Тест по биологии на тему происхождения приматов. Тест по биологии на тему "Происхождение человека (антропогенез)























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Типология урока:

  • По дидактической цели – обобщение и систематизация знаний.
  • По форме проведения – сочетание различных форм: конференция, заочная экскурсия.

Цель урока: Обобщить, углубить и систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных, стадиях (этапах) эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза.

Задачи урока:

  • Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; способствовать развитию умения находить и сопоставлять факты, развивать исследовательские и творческие навыки; создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности; создать условия для повышения интереса к использованию компьютерных технологий в изучении биологии, заинтересовать учащихся творческим процессом оформления презентаций.
  • Воспитание нравственных ценностей.
  • Предоставить возможность учащимся проявить себя.

Оборудование урока. Технические и программные средства обучения:

  • Компьютер, проектор, экран, ученические компьютеры.
  • Программа Microsoft Office PowerPoint 2007.
  • Презентация учителя.
  • Творческие работы (презентации) учащихся.
  • Экспонаты школьной антропологической коллекции.
  • Раздаточный материал – тестовые задания.

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели урока. Актуализация и мотивация знаний. Стихотворение «Первый мост» В. Шефнера.
  2. Обобщение материала.
    1. Занимательный момент. «Хронология эволюции жизни на Земле»
    2. Доказательства происхождения человека от животных.
    3. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека.
    4. Стадии развития человека.
    5. Биологическая равноценность человеческих рас.
  3. Подведение итогов урока. Тестирование.
  4. Постановка домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент урока. Актуализация и мотивация знаний. Вступительное слово учителя. Стихотворение «Первый мост» (Вадим Шефнер).

Слайд 4

…И вот он вырвался из чащи
По следу зверя. Но поток,
В глубокой трещине урчащий,
Ему дорогу пересёк.
На берегу другом – добыча,
Для всей семьи его – еда:
Нетронутые гнёзда птичьи,
Косуль непуганых стада…
Себе, представив на мгновенье
Закрытый для него простор,
Затылок он в недоуменье
Косматой лапою потёр.
И брови на глаза нависли,
И молча сел на камень он,
Весь напряженьем первой мысли,
Как судорогою сведён.
И вдруг – голодный, низколобый –
Он встал, упорен и высок,
Уже с осмысленною злобой
В ревущий заглянул поток.
И, подойдя к сосне, что криво
Росла у самого обрыва,
И корни оглядев – гнильё! –
Он стал раскачивать её.
И долго та работа длилась,
И камни падали в обрыв,
И с хрустом дерево свалилось,
Два берега соединив.
И он тропою небывалой
На берег перешёл другой,
И пот со лба отёр усталой –
Уже не лапой, а РУКОЙ.

Добрый день, ребята! Я начала наш необычный урок стихотворением Вадима Шефнера «Первый мост». Понравилось ли вам это стихотворение? Можем ли мы его использовать в качестве эпиграфа к уроку?

Сегодня наш кабинет «превратился» в музее. И, хотя, экспонаты его ненастоящие, а созданы обучающимися нашей школы и собраны на протяжении уже двадцати лет, они могут нам представить те далёкие года, когда шла эволюция наших предков. Так же мы познакомимся с некоторыми материалами, представленными в Дарвиновском музее Москвы. А современные информационно-коммуникативные средства обогатили наши выставочные экспонаты электронными презентациями и добавили выставке наглядности. Презентации выполнены в виде учебных проектов, разработаны вами самостоятельно, и темы проектов вы выбирали по своему желанию. Всё это нам необходимо для обобщения знаний по теме «Эволюция человека». Слайд 2–3

Так же, в ходе урока, мы выполним ряд заданий, с помощью которых повторим и обобщим знания по теме, а в конце урока выполним тестовую работу.

II . Обобщение изученного материала.

1. Занимательный момент. «Хронология жизни на Земле» Слайд 3 → Слайд 15

Действительно ли так быстро шла эволюция человека, как рассказывается в стихотворении «Первый мост»? Продолжается ли эволюционный процесс в отношении человека?

Если всё время развития нашей планеты образно сравнить с сутками, то жизнь появилась в 3 часа утра, а человек в 23 часа 59 минут 50 секунд. За последние 10 секунд эволюции на Земле появился Человек.

2. Начнём с доказательств эволюции человека

Задание 1. Назовите доказательства эволюции человека и кратко охарактеризуйте каждое из них. Слайд 5

От кого человек унаследовал данные черты: генетический код ядра и митохондрий, двухсторонняя симметрия, костный скелет, пятипалые конечности, легочное дыхание, амниотическое яйцо, удлинённые конечности, молочные железы, теплокровность, дифференцированная зубная система? Слайд 6

3. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Какие факторы способствовали эволюции человека? Слайд 8

Задание 2. Во многих литературных источниках написано, что в настоящее время жизнь человека перестала регулироваться естественным отбором. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите доказательства вашей правоты. Слайд 9

Ответ. Данное утверждение ошибочно, поскольку плохо адаптирующиеся люди продолжают погибать от инфекционных болезней, наследственных заболеваний и ряда других заболеваний.

4. Стадии развития человека. Конференция.

Обучающиеся выступают с докладами и демонстрируют свои выполненные проекты - презентации.

План конференции. Слайд 10

1. Австралопитеки – высокоорганизованные человекообразные обезьяны. Выступление обучающихся.

Задание 3 Слайд 3 → Слайд 11 . На витрине 26 Дарвиновского музея, представлены материалы, рассказывающие о высокоорганизованных человекообразных обезьянах. Слайд 11. Характер пищевого поиска ранних гоминид (австралопитеков и древнейшие представители рода Ноmо) был связан со средой обитания – полусухой африканской саванной с выраженной сезонной изменчивостью. Выживание их зависело от способности получить доступ к источниками пищи в сильно меняющихся в разное время года условиях.

  1. Используя рисунок 1, определите, какой способ питания характерен для каждого вида ранних гоминид.
  2. Выясните, какое значение для выживания ранних гоминид имело употребление ими мясной пищи в определённый сезон года.


Рис 1. Высокоорганизованные человекообразные обезьяны.

2. Человек умелый. Выступление обучающихся.

Задание 4. Слайд 11 → Слайд 12. На витрине 27 Дарвиновского музея представлены гипсовые реконструкции архантропов.

Архантропы – собирательное название ископаемых людей, рассматриваемых как древнейшие представители человеческого рода.

Для каких целей архантропы использовали огонь:

А. Для выплавки металлов.
Б. Приготовления пищи.
В. Отпугивание хищников.
Г. Обогрева жилища.
Д. Охоты на диких зверей.
Е. Обжига посуды

3. Древнейшие люди. Человек прямоходящий. Выступление обучающихся.

Задание 5. Слайд 12 → Слайд 13. Какие виды орудий использовали архантропы?

Для каких видов деятельности архантропы использовали рубило?

А. Для разрубания костей и сухожилий убитых животных.
Б. Для выкапывания съедобных луковиц и кореньев.
В. Для обработки дерева и костей.
Г. Для раскапывания нор мелких животных.
Д. Для охоты на крупных животных.

Верны все ответы.

4. Древние люди. Неандертальцы.

5. Современные люди. Кроманьонец.

5. Биологическая равноценность человеческих рас. Слайд 13 → Слайд 14

Задание 6. На центральной витрине Дарвиновского музея представлены материалы, характеризующие древние и современные расовые типы. Определите, каким древним расовым типам людей верхнего палеолита соответствуют современные расовые типы по наличию у них общих монголоидных, европеоидных и австралоидных черт. Назовите фактор генетического родства человеческих рас.

Ответ. Всё человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения, плодовитости потомков, браков между представителями разных рас.


Рис 2. Древние расовые типы.

В своих презентациях вы указывали на ряд анатомических особенностей. А какими особенностями обладает современный человек – наш современник? Слайд 16

Современный средний человек: рост 170 см, масса тела – 70 кг, поверхность тела – 1, 8 м³; продолжительность жизни – 70 лет (150 лет назад – 38 лет).

Задание 7. Объясните, почему учёные считают, что биологическая эволюция человека замедлилась.

Ответ. Биологическая эволюция осуществляется интенсивно, если популяция данного вида испытывает активное воздействие со стороны изменяющихся условий природной среды. Поскольку человек способен создавать себе стабильные и благоприятные условия, действие естественного отбора в человеческих популяциях оказалось ослабленным. Вероятно, это и привело к уменьшению темпов биологической эволюции человека.

III. Проверка знаний. Итоговое тестирование по теме «Эволюция человека»

Слайды 17-20

    Для человека характерны признаки типа Хордовые:
    А) теплокровность,
    Б) наличие позвоночного столба,
    В) развитие плода в теле матери,
    Г) две пары конечностей.

    О принадлежности человека к классу млекопитающих свидетельствует:
    А) четырёх камерное сердце,
    Б) наличие млечных желёз,
    В) конечности хватательного типа,
    Г) сильно развитая кора головного мозга.

    Доказательством родства человека с обезьянами служат следующие факторы:
    А) их скелет имеет общее строение,
    Б) многие белки человека и шимпанзе взаимозаменимы,
    В) группы крови человека и обезьян тождественны,
    Г) для тех и других характерна двусторонняя симметрия.

    Антропогенез – процесс:
    А) исторического развития живой природы,
    Б) индивидуального развития человека,
    В) эмбрионального развития человека,
    Г) эволюционно-исторического формирования человека.

    К биологическим движущим силам антропогенеза относятся:
    А) наследственность,
    Б) речь,
    В) изменчивость,
    Г) воспитание.

    У представителей всех рас имеются общие признаки, доказывающие их принадлежность к одному виду:
    А) высокоразвитый мозг,
    Б) способность к творческой деятельности,
    В) развитая речь,
    Г) способность к трудовой деятельности.

    Социальными движущими силами антропогенеза явились:
    А) естественный отбор,
    Б) борьба за существование,
    В) труд,
    Г) образование.

    Человеком современного типа считают:
    А) неандертальцев,
    Б) кроманьонцев,
    В) синантропов,
    Г) питекантропов.

    Ведущую роль в эволюции человечества играют:
    А) только социальные факторы,
    Б) только биологические законы,
    В) социальные факторы и биологические законы,
    Г) движущие формы естественного отбора.

Ответы к тестам. Проверку можно провести в форме само- или взаимопроверки.

Слайд 21

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Б, Г А, Б, Г Б, В Г А, В А, Б, В, Г В, Г Б В

IV. Подведение итогов урока.

Обсуждение учебных проектов, удачных и неудачных моментов урока.

V. Постановка домашнего задания .

Приготовить по 1-2 экспонату для школьной антропологической коллекции.

(Можно работать в парах). Слайд 22

Литература:

  1. Беляев Д.К., Рувинский А.О, Воронцов Н.Н. и др. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1997.
  2. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. эволюция органического мира: Факультативный курс.: Учеб. пособие для 9-10 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1991.
  3. Дмитриева Т.А., Гуленков С.И. и др. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999.
  4. Дубинина Н.В. Уроки зачёты в биологическом музее. //Биология в школе, 2006. - 8.
  5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г, Сонин Н.И. Биология: общие закономерности. Учеб. для 11 кл. М.: Дрофа, 2006.
  6. Козлова Т.А. Жизнь появилась на Земле в 3 часа утра. //Биология в школе, 2010. - 4
  7. Кулёв А.В. Вопросы и задания по общей биологии. //Биология в школе, 2008. - 8
  8. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Биология: общие закономерности: Книга для учителя. М.: Школа-Пресс, 1996.
  9. Суровегина И.Т. Кто есть человек, или загадка человека. //Биология в школе, 2010. - 2
  10. Энциклопедия для детей. Биология. М.: Изд. «Аванта +», 1994.

Вариант 1

Выберите один верный ответ

г) древнейшая обезьяна

6. Череп человека отличается от черепа приматов а) наличием только одной подвижной кости б) наличием швов между костями мозговой части в) более развитой мозговой частью г) строением костной ткани

7. Биологическим фактором, обеспечивающим развитие мышления на раннем этапе эволюции человека, считают: а) прогрессивное развитие мозга б) заботу о потомстве в) четырехкамерное сердце

г) увеличение дыхательной поверхности легких

8. Способность к изготовлению простейших орудий труда появилась впервые у:

9. Какая часть верхней конечности человека претерпела наибольшие изменения в процессе эволюции: а) плечо б) предплечье в) кисть

г) плечевой пояс

10. Какое адаптивное значение имеет темный цвет кожи у негроидной расы:

11. Какой из перечисленных признаков относят к атавизмам человека:

г) наличие пятипалых конечностей

12. Кто имел наиболее развитый подбородочный выступ: а) питекантроп

б) синантроп в) неандерталец г) кроманьонец

13. Каково место человека в систематике живых организмов?

Тестирование по теме " Эволюция человека"

Вариант 2.

Выберите один верный ответ

1. Что не

не

а) китайский человек б) обезьяночеловек в) человек умелый

г) человек прямоходящий

в) кроманьонцы и современные люди г) современные люди

7. Что представляют собой человеческие расы а) разные популяции

8. Каково значение светлой кожи у европеоидов а) отталкивание ультрафиолетовых лучей б) улавливание ультрафиолетовых лучей

9. В процессе расселения людей по планете позже всех была заселена:

10. На что указывает развитие надбровных валиков у предков человека

г) прямохождение

11. Человека разумного отличает от других видов людей: а) умение производить орудия труда б) развитие заботы о потомстве

12. Кто исследовал социальные факторы антропогенеза:

а) Энгельс б) Дарвин в) Ламарк г) Линней

Дайте краткий ответ на вопрос

13. Составьте эволюционное древо человека.

Ответы:

Вариант 1

1б 2а 3в 4а 5г 6в 7а 8в 9в 10а 11а 12г

Вариант 2

1б 2а 3в 4г 5б 6в 7а 8б 9а 10а 11г 12а

Тестирование по теме " Эволюция человека"

Вариант 1

Выберите один верный ответ

1. Основным фактором антропогенеза является: а) общественный образ жизни б) труд в) речь г) рассудочная деятельность

2. Причиной возникновения прямохождения явилось: а) засушливость климата б) стадный образ жизни в) необходимость в освобождении рук г) трудовая деятельность

3. Что в переводе с латинского означает "австралопитек": а) австралийская обезьяна б) древнейший человек в) южная обезьяна

г) древнейшая обезьяна

4. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об их:

а) родстве б) одинаковом уровне организации в) конвергентном сходстве

г) происхождении от разных предков

5. В отличие от человекообразных обезьян у человека имеется:

а) резус-фактор б) рассудочная деятельность в) четырехкамерное сердце г) абстрактное мышление

6. Кто имел наиболее развитый подбородочный выступ: а) питекантроп

б) синантроп в) неандерталец г) кроманьонец.

7. Количество шейных позвонков человека, как и у всех млекопитающих, составляет 1) 10, 2) 7, 3) 12, 4) 11.

Дайте краткий ответ на вопрос

1. Каково место человека в систематике живых организмов?

Тестирование по теме " Эволюция человека"

Вариант 2.

Выберите один верный ответ

1. Что не относят к социальным факторам эволюции человека:

а) речь б) прямохождение в) труд г) сознание

2. В связи с прямохождением у человека произошли изменения в строении стопы: а) сформировался свод б) когти превратились в ногти в) срослись фаланги пальцев г) большой палец противопоставлен всем остальным

3. Какой из перечисленных признаков людей относят к рудиментам:

а) многососковость б) наличие хвоста в) остаток третьего века

г) избыточное оволосение на теле.

4. К движущим силам антропогенеза не относят: а) борьбу за существование б) общественный образ жизни в) наследственную изменчивость

г) модификационную изменчивость

5. Что в переводе с латинского означает "питекантроп":

а) китайский человек б) обезьяночеловек в) человек умелый, г) человек прямоходящий

6. Какие люди относятся к виду Человек разумный:

а) неандертальцы и кроманьонцы б) питекантропы и синантропы

в) кроманьонцы и современные люди г) современные люди.

7. На основе каких факторов подтверждается родство человека и животных? 1) общий план строения, 2) прямохождение, 3) особенности строения и кормления молоком, 4) сходство эмоций.

Дайте краткий ответ на вопрос

1. Какие последствия имеет прямохождение для здоровья человека?

Тестирование по теме " Эволюция человека"

Вариант 3

Выберите один верный ответ

1. Череп человека отличается от черепа приматов а) наличием только одной подвижной кости б) наличием швов между костями мозговой части в) более развитой мозговой частью г) строением костной ткани

2. Биологическим фактором, обеспечивающим развитие мышления на раннем этапе эволюции человека, считают: а) прогрессивное развитие мозга б) заботу о потомстве в) четырехкамерное сердце, г) увеличение дыхательной поверхности легких

3. Способность к изготовлению простейших орудий труда появилась впервые у:

а) дриопитеков б) рамапитеков в) австралопитеков г) неандертальцев

4. Какая часть верхней конечности человека претерпела наибольшие изменения в процессе эволюции: а) плечо б) предплечье в) кисть, г) плечевой пояс

5. Какое адаптивное значение имеет темный цвет кожи у негроидной расы:

а) предохранение от ультрафиолетовых лучей

б) защита от врагов в) приспособление к высокой температуре воздуха

г) улучшение дыхательной функции кожи

6. Какой из перечисленных признаков относят к атавизмам человека:

а) наличие хвоста б) расчлененность тела на отделы в) аппендикс

г) наличие пятипалых конечностей.

7. Выберите признак, по которому человека можно отнести к классу Млекопитающие: 1) легочное дыхание, 2) два круга кровообращения, 3) головной мозг, состоящий из пяти отделов, 4) разделение зубов на резцы, клыки и коренные.

Дайте краткий ответ на вопрос

1. Что общего между человеком и человекообразными обезьянами?

Тестирование по теме " Эволюция человека"

Вариант 4.

Выберите один верный ответ

1. Что представляют собой человеческие расы а) разные популяции

б) разные виды в) разные роды г) разные семейства

2. Каково значение светлой кожи у европеоидов а) отталкивание ультрафиолетовых лучей б) улавливание ультрафиолетовых лучей

в) защита от переохлаждения г) улучшенное кожное дыхание

3. В процессе расселения людей по планете позже всех была заселена:

А) Америка б) Африка в) Европа г) Азия

4. На что указывает развитие надбровных валиков у предков человека

а) состав пищи б) развитие речи в) объем мозга

г) прямохождение.

5. Человека разумного отличает от других видов людей: а) умение производить орудия труда б) развитие заботы о потомстве

в) использование топлива и одежды г) появление науки и искусства

6. Кто исследовал социальные факторы антропогенеза:

а) Энгельс б) Дарвин в) Ламарк г) Линней.

7. Рудиментами человека являются: 1) хвостовые позвонки, 2) наружное ухо, 3) диафрагма, 4) тазовые кости.

Дайте краткий ответ на вопрос

1. По каким признакам человека относят к классу млекопитающих?

(тема «Эволюция человека»)

Вариант -1

А1. Эволюция человека, в отличие от эволюции растительного и животного мира, происходит под воздействием:

    биологических и социальных факторов 3) только социальных факторов

    только биологических факторов 4) в большей степени биологических факторов

А2. Морфологические и физиологические изменения у предков человека, способствовавшие его становлению, называют:

    модификациями 3) дегенерация

    биологическим регрессом 4) антропоморфозами

А3. Важным изменением в эволюции человека считают прямохождение, так как оно способствовало:

    более тесному общению предков человека

    более быстрому передвижению по земле

    освобождению руки и развитию трудовой деятельности

    заселению новых территорий

А4. Ближайшим общим предком человека и человекообразных обезьян считается:

    дриопитек 3) австралопитек

    питекантроп 4) синантроп

А5. К человеку прямоходячему относят:

    неандертальца 3) питекантропа

    австралопитека 4) кроманьонца

А6. Общественный образ жизни, использование огня, строительство жилищ впервые появились у:

    неандертальцев 3) австралопитеков

    синантропов 4) кроманьонцев

А7. Изготовление сложных орудий труда, строительство поселений, возникновение земледелия было характерно для:

    неандертальцев 3) кроманьонцев

    питекантропов 4) современного человека

А8. К древнейшим людям относятся:

    неандертальцы и питекантропы 3) питекантропы и синантропы

    австралопитеки и неандертальцы 4) дриопитеки и питекантропы

А9. Одним из результатов эволюции неандертальцев было:

    прямохождение 3) использование орудий труда

    появление примитивной речи 4) изменение формы черепа

А10. Эволюция человека это –

    макроэволюция 3) органогенез

    микроэволюция 4) антропогенез

В1. Выберите несколько правильных утверждений. Считают, что древнейшие люди:

А. уже не имели мощных надбровных валиков

Б. масса мозга достигала 600г.

В.охотились на буйволов, носорогов, оленей

Г. Отсутствовал подбородочный выступ

Д. масса мозга достигла 800 – 1000г.

Е. умели использовать огонь

    поддержание огня А. питекантроп

    забота о ближних Б. неандерталец

    добывание огня

    простые формы коллективной деятельности

    речь, состоящая из отдельных выкриков

    зачатки членораздельной речи

С1. Каковы доказательства происхождения человека от животных?

С2. Каковы основные этапы антропогенеза?

(тема «Эволюция человека»)

Вариант теста № 2

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. На ранних этапах эволюции человека, в эпоху питекантропов, главную роль играли факторы:

    социальные 3) биологические

    преимущественно социальные 4) биологические и социальные факторы

А2. Сплочению членов коллектива, общению сначала при помощи звуков, а затем слов способствовала(о)

    прямохождение 3) хождение по земле

    трудовая деятельность 4) употребление мясной пищи

А3. Главное отличие трудовой деятельности человека от поведения животных состоит в:

    изготовлении орудий труда

    использовании предметов окружающей среды для защиты от хищников

    использовании предметов окружающей среды для охоты

    использовании предметов окружающей среды для обработки земель

А4. К древнейшим людям относят:

    неандертальца 3) австралопитека

    питекантропа 4) дриопитека

А5. Появление родовых общин, обрядов, наскальной живописи характерно для:

    неандертальцев 3) современного человека

    питекантропов 4) кроманьонцев

А6. Изготовление примитивных орудий труда, поддержание огня было характерно уже для:

    австралопитеков 4) кроманьонцев

А7. Стадии предшественника человека в его эволюции соответствуют:

    дриопитеки 3) неандертальцы

    питекантропы 4) австралопитеки

А8. Возможность использовать примитивные орудия труда австралопитеками была связана с:

    увеличением объема мозга 3) изменением в строении зубов

    появлением пятипалой конечности 4) гибкость руки и противопоставлению 1-го пальца

А9. Изготовление сложных машин и механизмов, развитие науки, искусства, техники характерно для:

    неандертальцев 3) питекантропов

    современного человека 4) кроманьонцев

А10. Решающим шагом на пути к человеку было появление:

    общественного образа жизни 3) членораздельной речи

    орудие труда 4) прямохождения

В1. Выберите несколько правильных утверждений. Считают, что древние люди:

А. Обитали на территории Европы, Азии, Африки от 300 тыс. лет до 30 тыс. лет назад

Б. Обитали на территории Африки от 300 тыс. лет до 30 тыс. лет назад

В. Для поздних европейских неандертальцев характерно: сильное развитие надбровья, широкая полость коренных зубов, затылочный валик, объем мозговой полости от 1350 до 1700 см 3 .

Г. Считают, что неандертальцы Европы являются потомками мигрантов из Африки

Д. Обработка камня характеризовалась высоким уровнем техники раскалывания и вторичной обработкой отщепов

Е. Для поздних неандертальцев характерно погребение умерших

В2. Найдите соответствие между признаками, характерными для людей и представителями среди ископаемых форм человека:

      общественный образ жизни А. неандерталец

      использование огня Б. кроманьонец

      появление обрядов

      строительство жилищ

      появление наскальной живописи

      появились родовые общины

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Как доказывается принадлежность всех рас к одному виду Homo sapiens?

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Какова роль биологических и социальных факторов в процессе эволюции человека?

Ключ ответов к тесту по происхождению человека.

номер вопроса

вариант

А(1,4,5) Б(2,3,6)

А(1,2,4) Б(3,5,6)

В эволюции человека начальные вехи развития искусства обнаружены среди

неандертальцев

кроманьонцев

австралопитеков

Питекантропов

К древним людям относят

неандертальца

питекантропа

синантропа

кроманьонца

Начало формы

Развитие на теле отдельных людей большого количества сосков называют

ароморфозом

регенерацией

атавизмом

идиоадаптацией

Конец формы

Наличие у человека аппендикса – одно из доказательств

чему у отдельных людей появляются атавизмы?

Что подтверждает родство человека и млекопитающих животных?

общий план строения и размножение

прямохождение и сводчатая стопа

изгибы позвоночника

строение передней конечности

Биологическим фактором, обеспечившим развитие мышления и трудовой деятельности человека на раннем этапе эволюции, считают

В скелете человека в отличие от человекообразных обезьян увеличен

Социальная природа человека проявляется в

В головном мозге человека, в отличие от других млекопитающих, в процессе эволюции появляются центры

Человек в отличие от других живых существ

Эмбриологическим доказательством эволюции позвоночных животных служит развитие зародыша из

Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факторам эволюции

Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об

их родстве и общем плане строения

одинаковом уровне их организации

их конвергентном сходстве

их происхождении от разных предков

К движущим силам антропогенеза относят

Какое значение имело приобретение тёмного цвета кожи людьми негроидной расы?

Какие факторы антропогенеза можно отнести к биологическим?

общественный образ жизни

естественный отбор

устную и письменную речь

способность к постройке жилища

Проявлением атавизма считают развитие у человека

зубов мудрости

хвостового отдела

многососковости

мимической мускулатуры

густого волосяного покрова на лице и теле

кисти руки

На ранних этапах эволюции человека под контролем биологических факторов происходило формирование

Копчиковая кость, аппендикс, остаток третьего века в углу глаза человека  это

В связи с прямохождением у человека

освобождаются верхние конечности

стопа приобретает сводчатую форму

большой палец верхних конечностей противостоит остальным

таз расширяется, его кости срастаются

мозговой отдел черепа меньше лицевого отдела

уменьшается волосяной покров

Череп человека отличается от черепа других млекопитающих

Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о

Человек, как и человекообразные обезьяны, имеет

Наличие у человека, как и у других млекопитающих животных, живорож­дения, выкармливания детенышей молоком свидетельствует

Какие признаки характерны для человека и млекопитающих животных?

теплокровность

наличие вороньих костей

правая дуга аорты

трехкамерное сердце

наличие диафрагмы

выкармливание детенышей молоко

Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к

Появление изгибов в позвоночнике человека, в отличие от животных,

Человек, в отличие от позвоночных животных,

имеет пять отделов головного мозга

образует различные природные популяции

обладает второй сигнальной системой

может создавать искусственную среду обитания

имеет первую сигнальную систему

может создавать и использовать орудия труда

Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.

В чём состоит сходство скелета человека и млекопитающих животных?

позвоночник имеет пять отделов

стопа имеет свод

мозговой отдел черепа больше лицевого

имеются парные суставные конечности

в шейном отделе семь позвонков

форма позвоночника – S-образная

Изгибы позвоночника человека связаны с

К какой группе доказательств эволюции относят наличие у человека копчика и отростка слепой кишки?

К рудиментарным органам человека относят

Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?

сводчатая стопа

развитие ключиц в плечевом поясе

чашеобразная форма таза

усложнение коры больших полушарий головного мозга

противопоставление большого пальца руки всем остальным

речь и мышление

Происхождение человека

Доказательства эволюционного происхождения человека

Вариант 1

1 . Как называлась группа человекообразных обезьян, состоящая из наиболее ранних приматов?

1)антропоиды

2) понгиды

3) гоминиды

4)долгопяты

2 . Какие обезьяны не относятся к понгидам?

1) шимпанзе

2)горилла

3) орангутанг

4) капуцины

3 . Какой ученый впервые подавил человека в одну груп пу с приматами?

1) Ч. Дарвин

2)Ж.Б.Ламарк

3) К. Линней

4) Т. Гексли

4. Какая биологическая особенность не характеризует вид Человек разумный?

1) большой объем головного мозга

2) сильные челюсти

3) преобладание мозгового отдела черепа над лицевым

4) прямохождение

5 . Чему соответствует стадия австралопитека в эволюции семейства гоминид?

1) архантропу

2) палеоантропу

3)протоантропу
4) неоантропу

6 . Как называется древнейший человек, ископаемые останки которого были найдены на острове Ява?

1) протоантроп

2) питекантроп

3) палеоантроп

4) синантроп

7 . Какие люди современного типа появились на Земле 40-30 тыс. лет назад и продолжают жить сегодня?

1) неоантропы

2) архантропы

3) неандертальцы

4) палеоантропы

8 . На каком этапе становления человека как биологиче ского вида появились древние люди - неандертальцы? 1) на этапе неоантропов

2) на этапе архантропов

3) на этапе протоантропов

4) на этапе палеоантропов

9 .К какой систематической группе класса Млекопитающие относят вид Человек разумный?

1)сумчатые

2)грызуны

3)хищные

4)приматы

10 .Какая из движущих сил эволюции человека имеет биологическую природу?

1)членораздельная речь

2)способность к орудийной деятельности

3)наследственность

4)абстрактное мышление

11. Первыми научились пользоваться огнём

1)австралопитеки

2)питекантропы

3)неандертальцы

4)кроманьонцы

12. Что из перечисленного может служить примером рудимента у человека?

1)избыточная волосатость

2)наличие копчика

3)наличие хвоста

4)дополнительные молочные железы

13. У человека, в отличие от млекопитающих

1)верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти

2)кисть крючкообразная, со слаборазвитым большим пальцем

3)нижняя челюсть соединена с черепом подвижно

4)большой палец образует прямой угол по отношению к другим пальцам

14. Какой признак отличает Человека разумного от животных?

1)развитие периферической нервной системы

2)наличие двух кругов кровообращения

3)развитие S -образной формы позвоночника

4)формирование трёх зародышевых листков в период эмбрионального развития

15. Какой признак у человека в процессе эволюции возник раньше других?

1)речь

2)сознание

3)регулярная трудовая деятельность

4)прямохождение

16. О чем свидетельствует наличие хвоста у зародышей человека на ранней стадии его развития?

1)о развитии с полным превращением

2)об изменчивости организмов

3)о происхождении человека от животных

4)об отклонении в его развитии

17. К группе древних людей учёные относят

1)австралопитека

2)кроманьонца

3)неандертальца

4)питекантропа

18. Рассмотрите рисунок, на котором изображены ископаемые предки рода Человек в хронологической последовательности их появления на Земле. Под какой цифрой на нем изображён человек прямоходящий?

1)1

2)2

3)3

4)4

19.

1)наличие зубов в лунках челюстей

2)способность регулировать температуру своего тела

3)наличие нервной системы

4)альвеолярное строение лёгких

5)закладка у зародышей нервной трубки над хордой

6)наличие сводчатой стопы

20 используемых в систематике человека, начиная с наиболее крупного.

1) гоминиды

2) приматы

3) хордовые

4) человек

5) млекопитающие

6) человек разумный

21.

трудовая деятельность

Б)

абстрактное мышление

В)

изоляция

Г)

мутационная изменчивость

Д)

популяционные волны

Е)

вторая сигнальная система

биологический

2)

социальный

Происхождение человека (антропогенез). Эволюция приматов.

Доказательства эволюционного происхождения человека

Вариант 2

1 . Как назывались вымершие древесные человекооб разные обезьяны, являющиеся предками современных человекообразных обезьян и человека?
1) гоминиды 3) дриопитеки
2) долгопяты 4) понгиды

2 . Какая ранее существовавшая группа долгопятов счи тается начальной в эволюционном стволе обезьян Старого Света?

1) лемуры 3) рамапитеки
2) некролемуры 4) павианы

3 . Какой ученый впервые в своем труде доказал родство человека с человекообразными обезьянами?
1) К. Линней 2) Т. Гексли
3) Ж.Б. Ламарк 4) Ч. Дарвин

4 . Какое свойство вида Человек разумный не является социальным?

1) большая мозговая коробка

2) создание и применение орудий труда

3) сознание и речь

4) общественный образ жизни

5 . Как с латинского языка переводится слово «австра лопитек»?

1) австралийская обезьяна |

2) древнейшая обезьяна

3) человекообразная обезьяна

4) южная обезьяна

6 . Ископаемые останки какого древнейшего человека были найдены вблизи Пекина?

1) питекантропа

2) палеоантропа

3) синантропа

4) австралопитека

7. Как называются первые представители биологическо го вида Человек разумный?

1) австралопитеки

2) кроманьонцы

3) неандертальцы

4) палеоантропы

8. На каком этапе появились синантропы и питекант ропы?

1) на этапе архантропов

2) на этапе палеоантропов

3) на этапе неоантропов

4)на этапе протоантропов

9. Какая из перечисленных особенностей строения черепа человека является приспособлением к речи?

1)наличие выступающего подбородка

2)вертикальный лоб

3)срастание костей черепа

4)увеличенная по сравнением с лицевой мозговая часть черепа

10. У человека, в отличие от орангутанга

1)больше лицевой отдел черепа

2)больше объём головного мозга

3)верхние конечности длиннее нижних

4)грудная клетка образована рёбрами

11. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?

1)трудовая деятельность

2)наследственная изменчивость

3)борьба за существование

4)естественный отбор

12. Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку?

1)диафрагма

2)лёгочное дыхание

3)головной и спинной мозг

4)замкнутая кровеносная система

13. Какому из представителей рода Человек принадлежат представленные изображения наскальных рисунков?

1)питекантропу

2)неандертальцу

3)кроманьонцу

4)австралопитеку

14. К группе древнейших людей учёные относят

1)кроманьонцев

2)австралопитеков

3)неандертальцев

4)синантропов

15. Определите правильную последовательность основных этапов эволюции человека.

1)древнейшие люди предшественники людей неандертальцы кроманьонцы

2)предшественники людей древнейшие люди неандертальцы ⇒ кроманьонцы

3)кроманьонцы ⇒ неандертальцы ⇒ предшественники людей ⇒ древние люди

4)неандертальцы древнейшие люди предшественники людей кроманьонцы

16. Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые?

1)лёгкие, состоящие из альвеол

2)нервная система узлового типа

3)волосяной покров

4)жаберные щели в стенке глотки зародыша

17. Чему способствовало появление прямохождения у человека?

1)заселению новых территорий

2) более быстрому передвижению по земле

3) более тесному общению людей

4 ) освобождению руки и развитию трудовой деятельности

18. Рассмотрите рисунок, на котором изображены ископаемые предки рода Человек в хронологической последовательности их появления на Земле. Под какой цифрой на нём изображён кроманьонец, если под цифрой 1 изображён австралопитек?

1)5

2)4

3)3

4)2

19. По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)нервная система трубчатого типа

2)жаберные щели на глотке зародыша

3)четырёхкамерное сердце

4)ушные раковины

5)скелет верхних и нижних конечностей

6)борозды и извилины в коре больших полушарий

20. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен.

вторая сигнальная система

Б)

проявление мутаций

В)

борьба за существование

Г)

передача накопленного опыта

Д)

традиции и ритуалы

Е)

изоляция

биологический

2)

социальный

21 .Установите хронологическую последовательность таксонов, используемых в систематике человека, начиная с наименьшего

1) позвоночные

2) человек разумный

3) хордовые

4) человек

5) млекопитающие

6) эукариоты

Тест по теме " Эволюция человека".

Вариант 1

Выберите один верный ответ

1. Основным фактором антропогенеза является: а) общественный образ жизни б) труд в) речь г) рассудочная деятельность

2. Причиной возникновения прямохождения явилось: а) засушливость климата б) стадный образ жизни в) необходимость в освобождении рук г) трудовая деятельность

3. Что в переводе с латинского означает "австралопитек": а) австралийская обезьяна б) древнейший человек в) южная обезьяна

г) древнейшая обезьяна

4. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об их:

а) родстве б) одинаковом уровне организации в) конвергентном сходстве

г) происхождении от разных предков

5. В отличие от человекообразных обезьян у человека имеется:

а) резус-фактор б) рассудочная деятельность в) четырехкамерное сердце г) абстрактное мышление

6. Череп человека отличается от черепа приматов а) наличием только одной подвижной кости б) наличием швов между костями мозговой части в) более развитой мозговой частью г) строением костной ткани

7. Биологическим фактором, обеспечивающим развитие мышления на раннем этапе эволюции человека, считают: а) прогрессивное развитие мозга б) заботу о потомстве в) четырехкамерное сердце

г) увеличение дыхательной поверхности легких

8. Способность к изготовлению простейших орудий труда появилась впервые у:

а) дриопитеков б) рамапитеков в) австралопитеков г) неандертальцев

9. Какая часть верхней конечности человека претерпела наибольшие изменения в процессе эволюции: а) плечо б) предплечье в) кисть

г) плечевой пояс

10. Какое адаптивное значение имеет темный цвет кожи у негроидной расы:

а) предохранение от ультрафиолетовых лучей

б) защита от врагов в) приспособление к высокой температуре воздуха

г) улучшение дыхательной функции кожи

11. Какой из перечисленных признаков относят к атавизмам человека:

а) наличие хвоста б) расчлененность тела на отделы в) аппендикс

г) наличие пятипалых конечностей

12. Кто имел наиболее развитый подбородочный выступ: а) питекантроп

б) синантроп в) неандерталец г) кроманьонец

13. Каково место человека в систематике живых организмов?

Вариант 2.

Выберите один верный ответ

1. Что не относят к социальным факторам эволюции человека:

а) речь б) прямохождение в) труд г) сознание

2. В связи с прямохождением у человека произошли изменения в строении стопы: а) сформировался свод б) когти превратились в ногти в) срослись фаланги пальцев г) большой палец противопоставлен всем остальным

3. Какой из перечисленных признаков людей относят к рудиментам:

а) многососковость б) наличие хвоста в) остаток третьего века

г) избыточное оволосение на теле.

4. К движущим силам антропогенеза не относят: а) борьбу за существование б) общественный образ жизни в) наследственную изменчивость

г) модификационную изменчивость

5. Что в переводе с латинского означает "питекантроп":

а) китайский человек б) обезьяночеловек в) человек умелый

г) человек прямоходящий

6. Какие люди относятся к виду Человек разумный:

а) неандертальцы и кроманьонцы б) питекантропы и синантропы

в) кроманьонцы и современные люди г) современные люди

7. Что представляют собой человеческие расы а) разные популяции

б) разные виды в) разные роды г) разные семейства

8. Каково значение светлой кожи у европеоидов а) отталкивание ультрафиолетовых лучей б) улавливание ультрафиолетовых лучей

в) защита от переохлаждения г) улучшенное кожное дыхание

9. В процессе расселения людей по планете позже всех была заселена:

А) Америка б) Африка в) Европа г) Азия

10. На что указывает развитие надбровных валиков у предков человека

а) состав пищи б) развитие речи в) объем мозга

г) прямохождение

11. Человека разумного отличает от других видов людей: а) умение производить орудия труда б) развитие заботы о потомстве

в) использование топлива и одежды г) появление науки и искусства

12. Кто исследовал социальные факторы антропогенеза:

а) Энгельс б) Дарвин в) Ламарк г) Линней

Дайте краткий ответ на вопрос

13. Составьте эволюционное древо человека.

Ответы:

Вариант 1

1б 2а 3в 4а 5г 6в 7а 8в 9в 10а 11а 12г

Вариант 2

1б 2а 3в 4г 5б 6в 7а 8б 9а 10а 11г 12а