибири, в том числе с различными местными (туземными) государствами, приобрели искаженные, колониально-принудительные формы, исходившие при этом даже не от государства, а от частных, лиц, допускавших веками произвол в узкокорыстных целях. Таковы были отношения с Великопермскими, Вымскими, Пелымскими, Кондинскими, Ляпинскими, Обдорскими, Сургутскими «князьствами», т. е. с местными государственно-племенными образованиями мансийского (вогульского) и хантыйского (остяцкого) народов, а также с Чжунгарскими, Ойратскими и другими племенными союзами и государствами (ханствами), расположенными от Урала до границ Китайской империи. Начиная с 1700 г. отношения в этом регионе впервые ставились под непосредственный контроль государства и потому включались в ведение Посольского приказа, его особого, б-го, повытья.

Такова была структура внешнеполитического ведомства России перед реорганизацией его в Коллегию иностранных дел.

В Посольском приказе кроме собственно работников-дипломатов центрального аппарата работали постоянно и различные вспомогательные работники, обеспечивавшие техническое выполнение дипломатических поручений и актов.

1. Переводчики - так назывались только письменные переводчики с различных иностранных языков, изготовлявшие русские тексты иностранных грамот и сверявшие идентичность текстов русских договоров с их иностранной версией.

Помимо собственно дипломатической работы они были загружены и составлением различных справочных и познавательных «государственных книг». Так, именно в Посольском приказе были составлены «Титулярник», «Космография», сборник церковно-государственных канонических правил и законов «Василиологион» и другие книги, носившие непреходящий энциклопедический характер и к тому же связанные с обработкой и собиранием сведений из иностранных источников. Переводчики были, по сути дела, и первыми пресс-атташе тогдашнего внешнеполитического ведомства.

Число переводчиков с момента организации Посольского приказа и до его роспуска в начале XVIII в. Сильно колебалось, но все время росло по мере роста объема работы и числа стран, вступивших в дипломатические отношения с Москвой. Переводчиков с языков было от 10 до 20 (оплата от втрое до впятеро выше, чем толмачей, устных переводчиков):

1) греческого классического (древнегреческого, или эллинского);

2) греческого разговорного (новогреческого);

3) волошского (валахского, румынского);

4) латинского (классического);

5) цесарского латинского (т. е. с вульгарной латыни);

6) польского;

7) голландского;

8) английского;

9) цесарского (австрийско-немецкого);

10) татарского;

11) калмыцкого;

12) турского (турецкого);

13) арабского;

14) немецкого (нижнесаксонского);

15) шведского.

2. Толмачи - всего от 12 до 16. Каждый знал от 2 до 4 языков. Сочетания: татарский, турецкий и итальянский - обычные для того времени, а также латинский, польский, немецкий. Переводили со следующих языков.

Вызвал существенное расширение функций Посольского приказа и его штатов (в 1689 году он включал уже 53 подьячих, 22 переводчика и 17 толмачей). Структурно он делился по территориально-государственному признаку на повытья. Кроме того, с 1621 года дьяки Посольского приказа специально для царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича стали готовить рукописные «Вестовые письма» - первую русскую газету . Источником информации из-за границы служили иностранные газеты, новости внутри страны поступали из различных приказов.

На Посольский приказ было возложено общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатия: отправка русских посольств за границу, приём и отпуск иностранных посольств, подготовка текстов инструкций («наказов») русским послам и переписка с ними, подготовка соглашений, ведение переговоров, а с начала XVIII века также назначение и контроль за действиями постоянных русских дипломатических представителей за границей. Посольский приказ ведал иностранными купцами во время их пребывания в России и вообще всеми приезжими иноземцами, кроме военных. Кроме того, он занимался выкупом и обменом русских пленных, управлял вновь присоединяемыми территориями (Сибирь , Смоленская земля и др.), ведал служилыми татарами -помещиками центральных уездов.

Главы

Имя Полномочия Действующий глава государства
Начало Окончание
Посольский приказ
1 Иван Висковатов Иван IV
2 Андрей Щелкалов Иван IV , Фёдор I Иоаннович , Борис Годунов
3 Василий Щелкалов Борис Годунов
4 Афанасий Власьев Борис Годунов , Фёдор II Годунов , Лжедмитрий I
5 Иван Грамотин Лжедмитрий I
6 Пётр Третьяков Василий Шуйский
7 Иван Грамотин Лжедмитрий II
8 Пётр Третьяков Михаил Фёдорович
9 Иван Грамотин Михаил Фёдорович
10 Алмаз (Ерофей) Иванов Михаил Фёдорович , Алексей Михайлович
11
Афанасий Ордин-Нащокин
Алексей Михайлович
12 Артамон Матвеев Алексей Михайлович , Фёдор III Алексеевич
13 Ларион Иванов Фёдор III Алексеевич ,Пётр I
14 Василий Голицын Пётр I
15 Емельян Украинцев Пётр I
16 Лев Нарышкин Пётр I
17 Фёдор Головин Пётр I
18
Пётр Шафиров
Пётр I
19
Гаврила Головкин
Пётр I , Екатерина I , Пётр II , Анна Иоанновна

См. также

Напишите отзыв о статье "Посольский приказ"

Литература

  • Василенко Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Демидова Н. Ф. Обучение при Посольском и Поместном приказах // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. - М ., 1989. - С. 103-107.
  • Обзор посольских книг из фондов - коллекций, хранящихся в ЦГАДА (конец XV - начало XVIII в.) / Сост. Н. М. Рогожин. - М ., 1990.
  • Опись архива Посольского приказа 1626 года: В 2 ч. / Под ред. С. О. Шмидта . - М ., 1977.
  • Опись архива Посольского приказа 1673 года: В 2 ч. / Под ред. С. О. Шмидта. - М ., 1990.
  • Рогожин Н. М. Посольский приказ и его роль в проведении внешней политики России // История внешней политики России. Конец XV-XVII век (от свержения ордынского ига до Северной войны). - М ., 1999. - С. 343-406.
  • Рогожин Н. М. У государевых дел быть приказано… - М ., 2002.
  • Рогожин Н. М. Диалог вероисповеданий в дипломатии средневековой Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . - 2000. - № 1. - С. 40-50.
  • Савва В. И. О Посольском приказе в XVI веке. - Харьков , 1917.
  • Савва В. И. Дьяки и подьячие Посольского приказа в XVI веке: Справочник / Сост. В. И. Савва; Предисл. С. О. Шмидта ; . - М., 1983. - 228 с.

Ссылки

В ознаменование 200-летнего юбилея российского Министерства иностранных дел Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 31 октября 2002 г. учрежден профессиональный праздник - День дипломатического работника, который отмечается 10 февраля. Эту дату в отечественной историографии условно принято считать днем образования первого внешнеполитического ведомства России - Посольского приказа.

Точной официальной даты учреждения Посольского приказа нет, поскольку какого-либо специального акта о его создании и функциях не сохранилось. Он был создан из Казенного двора - канцелярии Московского государства, занимавшейся также и внешними сношениями. К середине XVI века внешние связи Московского государства настолько расширились, что возникла настоятельная потребность создания центрального ведомства по иностранным делам.

В 1549 году царь Иван IV приказал "ведать посольское дело" думному дьяку Ивану Михайловичу Висковатому, который за короткое время сумел привести в порядок посольские документы, разобрал и систематизировал обширный царский архив, сильно пострадавший от пожара 1547 года. Впервые при нем появились описи архивных документов, велся учет используемых деловых бумаг. Именно при Висковатом окончательно сформировалась Посольская канцелярия, которую вскоре нарекли приказом.

Вот что говорят документы тех лет, в частности "Краткая выписка о бывших между Польшей и Россиею переписках, войнах и перемирьях", сделанная в Посольском приказе около 1565-1566 годов: "В 57-м году (т. е. в 7057 году "от сотворения мира" или 1549 году) приказано посольское дело Ивана Висковатого, а был еще в подьячих...". В ней также говорится, что 1(10) февраля 1549 года И. Висковатый вместе с дьяком Бакакой Карачаровым и литовским писарем писали на Казенном дворе перемирную грамоту, то есть соглашение о перемирии. Таким образом, дата 1(10) февраля 1549 г. считается наиболее точной датой основания Посольского приказа.

С самого начала Посольский приказ стал центром, куда стекалась информация о всех внешних делах. Здесь расспрашивали приезжих чужестранцев о виденном и услышанном, о событиях, происходивших в мире, о взаимоотношениях монархов и т. д. Сюда поступали отчеты русских послов, содержавшие самые разнообразные сведения о странах, где им приходилось бывать, по которым можно было судить, что представляло интерес для России в тот период. Здесь же готовились и наказы русским послам, отправлявшимся за границу. Только с 1549 по 1559 год Москву посетило 32 посольства из разных стран.

В ведении Посольского приказа находились не только дипломатические дела, но и юридические, касающиеся торговли. В жалованных грамотах иностранным купцам прямо говорилось, что помимо освобождения от пошлин они могли пользоваться привилегией судиться с русскими подданными через Посольский приказ.

В XVII веке рост международного значения Русского государства вызвал существенное расширение функций Посольского приказа. Структурно он делился по территориально-государственному признаку на повытья, то есть своеобразные отделы, которые выполняли те или иные функции. В приказе появились приставы и сторожа. Все служащие приказа приводились к присяге, обещая хранить государственную тайну, не общаться с иностранцами, а при переводах переводить правдиво. Имелись в приказе и золотописцы, то есть те, кто расписывал золотом и красками грамоты, посылавшиеся в иностранные государства (расписывались обычно каймы грамот и начальные слова). На Посольский приказ были возложены общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатическая работа. Кроме того, в Посольском приказе хранились государственные печати и государственный архив.

Если в XVI веке Посольский приказ был главным образом канцелярией по внешним сношениям, исполнявшей решения царя и Боярской думы, то в XVII столетии он превратился в центральное государственное учреждение с широкими полномочиями и значительной самостоятельностью.

С 1667 года во главе Посольского приказа стояли уже не дьяки, а бояре, некоторым из них, например А. Л. Ордину-Нащокину, был присвоен особый титул - "царственныя большия печати и государственных великих посольских дел оберегатель". Среди руководителей Посольского приказа было немало выдающихся русских дипломатов - А. Я. Щелкалов и В. Я. Щелкалов, А. С. Матвеев, В. В. Голицын, Е. И. Украинцев и др.

Главной задачей русской дипломатии того времени были контроль, наблюдение за сношениями с иностранными государствами, присоединение новых территорий и собирание Российской державы. А. Л. Ордин-Нащокин в одном из своих обращений к царю Алексею Михайловичу особо подчеркивал: "В царствующем граде Москве беспорочным людям Посольский приказ, яко зеницу ока, хранить. Потому что это учреждение есть око всей великой России!" Российская дипломатия самым внимательным образом следила за соблюдением "государственного интереса".

Небольшой по численности штат Посольского приказа неустанно поддерживал отношения почти с тремя десятками стран, собирал военную, политическую, экономическую и культурную информацию о странах Европы и Азии. Фактически служащие Приказа заложили основы и принципы российской дипломатии.

Во второй половине XVII века Посольский приказ стал называться Государственным, чем подчеркивалась его особая значимость. При царе Алексее Михайловиче он получил название Государственного приказа посольской печати. С 80-х годов XVII века он именовался иногда Государственной посольской канцелярией, которая впоследствии, при Петре I, трансформировалась в Посольскую походную канцелярию, а затем в 1720 году в Коллегию иностранных дел.


Подготовлено на основе статьиА. Ю. ГУСЕВОЙ ,
третий секретарь ИДД

ОРДИН-НАЩОКИН АФАНАСИЙ ЛАВРЕНТЬЕВИЧ(1606–1680 гг.) – русский государственный и военный деятель, дипломат и политик в царствование Алексея Михайловича, глава Посольского приказа. Родился в семье небогатого дворянина. Местные дьячки научили его грамоте и математике, поляки – польскому языку и латыни, позже он сам овладел немецким и молдавским. Как все молодые дворяне в то время, в 1622 начал «полковую службу». В 1642 был привлечен к посольскому делу при дворе царя Михаила Федоровича. Во время русско-шведской и русско-польской войн середины 17 в. был и воеводой, и дипломатом, проявил себя как способный военачальник. В 1656 подписал договор о дружбе и союзе с Курляндией. Ордин развернул активную борьбу с торговыми привилегиями иностранным купцам, предложив обязать их уплачивать высокие пошлины за ввозимые ими товары. Добившись в 1667 году подписания выгодного для России Андрусовского перемирия с Польшей, получил чин боярина и стал во главе Посольского приказа.

Одним из первых действий Ордина-Нащокина на посту руководителя Посольского приказа было введение в жизнь Новоторгового устава. Устав 1667 обобщил положение о таможенных сборах, усилил протекционный характер обложения. Это дало толчок для формирования всероссийского рынка. В столичном здании Посольского приказа при Ордине стали принимать иностранцев - все положило начало складыванию дипломатического этикета в России. При всех дипломатических качествах Ордина – уме, красноречии, жизненной цепкости – лавирование в водоворотах политической жизни России давалось ему к старости все трудней. Прямота в суждениях приблизила его опалу. В 1671 он был отстранен от службы в Посольском приказе, возвратился на родину и постригся в монахи под именем инока Антония. Но в стране не было лучшего знатока польских реалий, и в 1679 царь прислал за Ордином в Москву. Но советы его в отношении поляков были признаны устаревшими, самого Ордина отстранили от переговоров и возвратили в Псков. Там он и скончался через год, в 1680 в Крыпецком монастыре в возрасте 74 лет.
А. Л. Ордин-Нащокин принадлежал к когорте русских реформаторов, умевших сочетать интересы патриотизма и обновления. Он стремился оградить отечественное производство путем протекционистских мер и обновленной фискальной политики. Большую роль сыграло и его покровительство развитию торговли и флота, налаживанию торговых связей России со многими странами. Ордин поднял значение посольской службы, дав ей экономическое и политическое обоснование. Высокообразованный человек своего времени, Ордин-Нащокин выделялся среди придворных живым умом, блестящим риторическим талантом, эрудицией. Его разносторонняя деятельность оставила глубокий след во многих областях жизни России, подготовив страну к реформам Петра I.


Артамон Сергеевич Матвеев (1671-1682 гг.)Преемником А. Л. Ордин-Нащокина на посту главы Посольского приказа в феврале 1671 г. стал думный дворянин, потомственный дипломат Артамон Сергеевич Матвеев. А. С. Матвеев пользовался неограниченным доверием Алексея Михайловича, к чему были серьезные основания. Он рос и воспитывался во дворце вместе с царем. Обладая многими талантами, Матвеев, так же, как и его предшественник, входил в образовавшуюся вокруг царя "избранную думу". Еще до своего вступления в должность руководителя внешнеполитического ведомства Матвеев немало сделал на дипломатическом поприще. В 1653 г. он возглавлял посольство на Украину и вел переговоры с Б. Хмельницким по вопросу воссоединения Украины с Россией. В результате всех переговоров в январе 1654 г. состоялось воссоединение русских и украинских земель. В апреле 1669 г. А. С. Матвеев возглавил Малороссийский приказ. Здесь он проявил себя гибким политиком, искусным дипломатом, ему удавалось сглаживать самые острые углы во взаимоотношениях властей с местным населением. Современники отмечали его особое умение ладить с людьми, избегать конфликтов, его верность и преданность царю Алексею Михайловичу, который высоко ценил заслуги Матвеева. В 1672 г., вскоре после назначения главой Посольского приказа, Артамон Сергеевич был пожалован в окольничие, а в октябре 1674 г. произведен в ближние бояре.
Дипломатическая деятельность Матвеева совпала по времени с изнурительными переговорами, продолжительной и упорной борьбой России с Польшей и Литвой за Малороссию. После успешных переговоров с поляками в 1674 г. Артамон Сергеевич подписал соглашение, закреплявшее Киев за Россией. Будучи горячим сторонником сближения России с Речью Посполитой , Матвеев был убежден, что такой союз необходим для объединения славян против Турции. Желая заручиться поддержкой других европейских стран в создании антитурецкой коалиции, он направлял русских дипломатов в Англию, Францию, Испанию, Швецию, Данию, Голландию, Австрию, Бранденбург и Пруссию. Однако эти планы остались неосуществленными из-за войны в самой Европе. Продолжал Матвеев и политику своих предшественников по развитию отношений России со странами Востока, Индией и Китаем.

При Матвееве для служебных целей в Посольском приказе составлялись необходимые для дипломатов справочные книги. Автором одной из них, получившей название "Титулярник", стал Матвеев. Эта книга представляет собой подробное изложение истории дипломатических сношений Московского государства с зарубежными странами.
После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. из-за интриг Матвеев оказался в опале и был отстранен от управления Посольским приказом. В борьбе Нарышкиных с Милославскими за престолонаследие А. С. Матвеев - приверженец Петра, пал жертвой стрелецкого бунта 1682 г.

Васи́лий Васи́льевич Голи́цын (1643 - 1714) - боярин, дипломат и государственной деятель допетровской Руси. Фактический глава русского правительства во время регентства царевны Софьи (1682-89) в звании воеводы. Он получил прекрасное домашнее образование и свободно изъяснялся на латинском, греческом, польском и немецком языках. Обладая острым и трезвым умом Василий Васильевич пришел к выводу о необходимости преобразования системы власти, понимая, с какими трудностями ему придется столкнуться при дворе в борьбе за осуществление своих идей.
Одна из его миссий была связана с задачей вывести Россию из кризисной внешнеполитической ситуации, когда страна оказалась под угрозой пограничных набегов татарских орд и вторжения своего бывшего союзника - Речи Посполитой. Результатом дальновидной политики Голицына стало заключение в 1681 г. Бахчисарайского мирного договора, устанавливавшего на 20 лет буферную зону между Днепром и Бугом.

При Софье В. В. Голицын возглавил в мае 1682 г. Посольский приказ. Кроме учреждений, ведавших внешними сношениями России, князь Василий взял в свои руки управление боеспособными частями русской армии. К 1683 в России сложилось сложное положение: османы укреплялись по Днепру, усилились набеги крымчан, на шведской границе происходила концентрация войск и готовилось польское вторжение. Выход на Балтику и связанная с ним торговля с Западом представлялись ему менее перспективными для России по сравнению с укреплением ее позиций на Черном море. Он считал жизненно важным освоение южнорусских земель и освобождение своих единоверцев от османского владычества на Кавказе и Балканах. При этом он успешно использовал баланс интересов в Европе, не нанося ущерба своим партнерам. Так, например, со шведами, не прибегая к военным демонстрациям, он добился в 1683 г. продления Кардисского мира, получив возможность сосредоточить силы на южном направлении.
Подлинное дипломатическое искусство Голицын проявил в переговорах с Речью Посполитой, заключив в апреле 1686 г. "Вечный мир", по которому юридически было закреплено воссоединение Украины с Россией. Договор положил конец раздорам между славянскими государствами и объявлял о вступлении России в войну с турками в составе Священной лиги - Австрии, Польши и Венеции.

Обострение внутриполитической обстановки в России в связи с борьбой за власть привело к падению правления Софьи и опале В. В. Голицына.

Пытливый ум и всесторонняя образованность В. В. Голицына позволяли ему правильно оценивать происходившие в мире политические процессы и определять главные направления во внешней политике России. Он с уважением относился к достижениям европейских стран в различных областях и считал необходимым учреждение там постоянных дипломатических представительств России. Он впервые ввел в дипломатическую практику неформальные встречи у себя дома с иностранцами, которые видели в нем родственного по духу человека.