Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему: Контрольные работы по русскому языку (6 класс). Народные приметы ноября: о чем расскажет предзимний месяц Ноябрь предзимний месяц по а сладкову

Татьяна Петухова
«Предзимний месяц Ноябрь». Сказка для детей

Предзимний месяц Ноябрь . На улице зябко и неуютно. Листья с деревьев облетели и они, постаревшие, давно уже мокли на земле, лил мелкий назойливый дождь. Деревья сиротливо ёжились под холодным пронизывающим ветром, везде было сыро и неуютно, казалось, что весь город уже промок насквозь. У всех было серое настроение, а ноябрьская непогода ещё больше закапризничала, снова заморосил дождь, а вечером, как голодный цепной пёс, на город внезапно налетел колючий Северный ветер.

Ветер неистовствовал, он раскачивал деревья со страшной силой. Под таким натиском ветра бедные деревья уже безропотно били поклоны до самой земли : только бы выстоять, только бы не упасть.

Ветер, дико завывая, гремел по крышам, и от этого жуткого воя, в котором слышалось злое торжество, всем становилось не по себе.

На улицы опустилась тьма. Ветер начал стихать, его вой становился все глуше. И вот, как бы собрав последние силы, Северный ветер ещё раз покружил по улицам города, покружил, вдруг напоследок жалобно заскулил и затих, свернулся в клубок, преданно ожидая своего хозяина.

Вслед за ветром на беззащитный город напал Холодей. Холод сковал намертво землю, покрыл её ледяным панцирем. На ветвях застыли дождевые капли, они жалобно звенели, точно ледяные колокольчики. Их печальный пугающий звон далеко раздавался в тишине.

На синем коне в город победно въезжал сам Холодей в окружении верных слуг-холодейчиков. Холодейчики были похожи на острые сосульки, они были в синих плащах и в остроугольных шлемах, а в руках каждого была острая ледяная пика.

Их властелин, Холодей, тоже был одет во всё синее. "Синий цвет - мой любимый цвет, - любил говорить он. - Мне нравится, когда от холода синеют".

Холодей был неопределенного возраста : не стар и не молод. Вытянутая голова его была совершенно без волос. Белое узкое лицо было бы похоже на застывшую маску, если бы не пронзительный взгляд маленьких глаз-буравчиков, которых почти не видно из-за нависших бровей-сосулек. Непомерно длинный нос свисал над тонкой щелью рта, а вместо бороды в разные стороны торчали длинные сосульки. Тихий голос Холодея, напоминающий шипящий свист, вызывал у всех страх.

Маленькие холодеи чётким строевым шагом шли и шли по тёмным улицам города, выполняя строгий приказ своего господина не оставлять в городе даже самой маленькой снежинки и превратить этот край в страну вечной мерзлоты. И холодеи - выдувалы и подметалы старались во всю, они сметали и убирали снег повсюду, не пропуская ни одной улицы, ни одного двора.

Казалось, что уже победа была за ними, но люди всматриваясь в тёмное небо, просили :

Снег, снег, поспеши, всё вокруг запороши,

Тогда не страшен холод, спаси любимый город!

…И они были услышаны. Вдруг из снежных облаков стали падать крупные хлопья снега, белого, мягкого, долгожданного снега, которого больше всего так боялся Холодей. Он от бессильной ярости взвыл, потом вскочил на коня, и Северный Ветер унёс его далеко-далеко в Синее королевство.

Толстый снежный покров бережно укрыл землю, и теперь будет надежно защищать её от холодов.

Узорные звёздочки-снежинки плавно кружились в снежном вальсе. Зимушка-зима вступила в свои права.

А весной дети Земли будут любоваться цветами, слушать пение птиц и радоваться жизни!

Публикации по теме:

11 апреля в нашем замечательном детском саду, в средних группах «Ромашка» и «Зайчик» прошло физкультурно-музыкальное развлечение для детей.

Календарно-тематическое планирование для воспитателя школы-интерната на ноябрь и декабрь 2018–2019 уч. год «Здоровое поколение" НОЯБРЬ 1 декада «Православие, профилактика вредных привычек, ЗОЖ» Трудовое воспитание. Изготовление стенгазеты «Мы.

Картотека наблюдений на прогулке на ноябрь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Математическая сказка. Сказка про дружбу. Для детей старшего дошкольного возраста СКАЗКА ПРО ДРУЖБУ. Для детей старшего возраста. Цель: Закрепить порядковой счет до 10,делить числа на две группы предметов используя наглядный.

Тема: «Разноцветная осень» (коллективная работа) Техника рисования: рисование ладошками. Задачи: Формировать интерес и положительное отношение.

Приложение № 5

Контрольный диктант №4

(6 класс)

Имя прилагательное

Первый снег.

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

"Здравствуй, зима!" - радостно говорят люди.

101 слово

Грамматические задания.

1в. Загораются, блестят разноцветные искорки инея.

2в. Побелели дорожки и крыши домов.

1в. На гладкой (поверхности)

2в. На снежную (бабу)

1в. Причудливую

2в. Предзимние

Приложение № 6

Контрольный диктант №5

(6 класс)

Имя числительное

Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центре Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые? Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллионы лет назад?

Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубокое бурение – один из методов изучения земных недр. Он позволяет многое узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли 6370 километров.

И все-таки с помощью бурения ученые установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса.

Из книги «Почемучка»

120 слов

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Движутся материки или стоят на месте?

2в. Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов?

    Произвести морфологический разбор слова.

. 15 километров

2в. 3 градуса

    Произвести морфемный разбор.

1в. Установили

2в. Стремились

Приложение № 7

Контрольный диктант № 6

Местоимение

(6 класс)

Необычный стрелок.

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это интересное растение.

по Г. Угарову

118 слов

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Был жаркий, но ветреный летний день.

2в. Я остановился и осмотрелся.

    Произвести морфологический разбор слова.

1в. Все

2в. У меня

    Произвести морфемный разбор.

1в. Пение

2в. Резкий

Приложение № 8

Контрольный диктант № 7

(6 класс)

Глагол

Ноябрь – предзимний месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Ноябрь – начало ненастий. Еще моросят по России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок.

Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.

На окраине деревни пируют дрозды. Они приютились на рябине и перелетают с ветки на ветку, обирают с нее спелые ягоды.

Принялся за обновки заяц. Белеет зайчонок с ног, меняет шубку под цвет снега. Так его труднее заметить.

Все крепче забирает зима, все чаще непогода. Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли. Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются. Природа замирает в ожидании зимы.

по А. Стрижову

109 слов

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.

2в. Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли.

    Произвести морфологический разбор слова.

1в. Переползает

2в. Принялся

1в. Ноябрь

2в. Ягоды

Приложение № 9

Контрольный диктант № 8

(6 класс)

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие-то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи - смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.

по И. Соколову-Микитову

125 слов

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся.

2в. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

    Произвести морфологический разбор слова.

1в. Разговаривает

2в. Сидел

    Произвести морфемный разбор.

1в. Пробудились

2в. Покрывают

Приложение №10

(6 класс)

О хороших манерах .

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

Что же лежит в основе руководства по приобретению хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения?

В основе всех манер лежит одна забота – о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол – опять-таки, чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.

Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них – бережное отношение к людям, к природе.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А когда манеры сами придут к вам, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.

По Д. Лихачеву.

Приложение № 11

Подробное изложение по прослушанному тексту (№2)

Поговорим о бабушках.

Давайте поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, rогда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть - это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе “ жизнь отдает”. Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость - довольно тяжкое и печальное время жизни.Все свое, личное, у нее позади - заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты - ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной, жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть-ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено кричать и поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все - таки попытайся.

(По И.Медведевой.) 234 сл.

Приложение №12

Контрольные сочинения (6 класс):

1. Контрольное сочинение-описание картины Т.Н.Яблонской «Утро» (№1).

2. Контрольное сочинение-повествование. Рассказ на основе услышанного - «Когда моя мама, сестра, дедушка…» (№2).

Приложение №13

Контрольный диктант №1

(7 класс)

Повторение изученного в 5-6 классах

Осень на воде.

Осень. Уже не хочется выкупаться, но тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замерзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. На гладкой поверхности теплой воды иногда выскакиваю пузыри. Это голодные рыбешки ждут, не упадет ли кузнечик или муха.

Ветер шевелит желтыми листочками. Вот какой-нибудь окажется в воде. Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду. Но скоро он вынырнет обратно.

А бросьте в воду горсточку крошек. Какая поднимется возня! Толкаются, кружатся, борются за пищу рыбки. Посмотришь через минутку и ничего не увидишь. Спокойная темная вода.

109 слов

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложения.

. Водяные лилии опустились на дно.

2в. Лягушки зарылись в почву до весны.

    Произвести морфологический разбор слова.

1в. В воде

2в. За пищу

    Произвести морфемный разбор.

1в. Посмотришь

2в. Увидишь.

Приложение №14

Контрольный диктант №2

(7 класс)

Причастие

В лесу.

Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе . Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались. Настороженные уши ловили каждый звук. Внимание его привлек звук, послышавшийся сверху. Зверь распустил напряженные мускулы, вышел на поляну, лизнул наст.

Летчик ощущал дрожь подраненной машины всем своим существом, как будто это была агония изувеченного мотора, а лихорадка, колотившая его собственное тело. Лучи пронзавшие хвою сверкающими бликами, зажигали наст.

по Б. Полевому

117 слов

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе.

2в. Настороженные уши ловили каждый звук.

    Произвести морфологический разбор слова.

. В посветлевшем (небе)

2в. Сверкающими (бликами)

    Произвести морфемный разбор.

. Зажигали

2в. Задвигались.

Приложение №15

Контрольный диктант №3

(7 класс)

Деепричастие

Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя спал в доме дяди Гриценко.

Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги.

Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Растолкав крепко спавших ребят, он сказал: «Хлопцы, пора!»

Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них дремоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера, и запивали их горячим чаем.

Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь.

У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса.

по Л. Кассилю и М. Поляновскому

127 слов

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Они умылись студеной водой, согнавшей с них дремоту.

2в. У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля.

    Произвести морфологический разбор слова.

1в. Растолкав

2в. Не проверив

    Произвести морфемный разбор.

1в. Бездонным.

2в. Невидимых

Приложение №16

Контрольный диктант №4

(7 класс)

Наречие

Купание в реке.

Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары было некуда деться. На берегу стояло несколько верб. Но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе.

Дымов и Кирюша быстро разделись и с громким криком попадали в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка разделся. Разбежавшись, он прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, Егорушка глубоко погрузился. Но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул, фыркая, пуская пузыри. Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около камышовых кореньев.

по А.П. Чехову

114 слов

Грамматические задания.

1. Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Разбежавшись, он прыгнул с вышины в речку.

2в. Он вынырнул, фыркая, пуская пузыри.

    Произвести морфологический разбор слова.

1в. Несколько

2в. Обратно

3. Произвести морфемный разбор.

1в. Разделись

2в. Расположился

Приложение №17

Контрольный диктант №5

(7 класс)

Служебные части речи

Добрые пожелания.

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком.

Прежде всего необходимо стараться выполнять режим дня в течение всего дня. Составьте его с начала сентября и старайтесь выполнять в течение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Вначале лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.

Если у вас что-либо не получается, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь. В справочную литературу. Это трудно. Зато полезно. За то время, которое вы потратили на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.

В свободное время побольше читайте. В продолжение чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.

125 слов

Грамматические задания.

1. Выписать из текста все служебные части речи.

1в. все предлоги

2в. все союзы

    Произвести морфологический разбор слова.

1в. В течение

2в. В продолжение

    Произвести фонетический разбор.

1в. Учиться

2в. Полезно

Приложение №18

Контрольный диктант №6

(7 класс)

Повторение изученного в 5 - 7 классах

Пошёл дождь. Сначала капли были крупные, редкие, потом загустело кругом, полилось, полилось... Васютка приметил пихту, широко разросшуюся среди мелкого осинника, и залёг под неё. Не было ни желания, ни сил шевелиться, разводить огонь. Хотелось есть и спать. Он отковырнул маленький кусочек от чёрствой краюшки и, чтобы продлить удовольствие, не проглотил его сразу, а начал сосать. Есть захотелось ещё сильнее. Васютка выхватил остатки горбушки из мешка, вцепился зубами и, плохо разжёвывая, съел всю.
Дождь не унимался. От сильных порывов ветра качалась пихта, стряхивая за воротник Васютке холодные дождя. Они ползли по спине. Васютка скорчился, втянул голову в плечи. Веки его сами собой начали смыкаться, будто повесили на них тяжёлые грузила, какие привязывают к рыболовным сетям. Он засунул руки в рукава, прижался плотнее к стволу пихты и снова забылся тяжёлым сном. На рассвете Васютка, стуча зубами от холода, вылез из-под пихты, подышал на озябшие руки и принялся искать сухие дрова.

по В.Астафьеву

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Васютка приметил пихту, широко разросшуюся среди мелкого осинника, и залёг под неё.

2в. Васютка выхватил остатки горбушки из мешка, вцепился зубами и, плохо разжевывая, съел всю.

    Произвести морфологический разбор слова.

1в. Скорчился

2в. Приметил

    Произвести фонетический разбор.

1в. Съел

2в. Дождь

Приложение №19

Подробное изложение по прослушанному тексту (№1)

(7 класс)

Журавли.

Задание . Напишите подробное изложение от третьего лица, стараясь передать эмоциональное отношение автора к исчезающим птицам.

Журавли - это совсем особые птицы. У них удивительное чувство собственного достоинства, чувство равенства с человеком. Журавли не только "умны", они красивы. Красивы особой законченной грацией, изяществом, свободой и своеобразием движений, нежной, "продуманной" гаммой окраски. У журавлей удивительный голос - грустный и вместе с тем торжественный, жизнеутверждающий, мелодичный - будто серебряный. Возможно, потому журавли и вызывают у людей особую любовь.
Но еще одно - и печальное обстоятельство выделяет журавлей из всех птиц: никто из диких животных не находится сейчас в таком критическом положении, как журавли. Почти половина всех видов журавлей нашей планеты включена в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов как исчезающие виды. И нет сомнения, что полное исчезновение журавлей на нашей планете - только вопрос времени. Для одних видов потребуются несколько десятилетий, для других - считанные годы, но все они обречены. Если, конечно, человек не придет им на помощь.
А ведь кое-где еще до сих пор охотятся на журавлей! Мне непонятна психология охотников на журавлей, я не могу понять и почувствовать: какую радость приносит выстрел по журавлю? Не говоря уже о том, что мясо журавлей волокнисто, жестко и сухо, почти несъедобно. Нет, я придерживаюсь точки зрения японцев, индийцев и наших русских крестьян: убить журавля - большой грех.

Операция «Стерх».

Приложение №20

Подробное изложение с дополнительным творческим заданием (№2)

(7 класс)

Задание. Закончить текст, сделав вывод.

Что значит быть воспитанным?

Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность?

Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.

Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

Как-то я прочитала такой рассказ. В Лувр по утрам приходили бездомные и нищие. Они становились к отоплению, отогревались. Стояла так старушка. Рядом художница работала над копией. Художница вдруг встала, принесла стул и предложила его старушке. Та низко поклонилась и села. Эту сцену наблюдала женщина с мальчиком. Мать что-то шепнула сынишке. Он подошел к художнице и сказал: «Мерси, мадам!» – и со счастливым лицом вернулся к матери.

По С. Гиацинтовой

Приложение №21

Темы контрольных сочинений

(7 класс)

1. Контрольное сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» (№1).

2. Контрольное сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» (№2).

Диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе»

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идём в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики, подберёзовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у берёзки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзинку.

День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлёту на юг.

(104 слова)

Задание:

1в- 7 предложение; 2 в-14 предложение

  1. Морфемный разбор слов.

1в – собираемся, плотно, тропинке

2в - расстилаются, аккуратно, берёзки

  1. Фонетический разбор.

1в – яркие; 2 в. – солнца

Контрольная работа по теме «Лексика»

1 вариант

  1. Выпишите из словаря по одному слову: заимствованное, устаревшее.
  • Цвет фиалки и сирени –
  • Заранее намеченный путь следования –
  • Мысленно представить себе что-нибудь –
  • Часть слова без окончания –
  1. Используя толковый словарь дайте толкование слова аккорд.
  2. Замените фразеологизмы синонимом: задрать нос, спустя рукава .
  1. Перепишите текст, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами.

Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте.(К. Г. Паустовский)

Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.

  1. золотой

2вариант

  1. Выпишите из словаря по одному слову: диалектное, профессиональное.
  2. Определите слово по его лексическому значению:
  • Очень большой –
  • Жёлтый с красноватым оттенком –
  • Знаки для обозначения звуков –
  • Слова, употребляемые жителями одной местности –

3.Используя толковый словарь дайте толкование слова гамма.

4. Замените фразеологизмы синонимом: водить за нос, засучив рукава .

С одним из них придумайте и запишите предложение.

5. Перепишите текст, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами.

Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шёл домой.

Надо было усердно приниматься за работу.

  1. Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.

В саду горит костёр рябины красной.(С. Есенин)

Ходят волны по реке, жёлтые, свинцовые.

  1. Выпишите синонимы из предложений.

Кругом, покорив всё своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.

  1. Составьте два предложения так, чтобы в одном из них слово хрустальный было употреблено в прямом смысле, а в другом – в переносном.
  2. В словаре найдите и выпишите однозначное слово, многозначное слово и омоним.

Контрольный диктант за I четверть.

Вечером.

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.

Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес.* Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.

Куда я зашёл? Как найти дорогу?

Я вышел на тропинку и пошёл полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги.

И вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Заблестел серп месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.**

(по И. С. Тургеневу) (104 слова)

Задание:

  1. Синтаксический разбор предложения.

1в- * 2в - **

  1. Выписать из текста диктанта 2 слова с чередованием гласной в корне и обозначить орфограмму.
  2. Морфемный разбор слов.

1 в- пробираться, вечерняя, долина.

2в – догорала, равнина, летучие.

Контрольный диктант по теме «Словообразование».

В лес за чудесами.

Вы любите осеннюю природу?* Я всегда радуюсь приближению осени**. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье умеют преодолевать препятствия.

«Советую тебе, Серёжа» присмотреться к осеннему лесу,»- говорил отец. Он приобрёл фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать всё интересное.

Как чудесно в лесу ранним утром! Светит солнце, и деревья горят желтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. Вот на ветку берёзки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.

Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнёшь и опять в путь. А вечером надо разложить всё, что принёс из похода. Лес подарил мне много счастливых находок. (108 слов)

Задание:

  1. Синтаксический разбор предложения.

1 в- * 2в-**

  1. Выписать из текста диктанта 3 слова с приставками пре-при, объяснить значение приставок.
  2. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слов.

1в- рассматривать, пригорок

2в –преспокойно, присмотреться

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Русская зима.

Хороши снежные зимы в России!* Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.**

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка весёлых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот пролетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнём в сугробе.

Задание:

1 в- * 2в-**

2. Выписать из текста диктанта 3 слова с орфограммами, изученными по теме «Имя существительное» и обозначить орфограмму.

3.Морфологический разбор существительных.

1в- непогоду, подо льдом

2в- на ветках, по снегу.

Контрольный тест за I полугодие.

1 вариант.

⌐ ͡ ^□^

  1. Пришкольный; 2. приготовился; 3. удивительный; 4. приближаться.
  1. Найдите слово, в котором написание гласной проверяется ударением.
  1. Выр…сли; 2. уг…реть; 3. бл…стеть; 4. р…скошный.
  1. о.
  1. Р…стение; 2. к…сание; 3. р…сток; 4. разг…реться.

при.

и .

  1. К станци…; 2.на топол…; 3. о ёлк…; 4. в гербарии…

–щик .

  1. Перебеж…ик; 2. свар…ик; 3. рез…ик; 4. фасов…ик.

8.Найдите существительное с приставкой не- .

2. Вася – (не)ряха.

  1. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
  1. Женя положила ключ и телеграмму на край стола и вышла из комнаты.
  2. Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство, отвлекает от грустных мыслей.
  3. Я вспоминаю то утро когда отец вернулся из экспедиции.
  4. Ветер нагнал к веранде кучу листьев, и теперь они лежали маленькой горкой.
  1. вариант.
  1. Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

⌐ ͡ ^□

1.Пришкольный; 2. приготовился; 3. удивительный; 4. приближаться.

2. Найдите слова с чередующийся гласной в корне..

1.Выр…сли; 2. с…лдат; 3. бл…стеть; 4. р…скошный.

  1. Укажите слова, в корне которых пишется а.

1.Р…стение; 2. к…сание; 3. р…сток; 4. разг…реться.

4.Найдите слова с приставкой пре.

1. Пр…пятствие 2. пр…сутствовать; 3. пр…школьный; 4. пр…огромный.

5.Найдите разносклоняемое существительное.

1.Санаторий 2. галерея; 3. пламя; 4. аллея.

6.Укажите существительные, у которых в окончании пишется е .

1.К станци…; 2.на топол…; 3. о ёлк…; 4. в гербарии…

7.Найдите существительные с суффиксом –чик .

1.Перебеж…ик; 2. свар…ик; 3. рез…ик; 4. фасов…ик.

8.Найдите существительные, в котором не – часть корня.

1.(Не) место красит человека, а человек место.

2. Вася – (не)ряха.

3. (Не)решительность шахматиста.

4. (Не)настье задержало нас в пути.

9.найдите среди данных слов заимствованное.

1 . Весна; 2. полотёр; 3. земля; 4. Акварель.

10.Найдите предложение, в котором нет пунктуационной ошибки.

  1. Женя положила ключ и телеграмму на край стола, и вышла из комнаты.

2.Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство отвлекает от грустных мыслей.

3. Я вспоминаю то утро когда отец вернулся из экспедиции.

4.Ветер нагнал к веранде кучу листьев, и теперь они лежали маленькой горкой.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Необычный стрелок.

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто-белыми цветами*. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны**. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся вокруг. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно-коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это интересное растение. (118 слов)

Задание:

1.Синтаксический разбор предложения.

1 в- * 2в-**

2.Обозначить разряды прилагательных:

1 в- в 1 абзаце; 2в-во 2 абзаце.

3.Морфологический разбор прилагательных.

1в- мелкие зёрнышки, бумажной бомбочки.

2в- непродолжительный шум, белогрудых птичек.

5.Выписать из текста диктанта сложные прилагательные, объяснить их правописание .

Изложение с цифровым материалом.

Рябинушка.

Немало песен сложено о деревьях, растущих на бескрайних просторах нашей родины. Но вряд ли есть ещё такое «песенное» дерево, как рябинушка. Именно так повсюду и называют его, не смотря на то, что это дерево ботаники называют просто «рябина обыкновенная».

Стройные деревца рябины, с белыми цветами весной, а осенью среди мелкой листвы с оранжево-пламенеющими плодами можно увидеть не только во многих лесах, но и парках, даже на улицах и, конечно, в садах.

Яркие плоды рябины начинают созревать в конце лета, их часто называют ягодами, хотя по своему строению они соответствуют плодам яблони. Каждое «яблочко» рябины по размеру не больше одного сантиметра в диаметре, все они собраны в гроздья по 25-40, а иногда и по 50 штук. Каждое«яблочко» рябины имеет 4-5 (а иногда и 8) мелких семян.

Плоды рябины терпкие, горько-кислые, замороженные они съедобны и даже вкусны. В своё время Мичурин вывел замечательные сорта рябины с крупными сладкими ягодами.

Доживает рябина до 100-150 лет.

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты*. Что находится в центре Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые?

Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты?** Какой была Земля миллионы лет назад?

Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубинное бурение – один из методов изучения земных недр. Он позволяет многое узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли 6370 километров.

И всё-таки с помощью бурения учёные установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса. (Из книги «Почемучка»)

(120 слов)

Задание:

1 . Подчеркнуть числительные как члены предложения.

1в- во 2 абзаце, 2 в – в 3 абзаце.

2.Синтаксический разбор предложения.

1в-* 2в-**

3.Морфологический разбор числительного:

1в- 15 километров 2в- 6370 километров.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

История Каштанки.

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.* Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь.

Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто.** Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой.

Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста. (119 слов).

Задание:

  1. Синтаксический разбор предложения.

1 в- * 2в-**

  1. Найти и выписать отрицательное, личное, притяжательное местоимения.
  2. Морфологический разбор местоимения.

1 в –за собой, все

2 в – у него, кто-то

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Ноябрь – предзимний месяц.* Он соединяет глубокую осень с зимой. Ноябрь – начало ненастий.** Ещё моросят в России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок.

Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.

На окраине деревни пируют дрозды. Они приютились на рябине и перелетают с ветки на ветку, обирая с неё спелые ягоды.

Принялся за обновки заяц. Белеет зайчонок с ног, меняет шубку под цвет снега. Так его труднее заметить.

Всё крепче забирает зима, всё чаще непогода. Крутится позёмка, переползает через дороги. Овраги, покрывает неровности земли. Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются. Природа замирает в ожидании зимы. (109 слов)

Задание:

1 в- * 2в-**

2.Морфемный разбор

  1. в- соединяет, украшает
  2. в – приютились, заметить.

3.Морфологический разбор.

1 в – принялся, заметить

  1. в – забирает, моросят

Контрольный диктант за год.

Лес.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами. Висячие ветви берёз едва шевелятся. Могучий дуб стоит подле красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие жёлтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг слетаются.* Мошки вьются столбом, светлеют в тени, темнеют на солнце.**

Вы въезжаете дальше в лес. Неизъяснимая тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву местами растет высокая трава. В придорожной траве стоят грибы под своими масляными шляпками.

А как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветви деревьев мирно белеет небо. На липах висят последние зелёные листики. Высокие сухие былинки тихонько шевелятся. Длинные нити паутины блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь. (125 слов)

Задание:

1. Синтаксический разбор предложения.

1 в- * 2в-**

2.Морфемный разбор

  1. в- неподвижно, неизъяснимая, шевелятся
  2. в – тихонько, прошлогоднюю, светлеют.

3.Морфологический разбор.

1 в – берёз, хорош, белеет

2 в – дышит, местами, яркого.

Собиратель русских слов.

Владимир Иванович Даль был трудолюбивым и талантливым человеком. Он получил образование морского офицера, затем- врача, был известен и как автор множества сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, но стал им по призванию.

Владимир Иванович поставил перед собою цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, загадки. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Работу по собиранию и записи слов он начал ещё юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре новых слова, которые услышал от прислуги.

Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В него Даль включил 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значения слов.

Более сорока лет без помощников, в одиночку собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык.

Изложение с изменением лица

«Витькина гайка»

Ходили мы на экскурсию на автозавод и там видели, как разными болтами и гайками на главном конвейере свинчивают машины.Бегут по конвейеру колёса, крывлья, моторы, а в конце цеха новенькие самосвалы с конвейера сходят.

Ходим мы по цеху, смотрим.оглядываемся назад: Вити Харитонова нет.

Витька! Витька! – закричали мы. А он выходит из-за станка и говорит:

Я гайку завинчивал. Мне рабочий позволил.

Вдруг глядим, с конвейера сходит новенький автомобиль. А Витька показывает на колесо и кричит:

Вот здесь моя гайка!

Мы ему не поверили и побежали к его знакомому рабочему. Тот улыбнулся и сказал:

Помочь хотите?Становитесь в очередь!

И каждый ученик из нашего класса завинтил по гайке на колесе.

Контрольный диктант за III четверть.

Небо перед утренней зарёй прояснилось. На нём нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман.* В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь.Только тяжёлая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал лёгкий ветерок. Раздаётся стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.**

Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой.

(109 слов)

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор предложения.

1 в- * 2в-**

2.Указать форму глаголов (лицо, число, время, переходность) во 2 абзаце.

Выборочное изложение с описанием природы.

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красною кровлею; сердце в нём забилось. Перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца.

Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет он не видел своей родины. Берёзки, ткоторые при нём только что были посажены около забора, выросли теперь и стали высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, между которыми шла широкая дорога, тщательно выметаемая, был обращён в некошеный луг, на котором паслась лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу он сумел пробиться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника. (А. С. Пушкин)

Написать выборочное изложение.


Звенящее морозное небо внезапно затягивает рваными облаками, ветер рвет и терзает измученные последние листочки на березах и дубах. Замерзшие воробьи сбиваются в стайки и рыскают в поисках городских кормушек. И вот небеса внезапно прорывает. Снега, как и не бывало. Дождик, сначала мелкий, противный, назойливый. И не дождик совсем, а сплошная мрячка, влага в воздухе, а на дорогах грязь. К утру снова возьмет свое зима, и мороз скует дороги, заморозит лужицы. Это ноябрь. Ворота между осенью и зимой.

В ноябре зима с осенью борются.

Ноябрь – месяц богатый народными праздниками и приметами.

Почему ноябрь: оригинальные прозвища предзимья

Свое оригинальное имя месяц получил от римлян. Будучи до 15 века девятым в календаре, ноябрь стал называться так от слова novem, что с латинского звучит как девять.

А еще в народе прозвали его листовеем, листогноем, листанным. Полузимником и груднем, леденем и ледоставом, запевками и воротами зимы, студнем кликали предзимний месяц.

Дороги превращались в сплошные замерзшие груды, а реки уже пытался сковывать мороз.

Ноябрь окаменит воды, наладит переходы.

Но не спешит и осень отступать со своего пьедестала, брызжет в глаза зиме мокрыми порывами, не дает сковать реки и замостить дороги, временами радуя кратковременными оттепелями.

Снеговеем и мокрецом, бездорожником и сумерками года – как его ни назови, а остается ноябрь внуком сентября и сыном октября, а с уже в братьях ходит.

Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

О чем подскажут приметы ноября: народный календарь

Не подъедешь к ноябрю на пегой кобыле. Сыпет снегом, а следом заливает дождем, а сверху все припорошит крупой.

В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

К дню зимних Косьмы и Демиана, что отмечают в ноябре, мороз был уж настолько силен, что сковывал озера и реки.

Не велика у ноября кузница, а на всю Русь в ней оковы куются.

Мрачные голые деревья в садах и парках дрожат на ветру в ожидании новой одежды – теплых снежных шуб, которые согреют и уберегут от лютых морозов. Считалось, что снег, выпавший к концу октября, в ноябре уже не тает.

Холоден батюшка октябрь, а ноябрь его перехолодил.

Но мог порадовать ноябрь и неожиданными оттепялями дп туманами, а иногда даже грозами.

Сколько бы снега в ноябре ни выпало – оттепели его сгонят. Ноябрь – последний месяц живой воды.

Ноябрь не устыдится – теплом поманит да градом ранит.

День стал еще короче, а ночи совсем темными и мрачными. Ночь стала длиннее на целых 1,5 часа, а солнышко выходит из-за мрачных туч всего на несколько десятков минут.

Ноябрьские ночи до снегу – темны.

Яркие звезды в небе – к холодам.

Для крестьян наступало время вынужденного безделья.

Разве что снасти зимние готовить и телегу сменить на сани.

Народные приметы о погоде на ноябрь

Многие приметы ноября связаны с природными явлениями. По снегу предсказывали будущие урожаи.

Ноябрьские снега полезны, если они выпадают на мерзлую землю, а на талую – во вред.

В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.

Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весной рано и дружно зацветут подснежники.

Если снег ляжет на мерзлую землю, тогда можно ожидать в будущем году хоро­шего урожая хлеба.

Мокрый снег на озимь – тот же назем.

Коли лед на реке становится грудами – будут хлеба груды.

Смотрели по погоде ноября, какова будет погода в дальнейшем.

Какова погода в ноябре, таков и май будет.

Кто в ноябре не зябнет, тому и в крещенскую стужу не холодно.

Коли ноябрь сухой и ясный – то для следующего года опасный.