Смех от души, до хрипа. Польза смеха Громкий смех психология

Психология смеха использовалась еще задолго до того, как стало известно само слово «психология», хотя душе тогда придавали больше внимания и значения, чем материальным ценностям.

В древнем Востоке жил самый веселый человек на свете – Хотей. Толстый добродушный монах странствовал по городам, где вместо проповедей – заразительно смеялся. Он приходил на базарную площадь и начинал хохотать. Поначалу собравшиеся люди спрашивали: «Что с тобой? Почему ты смеешься?» Но Хотей так заразительно смеялся, что окружающие тоже не могли удержаться от смеха. Его спрашивали о смысле жизни, об истине и просветлении, на что он продолжал хохотать. После этой смехотерапии люди замечали, что им становилось легче: голова прояснялась, исчезали дурные мысли, с души уходила тяжесть. Следующего прихода Хотея люди ждали с нетерпением!

В наше время существуют целые центры психологии смеха. Зачем они нужны? Как оказалось, одна из самых трудных задач смехотерапевта – это помочь человеку засмеяться! Просто так, без видимой причины. Зная о пользе смеха, люди в Европе, Америке, Японии и других странах платят большие деньги за прохождения курса, где их учат смеяться…

В чем польза смеха?

Каждый день человек впитывает массу сведений – интернет, телевидение, радио, мобильная связь, добавь к этому социальное напряжение, неприятные переживания и стрессы. При этом он не отдает никакой информации или очень мало. Смех помогает создать исходящий поток – выпустить наружу:

  • плохое ,
  • усталость,
  • обиду и ,
  • негативные и мысли,
  • невысказанные слова,
  • телесную скованность,
  • стеснение и стыд,
  • переживания о будущем.

Для этого психология смеха знает простой способ. Лучше, чтобы его проводили двое. Один побуждает другого просто начать смеяться. В начале человек будет требовать что-то (анекдот, предмет, ситуацию), что кажется смешным, но со временем он будет просто смеяться.

Как научиться смеяться?

Цель этого метода психологии – вернуть человеку способность смеяться без причины. Используют всего два шага:
1. «Начни смеяться».
2. «Продолжай смеяться».

Чтобы человек не говорил на первом шаге, какие бы аргументы против не приводил, о чем бы не спрашивал, повторяй ему ту же фразу «начни смеяться». Когда он наконец-то сделает это – не важно, как: тихо, громко, не очень искренне – помоги ему фразой «Продолжай смеяться». До тех пор, пока человек действительно ощутит наслаждение смехом без какой-либо причины, без чувства неловкости и не нуждаясь в подталкивании. В процессе вместе со смехом будет выходить негатив: человек может зевать, плакать, ощущать какую-то боль, дискомфорт, выпускать неприятные воспоминания – продолжай смеяться, до ощущения легкости и ясности. Как хороший результат процесса человек часто выдает фразу, будто его осенило. Такие высказывания начинаются, например, со слов «Надо же! …», «Как до меня раньше не дошло, что …», «Я понял(а)!», «Ну и дурой я была!» 🙂

Многим известно, что смех не только продлевает жизнь, но и свидетельствует о характере человека.

Каков человек по душе, по уму?
И что в нем за сердце бьется?
Порой можно просто судить по тому,
Как человек смеется.
Эдуард Асадов

Ученые выяснили, что смех появился примерно 10 миллионов лет назад. Сегодня существует специальное медицинское направление «гелотология», призванное изучать смех и его влияние на организм. Согласно этой науке, каждый из нас так же обладает уникальным смехом, как и уникальным характером. О связи смеха и характера мы и расскажем сегодня на сайт

Как же узнать характер человека по его смеху?

Рассмотрим звуковые виды смеха.

  • Смех «ха-ха» искренний, беззаботный, полный согласия с окружающим миром. Такой смех отлично снимает нервное напряжение между собеседниками.
  • Смех «хи-хи», напротив, более усугубляет это напряжение. Если вы слышите злорадное хихиканье, будьте уверены - собеседник настроен к вам явно недоброжелательно, он иронизирует, завидует или что-то утаивает.
  • Смех «хе-хе» несколько агрессивный, дерзкий, вызывающий. Смеющийся словно намекает: «Ты меня не расположишь к себе. Перед нами так и останется стена». Кстати, чем больше слышится звук «е» в смехе, тем более собеседник настроен к вам недоброжелательно.
  • Смех «хо-хо» свидетельствует об удивлении, критичности или протесте оппонента.
  • Смех «ху-ху» говорит о страхе, панике и незащищенности перед травмирующими событиями.

Кстати, смех без причины, как и неумение сдерживать любые другиеэмоции в неподходящих местах, обусловлен чисто биологическими причинами и связан с нарушением работы эндокринной системы организма.

Поведение при смехе

Если человек смеется с упоением, откидывает голову назад, открывает рот так, что виднеется его небо, можно говорить о его умении наслаждаться жизнью, отдаваться ей на все 100%. Такие люди необидчивы, спокойно относятся к насмешкам и колкостям.

Смех и характер человека

Умеют находить позитив там, где другие его не замечают. Хорошие лидеры , способные заражать своим смехом всех и вся.

Если собеседник реагирует на смешное чересчур эмоционально, театрально, хлопает себя ладонями по коленям, стучит ладонью по столу, он стремится быть в центре внимания, желает быть у всех на виду. Таких людей привлекает любое внимание к своей персоне, будь то комплименты или критика. Они любят посещать праздничные мероприятия, умеют заряжать своим весельем других. Из отрицательных черт – скупы, эгоистичны и скрытны.

Подавленный смех свидетельствует о максимальном самоконтроле человека. Его трудно вывести из себя. Такие люди уверены в себе и надежны, но им всегда требуется поддержка друзей и близких. Каждый раз ставят себе новые цели и непреклонно идут к ним.

Если человек лишь загадочно улыбается, при этом приподнимает правый угол рта – это говорит о его хитрости и авантюризме. Такие люди слишком обидчивы, опасаются подшучивания и насмешек, не знают, что сказать в ответ, и потом сильно переживают. С трудом устраивают личную жизнь , поскольку очень тщательно подбирают спутника.

Человек, мило улыбающийся левой половиной рта, искренен, честен и порядочен в отношениях . Никогда не отказывает в помощи. В отличие от предыдущего типа, спокойно реагирует на шутки в свой адрес, тут же забывает об обидах. Пользуется популярностью у представителей противоположного пола.

Как смеются женщины

Мечтательность и романтичность в женщине выдает манера прикасаться к голове во время смеха. Такие женщины любят жить в своем придуманном мире, часто теряются в реальности, не умеют по достоинству реагировать на споры и конфликты, испытывают трудности с убеждением других. Авантюристичны, любопытны, рассеяны, в своих стремлениях руководствуются импульсами. Могут внезапно «наломать дров», а потом страдать от последствий.

Кстати, если женщина при смехе касается мизинцем губ, она зациклена на хороших манерах, стремится быть в центре внимания.

Если женщина хихикает, при этом склоняет голову набок - она дружелюбна, но критична. Стремится понравиться , любит флирт. Склонна всегда действовать обдуманно, даже если кажется легкомысленной на первый взгляд. Умеет держать свои чувства под контролем.

Если женщина смеется от души, сильно открывая рот, это свидетельствует о ее высокой самооценке, самодовольстве и темпераментности . Такая женщина не боится критики, умеет ответить так, что мало не покажется. Порой ей не хватает самоконтроля и сдержанности. Хорошая подруга и советчик, умеет слушать и слышать другого.

Смех и характер человека

Манера морщить нос во время смеха говорит о высоком самоконтроле женщины и некотором инфантилизме. Кроме того, ей часто требуется повышенное внимание, комплименты и ухаживания.

О высоком самоконтроле женщины также свидетельствует манера прикрывать рот ладонью во время смеха. Для нее характерны самокритичность,

Смех продлевает жизнь. С этим утверждением поспорить сложно. Ведь учеными давно доказано, что во время него у человека вырабатываются гормоны радости. Они помогают бороться со стрессом и прочими психологическими и физиологическими проблемами. Но специалисты также утверждают, что смех - это явление многоликое. Существует около десятка его видов, которые сопровождаются полярно разными эмоциями. Что же такое смех людей? И каковы его причины?

Определение

В научном мире существует четкое определение такому явлению, как смех. Это реакция человека на юмор, неожиданные, приятные звуки, тактильное воздействие и т. п. Проявление этой реакции заключается в непроизвольном изменении мимики и движении дыхательного аппарата.

Изучением смеха и его влияния на человеческий организм занимается раздел психиатрии - наука гелотология. С давних времен философы уделяли внимание явлению смеха. Аристотель, Э. Кант, А. Бергсон внесли немалый вклад в исследование его природы. Так, была выявлена соотнесенность человеческого смеха с дружелюбием, агрессией, болезнью, игрой и т. п. Доказано, что существует несколько видов смеха. И каждый из них имеет различные причины и по-разному влияет на организм человека.

Юмористический

Взрослому человеку свойственно смеяться, когда он видит или слышит что-то забавное, нелепое, неожиданное. Это может быть шутка, забавные звуки или действие, гримаса другого человека. Подобная ситуация вызывает юмористический, или веселый смех. Также в русском языке есть устойчивое выражение «заразительный смех». Действительно, стоит одному человеку засмеяться, как улыбка, смех появляются и у окружающих.

Юмористический смех может быть открытым (с размыканием губ) и закрытым / сдержанным (с сомкнутыми губами). Психологи говорят, что его характер напрямую связан с личностными качествами и обстоятельствами, в которых находится человек. Как правило, открытый смех характерен для семейного круга, компании друзей, рабочего коллектива. Он говорит о некоей близости (родственной или духовной), теплых взаимоотношениях, доверии. Закрытый смех - это реакция людей, стесненных определенными условиями или нормами.

Детский

В особую категорию попадает детский смех. Это душевный порыв ребенка, чистый, льющийся и приводящий в восторг и веселье всех окружающих. С научной точки зрения, причинами его могут быть любые приятные и неожиданные звуки, забавная мимика, (щекотка). Маленькие дети не умеют читать и воспринимать юмор в том виде, в каком он вызывает у взрослых людей.

Более того, специалисты отмечают, что независимо от обстоятельств и окружения детский смех одинаков. Это открытое проявление радости. Оно происходит неосознанно и длится до тех пор, пока продолжается внешнее воздействие. Таким образом, смех детей является одномоментным и не повторяется как воспоминание о ситуации.

Истерический

Иную природу имеет истерический смех. Он связан с нервно-психическим перевозбуждением человека. Спусковым крючком является яркое переживание событий, которые некогда вызвали потрясение. При этом не нужно наглядных примеров. Истерический смех начинается непроизвольно, как вариант - когда человеку становится больно, страшно или обидно.

Данное явление не вызывает положительных эмоций у самого смеющегося и у окружающих. Скорее это смесь отчаяния и удивления. На слух он воспринимается как прерывистый смех, переходящий в громкий хохот. При повторении приступов человеку необходима медицинская помощь.

Правда, существует и иная трактовка истерического смеха. Он понимается как безудержный и продолжительный хохот.

Физиологический

Физиологический смех - это радостная реакция человека на тактильные ощущения (щекотание), хотя может быть и следствием приема наркотических препаратов. Он характеризуется открытостью, непроизвольностью и прерывистостью. При щекотании он совпадает по продолжительности с длительностью тактильного воздействия. При приеме некоторых наркотических средств причины физиологического смеха обусловлены психическими процессами. Общее настроение можно назвать приподнятым, смех прерывистый, поверхностный, необоснованный. На первый взгляд напоминает истерический смех, однако более продолжительный и не имеет эпизодов нервного потрясения.

Социальный

Социальным называют смех людей, объединенных общей идеей, поводом собрания. Ярким примером может быть реакция слушателей политических выступлений. Это всеобщее возбуждение, ликование. Разумеется, он имеет схожие черты с юмористическим смехом, вызванным у зрителей на концертах комиками. Однако в первом случае происходит духовное, идейное объединение людей. Приподнятое настроение обусловлено обретением надежды и перспектив в будущем. Это не праздное веселье, а воодушевление. Как правило, это открытый или сдержанный смех, сопровождающийся поддерживающими криками и аплодисментами.

Ритуальный

Ритуальный смех - это искусственное, актерское проявление радости, истерики, агрессии, страха или других эмоций. Как правило, его используют лицедеи в постановках комедий или юмористических сценок. Главная задача - чтобы смех был максимально точно окрашен определенной эмоцией, сопровождался необходимыми для этого жестами, мимикой и был донесен до слушателя/зрителя. Вариантов проявления его, разумеется, множество. Это может быть грубый и надменный смех, открытый и издевательский, трусливый и вкрадчивый, сдержанный, сквозь зубы или же заливистый, душевный.

Патологический

Патологический смех, как правило, можно наблюдать у душевно больных людей. Однако в последнее время все большую популярность стала приобретать смехотерапия, или лечение стрессов и других нервных расстройств смехом. Для этого человеку по причине и без нее необходимо намеренно смеяться определенный промежуток времени. Этот процесс можно спутать с ритуальным смехом. Однако цели у этих явлений разные. В первом случае смех служит в качестве стимуляции мозга на положительные импульсы. Во втором (ритуальном) необходимо смеяться, дабы выполнить актерскую задачу - передать эмоции, соответствующие действию.

Патологический смех должен быть открытым, радостным. Как правило, он имеет волнообразную или лавинообразную структуру. То есть может стихать и вновь разгораться. А может из тихой, искусственной фазы перейти в звонкую, заливистую, искреннюю.

Смех и характер

При глубоком исследовании способов проявления смеха учеными была установлена его взаимосвязь с характером человека. Поделимся наиболее интересными наблюдениями:

  • Если человек смеется открыто, слегка запрокидывая голову, то, скорее всего, он обладает широкой натурой. Среди основных его качеств можно назвать доверчивость, легковерность и проявление сиюминутных эмоций.
  • Если при смехе собеседник слегка касается губ мизинцем, то он наверняка любит купаться во всеобщем внимании, придерживается хороших манер и условностей.
  • Если же человек при смехе прикрывает рукой рот, то, возможно, ему присуща робость. Такого собеседника легко смутить. Он предпочитает оставаться в тени.
  • Нередко можно отметить, как люди морщат носы при смехе. Психологи полагают, что подобная манера принадлежит эгоцентричным и капризным личностям, которые меняют свои взгляды и чувства по настроению.
  • Когда собеседник при смехе широко открывает рот, то можно с уверенностью сказать, что это подвижная, темпераментная натура. Он великолепный оратор, который без внимания окружающих впадает в уныние.
  • И наконец, если перед тем, как тихонько рассмеяться, человек слегка наклоняет голову, то это говорит о его мягкосердечности, совестливости. В жизни это нерешительные конформисты. Довольно сложно угадать, что они чувствуют на самом деле.

Согласно биологической теории эмоций Анохина, эмоции возникли на определенном этапе эволюции как средство оценки потребности и степени ее удовлетворения. Как правило, любая неудовлетворенная потребность сопровождается отрицательными эмоциями, тогда как удовлетворение этой потребности вызывает положительные эмоции, одним из проявлений которых является смех. Согласно другой теории, смех - это реакция человека на что-то неожиданное - например, на развязку анекдота или на прикосновение при щекотке к частям тела, которые обычно не трогают. Механизм возникновения смеха - это "совместный продукт" нашего интеллекта и эмоций. Интеллект воспринимает некий забавный парадокс, нелепость, противоречие, а сам процесс смеха является разрядкой накопленного эмоционального напряжения.

Очевидно, что разгадать до конца физиологию смеха еще не удалось. При этом известно, что во время смеха в организме происходит множество животворных процессов: снижается уровень выработки "гормонов стресса" - кортизола и адреналина, происходит выброс в кровь гормона эндорфина. Именно эндорфин - своеобразный "наркотик", вырабатываемый организмом, - притупляет болевые ощущения, вызывает чувство удовлетворения, позволяет взглянуть на неприятности с новой стороны. Продолжительный смех (например, при просмотре кинокомедии или юмористической передачи) сначала увеличивает, а затем снижает частоту сердцебиения, понижает артериальное давление. При смехе человек делает глубокий вдох, а затем короткий выдох, настолько интенсивный, что легкие полностью освобождаются от воздуха. Газообмен ускоряется в 3-4 раза, что является естественной дыхательной гимнастикой.

Сила смеха меняется от легкой усмешки до гомерического хохота. Разница в реакции зависит от многих показателей: количества нейромедиаторов - биологически активных веществ, воздействующих на соответствующие структуры в мозге, которые отвечают за "запуск" смеха; эмоционального и физического состояния, в котором находился человек до того, как его пытались рассмешить; наконец, от индивидуального восприятия конкретной нелепости (над анекдотами про тещу сильнее будет смеяться тот, у кого случались подобные ситуации в жизни). Разным людям один и тот же анекдот может показаться как смешным, так и возмутительным.

Иногда мы смеемся так, что не можем остановиться. Почему же так происходит? Здесь срабатывает механизм "зеркального отражения"; мы смотрим на что-то или слышим что-то, что кажется нам очень смешным. Мы начинаем смеяться и вновь смотрим или вспоминаем то, что дало нашему смеху импульс. До определенного момента это круговое подкрепление усиливает смех, а по мере убывания внутреннего напряжения смех ослабевает и наконец прекращается.

Оптимизм - против гриппа
По данным Национальной академии наук США, ученые под руководством Ричарда Дэвидсона из университета Висконсина установили, что оптимистов вырабатывает больше защитных антител против . Для эксперимента была отобрана группа из 52 человек в возрасте от 57 до 6о лет. С ними провели комплексное тестирование, в том числе и методом исследования активности мозга, и разделили испытуемых на две группы: "оптимистов" и "пессимистов". Затем обеим группам была введена вакцина против гриппа. Далее в течение шести месяцев у испытуемых трижды брали кровь, чтобы определить, как образуются защитные антитела после введения вакцины. Оказалось, что у группы "оптимистов" нарастание уровня антител шло значительно быстрее, чему "пессимистов".

Смех, который лечит

Один из самых известных людей, кто излечил себя с помощью смеха, был американский психотерапевт Норман Казинс. Врачи сказали, что при его диагнозе (коллагенозе - непрерывно прогрессирующем заболевании, при котором поражается соединительная ткань во всех органах и тканях) медицина бессильна. Вместо того чтобы "хоронить" себя и стенать о судьбе, Казинс закрылся в своем доме и с утра до вечера смотрел юмористические передачи. Сначала стали шевелиться парализованные пальцы рук, исчезли боли, а затем Казинс научился заново ходить и полностью вылечился. Именно он основал "гелотологию" - науку о смехе.

Сегодня гелотология - это популярное направление в психотерапии, завоевывающее все больше приверженцев в разных странах мира. У нее есть три основных направления:

  1. Классическая смехотерапия. Смехотерапевт проводит индивидуальные или групповые занятия, на которых люди смеются. Им рассказывают анекдоты, курьезные истории, они слушают хохот в записи, смотрят комедии.
  2. Медицинская клоунада. Медицинские клоуны устраивают представления перед пациентами больниц, что идет больным на пользу.
  3. Йога смеха. Ее разработали индийские медики; они учат человека смеяться легко и непринужденно, естественно и часто.

Смех и положительные эмоции помогают бороться с аллергическими заболеваниями, и такие исследования были проведены японскими учеными под руководством доктора Хайме Кимато. В эксперименте приняли участие 26 человек с аллергией на домашнюю пыль. Перед испытанием им сделали инъекцию аллергена, который провоцировал появление кожных высыпаний. Размер этих высыпаний был замерен. Затем испытуемых разделили на две группы, причем одной показывали классическую комедию с Чарли Чаплином, а второй - скучные прогнозы погоды. Через 87 минут были подведены итоги. Произведя замер кожных высыпаний, ученые обнаружили, что у пациентов, которых в течение этого времени смешил великий комик, заметно уменьшилась аллергическая сыпь, в то время как в другой группе этого не происходило.

Кто сколько смеется?
Новорожденный малыш не умеет ни смеяться, ни улыбаться. Но уже к концу первого месяца при появлении мамы наступает "комплекс оживления": малыш улыбается, сучит ножками. Смеяться же малыш начинает только к концу з-го месяца, а самый веселый период наступает к 6 годам, когда ребенок может от души хохотать до 300 раз в день! К сожалению, с возрастом человек смеется все меньше и меньше. Взрослый человек улыбается в среднем всего 15 раз в день.

Смехом лечат даже депрессию, которой страдают, как минимум, 20% населения развитых стран. Если не остановить ее распространение, то, по исследованиям Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году смертность в результате самоубийств выйдет на второе место среди других причин смертности (на первом - заболевания сердца), обогнав рак и все остальные болезни! Ученые из Австрийского общества заболеваний, связанных с , предложили оригинальный способ лечения депрессии, используемый в дополнение к лекарственным препаратам. Они выпустили компакт-диск, на котором записан смех и ободряющие высказывания самых известных в этой стране людей: олимпийского чемпиона по лыжам, исполнителя песен, губернатора и знаменитого футболиста. Этот 20-минутный диск психотерапевты дают слушать своим пациентам, страдающим депрессией, и отмечают хорошие результаты. Пациенты "заражаются" чужим хорошим настроением, и их собственное состояние улучшается.

Сделайте юмор вашим союзником:

  • Старайтесь в любой неприятной ситуации найти что-то смешное. Пред ставьте, как мог бы рассказать о случившемся с вами известный юморист. Или представьте, что ситуация уже разрешилась благоприятным образом. Как бы вы рассказали ее в компании друзей, желая их повеселить?
  • Если у вас есть выбор, посмотреть комедию или боевик, всегда делайте выбор в пользу комедии.
  • Наполните дом забавными вещицами, при взгляде на которые хочется улыбнуться. Пусть это будут веселые фотографии из семейного архива, какие-то вещи, напоминающие вам о веселых событиях. Чем больше их будет, тем лучше. В трудный момент, взглянув на них, вы получите необходимый вам заряд позитивной энергии.
  • Даже если вам совсем не до смеха, заставьте себя улыбнуться. Помните, что даже искусственная улыбка активизирует часть мозга, ответственную за положительные эмоции, а значит, ситуация перестанет казаться безнадежной!

В странах Западной Европы уже в течение 20 лет "лечебные клоуны" являются составной частью оздоровительных программ крупных больниц. В на данном поприще трудится около 40 человек. В Голландии собственным лечебным клоуном гордится чуть ли не каждая больница. В Израиле есть официальная специализация "медицинский клоун". У нас в России такие программы тоже начинают работать.

Пока механизм целительного действия смеха пока до конца не ясен. По мнению некоторых ученых, его роль состоит в защите организма от стресса. Таким образом, смех защищает иммунную систему от негативных воздействий, что и ведет к улучшению результатов лечения. Поэтому, чем бы вы ни болели, постарайтесь поддерживать хорошее настроение и помогите в этом своим родным, если больны они.

Над чем смеяться будем?

Одна из главных функций юмора - это защита нашей психики. Она "включается" на этапе обдумывания ситуации. Не будь юмора, можно было бы сойти с ума (и в этом нет преувеличения), рассуждая об измене любимого человека, семейных проблемах, болезни, попытке ограбления и множестве других стрессовых ситуаций.

Именно юмор помогает нам не "перегореть" после пережитого потрясения. И можно без преувеличения сказать, что если человек способен рассказать о своих неприятностях с юмором или хотя бы с улыбкой (пусть и "вымученной"), то ситуация не безнадежна, и свет в конце тоннеля есть! Улыбаясь, человек как бы приглашает собеседника: "Подтверди, что случившееся со мной не так уж плохо!" И если собеседник улыбается в ответ, то на сердце рассказчика становится еще легче.

Еще одна функция смеха - это установление позитивных отношений с другими людьми. Интересное исследование было проведено учеными из колледжа Вестфилда (США, Массачусетс). В ходе него было выяснено, что для женщин при выборе предполагаемого партнера наличие чувства юмора было одним из определяющих показателей. Женщинам были предложены две фотографии молодых людей со схожими внешними данными. К каждой фотографии прилагался автобиографический рассказ, один из которых был "пересыпан" шутками, а второй выдержан в "официальном" стиле. Подавляющее число женщин изъявило желание познакомиться с "шутником".

Но исследователи на этом не остановились. Эрик Бресслер из Уэстфилдского государственного колледжа в Массачусетсе и его коллега Сигал Бэлшайн из Университета Макмастера в Гамильтоне, Онтарио, выяснили также, что для мужчин женское умение шутить не является определяющим фактором. Им гораздо важнее, чтобы партнерша смеялась над их шутками. Почему же так происходит? Женщины предпочитают остроумных мужчин, так как чувство юмора является показателем высокого интеллекта и творческих способностей, а значит, здорового мозга и хорошего набора генов. А следовательно, есть возможность передать эти гены своим детям. Т.е. женщины, как и всегда, согласно эволюционной теории, "выбирают лучших".

О пользе юмора можно говорить почти бесконечно. И теперь вы понимаете, что к смеху надо относиться серьезно. Он поможет вам, если вы заболели, попали в сложную ситуацию или хотите, чтобы ваша была счастливой. И поэтому, что бы ни случилось - не теряйте чувства юмора!

Возможно, каждый исследователь имеет право на своё понимание природы и сущности юмора, когда говорит о своей личной мотивации, а не о том, что ему кажется в других.
И тогда, действительно, можно согласиться с тем, что один создает юмор (пародию, карикатуру) из мотива доброй шутки (игра или веселье) другой - для унижения и самовозвышения, а у третьего - это остроумная и творческая формулировка мысли (возможно с назидательным - совершенствующим дополнением в мотивации).
Однако, нельзя путать второстепенные способствующие или использующие юмор субъективные мотивы с самим феноменом и спецификой - объективной причиной и сущностью юмора.
Так, для того, чтобы в этом вопросе оставаться объективным, и всё же ухватить самую суть всего юмористического и комического, многие исследователи, в частности, швейцарский профессор психологии В.Рух предметом психологического исследования здесь видел эмоцию смеха. Ибо очевидно, что чувство смешного - это то общее для всего юмора, от остроумных фраз до комических образов, а также, самого веселья, которое может быть как следствием, так и причиной юмористического.

Сам В.Рух считал, что в переживании смеха человек переживает, по сути, кратковременные, но сильные яркие эмоции радости и счастья.
Данное обобщение само собою приводит мысль к физиологическому "обобщению" в медиаторах удовольствия, которые вырабатываются в мозгу и дают соответствующие ощущения.
Из этого стоит заключить, что одна из причин юмора, шутки, веселья - получение психоэмоционального удовольствия.
Это физиологический смех и первая из причин в потребности поюморить.
Однако, необходимость в физиологическом смехе у человека не ограничивается принципом удовольствия.

Конституция нервной системы человека с его познавательной способностью, переживаниями, стрессами и информационной нагрузкой, нуждается в процессах реабилитации, поддержании жизненного тонуса и оптимистическом настрое.
Сам смех в совокупной с ним способности иронизировать над невзгодами нам прямо указывает на эти причины.

В различных переживаниях смешного можно уже через рефлексию наблюдать механизм, состав и разновидность вызванной эмоции.
Самый сильный смех по своему проявлению похож на микроприступ патологического смеха и фрагмент состояния наркотического опьянения. И судя по сему, а также опираясь на данные нейрофизиологии, это обособленная реакция, имеющая рефлекторный механизм запуска (за которым объективная причина, спровоцировавшая его, уже теряет своё "объективное" значение). Любой конкретный случай проявления смешного совокупностью или отдельным признаком достигает обобщения, которое запускает физиологию смеха, и определяется это обобщение как - "комическое". А основной его кодовый ключ - из-за его безусловно-рефлекторной природы - это информация большей частью бессознательного уровня.

Комическое чувство – это эстетическое восприятие парадокса и гротеска, ассоциации и субъективное впечатление, социальный фактор и удивление, игровое отношение к субъекту комичного.

Игровое поведение (чувство, отношение) подключается к разрядке и способствует продлению и подкреплению высокого психического тонуса и смеха.

Пародия, карикатура – это уже сформированные обобщения комического в наследственных задатках интеллекта.
Есть предположение, что интеллект может передаваться в наследственной памяти через формирование новых архетипов, прообразов или энграмм памяти. Также, возможно наследование чувства комического и реакции смеха в безусловно рефлекторном динамическом стереотипе, дальнейшее развитие и закрепление таковых рефлексов.

Я уже упоминал, что рефлекс игрового поведения у животных не требует особо специфических раздражителей. Например, моей немецкой овчарке достаточно увидеть радостную мимику и любые динамичные движения хозяина, как она начинает бегать, прыгать, вилять хвостом или радостно лаять.
Такому не сложному, неспецифичному в игровом поведении рефлексу способствует сама психоэмоциональная конституция особи, располагающая к игре.

Но конечно же, в любом игровом инстинкте есть и «деловая» сторона поведения: развития навыков, присущих данному виду.
Интеллектуальные навыки человека в игровом поведении – это шутка, остроумие, юмор, комизм, ирония.
Без эмоционального и «весёлого» игрового фактора, остроумие приобретает чисто эстетический художественный и интеллектуальный образ в афоризмах, притчах, пословицах, в сравнении, аналогиях, иных интеллектуальных играх, технических изобретениях, научных формулах.

Итак, в чем проявляется смешное и сущность комического? Всегда ли глупость смешна? Всегда ли причудливое, удивительное или внезапное, вызывают смех? Всегда ли комична игра слов, комичен гротеск, подменный или множественный смысл?
Даже явный курьез не гарантирует чувство смешного.

Но чувство комического не может существовать без комического объекта.

Также, есть разница в эмоциях «смешно» и «осмеяние». "Смешно" уже становится помимо сознательной воли. Все попытки некоторыми исследователями увидеть здесь принцип условного рефлекса и приравнять естественный и неподдельный богатый смех к «иносказательному» смеху сознательного осмеяния – это заблуждение (механицизм, редукционизм… отсутствие интроспективного восприятия). Здесь, наоборот, когда осмеяние эффектней (умно), оно представляет собою остроумный комментарий или пародию без смеха.
Способность смеяться, чувство юмора и умение юморить - несколько разные вещи.
Также, будет невежественным грубо свести эмоцию удовольствия к смеху, как это часто делается. Удовольствие или эмоция «хорошо» - это способствующее смеху обстоятельство, но у смеха своя психофизиология.

Можно возразить – ведь, мы же смеёмся над чьей-то глупостью, недопониманием, ошибкой, странностью, изъянами во внешности, неудачей…
Но стоит обратить внимание, что мы естественным смехом смеёмся, во-первых, не над всякой глупостью, не над всякой ошибкой...
А если и «высмеиваем» глупость, то это уже другой смех: «иносказательный» или мы используем остроумную реплику. А искусственно высмеять можно всё что угодно.

Естественным смехом мы смеёмся над глупостью, которая, например, претендует на мудрость в нарочито назидательном тоне, высокопарных фразах. Или это глупость особого контраста… неожиданна… при своеобразных обстоятельствах. Чем больше условий, признаков и интерпретации комического, тем богаче юмор. Но чтобы было смешно, достаточно бывает неожиданности и сентимента на положительном эмоциональном фоне - достаточно глупость "сморозить"... "ляпнуть" ерунду.
Французский философ-просветитель XVIII в. Монтескье писал: «Когда безобразие для нас неожиданно, оно может вызвать своего рода веселье и даже смех» (Монтескье. 1955. С. 753). То есть "может" - если мы в хорошем настроении или само безобразие оригинально.

Когда же мы намерены нечто выставить в комическом образе, мы сами реконструируем образ и обстоятельства при нём до получения комической композиции по подобию его естественного проявления.

Если в данный момент мы говорим о глупости или безрассудстве, то здесь у нас есть немалый материал с анекдотами о психушке.
Как говорится, все анекдоты приходят из жизни. Это говорит о том, что юмор предполагает чувственность и сам большей частью обращается к жизни, к отношению и взаимодействию среди людей, традициям в обществе.

Чем же особенны анекдоты о психушке? Как сказано у Шекспира: «Хоть это и безумие, но в нем есть последовательность».
В нашем случае бывают смешными такие безрассудства, в которых есть своя «логика», «версия», «иносказание». Это противоречие создаёт некий интеллектуальный и эстетический диссонанс (по семантической теории, когнитивный диссонанс) и в первые мгновения «озадачивает» разум. Но некая «логика» в безрассудстве или, даже, мания величия, которая есть утрированный образ распространенной наивности или самоуверенности – всё это есть своеобразная «смысловая композиция», которая разворачивается в эстетическом удивлении, и «озадаченный» разум становится «сентиментальным» обретая «озарение» - катарсис.
У Ю.Борева есть точное замечание, что смех - это эстетическое изумление, прямо противоположное восторгу и восхищению. Радостное изумление со знаком минус.
Такое противоречие и диссонанс, а также, неограниченный полёт фантазии в безумии часто близок к гротеску.
Эстетическое содержание юмора – это необходимый компонент, поддерживающий положительную эмоциональную атмосферу, а также, являющийся контрастом несовершенному (негативному), и явлению, и образу, создавая гротеск.
Один фантазер, так называемый "контактёр" с внеземными цивилизациями в сети прямо утверждает, что летает на «мыслелёте». Чем не гротеск?!
Вообще, гротеск и чувство юмора мы можем наблюдать и в обычном жаргоне: "бабки" (деньги), "тачка" (автомобиль), и даже сам юмор - это "приколы".

Внешние изъяны, также, смешными бывают в определённом виде. Если взять для примера клоуна, то он весь состоит из искажений, несообразностей и противоположностей. Но всё это красочно и в необходимой мере – эстетично и композиционно подаётся. Лицо клоуна размалевано в попытке создать некую красоту и выразительность. Оно тоже гротескно до абсурда.
Этимология комического – «гримаса, гримасничать».
Но можно ли сказать, что все гримасы смешны? Бывают уродливые и страшные гримасы, но бывают смешные.
Даже среди смешных, из воспоминания далекого детства и комнаты смеха, я помню, что самый смешной образ был в зеркале низкорослого толстенького – «кругленького» изображения.
Сейчас могу сказать, что этот образ был самым смешным потому, что он был более реалистичен по своей форме (а это «сентиментально»), более эстетичен (в совершенстве природных и геометрических форм), более всего отражает радость - заразителен и позитивен как психологический портрет (добрый). И вместе с тем – этот образ необычен и удивителен (гротеск).
Гримаса - это, также, шутка, игра, неожиданность, намек, ассоциация или загадка, гротеск.
Уже в примитивном кривлянии можно выделить стремление к веселью, игре и подсознательный поиск новых необычных форм.

Продолжая о комичном, можно обратить внимание на движение или танец.
Неплох здесь и пример с иностранцем, коверкающем ваш язык.

В движении и танце можно определенно наблюдать разные характеристики: красоту, совершенство или, напротив, неуклюжесть и комичность.
В танце можно определить движения как "комические", в которых присутствует шутка. То есть, это движение с неожиданной координацией, с сочетанием неуклюжего образа с совершенным, имитация падения, движения "с намеком" и созданием комичных ассоциаций.
Кроме того, все эти движения, вовлеченные в творческое содержание и форму искусства остаются искусством, а сама комическая тема - это вопрос разновидности и количества комических образов.

Иностранный акцент и произношение всегда ненамеренно производит комическое. Часто создается впечатление, что в этом, напротив - намеренное желание шутить. Так или иначе, человеку всегда свойственно шутить, и если субъект с плохим произношением вашего языка употребит хотя бы раз шутку, то этим он тем более располагает к комичному восприятию своих изречений.
На этом уже можно сделать заключение, что первое в юморе и комичном - это располагающее обстоятельство и состояние духа к веселью и намерению шутить.
Шутка - это веселье и своего рода игра.
Шутка является определенной формой поведения, закрепленной в игровом инстинкте.

Несмотря на то, что шутка может иметь свои психологические мотивы и эволюционные причины, целесообразно шутку считать одним из элементов психологии юмора. Ее присутствие в юморе почти везде, и в остротах, и каламбурах и т.д.
Начиная с игры "ку-ку" и других игр уже у младенцев, шутка развивает, помогая в первую очередь преодолевать стереотипы, воспитывает бдительность, внимательность, разные навыки, развивает и тренирует саму психику. Когда малышу мать ещё с детства через игру и шутку прививает «веселое» отношение к разным неожиданным стрессовым для ребенка ситуациям, тем самым она делает его человеком, не давая ему реагировать животным примитивным страхом или гневом.

2. Само веселие и шутка сентиментальны. Довольство и радость не нуждаются в агрессии, но ближе стоят к доброму отношению.
Тот же смех над врагом - и тот есть "призыв не беспокоиться".
Естественный природный смех всегда положителен эмоционально. И когда шутка и юмор используются лишь как средство интеллектуальной борьбы, смех обедняется и приобретает иносказательный характер.
Сентиментальное чувство преображает лик, делает красивее и выражает доброе расположение.
Сентиментальность (чувственность) играет большую роль в чувствительности восприятия, в отношении к предмету и соответственно необходимо для чувства юмора.
По праву можно говорить о существовании наследственной "комической" сентиментальности по отношению к малышам, которая генерализуется в культуре и общественных отношениях.
Комическое в отношении к малышу наполнено симпатией, имеет доброжелательные и совершенствующие мотивы. Такого отношения заслуживает и взрослый - и оно есть.
А вообще, вопреки "некрасивым" атрибутам, сопровождающих комическое (недоразумения, несовершенства или просто неудачи), само комическое всегда представляется в эстетическом образе, являясь своего рода смысловой композицией.

Комическое - это смысловая и художественная композиция (специфический художественный образ).

По большому счету, комическое имеет две основных причины.
Одна - веселье, игра и шутка. Это удовлетворяет эмоциональной и социальной потребности.
Другая причина, когда комическое в юморе ("умная шутка") - это интеллектуальная тренировка и интеллектуально- эмоциональное удовлетворение. Поэтому в остроумии для эффектности уже достаточно всего лишь красивой мыслеформы.
По сути, это инстинкт и его подкрепление.
Наукой давно обоснованно, что игровое поведение наследственно закреплено и обеспечивает развитие видовых и индивидуальных навыков.
Чтобы разобраться в комической композиции, следует ориентироваться на выше указанные причины.
А также нам необходимо выявить те психологическе факторы, которые запускают физиологию смеха.
В связи с этим подходом, уже можно отметить, например, что обличение в комическом является не моралью, а фактором неожиданности, изумления и комического, шутливого, игрового эффекта.
Для того, чтобы рассмеяться, необходим эффект неожиданности, сентиментальное и интеллектуальное удивление. А чтобы смех был продолжительнее нужно нечто впечатляющее - эстетическое.
Например, мне однажды показался впечатляющим такой простенький анекдот:

У психиатра:
- Когда у вас появилась мысль, что вы собака?
- Когда я был щенком.

Комическое - это смех, шутка, игра, двуликость, удивление совмещению смыслов и неожиданному повороту, впечатляющий гротеск. Но ещё не критика.

Однако, ничто не препятствует чувству юмора совмещать и передавать комическое вместе с критикой.
Так, например, как наиболее впечатляющее из своего детства и до сих пор, я считаю "Мойдодыр" Корнея Чуковского.

Впечатляющим делает юмор художественное творческое содержание и искрометная мысль. Это являет харизму и вводит сознание в некоторый транс и измененную реальность - создает диво.
Главный творческий образ юмора и комического - гротеск. Гротеск всегда фантастичен, таинственен, оставляет след в чувствах и памяти.

Смысловым условием и определением комического есть "противоречие" и "диссонанс".
Эти факторы нельзя путать с такими понятиями, как "контраст" или "несоответствие стереотипу", так как последних недостаточно для отражения необходимой специфики комизма в человеческом действии.

Комичным будет такое действие, где "контраст" является неожиданностью - активным противоречием. Например, Иисус в евангелие, назидая учеников, привёл пример о строительстве башни, которая, если не вести расчеты, может упасть, и такой энтузиазм будет осмеян.
Здесь образ, который символизирует противоречие: высокое внезапно сокрушается в полном падении, долгий энтузиазм опровергнут за считанные секунды.

Художественность, острота мысли, определенный круг персон и сфера интересов, затронутых в содержании шутки влияет на сентиментальность в сознании. Это способствует измененному состоянию сознания и психики в адреналиновых и эндорфиновых приливах.

С одной стороны, через противоречие или причудливую интерпретацию создаётся «удивительная» смысловая композиция, которая, возможно, подсознательное отражение генеральной противоречивости жизни и является тем самым обобщением или компонентом комического обобщения. С другой стороны, общественные, межличностные отношения, сфера деятельности и заинтересованности человека – это сфера эмоциональной жизни, в которой комическое является одним из отражений этой жизни, а в культуре и общении чувство комического целесообразно и необходимо. И есть все основания считать, что комическое в глубине сознания человека имеет сформированное «обобщение», что по семантической теории есть опознавание через «фреймы» или «скрипты».

Начиная от Эммануила Канта и по сей день исследователи комического не могут дать объяснение такому простому психологическому явлению в комическом, как смех, возникающий от нелепости.
Сам Кант, утверждающий, что смешное появляется, когда "разум превращается в ничто", пытался объяснить это через кризис рассудка и переход напряжения в телесную сферу ощущений, где, по версии Канта, зарождается смех.
Также, по Канту, сама игра идей и эстетических идеалов (в частности - в музыке) может вызывать комическое чувство
Анри Бергсон по поводу нелепого в комическом писал, что оно не есть причина, а следствие той причины, которая его создает. И мы знаем эту причину.
Однако, он не называет эту причину и пояснение этому он не дает.

В своей замечательной статье "Психология комического" профессор психологии Рамиль Гарифуллин даёт хорошее психологическое толкование запуску и переживанию смеха. Однако, комментируя Канта, он просмотрел, что тот уже стоял на правильном пути, упоминая "об обмане" в составе шутки, но в своих рассуждениях "о нелепости" в составе шутки Кант побрел не туда.

Психология нелепости в юморе и комическом - это та же психология шутки.
Люди ради шутки (веселья, игры) придумывают "нелепости", "превращая разум слушающего (или наблюдающего) в ничто", а ученые мужи ищут здесь глобальный смысл.
Поэтому я в своей теории в подобных случаях шутку рассматриваю, как элемент психологии юмора. В другом случае - у шутки тоже есть своя психология, эволюционный смысл и технология действия.

Психология и технология нелепости в шутке, "превращая разум в ничто" заставляет саму личность чуть-чуть "потормозить" и комично выглядеть, если сразу не сообразить, что с тобою пошутили (поиграли) ради веселья и хорошего настроения.
Если же "нелепость" имеет неплохой "паралогический" или "алогический" - смысловой или ситуативный контекст, то это будет "причудливой" или удивительной композицией, которая способна вызвать улыбку.
Или это будет впечатляющий гротеск...
Это может иметь значимый контекст в персонофицированом смысле или в жизненных ассоциациях, где свою роль сыграет чувство, сентимент...
При всём том будет действовать фактор неожиданности - даже, если "тормозить", неожиданность приходит с последующим "озарением".

В 18-ом веке Дж.Битти обозначил обычный психологический смех, как «сентиментальный» смех. В этом подразумевается коммуникативная и социально–душевная, культурная характеристика смеха.

Сюда же, к сентиментальному смеху можно отнести интеллектуальную приверженность в юморе.

Также, при сентиментальном смехе всегда находится место комическому компоненту.
Но сам комический образ под юмористическим углом зрения и при этом смехе не сосредоточен на «антиповедении» объекта, как «уродливой» («юродивой») характеристике.
Здесь больше действует эстетический, коммуникативный, социальный, интеллектуальный и «шоковый» фактор (неожиданность, невероятность, изумление и разрядка в реакции физиологического смеха).

Сарказм.
Это смех, описываемый Аристотелем, в котором присутствует реакция (отношение) к «безобразному», «уродливому».
Этот смех уже можно считать «насмешливым» смехом. Иными словами, речь идет о «пародии», карикатуре», «нелепости», на которые сама природа и интеллект санкционирует данный вид смеха.
Это архаическое восприятие, тем не менее, интеллектуального характера. Один из архетипов восприятия здесь связан с пониманием человеком своего преимущества разума пред неразумным животным миром - «человек звучит гордо».
Когда животные себя ведут не разумно, или какие-то букашки причудливы и еле подвижны, несколько безобразны, да и сам человек часто выглядит «недалеким» на вид и неразумным или неловким в деле – всё это через абстрагирование создает «высмеивающую» традицию, находит аналогичные признаки в соплеменниках человека. И тогда имеет место высмеивающий и унижающий смех.
В одном случае, этот смех подпитывается «праведным» обличающим чувством, как культурным средством борьбы с несовершенством и пороком.
В другом – это надменность гордеца.
Однако, с возрастанием негатива, невежества и зла в пороке, смех в определенном объективном и частном случае, обедняется.
И тем более, не имея добра внутри, остается весьма ограниченная возможность для смеха, где здоровый смех обязан лишь остаточному интеллектуально-человеческому качеству в личности.