Содержание программы перспектива. Школьный гид

(Система учебников «Перспектива» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО 2009г., получила положительные отзывы Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО).

Все учебники системы «Перспектива» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.)

УМК программы «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива его развития. Программа Перспектива обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Учебно-методический комплекс учебников «Перспектива» создавался коллективом ученых и педагогов Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования в тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение».

Уникальность комплекта для начальной школы «Перспектива» в том, что он создавался параллельно с разработкой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Первые учебники и учебные пособия комплекта «Перспектива» начали выпускаться с 2006 года. В работе над комплектом «Перспектива» совместно с издательством «Просвещение» принимают участие ученые РАО, РАН, методисты и педагоги. Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.

Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Именно системно-деятельностный подход, заложенный в основу комплекта «Перспектива», позволяет ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников.

Достижению указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий комплекта, выраженных в следующих тезисах:

- «Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.

- «Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели.

- «Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру - находить необходимые источники знаний учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.

- «В здоровом теле здоровый дух!»: здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность. В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.

Заявленные тезисы авторы комплекта «Перспектива» раскрывают через тематические направления: «Моя семья - мой мир», «Моя страна - мое Отечество», «Природа и культура - среда нашей жизни», «Моя планета - Земля», которые интегрируют учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее формировать у ребенка целостную картину мира.

Еще одно преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

Следующая особенность УМК «Перспектива» в контексте его соответствия требованиям ФГОС - это большие возможности для решения воспитательных задач. Реализация в УМК Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции личности младшего школьника. Эти задачи педагог решает в процессе обсуждения системы вопросов, проблемных и практических ситуаций, текстов, направленных на воспитание самых добрых чувств, любви и интереса к своей семье, малой и большой Родине, традициям и обычаям народов, проживающих на территории России, их культурному и историческому наследию.

Основой информационно-образовательной среды для начальной школы являются завершенные предметные линии системы учебников «Перспектива». Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.). Все это позволяет организовывать различные виды деятельности учащихся, эффективно использовать современные методы и технологии организации учебно-воспитательной работы.

Еще одной отличительной чертой системы учебников «Перспектива», обеспечивающей ему статус ядра информационно-образовательной среды для начальной школы, является разработанная специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации. Таким образом, система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.

Для УМК «Перспектива» разработано новое методическое сопровождение - «Технологические карты», помогающие учителю реализовывать требования ФГОС в образовательном процессе. «Технологические карты» - это новый методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В «Технологических картах» определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися. Карты размещены на сайте издательства «Просвещение» в разделе ««Перспектива» учителям». Кроме того, для учителей и родителей разработаны дополнительные интернет-ресурсы, включающие разработки уроков, статьи и комментарии, консультативную поддержку учителей и родителей (на вопросы родителей и учителей отвечают психологи, учителя, авторы).

Для того чтобы обеспечить эффективность использования системы учебников «Перспектива» в практической деятельности учителей, построена многоуровневая система повышения квалификации педагогов разных категорий (учителей начальной и средней школы, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, завучей, директоров, методистов, преподавателей педколледжей и педвузов, психологов и др.), создающая условия для поэтапного освоения ими педагогических инструментов деятельностного обучения как на федеральном уровне (в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО), так и в регионах на основе принципа сетевого взаимодействия.

Созданные механизмы повышения качества работы педагогов в соответствии с требованиями ФГОС на единых идеологических, дидактических и методических основаниях открывает перспективу для реального перехода школы к реализации поставленных новых целей и ценностей образования и построения единого образовательного пространства обучения, воспитания и здоровьесбережения школьников.

В декабре 2012 Российским законодательством был принят Федеральный Он считается основным нормативно-правовым актом в сфере образования.

Общее образование в России

Образование в нашей стране направлено на развитие личности. А также в процессе обучения ребёнок должен усвоить основные знания, умения и навыки, которые в дальнейшем пригодятся ему для адаптации среди людей и правильного выбора профессии.

Ступени общего образования:

  • дошкольное;
  • общее начальное (1-4 классы);
  • основное общее (5-9 классы);
  • общее среднее (10-11 класс).

Тем самым, становится понятно, что образование в России делится на 2 вида:

  • дошкольное - дети получают его в детских садах и школах;
  • школьное - с 1 по 11 класс, дети обучаются в учебных заведениях, школах, лицеях, гимназиях.

Многие дети, приходя в 1 класс, начинают учиться по образовательной программе "Перспектива начальная школа". Отзывы о ней имеются разные, учителя и родители обсуждают программу на различных форумах.

Основные положения программы включают в себя все требования государственных стандартов о начальном общем образовании. Основой стал системно-деятельный подход к развитию личности ребёнка.

Программа "Перспективная начальная школа" в 1 классе

Отзывы родителей и педагогов в начальной школе о программе "Перспектива" разносторонние, но чтобы понять всю её суть, необходимо познакомиться с ней подробнее.

Что изучает программа:

  • филологию;
  • математику;
  • информатику;
  • обществознание;
  • искусство;
  • музыку.

Ребёнок, изучая программу, в целом может составить своё мнение об окружающей среде и получить полную научную картину мира.
В программе "Перспектива" имеется ряд учебников. Среди них:

  • русский язык - азбука;
  • литературное чтение;
  • математика;
  • информатика и ИКТ;
  • окружающий мир;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • изобразительное искусство;
  • музыка;
  • технология;
  • английский язык.

Все учебники, входящие в состав учебной программы "Перспективная начальная школа", прошли аттестацию на соответствие ФГОС НОО. И были рекомендованы Министерством образования и науки к использованию для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

Главной задачей всей программы "Перспективная начальная школа" является полноценное развитие ребёнка на основе поддержки педагогами его индивидуальных особенностей. При этом программа рассчитана на то, что каждый ученик сможет побывать в разных ролях. Таким образом, одно время он будет обучающимся, в другое - обучающим, а в определённые моменты - и организатором учебного процесса.

Как и у любой программы, у "Перспективной начальной школы" имеются свои принципы в обучении детей. Основные из них:

  • развитие каждого отдельного ребёнка должно быть непрерывным;
  • в любой ситуации у ребёнка должна быть сформулирована целостная картина мира;
  • педагог должен учитывать особенности каждого ученика;
  • учитель охраняет и укрепляет физическое и психическое состояние ребёнка;
  • школьник для воспитания должен получать наглядный пример.

Основные свойства программы "Перспектива"

  1. Комплектность - в момент обучения ребёнок учится находить данные из разных источников. Таких как учебник, справочник, простейшее оборудование. У детей вырабатываются навыки делового общения, так как программой разработаны совместные задания, работа в паре, решение задач малым и большим коллективом. Педагог во время разъяснения нового материала пользуется несколькими точками зрения по поводу одной задачи, это помогает ребёнку рассмотреть ситуацию с разных сторон. В учебниках имеются основные герои, которые помогают детям научиться воспринимать информацию играя.
  2. Инструментальность - специальные разработанные механизмы для детей, которые помогают на практике применять приобретённые знания. Сделана она для того чтобы ребёнок мог без посторонней помощи искать необходимую информацию не только в учебнике и словарях, но и за их пределами, в различных методических пособиях.
  3. Интерактивность - в каждом учебнике имеется свой интернет-адрес, благодаря которому ученик может обмениваться письмами с героями учебников. Используется эта программа в основном в школах, где широко используются компьютеры.
  4. Интеграция - программа разработана так, чтобы школьник мог получать общую картину мира. Например, на занятиях окружающего мира ребёнок сможет получить необходимые знания из разных областей. Таких как естествознание, обществознание, география, астрономия, ОБЖ. А также интегрированный курс ребёнок получает на уроках литературного чтения, так как там в основу обучения включено обучение языку, литературе и искусству.

Главные особенности программы "Перспектива"

Для учителей разработанные методические пособия стали большими помощниками, так как в них подробно расписаны планы уроков. Большая часть родителей и учителей остаются довольны программой.

Особенности:

  • помимо учебников по каждому предмету прилагаются хрестоматия, рабочая тетрадь, дополнительное методическое пособие для учителя;
  • курс обучения школьников состоит из двух частей. В первой части учителю предлагаются теоретические занятия, вторая же часть помогает педагогу выстроить план занятий отдельно для каждого урока. А также в методическом пособии имеются ответы на все вопросы, которые заданы в учебнике.

Стоит понимать, что образование в начальной школе - это очень важный процесс, при котором у ребёнка строится фундамент для всего последующего обучения. Учебная программа "Перспектива начальная школа", отзывы это подтверждают, имеет много положительных моментов. Ребёнку довольно интересно получать новые знания.

Как авторы видят перспективу своей программы?

Разрабатывая программу авторы стремились в неё внести все ключевые моменты, которые помогут ребёнку в дальнейшей жизни. Ведь как раз в начальной школе дети должны научиться осмысливать правильность своих действий, получать более полную картину окружающего мира.

В наше время фактически все школьные программы направлены на развитие личности. "Перспектива" стала не исключением. Поэтому, как говорят учителя, которые столкнулись с работой по этой программе, ничего сложного в ней нет. Главное, чтобы ребёнок занимался не только в школе, но и дома.


Стоит ли учиться по данной системе?

Идти в школу с программой "Перспективная начальная школа" или нет, решает для себя каждый родитель самостоятельно. В любом случае начальное образование ребёнок получить должен.

Учителя стараются не оставлять отрицательных отзывов о программе "Перспективная начальная школа", так как им и дальше с ней работать. А вот мнения родителей неоднозначные, кому-то нравится, кому-то нет.

Что нужно знать о программе "Перспектива":

  • программа разработана очень близко к традиционной;
  • должна помочь ребёнку стать самостоятельным;
  • родителям расслабиться не получится, на протяжении всего обучения ребёнку будет требоваться их помощь.

Немного о "Перспективной начальной школе"

Если ученик идёт учиться в начальную школу по программе "Перспектива", отзывы для родителей очень часто становятся весомым аргументом задуматься о том, сможет ли он понять все аспекты обучения.

Вся программа представляет собой одну большую систему взаимосвязанных подпрограмм. В то же время каждая дисциплина является отдельным звеном и отвечает за определённое направление в деятельности. Для многих родителей отзывы об учебной программе "Перспектива начальная школа" помогают правильно оценить свои возможности и способности ребёнка.

  • ребёнок должен быть готов самостоятельно развиваться;
  • ребёнок должен осмыслить и понять основные ценности в жизни;
  • необходимо мотивировать ребёнка на обучение и познание.

Для многих родителей кажутся эти цели неуместными и довольно сложными для учеников первого класса. Именно поэтому отзывы о программе обучения "Перспектива" (начальная школа) далеко не однозначны. Кому-то нравятся учебники и изложенный в них материал, кому-то нет. Но это справедливо для всех обучающих программ. У каждой из них есть свои минусы и плюсы, и задача родителей - понять, чего же больше.

Если рассматривать программ1 "Перспективная начальная школа", 1 класс, отзывы авторов помогут понять принципы, по которым строится весь учебный процесс. На что надеются создатели?

  1. Развитию личности в этой программе уделено наибольшее внимание. Ребёнок должен понять какие из человеческих ценностей должны быть превыше всего.
  2. Воспитание патриотизма. Ребёнок с детских лет должен быть трудолюбивым, уважающим права и свободы человека, проявлять любовь к окружающим, природе, семье, Родине.
  3. Объединение культурного и образовательного процесса. Защита национальной культуры и понимание значимости всех культур, различных наций для всего государства в целом.
  4. Самореализация личности. Ребёнок должен уметь самостоятельно развиваться и участвовать в различных творческих заданиях.
  5. Формирование правильной точки зрения и общей картины мира.
  6. Одна из главных целей - помочь ребёнку научиться жить в обществе с другими людьми.

Из отзывов о программе "Перспектива начальная школа" можно понять, как совершенно разные дети усваивают информацию и как проходит адаптация в школе. Следует отметить, что во многом это зависит от учителя (порой гораздо больше, чем от программы).

Достижения школьников

Начальная школа по программе "Перспектива", отзывы работников Министерства образования это подтверждают, способствует гармоничному развитию учеников.

Достижения:

  1. В метапредметных результатах - ученики довольно легко справляются с освоением
  2. В предметных результатах - дети усваивают новые знания и стараются применять их исходя из общей картины мира.
  3. Личностные результаты - ученики легко самостоятельно изучают и находят необходимый материал.

Это основные достижения, на которые направлена начальная школа с программой "Перспектива". Отзывы о проекте чаще положительные, так как родители замечают изменения в детях в лучшую сторону. Многие становятся намного более самостоятельными.

Школьная программа "Перспектива начальная школа": отзывы учителей

Несмотря на то, что программа "Перспектива" появилась сравнительно недавно, многие учителя уже работают по ней.

Очень важное значение для родителей имеют отзывы о программе "Перспективная начальная школа" (1 класс) именно от учителей. Так как они работают с ней и знают все подводные камни, с которыми придётся столкнуться.

С появлением в процессе обучения большого количества школьных программ для начальной школы нельзя однозначно сказать, какая будет лучше. Так и в "Перспективе" имеются и свои минусы, и плюсы.

К плюсам учителя относят методические пособия для проведения уроков. Они разделены на две части, В одной из которых имеется теоретический материал, в другой - подробный план ведения уроков по школьной программе "Перспектива начальная школа".

«Перспектива » - это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который представляет собой целостную информционно-образовательную среду, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Учебники для изучения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классе (могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива») :

ОРКСЭ. Основы православной культуры. Кураев А.В.
- ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Авторы: Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
- ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Авторы: Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
- ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Чимитдоржиев В.Л.
- ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.
- ОРКСЭ. Основы светской этики. Шемшурина А.И.

Изучение иностранных языков по следующим УМК издательства «Просвещение»:

Для ориентации образовательных учреждений и педагогов в существующем многообразии учебно-методических комплексов приводим их краткое описание.

В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения.
К традиционным относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа2000», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Ниже дается краткое описание вышеназванных учебно-методических комплексов (УМК). Более подробную информацию по каждому УМК можно найти на указанных сайтах.

Учебно-методический комплекс «Школа России»

(под ред. А. Плешакова)

Издательство «Просвещение».
Сайт: http://school-russia.prosv.ru

Традиционная программа «Школа России» существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Учебно-методический курс «Обучение грамоте и развитие речи»авторов В. Г. Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской отвечает всем современным требованиям обучения детей в начальной школе.

В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи.

Помимо «Русской азбуки», в комплект входят два вида прописей: прописи авторов В. Г. Горецкого, Н. А. Федосовой и «Чудо-прописи» автора В. А. Илюхиной. Их отличительной особенностью является то, что они не только формируют навыки грамотного, каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах обучения и в разных возрастных группах.

Для развития познавательных способностей каждого ребенка в курсе«Математики» обновлена тематика задач, введен разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей. Большое значение придается сопоставлению, сравнению, противопоставлению связанных между собой понятий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.
В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям к современной учебной книге.
Выпускает учебники и учебные пособия УМК «Школа России» издательство «Просвещение».

Система учебников «Школа России»:
1. Азбука - В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др.
2. Русский язык - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
3. Русский язык - Л.М. Зеленина и др.
4. Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.
5. Английский язык - В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.
6. Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку) - И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина.
7. Немецкий язык - .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева.
8. Французский язык - А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова.
9. Испанский язык - А.А. Воинова, Ю.А. Бухарова, К.В.Морено.
10. Математика - М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова.
11. Информатика - А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко.
12. Окружающий мир - А.А. Плешаков и др.
13. Основы духовно-нравственных культур народов России - А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин и др.
14. Музыка - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
15. Изобразительное искусство - Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А. Горяева.
16. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др.
17. Физическая культура - В.И.Лях.

Учебно-методический комплекс «Перспектива»

(под редакцией Л.Ф. Климановой)

Издательство «Просвещение».
Сайт: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

Учебно-методический комплекс «Перспектива» выпускается с 2006 года. В состав УМК входят линии учебников по следующим предметам: «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология».

Учебно-методический комплекс «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования.

УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих РФ. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

В УМК используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на уроке, организовывать выполнение домашнего задания, формирует навык самостоятельный работы.

Курс обучения грамоте отличается коммуникативно-познавательной и духовно-нравственной направленностью. Основная цель курса - активное формирование всех видов речевой деятельности: умения писать, читать, слушать и говорить, развитие речевого мышления первоклассников, умения общаться и понимать себя и других. Эффективность новой системы обеспечивается учебным материалом, подобранным в соответствии с уровнем развития познавательных интересов ребенка, игровыми и занимательными упражнениями, структурно-образными моделями слов, которые вписаны в различные коммуникативно-речевые ситуации. В этой связи, слово представлено по-иному, а именно, не только как звукобуквенный комплекс, но как единство смысла, значения и его звукобуквенной формы.

На страницах УМК «Обучение грамоте» созданы все условия для дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем подготовки к школе.
Обучение русскому языку органически связана с обучением грамоте и имеет общую направленность. Особенность курса - целостный взгляд на язык, который обеспечивает изучение языка (его фонетических, лексических и грамматических аспектов), речевой деятельности и текста как речевого произведения.

Основная задача курса «Литературное чтение» - формирование личности младшего школьника, знакомство с культурно-историческим наследием и формирование читательской компетентности. Для этого в учебнике используются высокохудожественные тексты, фольклорные произведения разных народов. Система вопросов и заданий способствует формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей учащихся, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и эстетическими нормами, развивает образно-логическое мышление учащихся и формирует у младших школьников интерес к художественному произведению как искусству слова. Рубрики «Самостоятельное чтение», «Семейное чтение», «Идем в библиотеку», «Наш театр», «Читалочка - обучалочка», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мои любимые писатели» предлагают различные формы работы с литературным произведением, систематизируют знания и обогащают практический опыт ребенка, в них представлена система работы с книгой как в урочной так и во внеурочной деятельности.

«Обучение не только математике, но и математикой» - ведущая идея линии УМК по математике, направленная на усиление общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования личности ребенка. Содержание материала ориентировано на формирование у младших школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, что позволяет им освоить эвристические приемы рассуждения, их логику, развивает дивергентность мышления, как важнейший компонент мыслительной деятельности, речевую культуру и позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики. Большое внимание уделяется развитию числовой грамотности учащихся, формированию вычислительных навыков на основе рациональных способов действий.

Учебники имеют одинаковую структуру и состоят из 3 разделов: числа и действия с ними, геометрические фигуры и их свойства, величины и их измерение.

Ведущей идеей курса «Окружающий мир» является идея единства мира природы и мира культуры. Окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, человек - как часть природы, создатель культуры и ее продукт.

В курсе раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих: природа, культура, человек. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества (семья, школа, малая родина, родная страна и др.), благодаря чему определяются главные педагогические подходы к освоению предмета:коммуникативно-деятельностный, культурно-исторический, духовно-ориентированный.

Основной задачей предмета «Технология» является создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия. Младшие школьники овладевают приемами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучают свойства различных материалов и правила работы с ними. Такой подход создает условия для формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, позволяет формировать конкретные личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т.д.), коммуникативные умения (работать в паре, группе), умения работать с информацией и осваивать элементарные приемы работы в компьютере.

Материал в учебниках построен в виде путешествия, которое знакомит учащихся с деятельностью человека в разных сферах: Человек и Земля, Человек и вода, Человек и воздух, Человек и информационное пространство.

В учебник «Технология» введена знаковая система оценивания качества и сложности выполнения изделия, что позволяет формировать мотивацию успеха и самооценку ученика.

В состав УМК «Перспектива» входят:
Учебники по предметам (1-4 класс)
Рабочие тетради
Творческие тетради
Дидактические материалы для ученика: «Читалочка», «Волшебная сила слов», «Математика и информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Методические пособия для учителей: поурочные разработки по предметам, дополнительные учебно-методические материалы, календарно-тематическое планирование, технологические карты.

Календарно-тематическое планирование и технологические карты, обеспечивающие учителю эффективное и качественное преподавание путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы, размещены на страницах Интернет - сайта УМК «Перспектива».

Учебники, входящие в состав УМК «Перспектива»:

1. Азбука - Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева.
2. Русский язык - Л. Ф. Климанова, С.Г.Макеева.
3. Литературное чтение - Л. Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.
4. Математика - Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова.
5. Окружающий мир - А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.
6. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова

Учебно-методический комплекс «Школа 2000…»

Издательство «Ювента»
Сайт: http://www.sch2000.ru

Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» предлагает решение актуальных образовательных задач в системе непрерывного образования (ДОУ - школа - вуз). В основе лежит непрерывный курс математики для дошкольников, начальной и средней школы, ориентированный на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию. Программа «Учись учиться» учитывает возможность работы по данной программе в условиях различных вариантов учебного плана ОУ (4ч или 5ч в неделю).

Главной целью программы «Школа 2000…» является всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.

Отбор содержания и последовательность изучения основных математических понятий осуществлялось в программе «Учись учиться» на основе системного подхода. Построенная Н.Я. Виленкиным и его учениками многоуровневая система начальных математических понятий (CНМП, 1980) позволила установить порядок введения в школьном математическом образовании фундаментальных понятий, обеспечивающий преемственные связи между ними и непрерывное развитие всех содержательно-методических линий курса математики 0-9.

Основой организации учебного процесса в программе «Учись учиться» является дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000», которая может использоваться на двух уровнях: базовом и технологическом.

Курс математики «Учусь учиться» для начальной школы может использоваться совместно с курсами по другим учебным предметам, входящим в Федеральные перечни учебников Минобрнауки РФ, на основе собственного выбора учителей. В этом случае в качестве дидактической основы, упорядочивающей работу учителей в условиях вариативности образования, можно использовать технологию деятельностного метода на базовом уровне.

УМК по математике для начальной школы программы «Учусь учиться» («Школа 2000…»

1. Математика - Л.Г. Петерсон

Учебники оснащены учебно-методическими пособиями, дидактическими материалами и компьютерной программой мониторинга успеваемости.

Дополнительная литература
2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е. Что значит уметь учиться. Учебно-методическое пособие.-М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006.
3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»//Построение непрерывной сферы образования.- М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.

Учебно-методический комплекс «Школа 2100»

(научный руководитель - Л.Г. Петерсон)

Издательство «Баласс»
Сайт: http://www.school2100.ru/

В процессе обучения по УМК в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип минимакса. Он предполагает, что авторы учебников и учитель дают возможность ученику (если он захочет) взять материал по максимуму. В учебниках для этого есть избыточная информация, позволяющая ученику делать личностный выбор. В то же время важнейшие факты, понятия и связи, входящие в минимум содержания (ФГОС и требования программы), должен усвоить каждый ученик. Минимум предъявляется ученику на уроках открытия нового знания, закрепляется и выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы.

Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

С помощью технологии проблемного диалога, используемой в образовательной системе «Школа 2100» школьники на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план её достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты работы с текстом. Для формирования коммуникативных общеучебных умений используется технология работы с текстом. Таким образом, учитель, работающий по учебникам Образовательных системы «Школа 2100», имеет возможность достигать новых целей образования, просто качественно проводя уроки с использованием принятых в этой системе технологий.

Перечень учебников УМК «Школа 2100»
1. Букварь - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
2. Русский язык - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
3. Литературное чтение - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
4. Английский язык - М.З. Биболетова и др.
5. Математика - Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких.
6. Окружающий мир - А.А. Вахрушев, О.Б. Бурский, А.С. Раутин.
7. Изобразительное искусство - О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская.
8. Музыка - Л.В. Школяр, В.О.Усачева.
9. Технология - О.А. Куревина, Е.Л. Лутцева
10. Физическая культура - Б.Б.Егоров, Ю.Е. Пересадина.

Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа»

(научный руководитель - Н.А. Чуракова)

Издательство «Академкнига/учебник»
Сайт: http://www.akademkniga.ru

Концепция УМК основана на гуманистическом убеждении, что все дети способны успешно учиться, если для них созданы необходимые условия. Учет возраста учащихся делает процесс обучения успешным. Все учебники комплекта предоставляют педагогам возможности для реализации регионального компонента.

При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие составляющие.

Возраст школьника. Первоклассник может быть как шести, так и семи, и восьми лет. И это не проблема понижения возраста первоклассника, но проблема одновременного присутствия на урокеразновозрастных детей,что потребовало сочетания игровых и учебных видов деятельности на протяжении всего первого года обучения.

Разный уровень развития школьника. Школьник, не посещавший детский сад, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами. Это потребовало решения задачи формирования сенсорных эталонов в адаптационный период обучения.

Топографическая принадлежность школьника. Отбор материала учитывает опыт школьника, проживающего как в городской, так и в сельской местности.

Разная наполняемость класса. Развернутая формулировка заданий вместе с указаниями организационных форм их выполнения (в группе, в паре) позволяет школьникам достаточно продолжительное время заниматься самостоятельно, что важно для малокомплектной и малочисленной школы. Сходная структура учебников внутри каждой предметной области и единая для всех учебников комплекта внешняя интрига помогают учащимся разных возрастных групп, находящихся в одном помещении, быть в едином образовательном пространстве.

Разный уровень владения русским языком. При разработке УМК«Перспективная начальная школа»учитывалось, что не для всех учащихся русский язык является родным языком и что сегодняшний школьник имеет большое количество логопедических проблем. Поиск решения этого комплекса проблем потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций русского языка, разработки специальных линий орфоэпической работы и работы с обратным словарем.

В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки. Овладеть теми способами деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Это, прежде всего,первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.Система взаимных перекрестных ссылок между учебниками, каждый из которых имеет специфичные для своей образовательной области словари, дает школьнику возможность в процессе четырехлетнего обучения приобрести навыки работы с орфографическим, орфоэпическим, обратным, толковым, фразеологическим, этимологическим и энциклопедическим словарями.

Размещение методического аппарата по организации деятельности детей на уроках в корпусе каждого учебника позволяет комплекту выполнять и такое требование ФГОС, как формирование деятельности учебного сотрудничества - умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат учебной деятельности.

Единая система условных обозначений во всех учебниках рассчитана на организацию индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы.

Список учебников УМК «Перспективная начальная школа»

1. Азбука - Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков
2. Русский язык - Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В., Ерышева Е.Р.
3. Литературное чтение - Чуракова Н.А., Малаховская О.В.
4. Математика -А.Л. Чекин, О.А. Захарова, Е.П. Юдина.
5. Окружающий мир - О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царева, Л.Г. Кудрова.
6. Информатика - Е.Н. Бененсон, А.Г. Паутова.
7. Технология - Т.М. Рагозина, А.А. Гринева.

Дополнительная литература
1) Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Музей в твоем классе.

Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ)

(УМК «Классическая начальная школа»)

Издательство «Дрофа»
Сайт: http://www.drofa.ru

Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) создан на основе УМК «Классическаяначальная школа», главной особенностью которого является сочетание современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов образования.

Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) переработан в соответствии с Федеральным государственным стандартом и дополнен новыми учебниками (иностранный язык, окружающий мир, физкультура). В состав УМК входят программы, методические пособия, рабочие тетради. Учебные линии по основным предметам обеспечены дидактическими материалами, тестами и комплектами наглядных пособий. Все компоненты УМК интегрированы в единую методическую систему, имеют современный макет, объемный методический аппарат, профессионально исполненные иллюстрации.

В предметной линии по русскому языку и литературному чтению родной язык рассматривается не только как объект изучения, но и как средство обучения детей другим дисциплинам, что способствует формированию метапредметных умений. Содержащиеся в учебниках тексты и упражнения расширяют знания о родной стране, ее природе, способствуют воспитанию патриотизму, освоению норм и правил поведения, традиционных нравственных ценностей, толерантности, а значит, формированию необходимых личностных качеств, что является важнейшим результатом образования.

В ходе изучения курса математики учебники включаются в активную самостоятельную и групповую деятельность, важнейшим результатом которой является развитие гибкости, критичности и вариативности их мышления. Методический аппарат предметной линии направлен на развитие логических умений: понимания учебной задачи, самостоятельного планирования своих действий по его решению, выбора для этого оптимальных способов.

Методика, положенная в основу предметных линий по иностранному языку, призвана сформировать у младших школьников элементарную иноязычную коммуникативную компетенцию. Принцип диалога культур, реализованный в курсе английского языка, позволяют ребенку плавно войти в иноязычное коммуникативное пространство. Курс немецкого языканаправлен на взаимосвязанное формирование всех видов коммуникативных умений - аудирования, говорения, чтения и письма. Содержание курсов иностранного языка способствует формированию у ребенка ощущения принадлежности к определенному языковому и культурному сообществу - российской гражданской идентичности.

В предметной линии по окружающему миру осуществляется интеграция естественно-научных и социально-гуманитарных знаний, что закладывает основы формирования целостной картины мира, решает задачи формирования экологического мышления, культуры здорового и безопасного образа жизни, системы национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающихся на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества.

Предметная линия по изобразительному искусству ориентирована на эстетическое развитие личности на основе освоения лучших образцов художественного наследия народов России и мира. Она построена на принципах системно-деятельностного подхода к обучению и отражает коммуникативно-нравственную сущность художественного образования.

Эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся при использовании предметной линии по музыке осуществляется через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонично развитой личности. Курс музыки выстроен на широкой интегративной основе с предметами гуманитарно-эстетического цикла. В его основу положен принцип формирования универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

В предметной линии по технологии и физической культуре содержатся неординарные методические приемы формирования необходимых предметных и метапредметных умений, а также качеств личности выпускника начальной школы. Линии практико-ориентированы и представляют широкие возможности для организации учебной и внеучебной деятельности младших школьников.

УМК «Развитие. Индивидуальность. Творчество, Мышление» (РИТМ) направлен на достижение результатов образования, определенных Федеральным государственным стандартом, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Учебники, входящие в состав УМК «Классическая начальная школа»:
1. Азбука - О.В. Джежелей.
2. Русский язык - Т.Г. Рамзаева.
3. Литературное чтение.- О.В.Джежелей.
4. Английский язык - В.В. Бужинский, С.В.Павлова, Р.А. Старикова.
5. Немецкий язык - Н.Д. Гальсакова, Н.И. Гез.
6. Математика - Э.И.Александрова.
7. Окружающий мир - Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И. Сивоглазов.
8. Изобразительное искусство - В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.
9. Технология.- Н.А. Малышева, О.Н. Масленикова.
10. Музыка - В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.
11. Физическая культура - Г.И. Погадаев.

Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века»

(научный руководитель - Н.Ф. Виноградова)

Издательство «Вентана - Граф»
Сайт: http://www.vgf.ru

Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущейдля этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.

Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. В ходе начального образования у младшегошкольника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Отсюда две методические особенности УМК. Так, работая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль - «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника.

Список учебников УМК «Начальная школа XXI века»

1. Букварь - Л.Е. Журова.
2. Русский язык - С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова.
3. Литературное чтение - Л.А. Ефросинина.
4. Английский язык - УМК «FORWARD», М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б.Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд.
5. Математика - Е.Э.Кочурина, В.Н.Рудницкая, О.А.Рыдзе.
6. Окружающий мир - Н.Ф. Виноградова.
7. Музыка - О.В. Усачева, Л.В. Школяр.
8. Изобразительное искусство - Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская
9. Технология - Е.А. Лутцева.
10. Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс) - Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.

Содержание учебных предметов УМК ориентировано на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний и овладения умениями и навыками как средствами развития, но они не рассматриваются как самоцель начального образования.

В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и ее влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка. В УМК представлено содержание, которое помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и, в то же время, формирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; единстве сквозных линии типовых заданий, единстве подходов к организации учебной деятельности.

Выпускают учебники и учебные пособия УМК «Планета знаний» издательства «Астрель» и «АСТ».
В состав УМК входят:

1. Букварь - автор Т.М. Андрианова.
2. Русский язык - автор Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина.
3. Литературное чтение - Э.Э.Кац
4. Английский язык - Н.Ю.Горячева,С.В. Ларькина, Е.В. Насоновская.
5. Математика - М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова.
6. Окружающий мир - Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапова, А.И. Саплин, Е.В. Саплина.
7. Музыка - Т.И. Баланова.

Учебно-методический комплект «Гармония»

(научный руководитель - Н.Б. Истомина)

Издательство «Ассоциация XXI века».
Сайт: http://umk-garmoniya.ru/

В учебно-методическом комплекте "Гармония" реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

В основу построения курса положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой.

Букварь «Мои первый учебник», предназначенный для курса «Обучение грамоте», обеспечивает не только освоение первоклассниками элементарного чтения и письма, но и развитие их мышления, познавательных интересов, чувства языка, формирование фонетического слуха, орфографической зоркости, речевых и читательских умений, введение в мир детских книг, а также накопление опыта работы с учебной книгой.

Букварь предполагает активное продвижение как детей, только начинающих учиться читать, так и тех, кто уже находится на разных этапах овладения техникой чтения.

В целом данный букварь создает условия для успешного продолжения обучения чтению и русскому языку в рамках отдельных учебных предметов.
Курс русского языка, представленный в учебниках «К тайнам нашего языка», обеспечивает формирование у младших школьников языковых и речевых умений, их функциональной грамотности одновременно со становлением у них всего комплекса универсальных учебных действий.

Этому способствует реализация деятельностного подхода к организации обучения, при котором освоение языковых и речевых понятий, правил, работа над умениями проходит путь от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению и через осмысление необходимого способа действия - к использованию приобретенных знаний, к умению контролировать выполнение действия и его результат.

Изучение языка носит коммуникативную направленность, так как подчинено развитию речи учащихся, совершенствованию всех форм их речевой деятельности.

Формирование грамотности школьников осуществляется на основе целенаправленного развития их орфографической зоркости иорфографического самоконтроля.

Курс «Литературное чтение» предполагает формирование читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения литературного произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.

Обучение литературному чтению направлено также на:
обогащениедуховно-нравственной сферы младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, уважения к культуре народов многонациональной России;
освоениеуниверсальных учебных действий
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений строить монологическое высказывание и вести диалог;
развитие творческих способностей;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
расширениечитательского кругозора.

Курс математики , представленный в учебнике, в процессе усвоения программного материала целенаправленно формирует все виды универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. Этому способствуют: логика построения содержания курса, разнообразные методические приёмы организации учебной деятельности младших школьников, система учебных заданий, направленных на выполнение учениками различных видов действий.

В процесса изучения курса дети овладевают: математическими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой курса, и научатся использовать их для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; овладеют умениями: строить рассуждения; аргументировать и корректировать высказывания различать обоснованные и необоснованные суждения; выявлять закономерности; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки, что обеспечит им успешное продолжение математического образования в основной школе.

Особенностями содержания курса «Окружающий мир» являются: интегративный характер предъявления естественнонаучных, обществоведческих и исторических знаний; целенаправленное формирование УУД при освоении предметных знаний и умений.

Изучение окружающего мира направлено на:
формованиеу младших школьников целостной картины мира природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
освоение комплекса предметных знаний, умений и универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе;
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
воспитание гражданина, любящего своё Отечество, осознающего свою принадлежность к нему, уважающего образ жизни, нравы и традиции населяющих народов, стремящихся участвовать в природоохранной и творческой деятельности.

Основной курс, представленный в учебниках «Технология» , является предметная преобразующая деятельность, которая позволяет интегрировать понятийные (умозрительные), наглядно-образные, наглядно-действенные компоненты познавательной деятельности.

Главные особенности курса «Изобразительное искусство»:
знакомство школьников с образным языком изобразительного искусства как основой эмоционально-этического освоения окружающего мира;
коммуникативная направленность обучения, обеспечивающая воспитание базовой визуальной культуры личности и первичное освоение изобразительных средств визуального общения;
деятельностный подход к изучению и дальнейшему практическому освоению изобразительной, конструкторской и декаративно-художественной деятельности;
обучение на основе проблемных задач, когда учитель, не подсказывая окончательного ответа, ставит вопросы, помогающие учащимся самим прийти к правильному решению;
формирование приёмов познавательной деятельности и развитие интереса к области художественного освоения мира, обогащение чувственного и практического творческого опыта ребенка.

Курс музыки , представленный в учебниках «К вершинам музыкальногоискусства», имеет следующие особенности:
развитие музыкального мышления школьников за счет освоения различных жанров музыки;
отбор музыкального материала с ориентацией на шедевры мирового музыкального искусства, что помогает ребенку сформировать целостное представление о музыкальной культуре по её эталонным образцам;
формирование наряду с песенным типом музыкального мышления на симфоническом уровне;
методический принцип «воссоздания» шедевров мирового музыкального искусства, состоящий в том, что целостному восприятию произведения предшествует этап «создания» его ребенком посредством прохождения основных этапов композиторского пути;
создание школьниками самостоятельности музыки как вида искусства, способного своими собственными средствами передавать чувства и мысли людей как результат знакомства с музыкальными образами различных жанров музыки и раскрытия многогранных связей музыки и жизни.

Целью учебников «Физическая культура» является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения, анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки, технически правильно выполнять двигательные действия.

Выпускает учебники и учебные пособия УМК «Гармония» издательство«Ассоциация XXI века».
Для общения с коллегами и обмена опытом работы по образовательной системе «Гармония» создана социальная сеть - www.garmoniya-club.ru

В состав УМК входят:
1. Букварь - автор М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина.
2. Русский язык - автор М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
3. Литературное чтение - автор О.В. Кубасова.
4. Математика - автор Н.Б. Истомина.
5. Окружающий мир - автор О.В. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин.
6. Технология - автор Н.М.Конышева.
7. Изобразительное искусство - (издательство «Яхонт»), авт.: Т.А.Копцева, В.П. Копцев, Е.В.Копцев.
8. Музыка - (издательство «Яхонт»), авт.: М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И.Нехаева.
9. Физическая культура - (издательство «Яхонт»), авт.: Р.И.Тарнопольская, Б.И.Мишина.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Реферат по дисциплине:

Образовательные программы начальной школы

Анализ образовательной программы начальной школы моу "Таврическая гимназия"

Выполнила:

Мартынова Анна

22 группа ПиСП

Проверила:

Бурмистрова Елена Владимировна

Введение

1. Анализ образовательной программы начальной школы с учетом требований ФГОС.

2. Характеристика образовательной программы начальной школы «Перспектива».

3. Психолого-педагогические особенности реализации образовательной программы начальной школы в моу "Таврическая гимназия"

Заключение

Список литературы

Введение

Данная работа направлена на анализ образовательной программы начальной школы, чтобы проанализировать соответствие программы «Перспектива» требованиям ФГОС и определить психолого-педагогические особенности применения данной программы.

Для достижения цели, преследуемой в данной работе, мною была посещена МОУ "Таврическая гимназия". Я посетила занятия в первом классе.

1. Анализ образовательной программы начальной школы с учетом требований фгос.

Итак, для начала проведем анализ образовательной программы «Перспектива» с учетом требований, прописанных в ФГОС.

Основной целью УМК «Перспектива» является всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.

Одной из основных задач УМК «Перспектива» является

Личностное развитие - формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе; ценностно-нравственное развитие учащегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других;

Особое место уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину.

Программа «Перспектива» совпадает с фгос По пунктам Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, Которые отражаются в умении:

    формировать гражданскую идентичность - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

    формировать восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

    формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношения к себе, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

    формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

    осмыслить свои социальные роли, правила взаимодействия с окружающим миром;

    создать условия для самоопределения, смыслообразования;

    научить давать морально-этическую оценку событию, действию, поступку;

    побуждать к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем, наша задача сохранить этот интерес, но при этом:

    развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества;

    формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

    формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности (планировать, корректировать, контролировать и оценивать свою деятельность).

На этом основании можно сделать вывод, что образовательная программа «Перспектива» основана на требованиях ФГОСа.