Н и нн в прилагательных и причастиях. Знакомство с отглагольными прилагательными - Урок

    Тип урока: урок изучения новых знаний.

    Оборудование урока (Приложение 1).

    ХОД УРОКА:

    I. Организационный момент.

    II. (Слайды № 2-3)

    Упражнение 1. Дайте правильный ответ.

    А) Имя прилагательное

    Б) Имя существительное

    В) Глагол.

    Книга - наш надёжный помощник.

    А) первое

    Б) третье

    В) четвертое.

    А) верного (друга)

    Б) о хорошей (книге)

    В) интересный (сюжет).

    А) сказуемое

    Б) дополнение

    В) определение.

    А) по родам

    Б) по числам

    В) по спряжению.

    А) красивее

    Б) богатейший

    В) более интересный.

    Упражнение 2. Задание:

    I вариант

    II вариант

    (Слайд № 5)

    (Слайд № 6) Имена прилагательные образуются от разных частей речи с помощью суффиксов. Например: картина - картинный, весна - весенний, двое - двойной, авиация - авиационный. Когда пишется Н, а когда НН?

    торжество - …;

    осень - …

    дерево - …;

    конституция - …;

    глина - …;

    лебедь - …

    2. Физпауза (Слайд № 9)

    Потрудились - отдохнём,

    Встанем, глубоко вздохнём.

    Руки в стороны, вперёд,

    Влево, вправо поворот.

    Три наклона, прямо встать.

    Руки вниз и вверх поднять.

    Руки плавно опустили,

    Всем улыбки подарили.

    . (Слайд № 10)

  • з елёный
  • синий
  • пряный
  • свиной
  • багряный
  • бараний
  • фазаний
  • румяный
  • тюлений

ценная вещь - вещь ценна

ветреная погода - погода ветрена

Но в краткой форме прилагательных мужского рода всегда пишется одно н:
мужественный - мужествен, осторожный - осторожен.

Формулировка правила:

законные документы - документы законны

длинная нить - нить длинна

длинное слово- слово длинно

румяное яблоко -

румяный человек -

румяная щека -

  1. Сегодня ветре.ая погода.
  2. Дорога покрыта ледя.ой коркой.
  3. Я живу в каме.ом доме.
  4. Тот исти. ый друг, кто честен и прям.
  5. Мы пошли на земля.ой вал.

7. Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе две Н, а потом прилагательные с одной Н в суффиксе. (Слайд № 14)

Станции…ый, кури.ый, торжестве…ый, овся…ый, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый, письме…ый, стекля…ый, песча…ый.

8. Взаимопроверка . (Слайд № 15)

9. Буквенный диктант. (Слайд № 16)

  • торжественный
  • ветреный
  • туманный
  • ледяной
  • организационный
  • лебединый
  • кожаный
  • стеклянный
  • багряный

10. Проверка: (Слайд № 17)

1 вариант

1. тума.ая погода

2. ветре.ый день

3. пря.ый запах

4. кури.ый бульон

5. маши.ая работа

6. болезне.ое состояние

7. здание совреме.о

8. стари.ые часы

2 вариант

1. ю.ое лицо

2. ледя.ая гора

3. вещь це.а

4. петуши.ые бои

5. жестя.ая коробочка

6. жизне.ая драма

7. величестве.ая колонна

8. лебеди.ый крик

(Слайд № 20) Оценка:

С чем познакомились в ходе урока? Чему научились? (с правописанием Н и НН в суффиксах прилагательных, научились различать, когда писать в прилагательных одну Н, а когда две Н.) (Слайд № 21)

Было интересно.
Было трудно.
Я выполнял задания.
Теперь я могу.
Я научился.

VII. Домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Н и НН в прил»

Тема урока: Правописание Н и НН в прилагательных.

Цели урока:

    Образовательная : познакомить учащихся с орфограммой «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных».

    Развивающие : совершенствовать умения применять орфограмму; развивать умение излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, а также умение выслушать друг друга, формировать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся.

    Воспитательная : воспитывать внимательность, самостоятельность и любознательность.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Оборудование урока : мультимедийный проектор, карточки с правилами, памятками, презентация «Н и НН в прилагательных» PowerPoint (Приложение 1).

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

(Слайды № 2-3)

Упражнение 1. Дайте правильный ответ.

1) Какая часть речи называет различные признаки предметов?

А) Имя прилагательное

Б) Имя существительное

В) Глагол.

2) Какое слово называет признак предмета?

А) первое

Б) третье

В) четвертое.

3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) верного (друга)

Б) о хорошей (книге)

В) интересный (сюжет).

4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?

А) сказуемое

Б) дополнение

В) определение.

5) Имя прилагательное не изменяется

А) по родам

Б) по числам

В) по спряжению.

6) Найдите прилагательное в превосходной простой степени:

А) красивее

Б) богатейший

В) более интересный.

7) Найдите ряд с притяжательными прилагательными:

А) волчий вой, заячий тулуп, лисья речь

Б) оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирог

В) стиральная машина, мясной бульон, лисья нора.

Упражнение 2. Задание:

Определить написание НЕ с прилагательными и объяснить.

I вариант

Лёгкий туман лёг на (не) широкую речку. Туман стал (не) плотным, а каким-то розоватым. С гор сбегает совсем (не) широкий ручей. Это была вовсе (не) высокая гора.

II вариант

Мы пошли вовсе (не) ближней толпой. Это была совсем (не) высокая скалистая гора. Мы перешли через (не) глубокий, а мелкий овраг. Из тумана выступили (не) большие кусты.

III. Объявление темы урока, постановка целей, обозначение проблемы. (Слайд № 5)

(Слайд № 6) Имена прилагательные образуются от разных частей речи с помощью суффиксов. Например: картина – картинный, весна – весенний, двое – двойной, авиация – авиационный. Когда пишется Н, а когда НН?

IV. Изучение правила по таблице (Слайд № 7) (таблица у каждого ученика)

1. Суффиксы –АН, –ЯН, –ИН

кожАНый ГлинЯНый ГусИНый

1. Исключения: деревЯННый

стеклЯННый

оловЯННый

2. Исключение: ветрЕНый

2. Суффиксы –ЕНН, –ОНН:

соломЕННый, революциОННый

3. Н в корне + Н в суффиксе: чугуННый

V. Закрепление орфограммы, тренировочные упражнения.

1. Образовать от данных существительных прилагательные. Обосновать выбор Н или НН в суффиксах: (Слайд № 8) (в тетрадях и у доски)

торжество - …;

осень - …

дерево - …;

конституция - …;

глина - …;

лебедь - …

2. Физпауза (Слайд № 9)

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

3. Знакомство с прилагательными, не имеющими суффиксов . (Слайд № 10)

Изучение памятки «Запомни слова!» (памятка у каждого ученика)

    з елёный

  • багряный

4. Знакомство с правописанием Н в кратких прилагательных:

Работа по учебнику: страница 139.

ценная вещь – вещь ценна

ветреная погода – погода ветрена

Но в краткой форме прилагательных мужского рода всегда пишется одно н:
мужественный – мужествен, осторожный – осторожен.

Формулировка правила:

Образуйте краткую форму от прилагательных по образцу: (Слайд № 11)

законные документы - документы зако нн ы

длинная нить - нить дли нна

длинное слово- слово дли нно

румяное яблоко -

румяный человек -

румяная щека

5. Тренировка в различении суффиксов. Изучение памятки «Различай!» (Слайд № 12) (памятка у каждого ученика)

6. Объясни написание пропущенных букв : (Слайд № 13) (устная работа)

    Сегодня ветре...ая погода.

    Дорога покрыта ледя...ой коркой.

    Я живу в каме...ом доме.

    Тот исти... ый друг, кто честен и прям.

    Мы пошли на земля...ой вал.

7. Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе две Н , а потом прилагательные с одной Н в суффиксе. (Слайд № 14)

Станции…ый, кури..ый, торжестве…ый, овся…ый, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый, письме…ый, стекля…ый, песча…ый.

8. Взаимопроверка . (Слайд № 15)

9. Буквенный диктант. (Слайд № 16)

Учитель читает слова, учащиеся заполняют таблицу

    торжественный

    ветреный

    туманный

  • организационный

    лебединый

  • стеклянный

    багряный

10. Проверка: (Слайд № 17)

11. Проверка первичного усвоения знаний (можно с использованием таблицы и памяток «Проверь себя») (Слайд № 18, 19)

1 вариант

1. тума...ая погода

2. ветре...ый день

3. пря...ый запах

4. кури...ый бульон

5. маши...ая работа

6. болезне...ое состояние

7. здание совреме...о

8. стари...ые часы

2 вариант

1. ю...ое лицо

2. ледя...ая гора

3. вещь це...а

4. петуши...ые бои

5. жестя...ая коробочка

6. жизне...ая драма

7. величестве...ая колонна

8. лебеди...ый крик

(Слайд № 20) Оценка:

    “5” - за 14-16 правильных ответов

    “4” - за 11 -13 правильных ответов

    “3” - за 8- 10 правильных ответов

    “2” - за 5 - 7 правильных ответов

    “1” - за 4 и менее правильных ответов

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

– С чем познакомились в ходе урока? Чему научились? (с правописанием Н и НН в суффиксах прилагательных, научились различать, когда писать в прилагательных одну Н, а когда две Н.) (Слайд № 21)

Было интересно...
Было трудно...
Я выполнял задания...
Теперь я могу...
Я научился...

VII. Домашнее задание. Параграф 46, упражнение 393. (Слайд № 22)

Просмотр содержимого презентации
«Н и НН в прилагательных»

  • 1) Какая часть речи называет различные признаки предметов?
  • А) Имя прилагательное
  • Б) Имя существительное
  • В) Глагол
  • 2) Какое слово называет признак предмета?
  • Книга – наш надёжный помощник.
  • А) первое
  • Б) третье
  • В) четвертое
  • 3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:
  • А) верного (друга)
  • Б) о хорошей (книге)
  • В) интересный (сюжет)

Урок русского языка в 6 классе на тему: «Правописание Н и НН в прилагательных»


Повторение изученного о прилагательном.

1) Какая часть речи называет различные признаки предметов?

А) Имя прилагательное

Б) Имя существительное

В) Глагол

2) Какое слово называет признак предмета?

Книга – наш надёжный помощник.

А) первое

Б) третье

В) четвертое

3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) верного (друга)

Б) о хорошей (книге)

В) интересный (сюжет)


Повторение изученного о прилагательном. Дайте правильный ответ и объясните свой выбор.

4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной

А) сказуемое

Б) дополнение

В) определение

5) Имя прилагательное не изменяется

А) по родам

Б) по числам

В) по спряжению

6) Найдите прилагательное в превосходной степени

А) красивее

Б) богатейший

В) более интересный


Задание: Определить написание НЕ с прилагательными и объяснить.

I вариант

Лёгкий туман лёг на (не) широкую речку. Туман стал (не) плотным, а каким-то розоватым. С гор сбегает совсем (не) широкий ручей. Это была вовсе (не) высокая гора.

II вариант

Мы пошли вовсе (не) ближней толпой. Это была совсем (не) высокая скалистая гора. Мы перешли через (не) глубокий, а мелкий овраг. Из тумана выступили (не) большие кусты.


Тема урока: Правописание Н и НН в прилагательных

Цели урока:

1. Узнать, когда в прилагательных пишется одна буква Н, а когда две буквы Н,

2. научиться применять правило на практике.



1.Суффиксы –АН, –ЯН, –ИН

кож АН ый Глин ЯН ый Гус ИН ый

1. Исключения: дерев ЯНН ый

2.Исключение: ветр ЕН ый

стекл ЯНН ый

2. Суффиксы –ЕНН, –ОНН

олов ЯНН ый

солом ЕНН ый, революци ОНН ый

3. Н в корне + Н в суффиксе

чугу НН ый


От данных существительных образуйте прилагательные. Обоснуйте выбор Н или НН в суффиксах:

торжество - …;

осень - …

дерево - …;

конституция - …;

глина - …;

лебедь - … .


  • Потрудились - отдохнём,
  • Встанем, глубоко вздохнём.
  • Руки в стороны, вперёд,
  • Влево, вправо поворот.
  • Три наклона, прямо встать.
  • Руки вниз и вверх поднять.
  • Руки плавно опустили,
  • Всем улыбки подарили.

Запомни слова!

зелёный юный

синий бараний

пряный фазаний

свиной багряный

румяный тюлений


Образуйте краткую форму от прилагательных:

законные документы - документы зако нн ы

длинная нить - нить дли нна

длинное слово- слово дли нно

Но в краткой форме прилагательных мужского рода всегда пишется одно н: мужественный – мужествен.

румяное яблоко - ?

румяный человек - ?

румяная щека - ?


Различай!

  • Масляный
  • Масленый

разведённый на масле, работающий на масле

намазанный, пропитанный маслом

(печенье, двигатель);

(блин, рука, каша);

  • Соляной
  • Солёный

состоящий из соли (столб);

  • Ветряной
  • Ветреный

(двигатель, оспа)

(день, человек)


Объясни написание пропущенных букв

1. Сегодня ветре…ая погода.

2. Дорога покрыта ледя…ой коркой.

3. Я живу в каме…ом доме.

4. Тот исти… ый друг, кто честен и прям.

5. Мы пошли на земля…ой вал.


Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе две Н, а потом прилагательные с одной Н в суффиксе .

Станцио…ый, кури…ый, овся…ый, торжестве…ый, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, торфя…ой, звери…ый, экскурсио…ый, стекля…ый, письме…ый, песча…ый.


Взаимопроверка

станционный

торжественный

куриный

овсяный

обеденный

оловянный

кожаный

торфяной

деревянный

экскурсионный

звериный

песчаный

стеклянный

письменный


Буквенный диктант

  • Заполнить таблицу: Н или НН

Проверь себя:


Проверь себя (1 вариант).

5. маши…ая работа

6. болезне…ое состояние

7. здание совреме…о

8. стари…ые часы

1. тума…ая погода

2. ветре…ый день

3. пря…ый запах

4. кури…ый бульон


Проверь себя (2 вариант).

1. ю…ое лицо

5. жестя…ая коробочка

2. ледя…ая гора

6. жизне…ая драма

3. вещь це…а

7. величестве...ая колонна

4. петуши…ые бои

8. лебеди…ый крик


  • «5» - за 8-7 правильных ответов
  • «4» - за 6-5 правильных ответов
  • «3» - за 4-3 правильных ответов
  • «2» - за 2-0 правильных ответов

  • Было интересно … Было трудно … Я выполнял задания… Теперь я могу… Я научился…

Домашнее задание

Параграф 46, упражнение 393 .

Практикум для 7 класса по теме

«Написание Н и НН в причастиях»

УСТНО .

Прокомментировать написание Н и НН . Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста, гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки, варёный картофель – варённый в котелке картофель, кошеные травы – скошенные травы, резаный арбуз – изрезанный арбуз, развешанное белье, асфальтированное шоссе,

Первичное закрепление . Вы должны устно образовать от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени, назвать изучаемую орфограмму. Сварить ,вспахать ,мариновать асфальтировать , варить.

Примечание: Слова с одним Н – это причастия, перешедшие в прилагательные: варёный, печёный, жареный, кипячёный, сушёный, копчёный, мочёный, солёный, топлёный, крашеный, масленый, путаный .

Письменно.

Упражнение 1 . Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым - кратким причастием или прилагательным. Перепишите и подчеркните н или нн .Образец: реш ... ная задача - задача решена.

Выращ...ные овощи, законч...ная дискуссия, утер...ная расписка, своеврем...ная помощь, прекрасно сыгр...ная роль, объявл...ные результаты соревнования, высуше...ное белье, слома...ная хулиганами скамья, заброш...ные на чердак лыжи, избалова...ная гастролерами публика, получ...ная вечером телеграмма, серьезные и озабоч...ные лица.

Упражнение 2. Спишите, вставляя Н или НН, распределяя их в две колонки.


Освеще_ая площадка, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревожа_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.

Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый , кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

Упражнение 3. Спишите. Обозначьте суффиксы причастий. Подчеркните страдательные причастия как члены предложения.

1. Волосы у Веры гла..ко причёса(н, нн)ы. 2. Гла..ко причёса(н, нн)ые волосы пр..дают лицу Веры строгость. 3. Вспом..наю лицо дяд.. с вечно нахмуре(н, нн)ыми бровями. 4. У дяди брови чаще всего нахмуре(н, нн)ы. 5. Интересно бесед..вать с ребятами, увлечё(н, нн)ыми своим делом. 6. Моя сестра всегда увлече(н, нн)а какой(либо) новой идеей. 7. Тучи рассея(н, нн)ы ветром. 8. Люди взволнова(н, нн)ы активностью солнца. 9. Море взволнова(н, нн)о.

Упражнение 4 . Проанализируйте слова. Спишите, распределяя их по видам орфограмм на месте скобок. Обозначьте условия выбора н или нн . Неизме(н, нн)ый, жела(н, нн)а, нарисова(н, нн)ые, забрызга(н, нн)ый, соверше(н, нн)а, непрекло(н, нн)а, родстве(н, нн)ые, пересыпа(н, нн)ое, выраще(н, нн)а, выглаже(н, нн)а, запачка(н, нн)ые, песча(н, нн)ый, измуче(н, нн)ый (взгляд), измуче(н, нн)ый (дорогой путник), испечё(н, нн)ый (картофель), печё(н, нн)ый (пирог), топлё(н, нн)ое (молоко), истопле(н, нн)ая (печь), измуче(н, нн)ы, законче(н, нн)а.

Упражнение 5 . Спишите, заменяя выделенные глаголы краткими страдательными причастиями. У вас получится отчёт ребят о подготовке к походу.

Составить м..ршрут с указанием на карт., мест остановок для ночлега.

Проверить исправность туристского сн..ряжения.

Получить согласие родителей на участие в походе.

Проверить у всех умения ставить палатку и разж..гать костёр.

Упражнение 6.. Один ученик у доски, остальные в тетрадях.

Задание: Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически объясняя свой выбор. Пече..ые яблоки, печё..ые в духовке яблоки, испечё..ые яблоки, непечё..ые яблоки, жаре..ый картофель, жаре..ый с грибами картофель.

Контроль знаний . Вставьте Н или НН.
Гост…ый, карма…ый, искусстве...ый, песча…ый, голуби…ый, урага…ый, восторже…ый, деревя…ый(!), воробьи…ый,каме…ый, авиацио…ый, стекля…ый(!), ути…ый, пусты…ый, экскурсио…ый, багря…ый, стари…ый, ветре…ый(!), румя…ый, ю…ый, были…ый, безветре…ый, реше…ый, обеща…ый, рождё…ый, пойма…ый, плене…ый, да…ый, нежда…ый.

Упражнение 79. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Уступч..вый, январ..ский, плюш..вый, прожорл..вый, молодц..ватый, стар..нький, кумач..вый, ноябр..ский, угр..ватый, свинц..вый, разговорч..вый, богатыр..ский, кра..вой, тих..нький, клязьм..нский, сторож..вой, керч..нский, продолг..ватый, пенз..нский, ялт..нский, красив..нький, завистл..вый, рыж..ватый, молодц..ватый, син..ватый, обидч..вый, разговорч..вый, расчётл..вый, грязн..ватый, бел..ватый, лёг..нький, тих..нький, милост..вый, алюмини..вый, юрод..вый, тюл..вый, вин..ватый, ноздр..ватый, кольц..вой, тен..вой, кукуш..чий, старуш..чий, узорч..тый, черепи..чатый, ступен..чатый, бревен..чатый, фрунз..нский, взрывч..тый, брус..атый, весну..атый, бороз..атый, до..атый, рыцар..ский, рязан..ский, день-ден..ской, тянь-шан..ский, декабр..ский, сентябр..ский, губч..тый, звёз..атый, надоедл..вый, сегодн..шний, форел..вый, лазор..вый, натри..вый, нутри..вый, убог..нький, краснопресн..нский, грозн..нский, масл..ные руки, масл..ные брюки, масл..ные краски, масл..ное пятно, масл..ная каша, ветр..ная мельница, ветр..ной двигатель, ветр..ная оспа, ветр..ная девушка, масл..ная неделя, ветр..ное поведение.

Упражнение 80. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Обоснуйте ответ.

Канад..кий, низ..кий, шат..кий, гиган..кий, немец..кий, вес..кий, полес..кий, углич..кий, ткац..кий, кулац..кий, черкас..кий, рязан..ский, гаван..ский, октябр..ский, рыбац..кий, скоморошес..кий, табунщиц..кий, танкис..кий, шляхет..ский, тунгус..кий, астрахан..ский, черкес..кий, звер..ский, дерз..кий, близ..кий, вяз..кий, кавказ..кий, киргиз..кий, одес..кий, матрос..кий, кон..ский, рейн..ский, сибир..ский, француз..кий, уз..кий, бас..кий, этрус..кий, том..ский, ом..ский, кур..ский, сан-францис..кий.

Упражнение 81. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы н или нн. Обоснуйте ответ.

Ю..ый, ю..ат, серебря..ый, авиацио..ый, дли..ый, оловя..ый, пря..ый, урага..ый, дискуссио..ый, лебеди..ый, ветре..ый, ветря..ой, безветре..ый, осе..ий, утре..ий, утре..ик, стекля..ый, труже..ик, сребре..ик, серебря..ый, серебря..ка, бессребре..ик, семе..ой, ледя..ой, клюкве..ый, конопля..ый, конопля..ик, воробьи..ый, соловьи..ый, стреме..ой, семе..ой, краснознамё..ый, торжестве..ый, жизне..ый, стари..ый, гости..ая, гости..ица, масле..ый, масле..ица, ветре..ица, ва..ая, пле..ый, це..ый, пья..ый, рья..ый, румя..ый, румя..а, огне..ый, песча..ый, ремесле..ый, второстепе..ый, пенсио..ый, глиня..ый, звери..ый, потомстве..ый, драгоце..ый, бульо..ый, плоскодо..ый, полуде..ый, дикови..ый, недюжи..ый, овчи..ый, инфекцио..ый, сочувстве..ый, семистру..ый, бесчисле..ый, дружестве..ый, овся..ый, единовреме..ый, муравьи..ый, маши..ый, мыши..ый, сви..ой, свини..а, дровя..ик, нефтя..ик, мали..ик, оси..ик, ряби..ик, дружи..ик, моше..ик, ветре..ик, сторо..ик, смышлё..ый, ко..ица, подветре..ый, песча..ик, путешестве..ик, влася..ица, више..ик, выветре..ый, куре..ой (атаман).

Упражнение 82. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми поставлена цифра 3 ;.

1. Этот (трёх) суточный бой за Цариц..н начался штурмом города при по..держке ураган..ого 3 огня кораблей (Федин). 2. Гусь степен..ый в луж.. моет свой гусин..ый 3 красный нос (Исаковский). 3. Над омутами каждой реки трудятся мельниц.. водян..ые (Щипачев). 4. (Полутора) тон..ки готовы, в порядке фонд сем..ной (Щипачев). 5. Пр..ятна со..нца утрен..яя весть и полотенце свежест..ю льнян..ою 3 (Щипачев). 6. Сам граф подушки поправлял, медвеж..ю 3 полость в ноги стлал (Некрасов). 7. Нынче де..кий бал.. (Некрасов). 8. Её грудь тр..петала от соч..ного искр..него смеха (М. Горький). 9. Я солнц..в 3 брат, и зимн..ю порою чудес не меньше солнца строю (Крылов). 10. Измученные извоз..ич..и 3 лошади лёг..нькой рысц..й тащили нас в гору (Писемский). 11. Обедал он и ужинал во вдов..м доме: мать, возвр..щаясь из общ..й столовой 3 , тайком пр..носила ему половину своей скудной порц.. (Куприн). 12. Она осядет от дождей, от снега в ледя..ые 3 ночи (Шипачёв). 13. Это насле..ство в конечном сч..те создано энергией рабоч..го клас..а и поэтому является пополам (Исаковский). 19. Она имела полное пр..дставление о некоей ветр..ной 3 москвич..ке Оле Нечаевой (Катаев). 20. Вернулся Тиунёв, (сорок..) (пят..) летний человек с седыми вихрами на остр..м, дыней, черепе, с жид..нькой сед..ватой бородёнкой на костлявом лице (М. Горький). 21. За полями далеко, в сирен..вом туманце кудрявые пер..лески (Гладков). 22. Глухо, грус..но звенят тополя, Ольг..нский мост открывается под ясн..й луной (Каверин). 23. Он не мог отвести взгляд от небольш..й дверц.. сам..лёта и от лё..кой алюмин..вой лес..нки (Каверин). 24. У крыльца комендан..ского дома казак держал под уз..ц.. пр..красн..ю бел..ю лошадь кирги..ской п..роды (Пушкин). 25. Пенз..нская губерния была об..явлена на осадном положени.. (Федин). 26. Я прочёл души доверч..вой пр..знан..е (Пушкин). 27. Был послеобеден..ый час ветр..ного август..вского дня (Кузьмин). 28. Ивы на пес..аном откосе под солнцем - (серебр..но) голубые (Кузьмин). 29. Собрались пр..хожане у чащи, лихоман..ую грусть затая (Есенин). 30. Твоя обветр..ная кожа лучила гречн..вый пушок его закон..ейшим 3 насле..ством (М. Горький). 14. Из темноты, с доски камин..ой вдруг стали играть часы (Симонов). 15. Вдали раздался барабан..ый бой (Федин). 16. Время от врем..ни мы откачивали воду берест..ным ковш..м (Арсеньев). 17. Заходил продавец из соседн..й зелен..ой лавки (Арсеньев). 18. Это я, оратор безымян..ый, сеял хлеб с тоскою (Есенин). 31. И нефть, попав из бака в водоём, павлин..ий 3 хвост внезапно распустила (Мартынов). 32. Но равнин..ая синь не лечит (Есенин). 33. Но вовек благосл..вен..ы на земле сирен..вые ночи (Есенин). 34. Лан..ий зов скво..ь сон услыхал олень (Есенин). 35. И нежно охает ячмен..ая солома, св..сая с губ к..вающих коров (Есенин).

Цели:

образовательная: закрепить знания по выбору одной и двух букв н в прилагательных, формировать навык работы с текстом;

развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов (памяти, внимания, воображения);

воспитательная: способствовать воспитанию внимательного отношения к родному слову.

Ход урока

По следам домашних заданий.

А. однажды

Б. иногда

В. издавна

Г. время от времени

Подберите синонимы к слову отважный (смелый).

Подберите антоним к слову отважный (трусливый).

Индивидуальная работа.

Карточка №1.

Торжестве…ое собрание

серебря…ый колокольчик

карма…ые часы

глухари…ый ток

даль тума…а

обеде…ое меню

Карточка №2

(Не) глубокий овраг

совсем (не) удобный плащ

вовсе (не) глупый мальчик

(не) весёлый, а грустный человек

(не) брежный почерк

(не) уклюжий медвежонок

С последующей проверкой.

«О чём так говорят?»

Растения, которые собирают для приготовления лекарств (лекарственные)

Шкаф для одежды (платяной)

Почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная)

Цветы не натуральные, выполненные наподобие подлинных, живых (искусственные)

Меню, где указаны блюда, которые можно заказать на обед (обеденное)

Охота, которая ведётся с помощью ловчих ястребов (ястребиная)

Мельница, работающая с помощью силы ветра (ветряная)

Класс работает в тетрадях, а двое ребят у доски, не видя друг друга; затем проверка и самопроверка

2. Самостоятельная работа в форме выборочного диктанта.

Туманная луна поднялась уже высоко.

За лесом открывается песчаная равнина.

Тают на солнце длинные сосульки.

На том берегу желтеет овсяное поле.

Всюду пестрели гроздья журавлиного гороха и желтели чашечки куриной слепоты.

Город спал в эту ветреную ночь.

Алексей вдохнул знакомый запах авиационного бензина.

Под головой Жени лежала та же кожаная подушка.

Митраша пытается понять все общественные законы.

Капитан прищурил свои оловянные глазки.

3. Подведение итогов. Домашнее задание.

3.1. Подведение итогов.

Все ли секреты раскрыли прилагательные в рамках этой темы?

Нарисуем лестницу в 5 ступеней. Где находились в начале урока? А сейчас?

Домашнее задание.

ещё раз заглянуть в правило.


Комплексная работа с текстом.

(1) … люди подмечали особенности животных. (2) Звери…ые повадки нашли отражение в сказках, поговорках и крылатых выражениях. (3) Про отважных людей говорят, что у них орли…ые крылья за спиной. (4) Красивую шею называют лебеди…ой. (5) Некрасивую походку - ути…ой. (6) Такими выражениями богат русский язык. (7) В них сказалась исти…ая народная мудрость.

Как можно было бы озаглавить текст?

Вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор.

Какое слово должно открывать данный текст?

А. однажды

Б. иногда

В. издавна

Г. время от времени

Подберите синонимы к слову отважный.

Подберите антоним к слову отважный.

Укажите основы в предложениях 1, 2, 6, 7.

Замените словосочетания звери…ые повадки, орли…ые крылья, лебеди…ая шея, ути…ая походка синонимичными им по образцу: журавлиный клюв - клюв журавля.

Между 5 и 6 предложениями сделайте вставку, подходящими по смыслу предложениями или предложением.

Упражнение 1.

Запишите прилагательные, вставляя -н- или -нн- ..

Дисциплинирова…ый, ветре…ый, време…ный, тума…ый, открове…ый, дружелюб…ый, мужеств…ый, вниматель…ый, удивле…ый.

Упражнение 2.

Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения.

Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.

Упражнение 3.

От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского, среднего родов. Подчеркните суффиксы причастий.

Запакованный, устроенный, выкрашенный, построенный, закутанный, проложенный, выкроенный, отделенный, выделенный.

Упражнение 4.

Н или НН? Глаже…ая, разреза…ые, выглаже…ая, разреза…ые, ноше…ая, суше…ые, удлине…ая, сорва…ые, стира…ая, краше…ая, мороже…ые, вяза…ая.

Упражнение 5.

Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн .

Жаре…ый гусь, поджаре…ая колбаса, жаре…ые в масле пирожки, писа…ый красавец, вписа…ый треугольник, писа…ый художником, организова…ая спонсорами ярмарка, тка…ая скатерть, ткан..ая золотом скатерть, забракова…ые товары, военизирова…ый отряд, воспита…ый человек, дистиллирова…ая вода, расклее…ые афиши, дисквалифицирова…ый спортсмен, незва..ый гость, связа…ый пленник, завербова…ый агент, сдела…ая надпись, варе…ый в мундире картофель, купле….ые в магазине вещи.

Упражнение 6.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Балова...ый ребенок, замаскирова...ый вход, плете...ая корзина, измуче...ый вид, груж...ая дровами машина, груже...ая машина, нагруже...ая машина, стреля...ая дичь, неслыха...ые обстоятельства, ране...ый в руку солдат, гаше...ая известь, негаше...ая известь, назва...ый брат, моще...ая дорога, писа...ые акварелью картины, ране...ый боец, переплавле...ый металл, асфальтирова...ая улица, посоле...ая закуска, ноше...ая шляпа, поноше...ые ботинки, оплете...ый плющом забор, взволнова...ый разговор, броше...ый камень, нечая...ая встреча, купле...ый товар, отправле...ое по факсу письмо, изыска...ые экономистами ресурсы, застрахова...ое имущество, непредвиде...ые обстоятельства, оказать вооруже...ое сопротивление, довере...ое лицо, дипломирова...ый специалист.

Упражнение 7.

Спишите, вставляя пропущенные Н или НН.

1) Подоко_ик, избалова_ый, медле_ый, свяще_ый, масля_ый, сея_ый, задушев_ость, вселе_ая, покло_ик, мороже_ое, стреля_ый, трансляцио_ый , революцио_ый, ваго_ый, ши_ый, дарстве_ая, операцио_ая, чи_ый, райо_ый, миллио_ый, жарго_ый, осли_ый, соколи_ый, змеи_ый, лицензио_ый, слоё_ый, она вполне совреме_а.

2) Наив_ость, пода_ый, полуобразова_ый, жела_ый, нечая_ый, конопля_ый, вея_ый, ю_ый, апелляцио_ый, эволюцио_ый, коллекцио_ый, пого_ый, благочи_ый, рути_ый, суко_ый, сезо_ый, пятиалты_ый, фурго_ый, орли_ый, со_ик, пчели_ый, диверсио_ый, пода_ый, пенсио_ый, топлё_ый, подчине_ый, девочка избалова_а.

Упражнение 8.

Спишите, вставляя Н или НН..

Освеще_ая площадка, рассея_ый ученик, приведе_ый пример, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревоже_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.

Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, полирова_ый, туше_ый, оглуше_ый, точе_ый, подточе_ый, туше_ый в гусятнице, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый , кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

1. От глаголов засеять, потерять, развешать, нахмурить, развеять, приглушить, связать, обтесать, прищурить, сморщить, сгорбить образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, обозначьте в них условия выбора изучаемой орфограммы.

2. А,Я или Е?

3.

Упражнения по теме «Правописание Н и НН в причастиях, отглагольных прилагательных»

Упражнение 1.

От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода.

Собранные улитки,

затоптанный ковер,

сожженные свечи,

найденный капкан,

закопанный клад,

затопленная печь,

освещенный коридор,

порабощенный народ,

освобожденная страна,

засушенный гербарий,

выброшенные на ветер деньги,

купленный билет,

связанный свитер,

разработанный план,

украшенная елка,

оставленный замок,

загнанные лошади.

Упражнение 2.

Объясните различия в написании созвучных слов (укажите части речи).

    Девочка хорошо воспитана родителями. Девочка послушна и воспитанна.

    Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Эта ученица дисциплинированна и организованна.

3) Грозовая туча была рассеяна ветром, и снова засверкало солнце. Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.

Упражнение 3.

Замените придаточные предложения причастными оборотами. Причастные обороты и определяемые слова обозначьте графически.

Образец. Возьми в дорогу чемодан, который я принес тебе вчера. - Возьми в дорогу чемодан, принесенный мною тебе вчера.

    Все заинтересовались докладом по нанотехнологии, который был сделан профессором.

    На полях, которые были засеяны кукурузой, показались всходы.

    В квартире, которая недавно освободилась, устроили ремонт.

    Мы отдыхали в беседке, которую нашли в конце аллеи.

Упражнение 4.

1)Вставьте Н или НН.

2)Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым - кратким причастием или прилагательным. Образец: реш ... ная задача - задача решена.

Выращ...ные овощи, законч...ная дискуссия, утер...ная расписка, своеврем...ная помощь, прекрасно сыгр...ная роль, объявл...ные результаты соревнования, высуше...ное белье, слома...ная хулиганами скамья, заброш...ные на чердак лыжи, избалова...ная гастролерами публика, получ...ная вечером телеграмма, серьезные и озабоч...ные лица.

Упражнение 5.

Вставьте пропущенные буквы. Укажите краткие прилагательные и краткие причастия.

1) Игра актера была проникнове...а и взволнова...а. 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образова...ы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразова...ы. 4) Сибиряки обычно всегда сдержа...ы. 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запута...ы. 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправда...ы. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправда...ы.

Упражнение 6.

Вставьте Н или НН в наречия, образованные от прилагательных и причастий.

Испуга_о, отчая_о, организова_о, попар_о, надума_о, озор_о, несомне_о, звуч_о, бесшум_о, зауче_о, собра_о, притвор_о, тума_о, искаже_о, рассерже_о, убра_о, обдума_о, растеря_о, огорче_о, наполне_о.

Какие два слова не являются наречиями? Какой частью они являются? Как это влияет на написание Н и НН?

Упражнение 7.

Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН (укажите над этими словами части речи. Будьте внимательны: здесь есть наречия!)), а также другие пропущенные буквы.

Девочка смуще_о улыбнулась.2) Танцовщица двигалась грациоз_о, медле_о, изящ_о. 3) Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты_о. 4) Зрители стали хлопать преждевреме_о. 5) Мужчине плакать (не)прилич_о. 6) Любил я тай_о. 7) Хвалу приемли равнодуш_о. 8) Напрас_о пророка о тени он просит. 9) И медле_о жгли их до утра огнем. 10) Он отнесся к нам благоскло_о. 11) И многие годы (не) слыха_о прошли.12) Она выглядит роскош_о.13) Все вокруг было очень таинстве_о. 14) Тоску изгнанья мы делили друж_о. 15) Но веч_о любить (не)возмо_о. 16) Есть речи – значенье тем_о иль ничтож_о, но им без волненья внимать (не)возмож_о. 17) Она смотрела на меня изумле_о. 18) Я заходил постоя_о в аптеку. 19) Нельзя рассказывать моното_о.

Тест№1 . Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

1. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Изране…ый солдат, подкова…ая лошадь

2) Реше…ая задача, краше…ый забор

3) Писа…ый портрет, коше…ый луг

4) Слома…ый велосипед, жаре…ая рыба

2. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Подметё…ый пол, плетё…ая корзина

2) Рва…ая куртка, варё…ый картофель

3) Топлё…ое молоко, газирова…ая вода

4) Высуше…ое растение, посеребрё…ая тарелка

3. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Замеше…ое тесто, рассея…ые семена

2) Сушё…ая ягода, пересоле…ый суп

3) Кова…ое железо, раскалё…ый уголь

4) Точё…ый карандаш, наполне…ое ведро

4. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Солё…ые в бочке помидоры, Жёва…ый листок

2) Жаре…ое мясо, высуше…ое бельё

3) Ноше..ое платье, кипячё…ое молоко

4) Окружё…ый лесом, лакирова…ая мебель

5. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Заплака…ые глаза, просмотре…ый фильм

2) Исправле…ая работа, изображё…ые фигуры

3) Краше…ый забор, чита…ая книга

4) Размеше…ые краски, перепечата…ый материал

6. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Организова…ая экскурсия, построе…ое здание

2) Развея…ые ветром, услыша…ый шорох

3) Асфальтирова…ый, среза…ая ветка

4) Рва…ая рана, пиле…ый лес

7. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Тяжело гружё…ые, изране…ый человек

2) Лома…ая линия, очень рва…ый рукав

3) Опрпавда…ый человек, взбешё…ый решением

4) Пута…ый кустарник, плетё…ая корзина

8. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Призы завоёва…ые, взабаламуче…ая вода

2) Смягчё…ая вода, запряжё…ые кони

3) Вяза…ые варежки, мочё…ое яблоко

4) Застрое…ый район, лома…ая линия

9.Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Обиже…ый ребёнок, растеря…ый вид

2) Несея…ые травы, варё…ое яйцо

3) Опозна…ый объект, жаре…ый гусь

4) Ограниче…ая ответственность, озадаче…а проблемой

10.Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Усыплё…ая бдительность, унесё…ый ветром

2) Белё…ые стены, испечё…ый пирог

3) Гружё…ая машина, ощипа…ый гусь

4) Уреза…ые средства, вписа…ая фраза

11. Обозначьте строчку, где пишется НН

1)Освещё…ая улица, сушё…ые ягоды

2)Пиле…ые доски, взъероше…ые воробьи

3)Облегчё…ый вариант, озадаче…ый работой

4)Изобретё…ый двигатель, гашё…ая известь

12. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Семена посаже…ы, печё…ая в духовке

2) Толчё…ые сухари, очень пута…ая дорога

3) Оклевета…ый толпой, паре…ые в духовке

4) Сморще…ое лицо, копчё…ое мясо

13. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Жаре…ый лещ, помещё…ые сувениры

2) Золочё..ый браслет, аккуратно точё…ый

3) Свеше…ый с балкона флаг, заброше…ый родник

4) Сушё…ые ягоды, расположе…ый рядом

14. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Выжже…ые травы, окружё…ый друзьями

2) Свежемороже…ое мясо, стреля…ая гильза

3) Непроше…ый гость, промасле…ая бумага

4) Удвое…ый капитал, сверже…ый монарх

15. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Купле…ый шоколад, утрамбова…ая дорожка

2) Зва…ый ужин, распиле…ое бревно

3) Рыхлё…ая почва, вытопта…ый газон

4) Отпечата…ое воззвание, краше…ый зал

Тест №2

1 . В каком слове пишется одна Н?

1) закопчен...ые стены

2) трава подстрижен...а

3) неждан...ый

4) слышан...ая мною история

2. В каком слове пишется одна Н?

1) свежезаморожен...ые овощи

2) швы отстрочен...ы

3) перевязан...ая рука

4) вязан...ые бабушкой носки

3. В каком слове пишется одна Н?

1) общепризнан...ое мнение

2) сушен...ые в печи грибы

3) стилизован...ый интерьер

2) Задача решен...а правильно.

3) Девушка хорошо воспитан...а родителями.

4) Учительница строга и сдержан...а

7. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

1) Участки застроен...ы.

2) У работников предприятия ненормирован...ый рабочий день.

3) Во двор въехала гружен...ая машина.

4) Поля засеян...ы пшеницей

8. В каком ряду есть «третье лишнее»?

1) куплен...ые книги, избалован...ый ребенок, сушен...ые на солнце яблоки

2) нехожен...ые тропы, незван...ые гости, трава скоше...а

3) подписан...ый договор, решен...ая задача, желан...ый ребенок

4) исключен...ый из школы, коротко стрижен...а, бешен...ая скорость

9. На месте каких цифр пишется НН?

В конце 19 века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.

а) 1,2; б) 2; в) 2,3; г) 3,4

10. На месте каких цифр пишется НН?

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

а) 1,2; б) 2,3; в) 1, 2, 3; г) 3, 4

ОТВЕТЫ:

1 – 1, 2 -4 , 3 -1 ,4 – 3, 5 -3 , 6 -4 ,7 -4 , 8 -3 ,9 -2 ,10 -1 ,11 -3 ,12 -3 ,13 -3 ,14 – 2,15 -1

1. От глаголов засеять, потерять, развешать, нахмурить, развеять, приглушить, связать, обтесать, прищурить, сморщить, сгорбить образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, обозначьте в них условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке). Составьте два сложных предложения с причастиями, которые можно использовать при описании внешности.

2. Выпишите сначала причастия с буквами а и я на месте пропусков перед нн и н , затем - с буквой е . Составьте три словосочетания «причастие + существительное» и два предложения со сказуемым - кратким причастием.

Занавеш..нное, засе..нное, подвеш..нная, намыл..нный, разрез..н, разреж..нные (всходы), вспах..нное, выков..н, выточ..н, обяз..нный, проглоч..нный, увид..нный, потуш..нный, постро..на, вытащ..нный, затопл..н, сколоч..нный, спрят..нный, подар..нный, замеш..нное (тесто), замеш..нный (в плохом деле).

3. Проверьте себя! Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий. Обоснуйте выбор пропущенных гласных, записывая рядом с причастиями глаголы, от которых они образованы.

Выкач..нное из гаража колесо. Выкач..нный из шины воздух. Замеш..нное тесто. Замеш..нный в преступлении человек. Занавеш..нное окно. Развеш..нные картины. Навеш..нная дверь. Выслуш..нные пожелания. Высуш..нное бельё. Застро..нный микрорайон. Хорошо насто..нный чай. Рассе..нные ветром тучи.